Это – Франция! Короли и королевы

Людмила Попкова

В данной книге автор исследует великие французские династии, описывает исторические события и их влияние на судьбы королей и королев, не забывая проследить черты характера французских королей: и vert-galant (пылких любовников), и воинствующих правителей.…Время и история движутся дальше, впитывая другие события, другие лица… Но это уже предмет для следующей книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Это – Франция! Короли и королевы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Людмила Попкова, 2018

ISBN 978-5-4493-0156-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Часть I

Королевские замки

Глава 1.

Версаль — волшебная гармония дворцов и парков

— Ну, расскажи, пожалуйста, мне о моём прадедушке, как он начал строить мой Версаль! — пятилетний Людовик (будущий Людовик XV) уже в который раз просил герцогиню де Вантадур, его воспитательницу, поведать о строительстве прекрасного замка.

— Не знаю даже, что вам рассказать, Луи. Это для Вас будет ещё не совсем понятно и интересно.

— Ну, пожалуйста! Я всё пойму, ведь я уже совсем большой!

— Хорошо, слушайте. Ещё Людовик XIII начал строительство этого дворца. Сначала для него построили небольшой аккуратненький Охотничий домик, где он мог отдыхать после охоты.

Сейчас, при Вашем прадеде Людовике XIV, Версаль превратился в великолепный ансамбль с изумительными парками.

— Подожди, подожди! Что я тебе скажу! Я один раз уже пробирался в этот Охотничий домик, он, вообще-то, не очень и маленький!

— Его недавно, по приказу Вашего прадедушки, перестроили в небольшой дворец, расширив и реконструировав.

Людовик XIV пригласил архитекторов Лево и Ардуэн-Мансара, они превратили Версаль в главную резиденцию короля. Лево строил центральный корпус, а Ардуэн-Мансар — боковые.

— Знаю, знаю, мы живём в центральном корпусе!

— Правильно! Здесь апартаменты короля и королевы, а также принцев крови. Вот почему Вы, Людовик, живёте здесь.

— А я люблю бегать в Королевские конюшни, где много красивых карет и живут настоящие живые лошади!

— Да, там 2000 экипажей: сани, портшезы, кареты и множество прекрасных редких лошадей. Людовик XIV всегда приводит туда своих гостей: он очень гордится своими лошадьми.

— Я тоже горжусь. Я попрошу папу купить мне хорошую лошадь и буду скакать на ней по парку!

— Парки, Луи, детище Ленотра. Правда они красивы? А какие великолепные фонтаны!

— Да, мне особенно нравится фонтан с лягушками!

— Это бассейн Латоны. Мать Аполлона, Латона, упросила Юпитера превратить злых людей в лягушек.

— А вот я никогда не буду злым!

— Конечно, Луи! А бассейн Аполлона Вам нравится? Всем известно, что король построил его в свою честь, уподобляя себя богу Солнца — Аполлону. Поэтому в центре — Аполлон на золотой колеснице, а вокруг — морские чудовища.

— Нет, мне не нравится этот фонтан! Там такие страшные тритоны! Я их немножко боюсь!

— Не бойтесь, дорогой! Это же просто скульптуры!

— А ещё страшней фонтан с драконом. Он так ужасно раскрывает свой рот! Я стараюсь обходить его далеко…

— Не бегайте туда! Лучше пойдите в Зеркальную галерею, там Вы сможете увидеть серебряный трон Вашего прадедушки: красивый, высокий — 2 метра 60 сантиметров!

— А я уже был там и залезал на его трон, мне помог аббат Фурье! Скоро я там всегда буду сидеть, когда умрёт прадедушка! (уже будучи королём, Людовик XV будет вынужден заменить этот серебряный трон на деревянный позолоченный).

— Луи, как можно?! Вы что, не любите нашего короля? Вы же его правнук!

— Да люблю, люблю. Только не очень. Он не разрешает мне сидеть на его троне. Мне кажется, что он жадный!

— Ну, что Вы! Он очень добрый. Его при рождении назвали Богоданный! Подданные обожают его! Он повторяет: «Царствовать — значит трудиться! Он заботится о том, чтобы Франция и народ стали богаче.

