Сказки для театра

Полина Панова

Сборник пьес-сказок для театра.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказки для театра предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ЖЕНИХИ ДЛЯ КРИКСЫ ИЛИ ТАЙНЫ ЯЗЕЛЬСКОГО БОЛОТА

(сказка для театра)

Действующие лица:

Настя — крестьянская девушка

Вася — крестьянский парень

Дядя Гриша, он же Жихарь

Водяной

Кикимора — жена Водяного

Крикса — их дочь

Полевой — претендент на руку и сердце Криксы

Громовой, он же Хухлик — претендент на руку и сердце Криксы

Зыбочник — претендент на руку и сердце Криксы

Злыдня — подруга Криксы

Хмыра — подруга Криксы

Оракул

Мальчик

Действие происходит на сказочной земле Коччойяг и на сказочном Язельском болоте.

СЦЕНА ПЕРВАЯ

Крестьянская изба. За столом сидит Настя, укутанная шалью. За ней ухаживает дядя Гриша, дед с бородой.

Дядя Гриша. Захворала, Настенька! Ещё бы — такой холод на улице, вот и простыла. Выпей морсу брусничного и постарайся уснуть. Утром проснёшься здоровенькая!

Настя. Поговори со мной, дядя Гриша. Под твои сказки так сладко засыпать. Особенно сейчас, когда за окном непогода. Что за лето! Каждый день ураган деревья валит, то снег, то град, то жара! Это ведь всё неспроста?

Дядя Гриша. Это значит, Настенька, что неспокойно в болотном семействе Язеля. Шумно в той трясине, но вмешиваться в их дела не стоит.

Настя. А если им помочь надо? Вдруг беда у них?

Дядя Гриша. У них одно несчастье — дочка выросла!

Настя. Чья дочка?

Дядя Гриша. Водяного и Кикиморы, и зовут её Крикса!

Настя. Расскажи о них, дядя Гриша.

Дядя Гриша (тяжко вздохнул). Как тебе известно, каждое утро на Язельском болоте появляется заветная пелена-туман…

Настя. В виде дымчатой стены…

Дядя Гриша. Да, Настенька, именно так. Обычный человек, как известно, собирает там ягоды и на пелену внимания не обратит: марь и марь. Но если произнести заветные слова, дымка рассеется, и можно увидеть не только ягоды, но и всех болотных жителей Язеля.

Настя. Хитрый ты, дядя Гриша, сколько раз рассказываешь, а заговор в тайне держишь. Боишься, что однажды сама проверю?

Дядя Гриша. Так вот, когда обитатели болота желают поскандалить, они приходят к этой дымчатой пелене. Есть у неё одно волшебное свойство — она усиливает звуки и отсылает их в противоположную сторону, то есть к нам, на нашу землю Коччойяг, где от болотных свар ураганы и сплошная непогода. Особенно преуспела в криках девица по имени Крикса. Выросла девка неугомонной, неуправляемой: каждое утро бежит к пелене и ну орать — развлекаться! А у нас из-за этого и деревья сносило, и потоп был, и холод собачий в середине лета.

Настя. А зачем она это делает?

Дядя Гриша. Недолюбленная, вот и всё объяснение!

Настя. Как это — недолюбленная? У неё же семья полная: и мама, и папа! Вот я — сирота, но о себе так не думаю. У меня есть ты, добрые соседи и ещё мой любимый Вася.

Дядя Гриша. Замуж ей надо, время, видать, пришло! Одной родительской ласки уже недостаточно. Всё болото терпеливо ждёт, когда наконец найдёт она своего суженого и изменится, присмиреет. А пока не встретила — терпим мы…

Настя. Сейчас уже конец августа. В этом году ни разу за ягодами не выбрались: наверное, их там, на мхах да кочках, — видимо-невидимо! Как же я люблю наше Язельское болото!

Дядя Гриша. Вот ветер угомонится, солнышко выглянет — сходим! Кстати, слова заветные ты и сама знаешь, много раз я от тебя их слышал, даже сегодня. На болото одна не суйся, пойдёшь с Васей, женихом своим. Завтра утром он к тебе наведается. Ну что, Настенька, выпила морс, теперь засыпай. Засветло зайду, навещу тебя…

Дядя Гриша уходит. Настенька ложится спать, ворочается, за окном то и дело меняется освещение.

Свистит ветер, потом слышится шум сильного дождя, наконец резко светает, становится тихо. Настенька встаёт, подходит к окну и кому-то машет.

СЦЕНА ВТОРАЯ

Дверь открывается, входит паренёк Вася.

Вася. Доброе утро, моя милая соседка! Как ты себя чувствуешь?

Настя. Спасибо, Василёк, гораздо лучше. Вчера дядя Гриша принёс мне брусничного морсу.

Вася. Что за таинственный дядя Гриша тебя постоянно навещает?

Настя. Наш сосед.

Вася. Я до сих пор с ним незнаком. Ну да ладно! Я тебе тоже гостинец принёс от матушки — шанежки на завтрак и ещё немного брусники. Правда, в прошлом году собранную.

Настя. Очень люблю эту ягоду!

Вася. Сегодня утром на удивление тихо. Солнышко пробилось.

Настя. Не верю своим глазам! Прекрасная погода, и я выздоровела. Вася, побежали за ягодами на болото! Ну, пожалуйста!

Вася. Сейчас погоде верить нельзя. К тому же у меня дома младший брат.

Настя. Хорошо, схожу одна. Пока ветра нет и тучи снова не набежали, наберу ягод и вернусь.

Вася. В одиночку не отпущу.

Настя. Но твой брат…

Вася. Он даже не успеет проснуться.

Настя. А если проснётся?

Вася. Ему семь лет, не испугается один.

Настя. Подожди, я записку оставлю. Вдруг в моё отсутствие дядя Гриша придёт.

Настя подходит к столу и пишет записку. Потом быстро одевается. Вася берёт корзинку, и они выходят из дома.

СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Язельское болото, утренняя пелена. Настя и Вася сидят на разных кочках. Между ними стоит корзина, полная ягод.

Настя. Просто праздник души! Лучше быть не может.

Вася. Сейчас отдохнём — и домой.

Резко поднялся ветер, гром и молния. Стало пасмурно и темно.

Вася. Опять неладно с погодой. Лучше поторопиться.

Настя. Давай так: ты пойдёшь домой, а я задержусь ненадолго. Есть проблема — надо её решить наконец!

Вася. Это что ж ты решать собралась?

Настя. Вдруг мы сможем помочь разобраться…

Вася. Ты веришь этим россказням про утреннюю пелену? Что вся непогода оттого, что болотная нечисть кричит на болоте?

Настя. А если это правда? Надо произнести заклинание, и туман исчезнет. Я всё думала, вспоминала, какие это могут быть слова? Есть одна версия. Давай хотя бы попробуем!

Вася. Одну тебя здесь не оставлю. Ну, говори свою фразу.

Настя (распахнула руки и подняла лицо вверх). Как же я люблю наше Язельское болото!

Пелена исчезает. Мы видим дочку Кикиморы на кочке с ягодами. У Криксы растрёпанные волосы и вытаращенные глаза, одета стильно, но в «болотном» жанре.

Вася. А это кто такая? Откуда взялась? Ты кто?

Настя (ходит вокруг Криксы, рассматривает её). Ой, какая ты чуднаая, интересная!

Крикса. Ну надо же! Обычно говорят: «Ой, сколько ягод!», а меня не замечают. Ты первая узрела мою болотную индивидуальность.

Настя. Мы действительно попали к жителям топи? Ура! Получилось!

Вася. Невероятно! Никогда бы не поверил!

Крикса (фыркает). Я не какая-нибудь чернь болотная! Я дочь Водяного и Кикиморы, и горжусь этим! Вы сами-то кто такие?

Настя. Я Настя, это мой жених Вася. А ты Крикса?

Крикса. Ну да!

Вася. А чего же ты без охраны, дочь Водяного?

Крикса. Отгул дала. Стражники у меня слабонервные — оглохли.

Вася. Слух не только твои охранники потеряли. У нас сплошные катаклизмы от ваших перебранок.

Крикса. Кричу не только я.

Настя. А почему ты горло дерёшь? У тебя беда какая-нибудь?

Крикса. Ещё чего! Я просто стресс снимаю.

Настя. Как это?

Крикса. Да так. Мамин психолог советовал не копить чувства, а сразу избавляться от них. И я прихожу сюда, к утренней пелене, за которой ничего нет, и кричу, сбрасываю с себя этот эмоциональный хлам. Сильная акустика, кайф!

Настя. А почему ты решила, что за туманом ничего нет?

Крикса. Ну я же ничего не вижу!

Вася. Там есть мы! Там наша земля Коччойяг! Когда вы тут кричите, у нас на земле — ветер и ураган, дождь и град.

Настя. От твоих воплей несколько детей заболели неврозами, бывалый рыбак дядя Петя стал заикаться.

Крикса (обрадовалась). Меня ТАМ слышно? Ура-а!!! Пусть так и будет. Это я! Я существую! Они живут так, будто меня на свете нет. Фигушки, я есть! И я ору об этом во весь голос! Кричу и буду кричать. Пусть каждая болотная лягушка знает, что живёт на свете дочка Водяного и Кикиморы! И зовут меня Крикса!

