Книга моих сыновей

Поль Думер

Поль Думер был уникальным человеком. Он стал президентом Франции в 74 года. Его кристальной честности и политической мудрости завидовали не только современники. У Думера было восемь детей, и четыре его сына погибли на фронтах Первой мировой войны. Его жизнь оборвала пуля убийцы—психически неуравновешенного русского эмигранта. Перед вамп своего рода завещание. В нем Думер рассуждает о принципах морали – милосердии, справедливости, о долге человека перед Родиной и семьей, о любви и патриотизме. Обращая свои советы современным ему молодым людям, он словно ведет отеческие беседы с сыновьями, которых потерял. Киша предназначена широкому кругу читателей и представляет интерес не только как художественное издание, но и с исторической точки зрения. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Люди. Судьбы. Эпохи

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга моих сыновей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

I. Человек

Глава I. Воля и характер

— Умей хотеть; делай, что должен.

Этими словами можно резюмировать многочисленные правила для жизни.

— Исполняй свой долг. Будь во всем и всегда человеком долга.

Вот высший закон, моральное правило, которое должно всегда руководить поведением человека.

Но, чтобы с ним сообразоваться, недостаточно только желать исполнять свой долг; нужно еще быть в состоянии это сделать. Нужно обладать волей и силой; нужно уметь владеть собой.

Это — важно и трудно.

Вот почему молодой человек должен раньше всего стараться уметь себе приказывать. Ему нужно овладеть самим собой, своим духом и телом, движениями своей души и всеми действиями.

Быть хозяином самого себя — это значит иметь возможность сделаться человеком добра; в очень значительной степени, это значит также сделаться хозяином своей жизни, быть в состоянии создать свое счастье.

Как добиться этого постоянного воздействия на самого себя, которое кажется вначале трудным, но которое практика делает легким и почти машинальным?

Как противиться неразумным импульсам, увлечениям, соблазнам, со всех сторон осаждающим человека? Как восторжествовать над склонностью к бездеятельности рассудка, над стремлением предоставить свободу природным влечениям, которым так сладко и приятно кажется подчиниться, когда не учитываешь последствий?

Достигнуть этого можно воспитанием и упражнением воли.

Перед своими фаворитами, предающими его и замышляющими убить, император Август сдерживает свое возмущение, свой гнев, свою жажду мести; ему удается восторжествовать над ними, чтобы дать волю разуму и сердцу. Борьба была жестокой; он чувствует свою победу и, властелин мира, подтверждает свою власть над самим собой, восклицая:

«Я владею собой, как владею вселенной;

Таков я есть, таким хочу я быть…»

Человек слабый, пассивный, безвольный, без власти над собой, не знает такой внутренней борьбы. Без сопротивления скользит он по наклонной плоскости, куда влекут его самые беглые, самые неразумные душевные движения.

Наоборот, описанное Корнелем положение часто бывает, в малых делах, как и в больших, у тех, кто не хочет быть бессознательной игрушкой своих страстей. Многим приходится, таким образом, выдерживать тяжелую борьбу, в которой они не всегда торжествуют.

Человек твердой воли, привыкший приказывать самому себе, достигает победы быстро и легко. С течением времени, когда ему удается создать эту счастливую привычку, он бесспорно утверждает в себе власть разума и мудрости.

Сенека сказал: «Если ты хочешь покорить мир, дай покорить себя разуму». Для французов двадцатого века можно перевести это так:

— Ты будешь достоин управлять другими людьми, если только ты полный хозяин над собой, если действия твои продиктованы твоим разумом.

Итак, первое условие, чтобы возвыситься, то же самое, которое позволяет стать человеком добра и счастливым человеком.

Не стоит ли это того, чтобы сделать усилие для его достижения, чтобы пожертвовать в молодости наслаждениями низшего порядка, дабы овладеть самим собой, т. е. стать способным силой воли подчиняться действию разума?

Философы поставили Волю среди главных способностей человека. По своему значению она не имеет соперников, кроме Ума, управляющего идеями, долгом, соображением, и способности чувствовать, властвующей над впечатлениями, чувствами, желаниями.

В согласии с философией, здравый смысл ставит волю на первое место среди человеческих способностей, среди качеств человека, достойного этого имени.

Энергичная, постоянная воля может достигнуть всего в области моральной; многое может она и в области материальной.

Только человек воли действительно свободен; он хозяин своих суждений и своих актов; он управляет своими мыслями, чувствами, даже воображением, и все подчиняет в себе власти разума. Он действует согласно его предписаниям и приказам своей совести; он способен управлять собой по жизненным правилам, внушенным ему мудростью.

Сильной волей человек достигает власти над страстями, над тем, что в них дурного, чрезмерного или опасного, оставляя в себе место лишь страстям великодушным и благородным; он решительно отстраняет каприз, это безумное дитя слабости; он следует лишь чувствам, не противоречащим долгу. Нужно обладать железной волей, чтобы быть человеком добра, человеком истинно добродетельным. Но с такой волей каждый может рассчитывать на это совершенство, каковы бы ни были его недостатки, темперамент, стремления, вкусы.

В текущей практике жизни, в тысяче повседневных актов, столь важных для нас, ибо они составляют как бы канву нашего существования, хорошо было бы иметь твердые правила, чтобы не обсуждать постоянно наши решения, а принимать их простым актом нашей всегда бодрствующей воли.

