Деловые коммуникации: курс лекций

Рахметолла Рахимжанович Байтасов

В учебном пособии, представляющем собой базовый курс по теории деловых коммуникаций, систематизированы и обобщены материалы многих авторов, работающих в сфере деловых коммуникаций. Пособие предназначено для студентов-экономистов и менеджеров, может быть полезным менеджерам-профессионалам, аспирантам и преподавателям, слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки педагогических и экономических специальностей, а также для всех интересующихся вопросами деловых коммуникаций.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Деловые коммуникации: курс лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Тема 1. Предмет, объект и методологический базис теории и практики деловых коммуникаций, как научно-прикладной дисциплины. Современные аспекты деловой коммуникации в рамках теории коммуникаций

Цель темы: Изучить основополагающие принципы теории и практики деловых коммуникаций.

План темы:

1. Предмет, объект и методологический базис теории и практики деловых коммуникаций.

2. Цели и задачи дисциплины.

3. Понятие деловых коммуникаций в современной науке и практике: обзор основных подходов.

4. Типы и виды деловых коммуникаций.

Ключевые слова: деловые коммуникации, теории коммуникаций, коммуникации, «новая коммуникационная среда», межкультурные коммуникации, бизнес-коммуникация в менеджерской, маркетинговой и коммуникативной парадигмах; «организационная коммуникация», субъекты и объекты деловой коммуникации, типы и виды деловых коммуникаций.

1.1. Предмет, объект и методологический базис теории и практики деловых коммуникаций

Наука о коммуникации, как самостоятельная научная дисциплина начала оформляться только к середине ХХ века, на пороге входа человечества в постиндустриальную (информационно-коммуникативную) фазу своего развития. Развитие IT-технологий и связанных с ними социальных инноваций привело к невозможности решения ряда научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учёта места и роли человека в исследуемых системах. В этот период (70-е гг. ХХ века) как ответ на вызов времени стали появляться, так называемые постнеклассические науки, с комплексным содержанием объектно-предметных областей и интегральным методологическим аппаратом, диалектически объединяющие в себе концепции, подходы и методы классических монодисциплинарных наук. К их числу, наряду с биотехнологией, климатологией, социальной инженерией, урбанистикой, экологией относят теорию коммуникации.

По мнению Д. П. Гавры, в настоящее время сложился комплекс наук о коммуникации, который включает следующие дисциплины [17]:

— общая теория коммуникации;

— межличностная и деловая коммуникации;

— теория массовой коммуникации;

— теория организационной коммуникации;

— коммуникационный менеджмент;

— история коммуникаций;

— методы коммуникационных исследований;

— теория кросс-культурных коммуникаций;

— теория вербальной коммуникации;

— теория визуальной коммуникации;

— политическая экономия и экономия коммуникаций;

— коммуникативные исследования;

— международные и глобальные коммуникации;

— теория виртуальных коммуникаций и т. д.

В то же время, в начале XX в. в Германии началось становление науки о коммуникации, как самостоятельной области знания. На начальных этапах создатели этой науки занимались изучением газетного дела, а после 1945 г. расширили круг исследований до изучения книг, фильмов, радио и т. п. К началу 1970 гг. в Германии сложился социологический и теоретико-эмпирический подходы в этой области научного знания. Одни учёные предлагают именовать эту науку коммуникологией, другие — коммуникативистикой. Некоторые исследователи предлагают использовать оба понятия. Так, например, Ф. Шарков полагает, что коммуникативистика — это научное направление коммуникологии, изучающее зарождение и функционирование информационно-коммуникационных систем, способы осуществления коммуникаций этих систем с внешней общественной средой, а также теоретические основы и практические аспекты социального взаимодействия в различных сетях коммуникации (включая электронные сетевые сообщества) [160]. М. А. Василик определяет коммуникологию «как науку о месте и роли коммуникации в обществе, о коммуникационных системах, структурах и процессах, закономерностях их развития и функционирования» [14].

