Заглядывая в глубины истории, человечество порой не замечает те исторические фазовые переходы между эпохами, присущие научному материалу истории как науки, связанной с другими дисциплинами мировой научной школы. В книге показан такой эпохальный переход от новейшей к глобальной истории, происходящий на веку и глазах наших современников. Автор Общей теории критериальной оценки и Закона устойчивого развития Р. И. Булатов использует последние как инструмент познания исторических процессов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология. Социум. Экономика: Новая, новейшая и глобальная история предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Ожидание прошлого и авангард в политике и духовности
Развитие авангарда в искусстве конца ХХ столетия тесно связано с нашей землячкой, уникальным композитором Софией Губайдулиной, ныне проживающей в Германии, но не забытой и почитаемой у себя на родине, Татарстане.
С древности популярна фраза, что талант, — поэтический и музыкальный, — это «от бога». Люди гениальные, благодаря способности к сильным ощущениям, в качестве предтечи, способны ощущать грядущее. Их помыслы и устремления тесно связаны с ноосферными явлениями и ожиданиями социума. Их способность, в определенной мере, к предсказаниям будущего, ощущениям грядущих событий, толкает многих из них в своем искусстве к преодолению границ традиционных трактовок в композиции, в том числе и в споре со своими же учителями, во многом остающимися на позициях «жесткого» академизма.
Так и случилось в судьбе Софии Губайдулиной, — таланта ищущего и неуемного.
В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова её музыка подверглась жёсткой критике, и Губайдулина попала в так называемую «хренниковскую семёрку» — «чёрный список» 7 отечественных композиторов, в течение ряда лет не могла выступать на радио и телевидении /https://ru.wikipedia.org/wiki/Губайдулина,_София_Асгатовна/.
Как поэты, композиторы, художники конца XIX начала ХХ веков уловили ветер перемен, приведший к событиям мировой истории ХХ века, так и в «широкой реке» современного искусства, возможно «прочесть» определенные аналогии с прошлым веком.
Ведь не напрасно, именно 82-летнюю Губайдулину сочли за честь пригласить в 2013 году на фестиваль «The rest is noise» в Лондоне, посвящённом политике и духовности в искусстве /Там же /http://therestisnoise.southbankcentre.co.uk/explore/politics-and-spirituality#1/.
Не случайно, она говорит о себе: «Все, что я пишу, — всего лишь попытка. Для нас, человеческих существ, ничто никогда не будет достигнуто так, как мы себе это представляем. Что мы делаем, это — только попытки. Это наша судьба. Пусть будет так». (цит. из интервью The Guardian 31 октября 2013 года).
В последние 30 лет не ее одну отмечает весь прогрессивный творческий мир.
Наряду с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым Губайдулина входила в так называемую «троицу» московских композиторов авангардного направления /Там же/.
24 октября композитору исполняется 84 года. Как откликнется креативная Казань на эту дату.
Всему миру известно и доказано, что Республика Татарстан твердо заняла позиции в авангарде социально-экономических перемен, руководство республики, поддерживаемое общественными силами, не лишено прогрессивных и динамичных решений в своих проектах и программах и желании ставить амбициозные задачи.
Возможно тогда, еще в молодости, София Губайдулина предчувствовала такой поворот в новейшей истории России. Ее произведения наполнены высоким накалом, ощущением борьбы и оптимизмом за наше настоящее и будущее. Не все видят себя с нами в таком настоящем и будущем, многие уезжают искать себя и счастья, в том числе и из страны. Кто остается, тот ощущает себя слитным с эпохой перемен, с совместной борьбой и развитием вместе со своим народом.
В 2011 году с личным патронатом и участием Софии Губайдулиной в Казани силами Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан основан ежегодный фестиваль современной музыки её имени «CONCORDIA», в котором выступают известные российские и зарубежные композиторы и исполнители. Художественный руководитель фестиваля — заслуженный артист России Александр Сладковский. В Казани проводится международный конкурс пианистов её имени с участием студентов Казанской и других консерваторий. Центр современной музыки действует в Казани в реконструированном доме на улице Тельмана, где композитор провела свои детские годы /Там же/.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология. Социум. Экономика: Новая, новейшая и глобальная история предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других