Вася. Ты слишком громко заявляешь о своём существовании.

Настя. От твоего крика у соседских малышей с перепугу штанишки мокрые.

Крикса. Ненавижу детей! Гадёныши! Так им и надо! А я была и буду громкой. А иначе как обо мне узнают?

Настя. Я вспомнила, ты недолюбленная! Мне дядя Гриша говорил.

Крикса. Может, недолюбленная, а может, от избытка любви устала. (Подходит к пелене, кричит.) Достали меня родители заботой! Мне всё можно, что хочу, то и делаю. А вы — жалкие людишки!

Настя (испуганно). Не кричи! Дети боятся грома!

Крикса. Зато как легче дышать стало! Гром их, видите ли, пугает.

Настя. Но это действительно страшно.

Вася. Ты так презираешь людей?

Крикса. А как ещё к вам относиться? Вы аморфные, равнодушные, без жизненной позиции. С вами только так и надо!

Настя. Почему это мы равнодушные?

Крикса. Потому что в ответ молчите. У вас деревья гнутся от урагана, а вы по домам попрятались. А надо выйти, дать отпор ненастью.

Вася. Вот поэтому мы здесь. Найти причину и устранить её.

Настя. А заодно и ягод насобирать.

Крикса. Устранить! Ха! Это каким же образом?

Вася. Настя у меня девушка деликатная. Я, напротив, человек жёсткий и просто запретил бы самовольничать на болоте. Приказал бы всем вам замолчать.

Настя. А я попыталась бы понять, что с вами происходит. Что-то посоветовать, помочь…

Крикса. Тебе хорошо рассуждать! Наверное, родители не донимают опекой.

Настя. Увы, я сирота. Но всё-таки в нашем доме царят любовь и забота. Обо мне хлопочут сосед дядя Гриша и мой любимый Вася. А я оберегаю их.

Крикса (смотрит на Васю). Жених у тебя богатый и важный?

Настя. Нет.

Крикса. И ты, что, его любишь?

Настя. Очень!

Крикса. За что же?

Настя. Просто так, ни за что. Любят вообще ни за что-то конкретное.

Вася (Криксе). А ты что, никогда никого не любила?

Крикса (кричит). Я никого не обязана любить, не должна об этом и докладывать. Родители так любят, что сбагрить меня хотят с глаз долой!

Настя. Это как?

Крикса. Замуж выдать! Женихов нагнали, кастинг объявили!

Вася. Если от этого зависит тишина нашего болота, то замужество — не самая плохая идея.

Крикса. А я не так проста, за абы кого не пойду. А может, вообще никого не выберу!

Настя. Ты не хочешь замуж? Или тебе не понравился ни один жених?

Крикса. А я их и не видела!

Настя. Так давай посмотрим вместе! Вдруг кто-то по сердцу придётся?

Крикса (нехотя). А давайте! Всё равно делать нечего!

Вася. Только ты мне пообещай: если встретишь любимого, крики на болоте прекратятся.

Крикса. Под этим не подпишусь. Ведь я здесь не одна кричу.

Настя. А кто ещё?

Крикса. Женихи разминаются перед кастингом!

СЦЕНА ЧЕТВЁРТАЯ

В дом Насти возвращается дядя Гриша, зевает, потягивается.

Дядя Гриша. Настенька, ты где? (Озирается, видит записку. Читает вслух.) «Дядя Гриша! Утром улыбнулось солнышко, погода успокоилась, и мы с Васей решили сходить на болото за ягодами. Мы ненадолго, наберём лукошко и сразу домой! И ещё: если я угадала заветные слова, то мы попадём к жителям болота, и тогда попробуем сделать так, чтобы закончились ураганы и ненастья. Не волнуйся за нас!» Чего-чего? Не волноваться? Ну-ка, в чём она ушла? Нет тёплой одежды, сапожек, корзинки. Глупые дети отправились на болото наводить порядок — а мне не переживать? Ну что, Настенька, видимо, пора и мне навестить жителей Язельской топи! (Уходит.)

СЦЕНА ПЯТАЯ

Дядя Гриша подходит к туманной пелене на болоте.

Дядя Гриша (раскинул руки). Как же я люблю наше Язельское болото!

Открывается болото. К дяде Грише подбегает Полевой — конопатый рослый парень с копной волос соломенного цвета.

Полевой. Подожди, можно я с тобой? А то я не знаю заветных слов, могу опоздать.

Дядя Гриша. Товарищ по несчастью? Проходи. Решим нашу проблему вместе.

Полевой. Это невозможно. Справиться с ситуацией сможет только кто-то один.

Дядя Гриша. Почему?

Полевой. Ну, ты же пришёл сюда на кастинг женихов?

Дядя Гриша. Я? Какой ещё кастинг, что ты! Я тебе не конкурент, а коллега! Поздно мне женихаться! Я явился сюда, чтобы разыскать моих молодых соседей Настю и Васю, вернуть их домой здоровыми и невредимыми.

Полевой. Вот оно что! А меня волнует девушка с нежным именем Крикса, дочь Водяного и Кикиморы, богатая и тщеславная. Я, напротив, молчалив, весь в работе, состояния никакого. Боюсь, не придусь девице по вкусу, не выберет она меня. Не любит малышка скучать.

Дядя Гриша. Испытай судьбу. Вдруг повезёт? Надо же попытаться исправить ситуацию на болоте.

Полевой. Какую ситуацию?

Дядя Гриша. С криками, что из трясины доносятся. Непогода на земле от этого.

Полевой. Да уж, погодка давно не радует. От ураганов колосья в полях ломаются. А при чём здесь болото?

Дядя Гриша. Ты что же, совсем не интересуешься международной обстановкой?

Полевой (вздохнул). Совсем.

Дядя Гриша. А светскими новостями?

Полевой. Даже не знаю, что это такое.

Дядя Гриша. Как бы тебе объяснить? Как только девушка с нежным именем Крикса встретит свою любовь, ураганы прекратятся. Как тебя зовут, неожиданный путник?

Полевой. Полевой.

Дядя Гриша. А меня Настенька называет дядей Гришей. Ну, что же, давай будем товарищами, поможем друг другу.

Видят вдалеке Громового.

Полевой (вздыхает). Этот — точно мой конкурент.

Дядя Гриша. Так давай понаблюдаем за ним.

Полевой и дядя Гриша прячутся за кочкой.

СЦЕНА ШЕСТАЯ

Выходят Настя, Вася и Крикса.

Вася. И много женихов?

Крикса. Конца очереди не видно. Шучу. Пока всего два. Первый — заезжий гастролёр по имени Громовой. Приехал сюда из далёких диковинных болот, но ведёт себя, как будто он здесь главный хозяин. Второй — Зыбочник. Сам — лентяй, на ветках раскачивается, а за него всё делают его дублёры и помощники. Из этих двоих я должна выбрать своё счастье, один раз и на всю жизнь. Мама уверена, что мне по сердцу будет Громовой. Ой, а вот и он! Лёгок на помине!

Появляется Громовой — маленький, щупленький, напомаженный, «в перьях», с претензией на яркость. Ходит взад-вперёд, выпятив грудь, «пробует» голос.

Настя. Тебе, видимо, он не нравится?

Крикса. А что в нём привлекательного? Приехал свататься, а сам ничего обо мне не знает: кто я, мои привычки, хотя бы как выгляжу. Сегодня утром мы столкнулись с ним у туманной пелены, и он наорал на меня. Ладно, я кричу на всех подряд, мне можно, я болотная мажорка. А этот: «Пошла вон! Не мешай мне репетировать приветственную речь для невесты!»

Настя. Давай мы поговорим с ним. А потом — с Зыбочником. Поможем тебе определиться.

Крикса. Прикольно! Пообщайтесь, а я понаблюдаю за вами. (Прячется за кочку.)

СЦЕНА СЕДЬМАЯ

Настя и Вася подходят к Громовому. Громовой оборачивается и кричит от неожиданности. Все трое шарахаются в разные стороны.

Громовой (с претензией). Я не люблю, когда ко мне подходят слишком близко. Вы кто такие? Со стороны невесты? Или представители другого претендента?

Вася. Ты вокалист Громовой? Мы не ошиблись?

Настя. Мы благодарные зрители. Ехали за тобой из соседних болот. За автографом!

Громовой улыбается. Идёт по авансцене пританцовывая.

Громовой. Да. Я — Громовой. У меня сегодня решается серьёзный вопрос в жизни: выступаю перед невестой. И должен понравиться ей и её родителям. Вы будете свидетелями моей победы! Я неповторим, непобедим, эксклюзивен.

Вася. А ещё ты очень громкий и шумный. Пожалуй, даже слишком. А почему ты кричишь?

Громовой. Я прочищаю горло перед репетициями и перед выступлениями.

Вася. Может быть, тебе не доложили продюсеры и охранники, но от твоих криков на большой земле Коччойяг суровые катаклизмы.