Коммуникология включает исследование: форм, уровней и видов коммуникаций; функций коммуникативных систем; концептуальных подходов, основных теорий и моделей коммуникации; основ процесса межкультурной коммуникации; методов исследования процесса межкультурной коммуникации в различных социальных сферах (в сфере менеджмента, бизнеса, образования). Коммуникология занимается также проблематикой этнической, национальной, территориальной, социальной принадлежности коммуникантов и их личностных характеристик; лингвистическими, психологическими, психолингвистическими, семиотическими, семиосоциопсихологическими составляющими теории межкультурной коммуникации [14; 160].

Таким образом, коммуникология, как система знаний о коммуникации синтезировала в единое знание: 1) теорию коммуникации; 2) теории различных коммуникаций, разработанные различными авторами (например, теории массовой коммуникации, теории межкультурной коммуникации, многие теории социолингвистический коммуникации, теория эгалитарной коммуникации, и пр.); 3) науки и научные направления, изучающие различные коммуникации (социология коммуникации, психология коммуникации и др.); 4) теорию и практику коммуникативной деятельности в различных сферах общества с помощью различных средств и с различными субъектами [54].

В научном познании принято различать объект и предмет науки (теории, учения).

Объект — это часть объективно (независимо от исследователя) существующей реальности, которую исследователь выбирает для изучения. Объект любой науки — это то, на что направлен процесс познания. Таким образом, под объектом теории коммуникации, в широком смысле, можно понимать все объекты и процессы, вступающие между собой во взаимодействие. В более узком смысле, объектом теории коммуникации служит сама социальная коммуникация, понимаемая как процессы социального взаимодействия между людьми как объектами и субъектами социальных процессов, взятые в их информационно-знаковом аспекте [17]. В. А. Спивак определяет объект коммуникации как различного рода данные и информацию [77, с.14]. Е. А. Окладникова отмечает, что по сути дела, специалисты в области коммуникативистики в качестве объекта своих следований избирают информационные ресурсы современного общества [54]. Таким образом, объектом науки «деловые коммуникации» является все многообразие отношений и взаимосвязей людей в профессиональной и предпринимательской деятельности.

Предметом любой науки являются некоторые особые аспекты, характеристики, связи и отношения, которые составляют определенную сторону сущности и содержания объекта и на которые направлен процесс познания данной научной дисциплины. Если объект науки существует независимо от исследователя и от процесса познания и в этом отношении объективен, то того же нельзя сказать о предмете. Он существует в сознании исследователя и неразрывен с процессом познания объекта в рамках именно данной научной дисциплины [17]. Е. А. Окладникова отмечает, что предметом исследований специалистов по коммуникативистике являются каналы распространения информации, воздействие глобальных и национальных факторов на становление информационного общества, доступ к информации, разнообразные прикладные аспекты коммуникативных процессов и т. п. [54].

Исходя из положения, что объект, взятый в определённом аспекте, рассматриваемый с определённой стороны при условии условного абстрагирования других его сторон, образует предмет науки [17], предметом теории коммуникации являются законы социальной коммуникации, универсальные механизмы обмена информацией в обществе, обеспечивающие существование и развитие человеческих отношений. Предметом дисциплины «Деловые коммуникации» являются закономерности и проблемы, связанные с деловым общением людей и социальных групп в организационных системах (в организации, в подразделениях, между организациями и т.п.).

Методологический базис теории коммуникации составляют [17]:

1. Теоретическое познание (анализ, сравнение, моделирование, синтез, индукция, дедукция, исторические методы, системные, структурно-функциональные и др.);

2. Общенаучные эмпирические методы (эксперимент, наблюдение, анализ документов, опрос, анкетирование, групповые дискуссии, холл-тесты, социальный эксперимент и др.).

Под методологией (от греч. methodos — путь исследования или познания, теория, учение и logos — слово понятие, т.е. «учение о методе», «теория метода») понимают систему подходов, принципов, показателей, методик и методов, а также логику коммуникации [4].

