Протодизайн

Р. Ф. Мирхасанов, 2021

Во вводной части учебного пособия «История дизайна» «Протодизайн» рассмотрено кратко развитие и производство продуктов технической и художественной мысли в эпоху ремесленного производства. Автор анализирует историю эпохи протодизайна как время создания продуктов инженерной, конструкторской и художественной мысли в рамках ремесленного и ручного производства: создание проектов машин, невиданных ранее печатных станков, привело к развитию с конца XVIII вида промышленной революции и нового искусства – дизайна. Автор пособия пытается раскрыть закономерности универсального композиционного построения в плоскостных и объемно-пространственных продуктах изобразительного искусства и дизайна. Данное учебное пособие предназначено для студентов среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям), студентов высшего образования по специальности 54.03.01 Дизайн по дисциплине «История дизайна».

Оглавление

  • Введение
  • Раздел 1 Протодизайн. Предтечи дизайна

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Протодизайн предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел 1 Протодизайн. Предтечи дизайна

До появления массового индустриального производства все предметы (посуда, мебель, одежда, сами орудия труда) окружающие человека, изготавливали ремесленники. В деятельности мастера-ремесленника совмещался ряд профессий, специальностей. Он был, одновременно, и конструктором, и художником, способным изготовить изделие вручную или с помощью несложных технических приспособлений, довольно несложных станков. Можно назвать этих мастеров предтечами современного дизайна, а доиндустриальную эпоху временем протодизайна.

Таким образом, в сфере дизайна возникает культурологический подход, рассматривающий деятельность в сфере дизайна как закономерное развитие человеческой культуры. В данном русле дизайн рассматривается как совокупная деятельность материальной и художественной культуры. Предыстория дизайна относится к сфере ремесленного и народного творчества и потому закономерен огромный и постоянный интерес к традиционному предметному миру материальной культуры наследия.

Глава 1

Первобытное искусство

Первобытные художники, оставившие нам свои прекраснейшие творения на стенах пещер, обладали твердой, очень умелой, тренированной рукой, великолепной наблюдательностью, феноменальной зрительной памятью.

Первые художники, скульпторы, ремесленники, архитекторы неолита создавали жилье, предметное окружение: первые орудия труда, охоты, защиты. Предметы первобытного художника были на тот момент времени совершенны конструктивно и прекрасны внешне: в противном случае человек XXI столетия не только не «копировал» бы его предметы и орудия на современном, конечно же технологическом уровне и современным условным языком, но и просто не существовал. Прообразы современных топоров, ножей с применением комбинирования различных форм и материалов — пример первой композиционной, конструкторской деятельности человека с применением простейших основ эргономики.

Мы живем в нашем современном, скоростном, технологичном мире, благодаря нашим предшественникам, а значит наши далекие предки эпохи неолита были гениальными протоучеными, прото-архитекторами, художниками и конструкторами.

Первобытный человек изготавливал орудия труда и охоты из кожи, сухожилий и костей животных, коры и стеблей, древесины растений, камня, продуктов вулканической деятельности. В качестве сырья для изготовления орудий войны, охоты и труда зачастую использовались кремень, обсидиан, кварцит, обладающие большой твердостью и хрупкостью.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • Раздел 1 Протодизайн. Предтечи дизайна

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Протодизайн предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я