Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. На основе текста протоиерея Александра Соколова

Протоиерей Александр Соколов

Перед вами новое, существенно переработанное издание книги протоиерея Александра Соколова «Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома. Ветхий и Новый заветы». При подготовке книги были устранены ошибки и неточности предыдущих изданий, текст приведен в соответствие с нормами современного русского языка. Для того чтобы подготовить детское сознание к правильному восприятию православных икон, гравюры Г. Доре в нашем издании заменены уникальными, специально подобранными иконными прорисями из Лицевой Библии. По благословению Епископа Тихвинского КОНСТАНТИНА

Оглавление

  • Ветхий завет

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. На основе текста протоиерея Александра Соколова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Издательство «Сатисъ», оригинал-макет, оформление, 2002

Ветхий завет

Сотворение мира

Посмотрите вокруг, мои дорогие друзья. Вы увидите людей, дома, горы, леса, камни, деревья, красивые цветы, лошадей, собак, птиц, жуков, бабочек. Если поднимете глаза вверх, то увидите над собой огромное голубое небо и приветливое солнышко. Мир так разнообразен, что не хватит и нашей жизни, чтобы назвать все, что находится в нем.

Но было время, когда не было ни людей, ни животных, ни деревьев, ни камней, ни неба, ни самой земли. Был только один Милосердый Бог. Он захотел, чтобы появился весь этот чудесный мир.

Сначала Бог создал Ангелов. Вы знаете, что у каждого из нас есть душа, которая живет в нашем теле. У Ангелов тоже есть душа, но нет тела. У нас душа грешная, у Ангелов — чистая.

Потом сотворил Бог землю. Не сразу явилась земля в том виде, в каком вы ее теперь видите. Сначала она была пуста и везде была страшная темнота, и над водою носился Дух Божий.

В первый день создал Бог свет. Светло сделалось на земле, наступил ясный, светлый день. И назвал Бог свет днем, а тьму — ночью.

Во второй день создал Бог твердь, и появился обширный небесный свод, который вы видите над собой. И назвал Бог твердь небом.

В третий день Господь Бог повелел, чтобы вода на земле собралась в особенные места (ручейки, реки, озера, моря, океаны), а вокруг воды появилась суша. И стало так. Но земля была еще похожа на пустыню. Если бы вы нигде не видели ни одного зеленого листочка, ни цветочка, ни одного дерева — то было бы очень некрасиво и скучно. И вот в третий день Милосердый Бог сказал: «Да произрастит земля травы, цветы, деревья и другие растения. И пусть каждое растение имеет семена для того, чтобы могли от них вырастать новые растения». И стало так: в ту же минуту на земле поднялись травы, зацвели цветы, выросли деревья со вкусными плодами. На земле стало и красивее, и веселее, чем было сначала.

В четвертый день Бог сказал: «Пусть явятся на тверди небесной светила, которые освещали бы землю, по которым можно было бы отличить день от ночи, считать дни и месяцы и различать времена года». И создал Бог звезды и два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью. Тотчас же заблистали на небе бесчисленные звезды, появились солнце и луна. Теперь стало очень красиво на земле: цвели цветы, журчали ручейки, по синему небу плыли белые облака, а над всей этой красотой сияло огромное солнце. Только ни одна птичка еще не летала в воздухе, не было видно ни бабочек на цветах, ни божьих коровок на листиках. Ни один червячок не полз по земле, и в озерах и речках не плавала ни одна рыбка.

В пятый день сказал Бог: «Пусть в воде живут рыбы и другие существа, а по воздуху летают птицы». Так и стало. Большие и маленькие рыбы заплавали в реках и морях: окуни, щуки, сельди; появились огромные киты. Запрыгали лягушки, поползли раки. На поверхности воды заплавали гуси и утки; множество других птиц наполнили небо и землю.

В шестой день Бог сотворил всех остальных животных и зверей. «Пусть произведет земля зверей земных по роду их», — сказал Бог. И стало так: по слову Божию явились животные, каждого рода по паре, чтобы они могли размножаться.

Вот теперь-то на земле стало хорошо и весело. В земле ползают червячки, по песку и траве бегают разноцветные жуки, на цветах сидят пчелы, шмели, бабочки. Здесь бежит мышь, там ползет еж. Здесь сидит собака, там кошка. Здесь мычит корова, там щиплет траву овечка. Здесь скачет заяц, там олень. Здесь лежит на траве лев, там стоит огромный слон и помахивает своим толстым хоботом. Везде поют, жужжат, пищат, мычат. Все радуются своей жизни и восхваляют Милосердого Бога, Который создал их. И Бог милостиво взирал на все Свое творение, которое действительно было очень хорошо.

Сотворение человека

И вот Богу угодно было создать человека. Сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествует он над рыбами морскими и над птицами небесными, над животными, зверями и над всею землею». Взял Господь Бог горсть земли, создал из нее тело человека и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Первого человека Бог назвал Адамом.

Пока Адам был один-одинешенек, ему не с кем было говорить, не с кем гулять, не с кем радоваться. Милосердому Богу жаль было Адама, и Он решил: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». Так Господь и сделал. Он навел на Адама очень крепкий сон и, когда тот уснул, взял одно из ребер его и создал из этого ребра жену. Когда Адам проснулся и открыл глаза, перед ним стояла женщина. Адам обрадовался и сказал: «Это такой же точно человек, как и я».

Он очень полюбил жену, и они жили весьма счастливо. Жену свою Адам назвал Ева.

Вот так в шесть дней был создан весь мир. И когда Бог еще раз осмотрел все, что создал, то увидел, что все это было прекрасно.

В седьмой же день Бог отдыхал от всех дел Своих. И людям заповедал седьмой день в неделю посвящать Богу: ходить в церковь, молиться, читать священные книги и делать добрые дела.

Первый грех

Жили Адам и его жена Ева в большом, прекрасном саду, который был для них насажен Самим Богом. Там росло множество красивых деревьев, дающих вкусные плоды. Там протекала чудесная река, дающая начало четырем главным рекам земли. Там было всегда так тепло, что людям не нужна была одежда и они ходили нагие. Им не было стыдно. Ведь стыд приходит вместе с грехом. Адам же и Ева были невинны и безгрешны, поэтому им и нечего было стыдиться.

Сад этот назывался раем. Адаму надлежало возделывать этот сад и хранить его.

Между всеми райскими деревьями два отличались от остальных. Одно называлось деревом жизни, а другое — деревом познания добра и зла.

Господь Бог сразу предупредил человека: «От всякого дерева в саду ты можешь есть плоды, а вот плоды от дерева познания добра и зла не ешь никогда. Если же ты не послушаешься Меня и попробуешь плодов с этого дерева, то ты умрешь в тот же день». Адам сказал об этом и Еве.

Трудно ли было людям послушаться их Создателя? Вовсе нет. Вокруг было столько вкусных плодов, фруктов, ягод, что можно было легко потерпеть и не нарушать такую простую заповедь.

