Аромат лимона и розмарина. Гестия и магия домашнего очага

Рейчел Хендерсон, 2021

«Аромат лимона и розмарина» – книга о том, как наполнить свой дом гармонией, уютом и взаимопониманием. Дом – это не только помещение, ограниченное стенами и потолком с полом, но и пространство, в котором мы отдыхаем, запасаемся энергией, встречаемся с семьей и друзьями. Книга поможет вам превратить свое жилище в священное место, которое всегда будет наполнено спокойствием и радостью. Для древних греков Гестия была богиней домашнего очага и жертвенного огня. Практики и советы из книги помогут вам соединиться с Гестией и заручиться ее поддержкой, чтобы создать гармоничную среду, способствующую комфорту и процветанию. Отдельные главы посвящены каждой комнате: гостиная связана с общением и новыми идеями, кухня – с энергией любви и благополучия, спальня – с восстановлением и покоем, ванная комната – с очищением и здоровьем. Автор также делится ценными советами по уборке, проведению ритуалов Колеса года, рецептами блюд и снадобий, заклинаниями и инструкциями по созданию магических инструментов. Вы научитесь использовать магию ароматов, чтобы создать нужное настроение и усилить воздействие ритуалов. Гестия – скромная богиня, которая свободна от привязанности к внешнему виду и условностям. Практики и упражнения из этой книги может использовать любой человек, независимо от духовной традиции, достатка и жизненного положения. Пусть в вашем доме всегда обитают любовь и счастье.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аромат лимона и розмарина. Гестия и магия домашнего очага предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Гестия: первая и последняя

Согласно греческой мифологии, Гестия была старшей из шести детей в семье Кроноса и Реи. Кронос, предупрежденный, что будет свергнут одним из своих детей, поступил так же, как и большинство героев греческих мифов: попытался избежать своей участи и тем самым гарантировал, что это произойдет. Он проглотил своих детей, когда их родила его жена Рея: сначала Гестию, затем Деметру и Геру, затем Посейдона и Аида. Когда Рея родила Зевса, она обманом передала Кроносу камень вместо новорожденного. Таким образом, Зевс вырос и сумел свергнуть Кроноса, в процессе вынуждая отца извергать своих братьев и сестер в обратном порядке. Сначала появился Аид, затем Посейдон, затем Гера, затем Деметра и, наконец, Гестия. Этот порядок — быть проглоченной первой и первой спуститься в глотку Кроноса, а затем вернуться оттуда последней — служит основанием ее эпитета «первая и последняя».

Помимо истории о ее происхождении, есть только два других мифа о Гестии. Оба касаются семейного положения и девственности богини. Во втором говорится о попытке ее изнасилования. Если чувствуете, что вам будет сложно читать об этом, можете перейти к следующему разделу.

«Гимн IV: К Афродите» рассказывает, как Гестия стала хранительницей олимпийского огня и почему ей преподносят первую часть жертвоприношений и подношений. И Аполлон, и Посейдон хотели жениться на Гестии. Но она этого совершенно не желала, более того — упорно отказывалась. И прикоснувшись к голове эгидодержавного Зевса, эта прекрасная богиня дала великую клятву, которую действительно сдержала: она останется девушкой на всю свою жизнь. Зевс согласился на это, даровав ей «место в центре дома и самую щедрую участь: уважение в храмах всех богов и статус первейшей богини для всех смертных»[1].

Овидий рассказывает второй миф о Гестии. Она присутствовала на пиру с другими богами, нимфами и сатирами. Все гости напились, Гестия потеряла сознание на лужайке. Приап, «красный спаситель садов», нашел Гестию и решил изнасиловать ее. Когда он попытался это сделать, закричал осел, который разбудил Гестию и оповестил других гостей о происходящем. В итоге Приапа прогнали[2].

Рассматривая оба мифа вместе, можно предположить, что сфера влияния Гестии ограничивается домашним хозяйством. Для древних греков это было не так. Гестия отвечала не только за домашний очаг, но и за огонь, который был центром городской жизни.

По словам Эсхина, ее называли богиней сената, а ее статуя и алтарь были частью здания сената в Афинах. В том же отрывке Эсхин пишет, что сенаторы клянутся Гестией, что указывает на ее связь с общественной, равноправной жизнью города[3]. А в своей «Немейской оде. 11» Пиндар пишет: «Дочь Реи, ты, получившая ратушу под свою защиту, Гестия, сестра Геры и Зевса Всевышнего, разделяющая его трон»[4].