Громовой. Не надо, не грузите меня! Ничего не хочу знать про какую-то большую землю! Пелена — это бездна, там никого нет, это помойная яма для моих эмоций.

Настя. А без этого никак? Может, лучше сделать другие упражнения, вокальные? Или настроиться позитивно? Радостных тихих эмоций у тебя нет?

Громовой. Если вы — мои преданные поклонники, то должны знать, что веселье у меня только в песнях.

Настя. Вот видишь! Значит, умеешь! От твоих радостных эмоций у нас на земле идёт грибной дождик, поливает огороды в засуху. Хоть какая-то польза.

Громовой. Но когда я не на сцене, я беззащитен перед толпой. Каждый может слово грубое сказать. Жизнь реальная трудна, скучна, грустна.

Настя. Бедненький, ты тоже недолюбленный…

Громовой. Да! Я недолюбленный! Меня никто не понимает, все обижают!

Вася. И в чём твои обиды?

Громовой. Гастролёров засылают к нам! Они поют, да ещё в моём присутствии!

Вася. Да ладно!

Громовой. Представь себе! А у меня своё творческое пространство — это болото, и заодно все трясины вокруг!

Вася. А ведь я тоже люблю петь. (Пробует голос.)

Громовой. Не надо, верю на слово. А то вот ещё репертуар мой начинают обсуждать!

Настя. Бедный, как ты это терпишь?

Громовой. С трудом! Защищаюсь! Накоплю злость, прихожу утром к туману и давай гортань чистить!

Вася. Как же вы делите пелену? Ты, наверное, не один такой охотник горло прочищать! Не подрались из-за места?

Громовой. Мы же не забияки! Что же вы нас держите за скандалистов? Ну, бывает, кого-то пнёшь под горячую руку. Сегодня вот какая-то упрямая девица заняла моё место у утренней пелены. Я ей пинка дал, напомнил: вас много, а Громовой один. А так мы, недолюбленные, друг друга понимаем и держимся сообща. (Огляделся.) Есть у меня маленькая тайна, которую я использую в самом крайнем случае. Но с вами поделюсь. Если невеста выберет не меня, я знаю способ отомстить. Я перепрограммирую болотную марь. И тогда все крики и шумы, которые будут выплёскивать на неё, вернутся обратно в трясину. И уже не землю Коччойяг, а топь накроют непогода и катаклизмы. Они сами оглохнут от своих звуков.

Вася. Как здорово! А как ты это сделаешь?

Громовой. Вот этого я не скажу! Это мой козырь.

Вася. А может, не ждать конца кастинга? Взять и изменить программу прямо сейчас?

Громовой. Ну, мы же не вандалы какие-нибудь! Пусть поживут! Всё-таки будущие родственники, может быть…

Вася, Настя и Громовой уходят за кулисы.

СЦЕНА ВОСЬМАЯ

Крикса поднимается из-за кочки. К ней подходят Полевой и дядя Гриша. Все трое смотрят в сторону ушедших Громового, Васи и Насти.

Полевой. От кого это ты тут прячешься?

Крикса. Тс-с. От кандидата в мои женихи. Вон то посмешище — один из них.

Полевой (с жалостью смотрит на Криксу). Бедная ты моя.

Крикса. Ага. Бедная и есть! «Суженый» достался — задаром не нужен!

Полевой. Девонька, не надо так. Жених приехал издалека, хотел тебе понравиться.

Крикса. А чего мне его жалеть? Он сам никому не сочувствует. Погодите, а вы кто такие? Тоже женихи?

Дядя Гриша. Я — точно нет. Вон те двое, парень и девушка — мои соседи. Я пришёл за ними.

Крикса (кричит). Ах, вот как? Если вы мне никто, то и не указывайте!

Полевой. Девонька, красавица, не тревожься так, не кричи, не напрягай мышцы лица! Когда ты спокойная, то такая красивая!

Крикса. Отстаньте от меня! Мне не до вас! С этим женихом всё понятно. Мне ещё второго претендента посмотреть надо — мнение своё составить. (Убегает.)

Полевой. Ну и что теперь делать? Видимо, возвращаться домой. Несимпатичен я ей, не пришёлся по душе.

Дядя Гриша. Не торопись, парень. Бывает, чувство приходит с десятого взгляда. Это сейчас сердечко не встрепенулось. А потом и взъерошится, и забьётся, как птичка.

Полевой. Ладно, подождём.

СЦЕНА ДЕВЯТАЯ

По одну сторону — болото, по другую — край леса. На ветке качели, на качелях раскачивается Зыбочник. Чуть поодаль две девицы сидят на кочках. У них растрёпанные космы, драная одежда. Входят Вася и Настя. Зыбочник пока не видит их.

Зыбочник (девицам). Чего расселись? За работу! Отрепетируйте всё до последнего жеста и слова, чтобы ничего не забыли!

Девицы вскочили и заорали кто во что горазд. Вася и Настя заткнули уши в ужасе. Настя от неожиданности вскрикнула. Все замолчали.

Вася. Вы кто?

Зыбочник. А ты кто? Конкурентов не потерпим!

Девицы (кричат). Конкурентов не потерпим! Конкурентов — вон!

Вася. Что за крики на вашем болоте? Кого-то обижают?

Зыбочник. Пусть только попробуют меня задеть! Я ответить сумею.

Девицы (кричат). Мы ответить сумеем!!!

Зыбочник. Так, Злыдня! Хмыра! Отбой! (Пришедшим.) Вы кто?

Вася. Зовут меня Василий. Это моя невеста. Мы живём на земле Коччойяг.

Зыбочник (возмутился). Значит, всё-таки конкурент! Увёл невесту? Почему меня не предупредили? Я отсюда без наречённой не уйду!

Настя. Меня зовут Настя. У вас, если повезёт, другая суженая.

Зыбочник (с облегчением). Ах, Настя! Мою избранницу зовут Крикса. Единственная дочь Водяного и Кикиморы должна сделать правильный выбор. Так и будет, если девушка так умна, как о ней говорят. Она отдаст руку мне!

Девицы (вскочили, кричат). Она выберет Зыбочника! Потому что только Зыбочник может сделать её счастливой!

Вася. Как, как тебя зовут? Не расслышал.

Зыбочник. Зыбочник. Я люблю раскачиваться где только можно: на деревьях, гамаках, качелях. Да, я немного ленив, не суетлив по жизни. У меня много помощников, я умею за себя постоять. А ещё у меня есть своя программа…

Девицы. Программа! Параграф первый!..

Вася. Уволь нас от своей пропаганды.

Зыбочник. Группа поддержки! Идите погуляйте!

Вася. И много вас, конкурентов?

Зыбочник. Зарегистрировались всего двое: Я и какой-то вокалист Громовой. Все опоздавшие участвовать без регистрации не имеют права.

Вася. То есть, вас всего двое, и кастинг пройдёт быстро. А значит, крики скоро закончатся! И как будут проходить смотрины? Будет учитываться желание невесты?

Зыбочник. К сожалению, да. Но мне не страшно. Я знаю, что выиграю!

Вася. Откуда такая уверенность?

Зыбочник. У меня правильная тактика. Я собрал досье на моих конкурентов. Чтобы показать, какой я хороший, я покажу, насколько плохи мои соперники. Видишь, как всё просто! Кроме того, у меня громкая группа поддержки.

Настя. Мы это уже поняли.

Зыбочник. А ещё у меня есть главный козырь: знаю секрет болотной пелены.

Вася. Какой ещё секрет?

Зыбочник. Ты что, не знаешь, какое свойство у этой утренней трясинной мари?

Настя. Знаем. Пелена усиливает звуки и отсылает их на землю Коччойяг в виде непогоды и катаклизмов.

Зыбочник. Так вот, если мне откажут в моих естественных правах, если мне не отдадут невесту, я совершу некое противоправное действие, ибо знаю, как повредить туманную пелену. Можно сделать в ней дыру, и тогда её свойства изменятся. Но этот козырь я оставлю на потом.

Вася и Настя переглянулись.

Вася. Ой, как похожи нынешние женихи! Вместо подарков — угрозы и шантаж.

Зыбочник. Объяснись, чужеземец.

Вася. Твой конкурент тоже собирается перепрограммировать болото.

Зыбочник. Да ладно! Ничего у него не получится. А вот я слишком напрягаться не собираюсь. У меня всё получится легко и незаметно, да так, что никто и не подумает на меня.

Вася. А слабо продырявить туман прямо сейчас?

Зыбочник. Сейчас мне лень. Всё, ребята, идите по своим делам, я сосну часок перед кастингом. (Тут же начинает храпеть, девицы обмахивают его ветками.)

Вася и Настя уходят.

СЦЕНА ДЕСЯТАЯ

Выходит на сцену дядя Гриша. Видит Настю и Васю (за кулисами), машет им рукой. Через пару секунд те выходят к нему.

Дядя Гриша. Насилу нашёл вас!

Настя. Дядя Гриша? Откуда вы взялись? Прочитали мою записку?

Дядя Гриша. Прочитал! Настя, ты неслух! Пошла всё-таки на болото!

Настя. Но я же не одна пошла! Это мой Вася.

