Собеседование без усилий. Советы от карьерного коуча №1 в России

Раиса Сорокина

Хотите чувствовать себя уверенно и непринужденно во время собеседования? В этой книге вы найдете ответы на самые острые вопросы, беспокоящие вас перед интервью, и научитесь держать весь процесс под контролем – от первого звонка менеджера по персоналу до ведения переговоров по условиям контракта. Раиса Сорокина, коуч с 20-летним опытом работы с крупнейшими мировыми компаниями, входящими в список Fortune 500, в своей книге расскажет, как пройти собеседование в компанию мечты.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Собеседование без усилий. Советы от карьерного коуча №1 в России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Подготовка — ключ к успеху

Вы смогли бы пробежать марафон на 10 км, если до этого не тренировались несколько месяцев или никогда не бегали? Вы смогли бы побороть Майка Тайсона без предварительной подготовки? Скорее всего, нет. Так почему вы идете на собеседование без надлежащей подготовки и надеетесь получить предложение?

Значительная часть мужества состоит в том, чтобы подготовиться к делу заранее.

Эмерсон

Подготовка к прохождению собеседований не так уж сильно отличается от подготовки спортсменов к соревнованиям. Чем больше вы тренируетесь и практикуетесь, тем увереннее вы себя будете чувствовать в день Х и тем больше у вас будет шансов для победы над другими кандидатами.

Пренебрегаете подготовкой — готовьтесь к проигрышу (Fail to prepare, prepare to fail).

Когда вы закончите танцевать и кричать от радости, после того как получили приглашение на собеседование, приступайте к работе детектива. В этой главе вы узнаете о том, что нужно сделать, прежде чем отправиться на собеседование.

Исследование компании

Недавно на собеседовании первый вопрос, который задали моему клиенту, был следующим: «Сделайте презентацию нашей компании. Представьте, что я ничего не знаю о компании». Вы смогли бы ответить на такой вопрос без подготовки?

Есть много причин, по которым стоит выделить время на проведение исследования компании. Вот лишь некоторые из них:

1. Исследование поможет вам найти нужные контакты для получения большего количества приглашений на собеседования.

2. Вы узнаете, какие существуют ТОП-компании в вашей отрасли, в каких компаниях сейчас идет подбор персонала и какие вакансии у них есть.

3. Знание фактов о компании и отрасли позволит вам уменьшить волнение и чувствовать себя более уверенными на собеседовании.

4. Вы сможете ответить на один из самых распространенных вопросов на собеседовании: «Почему вы хотите здесь работать?»

5. Вы сможете принять правильное решение о том, подходит ли вам данная компания.

8 ШАГОВ В РОЛИ ДЕТЕКТИВА

Шаг 1. Посетите веб-сайт компании

Лучше всего начать сбор информации с корпоративного сайта компании. Посетите страницу «О компании»/О нас», где вы узнаете об истории компании, ее руководстве, миссии и продуктах/услугах. Не забудьте поискать на сайте информацию касаемо темы построение карьеры. У многих компаний есть специальный раздел на сайте, который называется «Карьера», где вы сможете найти имена и email людей, отвечающих за подбор персонала в этой организации, а также узнать про программы стажировок.

Шаг 2. Проверьте страницы компаний в социальных сетях

Страницы компаний в социальных сетях дают ценную информацию о политике и культуре компании. Вы сможете получить представление о том, как происходит взаимодействие с клиентами компании. Помимо того, что вы узнаете о самой компании из первых рук, вы также узнаете мнения подписчиков, которые оставляют комментарии под сообщениями.

Компании стали все больше и больше использовать социальные сети, как платформу для публикаций вакансий, сообщать информацию о новинках и делиться ссылками на разные темы. Большинство компаний также имеют страницу и в LinkedIn. Возможно, вы найдете там ценную информацию, включая имена ключевых лиц компании, в том числе и их контактные данные.

Шаг 3. Наведите справки об интервьюерах

В крупных компаниях, как правило, собеседования проводят разные люди в зависимости от уровня вакансии, тогда как в небольших — один человек отвечает за закрытие всех позиций. Поэтому важно выяснить как можно больше информации о всех возможных интервьюерах, которые будут проводить с вами собеседование. Посмотрите интервью с главными лицами компании.

