СкаЖЕние

Принц ИП 74, 2023

История искажена. Евангельские события имеют иную подоплёку и содержание. Истинную цель посланничества Христа забыли или скрывают. Вниманию читателя предлагается другая трактовка, содержащая к тому же намёки на арийский след его происхождения и учения. Восстановлено по чудом сохранившемуся многократно переписанному тексту. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги СкаЖЕние предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предпослание XVII

Брат оставляти нас, отлучатися в мир. Ховается. Засим падёт ему. В солдаты, само легко. А мне пал свиток его. С него он и с глузду съехал. Но я клал заповедь Божьей клятвой. Написати его наново надыть.

Свиток огню предадут. В монастырских книгоположницах удальцы Монастырского приказа царя Петра рыщут. Вборхе и к нам будут. Но сей я опрятаю. О нём никто не познает… Часу не достаёт. Украштаю, вытепаю шматы тексту. Малюю латини, как он казал.

Нерусские письмена ненаветные. Прости нас Господи,

Игоши, Сыне Елесов! Не внемлют поки Истине твоея на земле отцов твоих!

Тимофей. Рясофор.

Священные тексты пишут в храмах. Это дело священников. Они делают это, чтобы народ понимал, как он грешит, как Бог заботится о нём, неблагоразумном и жестоковыйном. И только священники могут знать, что в этих текстах правильно, а, что — нет. Они следят за этим, внимательно следят. Тексты святые, и всё в них правильно. Есть у иудеев специальные люди. Их называют книжниками. Это главное их занятие — следить за текстами. Когда текст ветшает, его переписывают. Переписанный текст признаётся священным, а обветшавший уничтожается. Книжники — особые люди, они переписывают буква в букву. Им можно… э… нужно(!) доверять.

Но есть и другие тексты. Кто их писал? Как они дошли до меня?

Как выглядят и где находятся? Достаточно того, что они сохранились, что я могу ими пользоваться и донести до вас. Лучше, чтобы пока они остались скрыты.

Теперь, когда предсказания Иисуса Христа сбываются, Храм разрушен, а на месте Иерусалима обломки и мусор, иудеи его иногда вспоминают. Разве такого Мессию они ждали? Они так и не поняли, что произошло. Их вера безупречна. Они ждали и многие, о, наивные, ещё ждут — всемогущего царя мира. Их Мессию невозможно казнить, он сам должен судить и карать! Как можно Иисуса назвать Мессией и Спасителем?!

Для Рима вообще ничего особенного. Обычная буза в провинции, казнь трёх преступников с ведома и одобрения местной власти.

Верующие в него называют себя христианами и описывают события, как нечто невероятное, считают лета от его рождения, при этом путано отвечают на вопрос, когда же и где он, собственно, родился. Они называют его назореем, как будто не знают, что назореи это те, кто дал определённый обет, не имеет права подходить к мёртвому телу, не пьёт вина и не стрижёт волосы! Для них, похоже, главное, что он сам — Бог, что он совершал чудеса и воскрес.

События, которые не так уж и давно произошли на земле Израиля, и про которые на разные лады рассказывают, невозможно забыть! Что же он сделал, кого он спас? Откуда он такой взялся? За что его казнили?

Неужели и правда, он воскрес? Куда потом пропал? Одни видели одно, другие — совсем иное. Но рассказывают и доказывают-то — третье! Перед вами такой же рассказ. Не иудея, не римлянина и не христианина.

Вспомним истории знаменитого, но забытого ныне очевидца.

— Я не из его учеников, — глубокий старик сидел, откинувшись на мягкую меховую подставку, которую ему любезно предложил хозяин. В помещении набралось много гостей. Но собрались все они именно из-за него. Его имени никто не знал. Он предпочитал обращение Кабилу Барамон, что значило, наверное,"Послушайте, это говорю я, сын Амона". Его для того и приглашали. Чтобы слушать. Он видел Иисуса. Тогда, давно, многие его видели. Многие рассказывали. Рассказывали его притчи, но всё больше о том, как он кого вылечил, как его казнили, как он воскрес и, где его, воскресшего, видели. Их рассказы больше походили на сказки.

Им не очень-то верили. А этот плёл замысловатые истории. Но его слушали. Они привлекали необычностью. И он был последний, кто его видел. Старик появлялся то там, то здесь, его приглашали в дом, кормили, поили. Собирались слушатели. Хозяин брал с них монету. И начиналось.

— Я узнал его слишком поздно. Его приговорили и казнили на моих глазах. Но я пошёл за его учениками. Я ходил среди них, я говорил с ними. И я видел, что он воскрес.

Старик сделал паузу, чтобы отдышаться. Его жгли воспоминания.

— Мессия ли он, спрашиваете? В Израиль пришли тяжкие беды.

Храм разрушен. Где Ковчег, где наша святыня? Где наш Бог? Мы сами его отправили на крест! Он это предсказал. Но он нам оставил надежду.

"Царство Небесное будет прорастать медленно подобно горчичному зёрнышку". Мы должны растить его. И я знаю, как. Он научил меня. Слушай же, Израиль, слушай, несчастный народ!

Был Эл, Ил, Илу, Амуррум. Ничто, в котором было всё. Бог. И не было ничего более. Было только неощущаемое невидимое неслышимое и неохватное. И проявилось движение, стал свет. Возникли Элохимы. Боги.

Ангелы, Силы, Дети Эла. Были они деятельны и беспокойны. Их было немного, но они были сильны и энергичны. В них были мощь и совершенство Отца. И принялись они творить.

И возник мир Земли. И был он прочен, строен и незыблем. Искусное безгрешное безукоризненное мироздание. И видели Элохимы, как оно хорошо. И старались дать ему то, на что только способны. Они веселились и радовались. И от каждого из них в мире было что-то. Смотрителем мира ходил Человек, любимое творение самого Эла. Мир цвёл и пленил. И порядок мира изумлял. Были там чудесные животные, рыбы, птицы и много чего ещё. Сияли чистым светом небеса, слепили восхитительные звёзды, благоухали сады, мир полнился чарующими звуками лесов, морей, летящих ветров.

И был один лучезарный вдохновенный и изобретательный Ангел именем Салем, что, возгордясь собой, сказал:

— Этот мир не может просто сиять бездеятельно и бесплодно. Он глубок и бесконечен. В нём скрыта огромная мощь наших идей и стараний. Он живой. Он должен сам себя возвысить. Я сделаю так, что он будет разрастаться, шириться, расцветать и совершенствоваться. Будут в нём разные начала. Они будут спорить, противоборствовать и порождать новое. Его суть, Человек, станет творить и сотворит человека! Только тогда мир станет совершенным, а Человек станет как Бог!

На его слова Эл ответил:

— Не один ты, Лучезарный, творил этот мир. Хранить его вам всем.

Но пусть это будет твой мир, а его обитатели не видят Истину до поры.

Дарую им утешение неведения и покой забвения.

