Ребенок от одного года до четырех лет. Практическое руководство по уходу и воспитанию

Польен Бом

Это практическое руководство, написанное группой голландских врачей и ставшее продолжением бестселлера «Ребенок от рождения до года», содержит всю необходимую родителям информацию о развитии ребенка в возрасте от одного года до четырех лет, о его воспитании и уходе за ним, в том числе об особенностях физического и умственного развития, питании, режиме сна и бодрствования, безопасности, играх и игрушках, конфликтах и способах их разрешения и профилактики, типичных расстройствах и заболеваниях, их лечении и профилактике, о том, как создать благоприятные условия для здорового развития ребенка и «разруливать» сложные ситуации, возникающие из-за болезни ребенка или конфликтов между членами семьи. Прочитав эту книгу, вы сможете построить собственную систему воспитания ребенка на основе знания законов его развития и с учетом ваших ценностей и убеждений, создать условия для гармоничного развития малыша, совмещая ясные правила и четкие границы с достаточной свободой для познавания мира, а твердость и настойчивость – с теплом и любовью. Эта книга – идеальный экспресс-курс для молодых родителей, незаменимый справочник для семей, воспитывающих нескольких детей, и отличный «курс молодого бойца» по обращению с детьми для мужчин.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ребенок от одного года до четырех лет. Практическое руководство по уходу и воспитанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Развитие ребенка в возрасте от одного года до четырех лет

Маленький ребенок развивается в соответствии с определенными законами природы. Каждый малыш уникален, и потому сроки прохождения различных этапов развития и даже их порядок могут в разных случаях значительно отличаться.

Ключевое слово, характеризующее развитие ребенка младшего возраста — движение. В первую очередь именно через движение малыш познает себя и окружающий мир. Он узнаёт, что такое «здесь» и «там», «впереди» и «позади», «над» и «под», и таким образом начинает определять собственное положение в пространстве. В движении он знакомится с такими понятиями, как «тяжелый» и «легкий», «мягкий» и «твердый». Совершая определенные действия, ребенок видит, что у каждого его поступка есть последствия, и таким образом приходит к пониманию причинно-следственных связей.

Весь этот опыт поможет ребенку развить три важных навыка: умение ходить, речь и мышление. Эти навыки он начинает осваивать еще в младенчестве и продолжает совершенствовать в первые годы жизни. В некоторой степени все они развиваются одновременно, и в некоторой степени — один за другим в перечисленном выше порядке.

Люди, окружающие маленького ребенка в первые годы жизни, играют очень важную роль в его развитии прежде всего потому, что подают ему пример, или, вернее, потому, что они являются примером для ребенка. В том числе благодаря такому примеру малыш в первый год жизни учится переворачиваться, брать в руки предметы, ползать, сидеть и стоять. Кроме примера для подражания ребенку необходимы возможности и определенные трудности, препятствия и «вызовы», чтобы он мог совершенствовать навыки движения — бегать, лазать, кататься на велосипеде, бросать и ловить предметы. Если такие препятствия будут достаточно разнообразными, а их преодоление будет увлекать ребенка, он сможет в совершенстве освоить все необходимые навыки, связанные с движением, в первые годы жизни.

Чтобы наш рассказ был более систематичным, мы будем обсуждать развитие ребенка в нескольких последовательных главах, хотя в первые годы жизни все аспекты развития малыша тесно взаимосвязаны, и провести четкую границу между психическим и физическим развитием ребенка невозможно. Помимо развития двигательных навыков, речи и когнитивного развития[1] мы обсудим социальное и эмоциональное развитие, а также развитие у ребенка собственной воли. Обсуждая развитие большинства навыков, мы будем указывать средний возраст, в котором обычно происходят те или иные изменения в развитии ребенка. Если ребенок не вписывается в эту статистику и, например, очень поздно начинает ходить, вероятно, он просто не спешит этому учиться, и вы должны дать ему необходимое для этого время. Он обязательно научится, когда будет к этому готов. В то же время, такая задержка может быть признаком нарушения здорового развития, и в этом случае своевременное вмешательство играет крайне важную роль. Именно поэтому дети должны проходить регулярные осмотры у врача.

Очень важно внимательно следить за развитием ребенка и за тем, укладывается ли оно в статистические нормы, но гораздо более интересно наблюдать за тем, как именно ребенок проходит через разные этапы развития, и как в процессе этого развития раскрывается его уникальная индивидуальность. Один ребенок, долгое время не решавшийся самостоятельно подниматься на ноги, в сравнительно позднем возрасте может однажды просто встать и пойти, а другой, напротив, начинает пытаться ходить очень рано и в полной мере осваивает этот навык лишь после бесконечного количества падений.

