1. Книги
  2. Развлечения
  3. Профессор Шпирцен

В мире пикселей: Как игры меняют наш мир

Профессор Шпирцен (2024)
Обложка книги

Эта книга поможет Вам взглянуть на видеоигры под другим углом, разобравшись в их эволюции, влиянии на общество и потенциале для саморазвития, разрушая стереотипы об их вреде и бессмысленности, открывая их истинную ценность. Теоретическая часть познакомит с основами игровой индустрии — история, внутренняя «кухня», расскажет о геймерах. Книга раскрывает как истинные проблемы современности, связанные с играми — мифы, выгорание, жадность, вред и зависимость, так и рассуждения о том, как решать эти проблемы, используя игры как инструмент развития личности.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «В мире пикселей: Как игры меняют наш мир» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1: Теоретические основы

Глава 1: Видеоигра и её особенности

Мир игр возник, словно мираж в пустыне цифрового мира и постепенно захватил наши умы. Сначала это были простые игры — настольные, каменные, бумажные, и даже спортивные. Незамысловатые программки на черно-белых мониторах, где точки составляли примитивные фигуры: квадратные человечки, прямоугольные автомобили, круглые шарики. Но в этой простоте скрывалась непостижимая магия. Магия возможности управлять виртуальной реальностью, создавать свои миры, свои истории, побеждать противников и проживать новые жизни. Аналогичную реализацию своих фантазий предоставляют и кинотехнологии, и музыка, и рисование, и писательство — это всё творчество, которое включает в себя создателя (реализатора) фантазии и пользователя (читателя, зрителя). Изначально, даже простые игры создавались как развлечения, просто в то время их не воспринимали как отдельный вид искусства или отдельный «продукт».

Интересно, какие эмоции испытывал создатель цифрового пинг-понга, когда в первый раз попробовал сыграть в неё?

С каждым годом (даже месяцем) пиксели1 становились всё ярче, подвижнее, реалистичнее. Появились персонажи с живыми эмоциями, детализированные миры, захватывающие сюжеты и удивительные технологии. Постепенно игры стали частью нашего жизненного опыта, научили нас думать стратегически, решать задачи, создавать и творить.

Но видеоигры — не просто развлечение. Это исключительное искусство, способное изменить наше восприятие мира. Игры учат нас сопереживать, понимать чувства других людей, решать моральные дилеммы. Они открывают нам новые миры, заставляют задуматься о смысле жизни, о нашей роли в этом сложном и непредсказуемом мире.

Не верите? Считаете, что это просто нажатие на кнопки и движущаяся картинка? А как же кино? А книги? В литературе и вовсе картинка не движется…

Сегодня видеоигры это не просто «бессмысленные пиксели», это мощный инструмент, способный влиять на наши жизни, наши взгляды, нашу культуру. Понять это важно, чтобы использовать их во благо, а не позволить захватить наши души.

Речь идет не только о внутреннем состоянии геймера, но и об отношении окружающих его людей, которые могут сказать «лучше занимайтесь делом», но умолчат о том, что есть киберспорт2, профессиональная разработка и издательство игр, стриминг (онлайн-трансляции, допустим на Twitch). К сожалению, многие люди относятся к играм предвзято, но причина понятна — игры для них известны лишь в таком ключе.

Скажем, как родитель, не знакомый с играми, может судить о невероятно развитом мире игрового искусства, когда его ребенок 24/7 кричит в микрофон нехорошие слова, играя в условную «Dota 2», плохо учится, не развивается, не занимается спортом? Конечно, родитель будет пытаться решить вопрос радикально, и в дальнейшем их отношения испортятся, как друг к другу, так и к играм в целом. Но проблемы кроются намного глубже. И чтобы начать их разбирать, давайте познакомимся с миром игр.

Но перед погружением, договоримся руководствоваться несколькими принципами:

Постараемся быть непредвзятыми к играм. Рассмотрим всё как факты, без проецирования на своих субъективных мнениях. Однако я иногда буду приводить примеры из личного опыта.

Готовность к покорению нового. Поначалу, мы отрицаем всё, что не понимаем, отвергаем возможность изучить, и нам это не интересно. Давайте отбросим такой подход и дадим шанс.

Анализ. Важно обдумать все изученные факты, поразмышлять над рекомендациями и сделать выводы — ознакомиться с интересными играми, открыть для себя что-то новое и поработать над собой, если проблемы имеются.

Прежде всего, важно определить, что такое видеоигра, что она из себя представляет, и в чем заключается разница между игрой и видеоигрой.

Определения

Что такое игра? Самое простое сравнение — прятки, с которыми знакомы все. Мы закрываем глаза, считаем до десяти и ищем друга, который спрятался в комнате. Таким образом, определяются общие правила — роли (искатель и прячущийся), особенности старта события (отсчет до десяти), условия победы (найти прячущегося), границы локации (прятаться можно в комнате или доме). Это простое и универсальное занятие, которое может быть чем угодно: от пряток и салок до игры в шашки и футбол.

Что такое видеоигра? С одной стороны, это могут быть те же прятки, но полностью виртуальные — допустим, в роли искателя выступит Чужой, а в роли прячущегося — персонаж, управляемый игроком. Чужой победит, если найдет игрока, а прятаться игрок может лишь в пределах заданной локации. С другой стороны, видеоигра может быть более глубоким и широким произведением, но игрой быть не перестанет.

Видеоигра — интерактивное3 развлечение, в котором игрок взаимодействует с виртуальным миром (важно осознавать, что у каждой игры свой мир, со своими правилами), управляя персонажем или системой с помощью специальных устройств (геймпад, клавиатура, мышь, сенсорный экран). То есть, это просто игра с использованием изображений, сгенерированных электронными устройствами (аппаратурой). Можно встретить термины «компьютерная игра», «электронная игра» — сейчас это всё синонимы. Забавляет, что множество гейм-дизайнеров по-своему смотрят на игры, трактуют понятия, игнорируя науку, для кого-то это способ самовыражения, достижение, идея, товар, услуга, искусство, технологии, идеализм, бизнес. И в этом разнообразии мнений часто скрывается потенциал для развития и эволюции видеоигр как отдельного вида искусства.

С точки зрения законодательства, это программа для ЭВМ4, но при этом может относиться к составному произведению, сложному объекту (мультимедийному продукту). Словом, видеоигра не укладывается в простые определения, но природа её ясна.

В чем разница между видеоигрой и компьютерной игрой? Компьютерная игра — как раз программа для ЭВМ (так как компьютер и есть ЭВМ), это вид игры, где вместо реальных предметов и действий игрок взаимодействует с компьютером, который предоставляет нам эту виртуальную реальность. Но не все компьютерные игры — видеоигры. Видеоигра, в отличие от компьютерной игры, это специальный вид компьютерной игры, где виртуальный мир отображается на экране, и игрок управляет с помощью специальных устройств. То есть, видеоигра — это когда игрок именно видит происходящее на экране.

Компьютерные игры, которые не являются видеоиграми — это текстовые игры (они не содержат изображения, как такового), шахматы и шашки (которые реализованы без использования графики, т.е. текстовые), игры с голосовым управлением (к примеру, взаимодействие с голосовыми помощниками путем игры в «Города»). Это всё игры, компьютерные игры, но не видеоигры.

Отношения в процессе игры

Каков состав отношений, возникающих в процессе игры? В процессе игры формируется сложная сеть отношений. Что нужно знать об игре, игроках, разработчиках и их взаимодействии между собой?

