Автор работ по библейским исследованиям представляет сборник статей по библейской археологии, где в доступной форме рассказывается о современных раскопках на территории Израиля. Статьи окунают в библейский мир, заставляя прикоснуться к находкам далекого прошлого, ознакомиться с исследовательскими методами современной археологии. Иногда в небольших заметках по истории судеб артефактов прослеживаются драматические и даже детективные коллизии.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Библейская археология. Первая часть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Бесы из Кунтиллет Ажруда
В 1975 году группа израильских археологов обнаружила в северо-восточной части Синайского полуострова постройки VIII века до н.э. Вероятно, речь идёт о небольшом гарнизоне, построенном на земле, принадлежащей израильскому царю.
Сухой климат пустыни законсервировал ценнейшие артефакты, среди которых изделия из дерева, ткани, верёвки, но самое важное — надписи и рисунки на стенах, пифосах, кувшинах, глиняных черепках, камне и штукатурке.
На одном из пифосов красной краской выполнены два изображения Беса — египетского божества счастья и удачи, хранителя очага, защитника бедных.
Надпись и изображение египетского божества Беса
“אמר א[-]ר[ע] המ[ל]ך. אמר ליהלי וליועשה ול[…..] ברכת אתכם ליהוה שמרון ולאשרתה”
«Послание… дру[га] царя. Скажи Яhели и Йоаше […] благословляю вас (именем) YHWH Шомрона (Самарии) и Ашератой (вариант: Ашерой Его)».
Слово אמר «речь, письмо, послание» типично в качестве вступительного слова в аккадских и угаритских письмах.
Титул רעה המלך «друг царя» известен из Писания: «И Завуд, сын Натана, сановник, друг царя» (Мелахим I (3-Цар.) 4:5). «Друг царя» означает «царский советник», «доверенное лицо царя».
Имя יהלי Яhели происходит от корня הלל «освещать», «славить»:
«Если смотрел я на солнце в его сиянии (יהל אורם)» (Иов 31:26).
Имя יועשה «Йоаша» упоминается на одной израильской печати VII в. до н. э.
Однако неумелой рукой выполнены рисунки, изображающие женщину (богиню?), играющую на лире, и египетское божество Беса. При этом две фигуры Беса нарисованы разными людьми и в разное время (левый рисунок более поздний).
Одна из надписей нанесена на рисунки так, что перекрывает корону фигуры слева, поэтому нет никакой связи между надписями и изображениями.
Беса изображали в виде уродливого карлика с бородой, длинным высунутым языком, короткими ногами и нередко с явно гипертрофированными гениталиями.
Википедия: Барельеф с изображением Беса, северные ворота цитадели хеттской крепости Каратепе (VIII в. до н. э.)
Рисунки из Кунтиллет Ажруда в точности повторяют уже сложившийся канон изображения Беса: корона, небольшие уши на уровне глаз, борода определённой формы, слегка увеличенные молочные железы, ракурс тела, положение рук, широко расставленные, полусогнутые ноги и т. д.
Надпись с именем YHWH поверх изображений популярного египетского божества сделана гораздо позже. Более того, мы не можем однозначно утверждать, что Бес вообще был нарисован евреями, а не представителями других народов. В крепости могли находиться потомки хеттов или наёмники-киттияне, о которых говорится в Арадских письмах (VIII в. до н. э.).
Впрочем, искусство северного царства Израиля было связано с существующими культурными традициями окружающего, языческого мира, отгородиться от которого не помогли даже жёсткие предписания Моисея. Законы Торы стали руководством к действию практически для всего народа только после вавилонского пленения, которое было воспринято евреями как кара за грехи.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Библейская археология. Первая часть предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других