Из сказанного следует, что Гестия — богиня, которая руководит всеми действиями. Она первой вступает в схватку, первой пытается решить проблему и последней уходит или сдается. Она присутствует повсюду — прочная основа и центр, вокруг которого вращается все действие. Именно история ее происхождения, рождения и затем возрождения закладывает основу для владений Гестии. Застряв в утробе Кроноса, она проводит детство и юность в одном месте.

В одном из мифов Гестия отвергает самую традиционную роль, отводимую женщинам — роль жены, — и при этом ставится выше всех других богов. Это интересное отклонение от традиционного пути греческих богинь. Можно было бы цинично заявить: Зевс признал, что олимпийцам нужна домработница. Но я считаю, что предоставление ей «самой щедрой участи», а также доли почестей в храмах других богов опровергает эту точку зрения. Зевс — бог, известный развратными и женоненавистническими манерами, не только дал старшей сестре то, чего она желала, но и властью царя олимпийцев обеспечил ей свободу распоряжаться своей судьбой, и все — смертные и бессмертные — узнали об этом.

В греческой мифологии, переполненной историями об изнасилованиях, почти облегчение найти сюжет, где жертва спасена, а предполагаемый насильник остановлен. Помимо очевидных тем этого рассказа, мы видим богиню, уверенную в независимости своего тела. Мало того, окружающие признают ее право на суверенитет. Вместе с тем здесь раскрыта тема сообщества. Гестии не пришлось в одиночку бороться с Приапом. Едва осел поднял тревогу, все боги бросились ей на защиту.

Поскольку понятие «семья» расширилось, охватывая город, культуру и страну, государство, конечно, тоже подпадает под влияние Гестии. Именно эта ассоциация усиливает идею социальной структуры. Несмотря на то что Гестия избегает роли жены и сохраняет независимость, она следит за порядком в доме и во всем государстве. Господство Гестии над домом и государством указывает на идею о том, что личное = политическому. И за эту работу она получает лучшую часть жертвоприношений.

Древние ценности, современное значение

Власть над личным и политическим делает Гестию особенно актуальной для современных язычников и ведьм. Ее значение даже больше: когда дело доходит до семьи, самоопределения, социальной справедливости, антикапитализма и т. д., она помогает создавать план построения богослужений и магических практик, охватывающих жизнь в целом.

Такие практики и богослужения признаются и используются для устранения недостатков многих современных институтов.

Гестия — древняя, а не старомодная богиня

Концепция семьи часто преподносится как неизменная идея, лежащая в основе общества. Однако правда в том, что семейная единица не всегда трактовалась одинаково. В разные эпохи по-разному представляли, что значит быть семьей. Вплоть до недавнего времени под одной крышей проживали вместе несколько поколений. И даже сегодня нуклеарная семья — это не универсальная модель. Во многих культурах бабушки и дедушки, братья и сестры, тети и дяди, а также их дети по-прежнему живут вместе. Как и в большинстве случаев, связанных с человечеством, история намного сложнее и запутаннее, чем хотелось бы. Потратьте хотя бы пять минут на разговор с историком или социологом, и вы обнаружите, что нуклеарная семья, которую консервативные люди считают идеалом, — современная концепция.

Все это означает, что Гестия — не богиня одного типа семьи или дома. Ее не интересует жесткая приверженность определенной социальной структуре. В ее глазах так же важна и значима выбранная семья, как и биологическая. И причина этому проста: Гестия, самая важная богиня для греков, — это богиня домашнего очага, распространяющая свою власть на государство. Ее авторитет и, следовательно, естественная иерархия передаются от отдельной семьи к более широкой организации государства.

Таким образом, правительство не имеет права голоса в том, что можно назвать семьей. Только отдельные люди, составляющие семью, могут сделать это. Согласно мифологии, на первом месте стоит семья, а затем уже идет государство.

Говоря о семье в этой книге, я не определяю, как эта семья выглядит. Лесбийская пара с приемными детьми? Семья. Полиаморная группа? Семья. Друзья, которые живут в разных городах, но называют друг друга семьей? Семья. Состав группы не важен; чувство взаимной любви, сопереживания и поддержки — вот факторы, которые мы принимаем во внимание.

Упражнение
Ваша семейная единица

Обдумайте следующие вопросы.

Как вы определяете семью? Кто члены этой семьи? Кто предлагает вам поддержку? Кого вы поддерживаете? На ком бы вы сосредоточили внимание, когда применяете защитные заклинания или молитесь Гестии?