Методы (от греч. méthodos — путь исследования или познания, теория, учение) — это способы, приёмы, используемые в деловых коммуникациях. Они выступают в качестве инструмента, позволяющего реализовывать методологические принципы деловых коммуникаций.

В деловых коммуникациях применяется, в зависимости от содержания и условий решаемых задач, вся совокупность методов управления: административных (организационно-распорядительных) экономических и социально-психологических. Однако наибольшее значение имеют социально-психологические методы (методы убеждения). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе коммуникации. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. Их подразделяют на две группы: социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, направленно воздействующие на личность конкретного человека [5].

1.2. Цели и задачи дисциплины

Взаимодействуя друг с другом, включаясь в процесс общения, люди обычно преследуют конкретные цели. К основным целям коммуникации обычно относятся следующие [87, с. 74]:

обеспечение эффективного обмена информацией (прием и передача) между субъектами и объектами управления;

— совершенствование межличностных отношений в процессе обмена информацией;

— создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий;

— регулирование и рационализация информационных потоков в рамках организации и за ее пределами;

— формирование умений и навыков для успешной социокультурной деятельности;

— формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;

— обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями;

— изменение мотивации поведения;

— обмен эмоциями.

Коммуникации выполняют целый ряд важных функций. Обычно выделяют пять основных.

1. Связующая заключается в том, что благодаря ей люди объединяются в процессе любой деятельности.

2. Формирующая, в соответствии с которой коммуникации помогают человеку сформировать определённые качества личности.

3. Подтверждающая функция. В процессе коммуникации с другими людьми человек получает возможность как бы подтвердить себя, утвердиться в том, что он есть. У. Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Это состояние человека фиксируется в понятии «неподтверждения». Каждый день мы в процессе общения «подтверждаем существование друг друга» с помощью привычных действий, закрепленных нормами этикета: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Они, говоря научным языком, направлены на поддержание у человека «минимума подтверждённости».

4. Межличностная функция заключается в организации и поддержании межличностных эмоциональных отношений.

5. Внутриличностная функция коммуникации предполагает общение человека с самим собой. Это универсальный способ мышления человека [27, с. 8].

Исходя из знания целей и функций коммуникации, можно сформулировать цели и задачи изучения дисциплины «Деловые коммуникации».

Целью изучения курса «Деловые коммуникации» является освоение студентами теоретических основ деловых коммуникаций, формирование у них знаний, представлений, навыков взаимодействия с партнерами в профессиональной и деловой сфере.

Основные задачи дисциплины:

— усвоение студентами основных знаний о сущности коммуникации и её роли в жизни общества, видах и средствах коммуникации;

— дать обучающимся представление о деловой коммуникации как взаимодействии партнеров в профессиональной и деловой сфере, реализуемой в различных его формах;

— улучшение коммуникативных навыков на основе установления взаимопонимания, преодоления коммуникативных барьеров и использования личностного влияния;

— сформировать умения организации и проведения таких форм деловой коммуникации как деловая беседа, деловые переговоры, деловое совещание с соблюдением требований и норм профессиональной этики;

— сформировать навык работы в команде на основе знания психологии личности, психологии делового общения, методов управления конфликтными ситуациями, основных закономерностей функционирования рабочей группы и коллектива.

— усвоение этических основ деловой коммуникации и формирования современной деловой культуры.