И Отец отделил мир Салема.

И упало в мир противостояние.

И возник мир Огня. Пламя наполнило мир. Был он горяч и безумен. Существа бушующих форм населяли его. Мир шумел и менялся каждое мгновенье. Но остановился в развитии. И Салем уничтожил его.

И возник мир Воздуха. Сухой и холодный, влажный и жаркий. И жили в нём прозрачные существа, переливавшиеся всеми цветами. Мир трепетал, выл, крутил и менялся каждое мгновенье. Но остановился в развитии. И Салем уничтожил его.

Тогда возник мир Воды. Могучими потоками лились стихии, то застывая блистающим льдом, то взметаясь шипящим паром. И жили в нём существа и плотные и эфирные, и жаркие и холодные. И краски мира были великолепны. Был мир и устойчив и изменчив, нежен и твёрд. Но остановился в развитии. И Салем уничтожил его.

Снова и снова возникали и разрушались миры, наполняя собой пространство вокруг центра мироздания. Силы Салема таяли, и решил он сосредоточить их на Человеке.

Человек, люди, мужчина и женщина, всегда были центром мира.

Когда-то в невозвратные уже времена, жили они вместе с Отцом, с другими богами, сами как боги были молоды и счастливы. И множество детей у них было, и не было этому конца. Но разве могло так продолжаться в мире Салема? Воистину, ему противен любимый Сын Отца. Он ревновал Отца к Человеку. Спор, разлад, грызня, сам мир, нужны ему были, чтобы унизить Человека, опозорить его перед Отцом. И он нашёл способ.

Он прогнал женщину, созданную Отцом.

— Я дам тебе другую! — сказал он Человеку. — Она будет твоя плоть от плоти! Она будет тебе подчиняться, ты будешь ей владеть, как владеешь всем миром!

О, искуситель! Конечно, он создал её, как и обещал, из ребра человека. Он создал её прекрасной и заповедал ей:

— Да убоится жена мужа своего! И да будет его любить и ему подчиняться. И будете вы как одно!

Но он разделил их! И нашептал ей нарушить навязанный им же бестолковый запрет. За что и наказал — изгнал людей из Божественного Сада. Изгнал в тот мир, где полновластным хозяином был сам. Началась другая история мира и человека. История конфликтов, крови и слёз. И женщина становилась нередко причиной их.

Женщина! Воплощение любви, доброты и красоты! Но, кто же ей запретит, такой восхитительной и безупречной, занять место своего мужа? Она ничем от него не отличается! Она такая же, как он! Нет! Она лучше! Она — идеал творения! Потому, что она — второе творение, и в ней нет ошибок первого! Ждите её неженских мужественных и агрессивных поступков, единство с мужем закончится, она будет воевать за себя. Она восстанет против тебя. Она — это ты! Она сама захочет творить. Но творить она захочет не любовь и семью… Единство обратится в распрю, человечеству придёт конец.

Рассказчик остановился, окинул взглядом недоверчиво снисходительно молчащее собрание. Потом, сверкнув в полумраке ясными, совершенно не похожими на старческие, глазами, продолжил, ещё более тихим шуршащим голосом.

— Мы пока не видим этого. Почти не видим. Но не спешите. В мире Яхве самые близкие способны на низости. Печально, но они становятся самыми яростными недругами и обидчиками. А женщина — первый и последний его довод.

Было так. Люди покинули Божественный Сад и поселились на Земле. И вскоре произошло Братоубийство. В мир пришли войны. Человечество ширилось и воевало. Воевало и ширилось. И войн было больше и больше. Человек не собирался творить Человека. Человек предпочитал убивать Человека. Снова и снова. Больше и больше. И Человек почти уничтожил себя. Салем вмешался. Снова росло и ширилось Человечество. Теперь оно почти не воевало. Но и творить Человека не творило.

Оно погрязло в разврате. Опять Салему пришлось вмешаться. Он ниспослал Потоп.

Элохимы восстанавливали Человечество. Братья и сёстры Салема не были здесь полновластными хозяевами. Это был его мир. Но они делали, что могли. Искра их божественного Отца не должна была погаснуть.

Она должна была разгораться в сердцах нового Человека. Она должна была вернуть его в Божественный Сад. В разных уголках Мира появлялись племена, которые молились им и отстраивали свою жизнь заново.

Человечество возрождалось.

В центре возрождающегося мира стоял город Уру Салем. Город, названный именем творца и хозяина мира. Разные племена и народы жили в городе и молились всем богам — хранителям мира, но центральный храм был посвящён Салему. А у него возник новый план. Сила Бога в верующих в него. И у него будет много верующих. У него будет свой народ, которому он откроется. Его народ! Народ талантливый и многочисленный. Сильный и непримиримый. Народ будет признавать Его единственным Богом, творцом и властителем, молиться Ему, множиться сам и множить Его силу, которой уже изрядно потрачено. Он приведёт его сюда, на Святую землю, отдаст ему её вместе с городом своего имени.

А сам будет жить в Храме этого народа! И его народ утопит врагов в крови, завоюет мир, и как великий Творец создаст Человека!

И Салем выбрал Аврама. Себя назвал Единственным Сущим, Яхве, а его — Авраамом — "Отцом Множества", пообещал ему, что его потомки завоюют мир и повёл за собой. Несколько раз Салем испытывал Авраама.

Самым жестоким было предложение принести ему в жертву единственного сына. Авраам испытание выдержал — согласился на жуткое предложение Бога. Польщённый Салем заменил сына бараном. По совету Салема Авраам называл свою жену сестрой, и обманутые цари брали её в жёны, а, узнав правду, в страхе возвращали, откупаясь богатыми дарами. В войнах к Аврааму благоволила удача. Довольный Салем направил к нему с дарами Мелхиседека, царя и главного священника Уру Салима. Авраам дары принял, признав себя его приверженцем.

Казалось, что в мире Салема, мире вечных противоречий и борьбы, его народ должен процветать. Поначалу так и было. Хитроумные и изворотливые подданные кровавого Бога постепенно набирали силу. Сначала они полагали захватить власть в Египте, а его войском, но не своей кровью, — Святую землю, что обещал Салем. Не вышло. Пришлось уйти.

Нам рассказывают, как их не отпускал фараон. Вдумайтесь только: какой нормальный правитель позволит евреям уйти из его владений?! Все будут не пускать и умолять остаться! Даже ценой великих жертв! — Барамон усмехнулся, но слушатели, зная, чем может закончиться малейшее замечание, пропустили сарказм мимо ушей.

— В Египте к евреям привыкли и терпели: люди же! Пусть живут!

Но, когда на Великий Египет обрушились бедствия одно за другим, евреи стали обвинять во всём власти, негодуя, возмущаясь, сея вокруг себя общее недовольство. Истерично и настойчиво мятежные иноземцы объясняли фараону, как он неправ и, кто мешает благополучно и спокойно жить народу. Наконец, убедили — его терпение лопнуло.

