Испания. Полная история

Рамон Наварете, 2020

Испанцы – народ азартный, подвижный и весьма шумный, а вот так называемый «мачизм» (от испанского слова «macho», переводящегося как «самец») – это не испанское изобретение, а то, что иностранцы почему-то думают об испанском мужчине. Испанцы – очень неорганизованные люди, и если поезд у них приходит или отходит вовремя, то это – не норма, а «приятный сюрприз». И если вызванный мастер является точно в назначенный час, то это – не правило, а простое совпадение. Испании имеется 17 областей, и у каждой – своя собственная столица, флаг и законодательство. Многие кичатся своим собственным языком. Всевозможные каталонцы, андалузцы, арагонцы, баски, кастильцы и галисийцы совершенно не похожи друг на друга, но еще больше они отличаются от других народов.

Оглавление

Глава третья

Правление Вестготов

В начале V века на территории современной Испании появились вестготы, составлявшие западную ветвь готского племенного союза (к середине III века он распался на две ветви: вестготов и остготов). Сначала вестготы были союзниками римлян, но постепенно они вытеснили все прочие германские племена.

Средневековая история Иберийского полуострова могла бы начаться в 409 году, то есть в год первого вторжения германских племен. Но она будет более понятна, если начать с реорганизации территории вестготскими королями <…> Именно в это время к политической организации территории добавилась разработка самого понятия Испания, ее идеи, одним из авторов которой был Исидор Севильский.

АДЕЛИНА РЮКУАфранцузский историк

Вестготы во второй половине VI века создали в Испании единое королевство, которое считалось наследником Римской империи. Под властью энергичных королей, выбравших себе Толедо в качестве столицы, они сохранили название готы, чтобы отличаться от римлян, и их королевство процветало. Впрочем, оно страдало многими недостатками, подтачивавшими его существование: от римских времен была унаследована социальная пропасть между немногими владельцами громадных латифундий и массой остального населения, разоренного налогами и угнетенного до последней крайности.

Что же касается Римской империи, то нашествие варваров, имевшее место в V веке, ускорило крушение этого уже пришедшего в упадок образования. При этом свевы (выходцы из Восточной Германии) обосновались на северо-западе в Галисии, создав Свевское королевство.

Вестготы, составляя всего около 4 % населения, довольно быстро потеряли свой язык и свои обычаи, смешавшись с населением, которое было намного многочисленнее их. В VI веке они присоединили к своему королевству свевов, а к VIII веку вытеснили византийцев, обосновавшихся на юге и юго-востоке полуострова в середине VI века.

Вестготская социальная верхушка отрицала божественность Христа (арианство[1]), а местное население исповедовало христианскую религию, которая распространялась по Пиренейскому полуострову в течение II века.

В 325 году епископ Осий из Кордовы председательствовал на Никейском соборе, где было осуждено арианство и принят «Символ христианской веры» (Credo). Готский просветитель Ульфила посетил Константинополь перед тем, как стать епископом (примерно в 341 году), и он перевел Библию на германский язык.

Короче говоря, трехсотлетнее правление вестготов оставило значительный след в культуре Пиренейского полуострова, но оно не привело к созданию единой нации.

Следует отметить, что после принятия католического христианства именно Испания стала лидером по ортодоксальности (склонности неукоснительно придерживаться религиозных убеждений) и даже начала в этом смысле указывать Риму, с которым поддерживались лишь весьма отдаленные отношения. Ее епископы и короли объявили охоту на еретиков и принялись за обращение в другую веру евреев, и это стало составной частью их политики. Будучи убежденными, что «незнание есть мать всех ошибок», они придавали первостепенную роль образованию и организовали обширную систему обучения.

Король Рекаред I

В 587 году сам вестготский король Рекаред I, правивший 15 лет, 6 месяцев и 10 дней и умерший в 601 году в Толедо, отрекся от арианской ереси. Он принял католическое христианство, сделав его государственной религией, а затем убедил арианских епископов последовать своему примеру.

Провинции, захваченные отцом с помощью войны, Рекаред сохранял в мире, управлял ими справедливо, властвовал умеренно. Он был добрым и мягким, необычайно ласковым и настолько сердечным и доброжелательным, что даже плохие люди желали его любви. Он был настолько великодушен, что своей властью вернул частным гражданам и церквям богатства, которые его отец постыдным образом изъял в казну. Он был настолько милосердным, что часто уменьшал подати своего народа, даруя ему прощение. Рекаред многих обогатил дарами, но еще больших вознес почестями. Он раздавал свое богатство ущербным, а сокровища — нищим, зная, что королевство дано ему именно для этого, так чтобы он мог наслаждаться им, достигая добрых свершений из добрых начинаний.

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙархиепископ Севильи, основательсредневекового энциклопедизма

Но это не сняло всех противоречий, и религиозные распри лишь усилились. А к VII веку все нехристиане (особенно евреи) были поставлены перед выбором: изгнание или обращение в христианство.

За время своего правления вестготские завоеватели так и не смогли вернуть Испанию к прежнему процветанию и стабильности, несмотря на принятие королем Рекаредом в 587 году католицизма.

ХУАН ЛАЛАГУНАиспанский историк

Примечания

1

Арианство — это течение в христианстве, которое возникло в Римской империи и получило название по имени его зачинателя — александрийского священника Ария. Ариане не принимали основной догмат официальной христианской церкви, согласно которому Бог-сын единосущен Богу-отцу. По учению Ария, сын Божий Логос (Христос) — творение бога, следовательно, не единосущен ему, то есть в сравнении с Богом-отцом является существом низшего порядка.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я