Вот четыре самых эффективных способа, которыми вы можете воспользоваться для того, чтобы больше узнать о своих потенциальных интервьюерах:

1. Профиль в LinkedIn. Вы узнаете информацию об образовании и профессиональном опыте.

2. Сайт компании. У многих компаний на сайтах есть информация о сотрудниках и об их роли в компании.

3. Публикации в профильных изданиях. Чтение статей ваших потенциальных интервьюеров в отраслевых изданиях поможет вам найти с ними общий язык на собеседовании.

4. Социальные сети. Информация в публичных аккаунтах поможет вам узнать человека с другой стороны.

Шаг 4. Расширьте свои знания об отрасли

Важно быть в курсе последних новостей, связанных с вашей сферой деятельности, особенно если вы новичок в этой области. Как проводить исследование отрасли? Начните со следующих источников:

1. Прочтите последние публикации в отраслевых изданиях.

2. Подпишитесь на страницы групп в LinkedIn.

3. Подпишитесь на страницы социальных сетей ключевых игроков в отрасли.

Шаг 5. Ознакомьтесь с культурой компании

Культура компании играет важнейшую роль в том, как вы будете чувствовать себя на работе. Найдите и прочитайте отзывы сотрудников о работе в компании. Самым лучшим ресурсом для изучения культуры иностранных компаний является сайт Glassdoor.com — кадровый портал, где вы сможете узнать, что думают о компании нынешние и бывшие сотрудники. Вы также сможете найти на этом сайте информацию об уровне заработной платы и рекомендации по прохождению собеседований в конкретные компании.

Шаг 6. Изучите финансовое состояние компании

Найдите в Интернете последние новости о финансовых показателях компании, в которой вы проходите собеседование. Часто именно из статей в СМИ можно узнать информацию об увольнениях, сокращениях, найме персонала и экономических перспективах. Прежде всего ищите ответы на следующие вопросы:

• Сколько лет компания на рынке?

• Приносила ли компания прибыль в течение последних нескольких лет?

• Идет ли сейчас найм персонала в компанию или происходят увольнения?

• Произошло ли недавно слияние с другой компанией или оно только готовится?

Владея информацией о финансовом положении компании, вы получаете преимущество за столом переговоров о зарплате, а также у вас появляется понимание того, насколько эта компания соответствует вашим карьерным целям.

Шаг 7. Поиск клиентов компании

Сделайте еще один шаг в исследовании — пообщайтесь с клиентами компании. Обратитесь к одному из клиентов и попросите ответить его на следующие вопросы:

• Каково это вести бизнес с компанией «Х»?

• Какие ее основные преимущества?

• Чем компания «Х» отличается от конкурентов?

• Что делает их успешными (или неуспешными)?

На собеседовании расскажите о проведенном исследовании и включите в свои ответы комментарии клиентов. Вашу информированность оценят руководители компании и вы заработаете себе пару лишних очков.

Шаг 8. Сосредоточьтесь на своих интересах

Проанализируйте всю информацию, которую вы узнали и соотнесите ее со своими карьерными целями.

Ответьте на следующие вопросы:

• Что компания ценит больше всего?

• Что вы цените больше всего?

• Какая рабочая атмосфера в компании?

• В какой атмосфере вы предпочитаете работать?

• Есть ли продвижение внутри компании?

• Поощряется ли проявление инициативности?

• Развито ли профессиональное обучение?

• Вы уверены, что работа в этой компании поможет вам достигнуть ваших карьерных целей?

Согласитесь, теперь у вас есть ясное видение того, насколько эта компания соответствует вашей цели поиска работы.

N.B.!

Проводите исследование компании перед каждым собеседованием.

Это поможет вам подготовить ответы на следующие вопросы интервьюера:

• Расскажите мне три самые важные вещи о компании.

• Что вы знаете о нашей компании?

• Почему вы хотите работать в нашей компании?

