С книгой исследователя рунической традиции Пола Риса Монфорта вы погрузитесь в богатую историю древнего оракула викингов и познакомитесь с мифологическим, магическим и практическим значением рун. Впервые двадцать четыре руны Старшего Футарка рассматриваются автором не только как средство для гадания, но и как ключи к богатому мифологическому наследию мира Севера, знание которого даст вам возможность работать с рунами и их тайными смыслами на более глубоком уровне. Книга также содержит советы по самостоятельному изготовлению рун, гадательной практике и использованию рун для саморазвития и развития интуиции, которые будут полезны практикующим рунологам.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Северные руны. Как понимать, использовать и толковать древний оракул викингов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 1
Искусство Рун
Я буду петь с престола мудреца
у священного источника пори;
я наблюдал и слушал,
я смотрел и думал
о словах мудрецов,
они говорили о рунах
и об их откровениях
у дома Высокого,
в доме Высокого
вот, что я слышал…
Дар Одина
Согласно северной традиции, руны принес Один, Все-отец, бог вдохновения, прорицания, тайного знания и мудрости. У него есть и темная сторона — он также бог перекрестков, мертвецов и повешенных. История обретения рун начинается с того, как Один в поисках мудрости отправился к Источнику Мимира у корней Мирового древа. Источник — классический символ коллективного бессознательного, средоточие энергий и сил, которые питают корни всего живого и лежат в основе знаний и судьбы. Также это женский символ, говорящий о древних таинствах богинь. Испить из этого источника означает погрузиться в себя, размышлять и искать истину и смысл. Эта история служит вдохновением для всех, кто желает отведать вод Источника Мимира, и показывает, как обрести мудрость Рун. Ниже приведен пересказ этой истории, основанный на средневековой исландской литературе, которую мы вскоре будем разбирать более тщательно. Также ниже приведена схема девяти миров — основа северной мифологии (рис. 1.1).
Вот рассказ о том, как Один, Всеотец, стал мудрейшим из богов.
Иггдрасиль, великий Мировой ясень, стоит в центре Вселенной, связывая все девять миров. Верхние миры таковы: на самом верху находится Асгард, дом высших богов — асов; Льесальвхейм, дом светлых альвов, и Ванахейм, дом богов плодородия — ванов. В центре стоит Мидгард, срединный мир, «людей прекрасное жилище», его соединяет с Асгардом Биврест, радужный мост. На севере лежит Нифльхейм, страна вечного снега и льда; на юге — страна бушующего огня.
Некоторые считают, что Иотунхейм, страна скал и ледяных великанов, находится на востоке от Мидгарда, а Ванахейм — на западе. Другие же полагают, что Ванахейм находится над землей, а Нифльхейм — под землей. Два мира маленького народа, трудящегося под землей, таковы: Нидавеллир, страна карликов, и Свартальфахейм, страна темных альвов. Ниже всех миров лежит вечно туманная Хель, крепость Нифльхейма, как считают некоторые. Высоки ее стены и неприступны ее врата.
Три исполинских корня Священного древа пронизывают миры. Первый корень погружен в источник Урд в Асгарде, где три норны прядут судьбы богов и людей. Второй корень уходит в Источник Мимира за цитаделью великанов — из этого источника исходит всякое вдохновение. Третий корень погружен в Хвергельмир в царстве Хель: здесь обитель дракона Нидхегга, ужасного пожирателя трупов.
Иггдрасиль — это ось всех миров, Дерево-Страж, которое храпит и питает все живое. У пего пет пи начала, пи конца. Иггдрасиль был, есть и будет всегда. Когда наступят сумерки богов, когда настанет час великой битвы Рагиарёк, погибнут многие боги и даже Один падет, по Иггдрасиль выстоит и породит новые миры. Великое древо защищают три норны: Урд (судьба), Вердаиди (становление) и Скульд (суть). Они заботятся о древе и поливают его.
Один вышел из Асгарда и спустился к корням Иггдрасиля. Исполинские узловатые корпи преграждали ему путь, но он достиг Источника и попросил у Мимира разрешения испить чудесной воды, дающей мудрость.
Мимир, страж Источника, знал о его мощи и потребовал у Одина глаз в обмен на глоток воды. Без сомнений и колебаний Один вырвал свой глаз и отдал его стражу. Он отведал воды Источника и обрел мудрость, которой искал. Но его испытания еще не закончились.
