Три кольца

Принципиум

Эта книга приглашает читателя совершить литературное путешествие и заново открыть для себя три основополагающих элемента человеческой природы.«Три кольца» – настоящая стрела света, пронизывающая самое сердце тьмы. Она будет полезна искателям, которые чувствуют, что что-то не так: каким бы «завершённым» мир ни казался, они продолжают ощущать пустоту внутри.Автор этой книги остается неизвестным: истинный её автор безличен, он – чистое вдохновение, внутренний голос, живущий в сердце каждого.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Три кольца предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Кольцо ума

О, ум, имеющий множество форм. Неуловимый, ты загадка для нас всех!

Когда мы пытаемся держать тебя в узде, ты ускользаешь, как вода сквозь пальцы.

Когда мы позволяем тебе успокоиться, ты сам идёшь к нам в руки, как ласковый воробушек.

Природа ума

Несравненная красота и мудрость творения

работают рука об руку.

Два аспекта ума — аналитический

и интуитивный,

так же должны работать вместе.

Можно сказать, аналитический аспект подобен

своей матери, земле. А интуитивный — небу.

Точно так же, как солнце и луна проходят

через свои взаимные циклы,

аспекты ума сочетаются

друг с другом в ритмичной гармонии;

человек, знающий самого себя, позволяет

обоим аспектам ума работать в соответствии

с их собственной природой;

и не ставит один выше другого.

Ибо день — время светить солнцу,

но вечером оно уступит своё место

сиянию луны.

И, раз за разом гармонично сменяя друг друга,

два светила будто становятся единым целым.

Эпоха аналитической мысли

В 1964 году старейшее дерево в истории, остистая сосна, известная как «Прометей», было срублено с целью его изучения. В 1763 году Руджер Бошкович, проницательный учёный, изучавший природу, пришёл к осознанию того, что позже будет названо «теория относительности». Он так глубоко проник в суть этой теории, что опубликовал её в поэтической форме.

Резкий контраст между этими двумя примерами освещает существенную разницу между двумя аспектами ума. С одной стороны, аналитический аспект был использован для изучения не алгоритмической задачи или аналогичной абракадабры, но живого дерева. Причём свойства этого дерева неминуемо изменились в тот самый момент, когда оно было срублено. С другой стороны, в случае Бошковича, способность учёного сонастраиваться с природой привело к обретению интуитивного знания об устройстве вселенной. Спустя многие десятилетия его открытия были приписаны другому человеку.

Из этого простого примера можно заключить, что человеческий ум способен постигать тайны, предугадывать будущие события и сонастраиваться с бесконечным. Можно представить ум как «приёмный пункт» знаний — не как статичное хранилище, но как канал, соединяющий нас с неизведанным.

И это фактически делает нас со-творцами вселенной.

Преобразование информации в знания

Информацию легко собирать, но процесс превращения её в знания требует усилий. Информация подобна алфавиту, а знания — фразе, которую можно понять. Человек может прочесть бессчётное количество руководств по выживанию или боевым искусствам, но если он не будет тренироваться и учиться применять эти знания на практике, какую пользу он сможет извлечь из этой информации, оказавшись в трудной ситуации?

Как ребёнок учится кататься на велосипеде? Информацию о том, как это делать, легко усвоить, но только в результате многих упорных практических попыток сесть и поехать (непременно заработав в процессе несколько синяков!), ребёнок, наконец, сможет, широко улыбаясь, пронестись в сторону заката, наслаждаясь ветром в волосах!

И поэтому нам следует прекратить без необходимости заполнять наш ум информацией, иначе она может утомить наш мозг и его способность к созданию знаний окажется ограничена. Ум добывает знания из нашего непосредственного опыта проживания жизни, продираясь сквозь тонны информационного мусора, летящего в нас ежедневно.

От переизбытка информации ум становится подобен перегруженному путнику, чья ноша ограничивает его перемещения короткими отрезками. Как можно ожидать, что единовременное поглощение пищи, имеющей множество различных вкусов, не приведёт к несварению? Или что ум задействует присущие ему способности, одновременно лихорадочно уделяя внимание вещам, совершенно его не заслуживающим?