Рекомендации и рекомендатели

— А у вас есть рекомендации с прошлой работы?

— Нет.

— Зря не попросили. Без рекомендации сложно найти место.

— С такой было бы вообще невозможно!

Хорошие рекомендации крайне важно иметь, так как они подтверждают вашу квалификацию. Однако не все знают, как их получить и как их использовать. Плохие рекомендации, их отсутствие или слишком большое количество могут стать препятствием на пути к получению предложения о работе.

КТО МОЖЕТ ДАВАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ?

Очень внимательно подходите к выбору рекомендателей. Большую их часть должны составлять рекомендации от коллег. Они не обязательно могут быть от людей, занимающих высокие должности. Любого, кто сможет рассказать о ваших навыках и квалификации, включайте в список рекомендателей. Старайтесь выбирать коллег, которые хорошо вас знают, смогут подтвердить ваши профессиональные компетенции и рассказать о вашей личности. Не включайте в список тех, с кем у вас не сложились отношения, и тех, кто будет о вас отзываться не слишком восторженно. Например, рекомендации от ваших коллег, с которыми вы находитесь в дружественных отношениях, могут принести больше пользы, чем рекомендация от бывшего босса, с которым вы не очень хорошо расстались.

Также вы можете выбрать своих друзей — это тоже вполне приемлемо. Они смогут рассказать о ваших личных качествах и карьерных целях.

СКОЛЬКО РЕКОМЕНДАЦИЙ НУЖНО ИМЕТЬ?

Как только вы выбрали самые лучшие рекомендации, сократите свой список. Обычно достаточно от трех до пяти рекомендаций. Для тех, кто претендует на высокие должности, необходимо иметь в своем арсенале от пяти до семи рекомендаций.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ?

1. Включите Ф. И. О. ваших рекомендателей, их контакты: номер телефона и адрес электронной почты. Что касается рекомендаций от коллег, то не давайте их личных номеров телефонов и email. Сохраняйте конфиденциальность.

2. Подготовьте краткую справку, объясняющую ваши профессиональные связи.

3. Получите разрешение у лиц, чьи рекомендации вы собираетесь использовать. Предупредите их заранее о возможных звонках работодателей, чтобы они их не пропускали.

4. Отправьте им копию своего резюме. Человек, с которым вы работали пять лет назад, может уже не помнить детали вашего профессионального опыта. Поэтому ваша задача — подготовить их к возможным вопросам HR-менеджера. Они должны владеть следующей информацией: сколько лет вы работали вместе, когда ушли из компании и по каким причинам, каких результатов вы достигли, какими навыками вы владеете, какими личными качествами вы обладаете и др.

5. Благодарите каждого своего рекомендателя. Если вы не получите предложение, не забудьте сообщить им, что вы снова будете использовать их рекомендации. Оставайтесь с ними на связи.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У ВАС ЗАПРАШИВАЮТ КОНТАКТЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ?

«Можем ли мы связаться с вашим нынешним работодателем?» Этот вопрос часто заставляет соискателей нервничать, потому что их работодатель не знает, что они ищут работу. Примеры ответов:

«Мой нынешний работодатель не знает, что я ищу работу, и если вы ему позвоните, то поставите под угрозу мое положение в компании. У меня есть три рекомендации от коллег, которым вы можете позвонить. Они очень хорошо знакомы с моей работой».

«Мой непосредственный босс не знает, что я ищу более высокую позицию, и я бы предпочел, чтобы ему не звонили. Я ежедневно работаю с региональным менеджером в рамках своих обязанностей, и вы можете связаться с ним. Я указал его контакты в начале списка. Другие два человека — мои бывшие руководители. Я уверен, что они смогут ответить на любые ваши вопросы».

ЧТО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ?

Не указывайте в резюме: «Рекомендации по запросу». Почти каждый соискатель допускает эту ошибку. Дело в том, что это не нужно видеть вашему потенциальному работодателю. Понятно и так, что вы должны предоставить рекомендации, если они потребуются.