Игра — программа, выполняющая алгоритм действий в ответ на действия игрока. У игры есть свои особенности, такие как геймплей (то, как игрок взаимодействует с механиками игры, управляет персонажем, решает задачи, исследует мир), эмоциональное взаимодействие (что чувствует игрок во время игры — радость, гнев, страх, напряжение, удовлетворение), сценарная составляющая (основной сюжет, персонажи, события и диалоги, концовки), художественная составляющая (музыкальное сопровождение, звук, графика, дизайн мира, уровней и объектов), а также движок (набор технических средств, обеспечивающих работу программы).

Игроки — пользователи, основные субъекты, которые взаимодействуют с игрой, а также друг с другом, как в команде, так и в условиях соперничества. Здесь рождается не только управление и команды программе, но и координация действий, распределение ролей, взаимопомощь, общение в чате, голосовой связи. При обсуждении игр, под «игроком» могут подразумевать как самого человека, управляющего устройством, так и его виртуальный аватар, который правильнее называть героем, персонажем, но это относится лишь к отдельным жанрам. В более сложных жанрах игрок управляет целой сетью систем и механик — допустим, в стратегиях, как правило, игрок играет роль «командующего», при этом не обладая «аватаром». В любом случае, именно между игрой и игроком существует своеобразный диалог.

Разработчики — непосредственные создатели игры. Именно они написали код программы, скрипты взаимодействия, создали художественную, сценарную, техническую составляющую игры. Но не всегда разработчики отвечают за продажу и продвижение игры как продукта, тут часто возникают их отношения с издателем.

Издатели — лица, обеспечивающие распространение и реализацию игры как продукта, в том числе защиту прав, определение ценовой политики, а зачастую выступающие в роли заказчиков игровых продуктов. Немалая часть материала книги будет посвящена издателям, поэтому к ним мы ещё вернемся.

Видеоигровое устройство — бытовой радиоэлектронный аппарат, цель которого — получить вводные данные (к примеру, нажатие клавиш/кнопок при помощи периферийных устройств), и выполнять вывод данных (изображение, звук, и даже вибрация). Как правило, это компьютер или игровая приставка/игровой автомат, на котором загружена программа, а ввод осуществляется через клавиатуру, мышь и геймпад.

Слишком научно? Но так и выглядят отношения, возникающие в процессе игры. Вроде бы сложно звучит, но именно это кроется за кулисами тех самых простых, на первый взгляд, игрушек «для детей». Для тех, кто следит за игровой индустрией, здесь нет ничего нового и удивительного.

Специально для случаев, когда теоретической составляющей читателя будет недостаточно, в конце книги представлен глоссарий, представляющий собой справочник терминов, к которому можно будет обращаться в случаях, когда встретятся непонятные слова и понятия.

Для глубокого исследования темы видеоигр необходимо в первую очередь углубиться в их жанры, стили и механики. Важно изучить психологические особенности игроков, их мотивацию и цели, а также характеристики игрового сообщества. Не менее важно и понимать процесс создания видеоигр, цели разработчиков и издателей и их взаимодействие с игроками. Поэтому мы также рассмотрим и ключевые элементы игрового дизайна, проследим за эволюцией индустрии и изучим потенциал видеоигр как инструмента образования, терапии и творчества.

Глава 2: Путешествие во времени: хроники игровой эволюции

Теперь отправимся в путешествие во времени — от первых компьютерных игр до современных VR-игр5. Нам важно изучить развитие технологий, появление консолей и компьютеров, рождение разных жанров и стилей.

Нынешний геймер замечает огромную разницу между первыми играми и современными блокбастерами. Но прошлый век принес нам много важных технологий, и не пройдя многие этапы, эволюция бы не привела нас к текущему состоянию. Мир видеоигр — это удивительное путешествие во времени, где каждый этап из множества отличается своей уникальной атмосферой, технологиями и влиянием на культуру. От простых точек и фигур до захватывающих внутриигровых пространств, едва отличимых от реальности, — этот путь пролегал через десятилетия инноваций и творчества. Помните историю, чтобы осознавать своё представление, прогнозировать изменения в будущем и «не отставать» от прогресса. Видеоигры продолжают развиваться и это не остановится (или всё же существует некий потолок?). Давайте проанализируем.

Пробегаться по истории мы будем поверхностно, всё-таки есть профильные учебники, описывающие это более профессионально и глубоко. Но Вам наверняка будет интересно, что первой игрой (зарегистрированной) является ракетный симулятор (Развлекательное устройство на основе электронно-лучевой трубки). В ней не было такого изобилия составляющих; нужно было управлять лучом трубки и расфокусировать в нужный момент времени для «поражения» целей на экране. И даже такое казалось волшебством.

Это был далёкий 1947 год, который положил основу первому периоду ранних игр — ограничим его с 1950-го по 1970-й. Первые шаги были сделаны в лабораториях и университетах. Как это обычно бывает, инициативные студенты, вдохновленные своими идеями и поддерживаемые своим энтузиазмом, экспериментировали с электронными устройствами и манипулировали сигналами, «играясь» и порождая всё новые и новые идеи. К примеру, одной из первых игр была «Tennis for Two», созданная в 1958 году. Но всё это не было массовым производством, не было тиражирования, издательства, и порой эти продукты даже не разрабатывались как «игры» в нашем современном понимании. Компьютеры не были повсеместны, и гражданская сфера была совершенно другой.

А студентам тех времён даже не снилось, чего достигнет прогресс в будущем. Представьте только: геймер в 2023 году ставит отрицательный отзыв на условную «Baldur’s Gate 3», ругая игру, ругая разработчиков, критикуя их за какие-то, по его мнению, проблемы, а в 1960-х годах ребята (ещё не геймеры) приходят в восторг от «Spacewar!» и восхищаются простой графикой и занимательным геймплеем.

В 1970-1980-х годах можно сказать, был расцвет игр, этот период называют «золотым веком аркадных игр». Такие легендарные произведения, как «Space Invaders», «Pac-Man», «Donkey Kong» и «Galaga», стали культурным феноменом. Они были простыми и занимательными, привлекали игроков всех возрастов, став символом эпохи. А персонажи — стали культовыми героями.

Аркадные игры были не просто развлечением, они были частью повседневной жизни. Игровые залы с яркими неоновыми вывесками привлекали детей, подростков и взрослых. Люди собирались вместе, чтобы помериться силами в виртуальных сражениях, соревновались за лучшие результаты и обменивались стратегиями. Это стало первым опытом взаимодействия с виртуальным миром для многих людей. Игры ввели концепцию геймплея, управления персонажем, решения задач, соревнования и победы. Эти простые игры заложили основу современной игровой индустрии и влияют на неё до сих пор, внесли свой вклад в развитие технологий, стимулировали развитие графических процессоров, звуковых карт, и устройств ввода. Правило любого бизнеса: есть спрос — есть предложение, и спрос на игры породил спрос на развитие технических устройств.

Культурное влияние аркадных игр было огромным. Их персонажи появлялись в мультфильмах, комиксах и фильмах. Музыка из игр стала популярной и используется в различных контекстах. Аркадные игры влияли на моду, на язык, на поведение людей. Сегодня они уже не так популярны, как тогда, но их наследие всё ещё живет в современных играх.

В 1980-1990-х годах параллельно было два ключевых направления развития, которые закрепили прогресс — это появление домашних консолей и создание компьютерных игр.

С появлением домашних консолей видеоигры, собственно, получили свое распространенное понятие «видеоигры», из-за связи с видеовыводом изображения на экране телевизора, и стали доступны широкой аудитории. Если компьютерные игры были лишь в лабораториях и университетах, а аркадные игры были в клубах и развлекательных центрах, то теперь «мир пикселей» стал доступен каждому.

