Лжедмитрий, отец Лжедмитрия. Иоанн Грозный и нашествие калмыков на Русь

Пюрвя Мендяев

Есть в мировой истории тайны, которые сотни лет не дают покоя потомкам. Одной из таких загадок, без всякого сомнения, является загадка Лжедмитриев. Для того чтобы разобраться в этой весьма запутанной истории, на мой взгляд, нужен новый взгляд на старую историю. По моей версии, отец Григория Отрепьева не погиб, когда сын был маленьким, а лишь имитировал свою смерть. Именно Богдан Отрепьев – главный герой моей повести, с которой я планирую начать описание жизненного пути этого великого человека.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лжедмитрий, отец Лжедмитрия. Иоанн Грозный и нашествие калмыков на Русь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Пюрвя Мендяев, 2020

ISBN 978-5-0051-0603-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Лжедмитрий, отец Лжедмитрия. Иоанн Грозный и нашествие калмыков на Русь.

Предисловие. Лжедмитрий Первый и глубинная держава.

Есть в мировой истории тайны, которые сотни лет не дают покоя потомкам. Одной из таких загадок, без всякого сомнения, является загадка Лжедмитрия Первого. Каким было на самом деле правление Лжедмитрия первого, и кем он был — достоверно мы до сих пор не знаем. И скорее всего никогда не узнаем. Слишком много воды утекло с тех давних лет, да и романовская династия, похоже, была заинтересована в том, чтобы подлинные документы того времени были уничтожены. Так что свидетельств о той поре почти не осталось. Но интерес к личности Лжедмитрия Первого между тем не ослабевает, поскольку его история не просто загадочна, но и не осмыслена должным образом, как считают многие авторитетные авторы. К примеру, известный писатель Ю. Буйда отметил, что историки вот уже, сколько лет ищут ответ на вопрос, кем был самозванец. И при этом мало кого интересует вопрос гораздо более важный: что это было за явление такое в России? Сам Ю. Буйда воспринимает самозванца, как зачинателя великого перелома в жизни страны, отца основателя духа демократии и свободы в стране и западной, читай европейской культуры. В своей работе «Власть всея Руси» он пишет:

— «Лжедмитрий I совершил самый грандиозный переворот в духовной истории России… Произошло рождение личности, и процесс этот, начавшийся именно с явления Самозванца, а не с реформ Петра, — процесс этот, то разгораясь, то притухая, продолжается и доныне… Дух Ренессанса, дух свободы самочинно, но под маской проник и в русское коллективное сознание.…Вряд ли за это стоит благодарить одного Лжедмитрия I. Но ведь по-настоящему-то — с него началось. Его прахом выстрелили в сторону Запада. Но законы исторической баллистики стократ сложнее законов баллистики артиллерийской».

Другой автор, Резников Кирилл Юрьевич в своем сочинении «Мифы и факты русской истории. От лихолетья Cмуты до империи Петра» так же отметил, что «большинство российских либералов считают, что с гибелью Лжедмитрия I Россия упустила шанс стать частью Запада». То есть, по мнению некоторых представителей либеральной общественности, как утверждает Резников, смерть самозванца была огромной русской трагедией, отбросившей страну на многие годы назад. Только при Петре Первом удалось провести модернизацию России на западный лад то, что можно было сделать на сто лет раньше, если бы самозванец не был бы, свергнут. Получается — Лжедмитрий Первый воспринимается частью современного общества, как первый европеец у власти и потерянный шанс на европейский цивилизационный выбор.

Для того чтобы разобраться в этой весьма запутанной истории на мой взгляд нужен определенный особый подход. К чему я веду? А к тому, что искать понимание явления — Лжедмитрий Первый в давно ушедшей эпохе — дело абсолютно безнадежное и бесполезное. То есть идея о том, что некогда существовала некая неизвестная нам страна Россия — не верна. Не зря говорят, что за десять лет может у нас измениться всё, а за сто лет — ничего. Оно, честно говоря, и за 400 лет меняется далеко не всё особенно в психологии народа. То есть для того чтобы понять историю Лжедмитрия следует на мой взгляд исходить из того, что очень многое, некое глубинное государство, как было у нас, так оно и осталось. И ничего с ним не стало за сотни лет.