Вася. А вы — дядя Гриша, с которым никак не получалось познакомиться. Здравствуйте, добрый человек.

Дядя Гриша. Ну что, детишки, вы сейчас на чужой территории. Можно узнать о ваших планах? Вася, чего взгляд отводишь?

Настя. Мы познакомились с Криксой и знаем о её грядущем замужестве.

Дядя Гриша. И?

Настя. Я хотела бы посмотреть, какой выбор сделает Крикса. Это уже скоро.

Дядя Гриша. А потом — домой?

Настя. Конечно! Потом мы втроём пойдём домой.

Дядя Гриша. Вася, мне не нравится, как ты избегаешь смотреть мне в глаза. Вы ничего тут не надумали?

Настя. Дядя Гриша, ну что вы!

Вася. Позвольте узнать, а вы тут по какой причине? Найти нас? Только поэтому?

Дядя Гриша. Вас уже нашёл! Ещё я должен проверить свои дипломатические возможности. А для этого придётся нанести один очень важный визит.

Настя. В таком случае встретимся на болотном празднике!

Настя и Вася уходят в одну сторону, дядя Гриша — в другую.

СЦЕНА ДВЕНАДЦАТАЯ

Встреча Громового и Зыбочника. Зыбочник на качелях храпит. Злыдня и Хмыра обмахивают его ветками. К ним крадётся Громовой. Зыбочник вздрагивает и открывает глаза.

Зыбочник (перестал храпеть). Это кто тут, подкравшись на цыпочках, меня разбудил? Конкурент?

Злыдня и Хмыра. Да. Это Громовой.

Зыбочник (продрал глаза). Секундочку! Хухлик, это ты, что ли? Тоже мне конкурент!

Громовой (испугался, оскорбился). Ты перепутал меня с кем-то! Я Громовой, выдающийся вокалист!

Зыбочник. Да брось ты, Хухлик, знаю, кто ты! Я собрал досье на каждого. Ты — хулиганистый ряженый чёртик. Что же стыдишься своего происхождения? Вот я — Зыбочник, и ни за кого другого себя не выдаю. Ты сделал карьеру — молодец! Только вот жалко, что крику и гонору больше, чем пользы.

Громовой (обиженно). Требую оградить меня ото лжи и клеветы. И вообще, меня опять обижают! (Вдруг гордо.) Да! Я — Хухлик! Но в душе я — Громовой, потому и взял такой творческий псевдоним.

Зыбочник. Ладно, если не хочешь, никому не скажу, не выдам твою тайну.

Громовой. Не выдашь? Точно?

Зыбочник. Слышь, конкурент, что ты там придумал с болотом? Ну давай, расскажи, чтобы нам потом не повторяться в наших интригах.

Громовой. Это кто меня выдал?

Зыбочник. Да ладно тебе! Нам дружить надо, авось потом пригодится. Ты можешь испортить свойства туманной пелены?

Громовой. Могу. И сделаю это так, что никто не свяжет это с моим именем. Никто даже не поймёт, как оно получилось.

Зыбочник. И я могу. Давай так: если нам не достанется невеста, оставим после себя пепелище.

Громовой (смеётся). Давай! А ты что можешь сделать?

Зыбочник. Дыру в пелене.

Громовой и Зыбочник хохочут.

Зыбочник. Рассказать?

Громовой. Так люблю хорошую интригу! Давай, слушаю!

Громовой и Зыбочник подвинулись ближе друг к другу и шепчутся. Злыдня и Хмыра перестают обмахиваться ветками, на цыпочках подбираются ближе и внимательно слушают.

СЦЕНА ТРИНАДЦАТАЯ

Кикимора и дядя Гриша нежно смотрят друг на друга.

Дядя Гриша. Ну, здравствуй, Кика.

Кикимора. Ты — и в нашем болоте? Какими ураганами в наших краях? И как ты сюда проник?

Дядя Гриша (прячет взгляд). Я помню нашу с тобой заветную фразу: эти несложные слова когда-то придумала ты. В молодости нас переполняли чувства, ты обожала всё, что тебя окружало, и говорила: «Как я люблю солнце, лес, Язельское болото и тебя, любимый мой!»

Кикимора. Я сейчас заплачу.

Дядя Гриша. Ты не захотела выйти за меня замуж и стать Кикиморой домашней, боялась, что заест суета и текучка. Что ж поделать? Ты всегда любила жизнь активную. В результате отдала руку и сердце Водяному, стала Кикиморой болотной, родила дочь. И заклинание укоротилось до «Как же я люблю наше Язельское болото!» и превратилось в пароль для входа в утреннюю пелену.

Кикимора. Вместо фейсконтроля.

Дядя Гриша. Люди с земли Коччойяг тоже любят наше Язельскую трясину. Осенью здесь красота неописуемая. А ягод… Каждый, кто приходит в эти места, произносит твою заветную фразу. Просто не каждый понимает, какие возможности дают эти слова.

Кикимора. А почему ты здесь? Зачем пришёл?

Дядя Гриша. Да хочу выяснить, кто издаёт эти страшные звуки с болота. Надоели катаклизмы, снег летом и ураганы с градом!

Кикимора. И как? Узнал?

Дядя Гриша. Да. По-видимому, твоя дочка выросла, и вместе с ней выросли и её проблемы.

Кикимора. Эта девочка — лучшее, что есть в моей жизни! Она моя гордость, красавица, нежная, трепетная, непримиримая! Кстати, женихов созвали, сегодня кастинг. Ты знал об этом?

Дядя Гриша. Нет.

Кикимора. Обещали приехать восемнадцать претендентов, доехали только два. Слабонервные попались. Кто-то оглох, кто-то передумал, кто-то встретил свою любовь по дороге к нам. Ничего! Добрались самые выносливые!

Дядя Гриша. Кика, любимая моя, я пришёл не только потому, что соскучился. У меня деловой вопрос, и мы с тобой должны его решить. (Достаёт скомканную бумажку, разворачивает.) Я тут законспектировал несколько тезисов. Назвал документ «Катаклизмы по пунктам». Первый пункт. Ураган и поваленные деревья — это, видимо, от криков Криксы.

Кикимора. Ну уж потерпите немного. Выдадим девицу замуж, сразу станет на болоте тихо и сиротливо. А до этого не может наша дочь мириться с серыми буднями. Что поделаешь, если у неё активная жизненная позиция? Проходит по болотной кочке — а там мышка отметину оставила. И моя Крикса сразу протестует: как посмела зверюшка мелкая пометить именно это местечко? Созывает митинг, мышку тут же в кутузку, а моя дочка снова недовольна: как посмели обидеть серую полёвочку? Вдруг у мышки был такой арт-проект — облегчиться именно на этой кочке!

Дядя Гриша. Это у неё наследственное — ты тоже была боевая и непримиримая.

Кикимора. Надеюсь, это комплимент.

Дядя Гриша. Дальше, пункт второй. Гром, молнии, наводнения. Это недавно. Это один из женихов. Кто из них самый визгливый?

Кикимора. Видимо, это вокалист Громовой. Этот претендент мне нравится. И если Крикса его выберет, гром и молнии у вас будут каждый день.

Дядя Гриша. Так не годится, любимая. Пусть меняют гражданство.

Кикимора. Что там у тебя ещё? Пункт третий?

Дядя Гриша. Да. В третьем пункте — детские неврозы, болезни разные. И не только у малышей. Несколько взрослых стали заикаться. Это, видимо, от второго жениха.

Кикимора. Зыбочник — тихий, вялый, сонный, словом, типичный болотный депутат. Орут его помощницы, фанатская группа. Ну, чем мне тебя обнадёжить, что пообещать? (Думает, ходит взад-вперёд.) Видимо, ничем. Ты — не мой подданный. Наше лирическое прошлое не в счёт.

Дядя Гриша. Я очень надеюсь, что ты передумаешь. Я, как Настенька, всегда верю в лучшее.

Кикимора (смягчилась). Разве что всё сложится само собой. Я не буду возражать.

Дядя Гриша. А где твой супруг?

Кикимора. Он в конференц-болоте. Скоро освободится. Ну что, скоро кастинг женихов. Будет интересно.

СЦЕНА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

Настя и Вася одни.

Вася. Видишь, как всё просто! Идеи витают в воздухе. Есть шанс перепрограммировать болото, в крайнем случае сделать в пелене дыру — и домой! И больше горя не знать!

Настя. Неправильно это. Мы узнали чужую тайну, присвоили чужой секрет.

Вася. Во-первых, мы им ещё не воспользовались. А во-вторых, на войне это нормально — выведать чужие секреты.

Настя. Я надеялась, что можно договориться по-доброму.

Вася. С кем? С нечистью?

Настя. А если они замолчат по доброй воле? Если изменятся? Крикса встретит свою любовь и станет спокойной.

Вася. Ты в это веришь?

Настя. Да. Всегда надо верить в хорошее.

Вася. Мы с тобой в стане врага.

Настя. Вася, не наломай дров! Не делай того, о чём потом пожалеешь!

Вася. Ты слышишь? Начинается кастинг женихов — пойдём-ка в зрительское болото.