Но случилось ужасное: люди попробовали плодов запрещенного дерева. А подтолкнул их на это злой дьявол. Ему стало завидно, что Бог любит человека, заботится о нем, говорит с ним; завидно, что человеку так хорошо жить в раю. Дьявол задумал погубить людей. Пробрался он потихоньку в рай, вошел в змия и влез на дерево, от которого запрещено было людям вкушать плоды, и ожидал, не подойдут ли Адам или Ева, чтобы уговорить их нарушить заповедь Божию.

Однажды, когда Ева проходила мимо дерева познания, она вдруг услышала голос. Она подняла глаза и увидела красивого змея. Змей спросил Еву: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» — «Нет, — отвечала Ева, — мы можем есть плоды с любого дерева, кроме этого, потому что, если мы съедим плодов с этого дерева, то умрем». — «Да не верьте этому, — сказал змей, — знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

Ева слушала, а сама все смотрела на красивые плоды. Они нравились ей все больше и больше. «Неужели, — думала она, — змей говорит правду, и от этих плодов мы с Адамом сделаемся умнее. Если это так, то что же в том плохого? К тому же плодов на дереве много — Бог и не узнает, если я сорву несколько для себя и для мужа».

И вот взяла Ева плодов от дерева познания добра и зла и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

Но лишь только они съели плоды, как вспомнили о словах Божиих. И открылись глаза у них обоих, и поняли они, что согрешили. Тотчас стало им стыдно смотреть друг на друга: узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. Вскоре услышали Адам и Ева голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня. Но вместо того, чтобы с радостью броситься Ему навстречу, как они делали это прежде, испугались Адам и Ева и спрятались между деревьями. Они думали, что там их Бог не увидит.

Вот так получилось, что вместо того, чтобы стать умнее, люди, нарушив заповедь Божию, стали глупее, чем они были, — они думали спрятаться от Всевидящего Бога.

«Адам, где ты?» — сказал Бог строгим голосом. Тогда отвечал Адам: «Голос Твой я услышал и убоялся, и спрятался, потому что я наг». — «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты плод от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» — спросил Бог. Тут бы и признаться Адаму в нарушении заповеди, но вместо этого он начал оправдывать себя: «Жена, которую Ты мне дал, принесла мне плод от дерева, и я ел».

Строго спросил Господь у Евы: «Зачем ты это сделала?» — «Милосердый Боже, — отвечала Ева, — я тоже не виновата. Змей обманул меня. Он подговорил меня сделать это».

Итак, ни Адам, ни Ева не признали свою вину, не принесли покаяние Господу. За это Господь назначил им наказание. Но первым был наказан дьявол, сидевший в змие. Его строже всех и наказал Бог. Он сказал дьяволу так: «Тебя победит Спаситель, который родится от жены. Он не позволит тебе вперед обманывать людей, а людям даст рай еще лучше, чем этот, и не на земле, а на небе».

И сказал Господь Бог змею: «За то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми зверями; ты будешь ползать на животе твоем и будешь есть землю во все дни жизни твоей». Только сказал это Бог, как змей, который до этого был самым красивым и самым умным из животных, превратился в самого гадкого и некрасивого.

Еве Бог сказал: «Много болезней перенесешь ты, рождая детей, и за то, что соблазнила своего мужа, он будет властвовать над тобой, а ты должна его слушать». Адаму Бог сказал: «Так как ты не послушался Меня, то вот тебе наказание: отныне тебе придется много трудиться, добывая хлеб для своего пропитания, так что потечет с лица твоего пот, когда будешь обрабатывать землю. Ты посеешь рожь или пшеницу, а вместо хлеба на твоем поле вырастет никуда не годная трава, или терние. Всю жизнь ты проведешь в тяжелых трудах, а потом возвратишься в землю, из которой и был ты взят».

С этой минуты Адам и Ева не могли уже оставаться в раю. Господь Бог изгнал их из райского сада, а чтобы они не могли вернуться назад, поставил Он перед входом Ангела с огненным мечом.

Только теперь поняли Адам и Ева, что они совершили. Но, увы, было уже поздно.

Слушайтесь Бога, дети, слушайтесь родителей, слушайтесь учителей и старших — они любят вас и учат вас доброму. Если же и случится вам сделать то, что запрещено, не запирайтесь в своем проступке, не сваливайте вину на других, а признайтесь, ничего не скрывая, попросите прощения, исправьтесь и впредь будьте послушнее.

Каин и Авель

Милосердый Бог дал Адаму и Еве двух сыновей. Старшего назвали Каином, младшего — Авелем. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

Однажды Каин и Авель каждый от себя приносили жертвы Богу. Каин развел огонь и положил на него обычный сноп спелых колосьев. Авель же заколол и положил в огонь самого лучшего ягненка, какой только был у него в стаде. Бог, видя усердие Авеля, принял его жертву и показал, что она Ему угодна. От Каина не принял Бог жертву и, чтобы Каин впредь молился с большей верой и усердием, показал ему Свое недовольство.

Сильно огорчился Каин. «Что с тобой? Отчего поникло лицо твое? — спросил его Господь. — Ведь если ты сделал доброе, то ты должен смотреть с радостью на дело рук своих. Но если ты сделал недоброе, грех, то надо исправиться и победить в себе то, что привело тебя к злому». Но не послушал Каин доброго совета Бога. Ему стало очень досадно, что Бог принял не его жертву, а жертву его брата. Он все более и более сердился на Авеля.

И вот, друзья мои, до чего могут довести человека зависть и гнев: позвал Каин Авеля в поле, завел его подальше от жилища родителей и там убил. Думал Каин, что никто не узнает о его злодействе, забыв о том, что от Господа невозможно скрыть не только наши дела, но и наши мысли.

Сказал Господь Бог Каину: «Где Авель, брат твой?» — «Не знаю, — грубо ответил Каин, — разве я сторож брату моему?» — «Каин, Каин, что ты наделал? — сказал Господь. — Голос крови брата твоего кричит ко Мне от земли». Тут-то бы и исповедать Каину свой грех, попросить прощения у своего Создателя. Каин же, уверенный в своей правоте, промолчал, и за то Милосердный Бог назначил ему справедливое наказание: «Проклят ты от земли, которая приняла невинную кровь брата твоего. Отныне, когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя. Куда бы ты ни пришел, ты не будешь иметь покоя. Будешь изгнанником и скитальцем на земле. Всегда будет мучить тебя совесть, что ты убил без всякой вины своего брата».

Понял Каин, что он натворил, и ужаснулся. Взмолился он ко Господу: «Такое наказание мне не снести. Ведь всякий, кто встретится со мною, убьет меня за то, что я сделал». — «Этого не случится», — ответил ему Господь и положил на Каина особый знак, чтобы никто из встречавшихся с ним не мог убить его.

