Реабилитация инвалидов средствами искусства. Международная научно-практическая конференция в форме интервью участников Парамузыкального фестиваля (ноябрь 2015 г.). Сборник интервью

Сборник статей, 2016

В сборнике представлены интервью участников Международного Парамузыкального фестиваля, состоявшегося в Москве 25–26 ноября 2015 года. Участники Парамузыкального фестиваля – в основном молодые люди, школьники и студенты, имеющие ограничения физических возможностей (депривация слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата), однако, несмотря на это, осуществляющие полноценную творческую деятельность в самых различных областях искусства. Издание адресовано преподавателям специализированных образовательных учреждений по реабилитации инвалидов, учителям общеобразовательных школ, родителям, а также всем интересующимся данной проблематикой.

Оглавление

  • Введение
  • Интервью 1. Евгений Альбертович Елкин, Москва, Россия
Из серии: Научные труды РГСАИ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Реабилитация инвалидов средствами искусства. Международная научно-практическая конференция в форме интервью участников Парамузыкального фестиваля (ноябрь 2015 г.). Сборник интервью предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Интервью 1. Евгений Альбертович Елкин, Москва, Россия

Вопрос: Мы встретились с Евгением Альбертовичем Елкиным, преподавателем танца в проекте «Преодолей-ка». Что Вы полагаете самым важным в Вашей преподавательской деятельности?

Ответ: Я с удовольствием расскажу Вам, как работает наш проект «Преодолей-ка». На прошлом Парамузыкальном фестивале Президент проекта, Анна Олеговна Гонек, уже многое изложила Вам — мне знакомо ее интервью, опубликованное в Вашей брошюре в 2015 году. На мой взгляд, самое главное — это процесс вхождения в социум наших питомцев, детей, отягощенных нарушениями опорно-двигательного аппарата. Этот процесс сам по себе очень сложен. Совсем не все дети легко и просто могут войти в коллектив, тем более если они осознают, что у них имеются серьезные ограничения по здоровью. Ведь процесс реабилитации нездорового ребенка является в первую очередь проблемой психологической.

Вопрос: Евгений Альбертович, не могли бы Вы более подробно рассказать о Вашем проекте и о роли именно танцевального искусства в нем?

Ответ: В нашем проекте «Преодолей-ка» ведется работа с теми детьми, которые ограничены в движениях. Что же может стать для них стимулом, позволяющим преодолеть заболевание? Можно сказать, что одним из возможных инструментов вхождения в социум, и, таким образом, преодоления себя является танец. Ведь танец — очень древнее искусство. Язык движений старше любой письменности. Я сказал бы, что танец является инструментом познания мира, познания самого себя. Может быть, без танца человек вообще не способ общаться. Достаточно почитать книги, посмотреть на древние фрески, где изображаются люди, танцующие под аккомпанемент музыки, чтобы убедиться, что искусство танца близко и понятно буквально всем. Танец — это стихия, она увлекает и заставляет присоединяться к танцующим. Танец всегда приносит радость общения! Если человек, тем более ребенок, способен овладеть подобным инструментом, то он может войти в социум. Имеющиеся наработки, методики дают возможность социализироваться.

Вопрос: Евгений Альбертович, Вы очень поэтично рассказываете о танце! Не могли бы Вы привести какие-либо конкретные примеры или высказывания Ваших учеников о танце?

Ответ: Начну с того, что искусство движения — наше базовое умение. Танец — это глубоко социальное явление, и о нем, вероятно, должны рассказывать теоретики. Однако можно привести конкретные примеры того, как реагируют на танец наши обучающиеся. Так, одна моя студентка сказала: «Танец для меня — все, я живу в этом искусстве, ощущаю себя в нем, это — моя стихия». Так мыслить, высказываться могут, конечно, более старшие наши питомцы, полностью осознавшие силу этого древнего искусства. Однако и младшие, еще не раздумывающие над какими-то серьезными вопросами, постепенно адаптируются, и в первую очередь это происходит на уровне игры. Вместе с другими они начинают находить свои собственные пути к движениям, перестают смущаться и как бы стесняться своего заболевания.

Вопрос: Считаете ли Вы, что адаптация детей именно среди коллектива — главный путь к самореализации Ваших питомцев?

Ответ: Несомненно. Я, как преподаватель, полагаю, что подобная точка зрения есть важнейший момент для адаптации, стимулирующей социализацию. Вот давайте подумаем: перед Вами находится человек, ограниченный в своих физических возможностях, и у него возникает возможность самореализации. Я полагаю, что подобную возможность следует рассматривать как реальное творческое открытие. Если не искать способы творческой самореализации, то мир станет темнее.

Вопрос: Как Вы полагаете, что нужно делать для того, чтобы дети радовались жизни, несмотря на недомогание?

Ответ: Я полагаю, что подобная постановка вопроса является совершенно правильной. Действительно, именно ощущение радости, которую может дать окружающий мир, и является главным стимулом для самореализации. Ведь если ребенок с физическими ограничениями видит, как его товарищи научились двигаться благодаря танцу, то он обязательно будет стараться так или иначе повторять те или иные танцевальные движения, искать свои собственные возможности. А ведь это — не что иное, как творческий поиск, и весьма серьезный, хотя его осуществляет и ребенок. Творческий процесс — это и есть радость! Важнейшее для ребенка ощущение, что и у него тоже начинает получаться, что он сам смог, нашел, достиг — именно это имеет колоссальное значение в нашей методике. Безусловно, необходимо совершенствовать существующие методики социализации, совершенствовать собственные имеющиеся наработки, постоянно анализировать результаты, постоянно искать новые пути для социализации.

Вопрос: Как конкретизируются Ваши творческие планы на практике?

Ответ: Действительно, я хотел бы сказать еще несколько слов о конкретной направленности нашей деятельности. Вот пример: одна наша ученица, которая обучается в рамках изложенного мною Проекта, говорила, что искусство танца дарит ей ощущение свободы, радости, то есть того, без чего жизнь становится бесцветной, бедной. Может быть, такое утверждение и является спорным, но дело в том, что каждый должен самостоятельно изыскивать возможности собственной реализации. Для кого-то это — живопись, для кого-то — музыка. Пожалуй, данную мысль можно продолжить вот каким образом: главной проблемой является необходимость принятия самостоятельных решений. Человек должен это уметь, хотя, как правило, это всегда непросто. Ведь если ребенок сумел адаптироваться к коллективу других детей, то отсюда следует, что он сам нашел свое, собственное решение того, как ему приступить к искусству танца и — как обязательное следствие — к собственной реабилитации. И если этот путь однажды найден, то процесс реабилитации станет развиваться и дальше. Это, собственно, и есть наша основная цель. Возвращаясь к тому, с чего мы начинали нашу с Вами беседу, повторю еще раз: танец — это прежде всего язык жестов, и это одновременно инструмент познания мира и себя.

Вопрос: Вы высказали мысль о том, что проблема танцевального искусства — это чисто теоретическая область. Вероятно, это действительно так, однако Ваш рассказ о Проекте настолько полон и продуман, что Вы сами, Евгений Альбертович, являетесь теоретиком! Приезжайте к нам на следующий Фестиваль. Вы подумаете об этом?

Ответ: Безусловно, мы с радостью еще раз привезем на следующий Фестиваль наших питомцев.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Интервью 1. Евгений Альбертович Елкин, Москва, Россия
Из серии: Научные труды РГСАИ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Реабилитация инвалидов средствами искусства. Международная научно-практическая конференция в форме интервью участников Парамузыкального фестиваля (ноябрь 2015 г.). Сборник интервью предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я