Собеседование без усилий. Советы от карьерного коуча №1 в России

Раиса Сорокина

Хотите чувствовать себя уверенно и непринужденно во время собеседования? В этой книге вы найдете ответы на самые острые вопросы, беспокоящие вас перед интервью, и научитесь держать весь процесс под контролем – от первого звонка менеджера по персоналу до ведения переговоров по условиям контракта. Раиса Сорокина, коуч с 20-летним опытом работы с крупнейшими мировыми компаниями, входящими в список Fortune 500, в своей книге расскажет, как пройти собеседование в компанию мечты.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Собеседование без усилий. Советы от карьерного коуча №1 в России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Травма на всю жизнь

Жизнь — это жесткая штука, и люди получают серьезные травмы. Поэтому, если вы хотите выиграть, нужно быть крепким, как кремень, и готовым к тому, чтобы работать локтями и кулаками.

Дональд Трамп

В начале поиска работы кандидаты имеют боевой настрой и совершают активные действия. Однако, сталкиваясь с первыми отказами, их самооценка снижается, и они начинают терять веру в себя. Из-за страха не найти работу их первоначальные ожидания начинают претерпевать метаморфозы: от начальной цели остается только один небольшой кусок — «Я хочу найти работу и уже не важно, какую, где и за сколько». В итоге все происходит по стандартному сценарию: соискатели готовы принять первое предложение о работе, которое напоминает условия соглашения сделки Фауста с дьяволом: «Когда ты волен, я закабален».

Знакомая ситуация? Что происходит дальше?

Кривая переживаний достигает своего максимального предела. И дальше все становится только хуже: ситуация усугубляется тем, что кандидаты не понимают, что они делают неправильно и начинают прислушиваться к советам «всезнающих доброжелателей» в лице друзей, коллег и близких, и тем самым еще более усложняют себе процесс поиска работы. Еще А. Эйнштейн говорил: «Те важные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы находились, когда их создавали». К сожалению, именно это и является роковой ошибкой соискателей — они не могут изменить свой уровень мышления, не осознавая самой сути проблемы.

Если вы были в аналогичной ситуации, то знаете, что это очень трудное время, чтобы не впасть в депрессию или, по крайней мере, не находиться в тревожном ожидании. Я такое время называю саспенсовым периодом, которое характеризуется нарастанием напряженного и неопределенного беспокойства и предчувствием чего-то неизвестного и ужасного. Мастером саспенса был Альфред Хичкок, фильмы которого изобилуют такими моментами. В отличие от героев Хичкока соискатель в период поиска работы испытывает на себе все перечисленные выше ощущения и становится главным участником происходящих событий. Когда такое состояние затягивается более чем на 2—3 месяца, это может нанести огромный вред и даже вылиться в глубокую депрессию.

Встречаются двое.

— Помнишь, я тебе тогда говорил, что у меня в жизни началась черная полоса?

— Помню.

— Так это была белая.

Порой после прохождения ряда неудачных собеседований можно потерять равновесие и упасть духом. Слишком со многим приходится сталкиваться одновременно — глупые промахи, критика, потеря уверенности в себе. Вас захлестывают эмоции, вы не можете совладать со своим страхом, подавленностью, разочарованием.

Поражение — не поражение, если только вы не признаете его таковым в своем сознании.

Брюс Ли

Один из моих клиентов описал свои отказы, полученные после прохождения 10 неудачных собеседований, как «травму на всю жизнь». Он постоянно находился в напряжении, а его ответы на вопросы становились все хуже и хуже. Мысль о том, что он может получить отказ, мучила его, что приводило к нервозности и бессонным ночам. Он возненавидел походы на собеседования, и любил повторять фразу: «Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься» (А. П. Чехов).

Но трагедия состоит в том, что он не исключение, а правило. У многих соискателей после получения отказа сдают нервы, они устают и испытывают стресс. Негативный опыт поиска работы и страх отказа наносят травму, которая оказывает влияние на дальнейшую жизнь.

Хотя большинство людей хотят сменить сферу деятельности, получить работу в более крупной компании, на более высокой позиции и с более высоким уровнем заработной платы, вместе с тем отваживаются на такой шаг далеко не все. Все дело в «травме», которая лишает человека возможности реализовать свои карьерные цели в полную силу и добиться большего успеха. Отказы увеличивают стресс и усиливают страх перед неудачей. Более того, получение отказов воздействует на подсознание человека. Кандидаты, получающие отказы, в будущем будут более послушными и зависимыми сотрудниками. Они будут бояться потерять работу, потому что прошлый опыт трудоустройства был чрезвычайно болезненным.