1.3. Понятие деловых коммуникаций в современной науке и практике: обзор основных подходов

Термин «коммуникация» (лат. communicatio — от communico — делаю общим, связываю, общаюсь) появился в научной литературе в начале XX в. и имеет несколько значений [72]:

универсальное (широкое), — коммуникация — это способ связи любых объектов материального и духовного мира;

техническое (пространственная коммуникация), — коммуникация — путь сообщения, связь одного места с другим, средство передачи информации, материальных и идеальных объектов из одного места в другое (например, транспортная коммуникация, трубопровод, подземные коммуникации, телефонные линии и др.);

биологическое, используемое в биологии, в основном в разделе этологии, при исследовании сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых (например, «танец пчёл»);

межличностное — общение, передача информации (мыслей, идей, чувств) от человека к человеку (межличностная коммуникация). Нужно отметить, что слово «передача» в данном случае является явной метафорой. Коммуникация не просто передача/приём информации, это создание некой общности, некой степени взаимопонимания между участниками. Даже в ситуации, когда один только говорит, а другой только слушает, коммуникация — это взаимодействие, и каждый из его участников оказывает влияние на ход этого взаимодействия;

социальное — взаимодействие людей по передаче информации, осуществляющееся при помощи различных знаковых систем.

Выделяют два подхода к коммуникации: механистический и деятельностный [36, с. 5].

В механистическом подходе под коммуникацией понимается однонаправленный процесс кодирования и передачи информации источником. Человек при таком подходе рассматривается как механизм, действия которого могут быть описаны определёнными конечными правилами, контекст внешней среды коммуникации здесь рассматривается как шум, помехи.

Деятельностный подход понимает коммуникацию как совместную деятельность участников коммуникации, в ходе которой вырабатывается общий (до определённого предела) взгляд на вещи и действия с ними. Для него характерны процессуальность (свойство непрерывно и последовательно изменяться во времени, преобразовываться), континуальность (непрерывность, отсутствие разделённости на фрагменты), контекстуальность (конте́кст (от лат. contextus — «соединение», «связь») — законченный отрывок письменной или устной речи (текста), общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов, предложений, и т. п.). Отсюда контекстуальность — обусловленность контекстом (или нерасторжимость речи и сознания)). Он ближе к реальной жизни. В то же время для удобства можно пользоваться и механистическими метафорами («передача информации», «обмен информацией»), не забывая при этом об их условности.

Наиболее близким к «коммуникации» по значению является русское слово «общение», под которым понимается «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [41, с. 213]; коммуникативно-информационное взаимодействие людей [27, с. 7].

Нужно отметить, что одни специалисты понимают эти термины как синонимы, другие — разделяют понятия «общение» и «коммуникация», ограничивая коммуникацию лишь передачей тех или иных сообщений в направлении от субъекта (отправителя) к объекту (получателю). Для подобного ограничения содержания понятия «коммуникация» нет оснований, поскольку в процессе коммуникации не только передаётся информация (причем в обоих направлениях), но и вырабатывается новая информация, являющаяся общей для её участников [32, с. 144—146]. Поэтому мы будем исходить из того, что понятия «общение» и «коммуникация», «деловое общение» и «деловые коммуникации» могут применяться как синонимы и понимать под коммуникацией «процесс обмена и понимания информации между двумя и более людьми с целью мотивирования определенного поведения или влияния на него» [56, с. 164].

В общении (и коммуникации) выделяют три взаимосвязанные стороны или характеристики [30]:

перцептивная — включает процесс восприятия, формирования образа другого человека, его познания;

коммуникативная — связана с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, т.е. с учётом отношений между партнёрами, их установок, целей, намерений, что приводит не просто к «движению» информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди;

интерактивная — представляет собой процесс взаимодействия людей в общении (построение общей стратегии взаимодействия).

Согласно мнению многих российских исследователей [64, с. 123; 70, с. 28—29] деловое общение (под ним мы понимаем деловую коммуникацию) является одним из видов общения, выделяемых по признаку используемой техники общения, целей и особенностей личности. В отличие от других видов общения деловое общение направлено на согласование и объединение усилий людей с целью налаживания отношений и достижения общего результата деятельности. Потребность в нём, его содержание и формы определяются целью организации и функциями ее работников.