— Ну и пусть! Подумаешь! А я буду ещё добрее!

(Да, Людовик XV не стал злым королём, но не стал и добрым, горести простых людей не волновали его).

1 сентября 1715 года Людовик XIV скончался. Перед смертью он созвал своих подданных и извинился за ошибки в правлении, а правнуку завещал беречь честь Франции.

Да, видно, не тому завещал…

Весь двор вернулся в Париж.

Пятилетний Людовик XV взошёл на престол. Регентом при нём был назначен Филипп Орлеанский. Воспитателем его был аббат Флери, который заботился только о набожности малолетнего короля, стараясь оградить его от политики. Именно поэтому Людовик XV никогда политикой не интересовался.

Людовик XV внёс свою лепту в строительство ансамбля: по его приказу были построены Малые апартаменты Короля, покои для мадам де Помпадур (перешедшие после её смерти к мадам Дюбарри), покои дофина, апартаменты для дочерей, его личные покои.

Он завершил работы по сооружению зала Оперы и дворца «Малый Трианон».

Он предпочёл уединиться в Оленьем парке /parc aux cerfs/, но не изменил своим привычкам: балам и празднествам со своими фаворитками.

Однако, этому разгулу пришёл конец — в 1774 году, 10 мая, Людовик XV скончался от оспы и известной «французской болезни».

Труп его рассыпАлся, так, что его даже не смогли бальзамировать. Были вынуждены засыпать его труп гашёной известью…

Но пышные празднества в Версале продолжались.

«Это не просто дворец, это — целый город. Прекрасный своим величием…» — писал позднее Шарль Перро о Версале.

После смерти Людовика XV Версаль продолжил своё предназначение — быть всегда готовым к охотничьим выездам, к роскошным праздникам, ослеплять великолепием и пышностью!

Это — образец абсолютистской монархии, во всём её блеске, не знающий бед простого народа!

И только после того, как Людовик XVIII был вынужден покинуть замок и вернуться в Париж в золочёной своей карете, Версаль постепенно стал приходить в запустение.

Так закончилась эпоха блестящего расцвета Версаля, занимавшего 800 гектаров земель, имевшего 20 километров дорог, 700 великолепных комнат и 60 лестниц с правильностью садовых линий, воплощённых в парки, фонтаны и газоны.

Многие известные личности всегда восхищались Версальским дворцом.

«Я вернулась из Версаля. Увидев прекрасные апартаменты, я была очарована ими… Я видела и ощущала всё это наяву; это настоящее волшебство! — писала мадам де Севинье.

ВАЖНЫЕ ЭТАПЫ В ИСТОРИИ ВЕРСАЛЯ

1623 год — строительство Охотничьего домика Людовиком XIII.

1682 год — Версаль становится резиденцией королей.

1717 год — Пётр Первый посещает Францию, живёт в Большом Трианоне и, встретив маленького Людовика XV, берёт его на руки со словами: «В моих руках Франция!»

1789 год — во время Великой Французской революции Людовик XVI покидает Версаль.

1857 год — в Версале образуют Музей истории Франции.

1919 год — в Версале подписан мирный договор о завершении Первой мировой войны.

1979 год — Версаль вносится в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

Средства, потраченные на строительство Версаля, длившееся 50 лет, составили 25 миллионов 725 тысяч 836 ливров /один ливр — 409 граммов серебра/. Если перевести на современное исчисление, это будет примерно 260,56 миллиардов евро!

Поистине, королевский размах!

Версаль — прекрасный культурный центр, явившийся непосредственным участником великих событий, свидетелем перемен, изменивших ход Истории.

Вот уже более трёх веков Версаль, привлекает к себе внимание благодарных посетителей, восхищающихся его великолепием и гармоничностью!

Правители многих государств пытались построить сказку, подобную Версалю, но тщетно. Эта жемчужина в обрамлении садов и парков неповторима в своей оригинальности и очаровании!

Глава 2.

Жемчужины из ожерелья Луары

ЗАМОК ШЕВЕРНИ

Шеверни… Изящный, лёгкий, парящий. Стиль — Ренессансный, чуть разбавленный классикой. Замок, расположенный в долине Луары, словно белый орёл, распростёр свои крылья.

