Содержит публикации по вопросам развития информационных технологий в высших учебных заведениях Российской Федерации, реализующих направление «Агроинженерия». Представлены аннотации электронных образовательных ресурсов по дисциплинам инженерных направлений подготовки бакалавров и магистров. Для специалистов по информационным технологиям и профессорско-преподавательского состава инженерных факультетов аграрных вузов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разработка и применение электронных образовательных ресурсов при подготовке специалистов агроинженерного профиля. Сборник материалов семинара деканов агроинженерных факультетов и заседания Совета УМО по агроинженерному образованию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© ФГБОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный университет, 2012
А. М. Сысоев,
председатель совета УМО по агроинженерному образованию, ректор ФГБОУ ВПО МГАУ имени В. П. Горячкина
Электронные образовательные ресурсы в агроинженерном образовании: анализ ситуации, проблемы и перспективы
Переход АПК на инновационный путь развития невозможен без опережающего развития кадрового потенциала отрасли на основе применения новейших научных и технологических достижений.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые стремительно меняют производственную основу и возможности во многих отраслях агропромышленного комплекса и очевидно, что сфера аграрного образования здесь не может быть исключением, а напротив, как раз и должна обеспечить опережающее внедрение таких технологий. Это означает, что при подготовке современных и конкурентноспособных на рынке труда инженеров сельскохозяйственного производства необходимо формировать у них новые профессиональные компетенции, связанные с широким использованием информационных технологий в профессиональной деятельности и самообразовании. Такие компетенции должны включать навыки поиска нужной информации в глобальной сети, владение методами ее обработки, сортировки и хранения, умение использовать экспертные системы и базы знаний для оптимального решения частных производственных задач.
Практика показывает, что объемы финансовых вложений в информатизацию аграрных вузов, количество компьютерной техники в учебных аудиториях, наличие локальных сетей и скоростного Интернета, технических служб, сегодня автоматически не обеспечивают ожидаемого учебного эффекта и не гарантируют существенного повышения профессиональной компетентности выпускаемых вузом инженерных кадров. Причин этому несколько и, как показывает наш анализ, главные из них — это слабая обеспеченность агроинженерных образовательных программ электронными образовательными ресурсами и недостаточный уровень подготовки профессорско-преподавательского состава (ППС) к активному использованию ИКТ в преподавании. Выделенные причины характерны в целом в системах образования, как России, так и ряда зарубежных стран. По этому поводу Европейская комиссия ЮНЕСКО по информатизации в своем ежегодном отчете отмечает, что центральной проблемой внедрения ИКТ в систему образования остается проблема разработки электронных образовательных ресурсов [3].
В развитых странах Запада, наблюдается устойчивое увеличение доли электронных изданий по агроинженерии на фоне снижения интереса к традиционным полиграфическим изданиям. Например, в США доля изданий доступных в электронном полнотекстовом формате достигает 70 %. В России ситуация не столь оптимистична, так по данным Росинформагротех, из 54 отечественных периодических изданий по вопросам агроинженерии, только 8 (15 %) доступны через Интернет в полнотекстовом формате. Не отличается большими возможностями и крупнейшая в России электронная библиотека eLibrary.ru, в фондах которой имеется доступ к текстам через Интернет только для 11 журналов агроинженерного профиля. Все это, дополнительно усложняет задачу аграрных вузов по разработке и использованию электронных образовательных ресурсов [5].
Сегодня можно констатировать, что основные проблемы на пути широкого применения ИКТ в агроинженерном образовании из программно-технической области, связанной с приобретением ВТ, программного обеспечения, прокладкой сетей, созданием в вузе служб технического обеспечения; переместились в область организационно-методического обеспечения, связанной с модернизацией учебного процесса, изменением содержания деятельности преподавателя вуза, повышением уровня методической компетентности ППС в области разработки и использования информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов, усилением учебно-методического обеспечения студентов на основе широкого применения возможностей Интернета, электронных образовательных ресурсов.
Анализ состава электронных образовательных ресурсов, используемых аграрными вузами, показывает, что в их числе используются: сервисные программные средства общего назначения; программные средства для контроля и измерения уровня знаний, умений и навыков обучающихся; электронные тренажеры; программные средства для математического и имитационного моделирования; программные средства лабораторий удаленного доступа и виртуальных лабораторий; информационно — поисковые справочные системы; автоматизированные обучающие системы (АОС); электронные учебники (ЭУ); экспертные обучающие системы (ЭОС); интеллектуальные обучающие системы (ИОС); средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги) [1].
Важной тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к интеграции перечисленных выше электронных ресурсов в универсальные образовательные электронные ресурсы — электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК).
В большинстве аграрных вузов активно ведется работа по созданию электронных учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам, причем, в отсутствии четких стандартов на электронные ресурсы, у каждого вуза свои подходы. Разработка электронного ресурса по инженерным дисциплинам процесс многоэтапный и трудоемкий, он требует привлечения инженеров, педагогов, программистов, дизайнеров, психологов. В связи с этим, материальные и интеллектуальные затраты вузов на разработку электронных образовательных ресурсов значительны и не эффективны, так как неизбежно дублируют аналогичные разработки других вузов.