По всем дворам по всей стране прошли слуги фараона. И беженцев погнали на север. Огромные толпы людей, скота, — вон из страны. Их не лишали имущества и богатства, Египет показал себя выше этого. Армия фараона, дисциплинированная и большая, выгнали всех. Море стало преградой. Не позволило евреям вернуться. Они оказались в изгнании. Долго им пришлось скитаться и каяться.

Сорок лет в пустыне!.. В ужасном месте, в ужасных условиях. Как жил народ, привыкший к земле, — лицо рассказчика исказила страдальческая гримаса, — как он выживал? Говорят о"манне небесной"… Но, что это было? После великих заморов Нила и морей в водах расплодилось несметное количество мельчайших существ. Вода ими кишела, походя на густой серый суп. Вся эта масса выбрасывалась и, перемешиваясь с водорослями, сохла на берегу, превращаясь в шуршащие барханы серой крупы, которую разносило по всей пустыне. Такое продолжалось несколько лет. Это скитальцев и спасло.

Но всё когда-то заканчивается. Изгнанники пошли на север. На юге властвовал фараон, а на севере лежала удивительная земля. Фараон там воевал мало. Там жил народ, о котором ходили легенды. Тысячи лет он владел огромными территориями. Его предки любили своих богов и с ними строили невероятные по размерам сооружения. Они обучали соседей наукам, ремёслам и великим искусствам, учили, как жить в гармонии со всем миром, как любить Бога и как радоваться друг другу. Но Салем постарался: страшные войны глубочайшей древности, завистливые соседи, земные катаклизмы и болезни сделали своё дело. Время народа уходило, и он уходил на свою прародину, дальше — на Великий Север.

Именно сюда, на западный берег реки Иордан устремились евреи.

Но на пути оказались их же ближайшие родственники, идумеи. И не пропустили их! Но нашлись благодетели.

Евреи, измученные и ослабленные годами скитаний, не имея настоящей обученной армии, вошли в эту землю не как завоеватели. Они, ведомые местным мудрецом, лукавые и изворотливые, вошли умно, как новые союзники, как друзья, помощники. Они не только говорили на одном языке, они вошли как Единоверцы! Еру Салим был городом их Бога Яхве-Иеговы. Местный предводитель, Давид, был сыном одного из последних Великих, — властителей окружавшего мира. Мозаика сложилась: он стал их царём. Свежая кровь и страстное желание пришельцев устраивали местных жителей. Постепенно огромная территория успокоилась, Давид с новыми союзниками смог вернуть свою древнюю столицу. А затем и древнейший город Арика, Иерихон. По павшим от трубных звуков его стенам можно понять, насколько могущественными были названные друзья евреев. Но сейчас это уже прошлое.

После славных достижений Давида пророк Нафан предсказал, что именно из его рода выйдет основатель вечного царства. И, хотя всех помазанников на царство в Иудее именовали Мессия (греч. Христос), так стали именовать потом только будущего царя рода Давидова. Сын Давида, Соломон, найдя старый фундамент, оставшийся с древнейших времён и поражавший своими размерами, выстроил грандиозный Храм. В особое его место, Святое Святых, поместили ковчег Завета. Бог и его народ были счастливы. Государство процветало и покоряло другие народы.

Не понимали сыны Израилевы, кому служат. Расцвет сменили войны и разгром. Вавилонское пленение они восприняли как наказание за грехи и отступление от веры. Но Вавилон не стал держать пленников бесконечно. Отпустили и евреев. Тут уж дети Израилевы придумывать ничего не стали. Оно и понятно, их не выгнали, а просто отпустили, как отпускали всех пленных через какое-то время.

Конечно, в плену, в Вавилоне, были не все. Но с пленниками Салем поработал основательно, выковав верных и непримиримых сторонников — священническую элиту во главе с Ездрой. Элита принесла с собой Писание — Тору и Правила жизни.

Моисеев завет звучал теперь особенно грозно:"Кровь за кровь! Око за око! Зуб за зуб!"Евреи прониклись ненавистью к врагам: Мы — избранный Богом народ, мы любим Бога, мы — дети Израиля, мы возродимся на дарованной нам Священной Земле.

Множество ограничений повседневной жизни отягощали их. Но иудеи верили своему Богу и священникам. Жёсткие и даже жестокие их законы заставили вернувшихся отречься от никуда не уходивших потомков колена Вениаминова, жителей Шомрона, то есть Самарии. Братья их не признали. С тех пор между ними непонимание и глубокая неприязнь.

Как бы не старался несчастный народ, как бы себя не истязал, намерения Салема продолжали оборачиваться крахом. Тяжелейшие испытания, выпавшие на долю иудеев: разрушение и восстановление Храма, новые войны и разрушения, и, наконец, захват Израиля Римом, толковались как Божьи кары. Ни в чём не повинные люди терпели унижения и страдали. Как же быть? Безжалостные законы мира, сотворённого Лучезарным, не изменить. И был послан Спаситель.

Рассказчик снова остановился, чтобы промочить пересохшее горло и слегка перевести дух. Его не прерывали и не задавали вопросов. Хозяин предупредил, что это может вызвать гнев старика. Он начнёт кричать, спорить, а потом замолчит или начнёт нести откровенную чушь. Но стояла тишина. И они услышали продолжение рассказа.

Я к нему вернусь, а пока напомню некоторые обстоятельства. Святой землёй владели римляне. Были времена династии Ирода. Он не имел законной власти. Только истинный иудей и еврей мог быть царём Иудеи, а Ирод происходил из Идумеи. Той самой Идумеи, которая в своё время не пропустила евреев из пустыни через свои земли. Той самой Идумеи, которая враждовала с евреями, помогла Вавилону в разрушении Иерусалима. Вернувшись, мстительные евреи захватили её и обратили народ её в свою веру. Но обращенные иудеи — не истинные иудеи. И вот, идумеянин Ирод сел на трон, воспользовавшись помощью Рима и тем, что законного царя в земле Израиля давно уже не было. А царя ждали. Были пророчества о Мессии, что придёт уничтожить ненавистных захватчиков, освободить и возвысить свой народ. А пока был идумеянин Ирод.

И не только царь в Иудее был не истинный. В Иерусалиме, в Храме, в элите иудеев, вот, где было не гладко. И как не гладко! Шантаж, интриги, и если бы только это!

Что уж говорить о провинции. Не то, чтобы труды пророка Ездры и его Храма пропали даром. Нет, конечно. Но полного единства и великой веры в Иудее никогда не существовало. Народ жил здесь, конечно, разный, молился разным богам. Но и евреи, куда ж они денутся, молились, бывало, Ваалу и Астарте. И жертвы приносили. И разные обряды выполняли. Сами признают. В писаниях указали. И, если бы это касалось только простого народа! Грехи народа — разве это грехи? Но храмовые священники винили в несчастьях именно народ. А он верил им!

