Психолого-педагогические модели и технологии развития личности в цифровой среде

Коллектив авторов, 2020

Сборник научных трудов «Психолого-педагогические модели и технологии развития личности в цифровой среде» объединяет актуальные вопросы психологического и психолого-педагогического сопровождения личности в цифровой среде: психологические аспекты цифровизации, педагогические цифровые технологии и виртуальные технологии психологического консультирования. Дистанционное образование рассматривается авторами как ресурс социализации, профессионализации и развития личности (технологии, методология, практический опыт и результаты исследований). Представлены психологические и педагогические модели дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного онлайн-образования, виртуальные технологии психологической помощи и просвещения, формирование цифровой компетентности специалистов и волонтеров. Материалы адресованы специалистам, а также студентам, магистрантам и аспирантам, заинтересованным в решении теоретических и прикладных проблем дистанционного образования и консультирования. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психолого-педагогические модели и технологии развития личности в цифровой среде предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Цифровая грамотность детей старшего дошкольного возраста

Воронцова Елена Сергеевна

Московский институт психоанализа, г. Москва

vi-lena90@mail.ru

Digital literacy for older preschool children

Vorontsova Elena Sergeevna

Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow

vi-lena90@mail.ru

В данной статье рассматриваются вопросы цифровой грамотности и компетентности детей старшего дошкольного возраста. Для проверки гипотезы о наличии элементов цифровой грамотности у детей 5–6 лет был проведен опрос родителей детей этого возраста. Намечены перспективы дальнейших исследований.

Ключевые слова: цифровая компетентность, цифровая грамотность, цифровая безопасность, цифровое пространство.

This article examines the issues of digital literacy and competence of older preschool children. To test the hypothesis about the presence of elements of digital literacy in children 5–6 years old, a survey was conducted of parents of children of this age. Prospects for further research are outlined.

Keywords: digital competence, digital literacy, digital security, digital space.

Мы часто наблюдаем, как дети в свои 3–5 лет ловко управляются с мобильными и электронными устройствами, производят поиск и находят различные игры, выбирают себе мультфильмы и т. д. Старшее поколение тяжелее справляется с цифровыми носителями. Такая ситуация определилась практически за последнее время. Сейчас уровень подготовки детей к школе намного выше, чем даже несколько десятилетий назад. Дети в то время были примерно одного уровня, контент был направлен на взаимопомощь, доброту, литература была одинаковая, сказки, буквари. Явное различие проявилось в поляризации общества. В данной статье мы обращаем внимание на сложность современного мира, когда в одном классе могут собраться дети абсолютно разные и по подготовке, и по личностному развитию. На наш взгляд большую роль на развитие детей дошкольного возраста будет играть то, как, что и сколько вкладывают в детей не только образовательные учреждения, но и родители. Сюда относим игры, чтение книг, посещение различных занятий. С другой стороны, многие родители не успевают уделять простого внимания детям, в силу своей занятости или других, не всегда позитивных причин.

Вопросами дошкольного развития занималось большинство отечественных и зарубежных психологов, педагогов. В контексте взаимосвязи личности и ее деятельности, исследуя саму активность, занимались такие известные психологи, как А. С. Макаренко, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Н. С. Лейтес, А. Р. Лурия, Н. А. Менчинская, Л. И. Божович и др.

Развитие способностей ребенка, в которой одну из ведущих ролей играет собственная активность ребенка, занимался Н. С. Лейтес. Он проводил исследования индивидуальных стилей умственной деятельности школьника. Показал, что возрастное развитие происходит неравномерно и характеризуется не только обогащением психических свойств, но и ограничением, даже утратой некоторых ценных психических особенностей. Когнитивные функции (память, воображение, внимание, мышление, эмоции и др.) — основа любой нашей деятельности.

Дошкольный возраст один из самых важных периодов для развития когнитивных структур психики и формирования внутренней позиции школьника, в том числе произвольность поведения и произвольность регуляции. При этом дети еще не умеют сосредотачиваться на заданном объекте и концентрировать свое внимание. Анализом данной темы занимались разные психологи, например Н. И. Гуткиной был сделан вывод; если до поступления в школу внутренняя позиция не была сформирована, то и в школе она практически не будет формироваться. Также было установлено, что период от 5 до 6 лет наиболее благоприятен для установления мотивов учения. Успехи детей — это результат потребности в деятельности, которая сказывается уже в дошкольные годы.

Цифровая грамотность как инструмент информационной деятельности, содействует самообразованию и приобретению важных жизненных навыков, формированию личностных позиций. Понятие цифровая грамотность включает в себя набор знаний, умений и навыков, которые необходимы в современном мире для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.

