Библейские исследования. Бытие

Рами Юдовин, 2012

В книге «Библейские исследования. Бытие» применяется историко-критический метод, включающий текстуальную и литературную критику, библейскую археологию, историю. Иллюстрированное издание.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Библейские исследования. Бытие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сотворение человека

Сотворение человека согласно Библии, произошло в последний, шестой день творения мироздания. Причина сотворения человека и остальных творений не объясняется, кроме слов — «это хорошо», в которых возможно и скрыта разгадка самого факта творения.

Прежде чем сделать человека, Господь сотворил небо и землю: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1).

Книга Бытие приводит последовательность творения — небо и земля, разделение между небом и землёй, сушей и морями. Земле было приказано производить зелень, траву, деревья. Сотворены два светила, кстати, автор этого текста похоже намерено избегает называть светила «Солнце» (Шемеш) или «Яреах» (Луна) в честь ханаанских божеств, и называет солнце и луну просто большим и малым светильниками:

«И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю» (Быт. 1:15).

На пятый день по воле Бога вода производит пресмыкающихся, птиц и животных. А на шестой день Господь по образу Своему и подобию делает человека — мужчину и женщину:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:27).

Вторая глава книги Бытия, вероятно, опирается на другую версию истории о Сотворении. В ней говорится о первоначальном сотворении только мужчины — Адама:

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт. 2:7).

И уже впоследствии видя, что животные не подходят человеку, сделал существо близкое к нему, скажем по структуре ДНК, так как взял часть тела от самого Адама.

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (Быт. 2:18-23).

Сотворив первых людей, Господь заповедал им плодиться, размножаться, заполнять землю и владычествовать над животными. Функция человека сводилась не только к размножению, требовалось освоить землю и подчинить её (об этом свидетельствует глагол «реду» רְדוּ в повелительном наклонении в двух смыслах этого слова) и живущих на ней.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (Быт. 1:28).

Однако не позволялось убивать животных ради пищи не только людям, но и самим животным:

И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так (Быт. 1:29-30).

Если, библейская причина сотворения мира, включая человека — «это хорошо», т.е. Господь благ и творит благое, таким образом, Он проявляет свойства Своего характера, то древние шумерские, ассирийские сказания повествуют о других причинах, весьма прозаических…

Давайте рассмотрим шумерско-вавилонскую поэму: «Когда боги, подобно людям…» (Перевод В. К. Афанасьевой).

Боги (вероятно, низшего звена), тяжко трудились более двух с половиной тысяч лет.

Начали боги выкапывать реки,

Жизнь страны, каналы, прорыли.

Игиги стали выкапывать реки,

Жизнь страны, каналы прорыли.

Реку Тигр они прокопали,

Реку Евфрат прокопали также.

Они трудились в водных глубинах.

Боги-трудяги, устроили возмущение и потребовали облегчить тяготы работы, грозясь переизбрать верховного правителя, советника высших богов-творцов Энлиля:

Они кричали, наполняясь злобой,

Они шумели в своих котлованах:

“Хотим управляющего увидеть!

Пусть он отменит труд наш тяжелый!

Он, советник богов, воитель!

Пойдем, разыщем его жилище!

Энлиль, советник богов, воитель!

Ныне ему объявляем войну!

Сражение да столкнется с битвой!

Боги вняли его речам.

Они спалили свои орудья,

Они сожгли свои лопаты,

Предали пламени свои корзины.

За руки взявшись, они пошли

К святым вратам воителя Энлиля!.

Энлиль, услышав о возмущении, так как Игиги или Ануннаки окружили его храм, призвал своего советника Нуску, который предложил обратиться за помощью к высшим богам:

Почему ты сынов своих боишься?

Позови, и пусть опустится Ану,

Энки предстанет перед тобою”.

Он послал, и Ану к нему спустился.

Энки предстал пред его очи.

Воссел Ану, владыка неба,

Внимал Энки, владыка Апсу.

Верховные боги предлагают прежде чем подавить бунт игигов, посылают Нуску, узнать о причинах возмущения.