СЦЕНА ПЯТНАДЦАТАЯ

Кастинг женихов. На сцене сидят на кочках Кикимора, Водяной, Крикса и Оракул. Зыбочник качается на качелях.

Кикимора (Зыбочнику). Вообще-то, участники должны выходить сюда по одному и не видеть друг друга.

Зыбочник. Я непростой жених, для меня можно сделать исключение.

Кикимора. Итак, жених номер один, знаменитый гастролёр Громовой! Мы с нетерпением ждём тебя! (Аплодирует.)

Выходит Громовой. Крикса увидела его и спряталась за кочку.

Кикимора. Золотой голос болот! Мы были бы рады с таким породниться. Давайте послушаем нашего гостя.

Громовой (ходит важно, как петух). Долго раздумывать невеста не будет. Я призёр зрительских симпатий местных болот, получил грамоту «Самый громкий крикун» и флажок «Самый звонкий свистун». Я умею устранить любое препятствие со своего пути. Я персональный стипендиат, в перспективе — персональный пенсионер. Словом, я застолбил себе место в истории!

Водяной (робко). А можно посмотреть твой приз для невесты?

Громовой. Приз? У меня их несколько. Я многогранная личность. Я спою на свадьбе вместо приглашённых артистов — и болоту экономия. Я сам по себе — не только жених, но и свадебный подарок невесте. И я же — смысл жизни для моей будущей жены. Зачем ей другие смыслы?

Кикимора. А сейчас спросим саму невесту. Крикса, ты где?

Громовой (с широкой улыбкой). Где ты, моя хорошая? Покажись! Дай я наконец-то посмотрю на тебя! Я заготовил много нежных слов, таких искренних-искренних!

Крикса высовывается из-за кочки. Громовой теряет дар речи.

Кикимора (радостно). Доченька, нравится жених?

Крикса испуганно качает головой.

Кикимора (с надеждой). Оракул! Что там народные приметы говорят?

Оракул. А народные приметы советуют Криксе на ночь попрыгать на одной ножке, плюнуть на кочку, тринадцать раз повторить фразу: «Дай мне ума, а то его не было и нет!» И ночью приснится суженый! Так что можно голову не ломать.

Кикимора. Ой, как долго! Уважаемый вокалист Громовой! Займите пока место среди зрителей! Девушке надо подумать!

Громовой. Что?! Сидеть рядом с простыми болотными зрителями?

Кикимора. Что поделать? Смотрины продолжаются. Наш второй претендент — Зыбочник! Встречайте!

Выбегают Злыдня и Хмыра.

Злыдня (кричит). Второй претендент! Самый лучший!

Хмыра (кричит). Потому что второй!

Злыдня. Потому что лучший!

Хмыра. Потому что претендент!

Кикимора (Зыбочнику). А почему жених к нам не вышел?

Зыбочник (отвечает с качелей). Мне тут удобнее. У меня есть заместители, дублёры и группа поддержки. В качестве приза я предлагаю невесте покачаться со мной на этих качелях. Побалую девчонку, она этого достойна!

Крикса. Я девушка незамужняя, и качаться на качелях вдвоём с незнакомцем не буду!

Кикимора. На качелях можно. А мы проследим, чтобы кандидат не садился слишком близко.

Зыбочник. (Криксе). Да ты попробуй! Это так здорово! Мои помощницы раскачают нас сильно-сильно! А не хочешь сильно, покачаемся медленно. Суета уйдёт, закроем глаза, подумаем о приятном.

Крикса (кричит). Я непонятно сказала?! Повторить?! Не буду качаться!

Кикимора. Это всё, чем располагает претендент? Какие щедрые сегодня женихи! Предлагают лучшее, что имеют — самих себя! Ну что, доченька, давай выбирать. Что скажет наш глава семьи?

Водяной. Ну-у… Э-э…

Кикимора. Понятно. Оракул?

Оракул (важно). Тут одно из двух — либо они подходят друг другу, либо не подходят вообще!

Кикимора. Это важное сообщение. Учтём! Так, кто тут у нас ещё? (Недовольно и жалостливо.) Кандидат под номером три. Издалека и в онучах. Надеюсь, что он ненадолго в наших краях. Ну, давай знакомиться, путник-лапотник, коли пришёл. Как зовут? (Якобы забыла, посмотрела в журнале.) Жених по имени Полевой.

Выходит Полевой с венком из полевых цветов в руках.

Зыбочник. Заявляю протест! Я знаю о нём страшную вещь: он не успел зарегистрироваться в качестве жениха!

Злыдня. Мы протестуем! Он не жених!

Хмыра. Я не успела написать плакат, поэтому мы протестуем устно. Прости, начальник!

Полевой (Криксе). Здравствуй, красавица. Я уже понял, что такую конкуренцию я не выдержу. Ничего интересного предложить тебе не могу. Я из простых. Жить со мной пришлось бы на природе, в труде и заботе. Я присматриваю за хлебными полями и скотом — работа у меня такая. Это большая ответственность. Никаких шумных развлечений у нас нет. В туман не кричим, ураганы не насылаем. У нас природная тишина и покой, и ты бы очень быстро заскучала. Я понял это только сейчас. Поэтому не буду отнимать время, пожелаю тебе, прелестница, хорошего мужа. Только — хорошего, любящего, который будет заботиться о тебе так же, как я бы оберегал тебя. Не прячь свою доброту за крики и хамство. Ты гораздо лучше, чем хочешь казаться. Прощай. (Надевает ей на голову венок из полевых цветов.) Прощайте все!

Полевой уходит. Крикса ошалело смотрит ему вслед.

Кикимора. Что ж, тем лучше! Только неравного брака нам не хватало. Что нам оракул скажет по поводу ушедшего?

Оракул. Да не в обиду будет сказано… Сегодня Луна в знаке болотной лягушки склоняет к импульсивности и индивидуализму, а общий комплекс планетных взаимосвязей помогает оставаться в рамках дозволенного…

Кикимора. А попроще?

Оракул. А попроще скажу только на ушко невесте.

Все. Мы так не договаривались! Мы тоже хотим услышать!

Оракул берёт Криксу за руку, они подходят к авансцене.

Оракул (громким шёпотом). И было мне видение третьим глазом. Я услышала третьим ухом фразу: «Великая тишина победит большой шум!»

Крикса (громким шёпотом). Не поняла, кто кого победит.

Оракул. Что тут непонятного? В твоей жизни грядут перемены. Орать перестанешь. Душа возрадуется тишине и счастью.

Оракул возвращается на место. Крикса медленно расплывается в улыбке.

Кикимора. В общем, так: доченька, кто тебе понравился из первых двух женихов?

Крикса. Из них — никто.

Кикимора (вздохнула). Мне тоже. И что делать будем? Надо какой-то ответ дать аргументированный. А то такой народ обидчивый!

Зыбочник. Я не понял, это всё, что ли? Мне отказали?

Кикимора (Громовому и Зыбочнику). Я сожалею, гости дорогие, отказано обоим.

Громовой (встаёт на кочку). Мы так не договаривались! Вы мне обещали! Вы мне должны!

Кикимора. Мы — местная власть! Мы никому ничего не должны!

Зыбочник. Нет, ребята, со мной так нельзя. У меня досье собрано на каждого из вас. Говорите, невеста мне отказала? Слушайте компромат на невесту. Эй, группа поддержки!

Злыдня и Хмыра медленно появляются из-за кочки. Опустили головы.

Зыбочник (открывает журнал). Пять лет назад Крикса сбежала из дома. Вместе с этими двумя, Злыдней и Хмырой, они слонялись по болотам.

Злыдня. Наглая ложь, мы не бродяжки!

Хмыра. У нас было музыкальное трио!!!

Зыбочник. Вас не спрашивают! Трио у них было, видите ли! Они орали, пугали грибников и ягодников, сбивали их с пути-тропинок, путали направление эха. Путники кричали: «Ваня, ты где?» Девицы отвечали за Ваню: «Мы где-то здесь!» совсем из другого места.

Злыдня. Это был арт-проект «Мотание по лесу».

Хмыра. Это была наша гражданская позиция «Несогласие с чужими в лесу».

Зыбочник. После того как Криксе это наскучило, она ушла из трио и вернулась домой, а две другие, чтобы не расплескать энергию, напросились ко мне в группу поддержки.

Злыдня (Криксе). Мы ничего ему не рассказывали. Он сам откуда-то об этом узнал.

Хмыра. Мы ценим нашу дружбу с тобой.

Крикса. Верю. Дружба — это свято.

Кикимора. Всё, довольно! Нашли что вспоминать! Проблемы роста, у кого их не было? Болото отнеслось к этому с пониманием.

Зыбочник. Кто у нас следующий? Хозяйка болота? Переходим к досье на Кикимору.

Кикимора. Что-о? Что ты там бормочешь?

Зыбочник (листает журнал). Знают ли жители трясины, что Водяной — второй муж Кикиморы?

Все. Как — второй?

Зыбочник. Так! Это значит, Водяной женился на разведённой, а это несолидно для хозяина болота!

Водяной. Что он говорит, Кика? Это правда? Ты женщина с прошлым? Я не знал!

