Будь. Пробудись. Твори. Практики осознанности для развития креативности

Ребека Янгер, 2019

Порой мы бываем настолько увлечены постановкой задач, составлением планов, выполнением списков дел – что отключаемся от окружающего мира. Как же в нашей занятой жизни отыскать вдохновение, когда и притормозить-то трудно? В результате мы чувствуем себя растерянными, подавленными и не находим времени для творческого самовыражения. Книга «Будь. Пробудись. Твори» подтолкнет вас… • Заметить и принять себя таким, каким вы являетесь, не стремясь стать другим. • Осознавать свои мысли, чувства и все, что с вами происходит здесь и сейчас. • Доверять своему творческому началу и позволять вдохновению естественным образом возникать из переживаний. • Размышлять о своих творениях и делиться ими с другими. Ребека Янгер предлагает десятки идей, уникальных упражнений, управляемых медитаций и практических заданий, призванных вдохновить вас на самовыражение в любой сфере – от танца и коллажа до фотографии и поэзии. Если вы будете сохранять спокойное и осознанное состояние ума, то увидите, что ваши творческие силы как цветы, пробивающиеся сквозь трещины в асфальте, – для них нет никаких преград.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Будь. Пробудись. Твори. Практики осознанности для развития креативности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I

Будь

Глава 1

Релаксация в пустоте

Нет такого понятия, как пустое пространство или незаполненное время. Всегда что-то видно глазу, что-то слышно уху. Да и вообще, сохранять тишину мы не можем, как ни стараемся.

Джон Кейдж, композитор

Джон Кейдж — автор неоднозначной, вызвавшей множество споров пьесы, названной им «4´33˝» («Четыре минуты тридцать три секунды»), то есть просто по продолжительности композиции. Премьера состоялась в 1952 году. В центре пустой сцены в концертном зале стоит рояль. Пианист (Дэвид Тюдор) под аплодисменты зрителей выходит на сцену и садится за раскрытый инструмент. Открывает ноты, словно готовясь приступить к игре, надевает очки, громко закрывает рояль и щелкает секундомером. Затем в течение временно́го интервала сидит неподвижно. Это Движение первое. На протяжении пьесы таких Движений три. Между каждым Движением секундомер обнуляется. В конце «4´33˝» пианист снимает очки и закрывает ноты, встает, кланяется публике и уходит со сцены.

Излишне говорить, что на первом исполнении в «Лесном» концертном зале Maverick в сельском Вудстоке, штат Нью-Йорк, публика возмутилась[1]. Где музыка, за которую они заплатили? Слышны были только окружающие звуки: скрип скамеек и покашливанье зрителей в зале, щебет птиц и шелест листьев под ветром в лесу. Это и была музыка, которую Джон Кейдж хотел дать прочувствовать аудитории, — непроизвольные звуки настоящего момента.

Даже просматривая записанное много позже исполнение этой пьесы уже в Карнеги-Холле, я ощутила себя в состоянии повышенной осознанности. Каждый шорох, кашель или случайный звук, раздававшийся в зале, усиливался контрастной неподвижностью исполнителя. И эти звуки, эта непрерывная музыка мира с каждым выступлением, конечно, будут иными.

В 1988 году в беседе с Уильямом Даквортом, говоря о «4´33˝», Кейдж отметил: «Ни одного дня не проходит, чтобы я не использовал это произведение в жизни и в работе. Я слушаю его каждый день… Для этого мне даже не нужно садиться. Я просто прислушиваюсь к окружающему. И осознаю, что звуки никогда не прекращаются. Именно они составляют для меня главный источник удовольствия от жизни… Музыка-то непрерывна. Да вот мы от нее отворачиваемся»[2].

Его композиция служит иллюстрацией к тому, что мир действительно пребывает в состоянии постоянного творчества и выражения. И, будучи частью этого мира, мы тоже творцы. Творческое вдохновение присутствует всегда, если мы открыты переживаниям и готовы принимать новый опыт. В этой главе я предлагаю попрактиковать созерцания и занятия, чтобы расслабиться и открыть осознание для момента «здесь и сейчас», с его плодородной почвой. Начать можно с прослушивания эпатажной пьесы Джона Кейджа, не ожидая при этом услышать что-то конкретное. Просто будьте в настоящем.