Побрел несчастный Каин от родных мест в чужую землю. Всю оставшуюся жизнь его мучила совесть. Люди же, смотря на этого страдающего от угрызений совести человека, всячески избегали его.

Ной

Адам и Ева очень скучали и горько плакали по своему любимому сыну Авелю. Бог, желая утешить их, дал им вместо Авеля столь же доброго и послушного сына Сифа. Вырос Сиф, и у него родились дети. И у Каина появились дети. Так постепенно становилось на земле все больше и больше людей. Люди же в те времена жили очень долго — по девятьсот лет.

Случилось так, что по прошествии некоторого времени люди перестали слушать Бога и наконец совсем потеряли веру в Него. Они старались не о том уже, чтобы делать добро, а заботились лишь о спокойной, веселой и полной удовольствий жизни.

Хотя люди своими злыми делами и огорчали Бога, но Он все-таки любил их и медлил наказывать. Многотерпелив Господь: только тогда, когда люди, которым Он дал жизнь, забывают своего Создателя, Он старается вернуть им разум справедливым наказанием.

Горько было видеть Богу людей, все мысли и помышления которых были злыми во всякое время. Но как бы ни было Ему горько, не тотчас решил Он наказывать людей. Он дал им 120 лет. Да, 120 лет для того, чтобы люди исправились. Он предупредил всех, что если они не исправятся, то непременно погибнут.

Поверили ли Богу люди, стали молиться, постарались стать добрее? Нет! Они сделались еще хуже, чем были прежде. Дошло до того, что на всей земле не осталось добрых людей.

Только один человек оставался добрым, благочестивым и жил так, как велел Бог. Звали его Ноем.

Бог явился Ною и сказал ему: «Ной, люди сделались такими злыми, что земля переполнилась их злодеяниями. Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всех людей; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою, Ной, Я поставлю завет Мой: ты, сыновья твои, жена твоя и жены сыновей твоих спасутся. Для этого ты должен построить ковчег. Когда же ты построишь его, то введи в ковчег из всех животных по паре, чтобы и они остались живы. Из всех пресмыкающихся и из всех птиц тоже возьми по паре. И приготовь пищи для себя, для своего семейства и для всех животных, которых ты возьмешь с собой».

Господь Бог научил Ноя, как построить ковчег, и Ной все сделал так, как велел ему Бог. Он построил ковчег — большой трехэтажный деревянный корабль — осмолил его изнутри и снаружи, сделал сбоку ковчега дверь, а сверху, на крыше, узкое окно. Когда все было готово, Бог сказал Ною, что через неделю начнется потоп.

Ной вошел с семейством в ковчег. За ними, по воле Божией, вошли звери и влетели птицы. Потом Сам Господь Бог закрыл дверь ковчега, чтобы в него не попала вода. Вот как Бог любит и бережет добрых людей.

Потоп

Как и сказал Бог, через семь дней воды потопа пришли на землю. Это случилось в шестисотый год жизни Ноя. Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились: сорок дней и сорок ночей, не останавливаясь ни на минуту, лился на землю страшный дождь.

Реки и моря вышли из берегов и заливали долины и луга, города и деревни. Вода все прибывала и прибывала. Люди забирались на крыши домов, но вода вскоре стала выше самых высоких крыш; люди забирались на высокие деревья, но они быстро скрывались под водой; люди бежали в горы, но вода подбиралась и к горным вершинам. И вот уже на земле не осталось ни одного сухого места, ни одного клочка суши, где бы могли выжить люди. Повсюду была одна вода. Только вода и небо. Лишились жизни все люди и птицы, все животные и пресмыкающиеся. Все, кто не мог жить в воде, потонули.

Ной и все, кто был с ним в ковчеге, оставались живы. Ни одна капля воды не попала в ковчег.

Сорок дней и сорок ночей шел дождь, но даже когда он кончился — вода все продолжала прибывать. Пять месяцев прибывала вода, пока, по велению Божиему, не поднялся ветер и не остановил ее. Закрылись источники бездны и окна небесные, и вода постепенно стала уходить с земли.

Ковчег остановился на одной из гор Араратских. Вода уходила медленно: только через пять месяцев показались вершины гор.

Прошло еще 40 дней. Ной впервые открыл окно вверху ковчега и выпустил ворона. Ворон летал, летал и вернулся; сел на крыше, но в сам ковчег уже не забирался. Через неделю Ной выпустил голубя. Голубь полетал и вернулся назад в ковчег, потому что не нашел сухой земли.

Помедлил Ной еще семь дней и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к Ною вечером, а в клюве у него был свежий масличный лист. И понял Ной, что вода сошла с земли. Подождал он еще семь дней и в третий раз выпустил голубя. Тот улетел и уже не возвратился.

Когда земля совсем просохла, сказал Господь Бог Ною: «Теперь ты сам и твое семейство можете выйти из ковчега. И всех зверей и птиц можешь выпустить: пусть разойдутся они по земле и пусть плодятся и размножаются».

Тогда Ной открыл двери ковчега и вышел с женой и детьми, потом выпустил всех зверей, которых взял с собой. Нужно было видеть, с какой радостью выпрыгнули животные и вылетели птицы. О, как они рады были, что очутились на свежем воздухе, на свободе. Ведь они были в ковчеге целый год.

По выходе из ковчега Ной помолился Богу и поблагодарил Его за спасение. Он построил жертвенник и на нем принес Милосердому Богу в жертву несколько чистых животных и птиц. Вера и молитва Ноя были угодны Богу, и Он обещал Ною не наказывать вперед людей таким образом.

«Нет, — сказал Бог, — не буду больше проклинать землю за человека и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал. Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся. А чтобы ты, Ной, поверил, что Я сдержу Свое слово, то вот знамение завета, который Я поставил между Мною и всеми, кто живет на земле. Взгляни на небо». Посмотрел Ной на небо и увидел чудную, красивую радугу.

Сим, Хам, Иафет

У Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет. Ной и его сыновья начали возделывать землю. Насадили они и виноградник. Когда виноград созрел, Ной собрал ягоды и выжал из них сок, из которого получилось вино.

Однажды Ной выпил этого вина немного более обыкновенного, и закружилась у него голова. Ной зашатался и, не успев дойти до постели, лег посредине шатра своего, не прикрывшись как следует, и уснул. И увидел Хам наготу отца своего и, смеясь, рассказал двум братьям своим. Другие два брата, Сим и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, вошли в шатер спиной вперед и покрыли наготу отца. Лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего (видеть наготу считалось большим грехом).

Прекрасно сделали эти два брата.

Когда Ной проснулся и узнал, что сделал меньший сын его и как поступили при этом Сим и Иафет, Ной очень рассердился на Хама и пророчески сказал ему: «Ты смеялся над твоим отцом. Не будет счастья тебе и твоим детям. Сын твой, Ханаан, будет рабом рабов братьев твоих».