Чем лучше вы понимаете, о чем думает интервьюер, как реагирует на ваши ответы и как принимает решения о найме кандидата, тем больше у вас будет возможностей успешно пройти собеседование. В следующей главе вы проникните в голову интервьюера.

Главное правило поиска работы

Понимать, как думает работодатель и по каким критериям принимает решение о найме сотрудника, является важным навыком для соискателя. Ни один работодатель не просыпается утром с мыслью: «Какой замечательный сегодня день. Пожалуй, я возьму к себе в компанию менеджера, который сильно нуждается в работе». Цель работодателя не в том, чтобы взять вас на работу, потому что она вам нужна. Это ваша цель. А в том, чтобы взять вас, потому что вы подходите компании. Согласитесь, что работодатели при выборе сотрудника думают исключительно о своих интересах, точно так же, как вы о своих.

Менеджер по найму хочет знать о вас все детали, и вместе с тем его главный интерес состоит в изучении того, как ваши навыки и компетенции могут быть использованы в их компании и какую пользу вы принесете, если вас возьмут на работу.

Почти все без исключения кандидаты на собеседовании перечисляют свои профессиональные компетенции и положительные качества, которыми они обладают. Каждый называет себя «командным игроком», «коммуникабельным» и «проактивным». И что в итоге? Опять эта работа досталась другому кандидату: тому, кто говорил то, что хотели слышать HR-менеджеры.

Что делать?

Вместо того чтобы пересказывать свое резюме, переключите свое внимание на ключевые навыки и качества, которые имеют самое непосредственное отношение к вакансии.

Главное правило: определите основные потребности работодателя в сотруднике и постарайтесь удовлетворить их на все 100%.

Это кажется таким простым правилом, но многие кандидаты пренебрегают им. Они продолжают ходить на собеседования и рассказывать о компетенциях, которые не имеют никакого отношения к заявленным требованиям в описании вакансии.

На собеседовании работодатель хочет выяснить, имеете ли вы необходимую квалификацию и будете ли выполнять требования корпоративной культуры. Если ваши навыки и принципы работы отвечают потребностям компании, вы будете наняты.

N.B.!

Вы должны стать созвучны ожиданиям работодателя, соответствовать его требованиям и удовлетворить его потребности.

Прежде чем вы пойдете на собеседование, вы должны знать, что работодатели принимают решение о найме сотрудников на работу по четырем основным критериям. О них и пойдет речь в следующей главе.

Четыре критерия отбора кандидатов

№1. НАВЫКИ И СООТВЕТСТВИЕ

На собеседовании недостаточно будет сказать: «Я справлюсь с этой работой. Дайте мне шанс, и вы сами все увидите», чтобы получить предложение о работе. Вы должны продемонстрировать сочетание определенных профессиональных и технических навыков, которые требуются для работы, на которую вы претендуете. Вы должны доказать, что подходите для этой работы и понимаете, какую роль ваша должность играет в этой компании.

№2. МОТИВАЦИЯ И ЭНТУЗИАЗМ

Я лучше нанял бы человека с энтузиазмом, чем человека, который все знает.

Д. Рокфеллер

HR-менеджеры не просто так ищут мотивированных и энергичных кандидатов. На это есть несколько причин:

Во-первых, такие кандидаты работают продуктивнее.

Во-вторых, с теми, кто любит свою работу и получает от нее удовольствие, легко контактировать.

В-третьих, они оказывают положительное влияние на других сотрудников.

Когда дело доходит до предложения о работе и встает выбор между двумя одинаково квалифицированными кандидатами, рекрутеры всегда отдадут предпочтение мотивированным и энергичным кандидатам.

№3. РАБОТА В КОМАНДЕ

Умение обращаться с людьми — это товар, который можно купить точно так же, как мы покупаем сахар или кофе. И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете.

Д. Рокфеллер

Почти каждая работа требует совместной деятельности всех сотрудников компании и эффективного взаимодействия между смежными службами для выполнения слаженной результативной работы. Поэтому способность работать с другими людьми является ценным навыком для работодателей. Работа в команде требует сочетания нескольких качеств — коммуникативных навыков, умение выстраивать долгосрочные отношения с коллегами и быть открытыми для сотрудничества.