Было во времена Лжедмитрия местничество. Согласен. Люди жили замкнутой общиной. Поскольку в те ужасные времена покидать общину было просто опасно для жизни. Всего и всех боялись. Так и сейчас люди стараются держаться своего круга, и во всем придерживаться единообразия. У нас в Калмыкии назначение москвича на пост премьера вызвало народное негодование в 2019 году. А назначение мэром Элисты бывшего руководителя ДНР Трапезникова привело к многочисленным митингам протеста. Куда не посмотришь сегодня в Калмыкии, кругом увидишь блат, везде властители и начальники тащат только своих людей. И при этом не смотрят ни на образование, ни на степени, ни на опыт работы, всё тлен, по сравнению с тем, что свой человечек. Так что? Это признак какой-то особой соборности нашего населения? Нет. Всё это местничество. Посмотрите вокруг и вы увидите, что местничество правит бал по всей стране, а не только в Калмыкии. Так что нужно признать, что лубочная, глубинная страна никуда не делась. И поэтому правильным будет исходить в анализе событий Смутного времени из того, что почти ничего в стране, в психологии народной особо не изменилось.

Глубинная страна осталось всё той же. Вооружившись этим пониманием, мы и начнем наше расследование, уподобившись гениальному сыщику из классического детективного романа. А это значит, что тут мы, как и положено подвергнем сомнению самый очевидный и не вызывающий никакого интереса факт в истории Лжедмитрия Первого.

Как пишут историки отец Григория Богдан Отрепьева погиб очень рано, в пьяной драке, зарезанный в Немецкой слободе неким «литвином», так что воспитанием сыновей занималась его вдова. Богдан Отрепьев отец Григория, как пишут в истории, арендовал землю у Никиты Романовича Захарьина (деда будущего царя Михаила), чьё имение находилось по соседству с землями Отрепьевых. Сам Григорий жил в имении Романовых и работал на них. Это невозможно отрицать. То есть связь с Богданом Отрепьевым Романовых, и с Лжедмитрием Первым очевидна, и она не подвергается сомнению. То в чем обвиняли Годунова, то есть в убийстве царевича Димитрия могли на самом деле сделать Романовы. Это очевидно. Царь Федор был близким родственником Романовых по матери. Они были не менее, если не более Годунова заинтересованы в устранении юного царевича, который в отличие от царя не был им родственником и от которого Романовы добра не ждали. И самое главное. Нам не надо забывать того, что они и получили в итоге основной выигрыш от смерти царевича Димитрия. Появилась царская династия Романовых.

Кстати. Важная деталь, на которую почему-то никто не обращает особого внимания. Собственно Отрепьевы не родовая фамилия, а презренное прозвище. Основатель рода — Владислав с Нилка Кащ-Неледзеевский, «муж знатен Короны Польския». Дед Богдана Давид Борисович от Иоанна III «по прилучаю» (случайно), получил прозвание Отрепьев (1497—1507). Уж не знаю, чем не угодил Иоанну III дед Богдана, но факт в том, что потомкам его было предписано носить позорную фамилию Отрепьев. Поиздевался от души правитель над гордым польским дворянином. Так что получается, что ненавидеть царскую фамилию у Богдана, как и у его сына, были серьезные основания. Конечно. Если бы не вся последующая история, то на смерть отца самозванца в Немецкой слободе можно было бы плюнуть и забыть. Но то, что этот человек погиб именно в Немецкой слободе, в свете последующих событий кажется весьма любопытным.

Немецкая слобода — место это не простое. Как ни крути особая территория со своим отличным от иных мест уставом. Убили там человека, да и дело с концом. Ничего не попишешь. Кто их там басурман разберет. Никому и дела нет. Закрытая территория. У них свой устав. Следствие ведут они сами. Сказали, что убили Богдана, никто и проверить не мог. 1580 году царь Иван Грозный учинил погром Немецкой слободы. Опять же можно предположить не просто потому, что тамошние жители вели себя нагло и ели говядину в пост. Вероятней всего, что донесли царю, что в этом месте зреют заговоры против него и его власти. Вот и нанес удар свой грозный владыка, чтобы раздавить заговор. Но Немецкая слобода пережила это побоище. Еще больше воли взяла она при сыне Грозного.