А Симу и Иафету отец сказал: «Пусть Милосердый Бог пошлел вам счастье; в потомстве Сима будет сохраняться истинное богопочтение; потомки Иафета займут наибольшее пространство земли и наследуют вместе с первым благословение Божие».

Благочестивый Ной еще долго жил после потопа. Бог дал ему прожить 950 лет.

Когда умер Ной, то на земле уже опять народилось много людей. От его сыновей распространились народы на земле после потопа.

Вавилонская башня

Люди жили, где кому понравилось, одни в одном, другие в другом месте. На всей земле был один язык и одно наречие. С течением времени, когда стали возникать между потомками Ноя разные несогласия, так что им нужно было разойтись на далекое расстояние друг от друга, племена Хамовы, более других опасавшиеся такого рассеяния, вздумали помешать ему. Для этого они постановили построить город, а в нем — башню высотою до небес. «Сделаем себе имя прежде, нежели рассеемся по лицу всей земли, и прославимся перед всеми потомками», — размышляли они.

Стали они делать и обжигать кирпич, привозить камни, известь, и работа закипела. Долго продолжалась великая стройка.

Наконец, сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. Увидел Он, что люди делают башню не во славу Божию, не для дела, а из одной собственной гордости. И сказал Господь: «Вот, один народ, и один у всех язык. Начали они строить, не помолившись и не размыслив, доброе ли это дело. И упорствуют в этом. Как непослушных детей остановлю их и сделаю так, чтобы один не понимал речи другого».

Так и случилось: однажды утром люди перестали понимать друг друга, потому что каждый стал говорить на своем языке. Все слушают друг друга, но слышат одни незнакомые и непонятные слова. Людям, которые не понимают друг друга, невозможно делать одно дело. Вот и строившие башню стали ссориться из-за того, что не понимали друг друга. Поняли они, что им не окончить работу, бросили свою постройку и вскоре разбрелись в разные стороны.

Так Бог не благословил этого дела и смешал языки людей за их гордость. Долго стояла эта недостроенная башня. Но мало-помалу она развалилась. Городу же тому, где строилась башня, было дано имя Вавилон, что значит «смешение», ибо там смешал Господь язык всей земли.

Не следует быть гордым, потому что Бог этого не любит. Гордым Он противится, а к смиренным милостив.

Аврам и Лот

Спустя долгое время после Ноя жил такой же очень благочестивый человек. Его звали Аврамом. Аврам был очень богат. Он имел большие стада овец, коров, верблюдов, также много золота и серебра. Но богобоязненный Аврам жил между людьми нечестивыми и злыми.

Однажды явился ему Господь Бог и сказал: «Аврам, пойди из земли твоей в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные».

Аврам сделал так, как сказал ему Господь. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели. И пришли они в землю Ханаанскую. Там были прекрасные виноградники и тучные луга с красивыми цветами. Авраму там очень понравилось. Он сейчас же сделал алтарь, или жертвенник, на котором бы можно было приносить Богу жертву. Случалось Авраму на чужой стороне терпеть обиды от злых людей, но он не роптал на Бога и не возвращался на родину.

Бывало так, что когда пастухи Аврама пасли стада его на поле, то приходили туда же и пастухи со стадами Лота.

И вот начали ссориться пастухи между собою. «Это наш луг», — говорили слуги Аврама. «Нет! Наш», — возражали слуги Лота. И так повторялось почти каждый день. Аврам не раз слыхал об этих ссорах, и ему это очень не нравилось. Он не мог переносить, когда люди не уступали друг другу, поэтому пришел он к своему племяннику Лоту и сказал ему: «Да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники. Лучше разойдемся по добру. Ты пойди в одну сторону, а я пойду в другую. Если ты пойдешь налево, я пойду направо. Если же ты хочешь направо, я пойду налево».

Отделились они друг от друга. Аврам остался на земле Ханаанской. Лот же двинулся к востоку. Он надеялся найти лучшие луга для своих стад в окрестности Иорданской, потому что вся она орошалась водою, словно сад Господень.

В той стороне было два больших города: Содом и Гоморра. Лот раскинул шатры около одного из них, Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом. Не раз приходилось Лоту терпеть от них.

Бог обещает Аврааму, что у него родится сын Исаак

У Аврама была жена Сара, а детей у них не было. Аврам постоянно думал об этом и, без сомнения, очень скорбел.

Услышал Господь Аврама и утешил его: «Не бойся, Аврам, Я твой щит. Награда твоя будет весьма велика». И пал Аврам ниц пред Господом: «Владыка Господи, — говорил он, — я остаюсь бездетным. Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой». Бог продолжал говорить с ним и сказал: «Не будет так. Твой сын станет твоим наследником. Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. Сколько звезд на небе, столько будет у тебя потомков».

Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. «Доживешь ты, Аврам, до глубокой старости в мире. — сказал Господь. — Потомству же твоему даю Я землю сию: от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата. И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и произойдут от нее народы, и цари народов».

Авраам принимает трех странников

Около дома Авраама была дубовая роща. Однажды в жаркий летний полдень сидел Авраам под широким дубом, и увидел, что мимо идут три незнакомых человека. Увидев их, он пошел навстречу и, поклонившись до земли, сказал: «Люди добрые, если я обрел благоволение пред очами вашими, не пройдите мимо вашего раба. Омойте с дороги ноги свои и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба. Подкрепите сердца ваши и пойдете дальше в путь свой». — «Хорошо, — отвечали странники, — сделай так, как говоришь».

Авраам поспешил в шатер к Сарре и сказал ей: «Поскорее замеси лучшей муки и напеки хлебы». Когда все было готово, он взял хлебы, масло, молоко и теленка приготовленного и все поставил перед гостями. И они ели, а сам Авраам стоял подле них под деревом.

Друзья мои, как вы думаете, кто были эти путники? Это был Сам Господь Бог с двумя Ангелами. Вот каких удивительных гостей удостоился принимать Авраам за свое гостеприимство.

Сказал один из них: «Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сарры, жены твоей». Услышала это Сарра, бывшая недалеко от шатра, и внутренно рассмеялась, сказав самой себе: «Мне ли, когда я состарилась, иметь такое утешение? И господин мой стар».

Тогда сказал Господь Аврааму: «Отчего это Сарра смеется? Не думает ли она, что есть что-нибудь трудное для Господа? Не сомневайся, в назначенный срок буду Я у тебя, и будет у Сарры сын».

Сарра испугалась и в испуге стала отпираться и говорила, что она не смеялась. Но Господь сказал ей: «Нет! Ты рассмеялась».

Радушному Аврааму не хотелось расстаться со своими гостями, и он пошел провожать их. Господь рассказал Аврааму, что Он хочет стереть с лица земли города Содом и Гоморру за нечестие их жителей. «Грех Содомский и Гоморрский велик и весьма тяжел, — сказал Господь. — Пойдут туда два Ангела посмотреть, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет».

