Человек 2.0. Путешествие в эпоху трансгуманизма

Р. С. Маков, 2023

Мы стоим на пороге новой эпохи, в которой технологии развиваются с беспрецедентной скоростью, и могут трансформировать наше общество до неузнаваемости, приведя к революции не только в технологической сфере, но и в характере нашего мировосприятия. В данной книге сделана попытка заглянуть за горизонт и увидеть каким будет наше общество, какие возможности перед нами откроются и перед какими вызовами мы окажемся. Автор анализирует роль искусственного интеллекта, биотехнологии, нейронауки и нанотехнологии в формировании новой реальности, ставящей перед нами как научные, так и философские вопросы. В художественной части книги нас ждет путешествие в 2070 год, где на берегу живописного Телецкого озера, столицы Мирового Союза, обсуждаются перспективы переноса человеческого сознания в роботов. Погрузитесь в мир, где современные технологии и человеческое сознание начинают сливаться, позволяя переосмыслить наше понимание человечества и самого себя в этом мире.

Оглавление

История и происхождение трансгуманизма

Трансгуманизм несмотря на то, что слово и концепция зародились во второй половине двадцатого века, берет свои корни из глубокой истории человечества и нашего стремления к самосовершенствованию и преодолению наших ограничений.

Мы можем увидеть проявления данных идей даже в древнейшие времена. Мифы многих культур содержат истории о бессмертных богах, волшебных зельях и воскрешении мертвых. Эти мифы являются ранними выражениями человеческого стремления преодолеть свои биологические ограничения и достичь божественного состояния.

В эпоху Возрождения и Просвещения, с ростом интереса к науке и разуму, эти идеи стали проявляться в более конкретных формах. Алхимики стремились обрести"философский камень", который, по их утверждению, мог бы преобразить любой металл в золото и дать вечную жизнь. Исследователи, такие как Леонардо да Винчи, мечтали о создании летательных машин и подводных судов — технологий, которые могли бы расширить физические возможности человека.

В век Просвещения идее прогресса и усовершенствования человеческого общества через науку и разум уделялось все больше внимания. Это выразилось в работах философов, таких как Иммануил Кант и Жан-Жак Руссо, которые подчеркивали важность образования, социальной реформы и научного исследования для улучшения человеческого общества.

Однако, в мире науки и философии современный трансгуманизм начал формироваться только в 20-ом веке, и, в частности, после Второй мировой войны. На протяжении 20-го века происходили значительные технологические прорывы, включая изобретение компьютеров, открытие структуры ДНК, и развитие интернета. Эти изменения, в свою очередь, повлияли на то, как мы взаимодействуем со своим миром и сами собой в настоящее время.

В 1960-х годах, когда преобразования от технологического прогресса стали более очевидными, британский психолог и футуролог Макс Мор (Max More) официально оформил идеи течения, став его ключевым идеологом. Он ввел термин"трансгуманизм"для описания стремления человечества преодолеть свои биологические ограничения с помощью науки и технологии и опубликовал"Трансгуманистическую декларацию", которая служит важным учебным пособием для данного движения.

В этой декларации Мор охарактеризовал новое течение, как философию и движение, нацеленное на использование технологии для улучшения физических и когнитивных способностей человека, продления жизни, и увеличения индивидуального и коллективного благополучия. Он также подчеркнул, что концепция отстаивает этическое право каждого человека на использование технологии для улучшения своей жизни и жизни своих близких.

С тех пор, как Макс Мор ввел данный термин, это движение стало все более разнообразным и влиятельным. В конце 1990-х и в начале 2000-х годов вокруг, рассматриваемой идеи, стали формироваться различные организации и сообщества, включая Институт по исследованию будущего человека, Фонд жизни, и Мировой трансгуманистический ассоциативный союз.

Эти организации пропагандировали идеи постчеловечества и проводили исследования по таким темам, как искусственный интеллект, кибернетика, нанотехнологии, биотехнологии, и крионика. Они также обсуждали этические, социальные и политические вопросы, связанные с использованием этих технологий.

Как и любое культурное или научное движение, течение также претерпело свою долю критики и контраргументов. Некоторые ученые и философы выразили опасения относительно возможных последствий стремления человечества преодолеть свои биологические пределы. Они указывали на риски неравенства, дискриминации и дестабилизации общества, которые могут возникнуть в результате широкого использования технологий улучшения и модификации человека.

Кроме того, были выдвинуты аргументы о том, что некоторые из целей концепции, такие как бессмертие или радикальное улучшение когнитивных способностей, могут быть недостижимы или могут иметь непредсказуемые и потенциально опасные последствия. Эти критики подчеркивают важность продолжения обсуждения этических, социальных и политических вопросов, связанных с возможными изменениями, связанными с развитием технологий.

Несмотря на критику, течение продолжает привлекать внимание и поддержку многих людей во всем мире. Благодаря быстрому технологическому прогрессу и увеличившемуся интересу к науке и инновациям, их идеи стали более доступными и привлекательными для широкой публики.

Этот интерес также усиливается благодаря вкладу культуры и медиа. Книги, фильмы, сериалы и видеоигры часто используют темы постчеловечества, позволяя людям воображать, как могут выглядеть будущие технологии и как они могут преобразить нашу жизнь и общество. Это привлекает большую аудиторию к размышлениям о возможностях и рисках, связанных с будущими тенденциями.

Научное сообщество также продолжает активно исследовать технологии, которые могут способствовать целям рассматриваемого течения. Это включает в себя исследования в области искусственного интеллекта, генетики, нейронауки, кибернетики и других областей. Многие из этих исследований все еще находятся в начальной стадии, но они уже начинают показывать многообещающие результаты.

В конечном итоге, трансгуманизм представляет собой сложное и динамичное движение, корни которого уходят в глубокую историю человечества. Он отражает наше стремление к самосовершенствованию, наше желание преодолеть наши ограничения и нашу веру в возможности науки и технологии. Независимо от того, как будут развиваться технологии и как будет изменяться наше общество, данные вопросы и идеи останутся актуальными и важными для обсуждения.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я