Вы знаете, чего стоит умеренность, и приняли за правило никогда не излишествовать за столом; вы знаете, например, что дурно пить алкоголь или курить. Многочисленны и часты будут побуждения и соблазны против принятых вами решений. Нужно, чтобы ваша воля решительно отстраняла их. Ее ежедневное упражнение в этих малых вещах подготовит ее к действительному воздействию в более важных вопросах.

В области второстепенных актов есть весьма естественные влечения, с которыми воля должна бороться.

Предположим, что вы человек науки, человек кабинета, принужденный долго работать. Вы знаете, как важны физические упражнения для здоровья, для равновесия вашего тела. Но после утомительного дня, в течение которого ваш мозг был все время занят, может быть даже переутомлен, вы жаждете покоя, вам хочется спокойно остаться дома или пойти куда-нибудь на вечер, на какое-нибудь удовольствие, не имеющее никакого отношения к вашим мускулам. Все влечет вас к этому решению, приятному, но противному гигиене и благоразумию. Если у вас есть воля, вы сумеете реагировать, вы «встряхнетесь»; вы дадите вашему телу необходимое ему движение. Ему от этого будет лучше, и вашему мозгу тоже. Это простое и легкое практическое осуществление воли хорошо уже само по себе, по своим непосредственным результатам, но особенно потому, что оно развивает привычку «хотеть», подготавливать сильную волю для больших актов, для важных случаев, где нужно уметь решиться, где, желая твердо, упорно и постоянно, можно прийти к счастливым результатам.

В частных делах, как и в делах общественных, благо приобретается волей. Конечно, она не единственный элемент, необходимый для успеха, но, во всяком случае, она является первым условием, без которого другие недействительны.

Если эта жизненная энергия, называемая волей, неизбежно дает результаты в каждом деле, рассматриваемом самостоятельно, то можно представить себе, какое влияние она должна иметь на целую жизнь, в которой она постоянно проявляется.

Человек, сумевший приобрести силу желать, определяет, в значительной степени, собственную судьбу.

Он оставляет случаю и несчастным обстоятельствам минимум влияния на его жизнь. Он сам кузнец своего успеха и своего счастья.

Человек без воли, даже если он одарен большим умом, имеет лишь весьма слабое влияние на собственную судьбу. Он является игрушкой событий; случай решает его участь. Он проходит в жизни, как корабль без руля в бурном океане. Он плывет без управления, увлекаемый всеми ветрами и течениями, до дня, когда затопят его волны.

К счастью, люди бездеятельные, слабые, у которых воля совершенно отсутствует, являются исключениями. Но и люди сильной воли, твердо закаленные для решения и действия — тоже исключения.

Громадное большинство состоит из людей со слабой волей, с умом нерешительным. Они смогли бы сделаться лучше, тверже, решительнее, если бы они научились хотеть.

Колебания, нерешительность, которым они подвержены, это болезни, переходящие с течением времени в настоящий паралич воли.

В известных положениях, быть колеблющимся и нерешительным — самый опасный из недостатков. Когда он проявляется у начальника, он приводит к катастрофам. Для тех, кто командует солдатами, управляет гражданами, приказывает подданным, решительность является существенным качеством.

Итак, общественная жизнь, как и частная, требует умения решаться, способности хотеть.

Тысячи хорошо известных исторических фактов говорят нам о том, что может совершить сильная воля. Нет ни одного великого политического деятеля, ни одного великого полководца, которые не обладали бы волей, решительностью, упорством.

Вот случайный пример: Наполеон, несмотря на свою могучую волю, на свой военный гений, разбился, когда он ослабел, о непоколебимую волю Блюхера и Веллингтона. Будь менее сильная воля у того или другого из этих двух полководцев, и французская армия победила бы при Ватерлоо. Это не гипотеза, это очевидный факт. Ряды англичан, расшатанные нашими атаками, колебались, готовые к прорыву, и одна лишь воля «Железного Князя» заставила их продержаться до вечера. Блюхер, которого Наполеон всегда разбивал, побежденный и лично опрокинутый французской конницей в Линьи, хочет драться, жаждет победить во что бы то ни стало и скачет на звуки пушек Ватерлоо. Гений побежден этим двойным и энергичным упорством.

В другой области есть столь же убедительные примеры, из которых некоторые стали, так сказать, классическими. Часто говорилось о благородном поведении того стоика, который, доказывая ученикам положение его школы, что боль не является злом, почувствовал в эту минуту острый припадок подагры, но не обратил на него внимания и победил силой воли страшную боль.

Гёте сообщил результат, которого достиг он сам:

«Во время эпидемической лихорадки, производившей опустошения вокруг меня, говорит он, я должен был неминуемо заразиться; мне удалось избегнуть этого одним лишь действием твердой воли».

Когда воля, управляемая разумом, проявляется постоянно, когда она полностью развита и активна в человеке, она становится «характером».

Человек с характером есть человек воли, твердости и смелости.

Это то, что есть наилучшего и в то же время полезнейшего и наиболее редкого.

Все, что говорится о счастливых результатах силы воли, особенно верно по отношению к характеру.

Характер столь же важен для того, чтобы творить добро, чтобы быть добродетельным, как и для того, чтобы добиться успеха и счастья.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Книга моих сыновей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я