Практика: Слушаем

Видеозапись этого упражнения доступна по ссылке http://www.newharbinger.com/32389, а множество других материалов можно скачать на сайте этой книги.

❏ Установите таймер на пять минут и посидите тихо с закрытыми глазами, внимательно слушая.

❏ Обратите внимание на звуки, которые слышите, и во время прослушивания обдумывайте приведенные ниже вопросы.

❏ Что вы слышите?

❏ Откуда доносятся звуки?

❏ Где вы их фактически ощущаете?

❏ В теле? Если да, то где именно?

❏ Или же где-то за пределами тела?

❏ Отметьте звуки, раздающиеся поблизости и вдалеке.

❏ Как далеко вы слышите?

❏ Есть ли среди всех звуков такие, которые вы в повседневной жизни прежде никогда не замечали?

Опишите свои переживания и ощущения. __________

Устроить перерыв

Тебе не надо выходить из дому. Оставайся за столом и слушай. Даже не слушай, просто жди. Даже не жди, просто молчи и оставайся в одиночестве. Вселенная сама начнет напрашиваться на разоблачение, она не может иначе, она будет в упоении корчиться перед тобой.

Франц Кафка, писатель

Доводилось ли вам когда-нибудь чувствовать, что вас ничего не вдохновляет либо, наоборот, обуревает слишком много идей, а вы не уверены, сможете ли выразить их творчески? А может, вы вообще боитесь выражать какие-либо творческие идеи? Может быть, вы по уши увязли в обязательствах, семье, работе и других вещах. И даже когда выдается несколько моментов для себя, вы продолжаете думать об этих проблемах, а не о каком-то там творчестве или о чем-то новом. Все мы ведем постоянный внутренний диалог, в котором комментируем, предполагаем, настраиваемся или распекаем самих себя и ставим под сомнение свои прежние переживания.

Итак, дабы создать что-то новое, необходим перерыв в этом внутреннем диалоге. Начать можно с организации места, пространства для своего творения: пустой страницы, подмостков или холста. Тем не менее в момент затишья после нашего бурлящего потока мыслей, с появлением естественных пробелов в нашей предполагаемой «реальности» возникает вдохновение, подобное тому, на котором Джон Кейдж создал свою «4´33˝». Это происходит в открытом пространстве, где возможно все!

Такие перерывы случаются постоянно. На короткое мгновение вы теряетесь, выбиваетесь из потока мыслей. Говорите по телефону с другом — и вдруг вас отвлекает странный звук. Идете по оживленной улице — и внезапно в глаза бросается всплеск цвета. Одну из моих учениц по дороге на работу остановило великолепие оранжевых тюльпанов. Вспышка цвета прорвалась сквозь ее мысленную болтовню о предстоящем рабочем дне. Мгновения, чтобы принять этот разлом в мышлении, оказалось достаточно, чтобы ее настроение улучшилось. Но такие пробелы легко пропустить, и потом жди, когда придет следующий. А что, если решить на мгновение остановиться, чтобы полностью прочувствовать творческий импульс? На что бы это вас вдохновило?

Однако мы, наоборот, упускаем момент, предпочтя привычный комфорт знакомой среды. В конце концов, мы ведь задание выполняем. А этот новый опыт — Бог весть куда он может привести? Как оно там будет, мы еще не знаем, а не знать неудобно. Незнание может вызвать неловкость и привести к неудаче. Так что мы быстренько заполняем возникший пробел знакомыми предположениями или обычными моделями реагирования или вовсе его пропускаем.

Тем не менее именно в этот момент и начинается творчество — с прыжка в неизвестность. Вы можете расслабиться, зная, что ответы придут сами, когда вы начнете участвовать в творческом процессе. Следуйте совету Кафки, оставаясь спокойными и открытыми для мира. Возможно, самое радикальное и необходимое, что мы можем сделать в нашей культуре, ориентированной на достижения, — это «не делать», а просто быть. «Не делая», вы готовы, открыты для всего, что происходит сейчас. Постепенно на практике вы научитесь доверять своему творческому началу, прочувствуете, как вдохновение естественным образом возникает из переживания.