Основные особенности делового общения [29, с. 12—13]:

регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям. Например, правила письменного общения могут определяться специальными документами (регламентами). Так, в организации могут быть установлены правила, касающиеся внешнего вида делового письма, характера обращений к адресату, принятые языковые формулы и т. д. Устное общение определяется деловой культурой организации, системой ее традиций;

строгое соблюдение ролевого амплуа участников. Это означает, что в общении в обязательном порядке учитываются роли, определяемые статусом работников в организации. Например, очевидно, что общение «начальник-подчинённый» будет строиться на основе понимания каждым из участников того, какое поведение от них ожидается. Также понятно, что по-другому будут общаться два начальника одного уровня. Таким образом, каждый работник участвует в деловом общении в соответствии с ролью, которую он играет в организации;

строгий отбор используемых в общении речевых средств. Например, для делового общения характерен официально деловой стиль изложения, использование большого количества профессиональных терминов, нейтральный тон изложения и т. д.

Основной задачей деловой коммуникации можно назвать продуктивное сотрудничество, стремление к сближению целей, установление и улучшение партнерских отношений [27, с. 8].

Коммуникация является объектом изучения многих наук. Обусловлено это тем, что коммуникация является сущностной характеристикой самого общества, «человеческие отношения, да и сама общественная жизнь невозможны без коммуникации» [45, с. 43].

Коммуникация, как объект изучения различных наук [13].

Философия видит в коммуникации одно из атрибутивных свойств материи, обусловленных материальным единством мира и, следовательно, взаимосвязью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности. Поэтому она достаточно широко трактует понятие и содержание коммуникации (использует широкое значение данного понятия). Вместе с тем именно в философии изначально сложилось и более узкое представление о коммуникации как о диалоге человека с человеком (софисты, Сократ, Платон). В рамках философии были поставлены такие ключевые проблемы теории коммуникации, как проблема понимания и интерпретации, зародились логика, риторика, этика, политика, герменевтика, имеющие самое прямое отношение к проблемам коммуникации [13].

Социология, изучая проблемы функционирования и развития общества, взаимодействие различных социальных субъектов, уделяет большое внимание проблемам коммуникации, изучению социальной коммуникации (изучает МЫ). Так, она изучает функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в процессе их взаимодействия с целью оказания влияния на их поведение и отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом. Оно зависит от социальных, экономических, профессиональных и других характеристик взаимодействующих субъектов и групп. Отсюда социология определяет общение, как процесс взаимодействия субъектов, составляющих общество, от которого зависит процесс его (общества) функционирования и развития.

Социология, кроме того, изучает взаимодействие социальных и коммуникативных факторов во внутригрупповой, межличностной и массовой коммуникации, а также уровни коммуникации, виды коммуникативных систем, их единицы, категории и частные функции социальной коммуникации.

Для социолога важно изучение коммуникации как социально обусловленного процесса, в рамках которого формируются индивидуальные и групповые установки речевого поведения. На основе взаимопонимания в процессе взаимодействия формируется совокупность поступков, мероприятий, обеспечивающих достижение коммуникативных целей. В специальном разделе социологии — социологии коммуникации — наряду с межличностной коммуникацией всесторонне изучается массовая коммуникация, исследуются социальные факторы, обусловливающие влияние массовой коммуникации на формирование общественного мнения. В работах социологов коммуникация признается категорией, предметом социологического исследования.

Лингвистика занимается проблемами вербальной коммуникации — возникновением и развитием языка и речи (устной, письменной, диалогической, монологической) как важнейших средствах человеческого общения.

Паралингвистика рассматривает способы невербальной коммуникации — жесты, мимику, и другие несловесные коммуникативные средства.

На стыке лингвистики, логики, философии и других наук находится семиотика, изучающая коммуникацию как передачу знаков или обмен знаками. Примерами знаковых систем являются естественные (разговорные) языки, искусственные языки (азбука Морзе, языки программирования и т.д.), системы сигнализации в обществе и природе, входные и выходные сигналы кибернетических устройств. Семиотическая сторона коммуникации безусловно важна, но её акцентирование может привести к абстрагированию от социального контекста коммуникации. Устранить этот недостаток пытается социолингвистика, которая исследует проблемы, связанные с социальной природой языка и особенностями его функционирования в различных сообществах, механизмы взаимодействия социальных и языковых факторов, обусловливающих контакты между представителями различных социальных групп.