Один немедленно понял, что он должен сделать. Он отломил ветвь дерева, из которой сделал копье. Один по собственной воле пронзил себя копьем. В течение девяти мучительных дней и ночей он провисел вниз головой на Мировом древе. Он едва не утонул в Источнике, но продолжал искать Руны в его глубинах.
Наконец на девятый день Один заметил их, ухватил их сведенной от боли рукой и вытащил с криком торжества. Он обрел мудрость Рун. Наконец-то он заполучил всеобъемлющее знание и узнал самые могущественные гальдры (заклинания и магические формулы). Один стал известен как одноглазый бог, бог виселиц, обладатель магии и мощи, знаток тайн, которому открыто прошлое, настоящее и будущее. Такова была жертва Одина; таков дар Одина: принести мудрость Рун обитателям Мидгарда — «тем, кому необходимо».
Обретение Одином Рун — одна из величайших тем северной литературы. Его испытание Мировым древом имеет сходство с историей распятия, а также с другими древними евразийскими мифами о символической смерти и возрождении. Ритуал инициации великого божества, например, как медитация Будды под деревом Бодхи, приводит к просветлению — в данном случае его плодами стали познание тайн Источника Мимира и Рун. Властелин Рун обучает на собственном примере и не требует почтительного послушания.
Тройная смерть Одина в ходе ритуала (от раны, повешения, утопления) и принесение в жертву глаза представляет собой символический переход от одного способа видения к другому: от обычного к пророческому, как мы узнаем далее. Это — мистический путь посвященного.
Рис. 1.1. Девять миров. Существует несколько противоречивых описаний, и еще никто не смог создать точной схемы. На приведенной выше «карте» девять миров расположены на Мировом древе в соответствии с принципами каббалы
Разумеется, нам не предлагается лишать себя глаза! Подобно Одину, мастер рун приносит в жертву свое обыденное «зрение», чтобы пробудиться к «высшей» осознанности — с помощью озарения или интуиции. В этом состоит истинный смысл легенды.
Следовательно, Один — мифологический прототип многих мастеров рун. Он тот, кто прошел первым и установил, как обретать эти знания. Эта его характеристика была отражена в мистических культах Одина на Древнем Севере и в Древней Германии, где «Страшный бог» считался стражем устных и магических искусств. Также Один в некотором смысле стал мостом между мудростью норн (богинь судьбы) и миром людей. Эдред Торссон, который сыграл ключевую роль в возрождении рунических традиций, говорит так: «Прорицание с помощью рун — это прямое общение с богом или богами… Руны — это традиционная система символов, дар бога Одина (Вотана); с их помощью послания переходят с одного уровня реальности на другой, из одного мира — в другой мир».
Прорицание на рунах является мантическим искусством — то есть техникой, в которой рунические символы и их значения становятся участниками процесса. Они, так сказать, предъявляют себя мастеру как основу для размышлений. Следовательно, гадать на рунах означает всматриваться в сплетения вирд. Руны не просто показывают плетение путей судьбы — они способны на гораздо большее. Они развивают и улучшают интуицию и экстрасенсорные способности, делают гадателя более восприимчивым к едва уловимым движениям энергетических потоков, из которых соткана и на которых основана материальная реальность, и учат искусству изменения бытия.
Сеть вирд
Рунические знаки, которые добыл Один, являются символами обретенного им знания: магические печати, воплощение первичных, архетипических сил. Архетип (в терминологии Юнга) — это базовая энергия, которая создает структуры в коллективном бессознательном человечества. Архетипические процессы — это те элементы, которые лежат в основе любой ситуации, из них состоит переживаемый опыт. Многие люди считают, что рунические знаки — это попытка древних людей воплотить в символах базовые архетипы мироздания, которые породили не только материальный мир, но и внутреннее пространство наших мыслей и эмоций. Можно сказать, что одно является отражением другого.
Взаимодействие, игра таких сил — один из аспектов многоликой концепции вирд. Древнеанглийское слово «вирд» (wyrd) происходит от древнескандинавского урд (urd), так же зовут старшую норну, Урд, и так зовется Источник Урд в Асгарде. Вирд невозможно перевести одним словом; его значение приходится черпать в разнообразных древнескандинавских и древнеанглийских источниках. Оно означает судьбу, сеть всего происходящего, силы мироздания. Вирд одновременно и объективная сила, и то, что делает опыт каждого человека единственным в своем роде. Гадатели полагают, что читать руны означает соприкасаться с вирд, открывая возможность увидеть лежащие в основе нити прошлого и настоящего и семена будущего. Руны не только показывают мастеру возможные пути судьбы; они также излагают историю жизни и судьбы гадателя языком символов через их значения и ассоциации, то есть рассказывают нам нашу жизнь в терминах северной мифологии. Это есть та философия, которая лежит в основе рунического прорицания — применения Рун в качестве оракула.