Как грустно, что так много людей думают о смене работы, как о своего рода травме. Когда я стала все чаще и чаще сталкиваться с этой «травмой», я решила исследовать ее истинные причины. Я поняла, что прежде чем найти решение, нужно понять корень проблемы. Так же, как доктор должен сначала поставить диагноз, чтобы назначить лечение. Подумайте: что является причиной ваших несчастий и неудач? Что вы делаете не так? Какие основные ошибки совершаете?

Неудача — это просто возможность начать снова, но уже более мудро.

Генри Форд

Ошибка №1

Большинство кандидатов следуют традиционным советам, используют готовые примеры и шаблоны, которые они находят на просторах Всемирной паутины. Интернет — великое изобретение, благодаря которому человек может найти все, что ему нужно. Проблема в том, что нам всем доступна одинаковая информация.

Очевидно, что советы по поиску работы в Google не приносят положительных результатов. Это было легко обнаружить. Я уже знала об этом по своему опыту. Теперь об этом узнали и вы.

Ошибка №2

Вторая ошибка заключается в восприятии соискателями самого процесса собеседования. Собеседование — это не предмет, который нужно изучать. Собеседование — это навык, которым нужно овладеть. Поэтому стать мастером прохождения собеседования может каждый. В собеседовании без усилий нет секретов, а есть правила, следуя которым вы сможете сформировать навык прохождения собеседований. Как и любой другой навык, он приобретается за счет обучения и повторной практики. Ваши действия до и после приобретения навыка отличаются степенью легкости и скорости. Сначала получается плохо, а затем с каждым разом все лучше и лучше. Именно это отличает мастера интервью от аутсайдера.

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится — вы тоже правы.

Генри Форд

В следующей главе я расскажу о причинах отказа, на которые вы повлиять не можете. Тем не менее знание и понимание этих причин поможет вам избежать негативной реакции на отказы и в дальнейшем избежать травмы.

Как принять отказ

Никто не может заставить вас чувствовать себя неполноценным без вашего на то согласия.

Элеонора Рузвельт

Меня часто спрашивают, как мне удалось работать в трех крупнейших компаниях на рынке косметики и каждый раз с повышением в должности: Henkel, L’Oreal и Avon? Никто и не догадывается, что прежде, чем попасть в следующую компанию и перейти на новый уровень, получила отказ в других не менее известных компаниях.

Никто не приходит к успеху, не падая по пути. Неудача — не враг, а критический компонент успеха. Вместо того чтобы смотреть на нее со страхом, нужно начать видеть в ней возможности.

— К сожалению, на данный момент мы не готовы предложить вам работу!

— Так подготовьтесь как следует и предложите!

Помните, что не каждое собеседование, которое вы проходите, может закончиться предложением. Однако, когда закрывается одна дверь, тут же открывается другая. Но мы часто так долго смотрим на первую, что не замечаем вторую.

Почему мы так долго помним отказы? Человечество устроено таким образом, что добрые дела и имена легко забываются, а плохие, напротив — надолго остаются в нашей памяти. Самым наглядным примером в истории является имя Герострата — жителя греческого города Эфеса, который сжег знаменитый храм Артемиды в своем родном городе, чтобы его помнили потомки. Храм Артемиды — одно из чудес света, однако никто не помнит имени человека, который этот храм построил. Так и соискатели, хранят в своей памяти отказы, а с ними и свою негативную реакцию, направленную в адрес работодателя. Это отрицательно сказывается на всем процессе поиска работы и приводит к осложнениям: количество отказов увеличивается и период трудоустройства затягивается. Чтобы этого не допустить, вы должны научиться адекватно реагировать на отказы и контролировать свои эмоции. Для этого необходимо разобраться в причинах отказа и попытаться посмотреть на эту ситуацию с другой стороны.

В этой главе речь пойдет не о типичных ошибках, которые допускают кандидаты по своей неопытности и незнанию. Сейчас я хочу рассказать вам о скрытых, неявных причинах отказа. Вы должны признать их, понять и принять как должное. Это даст вам возможность двигаться вперед, не оглядываясь назад.

N!B!