Рискну предположить в свете всего этого, что Богдан Отрепьев на самом деле мог не погибнуть во цвете лет в пьяной драке, а нашел прекрасный повод при помощи друзей из Немецкой слободы исчезнуть незаметно из Москвы и переправиться в Польшу, став «живым» мертвецом. Связь с родственниками в Польше могла стать надежной опорой в посмертной жизни Богдана. Тут нужно сказать о том, что время было судьбоносное. Всем было прекрасно понятно, что скоро трон опустеет. Федор был болен, а детей у него не было. Путь к царству юному царевичу Димитрию открыт. И не могли рассчитывать Романовы на милость юного царя. Поскольку были они ближайшей родней царя Федора, сославшего Димитрия в Углич. Судьба Романовых висела на волоске. После смерти Федора, похоже, готовы были уже Романовы взять власть в свои руки. Сыграть свою партию.

Но для этого им нужно было убрать со своего пути царевича. Царевич в итоге заговора погиб, царь Фёдор умер. Но не дал даже малейшего шанса на победу им Годунов. Взял царство в свои руки быстро и бесповоротно. А там и смог, видимо, и разобраться с тем, что сотворили Романовы в угличском деле. И жестоко их покарал. Выжил после гонений лишь Михаил будущий царь и его родители. А все остальные члены их семьи погибли в ссылке. Нешуточная расправа. Но во время серьезного расследования, в котором упоминался и Григорий Отрепьев Романовы постарались опорочить будущего самозванца. Мол, тот был вором и его потому, и выгнали вон. Очень все это похоже на желание во что бы то ни стало как можно дальше оттолкнуться от связи с этим человеком. Допустить, чтобы попал в руки следователей такой опасный свидетель, как Григорий было смерти подобно. Видимо это позволило выйти Григорию живым их этой передряги. Сберегли его для исполнения тайной миссии Романовы. Вольно или невольно.

Точной даты смерти отца самозванца мне найти не удалось, вероятней всего сведений о времени смерти нет нигде, но если она случилась в 1591 году или чуть позже, то тогда можно предположить, что какое-то отношение к убийству царевича эта смерть все же имела. Погиб Богдан очень рано — единственное, что пишут о нем историки. Воспитанием сыновей занималась его вдова. Ясно, что погиб не сразу же после рождения будущего самозванца, так как был еще, как минимум один младший сын. Так что дата 1591 год вполне подходит, для исчезновения Богдана Отрепьева.

Но этого мало. Не надо отбрасывать и тот удивительный факт, что во времена Ивана Грозного жили два Богдана Отрепьева: Борислав-Богдан из Углича и Богдан-Тихон из Галича. Галичский Богдан значится отцом Юрия в царских посланиях и летописях, а угличский — в родословных Отрепьевых. То есть существует вероятность, и она на самом деле далеко не нулевая, что жила семья Отрепьевых на самом деле совсем рядом с местом убийства царевича Димитрия. Согласитесь, что подозрительно всё это. Предположим, что так и было на самом деле в истории. Что тогда? Тогда как-то само собой возникает предположение — а не Богдан Отрепьев ли зарезал сына Грозного? А почему бы и нет? Всё что случилось потом в стране, может послужить неплохим подтверждением такого предположения.

Согласитесь, Богдан идеальный убийца. Он прекрасно всё и всех там, в Угличе родном знал. Каждый закоулок ему был известен в городе. Мог Богдан Отрепьев сделать черное дело. А в том деле мог ему помочь и сын, ровесник царевича. Заманить царевича. Вполне сие возможно. Тем более что обстоятельства смерти царевича до сих пор остаются спорными и не до конца выясненными. Если верить показаниям очевидцев событий, данным во время следствия, в руках у царевича была «свая» — заострённый четырёхгранный гвоздь. Во время приступа эпилепсии он себя этим гвоздем и зарезал. Так все свидетели и показали. Только ребёнок-эпилептик не может во время припадка поранить себя ножом, потому что в это время ладони широко раскрыты. Но свидетели были единодушны в своих показаниях. Парадокс? Не совсем так. Свидетели тоже люди, и у них тоже могут быть свои причины скрывать правду. Свидетели это ближний круг царицы. Рискну предположить, что подлинные обстоятельства гибели царевича Димитрия были смертельно опасно разглашать людям из этого самого окружения. Поэтому они все и соврали.