№4. УМЕНИЕ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ

Каждая работа заключается в предвидении, выявлении, предупреждении и решении проблем, с которыми приходится сталкиваться в любой сфере деятельности ежедневно. Эти требования применимы к любой должности и для любой организации. Вы должны убедить специалиста по подбору персонала, что вы можете справляться с любого рода проблемами и привести реальные примеры и весомые аргументы для этого.

2 типа интервьюеров

Распространено ошибочное мнение, будто любой человек, которому доверили функцию подбора персонала в компании, обладает соответствующими навыками. Возможно, только половина из них знает, как интервьюировать кандидатов, другая же понятия об этом не имеет. Следовательно, на любом собеседовании вы можете столкнуться с одним из двух типов интервьюеров:

1. Некомпетентный интервьюер, который не знает, что он делает, а еще хуже то, что он не знает, что он не знает, что делает.

2. Компетентный интервьюер, который точно знает, что он делает, и имеет готовый сценарий собеседования.

Они оба представляют трудности, но только в том случае, если вы не знаете, как с ними себя вести.

НЕКОМПЕТЕНТНЫЕ ИНТЕРВЬЮЕРЫ

Вы когда-нибудь уходили с собеседования с ощущением, что могли бы получить эту работу, но интервьюер не задал вам вопросов, которые бы позволили продемонстрировать свои навыки и квалификацию в полной мере? Скорее всего, вы столкнулись с неопытным интервьюером, который не осознает того, что он неправильно проводит собеседование и принимает решение о найме сотрудника, основываясь на своих личных предпочтениях: понравился или не понравился ему кандидат.

Таких интервьюеров можно определить по следующим признакам.

1. Стол интервьюера завален различными документами, и он не может найти ваше резюме, которое передали ему несколько минут назад.

Ваша реакция:

Сидите спокойно во время поиска и наведения порядка на столе. Посмотрите на окружающую вас обстановку. Дышите глубоко и медленно. Сохраняйте спокойствие. В случае, если такая ситуация затягивается, вы можете предложить свою помощь и сказать: «У меня есть резюме в распечатанном виде» или: «Я могу отправить резюме на Вашу почту со своего телефона».

2. Интервьюер постоянно отвлекается на телефонные звонки и проходящих мимо сотрудников.

Ваша реакция:

При возникновении перерыва во время собеседования, проанализируйте ход интервью и внесите корректировки в свои ответы. Запишите, на чем вы остановились, чтобы возобновить ваш разговор с того момента, где вас прервали.

3. Интервьюер в ходе собеседования часто акцентирует внимание на проблемах с сотрудниками.

Это означает, что у интервьюера был неудачный опыт в приеме сотрудников на эту позицию.

Ваша реакция:

Внимательно слушайте, а затем спросите: «Почему некоторые сотрудники не справляются со своими обязанностями на этой должности и кому, напротив, удается выполнять их лучше всех?» Ответы интервьюера дадут вам представление о том, как именно продать себя на эту позицию.

4. Интервьюер задает закрытые вопросы — вопросы, которые требуют односложных ответов (либо да, либо нет) и не дает вам возможности рассказать о своих знаниях и умениях.

Ваша реакция:

Секрет состоит в том, чтобы продолжать отвечать на закрытые вопросы, как на открытые. Просто представьте, что интервьюер в конце своего вопроса добавляет: «Пожалуйста, дайте мне краткий, но убедительный ответ».

5. Интервьюер без остановки говорит о работе в компании.

Если вам не нравится отвечать на вопросы интервьюера, то, возможно, для вас монолог интервьюера — это мечта, которая стала реальностью. К сожалению, вы можете получить отказ, потому что интервьюер решит, что у вас нет необходимых навыков. И все потому, что у вас не было возможности об этом рассказать.

Ваша реакция:

Если вы понимаете, что вам достался интервьюер-болтун, то приложите максимум усилий, чтобы превратить монолог в диалог. Старайтесь не перебивать собеседника, покажите свою заинтересованность компанией и разговором. Как только наступит пауза, скажите, что вы под впечатлением от компании, и объясните, почему вы идеально подходите для этой работы.