Одним из важнейших коммуникативных аспектов психологической науки является изучение способности человека отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. В рамках общей психологии изучается психологическая природа речи и языка, т. е. способы вербальной коммуникации, а также различные виды невербальной коммуникации и особенности их восприятия, обусловленные психологическими особенностями личности. В социальной психологии исследуются способы общения, межличностное восприятие и понимание, взаимодействие индивида и малой группы, внутригрупповые отношения, конфликты, психология межгрупповых отношений и т. д. (изучает Я, взаимосвязь людей).

Политология изучает политические процессы с точки зрения информационного обмена между субъектами политики.

Этнография изучает бытовые и культурологические особенности коммуникации как общения в этнических ареалах

Культурология и ряд других дисциплин гуманитарного, естественно-научного и научно-технического циклов также обращаются в своих исследованиях к проблеме социальной коммуникации. Очень весомый вклад в изучение коммуникации внесли технические науки. Эволюция коммуникативных возможностей человека связана с техническим прогрессом. Развитие средств коммуникации — от книгопечатания до современной компьютерной связи — полностью изменило характер социальной коммуникации, сделав возможной передачу информации в режиме реального времени на неограниченные расстояния.

Исследовательское поле коммуникации распространяется и на природный мир. В рамках биологии с конца XIX в. стало очень активно развиваться направление, изучающее поведение и коммуникацию животных, обусловленные биологическими факторами — этология. В настоящее время в научном сообществе широко используются такие понятия как «биокоммуникация» и «зоокоммуникация». За исследования в этой области во второй половине XX в. были удостоены Нобелевской премии К. Лоренц, Н. Тинберген, К. Фриш [13].

1.4. Типы и виды деловых коммуникаций

Существуют различные подходы к типологии коммуникаций. Так, например, одни исследователи по субъекту и средствам коммуникации выделяют два основных типа коммуникации — «контактный» и «технический». Первый из них характерен для прямой (непосредственной) коммуникации, т.е. коммуникации «лицом к лицу», при непосредственном контакте с помощью словесных и несловесных форм; второй — для непрямой (опосредованной, дистанционной), когда между общающимися сторонами существуют пространственно-временные разрывы и потому информация передается при помощи каких-либо технических средств, информационных технологий (осуществляются с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий). Другие исследователи называют их видами коммуникации.

А. А. Брудный в зависимости от направленности информации, выделяют аксиальний и ретиальний типы коммуникации [11 с.89] (другие авторы называют их видами коммуникации). При этом аксиальная (от лат. axis — ось) коммуникация подразумевает передачу сообщения строго определённому, единичному получателю информации или группе людей. (например, телеграмма или личное письмо, доставленные конкретному лицу). а ретиальная (от лат. rete — невод, сеть) — имеет своим адресатом многих реципиентов (как в радиопередаче или телевизионной программе, приём которой требует настройки на волну или на канал). Главное различие аксиальной и ретиальной коммуникации заключается в том, что в первом случае передача сообщения подразумевает «однозначное соответствие» между передающим и получающим, в то время как во втором это соответствие «взаимно неоднозначно». Особенности аксиальной коммуникации в основном применяются в ситуациях непосредственного межличностного общения, а массовое общение использует модели ретиальной коммуникации.

Б. А. Парахонский [57, с. 126—145] в основу выделения типов коммуникации положил критерий «соотношение статусов источника информации и её получателя». Возможны четыре варианта такого соотношения. В первом, названным исследователем интерпретацией, статус источника ниже, чем статус получателя. Во втором — истолковании — наоборот, статус источника выше статуса получателя. В третьем — статусы источника и получателя равны, и такой тип коммуникации назван пониманием, в четвертом — источник тождественен получателю, и это коммуникация с самим собой, т. е. рефлексия.