Север Израиля, Галилея, город Назарет. Старинный красивый город в горах, на склоне. Сады, виноградники, выбитые в камне ямы для воды и для силоса. Но известен он не столько своими каменоломнями и не длинными непонятными подземными ходами. Известно ли вам, что покойных в Назарете хоронят в гробнице"кохим"? Древняя традиция. Она вырублена в скале, вход в неё закрывается камнем. Именно так выглядела могила назаретянина Иисуса Христа. Своими традициями знаменит Назарет.

Сюда века за три до страстей Христовых на родину своих предков возвратилась из Вавилона и Сирии большая община колена Иудина, рода Давидова. Они лелеют свое царское происхождение, несколько надменны и богаты. Жители Назарета образованны и знают греческий язык. У них есть и свой. При посторонних его редко употребляют. Считается, что они — настоящие иудеи, что терпеть не могут греческое многобожие. Вот напали же они на Сепфорис! Тот самый Сепфорис, что от Назарета недалеко. Тот самый Сепфорис, который кое-кто считал и считает столицей Галилеи. Там творятся безобразия: вовсю процветают греческие традиции, существует даже театр! Разве истинно верующие назаретяне могли у себя под боком терпеть такое? И не стерпели они попрания веры, и напали на свою столицу. И даже её казну разграбили…

Разве не ясно? Не за веру воевали назаретяне, хотя, разногласия, конечно, были. Обычные местнические амбиции и междоусобица. Но факт: после разрушения Храма в Иерусалиме в Назарете служил один из первосвященников.

А ещё у многих жителей Назарета особенные имена. Эти имена, как и имя"Давид", на языке их предков не только звучат красиво, но и что-то значат."Анна" — Она, т. е. Женщина."Мария" — Мечта. А ещё есть женские Лизавета, Надежда, Мужские: Иван,"Довыд" — разведчик. Да, и само название города, по их словам, на их языке это"Город на Заре","Озарённный". На языке евреев оно звучит как Ноц-Ра — Ночь Ра, что, наверное, тоже неспроста.

Утверждается, что это еврейские имена. Совсем не так. Ни до, ни после описываемых событий эти имена на земле Израилевой не распространены. И ещё одно. Почему так часто упоминаются имена Мария и Иван христианами? Это ли настоящие имена тех женщин и мужчин? Нет!

Это защитные имена. Настоящие имена всегда скрывались. Их знали только близкие люди и использовали редко и в особых случаях. И именно по этим именам можно определить людей, так или иначе связанных с Назаретом и его жителями.

Истинные ли иудеи живут там? Или, может, вера у них какая-то особенная? Чистая, незапятнанная, сохранённая с времён царя Давида…

А, может, с ещё более ранних… Но почему тогда жители всего Израиля повторяют:"Из Назарета может ли быть что доброе?"

Но вот, в местечке Капернаум, что на берегу Кинеретского озера в дом живших по соседству Андрея и Иоанна Зеведеева. вошёл человек, оказавшийся выходцем из того самого Назарета, и сказал:

— Мир вам и вашему дому!

Они познакомились около года назад на реке Иордан, на древней границе Святой земли, на краю пустыни. Здесь крестил Иоанн. О нём шла молва, что он — воплощение древнего страшного Илии, который, как и ожидали, вновь пришёл наказывать и смещать нерадивых правителей.

Всё говорило об этом. Пришёл он из пустыни, как Илия. И видом ужасным походил на него. Как Илия силён, кряжист, крепок, с длинными чёрными волосами. Одет в грубую чёрную рубашку верблюжьей шерсти на голое тело — власяницу. Твёрд и страстен, бросая громкие обличительные слова. Дикарь, постник, саранча и мёд пища его.

Иоанн ругал книжников и священников за то, что они, как и весь народ, утратили истинную веру. Обличал богатых, — должны делиться с бедными.

— Близок день жестокого наказания всем отступникам, — прорицал он. — Успейте очиститься крещением, покаяться, успейте начать вести праведную жизнь в Боге! Успейте не просто покаяться, успейте сотворить достойный плод покаяния — не возвращаться к прежним порокам, больше не грешить!

Непонятно, но крещения Иоанн требовал ото всех, включая евреев!

Известно же: крещение требуется только от обращаемых в веру иудейскую. Евреи — дети Авраама, избранный народ, зачем им такой обряд? Но Иоанн не признавал исключительности евреев и говорил, что, если Богу потребуется, он и из камней сделает себе детей. И не омовением или легкими брызгами крестил Иоанн. Он погружал человека в воду с головой!

Стоит ли упоминать такую мелочь, что обряд крещения дозволяется исполнять только священникам?

К Иоанну шли толпы, слушали, удивлялись, страшились, крестились. Говорят, что кто-то видел здесь фарисеев и даже саддукеев… А он обличал с нарастающей силой слов и не только священников, но и самого тетрарха — Ирода Антипу. Так звали одного из сыновей Ирода Великого.

В отличие от отца, ни один из них не получил от Рима царский титул.

Как, впрочем, и никто другой. Иудею поделили. Антипа получил четвёртую часть, Галилею, — стал тетрархом. Он и владел тем берегом Иордана, где Иоанн обычно устраивал крещение.

Иоанн обвинял его не только в незаконном захвате власти, которая могла быть только у настоящего потомка Авраама. К этому Ироды как-то попривыкли, не Иоанн первый об этом твердит, да, и не единственный.

Но он обвинял Ирода в кровосмесительстве! И это с точки зрения строгих иудейских законов была настоящая правда, выводившая Антипу из себя, но более — его жену, Иродиаду. К Иоанну тайно шли посланцы.

— Ты Илия? — спрашивали его? — А, может быть, ты — Мессия?

— Я — Глас вопиющего в пустыне! — отвечал он, и все понимали, что это значит. Он — предвестник идущего за ним царя Израиля, того, кого и ждёт народ. А сам он, того гляди, как и древний Илия, накажет тетрарха.

Авторитет Иоанна был настолько велик, что Антипа не арестовывал его, и проповедь Иоанна продолжалась.

Только что вернувшийся на родину Иисус, тоже, конечно, захотел увидеть и услышать Иоанна, пришёл к нему, принял от него крещение и остался. Теперь между ними находят довольно близкие родственные связи, хотя они об этом, похоже, даже не догадывались. Их прадедом называют первосвященника Матфия. Их матерей, Елизавету и Марию, — его внучками, рождёнными его дочерями Софией и Анной. Отец Иоанна, Захария, служил священником в Храме. Иоанн был поздний и долгожданный ребёнок. И тут случилось нечто немыслимое. Злосчастный правитель Ирод, Ирод Архелай, сын Ирода Великого, якобы, прослышал о рождении Мессии и велел убить всех младенцев. Иоанн был старше Иисуса, но всего на несколько месяцев. Иисуса родители укрыли на чужбине, а, вот Захарию служители Ирода пытались заставить выдать сына, но ничего не добились и убили прямо в Храме.