Уравновешивание эмоций

Каждый человек испытывает эмоции. Истинные эмоции, исходящие из чистого и искреннего сознания, добавляют красок в человеческую жизнь. Здоровое тело и окружающая среда несомненно способствуют уравновешенному эмоциональному состоянию.

Когда адреналин подготавливает наш ум к спонтанной реакции и тело бросает все свои ресурсы на молниеносное противодействие надвигающейся угрозе — это пример уравновешенной эмоциональной реакции. Другая интересная эмоция — печаль, обычно возникающая в случаях, когда наши планы и ожидания рушатся. Она побуждает нас погрузиться в интроспекцию, углубить своё понимание ситуации и скорректировать свой подход.

Эмоциональный дисбаланс, напротив, это привязанность или зависимость от отдельных эмоций. Как гитарная струна, продолжающая монотонно звучать ещё долгое время после щипка, человек возвращается к определённому чувству вновь и вновь, растягивает его, искажает, изменяет его естественную форму — вместо того, чтобы позволять чистым эмоциям спонтанно возникать в результате какого-либо события.

И не может быть лучшего примера эмоционального дисбаланса, чем современная культура с её зависимостью от радости и неприятием печали, кипящая серотониновым кайфом и сиюминутными удовольствиями. Ум привязывается к повторяющимся вспышкам «радости» как к наркотику и требует всё больших доз; в конце концов, простые радости перестают трогать душу.

Результатом постоянной гонки за радостью становится печаль.

Ещё один механизм выживания, чья естественная форма с лёгкостью искажается человеком — страх. С одной стороны, как и в случае с адреналином, его миссия заключается в сохранении жизни. Однако если человек позволяет ему надолго поселиться в своём уме, его уверенность в себе и сама его личность постепенно разрушаются. Естественный страх становится страхом иррациональным, который действует на «внутренний огонь» как холодная вода, погашая его. И тогда человек легко находит оправдания, чтобы снять с себя ответственность; тогда у него больше нет стимула для роста, а есть лишь холодное и безопасное убежище. Таким образом, страх — одна из главных причин, по которым человек может превратиться в тень самого себя.

Центрированный ум

Разве не чудо такое простое действие как ходьба?

Ум, не сподобившись испросить нашего разрешения и совершенно без нашего участия, перемещает миллиарды клеток туда, где им следует находиться. Уровень кислорода в крови изменяется в соответствии с нагрузкой, которую испытывает тело. Гормоны регулируются, шлаки выводятся, полезные вещества отбираются и накапливаются. Энергия выделяется именно тогда, когда это необходимо; бесчисленные сигналы и «микро-приказы» постоянно отправляются и исполняются.

Одновременно со всем этим происходит постоянная оценка окружающего пространства, позволяющая в нужный момент избежать столкновения с препятствиями. Наконец, движение тела происходит таким образом, чтобы оно могло переместиться в другое место, при этом оставаясь в вертикальном положении и максимально эффективно растрачивая свою энергию. Несомненно, даже такое простое действие как ходьба включает в себя ещё множество нюансов, и приведённое выше описание весьма поверхностно. Это действие, как и многие другие, служит явным свидетельством невероятных способностей ума и бесчисленности процессов, которые мы не можем контролировать.

Приняв всё это во внимание, разве не должны мы приходить в неподдельное изумление, завидев спешащего куда-то клерка? Тем более, если он прямо на ходу проверяет какую-то информацию в своём телефоне? Да ещё и надкусывает яблоко?

С другой стороны, разве процесс изучения нового понятия не требует тишины и спокойной обстановки, позволяющей полноценно понять и переварить новую информацию? Наш клерк наглядно демонстрирует способность ума к многозадачности, однако когда мы сталкиваемся с более глубокими задачами, необходима безраздельная концентрация. В то же время мирская суета свидетельствует о суете в уме, а суетливый ум, в свою очередь, указывает на склонность человека избегать глубоких вопросов.