Авраам, боясь, чтобы с другими жителями Содома и Гоморры не погиб и племянник его Лот, спросил Господа: «Ведь доброго человека Ты не погубишь вместе со злыми? Может быть, там найдется пятьдесят праведников; неужели Ты не пощадишь этого места ради пятидесяти праведников?»

Господь сказал: «Если там найдется хотя бы пятьдесят добрых людей, пощажу».

Спрашивал дальше Авраам: «Да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать, двадцать и, наконец, десять праведных людей». Господь сказал, что Он и ради десяти праведников, если бы они там оказались, пощадил бы эти города.

Господь скрылся, а Авраам пошел домой, думая про себя: «Ужели в двух больших городах не найдется и десяти добрых человек?»

Погибель Содома и Гоморры

Итак, двух Ангелов, бывших у Авраама в гостях, Господь послал в Содом. И пришли те два Ангела в Содом вечером. Лот сидел у ворот города. Он был так же добр и гостеприимен, как и дядя его Авраам, в доме которого он прежде жил и у которого научился добру. Лот обрадовался, что может дать приют странникам, и пригласил их к себе. Поклонился он им до земли и сказал: «Государи мои! Зайдите в дом раба вашего и умойте ноги ваши; переночуете, встанете поутру и пойдете дальше в путь свой». Странники сначала отказывались от приглашения, но Лот уговорил их. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы и накормил их.

И вот когда собрались они ложиться спать, как на улице пред домом Лота поднялся страшный шум. Собралась огромная толпа негодных людей, которые требовали, чтобы Лот выдал им двух странников. Вышел к толпе Лот и сказал: «Братья мои, не делайте зла людям сим, так как они пришли под кров дома моего, они — мои гости». Тогда содомляне ужасно рассердились и уже хотели выломать двери… Но тут вышли странники, подняли руки свои и все люди, стоявшие вокруг дома Лота, внезапно ослепли.

Когда взошла заря, Ангелы сказали Лоту: «Теперь мы скажем тебе, зачем мы пришли в этот город. Так как здешние люди злы и совсем не хотят слушаться Бога, то мы посланы наказать их и истребить города их, но чтобы не погибнуть тебе за беззакония города, собирайся, буди жену и дочерей и ступай за нами».

Лот медлил, и Ангелы, по милости к нему Господней, взяли за руку его, жену его и двух дочерей и вывели их из города. Когда же оказались они все вне пределов Содома, то один из Ангелов сказал Лоту: «Спасай душу свою. Иди из этого места как можно скорее, но не оглядывайся назад и нигде не останавливайся, иначе погибнешь».

Позади них происходило что-то страшное. Огненный дождь падал на Содом и Гоморру с неба. Вскоре города полностью были в огне. Огонь был такой сильный, что был виден даже Аврааму, жившему очень далеко от этого места. И истребил Господь эти города и всех людей в них.

Лот и обе его дочери шли вперед, не оглядываясь, потому что это запретили Ангелы. Но жена Лота никак не могла успокоиться. Она все думала: «Что-то теперь делается позади?» Пошла немного потише, наконец, остановилась и оглянулась. В ту же минуту она окаменела — обратилась в соляной столп.

Лот же и его дочери пришли в другой город, называемый Сигор, где люди были добрее.

Жертвоприношение Авраама

Господь всегда исполняет то, что обещает. Помните, что Бог обещал дать Аврааму сына? Действительно, Сарра родила Аврааму сына во время, о котором говорил ему Бог. Это было настоящее чудо, ведь Аврааму было сто лет, когда у него родился сын. Дал Авраам имя сыну своему Исаак, что значит «радость».

Шло время. Исаак рос, и родители не могли нарадоваться на него.

Но однажды Аврааму явился Господь и сказал: «Авраам, возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты так любишь, пойди в землю Мориа и там принеси его в жертву всесожжения на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Кажется, что Бог потребовал от человека неисполнимого, но Авраам подумал иначе: «Бог хочет этого, и я должен исполнить Его волю».

На другое утро Авраам встал рано, наколол сухих дров, чтобы можно было легче развести огонь, потом вывел осла и положил на него дрова, взял двух слуг и своего сына Исаака и отправился в путь. Исааку же Авраам о том, что он хочет сделать, ничего не сказал.

Дорога была далекая. Только на третий день пришли они к горе. Авраам сказал слугам: «Вы останьтесь здесь с ослом, а я и сын мой пойдем на гору, принесем жертву и возвратимся к вам». Так и сделали. Авраам взял огонь и нож, Исаак взял дрова для всесожжения, и пошли они вместе на гору.

Все это время, долгих три дня, Исаак ни о чем не спрашивал отца. Лишь теперь, когда они почти поднялись на гору, Исаак спросил: «Отец мой! У нас есть огонь и дрова, но где же агнец для всесожжения?» — «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой», — ответил Авраам.

И вот пришли они на место, о котором сказал Бог. Устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. Простер Авраам руку свою, и уже взял нож, чтобы заколоть сына своего… Но Господь Бог воззвал к нему с неба и сказал: «Остановись, Авраам! Не поднимай руки твоей. Вижу твое послушание и твою готовность принести для Меня в жертву своего единственного сына».

Живо развязал Авраам своего милого Исаака, обнимал и целовал его от радости, что он остался жив. Потом обернулся он и увидел ягненка, запутавшегося в чаще своими рожками. Пошел Авраам, взял ягненка и принес его во всесожжение вместо сына своего Исаака.

Бог сказал тогда Аврааму: «Так как ты не пожалел для Меня сына своего единственного, Я благословляя благословлю тебя и умножу потомство твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря. Через твое потомство получат благословение все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего».

Авраам отправился со своим сыном домой и радовался, что исполнил волю Божию и что, вместе с тем, остался жив сын его Исаак, удостоенный столь великого обещания Божия.

Женитьба Исаака

Шли годы. Состарился Авраам, умерла жена его, Сарра, а Исаак стал взрослым. В один день позвал Авраам к себе своего старого, верного слугу, которого звали Елеазаром, и сказал ему: «Послушай, любезный Елеазар! Моему Исааку пора жениться. В здешней стране, где мы живем, ему не найти доброй жены. Ступай в землю, где мы жили прежде и приведи жену Исааку. Но только поклянись, что ты все исполнишь хорошо».

Елеазар поклялся и немедля стал собираться в дорогу. На другой же день утром он, взяв с собою множество дорогих подарков и десять верблюдов, отправился в дальнюю дорогу. Путь его лежал в Месопотамию, в город Нахор, где жил брат Авраама.

Только через несколько дней под вечер пришел Елеазар к этому городу. Он остановил верблюдов вне города, у колодца, как раз в то время, когда выходят женщины за водой. И стал молиться Елеазар, говоря в уме своем: «Господи, Боже господина моего Авраама! Пошли невесту Исааку сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом. Пусть девица, которая скажет: пей, я и верблюдам твоим дам пить, — будет назначена Тобою для Исаака». Еще не перестал он молиться, как увидел, что к колодцу подошла девушка с кувшином на плече. Она была прекрасна.