Интерпретация — тип коммуникации, когда в качестве источника сообщения выступают явления природы, составляющие его ближайшее жизненное окружение. Человек никогда не воспринимает окружающую реальность саму по себе, а только во множестве интерпретативных схем, которые вырабатываются в процессе его культурной эволюции.

Истолкование — это коммуникация со сверхъестественным источником информации. Это коммуникация с сакральным миром. В этой системе истинное знание не добывается, а испрашивается и спускается «сверху», т. е. это истина высшего порядка, результат «откровения», а не усилий самой личности. Истина не добывается путём познания, а раскрывается божеством своему избраннику (приобретающему статус пророка), который далее обязан раскрывать её остальным. В этом типе коммуникации часто участвует посредник, жрец.

Понимание — тип коммуникации, где личность ведет диалог с другой личностью.

Рефлексия, или коммуникация с самим собой, — это тип коммуникации, когда человек получает информацию из памяти в форме сознаваемого воспоминания или в форме бессознательного. Рефлексия — это переживание своих мыслей и чувств, но не просто размышление о себе, а размышление, нацеленное на изменение собственной системы ценностей.

Б. З. Мильнер [51] выделяет такие типы коммуникации как внутриличностная, межличностная, в малой группе, общественная, внутренняя оперативная, внешняя оперативная, личностная.

Внутриличностная коммуникация возникает внутри самого индивидуума. Это то, как индивидуум говорит сам с собой.

Межличностная коммуникация — коммуникация с другим человеком.

Коммуникация в малой группе. Малые группы состоят из нескольких индивидуумов, посылающих и получающих информацию. В связи с этим возникает большая вероятность недопонимания в группе.

Общественная коммуникация. В общественной коммуникации выступающий (источник информации) передаёт послание аудитории (получателям информации). Общественная коммуникация возникает, когда группа слишком большая, чтобы все члены могли эффективно участвовать в её работе. Этот тип коммуникации может возникнуть на собраниях, церемониях, пресс-конференциях.

Внутренняя оперативная коммуникация — это коммуникация в пределах организации, непосредственно направленная на достижение целей организации. Примерами такой коммуникации являются связь между отделами предприятия, отчёты отдела реализации продукции или ведомости складского учёта, которые передают информацию о потребностях отделу оперативного планирования производства.

Внешняя оперативная коммуникация связана с достижением организацией своих целей или межорганизационной деятельностью. Она осуществляется между организацией и образованиями, которые существуют вне её. Она также относится к взаимоотношениям с правительственными, государственными, региональными органами и общественностью.

Личностная коммуникация. Не вся связь в организации основывается на получаемых заданиях. Личностная коммуникация определяется как случайный обмен информацией между людьми при встрече.

Рассмотрев ниже виды коммуникации, мы увидим, что типология коммуникаций Б. З. Мильнера в настоящее время не актуальна, поскольку типы коммуникации, выделенные им, совпадают с видами коммуникации.

Для выделения видов коммуникации исследователи используют различные признаки.

1. По масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц:

а) массовая коммуникация (на уровне социальной системы) — процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств тиражирования информации (радио, телевидение, кино, пресса, видеоклипы, звукозаписи и т.п.), имеющих социальное значение на численно большие, рассредоточенные аудитории с целью влияния на установки, поведение, мысли и оценки людей. Под массовой коммуникацией можно понимать и одновременную связь с большим количеством людей в ограниченном пространстве, позволяющую осуществлять взаимодействие (коммуникацию) с «лидерами мнений» (например, митинги, шествия, презентации, концерты в больших открытых или закрытых помещениях (стадионы и др.). Общим критерием обоих видов массовой коммуникации является потребление большим количеством людей массовой информации [13];

б) среднего уровня (между и в больших социальных группах — групповая, в социальных организациях — внутриорганизационные коммуникации). Внутриорганизационные коммуникации — это, например, взаимодействие членов организации со структурными подразделениями, структурных подразделений организации между собой;

в) локальная (внутрисемейная, в малых группах — внутригрупповая, межгрупповая).