Определение своей семьи до того, как вы начнете включать ее в свои заклинания или молитвы, означает, что вы не будете возиться с именами в середине ритуала или заклинания.

Гестия — покровитель самоуправления

Есть термин, который встретился мне много лет назад в книге «Отшельники. Постижение одиночества» Питера Франса — идиоритмический распорядок[5]. Этот термин использовался в контексте того, как определенные монастыри позволяют монахам самостоятельно организовывать свои дни, а не иметь установленный график. Таким образом, идиоритмичность означает жить по собственным правилам, в своем ритме. Как это относится к Гестии, очевидно. Богиня взяла свою жизнь в собственные руки (буквально положив руку на голову Зевса).

Гестия подчеркивает важность телесной автономии, самоопределения и жизни в соответствии с самим собой. Эти три приоритета могут казаться недосягаемыми в стране, где людей пытаются контролировать посредством таких действий, как принятие законов против абортов или ЛГБТ, или где к темнокожим, коренным и цветным людям (BIPOC[6]) относятся иначе, чем к людям белой расы. Здесь мы обращаемся к Гестии и магии, чтобы дополнить нашу повседневную работу по построению более справедливого общества.

А поскольку Гестия находится как в доме, так и в государстве, мы можем работать с ней на личном уровне, структурируя распорядок дня вокруг своих уникальных обстоятельств. Например, я сова. Мне лучше всего работается, когда все спят, а не по утрам. В настоящее время я могу позволить себе роскошь придерживаться этого графика. Но для большинства людей это не всегда возможно, и график работы и учебы мешает составлению расписания, соответствующего их внутренним часам.

Упражнение
Ваш идиоритмический распорядок

Обдумайте следующие вопросы. Как складывается ваш обычный день? Вы сова или жаворонок, а может быть, полуденный голубь? В какое время суток в идеальном мире вы выполняли бы заклинания и ритуалы? Если посмотрите на свое нынешнее расписание, когда вы могли бы заниматься этими занятиями? Когда вы в последний раз читали заклинание? Когда в последний раз у вас не получилось этого сделать? Что послужило препятствием? Как вы могли бы избавиться от этих препятствий в будущем?

Гестия — борец за социальную справедливость

Гестия — богиня домашнего очага и государства, но она также проявляет некоторую озабоченность относительно более масштабных интеллектуальных проблем.

Права всех людей подпадают под ее компетенцию как богини государства. На семьи влияют вопросы социальной справедливости. Например, в Соединенных Штатах афроамериканцев сажают в тюрьмы в пять раз чаще, чем белых, в том числе за преступления, связанные с наркотиками. Это оказывает прямое и разрушительное воздействие на афроамериканские семьи[7]. Когда в 2017 году Трамп вступил в должность, его администрация начала разделять семьи, нанося длительный психологический ущерб родителям и детям[8]. Это всего лишь два примера того, как несправедливость на государственном уровне негативно влияет на семью.

Все это не означает, что вы должны приковать себя цепью к бульдозеру в знак протеста против вырубки леса.

Протест и социальные изменения тоже требуют поддержки: люди жертвуют время и деньги организациям, проводят телефонные сборы средств, доставляют расходные материалы протестующим, звонят и пишут политикам и корпорациям, присоединяются к бойкотам, забастовкам и т. д.

Не все могут позволить себе быть арестованным во время акции протеста, но есть бесчисленное множество способов принять участие в действиях по реформе социальной справедливости.

Упражнение
Ваш урок социальной справедливости

Обдумайте следующие вопросы. Какие проблемы социальной справедливости важны для вас? Какие есть организации, чья деятельность сосредоточена на этих проблемах? Как вы могли бы поддержать эти организации? Какое заклинание вы могли бы использовать для помощи этим организациям или для решения проблем?

Гестия — антикапиталист

Вы обнаружите, что тема антикапитализма проходит через всю эту книгу. Я подробно рассмотрю это в разделе «Отсутствие этичного потребления при капитализме». Здесь вкратце отмечу, что капитализм — сравнительно новая экономическая система, которая противоречит многому из того, чему учит Гестия. Ее не волнуют акции и размер прибыли. И дело не в том, что она древняя богиня, не имеющая опыта в современной экономике, просто Гестия сосредоточена в первую очередь на благе семьи. Если генеральный директор говорит ей, сколько прибыли принесла их компания, она захочет узнать, сколько бездомных спасли на эти деньги, сколько голодных накормили, сколько больных вылечили. Как защитник государства она не будет благосклонно относиться к корпорациям, которые не платят налоги в общественный фонд. А те компании, что отказываются платить прожиточный минимум? Что ж, Гестия не предоставит им уютный очаг.