Внутри замка — старинный интерьер, мебель эпохи Людовика XIII. В основном, у замка были одни владельцы (за исключением периода, когда Генрих II подарил его Диане де Пуатье).

Первым владельцем был Жак Гюро. Он в 1490 году решил превратить старую мельницу в замок. Когда работы закончились, взглядам окружающих предстал прекрасный замок с глубоким рвом, подъёмным мостом и бойницами.

Со временем владельцам стало трудно его содержать, и он разрушился, но позднее на его месте был воздвигнут новый замок, намного краше прежнего.

Это — детище архитектора Бойе и художника Жана Монье.

Интерьеры апартаментов замка включают в себя коллекции картин и портретов, а также старинные гобелены, один из самых великолепных — «Похищение Елены» (мануфактуры братьев Гобеленов).

ЗАМОК АМБУАЗ

Амбуаз — символ королевского могущества, центр королевской власти династий Валуа и Бурбонов.. Стиль — французское Возрождение (соединение французского стиля и стиля итальянского Возрождения).

Эта мощная крепость — живой свидетель многих исторических событий. Здесь жили Карл VIII, Франциск I, дети Генриха II и Екатерины Медичи. Часто приезжали в Амбуаз Генрих III, Генрих IV, Людовик XIII, Людовик XIV, герцог Орлеанский («Эгалите»), Луи Филипп. Они наслаждались созерцанием великолепных ландшафтных садов Амбуаза! С X века Амбуаз становится замком.

Замок — место постоянного раздора между герцогом Анжуйским и графом Блуа.

В 1431 году владелец замка Луи д'Амбуаз был приговорён к смертной казни за участие в заговоре. На самом деле, всё было подстроено любимчиком короля Карла VII Тремуалем. Он нашептал Карлу, что Амбуаз очень удобно расположен стратегически, там есть даже подземный ход, что делает невозможным его завоевание.

При этом Тремуаль выдумал, что герцог — предатель и заговорщик.

И Карл заточил д'Амбуаза в башню для подготовки казни. Он потребовал, чтобы владелец отказался от своего замка и отдал его королю во владение. За это ему была обещана свобода.

Д«Амбуаз вынужден был согласиться, и был помилован.

А Карл расположился в Амбуазе, разместив там роту лучников и привезя с собой около полутора тысяч челяди.

В Амбуазе состоялось знаменательное событие: 1 августа 1469 года Людовиком X был учреждён Орден Святого Михаила, символизирующий приверженность вассалов королевской короне.

Интерьер замка украшен богатой коллекцией живших там королей и королев, их портретами и богатыми гобеленами.

Сюда же Франциск I пригласил великого Леонардо да Винчи, отдав ему имение Кло-Люсе, назначив придворным инженером, художником и архитектором с ежегодной рентой в 700 экю.

Леонардо прожил там до самой смерти и похоронен там же в часовне Святого Губерта.

Там творили также Андреа дель Сарто и Бенвенутто Челлини и сочиняли свои произведения Ронсар и Рабле.

ЗАМОК КЛО-ЛЮСЕ

Замок Кло-Люсе появился на земле, которую Сульпиций III из рода Амбуазов отдал монахиням Монсе.

На старом фундаменте было воздвигнуто строение из розового и белого камня. Владельцем замка стал фаворит Людовика XI Этьен Ле Лу, помощник королевского повара.

Кло-Люсе имел оборонительные сооружения, сторожевую башню, подземный ход и подъёмный мост.

Замок был приобретён Карлом VIII, и с тех пор стал королевской резиденцией. Карл купил Кло-Люсе в 1490 году за 3500 золотых экю. Для королевы Анны Бретонской там была построена капелла из белого песчанника.

Здесь бывал и герцог Ангулемский, будущий король Франции Франциск I со своей сестрой Маргаритой Наваррской.

Гостили также Луиза Савойская и Генрих III, любимый сыночек Екатерины Медичи.