Atari, Nintendo, Sega и Sony Playstation создали консоли с улучшенной графикой, звуком и геймплеем, принеся в дома людей такие игры, как «Pac-Man», «Super Mario Bros.», «Sonic the Hedgehog», «Mortal Kombat», «Final Fantasy». Рынок игр появился и изменил развлечения навсегда, положив начало непрерывной гонке технологий, качества и статуса. Именно тут видеоигры стали искусством. Вы наверняка слышали об этих играх, и вероятно, даже пробовали в них поиграть. Может быть, молодые геймеры могли и не прикоснуться, скажем, к первым частям «Final Fantasy», но определенно знакомы так же, как и читатели — с первыми литературными произведениями вроде «Одиссеи» и «Илиады» (не обязательно читали, но слышали). Жаль, что в школах не преподают историю игр — хотя бы в рамках курсов по информатике.

Говоря об информатике, многие студенты университетов прикоснулись к первым играм именно благодаря своему характеру деятельности — компьютеры поначалу были исключительно научными инструментами, а игры создавались энтузиастами. Со временем, компьютерные игры начали набирать популярность, и вышли за пределы университетов, распространяясь на персональные компьютеры. Причём развитие было довольно более сложным в части технологий — если большая часть видеоигр на приставках была представлена платформерами и аркадами, то компьютер предоставлял возможности использования клавиатуры, например, в текстовых RPG, мыши в стратегиях и мощных технологий в трёхмерной графике тех же «Wolfenstein 3D», «Doom», «Quake». Компьютерные игры отличались от консольных своей гибкостью и возможностями, были более мощными и предлагали большую свободу в разработке и игре. Таким образом, здесь мы получили развитие двух «наджанров» — видеоигры и компьютерные игры.

С 1990-го по 2000-й начался золотой век PC-игр (тех самых компьютерных игр). В эту эпоху они достигли пика своего развития. Среди самых знаковых, я бы выделил три самых выдающихся шедевра.

«Starcraft» была стратегией в реальном времени (RTS), разработанной Blizzard Entertainment, и стала одной из самых популярных и влиятельных игр в истории. Она изменила жанр стратегий, введя сложный геймплей, глубокий сюжет и изысканный баланс между фракциями. «Starcraft» также стал основой для развития киберспорта, и до сих пор остаётся одной из самых популярных киберспортивных игр в мире. А сейчас, видя, как очередной геймер говорит о том, как «Starcraft II» умер и является скучной игрой, мы снова возвращаемся к сравнению студентов прошлого и настоящего. Позже обсудим эту проблему подробнее.

«Diablo» — ролевая игра с изометрической камерой, установившая новый стандарт для RPG игр, введя затягивающий геймплей с постоянно растущим уровнем сложности, глубокой системой персонажей и предметов, а также темную атмосферу и захватывающий сюжет. Сейчас, имея в распоряжении невероятные Action-RPG, мы зачастую уже не ценим тот вклад, который внесла легендарная «Diablo». На момент появления игроки были в восторге — никто ещё не видел такой темной и затягивающей игры с разными способностями, стилем игры, системой «тетрисного» инвентаря (сам менеджмент предметов в сумке уже превращался в мини-игру), а также всех поразила жестокость — здесь были монстры со страшным видом, кровь и смерть. Это мрачное и темное фэнтези, которое по сей день пользуется большим спросом среди геймеров.

«Half-Life» — игра, изменившая жанр шутеров от первого лица, введя более продуманный сюжет, повествование от лица главного героя, уникальный геймплей и философские размышления о природе реальности и виртуального мира. Эту игру можно отметить также среди первых, использовавших физический движок, чтобы сделать геймплей более реалистичным. Брать в руки ящики, бочки, передвигать их, ставить друг на друга, бросая на противников — это были непередаваемые впечатления уникальности возможностей. Современные геймеры, избалованные прокаченными шутерами вроде «Call Of Duty», могут не оценить вклада «халвы».

Можно отметить также многие «золотые игры» той эпохи, к примеру, «Age Of Empires», «Quake III Arena», «The Sims», «Grand Theft Auto III» и «Counter-Strike», которые тоже значимо повлияли на развитие игровой индустрии, породив правила жанра, стимулировав рост популярности киберспорта, увеличения мощности и функциональности компьютеров и навсегда изменив отношение к ним. Игры превратились из простого развлечения в искусство, способное вызвать сильные эмоции, учить, вдохновлять и создавать новые миры. Даже сейчас достаточно просто напомнить о существовании таких шедевров, чтобы вызвать невероятный наплыв ностальгии у геймеров того поколения.

2000-е на персональных компьютерах отметились скорее невероятным прогрессом и развитием уже созданных жанров, чем появлением нового и оригинального. Среди нововведений стоит отметить развитие MMO-игр, подразумевающих взаимодействие множества игроков в виртуальном мире. Именно тут появились такие глобальные феномены, как «Lineage», «EverQuest», «World of Warcraft» — эти игры ввели в мир видеоигр концепцию общения миллионов игроков, создания сообществ, гильдий, дружбы и соперничества. Это навсегда изменило мультиплеер6 — сейчас уже привязкой к «онлайну» и работой игры на серверах никого не удивишь. Тогда людям приходилось изворачиваться, чтобы скачать клиент игры, обеспечить соединение, провести регистрацию. А сейчас пользователи могут обрушить рейтинг игры в Steam за то, что в первые секунды после релиза, игроки испытывают проблемы при соединении к серверам.

Видеоигры на консолях, в целом, сейчас поддерживают тот же уровень развития, и выделить стоит разве что появление и развитие трёх основных платформодержателей игровых консолей — Xbox от Microsoft, PlayStation от Sony и, конечно же, консоли Nintendo. Эти три издателя определили себе формулу успеха, финансируя разработку сначала нового устройства, затем разработку игр на такое устройство, и с каждым новым устройством формировалось новое «поколение» консолей. Каждое новое поколение привносило больше технологий, улучшало графику, производительность, добавляя инновации. Развитие технологий обусловлено как раз конкуренцией между консольными платформами. Подробно мы рассмотрим консольный рынок в дальнейшем, но с точки зрения истории здесь мало интересного, так как консоли относительно стабильны, не привносят ничего существенно нового и являются скорее стандартным рынком.

В 2000-х годах стоит выделить появление и развитие новой платформы для игр — мобильные устройства. Началось всё с Java-игр, до заката с приходом Android и iOS. J2ME игры создавались на специальной версии Java, оптимизированной для мобильных телефонов, которые имели ограниченные ресурсы (процессор, память, графика), что ограничивало развитие. Когда телефоны стали развиваться, и появились смартфоны, это открыло возможности для мобильного рынка, и появились уже не простые игры вроде «Snake», а сложные, вроде сотен шедевров от Gameloft. Некоторые разработчики умудрялись реализовать даже стратегии жанра RTS!

С появлением Android и iOS, Java постепенно уступила место другим языкам программирования (C#, C++), которые больше подходили для разработки игр на мобильных платформах. А с появлением Unity и Unreal Engine создание игр стало простым, в результате чего простенькие игры вроде «Candy Crush», «Angry Birds», «Clash of Clans» стали генераторами просто сумасшедшей прибыли, и это породило бум казуальных игр, распространение микротранзакций, модель Free to Play (условной бесплатности) и окончательное превращение интерактивных развлечений в огромный базар. У геймеров поколения мобильных игр на кнопочных телефонах слово «Java» ассоциировалось часто не с языком программирования, а именно с играми.

