Протоиерей Михаил Овчинников пережил в 1999 году страшную автокатастрофу. Имея травмы, как говорили врачи, несовместимые с жизнью, он перенес серии клинических смертей и настоящим чудом (без преувеличения!) был возрожден к деятельной жизни. Несколько раз переиздававшаяся книга «Между жизнью и смертью» – это личные свидетельства священника с порога вечности. В новой книге «Терновый венец болезни» отец Михаил честно и без страха, с верой и надеждой на милость Божию рассказывает о личном опыте преодоления смертельной болезни – рака. Повествование это далеко выходит за рамки автобиографического произведения, и хотя содержит размышления о причинах онкологических заболеваний и их лечении, менее всего напоминает сборник народных советов. Это – уникальное духовное литературное произведение, которое поможет тяжко болящему человеку пережить шок, понять волю Божию в каждом событии, происходящем с ним. Книга предлагает задуматься о недугах и причинах их появления, о том, чем эти болезни могут нам помочь, куда они нас ведут. Она говорит об исцеляющей силе страдания, способного преобразить душу и всю жизнь человека. Написанная искренним, горячим сердцем, книга укрепляет волю к преображению души, побуждает читателя к размышлению о своих поступках, помыслах, об ответственности за свою жизнь. Протоиерей Михаил Овчинников, которому приоткрылась тайна мира иного, свидетельствует о беспредельной красоте даже отсветов Горнего мира, к которому сподобил его прикоснуться Господь. Автор всей своей жизнью убеждает: надо здесь и сейчас, достойно неся терновый венец своей болезни, приближаться к Царствию Небесному.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Терновый венец болезни. Опыт преодоления рака предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Исцеляющая сила страдания
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.
Тёмные тучи
Сырой, сумрачный вечер. Холодный беспокойный мартовский ветер передвигает по вершинам и склонам Крымских гор темные, тяжелые тучи… Неуютно в душе.
Начинается вечернее богослужение. Казалось бы, благодатная тишина монастырского храма должна привносить спокойствие в сердце, однако на душе тревожно, почему-то неможется, временами накатывает сильная слабость. Прямо на богослужении начинаются довольно ощутимые внутренние боли — и это состояние очень беспокоит.
Идет чтение девятого часа: на этой службе мы вспоминаем великие предсмертные страдания и смерть Спасителя. Как ручеек журчит с клироса тихий голос сестры, читающей псалмы: «Блажени живущие в дому Твоем: во веки веков восхвалят Тя» (Пс. 83; 5) — это обращение ко всем нам: в храме Божием мы приносим жертву хвалы Ему. И далее призывает псалмопевец
Давид: «Яко Ты, Господи, благ и кроток и многомилостив всем призывающим Тя» (Пс. 85; 5), убеждая нас, чтобы все мы, от мала до велика, прибегали к милосердию Божию.
«Призри на мя…даждь державу Твою отроку Твоему, и спаси сына рабы Твоея»[4], — добавляет к этому пророк.
Эти молитвы несколько приводят в чувство: всё Господь может, только уповай на Его милосердие, верно служи Ему. А тут, видишь ли, — чрево побаливает! И тем не менее…
— Что-то ты неважно выглядишь, — бдительно замечает вечером матушка Людмила.
— Не тревожься, — отвечаю, — просто служба была трудная.
Чувствую, что не очень-то убеждает её мой бодрый ответ. Я и сам давно уже замечаю, что даже прочесть имена, поминаемые вслух во время богослужения, часто становится мне не по силам. Представляете — читаю эти длинные списки и — вдруг сознание начинает медленно отключаться. Мучаюсь от неловкости перед сестрами и паломниками, хотя вроде и нет в этом моей вины.
«Ящик» может понадобиться без отлагательства
К ночи боли крепчают и достигают к утру такой силы, что ясно понимаю — поездки в клинику, от которой прежде всячески увиливал, не избежать. Осмотр в приемном покое помню уже плохо. Сквозь муть в глазах передо мной встает человек в белом халате. Медленно соображаю — не иначе как хирург.
— Игорь Скобелев, — представился он, — ваш врач. Мы посоветовались с коллегами и решили оперировать вас, причем не откладывая в долгий ящик.
Ну, что уж тут комментировать. Не понимая, что промедление смертельно опасно, все же чувствую, что сил терпеть уже мало. Так что отвечаю:
— Конечно, ведь «ящик» может понадобиться без отлагательства…
Да, чувство юмора иногда приходит к человеку в самое, казалось бы, неподходящее время…
— Доктор, — капитулирую с безысходным смирением, — в медицине я совсем ничего не понимаю, посему действуйте, как считаете нужным.
Операция, милостью Божией, в целом прошла успешно.
Постепенно затихают послеоперационные боли. На моей больничной тумбочке перед иконами находятся преждео священные Дары Христовы (вот она — великая милость Божия!). Уже на третье утро после операции я самостоятельно причастился. И это — в больнице, в отделении реанимации! Благодарен врачам, которые не возражали против таких неординарных для них действий больного в палате интенсивной терапии.