Если интервьюер не делает пауз, то дождитесь окончания собеседования и его финальной реплики: «У вас есть ко мне какие-нибудь вопросы?» Воспользуйтесь этой возможностью и задайте следующий вопрос: «Могу ли я вам подробнее рассказать о своей работе в компании „Х“? Я думаю, что этот опыт имеет непосредственное отношение к данной позиции» или «Я могу предложить решение ваших проблем, так как имею успешный аналогичный опыт в компании „Z“. Например…».

Один мой клиент проходил собеседование с менеджером, который тридцать минут говорил о специфике работы и ни разу не сделал паузы. По ходу его монолога он делал заметки, задавал уточняющие вопросы и в конце собеседования перехватил инициативу:

«Я понимаю, почему навыки обслуживания клиентов настолько важны для вас. На моей последней должности я внес изменения в политику обслуживания клиентов. Мой анализ подтвердил следующие факты: наши клиенты были недовольны тем, что телефонные линии были все время заняты и злились на качество обслуживания. Я реализовал новую систему, которая позволила быстрее отвечать на звонки. Затем я разработал программу обучения для сотрудников и руководства. В этом году мы увидели значительное улучшение. Что, по-вашему, нужно сделать в вашей компании в первую очередь, чтобы решить эту проблему?»

Мой клиент взял под свой контроль разговор и показал работодателю, что он услышал его проблемы и знает, как их решить. В таких случаях важно направлять разговор на ваши сильные стороны и приводить примеры, которые подтверждают навыки решения проблем.

А теперь рассмотрим ситуацию, если перед вами оказался опытный интервьюер.

КОМПЕТЕНТНЫЕ ИНТЕРВЬЮЕРЫ

У опытных интервьюеров есть сценарий собеседования: они знают, что, когда и почему спрашивать кандидата. Им необходимо получить как можно больше информации, чтобы принять объективное решение в пользу того или иного кандидата.

Примерный план собеседования:

1. Small talk

Любое собеседование начинается со small talk (светская беседа) — это разговор на тему, чаще всего не связанную с повесткой самой встречи (в данном случае — это собеседование). Вы можете обсуждать погоду, трафик на дорогах, настроение и др. Такой разговор длится не более пяти минут. Цель small talk — создать благоприятную психологическую атмосферу и заложить основы для взаимной симпатии и доверия.

Приведу два примера small talk:

Пример №1:

Интервьюер: Добрый день!

Соискатель: Добрый день!

И: Быстро нашли наш офис?

С: Да.

И: Как добирались: на личном или общественном транспорте?

С: На личном.

И: Пробки были?

С: Нет. Доехала быстро.

И: Повезло вам.

С:…

И: Вот мы и пришли. Садитесь с этой стороны, пожалуйста.

С: Спасибо.

Пример №2:

Интервьюер: Добрый день!

Соискатель: Добрый день!

И: Быстро нашли наш офис?

С: Да. Схему, которую вы выслали мне на почту, очень помогла. Спасибо большое!

И: Ну, здорово, что она хоть кому-то помогла! (Обе смеются.) А как вы добирались: на личном или общественном транспорте?

С: В это время самые пробки, как в центр, так и из центра, поэтому я решила не рисковать и поехала на метро, а затем пешком шла до вашего здания. Погода чудесная сегодня, особенно после недели дождей.

И: Да, вам повезло с погодой. Надеюсь, так же повезет и на собеседовании!

С: Спасибо!

И: Вот мы и пришли. Садитесь здесь, пожалуйста.

В первом диалоге соискатель отвечал односложно на вопросы интервьюера и не был расположен к small talk. Во втором — соискатель давал подробные ответы интервьюеру и поддерживал разговор. Из примера №1 можно сделать вывод, что кандидат был закрытый, застенчивый и замкнутый. Второй кандидат, наоборот, оказался открытым и располагающим к себе. Он смог установить контакт с интервьюером, и его шансы на получение работы в несколько раз больше.