Гестия — богиня асексуальных и неромантичных людей

В «Гимне V: Афродите» говорится, что чистая дева Гестия не любит творения Афродиты[9]. Она не только не вышла замуж, но и нет никаких мифов, приписывающих ей любовные отношения. Это доказательство того, что Гестия — божество-покровитель асексуальных и неромантичных людей. Если вы асексуальны, неромантичны или и то и другое, Гестия — ваша богиня.

Налаживание партнерских отношений с Гестией

Может показаться странным, что столь уважаемой богине посвящено так мало мифов. Ее редко изображают в искусстве. Греческих статуй Гестии тоже нет. Статуи, сохранившиеся до наших дней, имеют римское происхождение и часто принадлежат Весте, римской богине, которая соответствует Гестии. На вазах Гестию изображают в группе с другими божествами. На этих немногих иллюстрациях она предстает в виде молодой или средних лет женщины в чадре.

Символы, травы и кристаллы Гестии

Для древних греков Гестия была синонимом домашнего очага, за которым она присматривала. На большинстве алтарей не было посвященных ей изображений или связанных с ней символов, только огонь. С Гестией не связано много символов. Иногда с ней ассоциируется свинья из-за того, что это животное часто использовали для жертвоприношений. Также с Гестией часто связывают осла, разбудившего ее во время нападения Приапа. Однако помимо этого никаких других исторических или мифологических ассоциаций нет. Поскольку имя Гестии по-гречески буквально означает «очаг», единственный символ, в котором мы можем быть уверены, — огонь.

С одной стороны, это может расстраивать, особенно язычников и ведьм, привыкших к божествам с целыми списками символов, полными растений, минералов, животных и элементов, приведенными в книгах и на веб-сайтах. Все эти символы используются при создании алтаря. Но отсутствие избыточной символики также можно воспринимать как освобождающий аспект, позволяющий людям напрямую связаться с Гестией. И действительно, в простоте есть красота.

Алтарь Гестии

Богиня Гестия, у которой в обшем-то нет иконографии и сложных обрядов поклонения, не нуждается в обширном алтаре. За годы работы с ней у меня на алтаре не было ничего красивее свечи. Более значимо только размещение этой свечи. Я всегда ставила ее на кухне в подсвечнике, который моя дочь сделала в дошкольном учреждении. В этой поделке из гофрированной бумаги и баночки из-под детского питания заключен весь смысл преданности Гестии дому.

Даже когда я не работала с Гестией так активно, у меня сложился небольшой ритуал зажигания чайных свечей в этом подсвечнике. Зажигая спичку, я восклицала: «Здравствуй, Гестия!» Это простое действие и два слова стали основой наших отношений и поддерживали связь в те времена, когда я чувствовала себя наиболее изолированной.

В какой-то момент перед свечой появилась небольшая керамическая тарелка, предназначенная для хранения соусов. В нее я наливала немного масла или клала еду в качестве подношения богине как акт благодарности и признания наших отношений.

Рядом со свечой я держу ступку и пестик, но не как часть алтаря. Эти предметы там просто потому, что их нужно где-то хранить, но не буду отрицать, что с годами я стала видеть в нем часть пространства Гестии. В настоящее время небольшое золотистое растение потос (сциндапсус) также находится в пространстве Гестии, и это тоже больше связано с удобством, чем с чем-либо еще.

Гестии не нужны богато украшенные алтари. Это не значит, что вы не можете выложить кристаллы, кубки и другие предметы — просто в этом нет необходимости. Она скромная богиня, более заинтересованная в намерении, сосредоточенности и действии, чем в причудливых алтарных тканях и подставках для благовоний. Итак, мы начнем с простого и малого: с пламени.

Найдите подсвечник, который ассоциируется у вас с домом и который приятно держать в руке. Тот, что хорошо смотрится, когда на него падает ваш взгляд. Подберите что-то приятное. Не обязательно должен быть один подсвечник. Если вам нравится менять их в зависимости от сезона, месяца или чего-то еще, ничего страшного. Важно, чтобы вы чувствовали себя дома, работая с этой вещью.

Далее: свечи. Я использую обычные четырехчасовые чайные свечи. Они подходят к моему подсвечнику, их можно купить оптом и дешево. Вам нужно решить, какие свечи вы хотите использовать.