Простите меня, мои духовные наставники: в том состоянии не было у меня сил для полной молитвенной подготовки к Причастию — ни встать, ни поклон положить, ни молитв необходимых не мог прочитать. Было только громадное желание: прикоснуться своими пересохшими губами к Телу и Крови Господней, осознавая, что в этом мое спасение.
«Но с кем Причастие и Покаяние —
Господня сохранит рука», — пишет протоиерей Андрей Логвинов.
Болезнь учит покаянию
Реальные плоды Причастия очевидны: постепенно яснее начинает соображать голова, крепнет тело, осторожно начинаю двигаться. Жизнь продолжается!
Причастия совершались постоянно, молитвы наполнялись силой. «…Верою прихожду и страхом, Владыко, ко Причащению Божественных Даров Твоих» — в полумраке больничной палаты совершенно по-новому воспринимаются слова канона ко Святому Причащению.
«Исцели души моея язвы, Господи…», — стонет сердце.
«Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся…» Наверное, только пережив после-наркозный хаос и неумелые, болезненные движения оживающего тела, человек начинает иначе относиться к знакомым ранее словам:
«…Христе Иисусе, премудросте Божия…умертви моя душетленныя страсти телесныя».
«От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистого языка, от души осквернены, приими моление, Христе мой…»
Уста мои скверные, мерзкое и нечистое сердце — вот с чем мы становимся на моление пред Иисусом Христом! Вот истинная причина наших телесных страданий. Эти на удивление ясные мысли постепенно формировали в моей страдающей душе ощутимую вину пред Богом, которую ранее, скорее всего, так остро и не ощущал.
Всё можно претерпеть, ко всему привыкнуть
Во время операции, по медицинским соображениям, была несколько изменена моя кишечная конструкция — появилась необходимость калоприемника на боку живота. Ох, и дискомфортная же это штука, когда новое устройство твоего организма разительно отличается от нормального, привычного.
— Все можно претерпеть, ко всему привыкнуть, — убеждает хирург, милый, жизнерадостный человек, — люди активно живут, трудятся даже после ампутации некоторых частей тела, а у вас — мелочи.
«Не очень-то эти слова настраивают на благодушные размышления», — скрипит брюзжащий внутренний червячок.
— Однако, — продолжает мой собеседник, — руку, ногу человек теряет насовсем. А вашим бедам, уважаемый батюшка, мы поможем, все восстановим, как только внутренности укрепятся после происшедшего. За это время и пробы, взятые у вас на гистологический анализ, исследуем: проверим на доброкачественность.
— Ну, что ж, — говорю в ответ, — по милости Божией, в добрый час.
О том, как я сам себя успокаивал
Лирическая успокоенность выздоравливающего человека не позволила осознать, что стоит за словами: «гистологический анализ». А если быть честным перед собой, то мне и не хотелось осознавать это, наверное, как практически все больные в такой ситуации, я внутренне отодвигал мысли, что это может произойти со мной. Как говорится, авось обойдется.
Медленно текут больничные минуты, с нудным упрямством складываясь в ночи и дни. И вот уже реальностью стала долгожданная выписка из клиники.
— Итак, состояние у вас вполне удовлетворительное, — говорит мне заведующий отделением Николай Валентинович Власов, — правда, анализ показал, что у вас присутствует онкологическое образование…
Это было полной неожиданностью для успокоившего себя пациента!
–??? — мой немой вопрос, отразившийся на лице, доктор, наверное, видел не у одного человека.
Он всеми силами старается ободрить меня:
— Никакой паники быть не может. Просто вам необходимо встать на учет и проконсультироваться в онкодиспансере.
Как ведут себя люди при такой удручающей новости? Плачут? Каменеют? Ропщут? Много читал об этом, понимал, что на всё воля Божия, но ведь до сего момента всё это происходило не со мной! Сказать, что не пережил при этом известии если не шока, то серьезного волнения — будет неправдой. Каждый человек переживает это. И я не смог бы успокоиться, если бы буквально не принудил себя размышлять о силе Божией, о Его многомилостивой воле. Вспомнились строки протоиерея Андрея Логвинова: «Господи, как же Тебя не хватает!.. Снова подарок Твой — летний закат: золотом плавленым свет затекает, заполоняя округу и сад».
Постепенно душа утихомирилась. Я начал привыкать к тому, что послано мне Богом. К тому же беседы врачей отняли трусливую надежду, что всё разрешится само собой. Мысли начали упорядочиваться, я стал выстраивать для себя схему дальнейших действий… Нужны серьезные размышления о духовной стороне болезни, необходимо подобрать правильную молитвенную поддержку лечения и, наверное, нужно почитать хотя бы немного теории о том, что же это такое — «рак», что говорит об этом медицина?
Итак, подбираю необходимую литературу…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Терновый венец болезни. Опыт преодоления рака предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других