И сейчас мы находимся на таком этапе, когда прогресс остановился, шедевры уже созданы, революций не происходит, все издатели нашли для себя «формулу успеха» и заинтересованы лишь в прибыли. Геймеры больше не аудитория, народ больше не в приоритете. Теперь это ресурс, генерирующий прибыль, а издатели — сладкоречивые финансисты, отчитывающиеся перед инвесторами.

В магазинах, как физических, так и цифровых, полно игр — стрелялок, гонок, ролевых игр и многого другого. Но все эти игры похожи. Те же герои, те же сюжеты, та же механика, либо схожая и лишь слегка изменённая. Как будто время остановилось, и ничего нового не появляется. Издатели знают, что продают, и не желают экспериментировать в угоду надежным, проверенным сериям. Но всё не так плохо. Есть еще независимые разработчики, которые не боятся рисковать и создавать новые игры, создавая их с душой и интересом, а не только ради прибыли. Сообщество их поддерживает — поэтому сейчас мы всё чаще видим в числе популярнейших проектов порой совсем простые игры, которые по технологическому уровню отстают от современных на несколько поколений. И игрокам этого достаточно. Вот к чему привела нас история — к неопределенной, необычной ситуации, которая вроде бы обеспечивает нам богатство выбора, но и одновременно подчеркивает шедевральность простоты, созданной много лет назад. Теперь же, зная историческую базу, мы сможем изучить предмет более подробно и рассмотреть особенности текущего состояния мира видеоигр.

Глава 3: Отражение реальности: влияние игр на общество и культуру

Всего лишь мерцающие огоньки на экране, представленные в определенной комбинации в зависимости от установленных событий, из простого бесцельного развлечения превратились в нечто более глубокое. Они стали отражением реальности, зеркалом наших мыслей и чувств, не просто играми, а искусством, способным перевернуть наше восприятие окружающего мира.

Разумеется, такое невероятное влияние достигается благодаря подходам разработчиков и их гению. Часто неопытные геймеры считают, что им нравится лишь определенный жанр, в силу их предпочтений, взглядов, привычек, черт характера и прочим субъективным особенностям.

Однако это работает не всегда. Приведу примеры на себе.

Я всегда был равнодушен к автомобилям. Дорога, транспорт, тюнинг7, гонки, дрифт8 — всё это вызывало у меня лишь скуку (кроме нескольких приятных воспоминаний от «Need For Speed Underground 2» и «Need For Speed Most Wanted» в детстве). И вот, запустив на своем новеньком Xbox Series X игру «Forza Horizon 4», я был пленён уже с первых секунд. Роскошная вступительная сцена, чудесная вдохновляющая музыка, невероятно приятное управление, прекрасная графика, всё это будто обрушилось на меня лавиной, смывая годами укоренившееся равнодушие. Я не мог оторваться от игры, погружаясь всё глубже в этот мир виртуальных скоростей и адреналина. В тот момент я понял, что не стоит делать поспешных выводов, и иногда, чтобы открыть для себя что-то новое, достаточно просто попробовать. А если бы я продолжал кормить свои предубеждения, гордо игнорируя это произведение искусства, я бы никогда не ощутил таких прекрасных эмоций.

Второй пример — я считал игры на Nintendo Switch детскими, пустяковыми. «Марио» — «агуша-гейминг» — смеялся я над своим другом, владельцем этой портативной консоли. Но однажды, по воле случая, приобретя Switch по хорошей акции, я сам невольно погрузился в мир «Animal Crossing», «Mario Kart», «Super Mario Odyssey», «Super Smash Bros». И вот тогда я понял, что главное в игре не брутальность, не высокобюджетные спецэффекты, а сам геймплей, показавший невероятные механики. Nintendo открыли мне глаза на игровые вселенные, полные ярких красок, забавных персонажей и непредсказуемых приключений. И позже, играя в масштабные эксклюзивы Sony, вроде «God of War» и «The Last Of Us», я увидел их уже под другим углом. Да, постановка, режиссура, графика — на высшем уровне, но геймплей совсем… минимален. Он как бы отошел на второй план. И окончательно убедился, что игры — это не просто развлечения, а полноценные художественные произведения, которые требуют внимательного и глубокого анализа.

Игры заняли свою нишу в культуре, становясь неотъемлемой частью нашего опыта. Они влияют на наш язык, на нашу моду, на наше поведение, на то, как мы думаем и чувствуем. В этом мире мы встречаем героев, которые вдохновляют нас на подвиги, делают нас лучше. Мы погружаемся в миры фантазии, которые расширяют наше воображение и учат нас видеть красоту в необычном. Мы сопереживаем персонажам, делаем выбор, который определяет их судьбы и формирует наш характер.

Игры — это не просто развлечение, не просто «бессмысленные пиксели», как, к сожалению, многие считают. Это искусство, которое способно вызывать сильные эмоции, рассказывать глубокие истории и заставлять нас задуматься о смысле жизни.

Современные игры — не просто набор правил и механик, они скакнули далеко вперёд. В них есть свой нарратив, свои герои, свои сюжеты, свои эмоции. В следующих двух главах я сделаю обзор на самые выдающиеся экземпляры и жанры, которые я бы рекомендовал изучить для понимания масштаба прекрасного мира, который прячется в виртуальных развлечениях.

Если сравнивать игры с кинематографом, то, как и фильмы, часто игры заставляют нас задуматься о моральных дилеммах, рассказывают истории о предательстве, жадности, учат нас ценить жизнь, любить близких, дарят нам истории, не менее захватывающие, чем кино и литература. В них могут быть яркие персонажи, глубокие сюжеты, неожиданные повороты событий, эмоциональные моменты и вдохновляющие финалы. В процессе разработки игр привлекаются сотни людей — сценаристы, режиссёры, музыканты, художники, актёры для создания визуального образа персонажей, актёры озвучки, проектировщики, инженеры, дизайнеры, стилисты, а не только программисты-разработчики и тестировщики. Это совокупная масштабная работа группы людей, как и в кино, не хуже Голливуда9.

Музыка в играх — не просто фон, это неотъемлемая часть игрового опыта. Именно музыка создает атмосферу, подчеркивает эмоции, рассказывает истории. Представьте «DOOM» и «DOOM Eternal» без эффектного и брутального металла от Мика Гордона? Попробуйте поиграть в сюжетные игры без музыки, выкрутив её на минимум. Восприятие сильно изменится. Скажем, если бы в той же «Forza Horizon 4» вступительная миссия была с монологом ведущего, а не музыкой, я бы получил совсем другие эмоции, и не изменил бы свое отношение к жанру гоночных симуляторов. А «Ведьмак»? «Skyrim»? «Diablo 2»?

Саундтрек10 в играх — это отдельная тема для разговора. Рекомендую создать себе плейлист11 с музыкой из любимых игр. Правда, я подразумеваю эпические произведения, а не, к примеру, заглавную тему какого-нибудь мобильного «Clash Royale», если это для вас любимая игра. Если же вы не слышали достойной музыки, рекомендую пройтись по крупнейшим представителям, переслушать пройденное ранее. Не ограничивайте себя в музыке, старайтесь расширять свой кругозор. Музыка в играх — это искусство, которое способно усилить впечатления от игры и заставить нас пережить более глубокие эмоции. Часто это влияет и на вкусы людей — музыкальный вкус формируется под влиянием многих факторов: личного опыта, воспитания, окружения, моды. Например, если человек вырос в семье, где любили классическую музыку, то с большей вероятностью он может не полностью оценить брутальный металл12 в «DOOM Eternal» или «Painkiller». Некоторые игроки не замечают музыку в играх, потому что сосредоточены на игровом процессе. Они не хотят отвлекаться на звуки и не обращают внимание на музыкальное сопровождение, но музыка очень сильно влияет на восприятие игры! Даже если геймер не замечает сознательно, саундтрек влияет на его эмоции, настроение и восприятие игрового мира.