Кикимора (Водяному). Я тебе потом всё расскажу. (Зыбочнику.) Уж какой ты обидчивый! Невесту ему не дали! Скорее рыться в чужом белье!

Громовой. Что ж, надо уметь проигрывать. Я хотел бы на прощание исполнить для невесты мою новую вещь. Если, конечно, народ не против. Оратория на два голоса. Мне нужен помощник, второй вокалист. Василий, где ты?

Вася. Я здесь.

Громовой. Вот тебе ноты и текст. Вставай подальше от меня. Левее. Правее. Вот так. Дайте нам фонограмму!

Звучит фонограмма — квакают лягушки, поют кулики. Громовой и Вася поют дуэтом. (Срочно нужны смешные стихи.) Нарастает гул. У всех заложило в ушах. Сильный ветер с дождём. Вокалисты перестают петь. Все озираются. Громовой довольный, смеётся.

Крикса. Что это было?

Громовой (потирает руки). А это значит, что болотная туманная пелена перепрограммирована. Теперь всё, что вы кричите и плюёте в туман, вернётся к вам же, в ваши топи.

Водяной. То есть как? Нас устраивало, как прежде…

Кикимора. А почему к нам? Если не на землю, как раньше, пусть хотя бы в соседнее болото!

Крикса (кричит). Что ж, теперь и крикнуть нельзя, что ли?!

Эхом возвращается фраза «Уж и крикнуть нельзя…»

На Криксу вместе с ветром выливается вода с водорослями.

Кикимора. Деточка моя! В нашем болоте диверсанты.

Злыдня. А ну-ка крикнем мы!

Хмыра (Злыдне). Давай, три-четыре.

Злыдня и Хмыра (кричат). Пошли все во-он!!!

Страшный шум и треск. Эхом возвращается фраза: «Пошли все во-он!!!» Ветер, вода. Злыдня и Хмыра выплёвывают изо рта водоросли.

Злыдня. Не-ет, так не годится.

Хмыра. После каждого ветра макияж поправлять?

Громовой. Ну что, поверили? Отдельная благодарность нашему гостю Василию.

Вася. За что? За исполнение?

Громовой. И не только. Василий — наш гость из земли Коччойяг. Пришёл сюда разобраться, откуда взялись ураганы, и навести порядок. И он это сделал! Браво, маэстро! Встал куда надо, и исполнил свою партию.

Настя. Васенька, зачем же ты так? Что же ты наделал? Ведь мы хотели договориться по-хорошему.

Вася. Я ничего не понял. Мы всего лишь спели дуэтом. Это и был ключ к пелене? Я должен был догадаться!

Кикимора (Водяному, тихо, оглядываясь). Ну, реши же этот вопрос… Нам что, теперь всегда разговаривать тихо? Я не привыкла!

Водяной. Жили мы, жили, кричали в пелену, никому не мешали.

Дядя Гриша. Как это — никому? А людям?

Кикимора. Да ладно вам! Потерпели бы, пока наши детишки вырастут, натешатся.

Вася. Прекрасно! Вот вы и потерпи́те.

Водяной (Кикиморе, робко). Кика, а может, правда, потерпим?

Кикимора. Ну что же, вопрос с замужеством дочери отложен на неопределённое время.

Злыдня и Хмыра что-то шепчут на ухо Зыбочнику. Тот улыбается.

Зыбочник. Нет, не отложен. Ещё возможны сюрпризы! Моя группа поддержки хочет уговорить свою подругу. Правильное решение! Вперёд, девчонки!

Злыдня и Хмыра подбегают к Криксе, шепчут ей на ухо. Та постепенно веселеет.

Крикса. Секундочку! Я решила принять подарок Зыбочника.

Зыбочник. Ну, это другое дело!

Крикса. Ты не понял. Я не замуж выхожу, я только покачаюсь на качелях. Не всё сразу.

Зыбочник. Ладно! Молодец! Иди скорее ко мне на качели!

Крикса (хитренько). Дай мне покачаться одной!

Зыбочник. Без меня? Вообще-то я не люблю, когда меня сдвигают с насиженного места.

Крикса. Что, жалко для невесты какой-то качельки?

Зыбочник. Да пожалуйста! Чего не сделаешь для будущей жены!

С трудом освобождает качели и отходит подальше. Крикса прыгает на качели и начинает сама раскачиваться. Раскачалась настолько, что сорвалась с них и с гиком улетела за кулисы. Странный звук с эхом. Несколько секунд все ошарашены. Потом загалдели одновременно.

Водяной. А дочка-то где? Коленки, поди, разбила. Пойду узнаю! (Убегает.)

Все. Где невеста? Что происходит?

Зыбочник (усаживается на свои качели). Та-ак, невеста удрала. (Помощницам.) Бунт? Сговорились? Я найду на вас управу! (Кикиморе.) Это неуважение к женихам! Я свои права знаю!

Водяной (прибегает). Беда! Дочки нет! А в пелене большущая дыра.

Зыбочник. Как — дыра?

Кикимора. Ещё и дыра? Кто позволил? Чужие, поди, расхозяйничались!

Зыбочник (Кикиморе). Успокойся, несостоявшаяся тёща! Эта прореха — дело рук твоей дочери. Прыгнула с качелей, продырявила туман и сбежала от всех нас.

Дядя Гриша. Засиделись мы тут. Настя, Вася, проблему свою мы решили, знакомых навестили, пора и честь знать.

Кикимора (дяде Грише). Вот и ты бежишь от меня, бросаешь в беде. Сначала дочь, потом ты… (Всем.) Теперь слушаем меня и не перебиваем. Поскольку изменилась международная обстановка, в болоте стало шумно, сыро и неприятно, приказываю прекратить все крики.

Зыбочник. А плюрализм мнений?

Злыдня. А правда в глаза?

Хмыра. А критика?

Кикимора. За пределами Язельского болота — пожалуйста! А у нас в болоте я объявляю чрезвычайную ситуацию! Что, гости, злорадствуете?

Вася. Ну что вы! Мы уже нахлебались этой беды! Теперь и вы знаете, что это такое!

Настя. Теперь и вы в состоянии понять, что в таких условиях жить невозможно.

Кикимора. Упрекаете? Ждёте раскаяния? У меня свой народ, свои подданные, о спокойствии которых я должна заботиться. А вы мне никто! О вас пусть заботится первая леди вашего Коччойяга. Видимо, она о вас совсем не заботится, если вы сюда пришли сами.

СЦЕНА ШЕСТНАДЦАТАЯ

Крикса и Полевой. Стог сена в поле. Подходит Полевой. Из стога вылезает Крикса — волосы в соломе, глаза вытаращенные. На голове сломанный венок.

Полевой. Крикса… Вот это сюрприз! А ты откуда взялась?

Крикса. Прилетела на качелях.

Полевой. Не ушиблась?

Крикса мотает головой.

Полевой. У тебя что-то произошло?

Крикса. Страшное несчастье — сломался твой венок. Так жалко…

Полевой. Это беда поправимая. Я сплету тебе новый. А пока сядь поешь. Сейчас время обеда.

Полевой даёт ей краюху хлеба и кувшинчик молока.

Крикса. Покажешь, где ты живёшь?

Полевой. Конечно. А ещё покажу поля с рожью и пшеницей.

Слышно ржание коней.

Крикса. А это кто?

Полевой. Это кони. Они купаются в речке.

Крикса. А речку покажешь?

Полевой. Обязательно.

Крикса. А луга?

Полевой. И луга, там пасутся коровы и козы.

Крикса. А это что за цветы, на солнце похожие?

Полевой. Это подсолнухи.

Запели птицы.

Крикса. Кто это?

Полевой. Это птицы. Если бы ты осталась до утра, мы послушали ранних пташек, самых талантливых!

Крикса. Ради птиц я останусь до рассвета.

Полевой. А твои родные знают, где ты сейчас?

Крикса (мотает головой). Ну и пусть не знают! Я уже сбегала из дома.

Полевой. Это неправильно. Ты мне даже не невеста, только гостья. Кстати, как твои дела с женихами? Кого ты выбрала? Почему одна?

Крикса молчит, жмёт плечами.

Полевой. Ты прилетела ко мне просто погостить?

Крикса. А если не просто?

Полевой задумался.

Крикса. Мне всё здесь так нравится!

Полевой. Милая моя девушка, я проведу для тебя экскурсию, покажу тебе животных, растения. И самую главную диковинку — природную тишину. (Смотрит на Криксу.)

Крикса (смотрит на Полевого). Последнее мне так

нравится…

Полевой. А потом я отведу тебя домой, на болото.

Крикса. Почему?

Полевой. Потому что здесь нельзя кричать — животных распугаешь. Нельзя вредительствовать даже протестуя, ведь все эти растения — это чей-то труд. И, наконец, тут надо работать. Я отвечаю за безопасность животных и посевов.

Крикса (грустно). Собираешься вернуть меня назад… А зачем приходил ко мне на болото, такой путь проделал?

Полевой. Очень хотел тебя увидеть.

Крикса. Не понравилась? Разочаровала?

Полевой. Очень понравилась! Ты такая красивая!

