Психология – наука будущего. Материалы VI Международной конференции молодых ученых. 19-20 ноября 2015 г., Москва

Коллектив авторов, 2015

Сборник включает в себя статьи, подготовленные к VI Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего». Материалы отражают широту научных интересов молодых исследователей России и стран ближнего зарубежья. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология – наука будущего. Материалы VI Международной конференции молодых ученых. 19-20 ноября 2015 г., Москва предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

А. А. Белугина, В. О. Аникина (Санкт-Петербург)

Особенности адаптивного поведения и гормональных показателей детей, проживающих в домах ребенка в разных условиях[5]

Раннее детство является основой для последующего благополучия человека. Для оптимального развития, адаптивного поведения и социально-эмоционального функционирования ребенку необходим стабильный, чувствительный и отзывчивый близкий взрослый (Мухамедрахимов, 2001; Фундаментальные исследования…, 2007). Депривация, жестокое обращение в раннем возрасте могут стать предикторами нарушения поведения. Социальное окружение, ранний опыт младенца в значительной степени влияют на работу нейроэндокринной системы (Grimm et al., 2014).

Дома ребенка представляют собой учреждения, где ребенок испытывает депривацию во всем ее проявлении. У детей нет возможности выстраивать близкие отношения с одним взрослым, они чаще находятся в кроватках или манежах, удовлетворение потребностей детей происходит коллективно. Персонал мало проводит времени в игре с детьми, он недостаточно отзывчив и эмоционален (Мухамедрахимов, 2008). Благодаря проекту «Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка» 2000–2005 гг. в доме ребенка, который в нашем исследовании выступал экспериментальной группой, произошла реорганизация условий проживания детей и был осуществлен переход на семейный тип воспитания (Влияние изменения…, 2013).

Целью данного исследования стало изучение взаимосвязей параметров адаптивного поведения и гормональных показателей детей, проживающих в разных условиях дома ребенка.

Гипотезы исследования: 1) уровень окситоцина детей, проживающих в разных условиях дома ребенка, связан с показателями их адаптивного поведения; 2) уровень окситоцина и показатели адаптивного поведения у детей, проживающих в измененных условиях дома ребенка, выше, по сравнению с детьми, проживающими в обычных условиях дома ребенка.

Методы исследования. Для измерения адаптивного поведения в исследовании была использована методика «Шкала адаптивного поведения Вайнеланд» («Vinel and Adaptive Behavior Scale», авторы — Sparrow, Balla, Cicchetti). Для определения статуса здоровья и для оценки функциональных способностей детей были использованы: индекс функциональных способностей (ИФС) (Влияние изменения…, 2013); анализ медицинских карт детей для получения информации об основных диагнозах. Для определения уровня окситоцина в плазме крови был использован метод ELISA (иммуноферментный анализ).

Математико-статические методы обработки данных. Коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент частной корреляции, непараметрический критерий U Манна — Уитни, двухфакторный дисперсионный анализ для независимых выборок.

Участники исследования. Исследование проводилось в двух домах ребенка г. Санкт-Петербурга. Экспериментальную группу составили 29 детей от 4 до 43 месяцев (M=21) из дома ребенка с условиями проживания, близкими к семейным; контрольную группу составили 25 детей от 2 до 30 месяцев (M=15,36) из дома ребенка с типичными условиями проживания.

В выборку не были включены дети с синдром Дауна и генетическими аномалиями, чтобы исключить влияние данных заболеваний на гормональные показатели. Все дети на основании ИФС и медицинских диагнозов были разделены на группы типично развивающихся детей и с особыми потребностями: экспериментальную группу составили 17 типично развивающихся детей, M (SD)=21 (12) и 12 детей с особыми потребностями, M (SD)=20 (14); контрольную группу — 12 типично развивающихся детей, M (SD)=16 (10) и 13 детей с особыми потребностями, M (SD)=19 (14).

Процедура исследования. Исследование проводилось в домах ребенка с сентября по декабрь 2014 г. Забор крови осуществлялся процедурной медсестрой сразу после пробуждения детей, натощак. Анализ крови осуществлялся Ресурсным центром СПбГУ. Оценка адаптивного поведения проводилась с помощью интервью по методике Вайнеланд с близким взрослым, в роли которого в домах ребенка выступили воспитатели.

Результаты исследования. Сравнение исследуемых групп по возрасту показало отсутствие значимых различий между детьми из двух домов ребенка по этому показателю. Однако, в связи с разбросом изучаемой выборки по возрасту, переменная «возраст» контролировалась в последующем анализе данных.