В Храме убили священника! Так рассказывают… Кто мог совершить такое святотатство? Только Ирод Архелай — не иудей, прихвостень оккупантов! Архелай, наверное, самый ненавидимый из всех Иродов. О нём ещё будет речь. На него молва вешает убийство первенцев. Но это ложь!

Ложь для прикрытия страшной истины, призванная обелить Храм. Там, в Храме, кипели кровавые распри. До непосвящённых доходило только то, что не удавалось скрыть. И то — в виде умащённого покойника. Правда для народа только вредна.

Елизавета бежала с сыном в пустыню. Там и умерла. Иоанн остался сиротой. Его спас Ангел. Ангелами маленького Иоанна стали ессеи,"сыны света". Так ессеи поступали часто, подбирая осиротевших детей. Они жили общиной на Мёртвом море и вели строгую жизнь. Воздерживались от мяса и вина, плотских удовольствий и считали себя исключительными праведниками. Только их, говорили они, пощадит Бог, когда придёт менять мир, наказывать и казнить грешных. Но Иоанн, благодарный им за своё спасение, не смог оставаться там. Мятежный, он не соглашался с чьей-то избранностью просто по праву рождения, спорил, и, в итоге, ушёл. Ушёл, чтобы проповедовать самому. И ессеи не могли ни в чём упрекнуть Иоанна, куда более строгого подвижника, чем они сами.

Креститель напоминал иудеям о грядущем Мессии, каким его и представляли, всемогущем и страшном. Обличать и готовить грешников, вот, что он считал своей целью. Это потом его объявили Предтечей Иисуса. Но такой грозный Предтеча только усложнил Послание Христа.

Разговоры Иоанн не любил, а Иисуса, вероятно, не понял. Но Иисус к этому особо и не стремился. Он только что вернулся на родину. Он смотрел и слушал, вникая и узнавая, какая она теперь, какие люди вокруг, чего хотят, кого слушают, кому верят. Оставшись с Иоанном, Иисус, желая лучше понять его и свою будущую паству, стал крестить сам, как и ученики Иоанна. Им Иисус понравился, они его слушали, а некоторые пошли с ним. Иоанн не возражал.

Число поклонников Иоанна росло, и Иисус этому очень даже благоприятствовал. Крестили не каждый день и порознь. Вместе встречались не часто. Людей всё прибывало. Они крестились и слушали Иоанна, его учеников и Иисуса. Но яркая и острая, особенно к Ироду, проповедь Иоанна не могла продолжаться долго и безнаказанно. Антипа направил своих людей. Иоанна схватили и заключили под стражу.

Большинство учеников сочло благоразумным на какое-то время прекратить свои занятия, хотя некоторые продолжали, несмотря на то, что поток желающих заметно иссяк, — то ли людям хотелось креститься именно у Иоанна, то ли они тоже испугались. Этого Иисус не знал, он ушёл несколько раньше. Он увидел и услышал Иоанна. Бόльшего Иоанн дать ему не мог. Проповедь Иоанна — это досада, раздражение, гнев, страх, наконец. Но этого недостаточно. Нельзя жить с такими чувствами, да ещё в постоянном страхе. Страх — это разрушение. Жизнь не только страх. Наоборот! Жизнь — это рождение, созидание, радость. Да, жизнь невозможно представить без страха и разрушения, но это не цель жизни.

Иоанн только вестник, как он сам сказал.

Предстояло хорошенько обдумать, что дальше. Когда Иисус вернулся на берег Иордана, он уже пустовал. Ученики разбрелись по домам.

Андрей и Иоанн из Капернаума, ученики Иоанна Крестителя, ещё до ухода Иисуса разговаривали с ним, и уже почти стали его учениками.

Андрей, по его словам, ещё с юности хотел посвятить себя Богу и поэтому пошёл на Иордан к Иоанну. Увидев Иисуса, услышав, что Креститель называет Иисуса"Агнец Божий", как о нём говорит, Андрей сразу последовал за Иисусом, не заметив иронии, а, возможно, именно вопреки ей.

Необычное учение и проповедь возбуждали его куда более, чем грозные пророчества Иоанна. Вместе с Андреем буквально открыв рот, слушал Иисуса его земляк и сосед юный и впечатлительный Иоанн Зеведей.

Но куда же уходил Иисус? Вняв Иоанну на Иордане, он пошёл к его воспитателям, ессеям. Долго беседовал он и с назореями, — иудеями, на время принимавшими на себя разные строгие обеты. Посетил и бунтарей зелотов. Слушал их, старался понять.

Иисус рассказывал ученикам о своих раздумьях и беседах. Рассказывал, как он это хорошо умел. Красиво, образно и живо, как об искушении его Дьяволом в пустыне. Так повелось издревле. Перед началом своего служения пророк и учитель должен уйти в пустыню, чтобы в посте и молитве наедине с Богом очиститься и получить его благословение. Рассказывал не один раз. Но, вот, поняли ли его ученики? Последующие события показали, что — нет.

— И был я 40 дней один в пустыне в строгом посте, — рассказывал он.

Когда мы слышим 40, мы понимаем — долго, очень долго. Может, гораздо дольше, чем 40 дней. А пустыня, значит, — испытания, неизвестность. Один, никто не поможет, не решит. Это — иносказание, притча.

Иисуса надо не только слушать, но слышать…

Как рассказывают, Иисус много лет жил в Индии. В их красивых легендах к аскетам и подвижникам приходят боги, предлагая дать награду. К нему голодному тоже пришёл один из богов — Дьявол. Это Салем попытался смутить и искусить его.

— Накорми людей для привлечения их!

Как просто! Слишком просто. Те же римляне считали, что человеку нужны ещё и зрелища. И если бы только зрелища! Нет! Человеку нужно нечто большее.

— Не хлебом единым жив человек! — не вступая в длительный спор, ответил Иисус. Возразить было нечего.

— Стань Царём, — предложил Салем. Не об этом ли мечтал народ Израиля? Не этого ли все ждут? Законный Царь колена Давидова! Тебя поддержит народ! Царь прогонит захватчиков! Царь будет вершить справедливый суд! Идеал! Мечта! Римские цезари достойны, славны и блистательны, однако и они не безгрешны. А если придёт действительно божественный, праведный, справедливый, сильный царь? Установи царство справедливости. Ты рождён царём! Ты — истинный царь! Не только в Иудее, во всех владениях Рима, в мире!

Но Иисус отверг и это, казавшееся заманчивым, предложение! Земной царь — человек, а не бог. Он не всеведущ и не всесилен. Человек не может не ошибаться и не сможет остаться безгрешным. Великое человеческое замечательное царство справедливости закончится рано или поздно. Только Бог может быть идеальным царём.

— Поклоняйся Господу Богу твоему, и служи Ему одному!