N.B.!

Нужно готовиться не только к ответам на вопросы, но и к small talk, который не только открывает собеседование, но и дает представление о ваших навыках общения.

2. Рассказ интервьюера о компании и должности

Затем интервьюер напомнит вам, на какую позицию компания ищет сотрудника, сказав следующее: «Мы ищем сотрудника на позицию „X“. Я бы хотела узнать больше о вашем опыте и сильных сторонах». И далее перейдет к вашему резюме, попросив вас рассказать о себе подробнее.

3. Вопросы от интервьюера

Интервьюер спрашивает вас о вашем опыте работы и навыках, описанных в вашем резюме.

В большинстве случаев, интервьюер отводит себе 20% времени на вопросы и оставляет 80% времени для ответов кандидату. Опытный интервьюер, как правило, больше слушает и анализирует, нежели говорит. Ваша задача — рассказать о ваших обязанностях и профессиональных достижениях на каждом месте работы, а также продемонстрировать свои навыки, сопровождая их примерами. Вам необходимо убедить интервьюера в том, что вы достаточно квалифицированны для этой должности и удовлетворяете всем требованиям.

4. Вопросы кандидата

В конце собеседования вам предложат задать свои вопросы. Вам заранее стоит подготовить такой список вопросов, который будет свидетельствовать о вашем интересе к этой должности и компании. Этому посвящена отдельная глава в книге «Вопросы кандидата».

5. Завершение

Интервьюер поблагодарит вас и предоставит информацию о следующих шагах.

3 стратегии

Есть три основные стратегии, которые используют компетентные интервьюеры, чтобы собрать как можно больше информации о кандидате:

1. Поведенческая

2. Стрессовая

3. Ситуационная

Давайте рассмотрим каждую из них по порядку.

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ

Поведенческая стратегия стала почти неотъемлемой частью любого собеседования. Она основана на предположении, что прошлое кандидата может предсказать его будущее поведение.

Если я знаю, как вы вели себя в определенных ситуациях на прошлом месте работы, я буду знать, как вы будете себя вести в таких же ситуациях в следующий раз.

Примеры поведенческих вопросов:

«Как вы решаете проблемы с дебиторской задолженностью?»

«Расскажите мне, с какими проблемами на предыдущей работе вы сталкивались?»

Поведенческая стратегия стремится к балансу, поэтому, если интервьюер находится под большим впечатлением от кандидата, он будет задавать вопросы и про неудачный опыт. Например:

«Отлично, а теперь расскажите мне о времени, когда у вас что-то не получалось» или «Расскажите о вашей самой большей неудаче».

Ответам на такой тип вопросов посвящена шестая часть «Момент истины».

СТРЕССОВАЯ СТРАТЕГИЯ

Если находиться в условиях стресса является частью вашей работы (например, если вы работаете в продажах), то интервьюер будет задавать вам стрессовые вопросы, чтобы проверить, как вы действуете под давлением. Примеры вопросов:

«Что бы вы сказали, если бы я заявил, что ваше резюме никуда не годится?»

«Я не уверен, что вы подходите для этой работы. Можете убедить меня в обратном?»

Всякий раз, когда вы чувствуете, что напряжение во время собеседования нарастает, то оставайтесь невозмутимыми, спокойными и собранными. Как говорят американцы: «Stay cool, calm and collected».

Все, что нужно знать, чтобы успешно отвечать на стрессовые вопросы, вы узнаете в главе «Стрессовое собеседование».

СИТУАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ

Ситуационная стратегия дает интервьюеру возможность приблизить собеседование к рабочей ситуации. Это своего рода ролевая игра, целью которой является моделирование реальных условий вашей будущей работы. Интервьюер хочет узнать, насколько вы разбираетесь в том, чем вам предстоит заниматься.

Как правильно вести себя на таком типе интервью, вы узнаете в главе «Ситуационное собеседование».

Все, что вам нужно знать, чтобы подготовиться к любому виду собеседования, вы узнаете в следующей части.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Собеседование без усилий. Советы от карьерного коуча №1 в России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я