Удивился Елеазар так, что не мог и слова сказать. А девушка подошла к колодцу, наполнила кувшин свой и пошла к дому. Наконец, опомнился Елеазар, побежал навстречу ей и сказал: «Дай мне испить немного воды из кувшина твоего». — «Пей, господин мой, — ответила девушка, — позволь мне также и верблюдов твоих напоить». Вылила она воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодцу почерпнуть воды, и начерпала для всех верблюдов.

Елеазар смотрел на девушку с изумлением в молчании, желая понять, благословил ли Господь путь его, или нет. Наконец, сказал он девушке: «Послушай, дочь моя, как зовут твоего отца?» — «Моего отца зовут Вафуил», — отвечала она. Еще спросил Елеазар: «Не найдется ли в доме отца твоего места, где бы я мог ночевать?» — «Найдется, — отвечала девушка, — у моего отца много места в доме и много соломы и корма для верблюдов».

Пал на колени Елеазар и сказал: «Благословен Господь Бог, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею!». Затем он подарил девушке несколько золотых вещей, и она отправилась домой к матери, которой сразу все и рассказала.

У этой девушки, которую звали Ревеккой, был брат Лаван. Когда он увидел прекрасные золотые вещи, которые принесла Ревекка, то спросил ее: «Скажи мне, сестра, откуда у тебя это?» — «Мне подарил один чужестранец, — отвечала Ревекка. — Он и теперь стоит там у колодца со своими верблюдами». Лаван сейчас же побежал к колодцу и сказал Елеазару: «Войди, благословенный Господом;

я приготовил дом для тебя и место для твоих верблюдов». И пошел Елеазар. Лаван сам расседлал верблюдов, дал им соломы и корму. Принес воды умыть ноги путникам и посадил за стол отужинать.

Но Елеазар отказался: «Не стану есть, — сказал он, — доколе не расскажу о своем важном деле». — «Хорошо, говори», — ответили ему. — «Я слуга Авраама, — начал Елеазар. — Мой господин очень богат и имеет единственного сына. Этот сын, которого зовут Исааком, хочет жениться. Вот мой господин послал меня в вашу страну, чтобы я нашел Исааку жену. У колодца, который находится за городом, Бог мне указал на вашу дочь, Ревекку. Скажите мне: желаете ли вы отдать Ревекку замуж за Исаака?»

Отец, мать и брат подумали немного и потом отвечали: «От Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе ничего вопреки; вот Ревекка пред тобою; возьми ее и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь».

Потом они позвали Ревекку и спросили у нее: «Желаешь ли ты идти с этим человеком и быть женой Исаака?» Ревекка согласилась, видя в этом деле вместе с родителями призвание Божие.

Елеазар с благодарностью поклонился Господу до земли и одарил множеством дорогих подарков невесту, брата ее и мать ее.

На следующее утро Ревекка сложила все свои платья и вещи. Когда все было готово, она встала на колени перед отцом и матерью. Отец и мать положили ей на голову руки и благословили ее, пожелали ей, чтобы Бог послал ей счастья. Потом Ревекка простилась с отцом, матерью и братом и отправилась с Елеазаром.

Елеазар же радовался, что так скоро нашел невесту для Исаака.

Исаак дома постоянно думал о том, скоро ли и с каким ответом вернется Елеазар.

Однажды Исаак вышел на поле и увидел, что вдали движется какой-то караван. Это был Елеазар с Ревеккой. Караван подходил все ближе и ближе. Ревекка увидела Исаака издали и спросила Елеазара: «Что это за человек идет к нам навстречу?» — «Это мой господин Исаак», — отвечал Елеазар. Услышав это, Ревекка закрылась своим платком.

Исаак обрадовался, взял Ревекку за руку и повел в дом своего отца. Авраам также с радостью принял Ревекку и благословил брак сына своего Исаака с ней.

Как жаль, что Сарра, мать Исаака, уже умерла тогда! Как бы она была рада, что Исаак нашел себе добрую жену, и как она любила бы эту кроткую невестку.

Исаак и его добрая, благочестивая жена Ревекка крепко любили друг друга, жили согласно и были очень счастливы.

Исав и Иаков

Долго, почти двадцать лет, у Исаака и Ревекки не было детей. Наконец Бог услышал усердную молитву их, и вскоре у них появилось сразу два сына-близнеца. Одного они назвали Исавом, а другого Иаковом. Они не походили один на другого. Исав был весь покрыт волосами, и голос у него был грубый. Иаков же имел чистое (без волос) тело и нежный голос.

Когда они выросли, то Исав сделался охотником и жил более в лесу и поле. Он стрелял диких коз и птиц и потчивал ими своего престарелого отца Исаака.

Исаак любил более Исава, а Ревекка — Иакова.

Однажды Исав ходил на охоту в поле и вернулся домой голодный и усталый.

Иаков, который оставался дома, приготовил себе похлебку из чечевицы. Когда Исав вошел, кушанье уже стояло на столе. Исаву очень захотелось поесть этой похлебки, потому он и сказал своему брату Иакову: «Позволь мне поесть, я очень голоден». Тогда Иаков отвечал: «А что ты мне дашь, если я накормлю тебя?» — «Не знаю, что тебе нужно за это», — сказал Исав.

Исав и Иаков были близнецы, они родились почти одновременно, только Исав на минуту раньше Иакова. Поэтому Исав считался старшим. А старшего брата должны были слушаться не только слуги и служанки, но и братья. Из наследства старший брат получал вдвое. Старшего сына благословлял отец.

Доброму Иакову было дорого родительское благословение. Вот он и сказал брату: «Продай мне свое старшинство, свое первородство».

Исав не очень дорожил отцовским благословением. «А что мне в старшинстве, — сказал Исав, — когда я умираю с голода. Будь ты старшим в доме. Дай мне только чечевицы». — «Ладно, — сказал Иаков, — только я тебе не поверю до тех пор, пока ты не поклянешься мне в том, что я буду старшим и господином».

Исав поклялся! Тогда Иаков поставил ему чечевицы, положил также хлеба. Исав съел все и ушел.

Не хорошо поступил Исав, что продал свое старшинство. Видно, он не очень любил и уважал своих родителей, если не дорожил их благословением. Добрый Иаков и даром накормил бы своего брата. Но, значит, Самому Богу угодно было отнять старшинство от недостойного и злого Исава и сделать старшим смиренного Иакова, который был более достоин родительского благословения, чем Исав.