И если поначалу музыка была монофонической, повторяющейся короткой мелодией при переходе на следующий уровень (или в начале игры), то сейчас это уже многоканальные оркестровые саундтреки, а устройства поддерживают разный вид объемного звука, что позволяет композиторам раскрываться на полную. Поэтому, когда геймеры обесценивают все аспекты игры за незначительные недостатки, к примеру, технические проблемы при релизе, обрушивают рейтинг, это может привести к тому, что кто-то посмотрит на отрицательные оценки, решит пройти мимо, и упустит приятные впечатления, даже если они будут длиться считанные минуты.

Интересным примером влияния игр на мир является киберпанк, жанр, который погружает в будущее, где виртуальное и реальное переплетаются в неожиданных сочетаниях. Жанр зародился еще с романа «Нейромант» Уильяма Гибсона, и фильма «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, достиг пика с выходом фильма «Матрица», а в наше время, в мире игр, в киберпанк отмечаются великолепные «Deus Ex» и «Cyberpunk 2077». Стиль киберпанка отличается сочетанием футуризма и технологий с элементами городского стиля, а в одежде часто используются яркие цвета, неоновые оттенки, кожа, металл, пластик, детали в виде проводов, микросхем и других технических элементов. После анонса и релиза «Cyberpunk 2077», в мире произошел бум моды, это «забустило»13 продажи у брендов, которые вдохновлялись киберпанк-эстетикой, и создавали одежду в этом стиле, а также по мотивам этой игры. Это говорит нам о том, что порой одна стильная и успешная качественная игра, при грамотном маркетинговом14 подходе, может оказать влияние на, казалось бы, не очень даже смежные сферы деятельности общества.

Конечно, такое влияние на другие отрасли связано с тем, что в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием, различными социальными изменениями, вроде роста доходов, увеличения скорости процессов, существенно изменилась структура потребления, продолжительность рабочего дня и появилось больше свободного времени. Люди стали больше тянуться к шопингу, продукты питания теперь не являются обязательным средством для выживания, а позволяет выбирать, баловать себя. Цифровизация разных сфер общества привела к изменению подхода к услугам, маркетингу, системам продаж, кредитования, скорости проведения банковских операций. Тратить деньги стало так легко, что даже можно не утруждать себя и буквально за считанные секунды получить товар, а в цифровом виде — еще и получить его моментально. Общество потребления делает человека зависимым от всего этого, заставляет свободное время пролистывать каталоги с интересуемыми товарами, а когда человек прекращает это, приложения и таргетированная реклама сами настойчиво напоминают о себе, призывая продолжить такое поведение.

И если кто-то постоянно тратит деньги на покупку вещей, лишних мелочей с маркетплейсов, то игроки похожим образом застревают в ловушке игрового бизнеса, регулярно листая по магазинам, выбирая очередную игрушку, которую хотелось бы добавить к себе в библиотеку.

Важная проблема, которая существует по сей день — цифровые магазины. Они создают ложное ощущение, что покупка игры — это приобретение товара в собственность, наподобие купле-продажи стандартного физического товара. Но нет. С юридической точки зрения, при покупке игры в цифровом магазине, мы не приобретаем собственность на неё, мы получаем лицензию на использование игры в соответствии с условиями лицензионного соглашения. Право собственности на игру остаётся у разработчика или издателя (это может быть обусловлено их отношениями, закреплёнными в соответствующих контрактах). Лицензионное соглашение может ограничивать наши права на использование игры, например, запрещать передачу игры третьим лицам, перепродажу или модификацию игры.

Игры, приобретенные в цифровых магазинах, часто привязываются к нашему аккаунту15. Аккаунт также не является нашей собственностью, а представляет собой предмет лицензионного соглашения с игровой платформой, допустим, Steam. Игровая платформа может ограничивать доступ к аккаунту, блокировать его или изъять игры из него в соответствии с условиями, как правило, в любой момент по своему желанию.

В международном праве нет единого закона, который бы регулировал деятельность цифровых магазинов и соответствующие лицензионные соглашения, поэтому издателями и разработчиками используются множественные юридические тонкости и правовые пробелы, а в разных странах существуют разные законодательства, регулирующие цифровые товары. Есть разве что «Закон о цифровых рынках» (DMA) и «Закон о защите потребителей» (CPA). С недавних пор Steam уведомляет о том, что игра не будет в собственности у игрока. Вот такая интересная деталь, которая может оставить геймера без всей его библиотеки, которую он накапливал многие годы, вкладывая свои кровные.

Игровые студии — не просто группы разработчиков, это творческие команды, которые создают новые миры и рассказывают увлекательные истории. Их игры — искусство, которое переносит нас в другие реальности и позволяет нам испытать новые ощущения.

А что же с лучшими играми? Очень часто мы видим, как издания оценивают видеоигры по качеству, важности, актуальности и играбельности и представляют свои списки по типу «топ-100» лучших игр в истории. Топы игр — это всегда спорная тема. С одной стороны, они могут стать отличным отправным пунктом для новичка, предлагая ему подборку достойных внимания игр. С другой стороны, эти списки часто превращаются в поле битвы за внимание, где маркетинг и реклама становятся решающим фактором.

Представим себе: мы стоим перед огромным книжным магазином. Стены уставлены полками, заваленными тысячами книг. Мы хотим найти что-нибудь интересное, но как выбрать из этого бесконечного разнообразия? Вдруг мы замечаем яркий стенд: «Топ-100 лучших книг всех времён!». С надеждой подходим к нему, ожидая то, что там нас ждут великие произведения, способные перевернуть твой мир.

Но, к нашему разочарованию, на стенде видим лишь известные и раскрученные бестселлеры. Книги, которые уже давно разобраны на цитаты, по которым сняты фильмы и сериалы. И, конечно, можем их прочитать, но будет ли это истинное открытие, что-то действительно новое и захватывающее?

Точно так же и с играми. Топы, попадающие в массовую культуру, часто состоят из знакомых и популярных названий. Это безусловно достойные игры, но они могут упускать из вида действительно уникальные и яркие проекты, созданные небольшими студиями или не получившие достаточного маркетингового вложения. К примеру, в каждом топе мы увидим игры-эксклюзивы от Sony, но не везде мы увидим какие-нибудь «Teenage Mutant Ninja Turtles Shredder's Revenge», «Monster Hunter World», «Hearts of Iron IV», «Bayonetta 2». И таких игр множество, они часто остаются вне «топов», и люди проходят мимо. Как и с книгами, фильмами и прочими медиа-продуктами, у каждого издания, критика, блогера и даже простого геймера имеется свой взгляд, своя история, свои лоббисты, и свой уровень предвзятости.

Именно в этих неизвестных жемчужинах и скрывается настоящая магия игр. В них мы можем найти неожиданные механики, запоминающихся персонажей и глубокие сюжеты. В них мы можем погрузиться в мир, который не похож ни на один из тех, что мы уже видели.

В конечном итоге, главный совет — будьте открыты новому. Не бойтесь исследовать неизвестные горизонты. Ищите игры, которые вас заинтересуют, не полагаясь на субъективное мнение журналов и критиков. Именно так сможете найти настоящие жемчужины, которые останутся с Вами надолго.

Поэтому вместо предложения традиционного «топа», я бы предложил вам сложный список, с которым бы рекомендовал ознакомиться. Без рекламы и попытки продвинуть что-то, именно то, что объективно нужно попробовать, дать шанс. Такой список будет в приложении, в конце этой книги.

