Психолого-педагогические модели и технологии развития личности в цифровой среде

Коллектив авторов, 2020

Сборник научных трудов «Психолого-педагогические модели и технологии развития личности в цифровой среде» объединяет актуальные вопросы психологического и психолого-педагогического сопровождения личности в цифровой среде: психологические аспекты цифровизации, педагогические цифровые технологии и виртуальные технологии психологического консультирования. Дистанционное образование рассматривается авторами как ресурс социализации, профессионализации и развития личности (технологии, методология, практический опыт и результаты исследований). Представлены психологические и педагогические модели дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного онлайн-образования, виртуальные технологии психологической помощи и просвещения, формирование цифровой компетентности специалистов и волонтеров. Материалы адресованы специалистам, а также студентам, магистрантам и аспирантам, заинтересованным в решении теоретических и прикладных проблем дистанционного образования и консультирования. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психолого-педагогические модели и технологии развития личности в цифровой среде предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Онлайн-группы психолого-социальной поддержки: практика и актуальность

Атнашев Владислав Ратмирович

Научно-практический центр «Виртуальная клиника»,

Московский институт психоанализа, г. Москва

vatnashev@gmail.com

Online groups of psychological and social support: practice and relevance

Atnashev Vladislav Ratmirovich

Scientific and Practical Center “Virtual Clinic”,

Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow

vatnashev@gmail.com

В условиях продолжающейся пандемии, вызванной COVID-19, особенно актуальным становится изучение и развитие методов удаленной психолого-социальной поддержки населения. В настоящей статье изложены практические находки для практикующих психологов, полученные автором за время работы волонтером групп психолого-социальной поддержки населения и самопомощи «5 измерений».

Ключевые слова: COVID-19, группы самопомощи, онлайн консультирование, чувства, стресс, страх, тревога, обида, гнев, отчаянье, цифровая среда.

In the context of the ongoing pandemic caused by COVID-19, the study and development of methods of remote psychological and social support of the population is particularly relevant. This article presents practical findings for practicing psychologists, obtained by the author during his work as a volunteer of the groups of psychological and social support of the population and self-help “5 dimensions”.

Key words: COVID-19, self-help groups, online counseling, feelings, stress, fear, anxiety, resentment, anger, despair, digital environment.

Не прошло и двух недель с даты объявления карантина в Москве по причине пандемии, вызванной COVID-19, как на базе Московского института психоанализа была организована «Виртуальная клиника», волонтером которой я стал, полностью погрузившись в процесс добровольной помощи людям в это непростое время. Принцип работы клиники заложен в названии. Суть оказываемой волонтерской помощи заключается в том, что люди через программное обеспечение Zoom подключаются в определенное время к сессии и начинается работа по преодолению деструктивных состояний за счет трансфера навыка преодоления от одних участников группы к другим. Перед тем, как я и мои коллеги смогли начать волонтерскую помощь, мы прошли обучение удаленной работе с группами психологической взаимопомощи на базе Московского института психоанализа и приступили к практике. Одним из важных аспектов такого консультирования стала малая супервизия, о которой я подробнее напишу ниже.

Малая супервизия — это комплекс действий, которые выполняет психолог в роли эксперта, когда присутствует в фоновом режиме на сессии и следит за тем, как она проходит. Задача эксперта не менее важна, чем задача ведущего, так как эксперт не только обеспечивает наличие материалов для рефлексии сессии, но и может войти в сессию, в качестве исключения, если ведущий по каким-то причинам не может продолжать сессию или не чувствует в себе ресурса на дальнейшую работу в одиночку. Таким образом, эксперт одним своим присутствием, дает ведущему чувство, что ведущий не один, не оставлен наедине с группой. О ситуации, в которой эксперт может стать ведущим мы поговорим в отдельно. Сейчас рассмотрим основные задачи, которые выполняет эксперт, обеспечивая малую супервизию группы.

Эксперт следит и фиксирует то, каким образом выполняется методика ведения группы. При всех прочих важных функциях, данная задача эксперта является основной, потому что помогает потом восстановить динамику и особенности групповой работы, зафиксировать интересные случаи, понять, какие особенности переходят из группы в группу, если эксперт трудится на нескольких группах. Так как формат сессий очень динамичный — группа собирается на 5 сессий, по 45 минут, посвященных каждая одному из 5 негативно окрашенных чувств — страху, тревоге, обиде, гневу и отчаянью — становится очень важным процесс фиксации перехода от одного этапа работы внутри группы, к другому. В условиях заданных временных ограничений, очень важно ведущему понять ход динамики группы, моменты, где группа «сдулась», где на «сцену» вышел один из участников забирать все время, которое предназначалось другим и прочее. Эксперт предоставляет ведущему эту информацию, этот опыт о том, где и как была нарушена методика ведения, какие этапы были слишком долгими, какие, наоборот, не получили должного внимания.