1. Взаимосвязь параметров адаптивного поведения и гормональных показателей у детей, проживающих в домах ребенка

В результате анализа методом частной корреляции была обнаружена корреляция на статистически значимом уровне у детей типично развивающихся из экспериментальной группы между показателями субшкалы общественных повседневных навыков методики Вайнеланд и уровня окситоцина в крови (r=0,535, p=0,049); на уровне статистической тенденции между окситоцином и субшкалами межличностных отношений (r=0,466, p=0,093), игры и свободного времени (r=0,503, p=0,065) и мелкой моторики (r=0,493, p=0,073). По результатам корреляционного анализа у детей с особыми потребностями из экспериментальной группы было обнаружено, что уровень окситоцина связан с показателями по шкале коммуникации на статистически значимом уровне (r=0,905, p=0,013). Взаимосвязи с результатами шкал навыков повседневной жизни (r=0,757, p=0,081) и социализации (r=0,737, p=0,095) были получены на уровне статистической тенденции. Наши данные согласуются с зарубежным исследованием, в котором у детей типично развивающихся были обнаружены положительные корреляции между окситоцином и субшкалами общественных повседневных навыков и межличностных навыков методики Вайнеланд (Modahl et al., 1998).

2. Параметры адаптивного поведения детей, проживающих в разных условиях дома ребенка

Дети с особыми потребностями из экспериментальной группы имеют на статистически значимом уровне более высокие значения по всем четырем шкалам методики Вайнеланд: по шкалам коммуникации (U=22, p=0,004), навыков повседневной жизни (U=10, p=0,000), социализации (U=16, p=0,001), моторных навыков (U=4, p=0,000). Статистически значимые результаты двухфакторного дисперсионного анализа при взаимодействии факторов отнесенность к экспериментальной/контрольной группе» и «отнесенность детей к группе типично развивающихся и особыми потребностями» получились следующие: показатели субшкал персональных повседневных навыков (F=7,767, p=0,008), рецептивной коммуникации (F=6,458, p=0,014) и мелкой моторики (F=6,180, p=0,016) статистически значимо выше у детей, типично развивающихся. из экспериментальной группы. Т. е. дети, проживающие в семейных условиях дома ребенка, демонстрируют более самостоятельное и автономное поведение, связанное с повседневными навыками, коммуникацией, моторными навыками, навыками социализации, в сравнении с детьми из дома ребенка с типичными условиями проживания.

Обсуждение результатов. При планировании исследования мы опирались на данные научных исследований о том, что нарушение социально-эмоционального функционирования, опыт насилия, ранний неблагоприятный опыт ведет к снижению концентрации гормона в крови (Grimm et al., 2014). В нашем исследовании, как и в ряде предыдущих исследований, подтверждается связь окситоцина и социальных навыков в контексте близких отношений (Modahl et al., 1998).

Обобщая полученные результаты, можно сказать, что условия социального окружения по семейному типу способствуют развитию навыков адаптивного поведения, в том числе и у детей с особыми потребностями, проживающими в условиях интеграции, что согласуется с данными предыдущих исследований (Влияние изменения…, 2013); более того, семейное окружение создает условия для повышения выработки окситоцина и связи этого гормона с такими социальными навыками, как навыки повседневной жизни, межличностного общения и коммуникации. Полученные данные могут способствовать расширению знаний об адаптивном поведении и их связей с окситоцином у детей, оставшихся без попечения родителей.

Литература

Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка / Под науч. ред. Р. Ж. Мухамедрахимова; пер. с англ. 2-е изд. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013.

Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.

Сергиенко Е. А., Тарабрина Н. В. Фундаментальные исследования по психологии развития в Институте психологии РАН и их значение для здоровья и образования детей // Психологический журнал. 2007. № 4. С. 35–44.

Grimm S., Pestke K., Feeser M., Aust S., Weigand A., Wang J., Wingenfeld K., Pruessneк J. C., La Marca R., Böker H., Bajbouj M. Early life stress modulates oxytocin effects on limbic system during acute psychosocial stress // Social Cognitive and Affective Neuroscience. 2014. Р. 1–8.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология – наука будущего. Материалы VI Международной конференции молодых ученых. 19-20 ноября 2015 г., Москва предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

5

Исследование было проведено в рамках мегагранта «Влияние ранней де-привации на биоповеденческие показатели развития ребенка», поддержанного решением Совета по грантам Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. о государственной поддержке научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования; грант № 14.Z50.31.0027.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я