Оставаясь спокойными, вы начинаете видеть, что разум и мир творят без остановки, как сорняки, пробивающиеся сквозь трещины на тротуаре. Прямо сейчас есть звуки, ощущения, цвета, текстуры и запахи, не говоря уже об эмоциях, мыслях и воспоминаниях, которые соперничают за ваше внимание. Каждый, как и предполагает Кафка, корчится перед вами в упоении, ожидая, когда его прочувствуют и выразят.

В течение недели обращайте внимание на перерывы в мысленном диалоге, запишите их на странице слева.

Практика: Подмечаем

В конечном счете перерыв не является моментом тишины, поскольку истинной тишины не существует. Сохраняйте спокойствие и подмечайте, что есть здесь и сейчас. Видеозапись этого упражнения доступна на сайте http://www.newharbinger.com/32389.

❏ Установите таймер на пять минут.

❏ Сидите тихо, подмечая все, что происходит вокруг и в вашем внутреннем пространстве.

❏ Начните всматриваться в то, что перед вами.

❏ Подмечайте текстуру, оттенки, цвета и формы света и теней. Запоминайте каждую деталь.

❏ Откройтесь и другим своим чувствам. Возможно, вы ощутите прикосновение одежды к телу или температуру в помещении, расслышите щебет птиц или звуки уличного движения.

❏ Продолжая сидеть, подмечайте, как внимание смещается с одного переживания/впечатления на другое.

❏ Переживания могут извлечь из вашей души и памяти мысли, воспоминания и эмоции. Просто отмечайте, что они появились.

❏ Следовать за ними или отсекать их не нужно. Просто отмечайте, как они всплывают и проходят своей дорогой.

❏ И напоследок побудьте немного в пытливом осознании всего, что только что пережили.

То, что вы заметили во время предыдущего занятия, это ваш уникальный опыт. Даже если рядом с вами находился еще кто-то, впечатления и переживания у каждого будут разными.

Запишите все, что вы подметили, а также оставьте замечания о своих переживаниях. __________

Спокойная неизменная медитация

Возможно, вам было сложно ничего «не делать» даже в течение пяти минут. Или, если вы уже достаточно хорошо знакомы с медитацией, то удивитесь, как быстро прошло время. Медитация полезна для любой творческой практики, поскольку повышает способность присутствовать, открываться и осознавать свои переживания. Независимо от того, есть ли у вас предыдущий опыт в медитации или же вы новичок, медитируя не менее десяти минут в день с учетом приведенных далее инструкций, вы лучше поймете и усвоите материал этой книги.

Умение присутствовать, необходимое, дабы подмечать то, что реально происходит вокруг, и то, что вы переживаете, требует практики. Медитация помогает синхронизировать разум и тело. Вы настраиваетесь на то, чтобы присутствовать в текущем переживании, включая и внутренние комментарии, в чем бы они ни заключались. Знакомство со стереотипами собственного мышления повышает осознание не только себя, но и окружающего мира, выходящего за рамки этих привычных стереотипов.

Медитируя, вы заняты тем, что пребываете в согласии с самим собой — таким, какой вы есть сейчас. Не нужно никуда идти, не нужно ничего делать. На первый взгляд это легко, но не все так просто. Умение погружаться в себя, в каком бы состоянии мы ни находились, это великий дар. Мы можем с полным вниманием отнестись к ребенку или другу, но почему-то почти всегда отказываем в этом себе. Медитация же и состоит в том, чтобы быть и дружить с собой без всяких условий.

Возможно, у вас уже есть практика медитации. Действительно, существует немало эффективных способов медитировать. Практику, которую я предлагаю использовать для освоения этой книги, называют шаматхой, или «умиротворением (сосредоточением) ума». Основное внимание уделяется дыханию, чтобы научиться присутствовать в каждом моменте жизни и все осознавать без блуждания мыслей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Будь. Пробудись. Твори. Практики осознанности для развития креативности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Hermes, W., 2000. The Story Of 4’33, NPR.Org. May 8, 2000. https://www.npr.org/2000/05/08/1073885/4–33.

2

Duckworth, W., 1995. Talking Music: Conversations with John Cage, Philip Glass, Laurie Anderson, and Five Generations of American Experimental Composers. New York: Schirmer Books.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я