Следующие причины составляют очень низкий процент отказов и не являются основными. Вместе с тем моя задача рассказать вам в этой книге обо всем, что касается процесса собеседования. И было бы нечестно с моей стороны умолчать об этом.

Если другому досталась работа, то неизвестно, кому повезло.

Причина №1. Непристойное поведение

Есть компании, которые вводят кандидатов в заблуждение, объявляя о конкурсе на вакансию, хотя на самом деле это не так. Зачем компании так поступают? Все дело в том, что у них уже есть на примете кандидат (часто из штата — внутренний), но по установленным правилам в компании им необходимо провести официальный поиск и рассмотреть других кандидатов (со стороны — извне). Это называется «провести конкурс ради конкурса», и в большинстве случаях решение принимается уже на начальной стадии отбора. Все сотрудники, которые заинтересованы в назначении своего кандидата, делают вид, что проводят честный конкурс, заведомо зная, кому отдадут свое предпочтение. В ловушке корпоративной игры оказываются соискатели, которые не понимают и не осознают до самого окончания этого шоу, что происходит на самом деле. До тех пор, пока не получат отказ и не узнают, что эта работа досталась действующему сотруднику компании.

Такое поведение компании может сильно ранить. На каждом этапе собеседования в вас вселяют надежду. Интервьюеры даже могут прилететь в ваш город, чтобы лично встретиться с вами. Вас приглашают на собеседование с генеральным директором, и вы успешно его проходите. Все идет как нельзя лучше. И вдруг, как гром среди ясного неба, вам звонят и сообщают: «Мы решили, что нам нужен сотрудник с опытом работы в другой сфере». Или вас оставят в неведении, и вы больше ничего от них не услышите.

Вы не можете сделать что-то большее, чтобы избежать такого сценария. Вы должны относиться к каждому интервьюеру, как к возможности произвести на него впечатление и получить оффер. Но если вы столкнетесь с таким поведением представителей компании, которые вселили в вас надежду, а затем забыли про вас и даже не нашли время на телефонный звонок, чтобы объяснить причины отказа, постарайтесь относиться к такой ситуации спокойно и не теряйте уверенности в себе. Вы сами принимаете решение, как реагировать, и только от вас зависит — позволить себе злиться и негодовать по поводу случившегося или продолжать двигаться к своей цели. Только вам решать — ввязываться в холливар1 или идти на свое следующее собеседование. Вы проиграли битву, но не войну.

Причина №2. Дьявол кроется в деталях

По результатам тщательной проверки кандидатов посредством телефонных звонков бывшим работодателям и проведенным расследованием службы безопасности, представители компании могут вынести решение не в вашу пользу. Вы даже не узнаете, что послужило решающим фактором отказа. Правду вам никто не скажет. Бывают случаи, когда отказывают по причине того, что у кандидата двоюродный брат находился под следствием, или у дяди были проблемы с законом в прошлом, а может, им не понравилась ваша кредитная история. Определить самому причины отказа практически невозможно. Вы не можете изменить то, что не можете, поэтому двигайтесь дальше.

Причина №3. Аттракцион неслыханной жадности

С каждым годом конкуренция на рынке труда возрастает. Экономическая ситуация в стране напрямую влияет на рынок труда, на котором и в хорошие времена правила устанавливал работодатель. На одну вакансию претендуют сотни человек. После встречи с несколькими квалифицированными кандидатами HR-менеджер начинает думать, что если на рынке есть такие опытные сотрудники, то я смогу найти кого-то еще более опытного и за меньшие деньги. Он полон решимости найти превосходного кандидата, у которого огромный опыт в этой сфере (но он не сверхквалифицирован), обладает всеми необходимыми навыками, амбициозный (но не честолюбивый), уверенный (но не самоуверенный), готовый работать за дешево, до полуночи и даже по выходным.

Если сроки по закрытию вакансии не поджимают, то этот поиск может длиться вечно. Вместо того чтобы нанять того, кто на 90% соответствует требованиям, жадный сотрудник HR будет искать того, кто удовлетворит его ожидания на 100%. В итоге вы получаете отказ, не потому что не подходите на эту вакансию, а потому что новые завышенные ожидания HR превосходят его первоначальные требования. В конечном счете, для компании все может закончиться как в известной сказке: они могут остаться у разбитого корыта и сожалеть о том, что не остановили свой выбор на вашей кандидатуре.