Крикса откладывает кувшинчик с молоком. Полевой надевает ей на голову новый венок.

Крикса. Покажи, как это — работать.

Полевой. Ты на самом деле хочешь это увидеть?

Крикса. Да. Я буду работать, как ты.

Полевой. Только вот что: за наш труд благодарности не жди.

Крикса. То есть как?

Полевой. А вот так. Мы невидимы людям. Они не догадываются, что у них есть помощники. Поэтому подсобить им можно только бескорыстно.

Крикса. Что это за колосья упавшие?

Полевой. Это от ураганов.

Крикса. Здесь что, бывают ураганы?

Полевой. Ещё какие!

Услышали плач. Из-за стога выходит Мальчик и плачет.

Крикса. Малыш, ты чей? Что у тебя случилось?

Полевой. Он тебя не слышит. Ты забыла, что мы из другого мира.

Крикса. А как же мы общались с людьми в болоте?

Полевой. Там был пароль, ключевое слово.

Мальчик (плачет). Вася-а, братик, я потерялся! Хочу домой!

Крикса. Вася? Уж не наш ли это новый знакомый, жених Насти? И что теперь делать? Малыша надо вернуть домой! А я придумала как!

Крикса положила на землю цветочный венок и привязала к нему верёвочку. Она делает несколько шагов, держа верёвочку и волоча по земле венок.

Мальчик (смотрит вниз). Чудеса! Цветочный венок сам движется!

Полевой. Умница, Крикса. Теперь пошли в деревню.

Крикса. А как узнать, где именно он живёт?

Полевой. Очень просто! Остановимся у любого дома. Кто-нибудь узнает малыша и отведёт домой.

Крикса с Полевым идут к «деревне». Мальчик перестал плакать и, наблюдая за венком, идёт следом за ними. Они подходят наугад к первому же дому.

Мальчик. Ой, а это не мой дом!

Мальчик берёт венок и идёт к другому дому. Полевой и Крикса ждут, когда он войдёт в дом.

Крикса. Я помню, что благодарности не будет. Это нормально. Зато малыш дома, и теперь душа спокойна! А почему здесь все деревья повалены?

Полевой. От ураганов.

Крикса. Опять от ураганов. Здесь что, так часто случается ненастье?

Полевой. Каждый день. От криков на болоте.

Крикса смущена.

Полевой. Но ты же не знала об этом, правда?

Крикса отводит взгляд.

СЦЕНА СЕМНАДЦАТАЯ

Болото. Галдёж. Кикимора зажала уши.

Кикимора (кричит). А ну-ка, замолчали все!!!

Дядя Гриша (вдруг понял). Подожди, Кика. Мне показалось, что эхо больше не возвращается. Ну-ка, проверим.

Кикимора. Не может быть. (Кричит со всей силы.) Э-ге-гей!!!

Пошли вы все подальше, жалкие людишки!!!

Дядя Гриша (кричит). Будь счастлива, Кика!!!

Все прислушиваются.

Дядя Гриша. Эха нет. Урагана нет. Выходит, что пелена вновь изменила свои свойства. Почему?

Зыбочник (злобно). Почему, почему? Из-за дыры! Громовой туман перепрограммировал, но прореха в тумане восстановила прежний баланс. Теперь можно кричать сколько угодно, на земле и на болоте это никак не скажется.

Дядя Гриша. Теперь станет так, как было когда-то раньше? Когда мы жили каждый сам по себе и никому не мешали?

Зыбочник. Да, а жаль! Не успел я вас наказать!!! Получается, что я невольно помог вам всем — и болоту, и земле Коччойяг. А это скучно.

Вася. Это значит, на земле ураганов больше не будет?

Зыбочник. Если ненастье и случится, это точно произойдет не из-за криков на болоте.

Настя. Ура-а-а!

Вася. Всё-таки мы дождались справедливости!

Водяной. Пойдём, Кика, прошвырнёмся вдоль болота. Надо переговорить.

Водяной и Кикимора уходят.

СЦЕНА ВОСЕМНАДЦАТАЯ

Кикимора и Водяной идут рука об руку вдоль болота. Видна пелена и дыра в ней.

Кикимора (такая скромная-скромная).…Так вот. Потом я из Коччойяга вернулась домой, а через полгода обрела тебя, мой дорогой. И скоро мы отпраздновали новоселье в твоём родовом поместье, здесь, в Язельском болоте. Или ты уже жалеешь, что встретил меня?

Водяной. Как я могу сокрушаться об этом, Кика? Какая бы ты ни была, ты — моя лучшая половина. Жаль только, что ты редко бываешь дома. Вся в делах и в заботах.

К ним подбегают дядя Гриша, Настя с Васей, Зыбочник и Громовой.

Настя. Это и есть та дыра? Наверное, Крикса в беде.

Дядя Гриша. Не думаю. Я догадываюсь, куда и к кому она убежала.

Настя (радостно). Что ж, история подходит к своему доброму завершению. Уважаемый Зыбочник! Как я рада, что доброе начало в тебе всё-таки победило!

Зыбочник и Громовой переглядываются и хохочут.

Настя. Ты как будто ждёшь удара, сразу начинаешь обороняться. А если перед тобой собеседник искренний, с добрыми намерениями?

Зыбочник. Таких не бывает!

Настя. То есть на языке души ты разговаривать не умеешь?

Зыбочник. Умею. Но сначала соберу компромат на собеседника. Или пусть докажет, что он сильнее меня, тогда я его выслушаю. Искренне и с пониманием.

Настя (Громовому). Громовой, наверное, ты хочешь сейчас извиниться за дурные поступки и за хамство?

Громовой (перестал смеяться). Вы хотите меня унизить публично?

Настя. Покаяться — это, по-твоему, унизиться?

Вася. Настя, не сотрясай воздух!

Настя. Вам обоим сегодня не повезло. Когда-нибудь вы встретите своих невест, только верьте в это! Не огорчайтесь!

Зыбочник и Громовой переглянулись и захохотали до упаду. По другую стороны пелены появляются Полевой и Крикса. Держатся за руки, подходят к дыре. Крикса пролезает в дыру, Полевой остаётся за пеленой. Криксу пока никто не замечает.

Настя (Зыбочнику и Громовому). А что смешного?

Зыбочник (Громовому). Ты огорчился по поводу невесты?

Громовой. Умираю от горя.

Настя. Но вы же добивались её руки!

Зыбочник (Громовому). Тебе нужна была эта девушка?

Громовой. Двести лет не нужна. У меня таких девиц по целому залу на каждом концерте.

Настя (Зыбочнику). А тебе?

Зыбочник Типаж не мой. Страшна, как чёрт, и криклива слишком. Я не смешиваю работу и дом. Шуметь можно на работе, а дома нужна тишина и спокойствие.

Кикимора. Они даже не стесняются!

Зыбочник. Правды не надо стесняться.

Настя. А зачем же вы сватались?

Зыбочник. Честно? Меня устраивали её мама и папа. Такое родство пригодилось бы в болотной политике.

Громовой. А мне для рекламы.

Настя. Как же так? Я всегда верила в торжество добра.

Вася (Насте). Настя, я уже говорил, что с нечистью добром договориться нельзя. Только с позиции силы.

Настя. Значит, я пока не нашла нужные слова. С недолюбленными очень сложно.

Кикимора. Хорошо, что дочь вас всех не слышит.

Крикса. Да слышу! Мама, я здесь.

Кикимора вскрикнула, обнимает дочь.

Кикимора. Ну нельзя же так, доченька! Заставила нас волноваться! Не обращай на них внимания!

Крикса. Мама, неужели я была такая же, как они? Такая же наглая, шумная, циничная? Какой ужас! Как стыдно!

Зыбочник и Громовой переглянулись и на цыпочках отошли подальше.

Крикса. Мама, я нашла себе суженого. (Залезла в дыру.) Теперь можно, пойдём!

Из пелены появляется Полевой.

Полевой. Всем доброго дня!

Крикса. Познакомьтесь ещё раз — это мой любимый. У него необыкновенное имя — Полевой! И я пришла попрощаться. Мой дом теперь далеко отсюда.

Кикимора (грустно). Дочь повторяет мои ошибки. А что с ней делать? Моя девочка — лучшее, что есть у меня! Слышите, что я говорю? (Кричит.) Нежная, робкая, трепетная!!!

Крикса. Мама, не кричи. От криков деревья валятся и колосья гнутся.

Полевой. Подтверждаю — моя невеста самая ласковая и трепетная.

Кикимора. Ой, боюсь, разочаруется и вернётся к нам. Любовная лодка разобьётся о быт! Мы это проходили…

Водяной (грозно). Не при всех, Кика!

Кикимора. Конечно, дорогой, обсудим это дома. Не время ссориться — дочка нашлась.

Крикса. А где мои подруги?

Прибегают Злыдня и Хмыра.

Злыдня и Хмыра. Мы здесь.

Крикса. Спасибо, девчонки, за подсказку! Благодаря вам я сбежала отсюда прямиком к своему счастью.

Хмыра. Мы же подруги!

Злыдня. Мы подслушали эту тайну у Зыбочника.