По отношению к каждому из внешних субъектов межгрупповых взаимосвязей коммуникации носят внешний характер — внешние коммуникации (между организацией и её внешней средой (реклама, PR, ежегодные отчёты о финансовом состоянии, телефонные переговоры и т.д.)). Внутренние коммуникации — это любые коммуникации внутри организации. Они могут быть устными или письменными, непосредственными или виртуальными, личными или групповыми, вертикальными, когда информация перемещается по уровням иерархии (по нисходящей — с высших уровней на низшие. Так передаётся информация о текущих задачах, изменениях приоритетов, рекомендуемых процедурах и т. д.; по восходящей — с низших уровней на высшие, выполняют функцию оповещения верха о том, что делается внизу, руководство узнаёт о текущих проблемах, назревающих конфликтах); горизонтальными (между подразделениями организации. Такой обмен информацией необходим для координации задач и действий) и др. Внутренние коммуникации могут принимать характер межличностных отношений — межличностные коммуникации (как правило, связаны с идеальной моделью коммуникации, в которой участвуют двое коммуникантов). Межличностные коммуникации отличаются от внутриличностных (интраперсональных), которые представляют собой «общение с самим собой» (человек диалогизирует свой внутренний «монолог», разговаривая со своим внутренним голосом, совестью, alter ego).

2. По способу установления и поддержания контакта коммуникации подразделяются:

а) на непосредственные (прямые);

б) опосредованные (дистанционные).

3. По инициативности коммуникаторов коммуникации делятся:

а) на активные;

б) пассивные.

Если коммуникатор воздействует на реципиента, который не реагирует на послания, то последний играет пассивную роль, а данная коммуникация в целом также является пассивной. Коммуникация становится активной, если все коммуникаторы, участвующие в коммуникативном процессе, инициируют послания и сразу же реагируют на полученную информацию своими действиями.

4. По степени организованности коммуникации подразделяются:

а) на случайные;

б) неслучайные (организованные).

Случайные коммуникации возникают стихийно (обмен информацией происходит случайно во время незапланированных заранее встреч, при этом могут обсуждаться и приниматься достаточно важные и ответственные решения).

5. В зависимости от направления потока информации коммуникации подразделяются:

а) на горизонтальные. Происходят между членами группы, имеющими равный ранг в системе управления организацией, между друзьями, равнозначными группами в обществе;

б) вертикальные. Вертикальные коммуникации, в свою очередь, подразделяются на нисходящие и восходящие. Коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню, называется нисходящим (общение начальника со своими подчиненными). Восходящая информация от более низкого к более высокому уровню используется для обратной связи подчинённых с руководителем с целью информирования о результатах работы и текущих проблемах.

6. В зависимости от используемых знаковых систем коммуникации подразделяются:

а) на вербальные;

б) невербальные.

Вербальные коммуникации реализуются посредством устных и письменных сообщений. Невербальные коммуникации осуществляются посредством языка телодвижений и параметров речи (интонация, тембр голос, темп речи, частота дыхания, выбор слов, употребление жаргона, громкость голоса, произношение слов и др.).

7. По характеру кодирования с учетом специфики получателя (адресата):

а) публичные — коммуникации, обладающие экспрессией, рассчитанные на массовые аудитории;

б) личностные (индивидуальные) — рассчитанные на получение сообщения только конкретным индивидом;

в) конфиденциальные — разновидность личностных коммуникаций, не рассчитаных на восприятие третьим индивидом.

8. По характеру процесса, с учетом его результативности коммуникации подразделяются на следующие виды:

а) эффективные (успешные); б) неэффективные [33].

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Деловые коммуникации: курс лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я