Эксперт дает моментальную обратную связь ведущему о том, как прошла сессия, чем не только обеспечивает сиюминутную возможность для ведущего понять особенности проведенной работы, но и помогает завершить процесс сессии для ведущего, поддержать его. Эта функция эксперта очень важна для гигиены процесса ведения группы ведущим. Очень важно, когда ты ведущий, чтобы тебе по итогам плотной и напряженной работы дали позитивную обратную связь, несмотря на все те ошибки, которые всегда есть и которые ты сам осознаешь во время ведения и изо всех сил стараешься не концентрироваться на них, потому что они выведут тебя из ресурсного состояния. Так вот похвала, признание от эксперта, что несмотря на все те ошибки и особенности группы, которые произошли, ведущий делает большое и хорошее дело, делает его хорошо, должны являться неотъемлемой частью работы эксперта на группах психологической самопомощи. Благодаря честному разбору плюсов и минусов с упором на позитивный опыт и важность проделанной работы, ведущий обретает внутреннюю уверенность и покой, которые будут ему нужны в дальнейших сессиях и помогут не выгорать на работе.

Эксперт — это свидетель сессии, что важно, когда мы смотрим на опыт классической и малой супервизии в сравнении друг с другом. У эксперта есть уникальная возможность быть частью группы, не вовлекаясь в ход работы и в режиме реального времени фиксировать особенности, ошибки и умелые находки ведущего. В ситуации же классической супервизии, мы имеем дело с припоминанием ведущим особенностей и характера течения сессии, тех проблем, с которыми пришлось столкнуться и своих реакций на ситуации, возникшие во время работы. Таким образом, роль эксперта предоставляет хорошую возможность для профессионального роста, так как помогает посмотреть со стороны на ход течения группы и осознать ее динамику и поведение участников, не вовлекаясь в процесс и не становясь его частью.

Таким образом, мы выделили с вами три основных функции малой супервизии — надзорная, которая заключается в отслеживании соблюдения методики ведения групп психологической взаимопомощи; функция обеспечения гигиены труда ведущего, которая заключается в поддержке и создания атмосферы принятии ведущего со всем его комплексом психофизических состояний до, во время и после сессии; функция обучения, которая позволяет эксперту расширить свой собственный арсенал психофизических средств и на опыте малой супервизии, более уверенно переходить к классической.

Полагаю, что данный сводный список особенностей работы экспертом на группах психологической взаимопомощи «Пять измерений» поможет больше понять суть той работы, которая ведется в «Виртуальной клинике» для помощи населению в ситуации COVID-19.

Далее мы рассмотрим несколько особенностей удаленной работы, с которыми приходится сталкиваться психологу при проведении групповых сессий. Я разделил особенности удаленной работы психологом групп психологической взаимопомощи на две группы — те, что возникают в связи с тем, что работа ведется с использованием технических средств и те, которые появляются в связи с тем, что клиенты не находятся в прямой видимости и физической доступности для психолога. Принимая эти особенности к вниманию, я стал более эффективно вести сессии, поэтому хочу поделиться с вами своим опытом ниже.

Первый блок особенностей связан с техническим оснащением ведущего и непосредственным ведением групп удаленно, через Интернет. Начнем со своего внешнего вида. В условиях, когда люди на сессии видят не только вас и ваш образ, но и часть вашего быта, сделайте так, чтобы этот быт никак не отвлекал, а лучше, являлся продолжением вашего личного образа. Попробуйте представить задний фон участников сессии, и поиграть воображением — представить какой фон подошел бы больше психологу. Если это не ваш фон, то надо подумать, как привести в соответствие свое окружение предстоящей деятельности. Про одежду я уже не говорю — она должна быть соответствующей ситуации. За этим следует очень следить, потому что не редки случаи, когда люди приходили на сессию и были, например, излишне обнажены, чем подсознательно провоцировали других участников сессии на внимание и задавали ненужный легкий тон ходу сессии. Тем более следует выглядеть нейтрально или однозначно приемлемо с точки зрения общих стандартов внешности, признанных в том месте, где вы территориально находитесь. То есть если вы связываетесь, находясь на пляже с людьми за полярным кругом, стоит все-таки переодеться и выбрать задний фон, который не будет смущать клиентов. Также есть во всех сервисах видеосвязи специальные обои, которые можно подключить и у вас на заднем фоне будет нейтральный кадр, который вы выберете из доступных в том или ином сервисе.