А сейчас нам нужно погрузиться в это разнообразие.

Глава 4: Мир разнообразия: от RPG до симуляторов

Игровая индустрия — это необъятный океан, где каждый может найти себе пристанище по вкусу. Мир игр — это мир разнообразия, где каждый жанр — отдельная планета, со своей атмосферой, правилами и уникальной красотой.

Сейчас я расскажу о различных жанрах и постараюсь подчеркнуть на то, как с ними знакомиться, в чем их суть. Естественно, мы не будем заморачиваться с подробной классификацией и затронем наиболее существенные жанры.

RPG. Что такое RPG? Это ролевая игра, которая, фактически, представляет собой поиск себя в бесконечных мирах различного сеттинга. Это путешествие в вымышленный мир, где мы вживаемся в роль героя, проходим путь от простого путешественника до великого властителя. И, как правило, мы, охваченные волной приключений, живем в установленных создателями правилах и условностях, бродим по загадочным лесам, общаемся с жителями волшебных городов, и боремся с могущественными противниками. Каждое решение, каждый выбор в RPG определяет нашу судьбу, что и делает этот жанр увлекательным. Показатель хорошей RPG — высокий уровень отыгрыша, причем не обязательно привязанный к реиграбельности16 и вариативности. Главное, чтобы в процессе игры у вас было ощущение, что вы действительно играете этим персонажем и верите правилам мира; мир выглядит достоверным. Причем, дело не в реалистичности — к примеру, Вы можете играть в старую добрую «Gothic», которая вроде бы не впечатляет в настоящее время уровнем графики, однако впечатляет уровнем проработки мира, дарит ощущение прогрессии и развития персонажа. Если вам нравится прогресс, сюжет, эпик, фэнтези и интересные истории, то обязательно ознакомьтесь с ключевыми представителями этого жанра. В ролевой игре имеются такие особенности, как набор численных характеристик (очки здоровья, HP, или «хитпоинты»), показатели силы, ловкости, интеллекта, защиты, уклонения, уровень развития того или иного навыка. Ролевая система подразумевает развитие или изменение своего персонажа вплоть до единиц тех самых численных характеристик. Жанр RPG — один из самых широких и разнообразных в игровой индустрии. Он включает в себя множество поджанров, таких как JRPG (японские ролевые игры) и WRPG (западные ролевые игры) — условные обозначения, часто используемые для выделения стилистических и геймплейных особенностей игр, созданных в Японии и на Западе соответственно. Другие поджанры включают Action RPG, тактические RPG (часто с пошаговыми боями), MMORPG (массово-многопользовательские онлайн ролевые игры), и Souls-like игры. Кроме того, RPG часто сочетаются с другими жанрами, образуя гибридные поджанры, такие как RPG-стратегии (например, «Warcraft III», «Heroes of Might and Magic»), RPG-симуляторы, RPG-визуальные новеллы, RPG-выживания и RPG-метроидвании. Распространено ошибочное мнение, что RPG обязательно относятся к жанру фэнтези. На самом деле, RPG-игры могут существовать в самых разных сеттингах. Например, серия Fallout (за исключением первых изометрических частей) представляет собой постапокалиптический шутер с глубокой ролевой системой, а Borderlands — шутер от первого лица с элементами RPG, где действие происходит в научно-фантастическом сеттинге, «Mass Effect», которую вовсе рассматривают как отдельный жанр «космооперы» уровня «Звездных войн».

JRPG — душа Востока в виртуальном мире. Это японские ролевые игры, которые имеют свои специфические особенности и неповторимый стиль. Персонажи всегда яркие, истории трогательные, часто с глубоким философским подтекстом, музыкальное сопровождение всегда на высшем уровне. От других жанров их отличают особые подходы к битвам и повествованию. Битвы зачастую пошаговые, когда сначала ход атакующего, потом ход обороняющегося, а диалоги настолько изобилуют репликами, что приходится порой нажимать кнопку перехода к следующей реплика снова и снова, снова и снова, и так тысячи раз в процессе прохождения. Это крайне непростой для знакомства жанр, так как исходит из исторического происхождения ещё от первых «Dragon Quest», «Final Fantasy» и остаётся верен основным канонам жанра. Если Вам нравятся пошаговые бои, размеренный и долгий геймплей, интересные сюжеты — то обязательно ознакомьтесь с ключевыми представителями этого жанра. Важная пометка — часто JRPG более «милые», чем брутальный запад. Они добрее, поучительнее и… нежнее, что ли.

Action RPG — движение и битва в едином ритме. Если классические RPG представляют собой две составляющие — путешествие и битвы, где первое не связано со вторым, и они отличаются геймплейно, то тут мы видим смесь ролевой игры и экшена, когда в центре внимания находятся динамичные сражения. Этот жанр привлекает своей энергичностью, быстрым темпом, и отличным реагированием окружения на действие игрока. В Action RPG мы не только развиваем своего героя, но и прокачиваем его боевые навыки, оттачивая своё мастерство. Лично для меня это любимый жанр — у него очень много представителей.

Souls-like — это тот же Action RPG, но с поправочкой на сложность. Это поджанр, известный своими увлекательными, но очень сложными сражениями. Здесь нет простого прохождения — нужно овладеть искусством боя, изучить особенности противников и осторожно продвигаться вперёд. Souls-like проверяет наше терпение, упорство, и дарит огромное удовольствие от победы. Этот жанр называется именно из-за «Dark Souls» и «Demon's Souls», представителей жанра, которые возводят сложность на пьедестал, так что одно неверное движение — и персонаж игрока будет убит противником. Это очень непростой жанр с высоким порогом вхождения, требующий выделения большого количества времени на изучение поведения боссов (сильных противников), заучивания выигрышных комбинаций и подразумевает тяжелый путь к победе. Жанр подойдёт не каждому — здесь большой акцент на боссах, и сражения с ними могут затянуться на многие часы (часто можно встретить игроков, которые побеждали каких-либо боссов с 500-го раза…)

Tower defense — поджанр стратегии в реальном времени, подразумевающий управление зданиями без юнитов. Здесь нужно строить мощные защитные вооружения и отражать волны наступающих врагов. Это игра на предвидение, планирование и реакцию. Изначально он зародился из карт-модификаций для классических RTS типа «Warcraft» и сейчас занимает немалую долю инди-стратегий. Это спокойный геймплей, но очень требовательный к рациональному использованию позиционирования зданий, учёта сопротивляемости противником определённому типу урона и не прощает бездумную трату ресурсов.

Диаблоиды, или «hack and slash» игры. Это симулятор бесконечного бега за добычей, в мире бесконечных сражений. Весь геймплей сводится к тому, что мы рубимся с врагами, собираем добычу, улучшаем своё снаряжение и продолжаем двигаться вперёд. С каждым поверженным противником, с определенным шансом, мы получаем экипировку, и, если она лучше, чем та, что одета на нашего персонажа — мы становимся сильнее. Сначала бы с просто дубиной, у которой атака 10 единиц, потом с улучшенной дубиной, у которой 15 единиц. А к финалу мы получаем легендарную ультра-дубину с 1500 единиц урона, благодаря которой мы уничтожаем монстров сотнями. Именно в этом и смысл игры — постоянное совершенствование и поиск добычи. Этот жанр не нужно воспринимать как постоянный и не нужно зависать в таких играх на десятки часов подряд. Как правило, здесь рациональнее будет заглянуть на часик, погриндить17, пофармить, сохранить прогресс и выйти, а завтра продолжить. Иначе вы можете в считанные часы достигнуть капа (максимума) прогресса — и всё, игра потеряет смысл.