Физическое развитие

Физическое развитие ребенка легко отслеживать по изменениям пропорций его тела. У годовалого малыша пропорции тела все еще близки к младенческим, даже если он уже умеет стоять и ходить: довольно крупная (по сравнению с остальным телом) голова, высота которой составляет примерно четверть от общего роста ребенка, верхняя часть туловища все еще достаточно тяжелая и «перевешивает» нижнюю — приводит к тому, что при ходьбе ребенка качает из стороны в сторону. В этом возрасте у малыша пока нет выраженной шеи; крупная голова визуально кажется сидящей непосредственно на туловище. Тело имеет мягкие округлые формы; на пухленьких ручках хорошо заметны складочки кожи вокруг запястий. Перемены начинаются в восемнадцать месяцев. Пропорции тела постепенно меняются, так как голова растет медленнее по сравнению с туловищем.

Пропорции тела, характерные для ребенка младшего возраста, формируются в возрасте около двух с половиной лет и сохраняются примерно до пяти лет. Теперь голова составляет около одной пятой от общей длины тела; шея становится более выраженной, поэтому голова визуально отделяется от остального тела. Туловище значительно вытягивается, хотя ноги обычно сильно не растут. В этом возрасте у малыша выдается вперед круглая грудь и живот, а талии у него пока нет.

С пятого года жизни в рост уходят ноги и стопы. Примерно до пяти лет стопы у детей плоские и несформировавшиеся. Ноги выпрямляются только к пятому году, и легкие отклонения в общей форме считаются нормой. В полтора года у многих малышей ноги «колесом», а до трех лет стопы могут немного «косолапить».

Дети сильно сосредоточены на телесном: им нужен постоянный физический контакт, и они проявляют огромное любопытство, изучая собственное тело. Эту детскую потребность можно удовлетворить, часто обнимая ребенка и давая ему возможность изучать свое тело от макушки до пят (например, в ванне). Подробнее эти вопросы обсуждаются в главе, посвященной здоровому половому развитию (см. стр. 109). Тем не менее, ребенок лучше всего познаёт собственное тело, пользуясь им.

Развитие двигательных навыков

В годовалом возрасте ребенок, как правило, достигает первой важной вехи в развитии двигательных навыков: он может стоять и ходить, держась за стенки манежа или кроватки. Некоторые дети к этому времени уже умеют самостоятельно ходить. После этого малыш учится передвигаться все более и более уверенно. Поначалу он может двигаться только вперед, но постепенно начинает обращать внимание на то, что происходит рядом с ним, а позднее — и позади него. В этот период движения ребенка чаще бывают симметричными, а для того, чтобы брать предметы, он попеременно использует то правую, то левую руку.

Примерно с трех лет ребенок начинает чаще действовать какой-то одной рукой, правой или левой. Этот процесс называется латерализацией. Движения становятся асимметричными, и малыш учится, например, стоять на одной ноге. Разделение на правое или левое и предпочтение одного другому не ограничивается только руками и ногами, но относится также к ушам и глазам. В большинстве случаев это означает, что к трем годам ребенок становится правшой с правой ведущей ногой или левшой с левой ведущей ногой, однако в некоторых случаях возможны и сочетания: у правши может быть левая ведущая нога. Кроме того, доминирующим становится правый или левый глаз и правое или левое ухо. Это может проявляться, например, в том, что ребенок предпочитает держать телефонную трубку у правого (или левого) уха.

Постепенно развивается мелкая моторика. Это происходит благодаря тому, что ребенок ощупывает предметы, изучая их, а также учится поднимать мелкие предметы большим и указательным пальчиками. Малыш постепенно учится играть с кубиками, пользоваться вилкой и ножом, самостоятельно пить из поильника, развязывать шнурки и расстегивать пуговицы. К четырем годам эти двигательные навыки обычно развиты настолько, что ребенок умеет самостоятельно одеваться или, например, складывать из отдельных рельсов путь для игрушечного поезда.