Конечно, Руны занимают особое место в сердце того, кто постигает таинства Севера, но уникальные фрагменты древнего языческого наследия, дошедшие до нас в литературе, придают северной традиции особое значение в глазах современных язычников и всех, кто взыскует мудрости, независимо от вероисповедания. Ведь Источник Мимира, из которого Один достал руны, символизирует бесконечные просторы бессознательного и, следовательно, безмерные глубины человеческого «Я». Мифы и легенды, магия и знания, советы и наставления, которые приносят руны, связывают нас с древними временами, а также показывают, как жить полной жизнью в настоящем. Чтобы использовать Руны как систему прорицания, которая дополнит собственную интуицию, их нужно приспособить к нуждам современного поколения. Прибегая к Рунам, мы создаем мост между прошлым и настоящим, связываем корни традиции и источник самости.
И сейчас мы обратимся к этой традиции — сохранившейся в отзвуках древних языков, надписях на металле, дереве и костях, в богатстве древней северной литературы и в рунических поэмах.
Высшие таинства
Само слово «руна» ассоциируется с магией в большинстве староанглийских и германских языков. Оно произошло от староанглийского слова run, у которого есть эквиваленты в германском и кельтском языках и которое перешло в латынь.
Общий германский корень тип несет в себе идею таинства и тайны: готское слово runa значит «высшие таинства», а родственное ему слово garuni переводится как «совет» или «наставление». Оба этих слова перешли в древневерхненемецкий язык как runa и giruni с теми же значениями. Древнеисландское слово множественного числа runar означает «тайное знание» или «таинства», а древнеанглийское runian, древнесаксонское runon и древневерхненемецкое runen переводятся как «шептать». Близкородственные слова: древнеирландское run («тайна»), средневаллийское rhin («магический оберег») и финское runo («песня»; возможно, «заклинание»). Древнеанглийский сохранил весь спектр магических смыслов в современном слове «руна». В сочетании эти понятия означают «духовные таинства», о которых говорят только шепотом; свод эзотерического знания, которое передают через тайные письмена, символы или послания.
Также стоит внимательно рассмотреть слово «руностав», которое происходит от древнеанглийского runstaef. Германский корень stabaz означает «палка» или «шест»; на всей территории Европы находили деревянные пластины с вырезанными на них рунами. Некоторые надписи понять легко, их значение обыденно. Другие более сложны, и некоторые из них, скорее всего, являются магическими формулами. Многие до сих пор остаются непонятными. Мы можем с уверенностью сказать, что резьба по дереву — самый древний способ нанесения рун. Вероятно, их угловатые очертания обязаны тому, что дерево волокнистое и в нем проще прорезать прямые линии. Термин runstaef изначально относился к деревянным пластинам с вырезанными рунами, но со временем стал обозначать сами руны. Деревянные таблички обычно окрашивали кровью или охрой, и на древнеисландском они назывались hlaut-teiner («прут судьбы» или «кровавый прут») и hlaut-vidhar («дерево судьбы»).
Римский историк Тацит рассказывает, что приблизительно в I веке н. э. в германских племенах схожим образом бросали жребий.
«Нет никого, кто был бы проникнут такою же верою в приметы и гадания с помощью жребия, как они. Срубленную с плодового дерева ветку они нарезают плашками и, нанеся на них особые знаки (лат. notae), высыпают затем, как придется, на белоснежную ткань. После этого, гадание производится в общественных целях, жрец племени… вознеся молитвы богам и устремив взор в небо, трижды вынимает по одной плашке и толкует предрекаемое в соответствии с выскобленными на них заранее знаками».
Невозможно с уверенностью заключить, что в этом знаменитом отрывке говорится о рунах, так как Тацит использует слово notae, что значит «знаки». Тацит писал в 98 году н. э., за два века до первых документированных рунических надписей, хотя эти данные могут быть пересмотрены, так как археологи нашли мельдорфскую фибулу (около 50 года н. э.), надпись на которой, возможно, составлена из рун.