Roguelike — проклятие «перманентной смерти». Это жанр, где каждая смерть персонажа означает то, что игру придётся начинать с начала. Мы проходим случайно сгенерированные подземелья, сражаемся с врагами, и пытаемся достичь финальной точки. Это игра на терпение, упорство и умение извлекать уроки из ошибок. Играть в этот жанр очень приятно на постоянной основе с казуальным подходом, допустим 1-2 захода в день, а не 100+ подряд. Принцип, наверное, больше подходит как с диаблоидами: поиграл до первой смерти и пошёл отдыхать.

VS-like, клоны «Vampire Survivors» — бесконечные битвы с волнами врагов. Это поджанр Roguelike, где мы играем за героя, который должен выжить в бесконечных волнах атакующих врагов. Ключевая особенность, отличающая поджанр — автоматическая атака героя, а игрок должен выбрать улучшения и способности, чтобы продержаться как можно дольше. Этот жанр вырос из одноименной игры, которая после оглушительного успеха породила множество клонов и последователей.

4X: Стратегии глобального масштаба. Это жанр стратегических игр, где мы управляем цивилизацией или империей, завоевывая миры, строя города, развивая технологии и участвуя в дипломатических отношениях. Ключевое отличие от других стратегий заключается как раз в вариативности развития дипломатии и пошаговом подходе. Это жанр для любителей долгосрочного планирования, стратегического мышления и политических интриг. Такие игры беспощадно воруют время. Порой игровые сессии в той же «Civilization» могут длиться по 8-10 часов, поэтому предпочтительнее выделять для таких игр отдельный выходной.

RTS: Боевые действия в реальном времени. Real-Time Strategy — жанр, где мы управляем армиями в реальном времени, строя базы (здания, производящие юнитов или улучшающие геймплей), тренируя войска, и сражаясь с противниками. Это жанр для любителей быстрой реакции, тактического мышления и умения координировать действия своих войск. Это боевые поля, где мы становимся генералами, управляющими целыми армиями, строящими империи и ведя войны в реальном времени. Здесь нет времени на раздумья, каждый момент решающий, нужно быстро реагировать на изменение ситуации — порой хочется подолгу сидеть, не торопясь, развиваться, спокойно улучшить все здания, построить элитную и дорогую армию и сокрушить противника, но у противника такая же цель, и поэтому вы как дирижер оркестра, ведущий свою симфонию победы, вынуждены готовиться к ранней атаке, проводить комбинированную стратегию обороны, мешать противнику развиваться и использовать слабые стороны соперника. Жанр крайне непрост, хоть и кажется спокойным и медленным, но фактически невероятно тяжелый.

Градостроительные симуляторы — жанр, где мы строим города, заботясь о благополучии жителей, развиваем инфраструктуру, стараемся создать условия для процветания общества. Жанр для любителей планирования, строительства и создания собственного города. Отличается от 4X-экономических стратегий тем, что может быть более локальным, а также позволяет управлять в реальном времени. Вот как раз здесь геймплей более спокойный. Но, как правило, промедление влечёт за собой увеличение количества жителей, а за этим следует увеличение потребностей, с которыми текущие ресурсы города не справляются, из-за чего жители обижаются и уезжают. Это беготня в цикле выполнения потребностей жителей.

Квесты — решение загадок и путешествие с разгадкой тайн. Это жанр, где мы должны искать подсказки. Жанр для любителей интеллектуальных задач, расследований и открытия секретов. Есть поджанр point-and-click, подразумевающий управление курсором с щелчками на объекты для решения загадки, например, поиск скрытых кошек на картинке. Такой жанр кажется незамысловатым, но может быть очень увлекательным, как, к примеру, «A Tower Full Of Cats». Этот жанр также может похвастаться представителями более интересных методов повествования, например, игры от Telltale, вроде «The Walking Dead». Очень трогательная и интересная история. Сюда можно включить жанр «интерактивного кино», среди которых можно выделить практически полностью кинематографичные игры вроде «Detroit: Become Human».

Симуляторы, которые подразумевают собой воссоздание, имитацию реальных процессов. И в уровне симуляции можно исходить по-разному — от простых вроде симуляции камня, до сложных, вроде теоретической игры-аналога «Матрицы» из одноимённой вселенной в кино. Среди самых ключевых поджанров следует выделить гоночные симуляторы (управление автомобилем, мотоциклами, участие в соревнованиях), авиасимуляторы, симуляторы жизни (вроде «The Sims», с виртуальной жизнью, семьей, профессией), космосимуляторы, спортивные симуляторы.

Ритм-игры — это музыкальные игры, как правило, нужно нажимать на кнопки в ритме музыки. Это жанр для любителей музыки, ритма и динамичных действий, симфония движений и музыки, где каждое нажатие на кнопку — это нота, каждый такт — шаг в ритме мелодии. Музыка здесь не просто фоновое сопровождение, она — движущая сила игры, диктующая темп и стиль игры, причем стиль музыки тут разный — от поп и рок до классики и электронной музыки. Играя в такое, можно развить своё чувство ритма. Моя жена так раскрыла свои способности к ритму благодаря «Taiko no Tatsujin».

Слэшеры — жанр экшен-игр, близкий к Hack and Slash, но не всегда включающий в себя поиск экипировки, часто тут ролевые элементы даже отсутствуют. Мы сражаемся с бесконечным потоком врагов, с динамичными сражениями, экшеном и удовольствием от ураганного геймплея с уничтожением врагов. Причем, «ураганный» буквально — это высокоинтенсивная рубка противников, причем обычно противников не так много в классических представителях, вроде «Devil May Cry» или «Bayonetta», но есть и ситуации, когда наоборот, врагов тысячи — к примеру, есть поджанр слэшеров — «мусоу», характеризующийся масштабными битвами с участием огромного количества врагов, где каждым ударом игрок поражает десятки противников, раскидывая их по сторонам. Главная отличительная черта мусоу — возможность сражаться с сотнями, а иногда и тысячами врагов одновременно. Это достигается за счет использования специальных игровых механик, позволяющих быстро уничтожать большое количество противников. Управление обычно простое и интуитивно понятное, но при этом боевая система дает возможность выполнять зрелищные комбо и специальные приемы. Помню, когда я в первый раз познакомился с жанром, запустив «Hyrule Warriors», задавал себе два вопроса — «зачем я играю в эту бессмыслицу?» и «почему мне это нравится?», и не мог найти ответов. Ответы пришли, когда не так давно опробовал «Warriors Orochi 4» и действительно веселился — и именно удовольствие от геймплея является ключевой составляющей жанра слэшеров.

Битэмапы — жанр, где мы управляем персонажем, продвигаясь по уровням и сражаемся с врагами. Это классический жанр «избей их всех», который имеет как представителей вроде «Streets of Rage», так и необычных боевых симуляторов, вроде «Yakuza», «Batman: Arkham City». Фактически, это мордобой.

Файтинги — жанр того же «мордобоя», но в стиле «один на один». Здесь важна быстрая реакция, тактическое мышление и старательное совершенствование своих навыков. Отличаются сложными комбинациями и необычным управлением, а также видом «сбоку».

FPS — стрелялки с видом от первого лица, жанр, где мы управляем персонажем от первого лица, как правило, стреляем. Это один из самых распространённых и популярных жанров, те самые классические «стрелялки», известные нам по «Call of Duty», «Doom», «Counter-Strike».