Развитие двигательных навыков можно рассматривать как процесс, в котором ребенок учится преодолевать действие силы тяжести. Он встает вопреки силе тяжести. Для правильного выполнения того или иного движения необходима слаженная и скоординированная работа всех органов чувств. У взрослых эта координация развита настолько, что мы даже не задумываемся о том, сколько различных процессов задействовано в каждом нашем движении — например, когда, заметив боковым зрением ступеньку, мы машинально поднимаем ногу, чтобы не споткнуться; когда мы ходим, держась за что-нибудь; когда мы гуляем по улице, одновременно глядя по сторонам; когда бьем ногой по мячу и не падаем…

Все эти навыки доведены у взрослых до автоматизма, но ребенку приходится осваивать их постепенно, раз за разом выполняя определенную последовательность действий. Поэтому очень важно, чтобы у него была достаточная свобода передвижения. Чем больше у ребенка таких возможностей, тем более ловко и виртуозно он научится владеть собственным телом.

Развитие речи

Речь, как правило, начинает развиваться на втором году жизни ребенка. В первый год закладывается фундамент такого развития — благодаря тому, что взрослые разговаривают с малышом и поют ему песенки.

Первый год иногда называют музыкально-ритмическим периодом, потому что в этом возрасте ребенок обращает внимание на мелодические, ритмические особенности языка, а не на содержание разговоров и значение слов. Эта склонность сохраняется и после первого года, но параллельно с ней у малыша развивается интерес к словам, которые он учится понимать и использовать.

В раннем возрасте младенцы во всех частях света используют один общий язык гуления. Позже появляется склонность к родному языку, и гуление становится более специфическим. В результате остаются лишь те звуки, которые формируют основу родного языка. Отдельные слова, которые запоминает ребенок, относятся к людям, предметам и действиям, находящимся и происходящим в его непосредственном окружении: мама, папа, киса, бум, мяч и так далее. Поначалу эти слова произносятся с искажениями, и понять их могут только близкие люди. Постепенно словарный запас ребенка увеличивается, и он начинает выражать свои мысли и желания с помощью слов.

Перед прорывом, в результате которого ребенок начинает четко артикулировать то, что он хочет сказать, бывает период, во время которого малыш пытается выразить свои мысли, но не может этого сделать. Из-за этого он становится нетерпеливым и капризным, и так может продолжаться до тех пор, пока не произойдет прорыв в развитии речи, в результате которого ребенок становится способен сказать именно то, что он хочет сказать.

Научившись использовать отдельные слова, примерно к двум годам малыш начинает говорить короткими предложениями, и тут он сталкивается с совершенно иной областью языка. Строя предложения, необходимо использовать языковые конструкции, которые формируются на основе огромного количества грамматических правил. Разумеется, ребенок пока еще не в силах понять эти правила, но имея перед собой достойный пример и экспериментируя, он постепенно развивает определенное «языковое чутье» и начинает «чувствовать» грамматику языка. Владение родным языком и большой, разнообразный словарный запас — самые важные факторы, позволяющие ребенку понимать других и научиться правильно мыслить.

Внимательно прислушиваясь к словам, которые использует ребенок, вы сможете понять, какие представления об окружающем мире сформировались в его сознании к этому моменту. Так вы сможете оценить, чего можно ожидать от ребенка, а он благодаря этому будет лучше откликаться на ваши просьбы и предложения. На первых этапах освоения языка малыш открывает для себя, что у каждого предмета есть имя, и использует только существительные. Тем самым он показывает нам, что живет в предметном мире — иными словами, в мире видимых вещей, которые просто «существуют» (отсюда и название части речи — существительное). Начиная использовать в своей речи глаголы, ребенок показывает нам, что в его обиходе появилось понятие действия — в сознании ребенка мир усложняется, жизнь становится уже не просто «существованием», но процессом становления. С этим приходит первое понимание времени. На следующем этапе, когда малыш начинает употреблять прилагательные (например, «красивый», «большой», «тяжелый»), он тем самым показывает, что теперь его интересуют качества предметов, их «нюансы» и различия между ними. Когда в возрасте около трех лет ребенок начинает употреблять слово «я» и постепенно учится проводить различие между «я» и «ты», «мое» и «твое», он показывает, что начинает понимать: другие люди существуют сами по себе, независимо и отдельно от него. И, наконец, ребенок начинает использовать более абстрактные понятия, такие как «вчера» и «завтра», сначала «это», а затем «то», показывая, что он начинает понимать причинно-следственные связи.

Самое важное в воспитании для правильного развития речи — разговаривая с ребенком, подавать ему хороший пример. Ребенок быстрее научится воспринимать речь, если вы будете вслух проговаривать каждое свое действие, описывая, что именно вы делаете, и таким образом объяснять малышу, что он видит и чувствует. Например, «Сначала наденем твои носочки… А теперь штанишки». Ясно и увлеченно объясняя подобные вещи, вы поможете малышу научиться правильно произносить слова, которые он хочет выучить. Если вы будете разговаривать с ребенком, сюсюкая и искажая слова, то не поможете ему в развитии речи.