Нуску пытается выявить подстрекателей, но бунтовщики заявляют, что нет зачинщиков, «все, как один войну объявили».

Так говорит воителю Энлилю:

“Отчего Игиги

Врата окружили,

Нуску пошли узнать и разведать;

Приказ отдай своему посланцу,

Чтоб сыны твои открыли причину!”

Энлиль уста свои открыл,

Говорит своему советнику Нуску:

“Нуску, отвори ворота!

Вооружись, предстань предо мною!

Перед собранием всех богов

Склонись, поднимись, передай наше слово;

“Меня послал отец ваш Ану,

Ваш советпик, воитель Энлиль,

Ваш управляющий Нинурта

И надсмотрщик ваш Эннуги!

Кто подстрекатель этой битвы?

Кто зачинщик этого боя?

Кто из вас призывал к нападенью?

Кто столкнул сраженье и битву?

В собрании всех великих богов

Так сказал я, ответ принесу Энлилю.

Все, как один, войну объявили!

Энлиль требует от верховных богов наказать бунтовщиков:

Энлиль его посланью внемлет,

Так говорит он воину Ану:

“Благородный, там, у себя на небе,

Закон укрепи, покажи свою силу!

Когда Ануннаки пред тобою воссядут,

Вызови бога, предай его смерти!

Однако Ану не спешит применять силу, он предлагает создать существ, которые бы заменили ануннаков на тяжелых работах, на которых можно было возложить «бремя богов»:

Ану уста свои раскрыл,

Так говорит богам, своим братьям:

“За что мы к ним питаем злобу?

Их труд тяжел, велики невзгоды.

Каждый день они носят корзины,

Горьки их плачи, их стенанья мы слышим,

Да создаст праматерь род человеков,

Бремя богов на него возложим.

Боги поддержали совет Ану, призвали Белет-или или Мами, которой были известны секреты сотворения. Она же узнав о задании, потребовала глины и крови одного из богов, так как для создания нового вида, нужна была божественная кровь, чтобы «Воистину божье и человечье соединилось». Новое создание должно было быть разумным.

Кликнули богиню, позвали

Повитуху богов, мудрейшую Мами.

«О праматерь, творец человека!

Сотвори человека, да несет он бремя!

Да примет труды, что Энлиль назначил!

Корзины богов — носить человеку!»

Нинту уста свои раскрыла,

Так говорит богам великим:

«Я не могу сотворить в одиночку,

Только с Энки исполню работу,

Ибо только он освящает,

Пусть глины мне даст, и я исполню!»

Энки раскрыл свои уста,

Так говорит богам великим:

«В первый же месяц, в день седьмой

и пятнадцатый,

Я совершу обряд очищенья.

Один из богов да будет повергнут,

Да очистятся боги, в кровь окунувшись.

Из его плоти, на его крови

Да намешает Нинту глины!

Воистину божье и человечье соединятся,

Смешавшись в глине!

Чтоб вечно мы слышали стуки сердца,

Да живет разум во плоти бога,

Да знает живущий знак своей жизни,

Не забывал бы, что имеет разум!”

“Да!” — ответствовало собранье…

Богини приготовили глину, Мами, которая получила от бога Эйа заклинания, произнесла их, отломила четырнадцать кусков глины, разделила их на две части, справа семь и слева семь и сотворила семерых мужчин и семь женщин, которые в дальнейшем сами должны производить потомство.

Ануннаки, восславили богиню, которая произвела существ, на которых можно было возложить тяжкие труды: «Владычицу божью, премудрую Мами да славят!»

Итак, мы видим существенную разницу между библейской версией причин создания человека и шумеро-вавилонской. В одной и другой, говорится о соединении божественного и земного, но цели, поставленные богами согласно шумерскому повествованию, отличаются от задач, возложенных на человека Богом Израиля. Согласно книге Бытие, человек сотворён, чтобы быть владыкой на земле «и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным…», а не для того, чтобы «носить корзины богов». И только лишь за непослушание, человек был изгнан из рая и стал трудиться в поте лица, добывая себе пропитание: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» (Бытие 3:19).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Библейские исследования. Бытие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я