Изменить ситуацию можно, если создать единую базу электронных образовательных ресурсов в области агроинженерии и обеспечить доступ к ним через Интернет. В настоящее время нет межвузовского органа, координирующего такую работу в методическом и технологическом плане. Подобный координационный центр мог бы быть создан на базе УМО по агроинженерному образованию с привлечением ведущих аграрных вузов имеющих передовой опыт в области разработки электронных образовательных ресурсов. Такая интеграция усилий просто неизбежна, когда мы хотим создавать высокотехнологичный продукт в виде электронных учебно-методических комплексов в области агроинженерии. Конечно, просто доброй воли здесь явно недостаточно, требуется планирование для этого целевых финансовых ресурсов на уровне Минсельхоза, создание в вузах реальных стимулов для авторов-разработчиков. Результатом такой работы должно быть создание агроинженерного портала электронных образовательных ресурсов в области агроинженерии, что обеспечит к ним доступ через Интернет любому студенту и преподавателю сельскохозяйственного вуза России. Кроме этого, создание такого отраслевого Интернет-ресурса позволило бы вузам существенно сократить свои расходы на покупку или разработку своих ресурсов, а главное, предоставило бы доступ к лучшим и апробированным в системе агроинженерного образования ресурсам.
Для реализации предлагаемых мероприятий в МГАУ им. В.П. Горячкина уже многое сделано. В настоящее время успешно эксплуатируются два Интернет-сервиса — сайт дистанционного обучения и учебно-методический портал, которые обеспечивают коллективную разработку сетевых ресурсов, дистанционный доступ студентов к электронным образовательным ресурсам и позволяют преподавателям использовать ИКТ в аудиторной и внеаудиторной работе со студентами. Такой Интернет-сервис позволяет не только поддерживать учебный процесс в аудиториях, но и, что не менее важно, обеспечить самостоятельную работу студентов с электронными ресурсами через сеть, моделировать реальную среду профессиональной деятельности будущих инженеров, формировать важные профессиональные компетенции в области ИКТ. Для координации научных исследований, МГАУ совместно с институтом информатизации образования РА О создал на своей базе Ресурсный центр информационных технологий в образовании в составе которого успешно действует научно-исследовательская лаборатория электронных образовательных ресурсов. Лаборатория обеспечивает консультирование через портал разработчиков сетевых курсов, осуществляет государственную регистрацию ресурсов в отраслевом фонде электронных ресурсов науки и образования ОФЭРНИО и размещает их на портале [4].
Одной из важных возможностей портала является видеоконференцсвязь, позволяющая создавать виртуальные аудитории внутри любого учебного курса, персонифицировать к ним доступ студентов и проводить занятия в режиме реального времени.
Принципиально важно, что используемые сетевые УМК не отменяют традиционных форм обучения и традиционные ресурсы, а существенно их дополняют новыми мультимедийными и интерактивными возможностями, обеспечивая студенту полноценный цикл обучения.
Активное использование ИКТ в подготовке инженерных кадров, неизбежно приводит к изменению технологической основы обучения, замены привычных аудиовизуальных средств таких как, кинофильмы и видеофильмы на передачу цифрового мультимедиа потока прямо через портал [2].
Современный электронный курс по инженерным дисциплинам, сегодня не может быть полноценным без применения объектов виртуальной реальности, анимации и 3D-графики.
Компьютерные технологии предоставляют уникальные возможности интерактивного моделирования и проектирования технических объектов, их динамических испытаний и измерения основных характеристик. Поэтому, одной из важных компетенций в подготовке инженера является функциональная готовность работать с современными системами автоматизированного проектирования САПР, такими как КОМПАС, AutoCAD и др.
Таким образом, осознавая важность и необходимость кардинального улучшения темпов и качества разработки электронных образовательных ресурсов в области агроинженерии, целесообразно объединить возможности аграрных вузов по созданию отраслевого Интернет-ресурса — агроинженерного портала. Такой портал позволит сформировать единую базу электронных образовательных ресурсов, сократит затраты вузов, обеспечит доступ к ресурсам через Интернет, обеспечит создание условий профессионального и научного роста преподавателей, позволит существенно повысить качество подготовки инженерных кадров для сельскохозяйственной отрасли.
1. Международная академия аграрного образования. Известия. «Информационные технологии в АПК». Выпуск № 1. — Санкт-Петербург. 2006 г.
2. Современные проблемы информатизации профессионального образования: материалы Международной научно-практической Интернет-конференции. — М.: ФГБОУ ВПО МГАУ, 2012. — 146 с.
3. Специальный отчет о проведенных мероприятиях в рамках совместного проекта МФГС/ИИТО ЮНЕСКО «Продвижение использование ИКТ в ПТО в странах СНГ». — Москва 2012 г.
4. Учебно-методический портал МГАУ им. В. П. Горячкина. http://elms.msau.ru
5. Научная электронная библиотека http://elibrary.ru/
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Разработка и применение электронных образовательных ресурсов при подготовке специалистов агроинженерного профиля. Сборник материалов семинара деканов агроинженерных факультетов и заседания Совета УМО по агроинженерному образованию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других