Самое простое, что можно предположить — царевича выкрали, а потом подбросили уже мертвого этому самому окружению бывшей царицы. Алгоритм предполагаемого развития событий таков. Царевич исчез. Мамки-няньки, охрана испугались не на шутку — ведь за то, что недоглядели за царевичем, позволили наследника престола украсть, их неминуемо должны казнить, причем смерть их будет исключительно мучительной, и решили скрыть это известие от царицы. Может еще царевич и найдется, может, просто где-то заигрался — думали они. Потому и молчали, надеясь на лучшее. Поднимать шум было им в любом случае опасно, можно было нешуточно пострадать, даже в случае если все с царевичем было хорошо. Так что — царевича ищут втайне везде, но никому в голову не приходит заглянуть к Отрепьевым. А зря.

Но вот найден труп. Что делать ближним людям царицы? Рассказать всё, как есть? Равносильно, что приговорить себя всем нянькам, мамкам и охранникам к мучительной смерти на колу. Да еще перед этим их точно подвергли бы еще и многодневным пыткам на дыбе в кремлевских застенках. Выясняли бы все подробности похищения. Просто так умереть даже на колу не дали бы. Единственный способ спастись в такой ситуации — врать всем вместе. Тут ничего иного нет. Правда — это мучительная смерть после пыток. И только во всеобщей лжи, только в единодушии в показаниях надежда на спасение. Потому и врали все вместе и, похоже, тем и спаслись. Ничего не написано в истории о том, что нянек, мамок и охрану посадили на кол.

Но народ в Угличе и некоторые родственники царевича не сильно поверили в смерть от несчастного случая. Они явно что-то знали и потому, и началась расправа над посланцами Москвы. Согласитесь, что подумать на покойного Богдана Отрепьева вовсе было невозможно. К тому же, как-то подозрительно удачно получилось. Приехала с Москвы комиссия проверить, как поживает царевич, а тут происходит убийство. Как-то не верится в такое совпадение. Уж не воспользовался ли Богдан подходящей ситуацией? Не приехал ли в тайное место посол из Москвы с сообщение к нему о том, что едет московская комиссия и что самое время приступить к исполнению задуманной операции. Хорошо как всё получилось, приехала комиссия, царевич погиб, вина вся пала на членов комиссии.

Теперь представьте себе картину — комиссия грозная приехала — а эти преступники, мамки и охрана, царевича татям украсть позволили. Не сберегли царевича. Я уж даже не знаю с чем такую ужасную ситуацию можно сравнить. Люди из окружения царицы иллюзий точно не питали, они многое повидали в своей жизни. Знали, что их ждет впереди. Но люди при этом они явно были не пальцем деланные. Не темные крестьяне, а опытные царедворцы. Не так просто их было со света сжить. Так что сами понимаете, должны были они не только царевича искать, в тот черный день, но и готовиться к тому, как ответ держать. Версия официальная, которой все свидетели придерживались идеальная для спасения жизней ближнего круга царицы. Нельзя это не отметить. Сам себя ребенок зарезал в припадке. Виноватых людей в смерти царевича, по сути, нет.

Согласитесь. Удивительное дело. Умеет же наш российский народ врать складно, да и всем хором в лад, если одно место в опасности. Какое бы непотребство не случилось, послушаешь участников событий, так все герои, каждый за правое дело бился. Виноватых людей в беспорядках нет, хоть ты убейся. Судить некого и за решетку сажать так некого. Вот так вот. Таких случаев полно в наше время, когда народ толпой врет, придумывая всякую ересь, чтобы уйти от ответственности. Один в один Углич в 1591 году. Вот сумели же тогда местные люди придумать версию, которая всех обелит, при которой никто не виноват, и, не смотря на то, что всё пропало нужно в итоге всех лишь наградить. А как же? Ведь ребенок сам себя зарезал, играл с ножиком, потом припадок, мы все кинулись к нему, но он как дернулся и зарезал сам себя. Ничего сделать не могли, хорошо хоть мы живы остались. Мог и нас порезать Димитрий. Так что ничего особо с 1591 года не изменилось по большому счету. Глубинная держава жива и в добром здравии находится.

