Многим читателям известны карты Таро. Есть среди вас и те, кто или обращался к гадателям, или самостоятельно делал расклады на этих картах. Данная книга представляет собой описание системы предсказания или гадания на картах Ханафуда (hanafuda, 花札). Карты Ханафуда имели и имеют широкое распространение в Японии как игровые , азартные карты. Однако как и игровая колода из 26 карт, цветочные карты стали источником вдохновения для предсказателей. Дословно- это цветочные карты, которые представляют собой годовой круг – с января по декабрь. Карты очень красочные, наполненные восточной тематикой и необычайной поэтичностью, а гадание на них достаточно простое. И в отличии от Таро, в значении карт есть много конкретных значений. Например, в отличии от Таро, в колоде Ханафуда есть карты описывающие время интимной близости, беременность и состояние жилища, похороны или рождение ребёнка. А кроме того Ханафуда очень расслабляющая, медитативная система гаданий.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ханафуда. Цветочное гадание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
Символический смысл карт ханафуда, несмотря на то, что в большей степени колода имеет игровое значение, все же является первичным и более важным аспектом. Сама колода несет многоуровневое значение — от событийного аспекта жизни человека и его окружения до философской и духовной сторон. Можно рассматривать гадание на ханафуде как воспроизведение ранее существовавшей предсказательной практики периода Хэйан[1], основанной на учении Иньян-до в японском варианте или китайском — учении о дао, с инь-ян концепцией этапа исходного космогенеза.
Цветочная колода карт имеет два ареала распространения — Япония и Корея. В Японии эта колода известна под названием ханафуда (hanafuda, 花札), дословно — цветочные карты, а в Корее — карты хватху (в среде русских корейцев эти карты называют хато, другое название ханафуды). Слово «хватху» пишется в два иероглифа, означающих соответственно «цветы» и «бой». Таким образом, само название этих карт можно перевести как «бои цветов».
Говоря о цветочной колоде, мы невольно касаемся символов, принятых на востоке в целом, не только в Японии, но и в Корее, а также в Китае, где существует игра маджонг (麻將), связанная с символами времен года, сторон света и цветов и драконов. (Первоначально на китайском языке игра называлась 麻雀 (пиньинь: máquè), что означает «воробей».)
Символы, общепринятые в восточной культуре, такие как сосна, журавль, лягушка, олень, нашли свое отражение в картах ханафуда и послужили наслоению двух основных смыслов данной игры. Предтеча цветочных карт — игра в «составные карты», появившаяся в эпоху Хэйан (794–858 гг.), служила для интеллигенции, упражнявшейся в искусстве, литературе и красноречии. Целью игры служила задача составления стихотворения с гармоничным сочетанием фраз. В период Эдо (1603–1868) в Японии проводилась жесткая политика, когда любая критика власти или попытка расшатать спокойствие в стране подвергалась суровому наказанию. Интеллигенция искала и находила способы проявления своих мыслей через иносказательные образы, где слова-омонимы скрывали тайну сказанного от непосвященного. От этого стихи, написанные таким образом, могли иметь два-три, а то и более значений.
Подобного рода занятия были распространены и в средневековом Китае, где знать и придворные ученые также играли в «литературные карты», выбирая общую тему для написания стихотворения. Темы могли касаться живописных уголков, времени года, событий из жизни человека или страны.
Другая же версия игры (карута) появилась в середине XVI века и уже приняла собственно вид карт, получив название ханафуда. Впервые игральные карты были завезены в Японию португальцами, колода состояла из 48 карт. В ней было 4 масти по 12 карт разного числового значения, включая фигуры. Поначалу японские колоды имитировали португальские и назывались Тэнсе Карута, но после разрыва Японией контакта с западным миром иностранные игральные карты были запрещены, и их место после долгой эволюции в оформлении игральных колод (запрещенных правительственными кругами) заняла цветочная колода. Первое упоминание о ранней версии ханафуда — Hana Awase — относится к 1816 году, когда колода была зарегистрирована как элемент запрещенной азартной игры. С этого момента колода приобрела структуру из 12 мастей и 4 ранговые категории.
В качестве достоинств карт вместо привычных для европейцев цифровых значений и вальтов используются ленты (танзаку), животные (танэ), изображения луны, феникса, оленя, журавля, паланкин, чаша саке.
Ленты с пожеланиями, то танзаку — «маленькая книга». По мнению большинства историков, она появилась в эпоху Хэйан (794–1185), когда на отдельных бумажных листках записывались стихотворения, собиравшиеся затем в сборники. В случае необходимости всегда можно было собрать несколько соответствующих определенному случаю или моменту.
В колоде каждой масти соответствует свое время года, а точнее месяц. Колода открывается с месяца января. Новый год в Японии (яп. 正月 се: гацу) отмечается начиная с 1873 года 1 января по григорианскому календарю, хотя до реставрации Мэйдзи (яп.明治維新 Мэйдзи Исин — комплекса военно-политических и социально-экономических реформ) Новый год в Японии отмечался так же как и в Китае, в начале весны. Сам праздник Нового года был самым длинным и в Китае, и в странах Восточной Азии. Он приурочен к зимнему новолунию по завершении лунного цикла, начиная с зимнего солнцестояния, то есть ко второму полнолунию после зимнего солнцестояния (21 декабря). Лунный календарь использовался в восточных странах с аграрной хозяйственной деятельностью.
С китайским новым годом связан довольно древний миф о чудовище Нянь. Имя Нянь по-китайски 年 (nián) означает «год». Нянь появлялся в первый день нового года и пожирал запасы сельских жителей: зерно, скот, другие пищевые припасы. Не обходило чудовище вниманием и маленьких детей. Читатели, наслышанные о легендах альпийского региона, вспомнят о Крампусе, который на праздник Рождества похищал детей. В легенде о Няне фигурирует ребенок, одетый в красный цвет, которого испугался Нянь, что послужило поводом для обычая развешивать красные фонари и красные свитки с пожеланием счастья, а также запускать фейерверки, чтобы отпугнуть чудовище.
Новый год открывает колоду в январе и далее, согласно григорианскому календарю, делится на 12 солнечно-лунных месяцев, где временное деление соответствует солнечному циклу, а фазы месяца согласно лунному циклу. Цветы (растения) описывают природный период, который также согласовывается с периодом жизни человека, общества и пространства, в котором он живет:
• январь — (睦月) — месяц привязанности (mutsuki); символика — сосна, японский журавль;
• февраль — (如月) — месяц смены одежд (kisaragi); символика — слива, соловей (или камышовка на ветке);
• март — (弥生) — новая жизнь (yayoi); символика — вишня (сакура) и походный занавес;
• апрель — (卯月) — месяц цветов дейции (uzuki); символика — глициния и кукушка;
• май — (皐月) — месяц посева риса (satsuki); символика — ирис и мост над водой;
• июнь — (水無月) — месяц воды (minazuki); символика — пион и бабочка;
• июль — (文月) — месяц книг (fumizuki); символика — клевер и кабан;
• август — (葉月) — месяц листьев (hazuki); символика — мискант и гуси, полная луна на красном небе;
• сентябрь — (長月) — длинный месяц (nagatsuki); символика — хризантема и чаша саке;
• октябрь — (神無月) — месяц богов (kaminatsuki); символика — клен и олень;
• ноябрь — (霜月) — месяц морозов (shimotsuki); символика — ива и ласточка, человек с зонтом и лягушкой;
• декабрь — (師走) — бег священников (shiwasu); символика — павловния и птица феникс.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ханафуда. Цветочное гадание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других