Причина №4. Все люди разные

Реальность воспринимается людьми по-разному, и никто не способен истолковывать ее объективно. Чтобы понимать суть процесса создания чего-то нового, нужно осознать, что все высказанные нами идеи воспринимаются каждым человеком по-разному. К примеру, некоторые музыкальные произведения, которые вам нравятся, могут вызвать негативное отношение у других людей. Проблема интерпретации музыки хорошо показывает разницу в представлениях людей: что одним кажется красивым, оригинальным или даже гениальным, другим может совсем не казаться таковым.

Поэтому есть вероятность того, что вы можете просто не вписаться в модель мира человека, который проводит собеседование. Вместо того, чтобы расстраиваться, сконцентрируйтесь на других возможностях и продолжайте принимать приглашения на собеседования и презентовать себя в выгодном свете.

Причина №5. Работодатель выбирает сердцем

Что заставляет людей принимать решения? Люди не только думают, но еще и чувствуют. Даже если вы ответили на все вопросы правильно, вы не можете игнорировать эмоциональную реакцию интервьюеров. Только эмоция приводит к действию. Если вы не вовлечете их в происходящее на эмоциональном уровне, вы не сможете даже силой заставить их взять вас на работу.

Люди забудут, что ты говорил, забудут, что ты делал, но никогда не забудут, что ты заставил их почувствовать.

Майя Энджелоу

Величайшая наша слабость — это уныние! Малейшая неудача способна выбить из седла даже суперковбоя! Не поддавайтесь влиянию со стороны и не отступайте от конечной цели! Пусть отказы лишь укрепляют ваш дух. Не позволяйте надолго погрузиться в уныние — воспринимайте отказ как шанс извлечь ценный урок, а не как личную катастрофу.

N. B.!

Когда вы получаете отказы от работодателей — это не означает, что вы плохой кандидат. Отказы после прохождения собеседования — это нормально и необходимо для получения опыта и приобретения навыка собеседования. С вами все в порядке, вы просто не подошли этой компании.

Потерпев неудачу, хорошо отдохните и начинайте все заново — не позволяйте поражениям приводить вас к мысли о полной и окончательной капитуляции!

Всегда опирайтесь на мысль о том, что ваше собственное решение добиться успеха намного важнее всего другого.

Авраам Линкольн

Победа над волнением

Убеждать кого-то в своем профессионализме на собеседовании — задача не из легких. Если вы понравитесь своему интервьюеру, то получите предложение о работе. Если нет, то уйдете с собеседования с пустыми руками. Так что ставки достаточно высоки. Неудивительно, что вы начинаете нервничать и переживать. Однако вы не должны позволить негативным эмоциям и беспокойству взять верх во время собеседования. Помните, что волнение на собеседовании еще никому не помогало. Дрожащие руки и голос, заикание и сильное потоотделение могут сыграть не в вашу пользу. Ваше нервозное состояние может привести к серьезным ошибкам во время разговора.

Сегодня работодатели отдают предпочтение тому кандидату, который уверен в себе и своих силах и способен вести себя естественно и свободно в любой ситуации. Так что очень важно научиться контролировать волнение, чтобы это не стало причиной отказа в работе.

Предлагаю вам 7 проверенных на практике способов, которые помогут вам избежать волнения перед и на собеседовании.

1. Положительный настрой

Специалисты в области мотивации правы: позитивное мышление имеет решающее значение, а особенно перед собеседованием! Посмотрите на само собеседование с другой стороны: ВАУ!!! Отличная новость!!! Вас пригласили на собеседование потому, что ваше резюме пришлось им по вкусу, ваш опыт и квалификацию они сочли достойными восхищения, а вас оценили, как человека, в которого стоит инвестировать. С вами захотели встретиться и потратить свое время на разговор о вашей персоне, чтобы познакомиться с вами поближе. Так что это просто здорово!

Попробуйте воспринимать собеседование не как вызов на допрос, а как приглашение на интервью, на котором вы имеете право задавать вопросы и просить разъяснений. Представьте, что вы идете на программу «Познер» к Владимиру Познеру, или «Наедине со всеми» к Юлии Меньшовой. Выберите ведущего, который вам больше всего нравится. Конечно, я не могу гарантировать, что ваш интервьюер окажется похожим на него, тем не менее ваш настрой и ваше отношение к самому слову «собеседование» изменится в лучшую сторону. Таким образом, вы программируете свой мозг на позитив.