Сюда в начале 1516 года Франциск I пригласил знаменитого уже Леонардо да Винчи. Тот приглашенье принял и со своим учеником Франческо Мельцы и своими полотнами: Джокондой, Св. Анной и Св. Иоаном Крестителем, появился в замке. Франциск поселил его в замке Сен — Клу, рядом с замком Амбуаз, и назначил ренту в 700 экю. Франциск обожал беседовать с Леонардо и смотреть, как рождались не только его величайшие художественные произведения, но и чертежи, механические устройства: катапульта, осадное устройство, геликоптер, подъёмный мост, механический робот.

2 мая 1519 года великий гений скончался, и был похоронен в монастыре Св. Флорентина. Но после того, как монастырь разрушила молния, прах его был перенесён в капеллу Св. Губерта, в замок Амбуаз, о чём просил при жизни Леонардо да Винчи.

ЗАМОК ШАМБОР

Шамбор считается самым великолепным замком долины Луары. Это синтез всего прекрасного, на что способен человеческий гений.

Основные строительные работы проходили с 1519 по 1547 годы.

Были задействованы 1700 рабочих, привезено 2220 тонн белого песчанника. Заказчиком строительства был Франциск I, стремящийся жить поближе к даме своего сердца — графине Тури.

Но после того, как Франциск влюбился в Анну д'Эйи и сделал её своей официальнрй фавориткой, в Шамбор он практически не наведывался, отдавая предпочтение Амбуазу.

Вокруг замка и парка — стена, длиной в 33 километра и территорией 5441 гектаров.

В огромном парке встречаются дикие животные, но никого встреча с ними не обрадовала, за исключением Франциска I. Oн обожал охоту. Однажды он сразился с диким кабаном и убил его. Привезя его в замок, король наступил на тушу одной ногой и покрасовался перед дамами.

Замок построен по образцу укрепления, в нём пять жилых этажей.

В западном крыле — часовня.

Интерьер замка включает 365 каминов, гобелены, выполненные на мануфактуре братьев Гобеленов, картины великих мастеров живописи. В замке находится двухзаходная винтовая лестница из четырёх маршей, накладывающихся друг на друга, но не пересекающихся. Лестница изготовлена по эскизам Леонардо да Винчи. Люди, идущие по разным виткам лестницы, никогда не встречаются.

Замок весь принадлежит итальянскому стилю: колонны, фронтоны, сводчатые арки. В центре 32-метровый фонарь, которым заканчивается лестница. Повсюду эмблема Франциска I — саламандра и буква F со словами: «Nutrisko et extinguo!» («Я питаюсь хорошим огнём и гашу плохой!»)

Современники считали, что Шамбор похож на «вздыбленные волосы женщины»!

Интересный эпизод из истории замка:

Людовик XIV пригласил в Шамбор Мольера и Люлли, предложив им показать свою пьесу «Господин де Пурсоньяк». Но, как ни старались актёры, Людовик зевал. Тогда Люлли придумал выход: он прыгнул на клавесин и разбил его на кусочки, Людовик зашёлся от хохота и, довольный, разрешил авторам и актёрам показать их пьесу «Мещанин во дворянстве»!

Замок переходил от одного короля к другому.

Флобер писал о замке: «…там паук ткёт свою паутину на саламандре Франциска I», обратив внимание на то, что после Революции замок потерял своё великолепие: мебель, картины и шпалеры вывезли, залы остались пустыми.

Сейчас замок реставрирован, но былого великолепия уже не достигает…

ЗАМОК МОНСОРО

Монсоро находится в некотором отдалении от Луары, этой красавицы с голубыми глазами.

Строительство замка началось в XV веке. Тогда ещё он стоял на берегу реки: вода ещё не покинула эту землю.

Строительством руководил Жан де Камбес, приближённый Карла VII.

Он предложил воздвигнуть замок-крепость со всеми необходимыми защитными сооружениями. Жан де Камбес привлёк к работе известного архитектора Делорма. Замок представляет собой единство, в котором явно угадываются готика и ренессансный стиль, характерные для большинства замков в долине Луары.

Старинные элементы конструкции соседствуют с новациями. Фасад с небольшими окнами венчают островерхие башни. Снаружи замок представляет собой укрепление, защищающее парадный двор. Вход открывается через восточные ворота.

Замок полностью сохранил свой первоначальный облик: Делорм сумел воплотить свои творческие замыслы.

