Присутствие. Как ощутить полноту жизни, наладить отношения и обрести свой голос

Пэтси Роденбург, 2019

Пэтси Роденбург рассказывает в своей книге о таком важном человеческом качестве, как Присутствие. Автор утверждает, что это естественное состояние человека подразумевает способность строить отношения с максимальной степенью внимания, открытости, контакта – отдачи и принятия. При этом она также выделяет два других состояния, которые представляют собой неприсутствие; все вместе они составляют три образа общения, или три «круга». Пэтси подробно описывает, почему Присутствие необходимо для здоровья. В этом состоянии человек более внимателен к окружающим, его реакции становятся быстрее, он способен определять границы безопасности, избегать неприятных ситуаций и создавать здоровые отношения. Ее метод развития состояния Присутствия основан на многолетнем опыте преподавания актерского мастерства, включает в себя работу с телом, дыханием и голосом, широко применяется во всех областях и профессиях. Он обладает высоким потенциалом действительно менять жизнь людей к лучшему. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Присутствие. Как ощутить полноту жизни, наладить отношения и обрести свой голос предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Эта книга преобразует вашу жизнь, укрепит каждый ее аспект. Она разбудит ваш человеческий потенциал, изменит взаимодействие с окружающими, внешний вид, образ мыслей и действий. Она сделает вас более защищенным, поможет избавиться от страданий, скуки и негатива. Человек вступает в этот мир с надеждой и оптимизмом — вы рождены с положительным присутствием. Пора вспомнить эту позитивную энергию и научиться наполнять ею жизнь, чтобы стать более успешным, радостным и любящим. Иными словами, чтобы вернуть то положительное присутствие, с которым вы появились на свет.

В чем проблема со словом «присутствие»? Многие считают его чем-то таким, чем вы обладаете либо не обладаете. Оно дано Богом, поэтому харизма, которая мерцающим светом окружает известного актера, не является осязаемой и доступной. Но, даже не имея макияжа, сценической одежды и световых эффектов, которые совершенствуют звезд, вы сможете научиться находить вашу собственную полноценную харизму. Это всего лишь энергия. Энергия присутствия — ясная, полноценная, и внимающая.

Эта книга и мой поиск позитивной энергии начались тридцать лет тому назад. В те годы мне выпала честь поработать с одними из самых успешных и известных актеров на планете. Кроме того, я работала с корпоративными лидерами, учителями, врачами и юристами, а также с теми, кто свернул с пути служения обществу, а именно, с заключенными. Позвольте я объясню.

Даже в молодости, я любила произведения Уильяма Шекспира и провела много лет, изучая его творчество. Чем больше я работала, тем сильнее понимала, насколько люблю его творчество, не только из-за великолепия языка или проникновенного понимания человека, но также потому, что мы, люди, ему нравились. Он действительно питал интерес к нам, зная, что мы в большей мере связаны сходством, чем разделены отличиями. Еще важнее, что он просил нас вести себя лучше, чем мы поступаем порой. Он раскрыл нам, что мы можем любить безусловно, найти близость, быть наравне с другими, грамотно пользоваться властью, если будем присутствовать с другими и с миром. Сквозь травмы и потери он приводит своих героев к позитивному присутствию.

Я много путешествую по всему миру, работаю в разных странах. Когда люди, которых я встречаю в поездках, узнают о том, что я работаю с Шекспиром, они часто цитируют одну из его самых известных строк: «Быть или не быть, вот в чем вопрос». В этой книге я раскрою смысл этой ставшей крылатой фразы и докажу, что у вас есть выбор, что вы можете жить и быть в позитивном присутствии во Втором Круге с самим собой и с другими. Конечно, если вы того хотите.

В 1977 году я начала преподавать актерам в различных вузах и театральных компаниях. Тогда я работала с некоторыми звездами, но чаще с неопытными молодыми студентами. Моя работа заключалась в том, чтобы научить их постановке голоса, речи и языковым навыкам. Технически это относительно просто, так как ученикам всего лишь нужно было выучить и повторять некоторые упражнения. Но помочь им понять, что и почему они говорили, было сложнее, хотя, если приложить усилия, это было возможно.

Слова становились понятными, последовательными и завораживающими для слушателя; но этого было недостаточно. Я прослушивала примерно двести актеров в неделю и не могла понять, почему некоторые все делали правильно, но не вовлекали меня и оставались невнятными. Другие были умны и демонстрировали замысловатые навыки; но, прослушав их, я сразу забывала об их выступлении. Третьи были очень красивы, но недостаточно вовлечены, чтобы быть сексуально привлекательными. Чего же им не хватало?