Подумайте о безопасности. Можно ли оставить свечу горящей, когда вас нет в комнате, не представляет ли она опасности для растений, мебели и т. д.? Может ли горящая свеча нанести вред детям и животным? Имеются ли у вас детекторы дыма? Каков ваш бюджет? Есть ли у вас средства и ресурсы, чтобы при необходимости потушить огонь? Очевидно, вы не захотите оставлять свечи полностью без присмотра, поэтому, выбирая те, что могут гореть часами, необходимо знать, как их погасить, уходя из дома.

Поместите алтарь в самое сердце своего дома. Туда, где вы проводите больше всего времени. Для меня это кухня, потому что она соединена со столовой, гостиной и коридором, ведущим ко всем остальным частям дома. Я прохожу мимо своего алтаря дюжину или больше раз в день, как и моя семья. Это делает его не только сердцем дома, но и местом с наибольшей проходимостью жильцов. Сердцем вашего дома может стать комод в спальне, развлекательный центр или туалетный столик в ванной комнате. Только вы можете решить, где расположить алтарь. Гестия не осудит вас за выбор места для алтаря.

Вы можете добавлять на свой алтарь предметы, свежие цветы, кристаллы и статуи, а также все, что помогает укрепить вашу связь с Гестией. Проведя некоторое время в медитации или используя гадание, чтобы пообщаться с богиней, вы можете лучше понять, как нужно обустроить ваш алтарь.

Упражнение
Ритуал связи с Гестией

Вам понадобятся:

Свеча в подсвечнике.

Спички.

Бумага и письменные принадлежности (по желанию).

Выполняйте этот ритуал в то время, когда вас не побеспокоят.

Поставьте свечу в подсвечнике на стол. Сядьте удобно, так, чтобы легко достать свечу. Сосредоточьтесь и заземлите себя (см. раздел «Четыре магических метода»).

Зажгите свечу. Зажигая спичку, произнесите вслух или мысленно: «Привет, Гестия!»

Обхватите подсвечник руками, чтобы кожей почувствовать тепло.

Смотрите на пламя и позвольте вашему взгляду расфокусироваться. Равномерно дышите несколько минут, пока не почувствуете спокойствие и присутствие Гестии.

Скажите вслух или мысленно: «Гестия, первая и последняя, приди ко мне, чтобы твое присутствие и влияние могли проявиться в моей жизни и в моем доме». Будьте искренними. Вы приглашаете Гестию связаться с вами, пусть даже на короткое время.

Подождите, пока к вам придет Гестия. Обращайте внимание на любые ощущения. Вы чувствуете присутствие Гестии или что-нибудь еще? Вы можете увидеть что-то в огне или тепло свечи может стать более интенсивным.

Когда почувствуете присутствие Гестии, представьтесь ей. Сообщите ей, почему хотите с ней связаться. Будьте максимально четкими, честными и краткими. Гестия — не то божество, которому нравятся игры или двусмысленность.

Когда скажете свое слово, обратите внимание на все, что она может вам передать.

Закончив, поблагодарите Гестию за ее присутствие и все сообщения, которые она вам передала. Погасите свечу[10].

Можете записать свои наблюдения во время ритуала, если хотите. Это полезно, особенно в начале вашей работы с Гестией, поскольку даст детали, которые будут информировать и помогут сформировать ваш подход к ней.

Сделав записи, отложите свои вещи и выпейте воды или перекусите. Потянитесь или займитесь чем-нибудь, что заставит вас двигаться. Это помогает не только восстановить кровообращение, но и вернуть вас в тело, так как общение с божествами и духами иногда оставляет ощущение некоторой оторванности или отстраненности. Это связано с тем, что взаимодействие с такими существами происходит не на физических уровнях.

Как общаться с Гестией

В немногих упоминаниях о Гестии ее называли несколькими эпитетами. К ней обращались как «чистая дева Гестия», «царственная дева», «прекрасная богиня», «глава богинь», «первая из богов». В «Гимне XXIV: К Гестии» ее описывают так: «мягкое масло, капающее из [ее] локонов»[11]. Все это очень формально.

По моему опыту, Гестии больше подходят личные отношения. Она — как тетя или дядя, к которым вы обращаетесь за советом; бабушка, которая печет ваше любимое лакомство; брат или сестра, с которыми вы делитесь секретами; подруга, которая заботится о вас. Гестия обитает не где-то там, а прямо у вас дома.