В XVI веке только верхняя часть замка Монсоро подверглась небольшой реконструкции.

В замке изредка проходили официальные церемонии и празднества: лишь когда Карл VII соизволял посетить замок.

Комнаты старых апартаментов теперь реконструированы, но музей марокканской конницы, где можно видеть оружие и военные регалии кавалерии генерала Дамада, остался в прекрасном состоянии в память об Итальянской кампании.

Ничто не напоминает о кровавой бойне и гибели графа де Бюсси.

ЗАМОК БЛУА

Блуа… этот изящный замок — пример синтеза романской и готической архитектуры, расположен на высоком скалистом утёсе, омываемом красавицей Луарой.

Он окружён великолепными садами «a la francaise» (на французский манер).

С X века замок влился во владения графов де Блуа, постоянно содействовавших его укреплению.

В 1498 году Людовик XII основал здесь свою резиденцию, что явилось благом для замка и его окрестностей.

Однако, короли здесь не жили, они только останавливались на короткое время (Исключение составляют Людовик XII и Анна Бретонская).

Поэт Шарль Орлеанский прожил в замке 25 лет, создав поэтический двор, собрав вокруг себя общество известных поэтов того времени. Он обожал проводить «поэтические турниры»:

предлагал продолжить его первую строчку. Никому не удавалось придумать продолжение лучше него, пока не появился в Блуа Франсуа Виньон со своей богатой биографией: шесть раз был он приговорён к тюремному заключению, но всегда находился почитатель его таланта, который выкупал его.

Виньон был остроумным оптимистом: «Я — поэт… И сколько весит этот зад, узнает эта шея.»

На очередном турнире он победил Шарля Орлеанского. (Жизнь свою он окончил в Париже: после очередной попойки впал в депрессию и повесился).

В XVII веке в Блуа некоторое время жил Гастон Орлеанский, сосланный сюда за неповиновение своим братом — королём Людовиком XIII. В это время в замке проводились роскошные балы.

Но со временем замок пришёл в упадок. И в 1788 году Людовик XVI приказал продать Блуа. Но поскольку охотников купить не оказалось, он распорядился его разрушить. Однако замок сохранился, благодаря тому, что его превратили в казарму.

Во время Революции замок Блуа сильно пострадал. Но вскоре судьба одарила его улыбкой: в 1845 году архитектор Дюбан начал обширную реставрацию, и в настоящее время замок выглядит прекрасно.

ЗАМОК СОМЮР

Сомюр…

Прекрасный замок, возвышающийся над живописной излучиной Луары.

Ему посвящали свои произведения многие поэты, среди них король — поэт Рене Анжуйский. Он на его основе описал замок Любви в своём романе «Сердце, пленённое Любовью»:

«…этот прекрасный увеселительный замок был построен на изумрудной скале, по которой проходила жила из сверкающих алмазов, рассыпанных повсюду, их было даже больше, чем изумрудов. Четыре стены этого замка были из чистого хрусталя, а в конце каждой стены стояла толстая башня, сделанная из драгоценных рубиновых камней, которые горели огнём, каждый из этих камней был выше человеческого роста. А покрыты были эти башни платиной шириной в ладонь, а дом между башнями был покрыт черепицами из чистого золота, на которых эмалью искусно был выведен девиз Бога Любви: Трепетному Сердцу. А чтобы лучше представить себе этот замок, его можно сравнить разве что с Сомюром в Анжу, который стоит на реке Луаре.»

На скале сначала было несколько сооружений, но сам замок вырос из замка Св. Людовика.

В 1203 году Филиппу-Августу удалось заполучить замок Сомюр в королевские владения. Замок был укреплён для выполнения военного предназначения — помочь вернуть Анжер и часть Анжу, потерянные при заключении Вандомского соглашения.

Сомюр, четырёхугольное здание с круглыми башнями, сохранил кладку XIII века.

Над входом — герб герцогов Анжуйских.

Рене Анжуйский старался облегчить жизнь своих подданных. Не забывал он и о рыцарских турнирах, устраивая ристалища и вознаграждая победителей.

Внутри замка много старинных шпалер с сюжетами рыцарства по эскизам Эннекена де Брюжа, красивая мебель, представляющая историческую ценность, полотна знаменитых мастеров, Конный музей.