Мать знала доброе сердце Иакова и дикий вспыльчивый нрав Исава. Ей известно было, что Исав продал свое старшинство и клялся при этом, а ведь нарушить клятву — страшный грех. Да и Сам Бог, еще до рождения сыновей открыл Ревекке, что младший ее сын будет господином над старшим. Поэтому она и хотела, чтобы Исаак благословил Иакова, а не Исава…

Исаак благословляет Иакова

Под старость Исаак ослеп, так что ничего не видел. Однажды позвал он своего сына Исава и сказал: «Сын мой! Ты видишь, я стар и не знаю, долго ли Господь даст мне пожить еще. Так ты возьми свой лук, иди в поле и принеси мне дичи, и приготовь мне из нее кушанье такое, какое я люблю. Я хочу благословить тебя прежде, чем умру».

Исав ушел.

Все это слышала мать Ревекка. Она поскорее побежала к Иакову и сказала: «Послушай, милый сын, сейчас я услышала, что отец хочет благословить Исава, когда он принесет ему кушанье. А лучше, если бы он благословил тебя. Как бы только это устроить, чтобы ты получил благословение? Вот что пришло мне в голову. Беги скорей и принеси мне двух молодых козлов из стада. Я заколю их и сварю, а ты потом снесешь их к своему отцу. Отец твой подумает, что ты Исав и благословит тебя». «Но посмотри, матушка, — сказал Иаков, — ведь мой брат Исав косматый, а я не таков. Если отец дотронется до меня и заметит, что не Исав, но что я хочу обмануть его, тогда он не благословит меня, а проклянет». Ревекка сказала тогда Иакову: «Не бойся! Если проклянет тебя отец, то пусть это проклятие падет на меня. Ступай же скорее и принеси, что я велела; а то, пожалуй, брат твой придет раньше тебя».

Иаков пошел и принес двух козлят; а мать приготовила из них кушанье.

Чтобы старый слепой Исаак и в самом деле не узнал Иакова, вот что придумала Ревекка: она принесла одежду Исава и надела ее на Иакова. Потом взяла две козлиные шкуры, разрезала их и обвязала их вокруг шеи и рук Иакова, чтобы Иаков показался таким же косматым, как Исав, если отец дотронется до него.

Наконец, когда кушанье было готово, Иаков взял в руки блюдо и вошел в палатку к слепому отцу.

Услышав, что кто-то вошел, Исаак спросил: «Кто там?» — «Это я, сын твой Исав, — сказал Иаков. — Я несу тебе кушанье, которое ты любишь. Встань, ешь; а потом благослови меня».

«Что ты так скоро нашел дичь?» — спросил Исаак. «Бог помог мне так скоро настрелять», — отвечал Иаков. Тогда Исаак сказал: «Подойди, сын мой, ко мне, я хочу ощупать тебя, чтобы узнать, что ты, в самом деле, сын мой Исав».

Страшно стало Иакову. Но он все-таки подошел. Отец пощупал его шею и руки. «Тело в волосах, — думал Исаак, — точь-в-точь, как у Исава». Но все-таки не веря, что это настоящий Исав, отец говорил: «По рукам и шее Исав, а по голосу Иаков».

Поев пищи, Исаак еще раз спросил: «В самом ли деле ты — сын мой Исав?» — «Да, я Исав», — отвечал Иаков. Тогда Исаак сказал: «Поди сюда, сын мой, и поцелуй меня». Иаков подошел к отцу и поцеловал его. Затем Иаков стал на колени. Старый, благочестивый отец положил ему на голову руки и благословил его.

Лишь только Иаков вышел, как вошел, тоже с кушаньем, Исав и сказал: «Встань, отец, ешь и потом благослови меня». Исаак испугался и спросил: «Кто ты такой? Здесь уже был кто-то, назвал себя Исавом, и я благословил его. И пусть он будет благословлен».

Когда Исав услышал это, то огорчился, заплакал и стал просить отца: «Благослови и меня, отец!» Но Исаак отвечал: «Теперь я понимаю. Приходил твой брат Иаков и хитростью взял твое благословение».

Плакал, рыдал Исав и говорил отцу: «Что же, отец мой, разве у тебя одно только благословение? Батюшка! Благослови и меня!» Исааку жаль стало Исава, и он не лишил и его благословения. Только старшим благословенным сыном остался Иаков.

С этого времени Исав возненавидел Иакова. Он терпеть не мог его. Однажды Исав даже сказал: «Я убью Иакова».

Бегство Иакова

Ревекка очень испугалась, когда услышала, что Исав хочет убить ее любимца. Поэтому она позвала тотчас же к себе Иакова и сказала: «Послушай, сын мой, твой брат Исав хочет убить тебя. Поэтому уложи скорей твои вещи и иди к моему брату Лавану в Месопотамию, и оставайся там до тех пор, пока твой брат Исав не перестанет сердиться. А я извещу тебя, когда он сделается миролюбивее».

Но чтобы престарелый отец не удивлялся тому, что Иаков уходит, Ревекка сказала ему: «Нам бы хорошо послать Иакова в Месопотамию, чтобы он там взял себе жену, потому что здешние девицы не годятся для него».

Исаак не спорил. И вот, Иаков ушел пешком, взявши в руки посох. Ему, разумеется, было очень скучно, когда он один должен был бежать из родного дома, от матери, в чужую, далекую страну!

Но что делать! Надо покоряться обстоятельствам жизни и верить, что Бог, посылающий их, делает все к лучшему. Много страха и нужды испытал Иаков в дороге; много трудов и обид перенес на чужой стороне, но он не роптал на Бога и всегда оставался добрым; Бог же за это любил и хранил Иакова.

Идет бедный Иаков, опустив голову, и не замечает, что наступила ночь. Вблизи нет никакого жилья и нужно ночевать в поле, под открытым небом. Лег он на землю, а под голову положил камень. И грустно, и жестко, и что особенно было тяжело — ему казалось, что нет нигде ему помощи.

С такой думой он — усталый — скоро заснул. Немного спустя после того, как заснул, увидел он сон. Ему снилось, будто подле него на земле стоит большая лестница, которой вершина доходила до самого неба. Наверху лестницы стоял Господь. По одной стороне лестницы, казалось ему, Ангелы спускались на землю, по другой же стороне они снова поднимались вверх. Господь говорил Иакову: «Я Господь, Бог Авраама и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и детям твоим. Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь. Все живущие на земле будут благословлены через потомков твоих, от которых родится Христос Спаситель».

Проснулся Иаков. Лестницы и Ангелов, разумеется, уже не было. Иаков же сказал: «Истинно Господь находится на этом месте; а я не знал! Я думал прежде, что Господь присутствует только в той стране, где живут отец и мать мои».

И сказал Иаков: «Это святое место».

Не имея ничего, что можно было принести в жертву Богу, Иаков взял камень, на котором он спал, поставил его и вылил на него масло, которое брал с собой в дорогу. Он обещался: «Если мне придется идти обратно здесь же и если мне, с помощью Божией, посчастливится, то я построю на месте, где лежит этот камень, жертвенник Господу Богу».