Что-то более серьёзное Дьявол предложить уже не мог. Но он попытался. — Соверши великое чудо! И народ пойдёт за тобой! Великие чародеи всегда повелевали толпой!

На что Иисус ответил:

— Не искушай Господа Бога своего!

И отошёл от него Дьявол. Привлекать людей чудесами — то же, что хлебом или силой. Можно. Но это зыбко и ненадолго. К тому же чудеса — не знак Бога. Часто творятся они от Дьявола. И не славы искал Иисус.

Как же быть? Где тот путь, который приведёт человека к Богу, в Царствие Небесное, о скором пришествии которого напомнил Иоанн? Он и все вокруг говорят, придёт посланец Бога, Мессия, Машиах, он будет судить и карать нерадивых, наказывать, жечь и казнить.

Ессеи постятся и во всём себе отказывают, говорят, что только их он и пощадит, остальных погубит. Фарисеи старательно и скрупулёзно блюдут Закон, выдумывая всё новые и новые правила, — хотят угодить и оказаться избранными. Но, почему должны пострадать простые люди?

Разве так велика их вина? Разве идущий Сын Человеческий не такой же человек, как те, кого он будет судить? А так ли он лишён жалости к своим братьям? И разве пославший его Отец небесный так жесток к своим детям? Неужели он уничтожит всё человечество и оставит только богоизбранный народ — евреев, да и то не всех? А оставшиеся? А, что хотели, что при этом думали, исполняя Завет?

А, может быть, воевать надо не с людьми, а с их главным врагом, Дьяволом? И людей не судить, людям надо нести Истину, но как им её объяснить, когда с начала времён они пребывают во лжи?

Вопросов сыпалось множество. И, наконец, последний, для него, наверное, главный. Кто этот посланец, Сын Человеческий, кто должен исполнить предписанное? Тяжко ему придётся, ох, тяжко! Велика его цель, труден его путь, страшна его судьба. Когда Иисус вышел к ученикам, он уже понимал, какая ноша ему выпала, но он принял решение.

В Капернауме Иисус первым делом посетил дом Андрея и его брата Симона, сыновей Ионы. Андрей женат не был. Симон возрастом около 30 лет был женат, имел троих детей, В отличие от стройного младшего брата был широк и крепок, вид имел внушительный. В молодости он служил римским солдатом и неплохим. За свои заслуги получил буллу, документ гражданина Рима, и право на ношение своего кавалерийского прямого и длинного обоюдоострого меча — спаты. Позже появление за плечами Христа грозного вооружённого Симона впечатляло и внушало уважение, и, видимо, не раз останавливало возможных грабителей.

По характеру братья различались изрядно. Симон — очень живой и вспыльчивый. Андрей, наоборот, спокойный, рассудительный и немногословный. Но стоило ему заговорить, Симон всегда прислушивался, — Андрей зря рта не откроет. Тем не менее, а, может, именно за это, Симон стал в общине Иисуса самым авторитетным среди его учеников. Именно ему Иисус, как утверждают, сказал:"Ты — Кифа, Пётр, значит, камень, и на камне сем я создам церковь мою и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах". Слова Иисуса все прекрасно поняли. Кифа или Каифа звали тогдашнего первосвященника. А, словами о камне, Иисус, напомнил Авраама, Его иудеи считали скалой, камнем, на котором был основан народ Божий.

По соседству и в дружбе с семьёй Ионы жила семья Зеведея. Как ни странно, но они приходились родственниками Иисусу. Женой Зеведея была Саломия, дочь земного отца Иисуса Иосифа-обручника. Двое их детей стали учениками Иисуса, а Саломия навсегда стала его верной поклонницей. Здесь Иисус всегда мог рассчитывать на приют и отдых.

В первую очередь учеником его стал, конечно, младший пылкий Иоанн. Был он молод, умён и красив, но женат ещё не был. Иисуса он полюбил, как только может юный обожатель полюбить своего учителя. Ему нравилось, как Иисус говорил, улыбался. Нравилась, как легко он возбуждает интерес и внимание людей, его способность убеждать и лечить.

Иоанна тоже отличали прекрасная память и умение красиво и образно говорить и мыслить. На Иордане Иоанн пошёл за Иисусом вместе со своим другом, Андреем, которому совершенно доверял. А сейчас не мог оторваться от своего нового друга и учителя.

Брату Иоанна Иакову было около 30. Иаков был женат, детей у него было четверо. Как и его брат, Иоанн, Иаков характер имел горячий и порывистый, говорил очень громко, при этом размашисто жестикулировал. Иисус называл братьев Сыновьями Грома, Воанергес.

И сыновья Ионы и Зеведея, как и многие на озере, занимались рыбной ловлей. Рыбы в озере водилось много, хватало всем, и голодать рыбакам не приходилось. Занятие это, конечно, весьма однообразное и скучное. Но по субботам наступало другое время. Время Иисуса. Общество собиралось в синагоге. Синагога в таких маленьких поселениях это центр управления и общения. Здесь обсуждаются вопросы общины, принимаются важные решения, выносятся приговоры землякам, включая наказания, для исполнения которых имеется специальный человек.

В синагогах есть разные должностные лица, и у них имеются все права. В день субботний общество собирается для молитвы и чтения Закона и Пророков. Заправляет всем специальный человек — хазан. Для чтения выбирается часть текста Закона — параша и гафтара, и читает её кто-то из присутствующих. Это может быть любой. Но самое интересное начинается тогда, когда чтец, как это принято, начинает на свой лад комментировать прочитанное. Тут Иисусу не было равных.

И раньше комментарии земляков вызывали оживлённую реакцию присутствующих, но теперь, когда они услышали совершенно непривычные глубокие рассуждения знающего человека, такие собрания превратились в необычайно интересные встречи.

Иисус говорил о Царстве небесном. Все евреи понимают, что это такое. Речь идёт не о загробной жизни, не о жизни на небе с Авраамом у Бога. Это Царство Божие на земле, Царство истины и справедливости, которое установит Мессия. Иисус говорил, что оно уготовано всем, а не только ессеям, книжникам и саддукеям. Отец наш небесный никого не забывает, даже самый последний из живущих войдёт в Царствие небесное. Но войти в него трудно. И нужно не гордиться тем, как ты соблюдаешь Закон, а действительно чтить Бога своего. Вот они, простые рыбаки, больше чтят Бога, чем напыщенные богатые фарисеи. Фарисеи цепляются за своё богатство и презирают простых людей. Разве это может нравиться отцу Небесному? А простые люди и живут по-простому, последние сделаются первыми, а первые — последними.

Рыбаки радовались. Им нравилось то, что говорил Иисус. Им нравилось, что им не надо завидовать богачам, книжникам, фарисеям и даже ессеям! Они жили, как хотели, а Бог их любил и ставил первыми! Они задавали Иисусу вопросы, слушали не всегда понятные ответы, радостно кивали головами и счастливые расходились по домам. Постепенно речи Иисуса приобретали популярность. В Капернаум стали приходить из соседних посёлков, а Иисус сам стал ходить по берегу озера, посещая синагоги, читая гафтары, поясняя их и рассказывая об Отце и его Царстве.