Стоит лишь закрыть глаза в «нормальном» для современного человека состоянии, как становится легко отметить присутствие огромного количества мыслей всех направленностей, беспрестанно вспыхивающих в нашем уме. Ум перестаёт быть местом отдохновения, он становится вместилищем хаоса, и человек в лучшем случае избегает погружения в него. Однако после некоторого периода подлинного расслабления хаос уступает место покою. Счастливое настоящее становится единственной реальностью. Человек испытывает прилив сил и чувство полного удовлетворения. Наводит ли это нас на мысль о предполагаемой природе ума? О том, в каком состоянии он расцветает?

Медитация — инструмент успокоения ума; с её помощью мы можем его напитать. Некоторые медитируют, концентрируя своё внимание на дыхании и позволяя мыслям возникать и исчезать, подобно облакам, плывущим по небосводу ума. Другие практикуют осознанность даже во время самых незначительных повседневных дел. Для этого они выполняют каждую стоящую перед ними задачу сосредоточенно и целенаправленно, не отвлекаясь ни на что иное.

Таким образом можно не только избавиться от стресса, но и вернуть ум на его изначальное место, соответствующее его природе. Ум становится генералом, спокойным и целеустремлённым, и возглавляет «армию сущности».

Это природа ума.

Эскапизм

Жизнь — как коробка шоколадных конфет:

эти сладости могут удовлетворить нас ненадолго,

но не могут заполнить зияющую пустоту

в нашем сердце.

В чём жизнь в современном мире отступает от вышеозначенной природы?

Несложно заметить, что большинство наших повседневных взаимодействий способствуют фрагментации, а не интеграции ума. Переполненный ум, силящийся управиться с сотнями различных задач, считается эталоном дееспособности, а не инвалидом, ограниченным в своих возможностях. Но в таком состоянии этот генерал более не управляет всей совокупностью нашего существа, а скорее судорожно мечется, не в состоянии воодушевить своё войско.

В результате социальные взаимодействия искажаются сквозь экраны, благотворительность прекращает быть безмолвной и бескорыстной, а социальная сплочённость и единство подрываются. Даже душевные встречи за обеденным столом страдают от этой пагубной тенденции. Эти встречи, отсылающие нас к собраниям наших предков, древних охотников, у огня, предназначены объединять людские умы и сердца. Но люди, охваченные чувством, будто они «что-то пропускают», стремятся отвлечь свой ум любыми возможными средствами.

Корни всего этого лежат в нашем нежелании находить удовлетворение в собственной самодостаточности. Наши природные способности заталкиваются нами в дальний тёмный угол. Наше самоосознание затихает, превращаясь в едва слышный шёпот. Мы стараемся заполнить бездонную дыру внутри себя бесчисленными развлечениями и желаниями, но наше сердце непрестанно напоминает нам: «что-то не так». И мы бежим от этого ощущения. Чтобы помочь нам в этом побеге, существуют целые огромные рынки! Однако корень проблемы, как правило, остаётся незатронутым.

К сожалению, мода на такой разъединённый образ жизни превалирует в нашей культуре. Он является результатом потребления несметного количества развлечений, отвлекающих факторов и иных средств, призванных заглушить внутреннюю боль — причём необходимость в них нам постоянно внушается извне.

Может ли человек расти, находясь в таком психическом состоянии и не зная о цене, которую платит?

Без самодисциплины?

Без понимания своей внутренней природы и уважения к ней?

Все эти бесчисленные развлечения и отвлекающие факторы предлагаются нам с обещанием, что они смогут заполнить нашу внутреннюю бездну, но в действительности это лишь мираж. Благодаря изучению человеческих моделей поведения торговцы эскапизмом с лёгкостью подсаживают публику на этот крючок. Очевидным примером этого процесса являются «социальные сети», построенные на знании хорошо изученного корпоративной наукой первобытного инстинкта человека: потребности в одобрении и принятии другими людьми.