По статистике на начало 2020 года только 30 % россиян обладают высоким уровнем цифровой грамотности, поэтому мы и оказались не готовы к резкому переходу на дистанционное обучение в период пандемии.

Мы живем в смешанной или совмещенной реальности, когда реальная жизнь вплетается в цифровое пространство и наоборот. Большинство людей уже находятся во Всемирной сетевой паутине. Следовательно, встает вопрос о цифровой безопасности.

Обеспечение детской информационной безопасности на государственном уровне, защита их физического здоровья, нравственного и умственного развития, человеческого достоинства несовершеннолетних во всех аудиовизуальных информационных продуктах и электронных СМИ и СМК является требованием международного права. Значение цифровой безопасности для детей можно сравнить с психологической безопасностью [1]. Интерпретируя понятие психологической безопасности, скажем, что цифровая безопасность — это состояние цифровой среды или пространства свободное от проявления психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении в цифровом пространстве, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Цифровая безопасность связана с такими рисками, как:

— Коммуникационные (общение в сети).

— Потребительские (различные приобретения).

— Технические (вирусы, проблемы с аккаунтом)

— Контентные (какую информацию получают наши дети).

— Интернет-зависимость.

В данной статье остановим внимание на контенте, содержащихся в мультфильмах, играх, просто на развлекательных сайтах. Сегодня мы видим много фантастических героев, которые всех спасают (Фиксики, Смешарики, Три кота, Ми-ми-мишки, Леди Баг). Опасность представляют собой в основном игры и разные сайты, куда ребенок может попасть совершенно случайно в поисках интересующего его контента. Но сейчас есть разработки «Лаборатории Касперского» — родительский контроль и другие. Современные дети, по мнению Галины Солдатовой, — это участники неконтролируемого эксперимента стремительно развивающего информационного общества. Они интуитивно находят способы защиты от информационных перегрузок.

Возвращаясь к теме данной работы, следует отметить, что в последнее время происходит разрыв между детьми и родителями относительно цифровой компетентности. Дети пользуются интернетом активнее и интенсивнее, чем родители. Согласно исследованиям психологической компетентности, проведенной Галиной Солдатовой и другими психологами, в России практически каждый второй ребенок дошкольного возраста начинает пользоваться цифровыми устройствами в возрасте 4–5 лет и уже столько же в 2–3 года, знакомятся с ними с первого года жизни [2].

Дети еще психологически не компетентны в данном вопросе, поскольку цифровая компетентность — это полноценная готовность личности применять инфокоммуникационные технологии уверенно, эффективно, критично и безопасно, в разных сферах жизнедеятельности. Многочисленные исследования показали отрицательное воздействие на эмоциональную сферу, на когнитивное развитие, субъективное благополучие, поведенческую адаптивность дошкольников. Однако мы также наблюдаем, как лихо порой маленький ребенок справляется с техническими и поисковыми вопросами.

Охарактеризуем это как культурно-образовательное явление. Иногда даже взрослые не могут справиться с задачей и помочь детям, и мы в последнее время все чаще сталкиваемся с понятием парентификации, когда ребенок психологически старше своих родителей, они как бы меняются ролями.

Мы предположили, что элементы цифровой грамотности могут быть сформированы уже в дошкольном возрасте и ранняя цифровая грамотность будет иметь прямое действие в формировании внутренней позиции школьника. Для проверки этого предположения было проведено пилотажное исследование — опрос родителей детей старшего дошкольного возраста на наличие элементов цифровой грамотности у детей. В опросе приняли участие 10 родителей детей в возрасте 5–6 лет. Результаты показали, что

• 1 ребенок проходит обучение (онлайн);

• 1 ребенок является счастливым обладателем личного смартфона;

• 2 детей имеют смарт-часы.

• 3 детей редко пользуются гаджетами, родители предпочитают читать сказки детям лично. Мультфильмы смотрят на экране телевизора.

• 5 детей могут разблокировать любое устройство, зайти на канал YouTube, знают пароли.

• 10 детей, практически все, могут скачивать приложения. Найти нужную игру и мультфильмы. Разбираются в сути игр и ее настройках. Умеют звонить по видеосвязи.

Взрослые и дети большой отрезок времени проводят в цифровом пространстве — игры, мультфильмы, обучение, работа. Можно ли это считать цифроманией современного поколения? Не упускаем ли мы что-то важное и главное? Было бы интересно проследить в лонгитюдных исследованиях, насколько цифровизация отразится на личностном развитии детей в будущем.

Литература

1. Баева И. А., Семикин В. В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2005. № 12. С. 7–19.

2. Солдатова Г. У., Теславская О. И. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного возраста // Национальный психологический журнал. 2019. № 4 (36). С. 12–27.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психолого-педагогические модели и технологии развития личности в цифровой среде предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я