2. Звездная роль

Собеседование в своем роде напоминает некий спектакль, театральное представление, где каждый участник играет свои роли. Эрик Берн2 в своей книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» утверждает, что все люди строго по заранее подготовленному сценарию играют свои роли. Игра по Берну — «это серия трансакций с надувательством, рычагом, переключателем и хитростью, ведущая к сценарному выигрышу». Раз уж все мы в жизни играем роли, так почему бы на собеседовании не сделать то же самое, но подойти к этому профессионально? Наверняка, у вас есть кумиры или люди, которыми вы восхищаетесь. Выберите одного из них и постарайтесь сделать на него пародию. Это может быть актер, певец, бизнесмен, бизнес-тренер, политик и др. Когда вы пойдете на интервью, сыграйте роль вашего кумира.

Измените свое отношение к собеседованию, начав думать, что вы звезда, у которой хотят взять интервью, и вы будете сгорать от нетерпения поскорее пойти на собеседование, чтобы сыграть свою роль на отлично! Вы удивитесь, насколько комфортно вы себя будете чувствовать, а главное, не будете испытывать никакого волнения!

3. Физические упражнения

Физические упражнения не только поддерживают вас в форме, но и помогают снять напряжение. Благодаря ежедневным занятиям в спортзале у вас появится прямая осанка, что придаст вам уверенности в себе во время собеседования. Перед походом на собеседование я рекомендую вам с утра побегать на беговой дорожке, потому что чем больше энергии вы израсходуете, тем более расслабленным вы будете на интервью, а спокойствие будет говорить о вашей уверенности.

4. Глубокое дыхание

Глубокое дыхание является одним из лучших способов снятия волнения перед предстоящим собеседованием. В повседневной жизни о дыхании никто не думает и не вспоминает. Однако человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения и снятия напряжения — как мышечного, так и психологического. С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения. Увеличение продолжительности выдоха способствует полной релаксации. Ритмичное дыхание успокаивает нервы и психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения — важен ритм. Таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы с негативными эмоциями и чувствами.

Найдите тихое место и попробуйте несколько раз глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть перед тем, как заходить в офис компании. Когда мы волнуемся, происходит отток крови от головного мозга, а эта техника глубокого дыхания наполнит мозг кислородом, что позволит вам ясно мыслить.

5. Глоток воды

Если вам предлагают в начале собеседования напиток, всегда соглашайтесь и просите только воду. Тогда в любое время, когда вам нужно собраться с мыслями, вы сможете выпить немного воды. Помимо того, что благодаря глотку воды, вы выигрываете для себя время, чтобы подумать над ответом, вода также способствует снятию напряжения.

6. Мощная поза

Знаете ли вы, что всего 2-минутная поза поможет мгновенно повысить вашу уверенность и улучшить ваше выступление на собеседовании? «Мощная поза» — это поза супергероя, которую нужно держать в течение двух минут перед началом интервью. Посмотрите видео на ted.com3, в котором социальный психолог Эми Кадди подробно объясняет эту двухминутную позу. Эта поза буквально меняет природу человека. Попробуйте прямо сейчас, чтобы убедиться в этом самим. Уверяю, результаты вас приятно удивят! И не забудьте принять эту позу перед собеседованием!

7. Визуализация желаемого результата

Для того чтобы обрести уверенность в себе, представьте, что вы уже достигли своих целей. Это даст вам дополнительный стимул для движения вперед. Спортсмены и музыканты используют такую визуализацию в качестве «мысленной репетиции». Киноактер и бывший губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер однажды признался: «Я отправился на турнир, где собирался завоевать титул „Мистер Вселенная“, с чувством, будто я уже его выиграл. Мысленно я уже побеждал на нем много раз и поэтому ничуть не сомневался, что в реальности случится то же самое».

Если вы не уверены в правильности своего имиджа, манерах и поведении, в следующей части книги вы узнаете много полезных советов о том, как произвести благоприятное первое впечатление.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Собеседование без усилий. Советы от карьерного коуча №1 в России предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Holy war — священная война, споры, бесконечные прения непримиримых оппонентов.

2

Эрик Берн — одна из ключевых фигур в современной психологии и психиатрии, создатель трансакционного анализа.

3

Вы найдете ссылку на видео в статье «Как преодолеть страх перед собеседованием?»

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я