Обратите внимание, что вы приобретаете краткое изложение книги. Все ключевые идеи автора изложены в формате саммари, которое вы можете прочесть за 30–40 минут, не упустив ничего важного. Краткое изложение подготовлено для вашего удобства авторами онлайн-библиотеки СоКратко. Евгения Пельтек – психолог и журналистка, чьи методы сосредоточены на арт-терапии. Она также ведет курсы для писателей и редакторов. Эта книга подходит писателям, копирайтерам и даже студентам, перед которыми стоит задача написать курсовую или дипломную работу. Евгения Пельтек рассказывает о том, как писательство помогает разобраться в себе, и избавляет от страха чистого листа.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Саммари книги Евгении Пельтек «Пишите – не пишите. Психологическое руководство для авторов по работе с текстом и собой» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть I. Исцеление текстом
Интересно, что несмотря на то, что писатели мучаются в процессе написания текста, обработки своих воспоминаний и обид для того, чтобы вставить их в свой рассказ, они обычно не считают свое занятие сложным. Казалось бы, все взрослые люди умеют писать, в этом нет ничего выдающегося.
Но сочинительство историй может служить еще и терапией, способом успокоиться, пережить какие-то события. И, конечно же, социализироваться и расширить круг общения.
По своему определению творчество — это процесс создания чего-то нового и уникального, в отличие от производства. Его сложно распланировать, так как оно подпитывается человеческими впечатлениями и эмоциями, которые можно назвать одним словом — вдохновение.
Когда человек творит, в его мозге активируются одновременно и участки, отвечающие за эмоциональное состояние, и за логическую обработку данных. Таким образом, творчество — это попытка разрешить конфликт между накопленным опытом и полученными впечатлениями.
Кроме того, оно помогает общаться с окружающими, передавая им чувства и мысли, не нарушая при этом никаких правил или норм. Разум запрещает нам огрызаться на злого начальника, но на него можно нарисовать карикатуру или изобразить его в тексте в смешном виде.
Таким образом, мы можем выразить даже подавленные чувства, вытесненные разумом в глубины бессознательного. В первую очередь арт-терапию принято ассоциировать с рисованием, но и в текстах могут соединяться противоположные утверждения, делая его более живым и глубоким.
Освоение реальности тоже происходит путем творчества. В это время человек может почувствовать себя всесильным творцом. Отсюда, правда, выходит и проблема, с которой сталкивается любой, кто хоть раз занимался творческой деятельностью. Иногда любимое занятие вызывает только отторжение, и все валится из рук. Творческий кризис может быть испытанием, схожим с тяжелой болезнью, особенно для людей, которые привыкли осмысливать реальность путем творчества. Зато в это время в голову могут прийти удивительные идеи, способные служить новой мотивацией.
Различные психологи, вне зависимости от их школы и направления, используют в своей практике работу с текстом. Чаще всего это библиотерапия, но и писательство тоже встречается среди приемов. Для писательства требуется слаженная работа всего мозга целиком, так как за фантазию отвечает правое полушарие, а левое — за логику повествования. Терапевтический текст необязательно должен быть связным, но не стоит к нему относиться как к произведению, которое можно прямо сейчас издать без существенной редактуры.
Первой техникой писательства для терапии является экспрессивное письмо. Эксперименты, проведенные в Америке в восьмидесятые годы прошлого века, показали, что у людей, периодически описывающих в виде текста эмоциональный и даже травмирующий опыт своей жизни, иммунная система работает более активно, снижается тревога, улучшается общее самочувствие. Описание искренних острых переживаний отражает подавленные чувства, а значит, помогает освободиться от них.
Второй прием получил название аналитического письма. Оно требует большей осознанности, чем экспрессивное письмо. Эта практика подразумевает изложение фактов по следующей формуле:
• самое событие — только факты, максимально беспристрастно, будто вы описываете увиденное;
• восприятие — эффект события, его последствия;
• эмоции, которые связаны с этими последствиями.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Саммари книги Евгении Пельтек «Пишите – не пишите. Психологическое руководство для авторов по работе с текстом и собой» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других