Стадный инстинкт или ощущение того, что «вместе безопаснее» изначально являлся защитным механизмом, выработанным человеческим родом в ходе эволюции. Однако сегодня этот механизм безответственно эксплуатируется для обеспечения искусственных социальных взаимодействий и корпоративной выгоды.

Другой пример — видеоигры, направленные на эксплуатацию «центра удовольствия» в нашем мозге. Человек впадает в зависимость от желания пройти уровень за уровнем, накапливая виртуальные награды. Таковые, конечно же, не имеют никакой реальной ценности. Не вырабатывая никаких полезных навыков, человек попросту занимается эскапизмом.

Что же касается мнения, что технологии удивительны и необходимы — это, пожалуй, так. Однако вопрос не в том, необходимы ли технологии. Проблема заключается в роли, которую они играют в жизни людей, во взаимоотношениях создателей и их творений.

И главное здесь — кто от кого зависит. В любой ситуации важнейший вопрос: кто господин, а кто слуга?

Господин способен довольствоваться своей самодостаточностью, он не оказывается беспомощным в отсутствие своего слуги. Если это так, инструменты, изначально созданные для нашего блага, остаются таковыми. Искусные руки используют правильно подобранный инструмент, зная, где начинается и заканчивается его назначение. Если же инструмент будет утрачен, это не будет воспринято как непоправимое несчастье, поскольку всегда может быть создан другой, и даже более подходящий.

Но что же мы имеем?

Глобальную сверхзависимость от наших

собственных творений, подобных светлячкам,

на слабое свечение которых

мы смотрим с благоговением,

повернувшись спиной к солнцу!

Как наркоман ограничивает собственный потенциал, оставаясь в замкнутом круге непрерывной зависимости, так и большинство людей неосознанно продолжают потреблять менее очевидные наркотики, препятствуя своей самореализации. Так почему же они осуждают наркоманов, не оценив сначала собственные отношения с зависимостью? Кто без неё, пусть первый бросит телефон!

Сегодня огромное разнообразие гаджетов и развлекательных занятий доступны людям любого возраста, начиная с младенческого! Припадая то к одному, то к другому, они словно рыбы раз за разом заглатывают наживку и попадаются на крючок. Приманкой им служит отвлечение от реальности, побег от красоты и прозрения, от истинного питания ума и души.

Наркоман, зависимый физически, вероятно, однажды пришёл к пониманию всеобщего плачевного положения. В своих попытках убежать от мира с помощью химических веществ он вскоре оказывается крепко скован теми же цепями, против которых изначально боролся. Но несчастней всех те искатели, что потеряли надежду и, в конце концов, бежали от самой жизни — безвозвратно. Моё сердце болит за них.

Пусть потерянные знают, что жить — значит бороться! Главный ответ, в конце концов, в том, чтобы собираться с силами и жить полно, насколько это возможно.

Мыслить критически — значит различать, а различение это уже начало решения: если мы действительно зададимся вопросом, что является апогеем нашего непродолжительного пребывания на Земле, каким будет ответ? Быть порабощёнными собственными творениями? Оставаться неудовлетворёнными глубоко в душе, продолжая метаться от одного эскапизма к другому?

Такой путь сродни жизни в неволе, с единственной свободой — выбирать свою тюрьму.

Именно поэтому Великий поиск так важен; именно поэтому так важно знать себя и честно смотреть в глаза самому себе, вместо того, чтобы игнорировать голос своего сердца. Также неудивительно, что проведение времени на природе благоприятно воздействует на наш ум. Неисчислимые века мать-природа лелеяла нас в своих объятиях и делала нас теми, кто мы есть, и неслучайно её несказанная гармония продолжает с лёгкостью наполнять нас, глубоко расслабляя и восстанавливая нашу сущность.

Дорогой читатель, отдохни немного.

Путь Великого поиска может быть нелёгок.

Иногда он будет заводить тебя на новые,

неизведанные тропы.

Иногда представления, которыми ты

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Три кольца предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я