Платформеры — жанр, где мы управляем персонажем, прыгаем по платформам и преодолеваем препятствия. Наверное, самый классический и известный жанр, в основном с перепрыгиванием через пропасти, но при этом часто содержит головоломки. Сейчас они характеризуются приятной, яркой и стильной графикой — жанр зародился еще в самые ранние годы игровой индустрии, и до сих пор остается для многих любимым.

Скролл-шутеры — непрерывная стрельба и движение. Это жанр, где мы управляем персонажем, продвигаясь по уровням и стреляя по врагам. Классический, аркадный жанр, который возвращает нас в золотую эпоху аркадных игр, в мир динамичных сражений, непрерывного движения и дождя из пуль. Задача — реагировать на ситуацию, уклоняться от атак и наносить удары. Ключевой элемент — стрельба, но отличается простой и интуитивной механикой, где управление часто сводится к двум кнопкам.

Головоломки — решение загадок и логическая интеллектуальная игра. Жанр, где мы должны решать логические загадки, искать правильные решения, подходит любителям логики, интеллектуальных задач и нестандартного мышления. Это упражнения для ума, где каждое решение — триумф логики, где не нужна скорость реакции или развитые мышцы пальцев, а нужна способность видеть скрытые связи, разгадывать загадки и анализировать информацию. Они представляются в разных форматах — от классических кроссвордов и судоку до головоломок с картинками, словами, геометрическими фигурами и нестандартными механиками.

Тактические игры — стратегия и планирование в бою. Это отдельный жанр, где мы управляем войсками, планируя свои действия и сражаясь с противниками. В основном, это пошаговый геймплей, где каждый ход игрока — это результат тщательного анализа и планирования. Нужно выбирать правильную позицию для своих войск, использовать их сильные стороны и учитывать особенности территории, а порой даже учитывать особенности рельефа, использовать правильно специальные способности и магию. Каждый ход может изменить исход битвы, и в случае поражения, не нужно сдаваться.

MMO, который, наверное, следует выделить отдельно, жанр, где мы играем в онлайн-мире с другими игроками. Можно даже сказать, что это не просто игры, а целые онлайн-вселенные, где тысячи, а иногда и миллионы игроков одновременно строят свою собственную историю. Мы здесь вступаем в сообщества, кланы, гильдии, встречаем новых людей, знакомимся, общаемся, порой даже влюбляемся, воюем за территории и создаем легенды. Разработчики таких игр создают мир, устанавливают общие правила и принципы, и в основном игроки занимаются поиском ресурсов, прокачкой персонажей, исследуют подземелья, объединяются для общих задач, что и стимулирует социальное взаимодействие. Потом образуется целое сообщество фанатов, которые учат новичков и помогают им разобраться в этих больших мирах.

Экшен-адвенчуры18 — один из самых распространенных жанров среди высокобюджетных игр, вобравший в себя энергию экшена и глубину приключений. Это первопроходцы в развитии реалистичной графики и спецэффектов, постоянно находящиеся на грани современных технологических возможностей, показывающие игрокам новые визуальные эффекты и улучшенную детализацию — те самые игры с управлением персонажем от третьего лица, но не подходящие под ролевые игры. Диапазон представителей огромный — от шутеров вроде «Gears of War» до сюжетных приключений вроде «Red Dead Redemption 2» или «Assassin’s Creed».

Хорроры — жанр, где ключевой составляющей является атмосфера жути, ужаса, страха, и вместо прямых угроз и монстров, игры фокусируются на создании напряжения, неопределенности, паранойи. Допустим, если в шутере «Aliens: Colonial Marines» мы массово отстреливаем ксеноморфов без особого страха, то в «Alien: Isolation» мы играем в жанре survival horror с элементами стелса, выполняя активности в космическом корабле, по которому также бродит Чужой, которого не убить в бою — это и есть хоррор. Есть атмосферные хорроры, нацеленные напугать, вроде «Silent Hill», «Outlast» или «Alan Wake», а есть и хорроры, смешанные с экшеном — к примеру, «Dead Space».

Для чего мы изучаем всё это? Чтобы разбираться в предмете. К сожалению, многие геймеры ограничены в видении жанров, и, например, игнорируют «скролл-шутеры» или битэмапы, и многое упускают. Лично я считаю, что каждый геймер должен ознакомиться со всеми жанрами, определить и понять для себя, какие эффекты он может получать от времяпрепровождения в той или иной игре, и в дальнейшем рационально подбирать игры под настроение.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «В мире пикселей: Как игры меняют наш мир» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Пиксель — это минимальная адресуемая единица изображения на экране монитора или другом цифровом устройстве отображения. По сути, это крошечный квадрат (или иногда прямоугольник) цвета. Совокупность этих пикселей образует полное изображение.

2

Киберспорт — это соревнования по компьютерным играм, в которых профессиональные игроки соревнуются друг с другом или командами за призовые места и славу.

3

Интерактивность — это свойство системы, позволяющее ей реагировать на действия пользователя и взаимодействовать с ним в режиме реального времени, создавая ощущение двустороннего диалога. Это не просто пассивное наблюдение, а активное участие и влияние пользователя на ход событий или отображение информации.

4

ЭВМ (электронно-вычислительная машина) — это устройство, предназначенное для автоматического выполнения различных вычислений и обработки информации.

5

Виртуальная реальность (Virtual Reality, VR) — это технология, которая создает искусственную среду с помощью компьютерного моделирования, в которой пользователи могут взаимодействовать с виртуальными объектами и пространством через специальные устройства — VR-шлемы.

6

Мультиплеер — это режим игры, в котором несколько игроков могут взаимодействовать друг с другом в одном игровом мире или на одной игровой платформе.

7

Тюнинг автомобилей — это процесс модификации и настройки автомобиля с целью улучшения его характеристик, внешнего вида или адаптации к индивидуальным предпочтениям владельца.

8

Дрифт на автомобиле — это техника вождения, при которой водитель умышленно вызывает занос задней оси автомобиля и управляет его движением боком по трассе.

9

Голливуд — район Лос-Анджелеса, Калифорния, США, широко известный как центр американской киноиндустрии. Голливуд является синонимом индустрии развлечений и представляет собой значительное культурное влияние на глобальном уровне, благодаря большому количеству киностудий и кинозвезд, работающих там.

10

Саундтрек — это музыкальное сопровождение к фильму, сериалу, видеоигре или другому медиа-продукту, которое может включать как оригинальные композиции, так и лицензированные треки.

11

Музыкальный плейлист — это упорядоченный список музыкальных композиций, созданный пользователем или автоматически, для последовательного воспроизведения.

12

Металл — это жанр музыки, характеризующийся агрессивным, мощным звучанием, частым использованием искажённых гитар, энергичных ритмов, плотного баса и сильных ударных.

13

Буст — это процесс краткосрочного увеличения производительности или эффективности чего-либо.

14

Маркетинг — это процесс создания, продвижения и реализации продуктов или услуг для удовлетворения потребностей и желаний потребителей.

15

Аккаунт — это учетная запись пользователя в системе, веб-сайте или приложении, содержащая информацию, необходимую для аутентификации и доступа к услугам или данным, обычно включающая имя пользователя и пароль.

16

Реиграбельность — это характеристика игры, отражающая её способность оставаться интересной и увлекательной при повторном прохождении, благодаря разнообразным сюжетным линиям, механикам, уровням сложности или наличию множества вариантов развития событий.

17

Гринд — это процесс выполнения однотипных и повторяющихся задач в видеоигре для достижения определенных целей, таких как повышение уровня персонажа, получение редких предметов или накопление внутриигровых ресурсов.

18

Англ. — «Action Adventure».

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я