В течение двух веков этот красавец-замок служил тюрьмой, постепенно разрушаясь. Сейчас он восстановлен в окружении великолепного парка.

Поэты XIII века не забывали его красоту, даже будучи далеко от него:

«Милее мне замки моих праотцов,

Чем дерзкие стены римских дворцов.

Не мрамором, шифером я дорожу,

Не воздухом моря — привольем Анжу!»

/ Французский поэт Иоахим /

ФОНТЕНБЛО

Дворец Фонтенбло — дворец эпохи Ренессанса, годом его основания считается 1137год. С XII и до XIX веков жили в этом замке тридцать четыре владельца, начиная с Людовика VI. В 1259 году Людовик IX Святой построил на территории замка монастырь.

Четверо из монархов родились в этом замке: Филипп IV Красивый, Франциск II Валуа, Генрих III Валуа и Людовик XIII и были принесены неоднократно в часовню монастыря.

При Людовике XIV, Людовике XV и Людовике XVI дворец перестраивался, благодаря архитекторам Жюлю Ардуэну Мансару и садовнику Андре Ленотру, занимавшегося разведением редких роз и возведением висячих садов, где были установлены статуи и и устроены фонтаны.

Согласно указаниям Людовика XV, во дворце был построен театральный зал, где разыгрывались сцены из произведений Жана Батиста Мольера.

Дворец окружал величественный лес, полный дичи. Во время охотничьих сезонов он был насыщен голосами охотников, лаем собак и звуками охотничьих рожков.

Каждый год в сезон охоты Фонтенбло оживал!

Наполеон Бонапарт любил этот дворец, называл его «истинной обителью королей и дворцом веков». По воле судьбы, именно в Фонтенбло Наполеон I был вынужден отречься от власти в Личном кабинете. Затем он вышел во двор к своим воинам и попрощался с ними.

При Наполеоне I во дворце велись работы по превращению его в роскошную резиденцию.

Внутреннее убранство залов изящно и богато: декоративные росписи, картины великих мастеров, старинные гобелены ручной работы.

В настоящее время дворец насчитывает 1600 комнат!

И он по-прежнему прекрасен!

ЗАМОК ШЕНОНСО

Шенонсо — замок, возникший из старой мельницы и феодального замка семьи де Марк, которые Тома Бойе и его супруга Катрин Брисонне купили у этой семьи.

Они построили Шенонсо в духе Возрождения. Огромные строительные работы привели к тому, что Тома Бойе написал девиз: «Если замок когда-нибудь будет закончен, обо мне вспомнят».

На входной двери гербы Тома и Катрин, а над ними саламандра и надпись: «Franciscus Dei Gratia Francorum Rex — Claudia Francorum Regina» /«Франциск, милостью Божией король Франции, и Клод, королева Франции.»/

В замке в своё время жили Франциск I, Генрих II, Людовик XIV и пять королев: королева Марго, Елизавета Валуа, Мария Стюарт, Елизавета Австрийская и Луиза Лотарингская.

В апартаментах — картины великих мастеров: Рубенса, Миньяра, Мурильо, Ванлоо, Корреджо, Уврие.

Здесь бывали, по приглашению Луизы Дюпен, Вольтер, Руссо, Монтескье, Дидро, Даламбер.

Внутри замка привлекает внимание обилие гобеленов «Цикл о Деметре» в зале герцога Вандомского, узаконенного сына Генриха IV и Габриэль д'Эстре, который стал владельцем замка в 1624 году.

Повсюду портреты королей и королев. В замке шли постоянные празднества, так как Екатерина Медичи старалась ублажать своего сына — Генриха III. Во время бала мужчины надевали женские одежды, а женщины — мужские. Сам Генрих любил одеваться в розовое платье, на шее его красовалось жемчужное ожерелье, в ушах — бриллиантовые серьги.

«Глубина его декольте не позволяла определить с первого взгляда, кто перед вами — король-женщина или королева-мужчина», писал о нём историограф Пьер д'Этуаль.

Здесь же веселился «Летучий эскадрон» королевы Екатерины.

Мадам Дюпэн в 1773 году пригласила в Шенонсо Жана Жака Руссо, сделав его секретарём и наставником её дочери.