В одном из таких собраний в городке Пансада произошёл забавный случай. Иисус пришёл одним из последних и устроился в задних рядах, ожидая начала обсуждения и споров. Хазан выбрал гафтару, выбранный им чтец зачитал текст, но вместо того, чтобы его комментировать, неожиданно обратился к кому-то сидевшему поблизости:

— Я вижу, что среди нас сегодня присутствует очень интересный человек. Я уже раньше слышал его речи. Это Иисус из Назарета. Прошу тебя, Иисус, скажи нам, что ты думаешь…

Иисус был в недоумении. Чтец обращался не к нему. Но в недоумении был и тот, к кому он обращался.

— Ты ошибаешься, уверяю тебя. Я сам пришёл, чтобы его послушать.

— Как же так! — воскликнул чтец, в изумлении обернувшись к хазану, — Это же Иисус. Мы видели его на прошлой неделе…

Хазан закивал головой в знак согласия.

— Меня зовут Фома, — незнакомец поднялся, — я живу в Иерусалиме.

Я родом из этих мест. Приехал отдохнуть. Я слышал про речи Иисуса из Назарета. И вот, пришёл…

— Приветствую всех, — Иисус вышел вперёд. — Не надо спорить. Посмотрите, как мы похожи. Иисус из Назарета — я.

Фома действительно поразительно походил на Иисуса. Близнец, так его потом прозвали. Тектон, то есть, строитель, как и земной отец Иисуса Фома не занимался ловлей рыбы. Но если Иосиф, искусный мастер, возводил дома по готовым изображениям, Фома дома, как раз, рисовал и рассчитывал, скрупулёзно и точно. Весьма богатый, в Галилее он отдыхал, приехав из суетного Иерусалима, где участвовал в восстановлении Храма. Все знали, насколько дотошен Фома. До каких мелочей докапывается не только в расчётах. И редко кому удавалось переубедить его в чём-либо. Он не желал просто поверить в то, о чём ему говорят. Он буквально выворачивал новую мысль наизнанку, если хотел её понять. А поняв и приняв, отстаивал её уже как собственную упрямо и твёрдо. Учение Христа захватило Фому полностью, он стал его учеником.

В синагогу города Вифсаиды, на севере Кинеретского озера Иисус тоже вошёл одним из последних. Он хотел услышать Филиппа, весьма здесь, да и не только здесь, почитаемого знатока с прекрасным образованием книжника. Филипп был женат и имел дочерей. Умница и прекрасный логик, Филипп ожидал прихода Мессии, дотошно и внимательно изучив пророчества и уразумев их смысл. Авторитетом он обладал непререкаемым. И в этот раз читать Писание и давать пояснения хазан, как обычно, выбрал именно его. Слушатели задавали вопросы.

Иисус дождался своей очереди и тоже задал вопрос. Филипп ответил, не вдаваясь в детали, как всегда отвечал обычным прихожанам.

Иисус уточнил свой вопрос. Вскоре всем стало понятно, что встретились два глубоких знатока, которые, буквально, наслаждаются вопросами и ответами друг друга. Но и простые прихожане получали удовольствие — всегда интересно слушать действительно знающих людей.

Филипп не переставал восхищаться ответами Христа. Совершенно ясно, решил он: перед ним Мессия. Покинуть того, кого ждал весь Израиль, он не мог. С той поры они уже не расставались. Сестра Филиппа, дева Мариамна, последовала его примеру.

Ранее похожие разговоры Филипп вёл со своим другом, Нафанаилом. Нафанаил, истинный иудей, честный и бесхитростный, конечно, тоже интересовался всем, что говорилось о приходе Мессии. Как и его другу, эти мысли совершенно не давали ему покоя. Он с упоением спорил с Филиппом, но похвастаться столь глубокими знаниями не мог. Стоит сказать, что отцом Нафанаила был Таламай, поэтому звали его также Варфоломей. Таламай, так по-арамейски произносится имя Птолемей, в своё время проявил себя в войнах Рима с Египтом, за что удостоился римского гражданства, которое по наследству получил и его сын. Когда Филипп привёл к Иисусу Нафанаила, радостно сообщив ему, что нашёл того, о ком писали Моисей и пророки, то, зная друга, Нафанаил не поверить Филиппу просто не мог, и, последовав его примеру, тоже стал учеником Иисуса.

В беседах и спорах в синагогах проходили дни. Иисус и его ученики переходили от селения к селению, двигаясь по живописным берегам Кинеретского озера. Молва о Мессии разлетелась быстро, небольшая община пользовалась известностью и почитанием. Галилеяне, вскоре выяснили, что Иисус обладает ещё способностями лекаря. Да какими! От его рук пропадала боль, затягивались раны, уходили болезни. К нему потянулись больные и убогие, а молва стала обрастать слухами о чудесных исцелениях. Слухи ‒ слухами, но назвать их досужими выдумками ни в коем случае нельзя. Порой случались исцеления просто невероятные, излечивались даже люди годами не встававшие с постели.

Иисус пользовался тем, что вокруг него собиралось множество народа и, рассказывая им разные истории, которые он называл притчами, объяснял, что такое Царствие Небесное, кто такой на самом деле Сын Человеческий, и как нужно себя вести, чтобы быть угодными Богу и радостно войти в его Царство. Но он рассказывал о нём совсем не так, как Креститель. Царство небесное, говорил он, подобно горчичному зерну.

Оно меньше всех семян, но, когда вырастет, становится деревом, и птицы небесные укрываются в ветвях его. Но прорастает оно медленно. И каждый человек должен растить его.

Людей удивляли и восхищали его рассказы, но, более всего, его дела, его отношение к ним. Иисус не видел разницы между иудеями по рождению и обращёнными, он спокойно общался с иноверцами, и их женщинами. Он признавал любые профессии: воинов, стражников и даже мытарей. Но появление у Иисуса следующих двух учеников, которых некоторые называют братьями, многим показалось неожиданным.

Леввей Фаддей и Левий Матфей. Оба они колена Левина. Но это родовое имя. Означает оно только то, что ещё их предки посвятили себя религиозному служению. Братьями они не были.

Фаддей, известный также под именем Иуда Иаковлев, являлся главой общины зелотов, аскетов-подвижников. К ним, непримиримо и воинственно настроенным к существующей власти, Иисус пришёл в пустыне.

Улыбчивый и открытый он спрашивал и слушал, спрашивал и слушал. На резкие слова Фаддея почти не отвечал. Но те короткие, точные и остроумные реплики Иисуса на громкие негодующие выпады Фаддея и его окружения возмутили его душу. Иисус ушёл. И вдруг Фаддей узнал, что Иисус учит на берегах Кинеретского озера, и среди его учеников Филипп! Филиппа Фаддей знал неплохо. Сам он избрал путь зелота, но очень высоко ценил его толкования пророков. Смятенный Фаддей отправился на озеро.

