Психология

Коллектив авторов, 2016

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Психология». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.

Оглавление

Из серии: Скорая помощь студенту. Краткий курс

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Этапы развития психологической науки

1. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. anima — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего существующего на свете есть душа.

Душа — независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.

Согласно Платону (427–347 до н. э.) душа у человека существует, прежде чем она вступает в соединение с телом; она есть образ и истечение мировой души. Душевные явления Платон подразделял на разум, мужество (волю) и вожделения (мотивацию). Разум размещается в голове, мужество — в груди, вожделение — в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека.

2. По Аристотелю душа бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека служит стремление, сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дают память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особая форма интеллектуальной активности — нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума.

3. В Средние века утвердилось представление о том, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь обращенная к материальному миру внешняя сторона души. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном опыте.

4. С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания, характерная попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596–1650) сделал вывод о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные и психические процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.

Б. Спиноза (1632–1677) утверждал: особого духовного начала не существует, есть только одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что его подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Г. Лейбниц (1646–1716) ввел понятие бессознательной психики: в душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных малых перцепций (восприятий), из них возникают сознательные желания и страсти.

Термин «эмпирическая психология» ввел X. Вольф (1679–1754) для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Дж. Локк (1632–1704) рассматривал душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи. Локк ввел понятие ассоциации — связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

5. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 1860-х гг. в связи с созданием психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.

Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов (1829–1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Как и рефлексы, они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью.

Г.И. Челпанов (1862–1936) основал первый в России психологический институт (1912). Экспериментальное направление с использованием объективных методов исследования развивал в психологии В.М. Бехтерев (1857–1927). Физиолог И.П. Павлов (1849–1936) изучал условно-рефлекторные связи в деятельности организма. Его работы заметно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я