Следующая особенность — это ваш взгляд. Он приобретает очень важное значение в условиях, когда его ловят через монитор участники удаленных групп психологической помощи. Старайтесь смотреть в камеру, когда говорите, а не на иконку участника группы, к которому обращаетесь. Это избавит вас от необходимости тратить драгоценные секунды и минуты сессии на то, чтобы как-то устанавливать связь с клиентом. Для всех без исключения людей находится в режиме трансляции, перед камерой, смотреть в камеру это очень ресурсоемкий процесс. Задача психолога при удаленной работе заключается в том, чтобы помочь облегчить это бремя людям, которые пришли на сессию.

Переходим к звуку и особенностям восприятия речи, которые возникают в условиях удаленного ведения групп психологической помощи. Самое худшее, что можно в группе ожидать в плане аудиального восприятия это когда все начинают одновременно говорить. В этот момент возникает очень сильная эмоциональная волна и вы, как ведущий также начинаете ей захлебываться и вываливаться из роли. Поэтому очень важно проговорить одно из ключевых правил проведения групп удаленной психологической поддержки — если не говорим, микрофоны выключены. У ведущего микрофон включен всегда. Это дает вам право на основании лидера этой встречи давать и забирать голос у людей, что в условиях удаленной работы равноценно полному контролю над человеком и дает вам, как ведущему, чувство спокойствия, которое также передается и клиентам, пришедшим на сессию. Пожалуйста, чтобы вас было хорошо слышно, и вы хорошо слышали, приобретите наушники и приходите на сессию заблаговременно не только потому, что это хороший тон, но и потому что у вас будет время починить аудио, если что-то не работает.

Третья особенность, которая сейчас органично вспоминается — у вас всегда есть технический специалист в помощь, который незримо следит за тем, как проходит сессия с технической точки зрения и помогает вам во всех вопросах технического плана. Благодарите технических специалистов после каждой сессии, их труд делает возможным успешное взаимодействие вас, как ведущего с участниками групп удаленной психологической поддержки.

Еще одна особенность — это новое измерение времени, которое появляется с приходом удаленной работы в жизнь психолога. То, что подключение и отключение происходят за одну минуту, делает начало и окончание встречи очень динамичными. Люди сразу входят в процесс очень стремительно, что служит хорошим подспорьем для успешной динамики групповой работы, не дает расслабиться и растечься мыслью по древу, держит в тонусе все время взаимодействия.

Перейдем ко второму блоку особенностей, относящихся к невозможности без технических средств видеть и слышать клиентов, следить за их состоянием, контролировать их поведение во время сессии. Для того, чтобы избежать такой ситуации, когда вы сидите с включенными камерой и микрофоном, а клиенты все с темными экранами и выключенным звуком, обязательно проговариваем еще одно ключевое правило — камеры должны быть включены и клиентов должно быть видно. Помимо того, что вы видите клиента, чтобы отслеживать его состояние, вы также можете следить за позитивной и негативной динамикой клиента на основании того, как он осознанно или подсознательно позиционирует себя в кадре.

В связи с тем, что работа ведется удаленно, все ваше влияние на клиентов происходит опосредованно и может быть осложнено всевозможными факторами той среды, в которой они находятся. Эту особенность необходимо всегда помнить. Ваша задача, как психолога групп удаленной психологической помощи заключается, в том числе в обеспечении равного доступа к выражению своих чувств всеми участниками сессии. По той динамике вовлеченности клиентов в процесс сессии, которую вы наблюдаете через экран смартфона или стационарного компьютера, можно только от части понимать, как себя человек ощущает. Понимая эту особенность, нужно быть готовым применить все свои силы и способности, чтобы по косвенным признакам, если отсутствуют прямые, понять, что волнует и что сдерживает клиента от полноценной работы в группе. И помочь клиенту преодолеть существующие технические и эмоциональные проблемы, чтобы он мог свободно и безопасно проявлять себя во время сессии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психолого-педагогические модели и технологии развития личности в цифровой среде предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я