Впервые обратившись к Гестии, отнеситесь к ней так, как если бы вы связались с тем, кого хотите видеть в качестве своего наставника. По мере развития отношений обнаружится, что церемония быстро отходит на второй план. Я много общаюсь с Гестией, просто разговаривая с ней как с другом. Тем не менее иногда я обращаюсь к ней по титулу, когда прошу присматривать за моим домом и семьей.

Как делать подношения

Как центр семейной жизни и защитница/прародительница государственной религиозной жизни Гестия получает первые порции подношений и еды. Это делается, чтобы почтить ее и выразить ей уважение и благодарность. Традиционно ей предлагали хлеб и злаки, растительное масло, соль, молоко, вино, сидр, розмарин и тимьян.

В начале работы с Гестией возьмите за привычку делать ей подношения каждый день. Они не должны быть дорогими и вычурными. Иногда я просто кладу немного сырого риса или овса на ее алтарь, когда собираюсь готовить. В других случаях добавляю немного трав или оливкового масла. Чтобы избежать попадания насекомых или шерсти домашних животных в подношение, убирайте его перед сном. Потом вы можете отнести подношения в компостную кучу или в мусор.

Когда пьете, не забудьте сделать возлияние Гестии. Находясь на улице, вылейте немного напитка на землю. Если вы дома, налейте немного в миску. В любом случае важно сделать возлияние, перед тем как самому выпить напиток. Гестия первая и последняя. Наша благодарность выражается в том, чтобы первую часть всего, за что мы благодарны, отдавать божествам.

Вы можете выполнить более сложный обряд. Во время ритуальных застолий определите место для Гестии за своим столом. Держите тарелку на середине стола или там, где она не будет мешать. Добавьте небольшую порцию всего, что будете есть, в ее тарелку, прежде чем сесть за стол. Так вы выражаете благодарность Гестии за те благословения, которые получаете. После застолья утилизируйте продукты, как и другие подношения. Это может стать хорошей практикой, чтобы познакомить детей, семью и тех, кто интересуется язычеством, с различными ритуалами.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аромат лимона и розмарина. Гестия и магия домашнего очага предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

В переводе В. В. Вересаева:

Дал ей отличье прекрасное Зевс в возмещенье безбрачья:

Жертвенный тук принимая, средь дома она восседает;

С благоговеньем богине во всех поклоняются храмах,

Смертными чтится она как первейшая между богами.

2

Ovid, Fasti, trans. A. J. Boyle and R. D. Woodard (New York: Penguin, 2000), book 6, lines 319–348.

3

Aeschines, The Speeches of Aeschines, trans. Charles Darwin Adams (Cambridge, MA: Harvard University Press, 1919), 193.

4

Pindar, Nemean Odes, trans. Diane Arnson Svarlien (Perseus Digital Library, 1990), ode 11, lines 1–5. http://www.perseus.tufts.edu/hopper/text?doc=Perseus%3Atext%3A1999.01.0162%3Abook%3DN.%3Apoem%3D11.

5

Peter France, Hermits: The Insights of Solitude (New York: St. Martin’s, 1997).

6

BIPOC (от англ. Black, Indigenous and People of Color) — аббревиатура для обозначения темнокожих людей, представителей коренного населения и людей, не относящихся к белой расе.

7

Ashley Nellis, «The Color of Justice: Racial and Ethnic Disparity in State Prisons», the Sentencing Project, June 14, 2016, https://www.sentencingproject.org/publications/color-of-justice-racial-and-ethnic-disparity-in-state-prisons/.

8

Hajar Habbach, Kathryn Hampton, and Ranit Mishori, «You Will Never See Your Child Again: The Persistent Psychological Effects of Family Separation», Physicians for Human Rights, February 25, 2020, https://phr.org/our-work/resources/you-will-never-see-your-child-again-the-persistent-psychological-effects-of-family-separation/.

9

Hesiod, the Homeric Hymns, and Homerica, «V: To Aphrodite», lines 17–18.

10

Чаще всего свечу, зажженную для Гестии, нужно оставлять догорать. Но в этом ритуале свечу нужно погасить, чтобы завершить общение с ней.

11

Hesiod, the Homeric Hymns, and Homerica, «V: To Aphrodite», lines 17, 23, and 32; Pindar, Nemean Odes, ode 11, lines 6–10, http://www.perseus.tufts.edu/opper/text?doc=Perseus%3Atext%3A1999.01.0162%3Abook%3DN.%3Apoem%3D11; Hesiod, the Homeric Hymns and Homerica, «XXIV: To Hestia», line 3.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я