Психология – наука будущего. Материалы VI Международной конференции молодых ученых. 19-20 ноября 2015 г., Москва

Коллектив авторов, 2015

Сборник включает в себя статьи, подготовленные к VI Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего». Материалы отражают широту научных интересов молодых исследователей России и стран ближнего зарубежья. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология – наука будущего. Материалы VI Международной конференции молодых ученых. 19-20 ноября 2015 г., Москва предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

А. С. Буслаева (Москва)

Влияние тяжелой хронической болезни на процесс становления личности детей и подростков

Актуальность. К числу актуальных проблем медицины относят вопросы лечения юношеского ревматоидного артрита (ЮРА). ЮРА является хроническим, прогрессирующим заболеванием, требующим систематических, длительных госпитализаций для стабилизации состояния больного и достижения ремиссии. Данное заболевание негативно влияет на физическое состояние, снижая его активность и самостоятельность вплоть до инвалидизации. Одновременно с этим оно искажает образ жизни ребенка, социальную ситуацию развития, ограничивает доступные виды деятельности и сужает круг общения, т. е. обуславливает риск возникновения нарушений эмоциональной и мотивационно-личностной сферы, социальной адаптации и т. п. (Джос, 2001; Шац, 2010). Резкое изменение жизни и возникновение специфических психологических трудностей у детей указывает на необходимость оказания психологической помощи с момента выявления болезни. Однако до настоящего времени остаются неизученными различия в характере психологических трудностей детей с ЮРА, не разработана программа психологической поддержки данной категории пациентов.

Выборка. В группу исследования включены 76 детей в возрасте от 8 до 17 лет, страдающих ЮРА (54 девочки и 22 мальчика). Критериями включения в исследования являлись: 1) верифицированный диагноз, 2) продолжительность болезни 3–4 года.

Для выявления характерных психологических трудностей у детей с ЮРА, группа пациентов с болезнью в состоянии обострения (группа исследования) была разделена на две возрастные подгруппы. Первую подгруппу составили младшие школьники (8–11 лет) — 32 чел. (12 мальчиков и 20 девочек), во вторую были объединены подростки (11–17 лет) — 44 чел. (10 мальчиков и 34 девочки). Группа сравнения включила в себя 30 детей с ЮРА в ремиссии в возрасте 8–17 лет (15 младших школьников и 15 подростков).

Методики. Для достижения поставленной в исследовании цели мы изучали эмоциональную и мотивационно-потребностную сферу, а также образ Я и характер самооценки болеющих детей. Решение поставленных задач осуществлялось с помощью комплекса методик, подобранных с учетом возраста ребенка.

При обследовании младших школьников использовались: модифицированный тест «Нарисуй человека» (рисунок себя, рисунок больного человека и рисунок здорового человека), методика «Диагностика самооценки» Т. Дембо — С. Я. Рубинштей, тест «Три желания».

Набор для обследования подростков включал: модифицированный тест «Нарисуй человека» (рисунок себя, рисунок больного человека и рисунок здорового человека), методика «Диагностики самооценки» Дембо — Рубинштей, тест М. Куна, Т. Макпартленда «Кто Я?» и методика «незаконченные предложения».

Также в качестве материала исследования выступали данные, полученные в ходе наблюдения за деятельностью и общением младших школьников и подростков в отделении.

Результаты. Анализ и сопоставление данных, собранных в ходе психолого-психологического обследования, показали, что у детей группы исследования (15 %) и сравнения (84 %) отмечались общие психологические показатели: соответствующая возрасту эмоциональная устойчивость, положительный фон настроения, невысокий уровень нервного напряжения.

В мотивационно-потребностной сфере был зафиксирован широкий круг хорошо осознаваемых желаний, характерных для определенного возраста и индивидуальных личностных предпочтений, не связанных с процессом лечения. По отношению к лечению и медицинским процедурам дети чаще выражали недовольство.

Самооценка обследованных детей и подростков была в целом положительной. Однако у подростков, в отличие от младших школьников, имели место характерные для этого возрастного этапа такие психологические проблемы, как: повышенное внимание к внешнему виду, выбору одежды и др., а также сомнение в своей привлекательности, которое проявилось в неустойчивых или сниженных показателях по шкале «внешняя привлекательность» и «здоровье».

Однако часть детей группы исследования (85 %) и группы сравнения (16 %) имели специфические психологические потребности и характеристики, проявления которых с возрастом и увеличением стажа болезни нарастали.