Руссо восхищался замком: «В этом прекрасном месте было много развлечений… Здесь любили музицировать и читать пьесы».

Во время Революции Шенонсо не был разрушен, он остался таким же прекрасным в окружении садов Екатерины Медичи и Дианы де Пуатье.

ЗАМОК ШОМОН

Шомон, утопающий в зелени, возвышается на скалистом утёсе.

Он построен на развалинах средневековой крепости. Строительство вели три поколения семьи Амбуаз. Единство стиля впечатляет. Повсюду видны гербы и геральдические эмблемы владельцев.

В 1560 году Шомон приобрела Екатерина Медичи. В спальне Екатерины висит её портрет в полный рост в красивом платье, расшитом золотой нитью, и с золотым колье на шее, украшенным драгоценными рубинами и жемчугом.

Екатерина пригласила в Шомон астролога Козимо Руджиери из Флоренции, оборудовав для него обсерваторию.

В замке также работал известный художник из Италии — Нини. Он занимался производством керамики из глины долины Луары.

Некоторые его произведения — портреты из глины — можно увидеть в апартаментах замка.

Во времена Империи в замке Шомон проживала мадам де Сталь. Наполеон выслал её в Шомон, запретив ей приближаться к Парижу ближе, чем на 40 лье.

Она, в отместку, распорядилась снести северное крыло замка, мотивируя это тем, что оно мешает любоваться красотой Луары и её окрестностей.

В 1938 году неповторимый по красоте замок, окружённый роскошным парком, перешёл в собственность Государства, которое позаботилось о реставрации и декорировании замка Шамон.

ЗАМОК ЛОШ

Лош — красивый замок, обладающий богатой историей, возвышается на лесистой скале. Построен он был на месте деревянной башни с подземными ходами и катакомбами.

Фульк Нерра стал первым владельцем замка. Он был сыном Фулька Доброго, не побоявшего сказать королю Людовику V:

«Невежественный король — никто иной, как осёл, надевший корону.»

Воинственный Фульк Нерра обожал строить военные укрепления и неприступные крепости. В замке Лош он построил донжон с бойницами с толщиной стен около трёх метров.

Позднее, графы Анжуйские продолжили его дело: они построили несколько оборонительных сооружений с южной стороны.

Ричард Львиное Сердце дважды захватывал Лош, но Филипп-Август вернул его Франции.

Здесь в 1429 году Жанна д'Арк убедила дофина Карла дать ей войско для битвы с англичанами и короноваться в Реймсском соборе.

В юности она услышала слова Св. Михаила: «Ты должна выбить англичан из Орлеана!»

Не было того, кто бы мог повести за собой войско, и Жанна взяла эту миссию на себя. Она отправилась к дофину. Раньше она никогда его не видела, но сразу определила, что дофин хочет проверить, действительно ли Жанна — провидица.

Она вошла в зал, увидела человека, к которому все обращались с почтением, но отвернулась от него, и, найдя взглядом дофина, сказала: «Не сомневайтесь, вы настоящий сын своего отца, коронуйтесь в Реймсе. А мне дайте войско — и всё будет, как Бог повелит!» Карл дал ей войско, и она выбила англичан из Орлеана.

Но благодарить её за это никто не собирался. Жанна была неграмотна. Ей подсунули какие-то бумаги, она подписала их крестиком, а это оказался её смертный приговор… Её сожгли, а пепел развеяли над Луарой. Она сделала то, что не мог сделать никто, выиграв Орлеанскую освободительную битву, и спасла страну, но наградой ей была смерть…

В замке Лош иногда видят и другую даму — Прекрасную даму, которая бродит ночью по замку. И ещё одну — образ Агнес Сорель, которую по приказу Людовика XI отравил его фаворит, подсыпав в её кубок яду.

А древняя легенда рассказывает о подземных комнатах и башнях, где содержались заключённые. Там же находится зал пыток.

Замок Шомон был красив, но коварны были его владельцы…

Все замки красивы, каждый сам по себе, но вместе они, как жемчужины, соединены Луарой в одно бесподобное ожерелье.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Это – Франция! Короли и королевы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я