Если ребенок неверно произносит слова или неправильно строит предложения, помогите ему, произнося их правильно, но не слишком акцентируя это. Малыш быстрее и охотнее начнет говорить в такой обстановке, где он будет чувствовать себя комфортно и безопасно, где взрослые чутко и тактично относятся к его попыткам выразить то, что он хочет сказать.

Как мы уже говорили, маленькие дети лучше воспринимают музыкальную сторону языка и реагируют в первую очередь на интонации, с которыми произносятся слова. Читая детские стишки, большинство людей неосознанно используют более выразительные интонации, чем в обычной речи, и именно поэтому эти стихи так любят дети.

Ребенок сможет лучше выражать свои мысли и свободнее общаться с другими людьми, если близкие слушают его действительно внимательно, невзирая на запинки и ошибки в словах. Зачастую вы с самого начала знаете, что хочет сказать вам малыш (например, по его жестам), но очень важно набраться терпения и дождаться, когда он полностью закончит фразу и скажет все, что хотел. Кроме того, умение внимательно слушать собеседника, не перебивая, — один из тех навыков, которые необходимо освоить еще в детстве. Этому может помешать постоянный фоновый шум радио, музыки или телевизора: ребенок учится обращать внимание на эти звуки и просто говорить поверх них. Кроме того, постоянная фоновая музыка может привести к тому, что малыш будет разговаривать слишком громко, и это войдет у него в привычку.

Когнитивное развитие

Ребенок делает первые шаги в развитии мышления, перерабатывая ощущения и впечатления и формируя на их основе представления об окружающем мире. К первому году жизни ребенок добивается в этом больших успехов.

Образно говоря, в результате ощущения и восприятия кусочек внешнего мира занимает определенное место во внутреннем мире ребенка. Таким образом, с очень юного возраста ребенок собирает множество ощущений из внешнего мира через органы чувств; эти ощущения затем перерабатываются и «превращаются» во внутренние образы.

Если бы у маленького ребенка не развивалась память, любое ощущение было бы для него новым и неизвестным. Увидев в третий, четвертый или пятый раз погремушку, тарелку с едой или собаку, малыш постепенно начинает распознавать их, и это первый этап развития памяти. Поначалу эти восприятия отделены друг от друга, но по мере того, как ребенок получает все больше и больше впечатлений, все больше и больше событий в его жизни складываются в одну общую картину. Так ребенок постепенно начинает понимать взаимосвязи между предметами и событиями. Дверь спальни открывается, входит мама или папа, и малыш радостно смеется — тем самым он показывает, что понимает, какие события последуют за этим. Он тянет ручки к маме или папе, ясно давая понять, что, по его мнению, должно произойти дальше, и это свидетельствует о зарождающемся мышлении.

У детей младшего возраста уже заметны признаки следующих этапов когнитивного развития. Ребенок продолжает изучать мир и делает новые открытия. Он быстро замечает различные взаимосвязи, и его познавательные способности постоянно совершенствуются. До четырех — пяти лет мышление ребенка остается тесно связанным с видимой действительностью и непосредственным окружением. Затем у ребенка начинает развиваться способность формировать независимые («абстрактные») мысли, не связанные с теми предметами, которые ребенок видит вокруг себя в этот момент.

Кроме впечатлений, полученных через органы чувств, важной основой для развития мышления у ребенка является язык: ребенок начинает мыслить, давая имена окружающим его предметам.

Можно сказать, что мышление подразумевает движение от одного понятия к другому и установление связей между ними. Сначала ребенок начинает понимать, кто такой «папа», а затем узнаёт, что значит «умываться». Потом он учится связывать «папу» и «умываться», и после этого может построить предложение «папа умывается». Выражение «ход мысли» очень точно описывает происходящее в данном случае. Думая, мы перемещаемся в мире понятий и мыслей, и процесс мышления подобен движению по определенному пути от одного понятия (мысли) к другому. Когда маленькие дети размышляют вслух, ход их мысли можно проследить шаг за шагом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ребенок от одного года до четырех лет. Практическое руководство по уходу и воспитанию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Развитие различных мыслительных процессов — восприятия, памяти, формирования понятий, решения задач, воображения и логики. Теория когнитивного развития была подробно разработана швейцарским психологом Жаном Пиаже в первой половине XX века. — Прим. ред.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я