Результаты психологического обследования детей I подгруппы:

• эмоциональные состояние младших школьников с болезнью в стадии обострения характеризовалось высоким уровнем нервного напряжения (38,9 % против 0 %[11]), сниженным фоном настроения (50,0 % против 12,5 %*) и тревогой (22,2 % против 0 %*), в сравнении с таковым у детей с болезнью в стадии ремиссии. У младших школьников группы изучения отмечалось снижение настроение, склонность к плаксивости, безынициативности, имели место страхи медицинских процедур и боли, тревога относительно результатов анализов и др.;

• мотивационно-потребностная сфера у младших школьников характеризовались стойким желанием как можно скорее вернуться домой, объединиться с семьей (66,7 % против 37,5 %?). Некоторые дети испытывали трудности в самостоятельной организации времени и досуга в отделении (44,4 % против 25 %; различие не достигает статистической значимости). Лишь примерно у трети обследованных в период обострения наблюдалось стремление к получению новых знаний, познавательные интересы занимали важное место в иерархии потребностей (35,7 % против 100 %**). Причем у детей в тяжелом физическом и эмоциональном состоянии, с полной обездвиженностью из-за множественных компрессионных переломов позвонков, в ситуации длительной госпитализации и вынужденной изоляции, наблюдалось резкое сужение потребностей, вплоть до базовых (комфорт и безопасность, эмоциональное принятие (21,4 % против 0 %);

• самооценка младших школьников была снижена по большинству шкал (71,4 % против 16,7 %**).

Результаты исследования II подгруппы:

• у подростков имел место сниженный фон настроения (50 % против 14,3 %*), лабильность эмоционального состояния, неустойчивость эмоциональных реакций (по обоим показателям 35 % против 14,3 %?), бурные аффективные вспышки (10 % против 0 %?). Данные особенности проявлялись преимущественно в виде колебаний настроения, повышенной чувствительности, ранимости, раздражительности по отношению к высказываниям со стороны окружающих. У одного подростка зафиксированы депрессивные переживания с суицидальными мыслями. Устойчивый положительный фон настроения у подростков группы исследования наблюдался в 7 раз реже, чем у их сверстников в состоянии ремиссии (10 % против 71,4 %**);

• мотивационно-потребностная сфера подростков характеризовалась стойким желанием как можно скорее вернуться домой (45 %). Мотивы общения со сверстниками у подростков в период обострения были выражены значительно слабее, чем у подростков в состоянии ремиссии (20 % против 71,4 %*). Это могло отчасти объясняться более выраженной боязнью насмешек со стороны сверстников (35 % против 14,3 %?). У детей с тяжелым течением болезни и вынужденной изоляцией в силу длительных госпитализаций наблюдалось значительное сужение потребностей, в большинстве случаев они были связаны с удовлетворением потребности в физическом комфорте, уменьшении болевого синдрома и др. (10 % против 0 %?);

• самооценка подростков была снижена по большинству шкал, в отличие от их сверстников в состоянии ремиссии (75 % против 28,6 %**). Устойчивая положительная самооценка наблюдалась крайне редко (10 % против 57,1 %*).

Выводы

1. Сопоставление клинических и психологических данных детей с ЮРА позволило обнаружить прямую связь между характером и тяжестью течения болезни и появлением таких специфических психологических трудностей, как сниженный фон настроения, эмоциональная неустойчивость и напряжение, повышенная тревожность, сужение круга интересов и потребностей, в том числе уменьшение познавательной потребности и потребности в общении со сверстниками, а также значительное снижение самооценки.

2. Установлено, что психологические особенности, формирующиеся в условиях хронической болезни, специфичны для определенных возрастных групп.

3. Содержание психологической помощи в процессе лечения необходимо разрабатывать с учетом характера течения заболевания и возрастно-психологических характеристик ребенка.

Литература

Джос Ю. С. Психоэмоциональные особенности у детей с ювенильными хроническими артритами: Автореф. дис.… канд. мед. наук. М., 2001.

Шац И. К. Психологическое сопровождение тяжелобольного ребенка. СПб.: Речь, 2010. С. 6–7.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология – наука будущего. Материалы VI Международной конференции молодых ученых. 19-20 ноября 2015 г., Москва предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

11

Здесь и далее двумя звездочками отмечены различия, значимые при p≤0,01, одной звездочкой — значимые при p≤0,05, знаком? — свидетельствующие о наличии тенденции (p≤0,10). Значимость проверялась по критерию t Стьюдента с помощью программы MS Excel.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я