Затем Иаков взял в руку свою палку и, отправившись дальше, пришел наконец в чужую землю, к родному своему дяде Лавану.

Женитьба Иакова

Лаван чрезвычайно обрадовался, когда увидел своего племянника Иакова. Он бросился к нему на шею и целовал его.

Лаван был не очень богат. Но у него было несколько стад овец. Для того, чтобы иметь какое-нибудь дело, Иаков стал пасти стада Лавана. У Лавана было две дочери. Младшую из них звали Рахилью. Это была очень красивая, скромная и благочестивая девушка. Она понравилась Иакову, и скоро он очень полюбил ее. Старшую дочь звали Лией. У нее тоже было доброе сердце, только она не была так красива, как Рахиль.

Иаков очень усердно стерег и кормил овец Лавана. Это нравилось дяде Лавану. По прошествии месяца он сказал Иакову: «Любезный Иаков, я не хочу, чтобы ты даром пас овец моих. Скажи, что я должен дать тебе за это?»

Иаков отвечал: «Я буду пасти стада твои семь лет, если ты мне дашь в жены младшую дочь твою Рахиль». — «Хорошо, — сказал Лаван, — ты получишь ее. Только прослужи у меня столько времени». Семь лет — много времени, но для Иакова прошли эти семь лет очень скоро, потому что он очень любил Рахиль.

По прошествии семи лет он сказал Лавану: «Теперь отдай за меня Рахиль». Но Лаван не сдержал своего слова; вместо Рахили он выдал за Иакова старшую дочь Лию, которая не нравилась Иакову.

В оправдание свое Лаван сказал Иакову: «У нас не водится выдавать младшую дочь прежде старшей. Если ты очень хочешь иметь женой Рахиль, то прослужи мне еще семь лет».

Не хорошо было со стороны Лавана, что он не сдержал своего обещания. Но что же сделал Иаков? Он сильно желал, чтобы Рахиль была его женой, и потому решился пасти стада Лавана еще семь лет.

Таким образом у него стало две жены. Но Рахиль он любил больше.

Господь послал обеим женам детей. У Лии были десять сыновей, у Рахили же два сына. Сыновей Рахили звали Иосифом и Вениамином.

Вот, друзья мои, Иаков хитростью получил благословение слепого Исаака. Когда его обманул Лаван, он почувствовал, как больно было его отцу, когда тот узнал, что его обманули и он благословил не того сына, которого любил более и которого хотел благословить. Никогда не обманывайте. За обман и хитрость, которые мы иногда считаем пустяками, Бог непременно накажет.

Возвращение Иакова

Однажды Иаков сказал Лавану: «Отпусти меня с женами и детьми моими, я хочу возвратиться снова на родину».

Тогда Лаван сказал: «Нет, останься у меня еще на несколько времени. Я замечаю, что я стал богаче с тех пор, как ты поселился у меня. Останься же еще у меня и назначь плату за труды свои».

«Хорошо, — отвечал Иаков, — я останусь, но за мои труды ты отдай мне из своего стада всех черных и пестрых овец и пестрых коз, которые вперед родятся».

Иаков поступил очень честно. Он предоставил Лавану самый дорогой скот: белых овец и черных коз, а себе попросил самый дешевый: черных и пестрых овец, а также серых и пестрых коз.

Лаван согласился, и Иаков остался у него.

Бог благословил Иакова. Овцы и козы стали рождаться только пестрые. На другой год Лаван назначил Иакову белых овец и черных коз, а себе взял пестрых. И что же? Овцы рождались все белые, а козы — черные. Лаван не один раз менял уговор, но овцы и козы рождались все такие, каких Лаван назначал Иакову. Сам Бог заступался за кроткого Иакова и посылал ему богатство.

Через шесть лет у Иакова были уже большие собственные стада овец, верблюдов и ослов и много слуг. Лавана сердило то, что Иаков так разбогател, и потому он стал притеснять и обижать его. Иакову было очень тяжело и обидно, что за все труды Лаван обманывает и обижает его! Поэтому Иаков стал подумывать и советоваться с женами, как бы ему отойти от Лавана на свою родину.

Господь видел жадность и обманы Лавана; видел труды, честность и терпение Иакова и обещал ему Свое покровительство.

Теперь Иаков выжидал удобного случая, и однажды, когда Лаван был в поле, у стад своих, Иаков взял обеих жен, всех детей и стада и отправился в путь. Когда Лаван, возвратясь домой, узнал об этом, то погнался за Иаковом и догнал его. Сначала он упрекнул Иакова за то, что тот ушел тайком, но потом они помирились. На другое утро Лаван еще раз перецеловал своих дочерей и внуков, простился с ними и расстался с Иаковом.

Свидание двух братьев

Чем ближе подходил Иаков к своему отечеству, тем более он страшился своего брата. «Перестал ли Исав сердиться на меня? Что он сделает со мной, когда мы встретимся? Забудет ли он, что я вместо него получил родительское благословение и старшинство?» — думал он.

Он подозвал к себе нескольких слуг и сказал им: «Ступайте вперед и, если встретите Исава, то скажите ему: „Твой раб Иаков велел сказать тебе, что он возвращается от Лавана со множеством коров, ослов, овец, слуг и служанок, и что он просит тебя простить его и не сердиться на него более“».

Слуги пошли. Но скоро испуганные возвратились они к Иакову и рассказали: «Мы видели Исава! Он идет навстречу к тебе! Да и четыреста мужей с ним!»

Тут Иаков стал еще более страшиться. «Что мне теперь делать? — думал он. — Брат мой Исав, пожалуй, все еще сердится на меня, если он взял с собою столько человек». Иаков даже разделил свои стада и своих слуг на две половины и сказал: «Если Исав придет и завладеет одной половиной, то другая все-таки может уйти».

Он отправился дальше, но сердце его продолжало сильно биться от страха пред Исавом. Шел Иаков той же дорогой, по которой шел двадцать лет тому назад. Когда он переходил Иордан, то поднял руки свои к небу и молился: «Господи! Я недостоин и малой доли всех тех милостей, которые Ты ниспосылаешь мне, рабу Твоему. Когда я в первый раз переходил Иордан, у меня не было ничего, кроме этого посоха, который я теперь держу в руке своей, теперь же у меня два больших стада. Защити меня, Господи, чтобы брат мой Исав не сделал мне никакого вреда».

На другой день Иаков выбрал из своего стада самых прекрасных овец, коз и коров, самых лучших верблюдов и ослов, и сказал некоторым из своих слуг: «Отправляйтесь с этим небольшим стадом навстречу к Исаву, и когда вы его встретите и он спросит: „Куда вы отправляетесь со стадом?“, то вы скажите, что все это посылает тебе в подарок раб твой Иаков, чтобы ты простил его». Слуги отправились выполнять поручение.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Ветхий завет

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. На основе текста протоиерея Александра Соколова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я