Учение об апокатастасисе в трудах святителя Григория Нисского

Протоиерей Николай Баринов, 2016

Книга протоиерея Николая Баринова затрагивает очень важную, дискутируемую в настоящее время тему, касающуюся вопроса о вечности мучений грешников. Одним из главных аргументов защитников очистительного характера гееннского огня и всеобщего окончания мучений грешников являются ссылки на некоторые труды святителя Григория Нисского. В связи с этим в книге разбираются не только труды святителя Григория Нисского, но и труды и взгляды, повлиявших на его мировоззрение Оригена, а также Святых Отцов: святителей Григория Неокессарийского, Григория Богослова, Василия Великого, преподобных Макрины и Макария Великого. Книга будет интересна не только людям с богословским образованием, но и всем интересующимся указанными вопросами.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учение об апокатастасисе в трудах святителя Григория Нисского предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

4. Влияние святителя Василия Великого на святителя Григория Нисского

Как видно из описания жизни и трудов святителя Григория Нисского, в своей молодости он иногда поддавался соблазнам и искушениям диавола, пытавшегося отвлечь его от служения Богу. Одно из них связано с тем, что в молодости Григорий Нисский изучал Оригена, у которого были некоторые искаженные взгляды на Святую Троицу. Так Ориген придерживался субординационизма: хотя он и признавал Сына Богом, но умалял его достоинство. По его представлениям, Бог Отец есть свет непостижимый. Христос в сравнении с Отцом есть слабое сияние, которое нам, по слабости нашей, кажется великим. Также Ориген смешивал понятия сущность и ипостась: «Спаситель есть образ сущности и ипостаси Бога»[35]. Кроме того, во время жизни святителя Василия Великого происходили тринитарные споры и соборно еще не был утвержден догмат о Божестве Духа. Поэтому как любящий брат, святитель Василий Великий старался оградить Григория Нисского от заблуждений.

В своем письме «Григорию брату о различии сущности и ипостаси» (369 или 370 г.) святитель Василий Великий критикует тех, кто «не отличая в таинственных догматах общего, [то есть] сущности, от смысла ипостаси, путаются вследствие одинакового [их] понимания и полагают, что нет никакой разницы, употребить ли [слово] «сущность» или «ипостась», то есть, в том числе и Оригена, и пишет: «…поэтому, дабы и ты не впал в подобное [заблуждение], составил я тебе для памяти краткое сочинение об этом»[36]. Святитель Василий в этом письме объясняет различие этих понятий и доказывает, что в Троице одна сущность и три Ипостаси, объясняя догмат о Святой Троице, в пример чего представляет подобие радуги.

Избрание святителя Василия Великого в епископы, было нежелательным для части кесарийского духовенства. Это послужило причиной его разрыва с дядей, епископом Григорием, который был человеком очень близким и уважаемым в семье святителя Василия Великого. Неопытный в житейских делах Григорий Нисский, желая примирить родственников, написал два подложных письма святителю Василию от имени дяди, пытаясь за него и вопреки его воле сделать первый шаг к примирению. Вскоре подлог открылся, дядя-епископ отрекся от писем, а святитель Василий Великий оказался в крайне неловком положении[37].

Поэтому он письменно выговаривает Григорию Нисскому (371 г.) за два подложных письма от имени дяди епископа и изъявляет свое подозрение в подлоге и третьего подобного же письма: «Как мне препираться с тобою письмами? Как побранить тебя надлежащим образом за твое во всем простодушие? Скажи мне, кто три раза попадает в те же сети? Кто три раза попадает в одну петлю? И с бессловесными нелегко случиться этому. Ты принес мне одно письмо под вымышленным именем, будто бы от достопочтеннейшего и общего нашего дяди, обманывая меня, не знаю для чего. Я принял письмо как принесенное тобою от епископа. Да как было не принять? От радости показывал его многим из друзей и благодарил Бога. Подлог открылся, потому что сам епископ из собственных уст своих отрекся от письма. Этим приведен я был в стыд; подавленный упреком в подлоге и обмане, желал, чтобы подо мною расступилась земля… И сие пишу, чтобы побранить тебя за простоту, которую нахожу и в другое время неприличной христианам, а тем более несообразною с настоящими обстоятельствами; по крайней мере, вперед и себя побереги, и меня пощади, потому что (надобно же мне поговорить с тобою свободно) ты в подобных делах служитель, не стоящий доверия»[38]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учение об апокатастасисе в трудах святителя Григория Нисского предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

35

Ориген. О началах. Против Цельса. СПб., 2008. — С. 73-74.

36

Василий Великий, свт. Письмо Григорию, брату, о различии сущности и ипостаси. URL: http://azbyka.ru/otechnik/7Vasilij_Velikij/ pismo-grigoriju-bratu-o-razlichii-sushhnosti-i-ipostasi.

37

Скурат К. Е. Святые отцы и церковные писатели (I-V вв.). URL: http://korolev.msk.ni/books/2/l 195821457.otzys.html.

38

Василий Великий, свт. Письмо 54 (58). К Григорию, брату. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/pisma/54.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я