Крикса. Но я вас оставляю. Я наигралась, милые мои, мне уже неинтересны ваши игры. У меня начинается другая жизнь. А вы, подружки, уходите в соседнее болото. Вам же всё равно, против кого орать. А ещё лучше, найдите кого полюбить.

Злыдня и Хмыра переглянулись.

Злыдня. Нет, нам рано влюбляться, мы ещё не выразили свои жизненные взгляды. Вон из кочки коряга торчит — мы протестуем по этому поводу!

Хмыра. И выскажем всё, что накопилось в душе!

Крикса. А Зыбочник? Вы остаётесь у него на работе?

Хмыра. Да ну его! Вечно дрыхнет на качелях! Всё за него делаем!

Злыдня. Мы попробуем сольный проект.

Хмыра. Ну, разве что кто-нибудь предложит нам выгодный предвыборный контракт… Уточним, против чего будем протестовать, внесём исправления в текст — и вперёд.

Кикимора. На нашем болоте кричать больше не позволю.

Крикса. Настя, моя новая подруга из Коччойяга, ты заставила меня вспомнить слова, о которых я совсем забыла.

Кикимора. Это какие же?

Крикса. Спасибо тебе за всё. За участие, за заботу. Я так счастлива!

Кикимора (трогает лобик Криксы). Маленькая моя, ты не заболела? Благодаришь — мы не учили тебя такому.

Крикса. А я ещё и другие слова теперь знаю — ПРОСТИТЕ МЕНЯ! За моё хамство, за крики! Я причинила вам много неприятностей, создала много проблем! Я готова исправить их.

Вася. Невероятно. Не поверил бы никогда.

Кикимора. Ты не обязана ни перед кем каяться и отчитываться…

Крикса (радостно). Мне совсем нетрудно! Мама, папа, пойдёмте домой, я хочу забрать свой гардероб — сарафаны из камышей и парики из водорослей из последней коллекции.

Водяной, Кикимора, Крикса и Полевой уходят. Кикимора уходит последней, оглядывается, машет рукой дяде Грише. Они секунду смотрят друг на друга, тот машет ей в ответ.

СЦЕНА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ

На сцене Настя, Вася, дядя Гриша, Зыбочник и Полевой.

Громовой (встаёт в позу). Ну что же, на этой ноте мы с вами и попрощаемся, дорогие жители и гости этого болота! Выступать перед вами известный вокалист Громовой уже не будет. Сами понимаете, акустика не устраивает. (Зыбочнику.) Прощай, коллега! Успехов! А мне пора в соседнюю топь, спою вечером на свадьбе у Шишиги, чтобы порожняка не гонять. Эх, жаль, что уже нет прежней пелены, покричать бы в неё, отвести душу, а то потом не смогу петь о любви к ближнему. (Уходит.)

Злыдня и Хмыра. Нам тоже пора. (Уходят.)

Зыбочник. Хотите, напоследок открою тайну? Качели у меня волшебные. С их помощью получилась дыра в тумане, можно и наоборот — «заштопать» её. Для этого надо раскачаться и попасть ровно в прореху. И знаете, что будет? Вернётся то, что было прежде. Все крики, издаваемые на болоте, будут возвращаться сюда же, а следом за криками — дожди, ураганы и метели. Может, попробуем? Накажем этот топкий мирок?

Вася, Настя и дядя Гриша переглядываются.

Вася. Да!!! Пусть все проблемы останутся в болоте.

Настя и Дядя Гриша. Нет!!!

Вася. Почему — нет?

Дядя Гриша. Потому что иначе на земле Коччойяг совсем исчезнут дожди, ветер и снег, а придёт засуха. Солнце перестанет радовать. Пусть всё будет, но в свое время. И, если дождь, то — грибной или помогающий полить огороды.

Зыбочник. Неинтересно с вами. Ладно, оставим эту интригу на будущее. Мне тоже пора отдохнуть от всех вас. Отчалю на пару недель за бугор, погреться на чужих болотах, повисеть на лианах, на гамаках. Хотел взять с собой невесту, видать, не в этот раз. Ну, бывайте!

Настя. Оказывается, качели — это грозное оружие!

Вася. Подожди, Зыбочник, мы можем обсудить…

Зыбочник раскачивается и прыгает с качелей куда-то за кулисы. Настя, Вася и дядя Гриша подходят к болотной пелене.

Настя. Ну, вот и всё. Осталось произнести заветную фразу.

Настя, Вася и дядя Гриша (одновременно). Как же мы любим наше Язельское болото!

Болото ушло в туман, болотные персонажи исчезли.

Настя. И всё вокруг стало обыкновенным, необитаемым.

Вася. Просто красивое тихое болото с кочками, на которых много-много ягод. А вот и наша корзинка.

Настя (ахнула). Васенька, у тебя же дома маленький брат! Бежим, проведаем, всё ли в порядке. Скорее через лес и домой! Дядя Гриша, не отставайте.

Вася. А кстати, где он? Что-то я его не вижу.

Настя. Не волнуйся, дядя Гриша не заблудится. Он и лес, и болото знает очень хорошо!

СЦЕНА ДВАДЦАТАЯ

Настя и Вася входят в дом Насти. Настя ставит на стол полную корзину ягод.

Вася. А ты переживала! Братик давно спит, родители отдыхают после трудового дня. Тебе тоже пора на покой. Сегодня был странный день. Настолько странный, что завтра мы не поверим сами.

Настя. Первый раз в это лето набрали ягод: я напеку пирогов, сделаю мочёную бруснику!

Вася. А куда делся дядя Гриша?

Настя. Шёл за нами до самого села.

Вася. Да? Он быстро исчез из виду. Кто он такой?

Настя. Наш сосед.

Вася. Где он живёт?

Настя (вдруг удивилась). А я не знаю. Он всегда говорил, что где-то по соседству. Но я не знаю, где его дом.

Вася. Настя, пообещай мне, что ходить в лес и на болота будем только вместе! Я очень боюсь за тебя.

Настя. Обещаю, Васенька.

Вася. Скоро мы с отцом достроим наш будущий дом, а осенью сыграем свадьбу. Отдыхай, Настенька. Завтра утром мы с братом навестим тебя. (Уходит.)

СЦЕНА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ

Тут же из-за печки выходит дядя Гриша.

Настя. Дядя Гриша! Ты разминулся с Васей. Куда ты пропал?

Дядя Гриша. Здесь был.

Настя. Но мы тебя не видели.

Дядя Гриша. А меня никто не видит! Даже тебе я показываюсь не всегда. Только когда ты нездорова, когда нужна моя помощь.

Настя. Какой ты смешной, дядя Гриша! Говоришь о себе, будто ты нечисть какая!

Дядя Гриша. Я и есть нечисть, как ты говоришь.

Настя. Что, что? Дядя Гриша, ты о чём?

Дядя Гриша. Я не дядя Гриша, я — жихарь!

Настя. Жихарь? Это значит…

Дядя Гриша. Это значит домовой! Я не человек. И живу я не по соседству, а в твоём доме, Настенька. Меня не видно, но слышно. Я разрешил тебе видеть меня, а остальным не дозволяю. Не положено.

Настя. Дядя Гриша! Ну как же так? Я же помню тебя с детства! Я падала с колыбельки, ты меня поднимал, песни мне пел, чтобы не плакала. Это же было!

Дядя Гриша. Было! Убаюкивал тебя, чтобы мама твоя выспалась. Служба у меня такая — покой в доме беречь. И не гордиться, не кичиться этим, а делать добро и остаться невидимым.

Настя. Однажды случилась беда с родителями, и я осталась одна. Соседи приходили в наш дом, удивлялись, что я жива и здорова, что в доме чисто. Я им говорила, что мне помогает сосед дядя Гриша. Они удивлялись, потому что никого подобного в округе нет.

Дядя Гриша. Соседи приходили, потому что я приятельствую с жихарями из соседних жилищ. Мы с ними решили: не дадим пропасть ребёнку, каждый поможет чем может. Ложись спать, Настенька, вон уже зеваешь. Ягоды переберёшь завтра.

Настя. Дорогой мой дядя Гриша, неважно, кто ты! Я очень ценю твою заботу и хочу, чтобы вы дружили с Васей, моим женихом!

Дядя Гриша. Не надо ему говорить, кто я такой. Пусть я так и останусь только твоей тайной. Настенька, у вас свой мир, у нас — свой! Главное — не вредить друг другу. Вмешиваться в чужое пространство можно только в самом крайнем случае, если срочно надо помочь. Сегодня братик Васи вышел из дому и заблудился, а Полевой и Крикса помогли ему найти его дом.

Дядя Гриша укладывает Настю спать на полати, покрывает пледом.

Настя (засыпает). Полевой и Крикса? Что-то знакомое. Кто они такие?

Дядя Гриша. Персонажи одной сказки. У них своя сказка, а у тебя скоро начнётся своя. Парня твоего я одобряю, хороший, работящий, ответственный, и отдаю тебя в надёжные руки! А значит, мне пора за печку отдыхать! Нагулялся, знакомых навестил, душу отвёл. (Зрителям.) И вы тоже обо мне ни слова! Никому! Т-с-с…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сказки для театра предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я