Также возможно, что «знаки», о которых пишет Тацит, были проторунами или даже доруническими пиктограммами и что те же или схожие практики гадания продолжали использовать и в дальнейшем. Рунолог Ральф Эллиот, который тщательно изучил и описал культурные и эзотерические аспекты рунического знания, сказал следующее: «Слово “руна” неспроста несет в себе богатство смысловых оттенков: руны никогда не были просто алфавитом для письма; с самого начала они служили для жребия, прорицания и других ритуалов».
В своем фундаментальном труде «Руны» (издание 1959 года) Эллиот написал, что алфавит Футарка был создан для «жеребьевки», и это сделал кто-то, кто знал, как использовать для прорицания дорунические пиктограммы. Большая часть рунологов эту идею не поддержала, и в переиздании этой книги 1989 года Эллиот изменил формулировку. Но существует много доказательств, позволяющих предположить, что Руны (скорее всего, Младший Футарк, но, возможно, и Старший Футарк тоже) в конце первого тысячелетия действительно стали инструментом гадания. Например, епископ Рабан Мавр в IX веке так писал о современных ему скандинавских практиках: что северяне использовали руны для «записи своих песен, заклинаний и гаданий» (мы еще обратимся к этому тексту позже, когда будем говорить о рунических поэмах).
Также в древненемецком и древнескандинавском языках есть составные слова, в которые входят слова «руна» или «знак», и они соответствуют понятиям «удача» и «невезение», которые существуют в предсказательных системах всего мира. Благие знамения включают в себя следующее: likn-stafir (знаки здоровья), gaman-mnar (руны радости), audh-stafir(знаки изобилия) и sig-runar (руны победы). Предостережения о неудаче: myrkir-stafir (темные знаки), bol-stafir (недобрые знаки), flaerdh-stafir (знаки обмана) и древнеанглийское beadu-run (руна раздора).
Имена рун на древненемецком, норвежском, исландском и английском языках сохранились в списках, которые намекают на значение отдельных знаков, и об этом мы поговорим в свое время. Тем не менее соответствующие литературные источники — в особенности рунические поэмы — сохранили самые точные указания на смысл имен. Весьма вероятно, как мы далее увидим, что эти источники являются остатками некогда живой и богатой традиции, в которой руны были системой мифологических отсылок к их предсказательным значениям. Но сначала мы рассмотрим древние «строи рун», в которых каждая руна занимала свое место.
Руны и рунические гильдии
Происхождение Рун окутано покровом тайны. В строгом историческом смысле руны — не единый алфавит, а собрание родственных друг другу рунических строев. Самый древний — Старший Футарк, строй из двадцати четырех рунических символов, который, как принято считать, появился в северном регионе итальянских Альп, где германские племена встретились с римской экспансией между 50 и 200 годами и. э. Каждый знак соответствует звуку, как и в других греко-романских системах, и порядок знаков Старшего Футарка, скорее всего, основан на итальянской модели. Само название «Футарк» основано на первых шести буквах: Феху, Уроке, Турисаз, Ансуз, Райдо и Кеназ — получаем «ф», «у», «т», «а», «р» и «к».
Старший Футарк делится на три рода, которые называются aettir — атты. Некоторые знаки являются «пиктограммами», или визуальным отображением смысла: например, руна Уроке могла быть названа так из-за сходства знака с рогами вола. Ниже приведена таблица: руны Старшего Футарка, их фонетическое значение (звуки), первоначальное германское название, значение. Обратите внимание: во второй части книги я привожу знаки Старшего Футарка под их современными названиями. В следующей таблице вы найдете оригинальные названия рун на древненемецком и буквальный их перевод. Помните, что у многих знаков может быть несколько разных форм (могут различаться сами формы рун, оригинальные названия, переводы названий и в особенности современные названия для прорицания). Звездочкой (*) отмечены те древние имена, чье значение утеряно или спорно.
Старший Футарк и значения его рун
С первого взгляда видно, что Руны делятся на несколько категорий: мифологические боги и другие существа (Один, Тюр, великан), силы и явления природы (град, лед, тис, береза, вода, день, солнце, осока), животные (корова, вол, лошадь, возможно, лось), дела человеческих рук (факел, зал, игровая кость) и действия или концепции (езда верхом, нужда, год, человечество). Весьма сомнительно, что рунические знаки появились из пустоты; в Северной Европе обнаружили много мест и предметов, где сохранились следы гораздо более древней системы пиктографических знаков, схожей с примитивными шведскими рисунками hallristningar; которые обнаруживают на стоячих камнях по всему скандинавскому полуострову. Ральф Эллиот излагает следующую теорию того, что первоначальное магическое значение этих пиктограмм могло быть использовано для создания Старшего Футарка.