Я задавала этот вопрос своим наставникам, более опытным учителям, и они, улыбаясь, отвечали что-то вроде: «Это талант, или присутствие. У того-то этого просто нет». Мои коллеги, казалось, предполагали, что если у человека всего этого нет изначально, то он не в состоянии этим овладеть и не в моих силах обучить их. Те, кому это не было дано, видимо, должны были просто провалиться сквозь какую-нибудь трещину на тротуаре и раствориться навсегда. Этакие «бездомные бродяги» — неудачники, одним словом.

Но я очень упряма и обладаю обостренным чувством справедливости. Я не собиралась признавать невозможность раскрыть человеческое присутствие. Более того, время от времени один из студентов на моих уроках, который изначально, казалось, не обладал «этим», вдруг продемонстрировал его наличие. Если я признавала эту трансформацию, некоторые могли ее удержать и развить. Потом ее замечали и другие учителя — отстающий студент вдруг начинал делать успехи. Было ли это чудом? Я так не считала. Даже тогда я знала, что это не дар, который я передавала, а энергия, которая есть у каждого из нас; я каким-то образом способствовала тому, чтобы студент обнаруживал свою истинную энергию. Этой энергией становилось их присутствие. Я захотела попробовать разобраться, какое определение можно дать этому присутствию и как поспособствовать тому, чтобы мои ученики научились работать с ним.

Зная, что этот процесс имеет отношение к энергии, я начала распознавать разные ее типы, которыми владеет человек: энергия тела, дыхания, голоса, разума, сердца и духа. Мы все излучаем энергию и, вслушиваясь, мы все принимаем ее. Отдаем и принимаем. Я обнаружила, что студент, нашедший свое присутствие, не является исключением; трагедией было, что он вообще его когда-то утратил. Я начала осознавать, что присутствие — универсальное качество, которое есть у всех, но почему-то затаившееся в нас. Оно заперто в наших телах и дыхании, но его возможно пробудить!

Выполняя различные упражнения, я стала осознавать, что энергию присутствия можно развить, понять и усилить. Мои инстинкты и собственные страхи говорили, что энергия присутствия может культивироваться и процветать только в безопасной среде. Даже в начале своих исследований я знала, что присутствие в человеке — это жизненная сила, которая угасает, когда отрицательная сила перевешивает положительную. Такими факторами, по моим наблюдениям, были небрежность, сутулость, поверхностное дыхание, слабый голос, неточное мышление, осмеяние других и цинизм — все, что лишает жизненной силы человека и его окружающих. Присутствие процветает в обстановке безусловной любви и радости.

Со временем я распознала три основных типа движения энергии. То, что я начала называть Первым Кругом, был ориентирован внутрь человека, поглощал энергию. С противоположной стороны — Третий Круг, в котором энергия форсируется наружу, к миру. Только во Втором Круге энергия фокусировалась на конкретном объекте или человеке и двигалась в обе стороны: получая внутрь и отдавая наружу. Актеры, которые обладали «этим», находились именно в рамках Второго Круга. С самого начала я знала, что энергия Первого Круга, направленная внутрь, и напористая энергия Третьего Круга полезны не всем. Но именно отсутствие энергии Второго Круга в некоторых моих учениках было причиной потери их жизненной силы. Я также понимала, что некоторые люди могут владеть энергией Второго Круга физически, но не эмоционально или интеллектуально: задачей было дать возможность проявиться полностью функционирующему человеку Второго Круга.

И я начала выполнять такую работу вне театра и применять ее на людях, которые не были актерами. Мне было двадцать три года, когда позвонила незнакомая дама. Она хотела, чтобы я поработала с ее братом. Казалось, она взволнована, но я узнала лишь, что у него «вялый, скучный голос».

— Он в возрасте, — она была будто смущена и затем произнесла: Он не совсем… нормальный.

— Я постараюсь, — ответила я.

— Ты юная… ты не против?

— Я постараюсь.

Брата звали Джордж; ему было примерно пятьдесят пять. Аккуратно одетый сестрой: рубашка поглажена, кардиган, шерстяной галстук, отполированные ботинки, — он сидел с ровной осанкой, ноги прижаты вместе, руки вцепились в подлокотники кресла, белые кулаки. Джордж изображал улыбку, чтобы скрыть страх и стыд. Его голос был мертвым, но также были мертвы и глаза. Он словно был не с нами. Как сказала бы моя бабушка, «никого не было дома, и свет не горел». Пытаясь мне понравиться, он выполнял упражнения, вытягивал голос, но все без толку. Я чувствовала, что это неудача, хотя его сестра была в восторге. Судя по всему, он любил наши занятия, начинал готовиться к ним за несколько часов до урока… но видимых улучшений не было. Я хотела приостановить эти встречи, но мне нужны были деньги.