Но вернемся к убийству царевича. Почему, на мой взгляд, нужно было обязательно выкрасть жертву? Царевич погиб в возрасте 8 лет. Хоть и совсем мал был Димитрий, но это был будущий царь. Его отец стал правителем страны в три года. Димитрий был носителем царских секретов. Тех, что знать не должны иные люди. Считалось, что французские и английские короли простым прикосновением руки, совершенным в соответствии с традиционным обрядом, могут исцелять людей, больных золотухой. Какие-то специфические секреты были и у русской царской семьи. Видимо эти секреты и были узнаны убийцей, а так же возможно прихватил он и некие личные вещи царевича, на добрую, так сказать память. Эти личные вещи Димитрия, а так же специфические секреты людей королевской крови, могли стать пропуском в будущем на трон для его собственного сына. И есть тут еще один важный момент. Очень похоже на то, что лицо царевича было сильно обезображено убийцей. Настолько сильно, что даже у матери остались сомнения в том, что труп ребенка, это действительно труп её сына. Не зря же она долго не поминала сына, а впоследствии признала Лжедмитрия Первого за сына.

Как пишут в истории ни следствие, ни ближнее окружение царицы не занималось поиском убийц среди горожан. Да и вообще этим никто не занимался. Да и какие могут быть поиски убийц, если все свидетели утверждают — ребенок сам себя зарезал? Особенно после бунта, во время которого были убиты масса свидетелей, которые могли дать неправильные показания. А бунт этот возник почти сразу же после убийства царевича. Понятное дело, что никто город не перекрывал в это время, не до этого было. Так что мог спокойно выкрасть царевича, пыткой выбить нужные сведения, забрать личные вещи царевича, подбросить труп, а потом уйти из города Богдан, без каких либо проблем. Дерзость великая. Но так и идут к царствам. С таким духом и создают империи и царства. Это великая вещь!

Кстати. Интересно, что существует помимо информации о существование в те времена двух Богданов Отрепьевых, еще и информация о существовании и двух Григориях Отрепьевых. Именно так! И эта версия о двух Отрепьевых, выдвинутая ещё в самом начале ХХ в. Е. Н. Щепкиным, имеет некоторые основания под собой. Л. Ю. Таймасова в книге «Трагедия в Угличе. Что произошло 15 мая 1591 года?» (2006) пишет — «Первый — Юрий или Георгий, был ровесником царевича, второй — Григорий — родился лет на десять раньше». Этот Григорий очень помог самозванцу отвести от себя подозрение, что тот Отрепьев. Бывшие при «Дмитрии» иезуиты тогда записали: «Сюда привели Гришку Отрепьева, известного по всей Московии чародея и распутника… и ясно стало, что Дмитрий Иванович совсем не то, что Гришка Отрепьев». «Дмитрий» взял монаха с собой в Москву, но позже за непотребство сослал в Ярославль. Откуда взялся вдруг второй Григорий Отрепьев? Я уверен в том, что этот старый Григорий, чародей и распутник, близкий к запорожским казакам человек, и был Богданом, отцом Григория.

Я думаю, что отец Григория при добром здоровье, в спокойной Польше того времени мог отлично сохраниться. Так что мог вполне показаться старше сына всего на 10 лет. Да и вероятней всего породил сына Богдан отнюдь не в старческие годы, а совсем молодым человеком. Так что в Польше вполне мог ожить папаша самозванца еще раз, но уже в образе своего собственного сына. Прикрыл его своей грудью. Тут всё идеально сходится. Документы ему лично сын передал. К ним не подкопаешься. Фамильное сходство у них было. Потому мог и пояснять иезуитам — мол, есть сходство, потому и пошли слухи, что этот парень Григорий Отрепьев. А на самом деле — Григорий Отрепьев это я. А уж про свою подлинную семью Отрепьев старший всё знал лучше сына. Мог сколько угодно рассказывать следователям иезуитам чистую правду. Вот так и помог он сыну. А когда сын оказался в Москве, то отправил папашу в родные края. Так что весть о двух Григориях Отрепьевых просто кричит о том, что отец самозванца не погиб, а продолжил своё тайное существование и после официально признанной смерти.

В Польше, после того, как Григорий и как я предполагаю, его отец, смогли взять малое войско и решились пойти в поход на Русь. Абсолютная авантюра. Но Отрепьевы решились на него. Думаю, потому, что у них не было иного выбора. Впереди их могло ждать лишь разоблачение в Польше и позорная смерть. Им нужно было спешить. Царские следователи знали свое дело хорошо. Вывести полностью на чистую воду самозванца, для них было делом времени. Вот и пошли в поход Отрепьевы. Тем более что рисковать по крупному им было, не привыкать. К тому же знали авантюристы, что царь Борис болен, что не выходит из своих палат практически. Рискнули и выиграли. Как пишут в истории большую поддержку дали этому походу запорожские казаки, в основном благодаря связям с ними Богдана.