Здесь Иисуса слушал он, слушал его обсуждения и разбирательства с Филиппом, пытался протестовать, порой переходя на крик. Но в какой-то момент осознал: то, что он так рьяно пытается оспорить, на самом деле, мелочь, а сам он, по сути, теперь полностью охвачен идеями Иисуса.

Но такая, уж, особенность великих учений: чем больше ты ими проникаешься, тем больше тебе их не хватает. Неожиданно для самого себя Фаддей стал убеждённым учеником Иисуса.

Что касается Левия Матфея, то он, и правда, был мытарем, сборщиком налогов. Налоги собирались, можно сказать, в пользу римлян, оккупантов и поставленных ими правителей. Поэтому мытарей всегда воспринимали как предателей и нарушителей традиций. Грешник, язычник и мытарь — одно и то же. Любое общение с ними — грех. Озлобленные таким отношением мытари отвечают тем же. И пользуясь своей должностью, многие, конечно, набивали свои карманы. Матфей стал мытарем не по своей воле. Его назначили, несправедливо отправив из Храма в Иерусалиме. Отказаться он не мог. Но обиделся ужасно. Да, деньги к нему шли, разбогатеть было пара пустяков, но Матфей ненавидел свою должность и такие деньги.

Как это почувствовал Иисус, Матфей разбираться не стал. Их разговор у таможни короткий до невообразимости он вспоминал не раз: — Не по душе занятие мытаря? — Иисус остановился у кассы, где сидел Матфей.

— Кому оно может нравиться? — зло ответил тот.

— Так, брось его! Идём со мной!

Матфей не раздумывал ни секунды, встал и пошёл следом. Окрики бывших сослуживцев за спиной вскоре стихли, — им достался приличный куш с его бегством. А Матфей нисколько не пожалел о своём уходе. Он понял, что обретает друзей и единомышленников, и что-то ещё очень большое и невыразимое. Матфей почувствовал себя нужным, находящимся в центре событий и сразу стал записывать. Образование книжника, — куда деваться?..

Кто-то, наверное, может подумать, что Иисус легко набирал сторонников, и, что многие скоро присоединялись к его общине, стараясь разделить с ним его мысли и его судьбу. Однако, это далеко не так. Очень уж необычные мысли проповедовал он и его сторонники. Настолько необычные, что даже родные люди, даже его братья, долгое время совершенно не разделяли его взглядов и сторонились его.

Что касается его матери, понятно, она по-особенному относилась к своему сыну. И особым стало отношение верующих в её сына к ней самой. Она должна быть рода Давидова, как предсказано для Мессии. А поскольку сын — Бог, она больше, чем ангел, ибо ангелов сотворил Бог, а она, можно сказать, сама сотворила Бога. Что правда, то — правда: она действительно была удивительной. И, конечно, история её рождения просто не может не быть красивой легендой, впрочем, весьма напоминающей подобные. Не буду утверждать, что всё неправда. Это было бы чересчур.

Но послушаем, что говорил Барамон.

Жил в Вифлееме священник Матфий из колена Левина, рода Ааронова. Его жена, Мария, была колена Иудина, из города Вифлеема. У них было три дочери: Мария, София и Анна. Всех трёх они выдали замуж.

Старшая, Мария, вышла первой в Вифлееме и родила Саломию. София также в Вифлееме и родила Елизавету, мать Иоанна Предтечи.

А в Назарете Галилейском жил Варпафир. потомок царя Давида по линии его сына Нафана, колена Иудина. Род был знатный и богатый, И был у него сын Иоаким. И женился Иоаким на Анне, младшей дочери священника Матфия. Оба были царского рода Давида колена Иудина.

Богатству и благополучию счастливой пары завидовали все. Завидовали обилию и разнообразию их скота: овец, коз, коров, лошадей, быков. Деньги шли к ним легко, и без убытка. А как удивляла их щедрость!

Часть своих доходов Иоаким отдавал на жертвенник и священству, часть на милостыню. И уважали его за это.

Дожив до преклонных лет, супруги продолжали любить друг друга, а детей Бог им не давал. Бесчадие для иудея несчастье и стыд, кара Господня за грехи. Значит, не может в их роду родиться тот, кто поразит главу древнего змея-сатаны, того самого, который когда-то совратил Еву. И поносили Иоакима завистники и спрашивали его:

— Как ты можешь приносить жертвы Богу? Разве ты не знаешь, что недостоин приносить дары вместе с нами, ибо ты не оставишь в Израиле потомства?

Иоаким и Анна терпели унижения, не озлобляясь. Верили и не теряли надежду.

— Вспомните, — отвечали они, — жена Авраама, Сарра, Сарай, первая из четырёх прародительниц еврейского народа, родила Исаака в 90 лет!..

Господь ниспошлёт нам ребенка по молитвам нашим…

Но случилось однажды, сказал Иоакиму в Иерусалиме первосвященник Иссахар:

— Ты не имеешь детей, а, значит, и благословения Божия: есть, наверное, у тебя тайные грехи. И нельзя принимать от тебя дары.

Сильно опечалился Иоаким и ушёл в пустыню, там плакал и молился.

— Скажи, Господи, в чём моя вина, что ты так наказываешь меня, — вопрошал он и говорил. — Пусть слезы мои будут мне пищею, а пустыня сия домом, пока не услышит и не отнимет от меня поношение Господь Бог Израилев!

Сорок дней Иоаким усердно молил Господа, чтобы Он помиловал его и даровал в старости плод его супружеству, как некогда Аврааму.

Дома жена его, Анна, узнав о происшедшем, горячо молилась и плакала неутешными слезами.

И были их молитвы услышаны, зачала Анна, родила дочь Марию, и умерла родами, как ей было предсказано в детстве.

Настолько семидесятисемилетнего Иоакима опечалила смерть любимой жены, что захворал он и сильно ослаб. И даже несказанная радость от рождения долгожданного ребёнка не могла поставить его на ноги. Решил Иоаким посвятить богоданного ребёнка Богу и Храму. Тому самому Храму, что в Иерусалиме на Храмовой горе. Для служения в нём назначены потомки колена Левина — левиты. Там хранился Ковчег Завета со Скрижалями Завета и херувимами. Там единственное разрешённое место жертвоприношений, приносимых священниками — коэнами.

Известно же, Храм не просто место поклонения Господу. Храм — всё для иудея. Это его жизнь. Здесь проходили заседания Высшего Суда, Синедриона. Первые плоды следовало нести в Храм и съесть там. Без Храма не мыслились ни принесение жертв по случаю рождения ребенка, ни очищение после смерти родственника. Богослужение на главные праздники Песах, Шавуот и Суккот, исполнение заповеди ежегодного паломничества в Иерусалим. И так далее, и так далее.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги СкаЖЕние предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я