Весной я случайно встретила его за два часа до урока, сидящего в сквере под окнами моей квартиры, в восторге глядящего на цветущую магнолию. И вдруг я увидела Джорджа — он был там, присутствующий и живой. Он был во Втором Круге с цветами!.. После того как он прошаркал в квартиру и мы начали урок, я спросила: «Что ты чувствуешь, глядя на цветы?» «Соборы», — прозвучал ответ голосом, который словно взлетел до тех готических сводов, которые он любил. Он рассказал мне о соборах, в которых побывал. Джордж был в ясном сознании, полностью вовлечен, его взгляд сосредоточен: «Вся эта красота обрушивается на тебя».

Он научил меня, что присутствие может быть раскрыто, если суметь найти ключ. В этом случае таким ключом стала цветущая магнолия. У меня не было навыков, чтобы спроецировать такое отношение на другие области его жизни, я думала, что он живет в основном в Первом Круге — один вне мира, — но в какой-то момент Джордж присутствовал, и тогда я поняла то, в чем Шекспир был уверен: каждый человек обладает присутствием. Именно оно является той универсальной человеческой энергией, которая объединяет всех нас.

Приобретенные привычки разрушают наше присутствие и связь с другими людьми и с миром. Но ваше присутствие — это естественное состояние. Джордж заставил меня по-новому взглянуть на мир, чтобы искать Три Круга во всем.

Это оказалось проще, чем я думала, ведь такое присутствие свойственно каждому из нас, во всех социальных взаимодействиях. Я замечала, что человек находился в одном из Трех Кругов энергии. Вне зависимости от профессии и общественного положения, те, кто пребывали во Втором Круге, обладали качествами, схожими с теми, которые есть у актера на сцене. Так же, как Джордж с его цветущей магнолией, они устанавливали контакт с кем-то или чем-то и были «полностью там». После общения с таким человеком, я уходила, чувствуя себя воодушевленной.

Тридцать лет тому назад впервые столкнулась с этими энергиями, и с тех пор я рассказывала о них в любое время и где только могла. С каким бы испытанием ни сталкивался человек, будь то необходимость завоевать доверие пациента, справиться с классом полным буйных подростков, заключить сделку, управлять общественной палатой, иметь дело с враждебно настроенными репортерами или выжить в тюрьме строгого режима, явными победителями были те, кто обладал присутствием. Без него невозможно победить; даже если оно посетит вас всего на мгновение, это будет тем мгновением, которое изменит жизнь. Те, кого называют «неудачниками», всего лишь утратили свое присутствие.

Любой человек может приобрести это неуловимое качество. Теорию легко усвоить — обманчиво легко, — но ее применение требует большой практики. Выполнение упражнений поспособствует оттачиванию всех аспектов вашего присутствия: осанки, дыхания, голоса, сенсорного осознания, слушания, ясного мышления, широты души и абсолютной храбрости. Эта книга объясняет, как умение «оставаться во Втором Круге» можно применить и к рутинным делам, и к невероятным жизненным испытаниям.

Я всегда говорю своим студентам: уже много лет назад я узнала, что не открыла ничего нового о мире. Все, что я преподаю и о чем пишу, давно известно. О присутствии вы знаете с рождения, и, возможно, оно просто дремлет глубоко внутри вас. Я уверена в том, что эта книга возродит ваше полное присутствие.

Не нужно торопиться. Не спешите. Некоторые из упражнений сложны — не нужно себя истязать, если это так. Некоторые, возможно, не будут полностью понятны сразу, но не волнуйтесь. Не стоит торопить глубокое познание. Вы заметите, что я использовала цитаты, чтобы выделить некоторые аспекты в каждой из тем. Какие-то из них, вероятно, будут для вас неожиданны. Наслаждайтесь ими, даже если вы не сразу поймете их: со временем понимание может прийти.

Все, что вам нужно делать, если вы хотите преобразовать вашу жизнь, — это работать. И мы действительно будем работать. Но перед этим нам нужно поразмышлять на тему присутствия и Второго Круга. Зачем нам это нужно? Чтобы разобраться, когда и почему мы потеряли это присутствие. Наша задача — вернуть его обратно.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Присутствие. Как ощутить полноту жизни, наладить отношения и обрести свой голос предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я