Но после победы в Москве Лжедмитрий Первый по моей версии решил от отца родного избавиться. Отправил его в дальнюю вотчину, якобы за непотребство. Всё может быть. Может и повел себя отец, как хозяин земли русской. Дерзко и без должного пиетета к сыну, царю. Но, похоже, что избавившись от отца и его друзей казаков, подписал себе Григорий тем самым смертный приговор. Решил новый царь, что теперь со всем и сам справится. А вот не справился! Переиграли его бояре. Потерял всех самозванец, кто его привел на царство. Ушли и казаки, и прочие его защитники. Пришли на смену воины из Польши, но с ними было больше проблем, чем от них защиты. Видимо со многими участниками проекта Лжедмитрий договаривался отец самозванца. А сын избавился от всего этого отцовского наследства при удобном случае. Но тем самым обрек себя на гибель. А после смерти Лжедмитрия Первого вскоре появился Лжедмитрий Второй, великий воин, который поначалу выступал, как союзник польских захватчиков, но позже он выступил против них и стал защитником родины. Близок был этот второй самозванец Романовым и имел большую поддержку в народе. Думаю, что это был Богдан Отрепьев.

Так откуда взялся проект Лжедмитрий? У Юлия Цезаря всегда были на устах стихи Еврипида — «Коль преступить закон — то ради царства; А в остальном его ты должен чтить». Что-то мне подсказывает, что Богдан читал историю Цезаря. Мне больше всего нравится идея о том, что проект Лжедмитрий родился в голове самого Богдана Отрепьева. Я думаю, что случайно став, орудием планов Романовых, получив заказ на убийство, дерзнул Богдан Отрепьев в мыслях своих стать отцом царя. Отцом во всех смыслах. Не только в физическом плане. Кто был Отрепьевым, то есть никем, тот стал всем, то есть законным царем. Так что был готов психологически явно Богдан идти с ножом на царевича, и сына на это дело поднять. А потом сказать ему, что за обиды их роду будет справедливо именно им стать русскими царями.

То есть если идти на сумасшедший риск, пойти на убийство царевича, то почему бы не повысить ставку до самой высокой отметки? Взять максимально возможное. Бояться после того, за что взялся по данной моей реконструкции Богдан, было уже не особо много чего. Если можешь царя природного прирезать, как поросенка, а перед этим выбить из него необходимые сведения, то таким людям вести себя по-царски было явно не трудно. Царской кровью отец и сын Отрепьевы открыли себе путь на царство. Много воли они себе взяли. Обратной дороги у них уже больше не было. Только на плаху, под ножи убийц или под царский венец.

Почему я не считаю убедительной версию, что за проектом Лжедмитрий стояли Романовы, а Богдан лишь исполнителем их воли? Ответ прост. В убийстве царевича Романовы могли быть заинтересованы, а вот в том, чтобы какого-то Отрепьевского парня готовить в цари нет. Чтобы кто не писал, смысла в этом не было никакого для Романовых. Не могли они знать, что проиграют Годунову битву за трон. У них прав было на царство больше. А в тот момент, когда объявился Лжедмитрий Первый, Романовы были полностью выключены из политической жизни страны. Так что историческая роль Богдана Отрепьева, на мой взгляд, возможно, не оценена должным образом. Я вижу этого человека не просто отцом самозванца, а невероятно ярким проявлением той эпохи и человеком, оказавшим огромное влияние на историю не только России, но на всю мировую историю. Именно Богдан Отрепьев главный герой моей повести, с которой я планирую начать описание пути этого великого человека.

В повести «Иоанн Грозный и нашествие калмыков на Русь» я рассказываю так же о событиях, которые во многом до сих пор остаются историческими загадками. История переселения калмыков в прикаспийские степи уникальное событие. Это единственный зафиксированный такой случай со времени великого переселения народов. Причины этого огромного исторического события до сих пор мало изучены. Я излагаю свой взгляд на причины этого удивительного исторического феномена. Надеюсь, что моя повесть понравится вам, мои дорогие читатели. Рассказ о судьбе Богдана Отрепьева я хотел бы продолжить в новых произведениях, но всё в руках божьих.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лжедмитрий, отец Лжедмитрия. Иоанн Грозный и нашествие калмыков на Русь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я