«Возможно, этому процессу способствовало знакомство с доруническими символами, например такими, которые были обнаружены на камнях в германских землях…В отдельных символах таких “зачаточных надписей ”… прослеживаются родственные черты с некоторыми рунами; некоторые схожи с названиями, данными рунам, например: человек, лошадь, солнце, порода дерева. Возможно, образы и символы, вырезанные рядом с некоторыми ранними руническими надписями… являются их дополнением — то есть обе системы дополняют друг друга».
В «зачаточных надписях» земель Севера действительно есть несколько знаков, напоминающих Руны, например, пиктограмма солнечного колеса, она же свастика, которая состоит из двух пересекающихся рун Совуло. Руна Совуло означает солнце. Может ли это быть совпадением? Вряд ли. Следовательно, существует вероятность, что смысл Рун Старшего Футарка уходит корнями в глубокую древность. Сейчас почти все мастера рун используют для прорицаний строй Старшего Футарка, хотя встречаются и его вариации.
Большая часть древних рунических надписей обнаружена в Скандинавии, куда руны пришли в процессе племенной миграции с юга. Около 800 года н. э. была разработана система из 16 рун, называемая Младшим Футарком; она заменила Старший Футарк, и в Исландии ее использовали до XVII столетия. В начале VIII века завоеватели-викинги принесли Старший Футарк на Британские острова и во Фрисландию, где он был изменен; появились древнеанглийские (англосаксонские) и фрисландские рунические алфавиты, состоящие из 29, 31 и 33 букв. Как правило, рунические надписи наносили на мечи, ножны, фибулы, гривны и другие украшения, а также на глиняную посуду, золотые рога, погребальные предметы и камни. Эта традиция продолжается и в наши дни, зачастую руны наносят на талисманы, предпочтительно на украшения.
Истинные эрулиане
Руны — сложное наследие. Они так и не стали полноценным алфавитом для письма (дикие племена Севера в основном были неграмотны); как правило, их использовали для кратких надписей (например, на могильных камнях) и в магических целях (рис. 1.2). Некоторые надписи на украшениях были однозначно истолкованы как магические формулы для освящения амулетов и талисманов; другие же — на захоронениях и погребальных предметах — позволяют предположить, что руны играли некую роль в культе мертвых. Стивен Флауэрс в своей работе «Руны и магия: элементы магических формул в древней рунической традиции» выдвигает предположение, что в древности существовали рунические гильдии, которые хранили и передавали знания рун и искусство их вырезания. Он приходит к выводу, что «эту систему передавали от учителя к ученику традиционным способом, то есть устно. Похоже, что передача знания таким способом стала основой рунической традиции».
Рис. 1.2. Рунический камень
Мы знаем, что «мастера рун», которые резали руны, действительно были, и можем представить что-то вроде объединений знатоков рун, которые частично пересекались с культами посвящения, связанными с Одином. Возможно, именно благодаря этим сообществам рунические знания сохранились, а рунический алфавит несколько раз менялся, причем изменения были быстрыми и последовательными. Среди мастеров рун были те, кто занимался высечением чисто светских надписей, но похоже, что только шаманы-маги (мужчины и женщины) были настоящими эрулианами (так называлось племя, использующее руны; со временем это слово стало означать просто «мастера рун»). Эрулиане хранили знания и владели рунической магией.
Как показали исследования Флауэрса, в древние времена руническая практика была тесно связана с магией, и далее я приведу аргументы в пользу того, что руны образовывали систему, позволявшую запомнить как кодекс мистического учения, так и книгу заклинаний. Руны использовали, как правило, для колдовства и прорицания. В этой книге мы будем в основном говорить о прорицании, но несколько раз затронем и магическое искусство.
Хотя надписи на древних камнях, оружии, священных и других предметах сами по себе весьма интересны, они не слишком полезны для толкования Старшего Футарка при гадании. Пара рун встречается в древних заклинаниях, но они составляют только малую часть огромной картины.
Самый богатый исторический источник магических смыслов рун — это литература, которой сейчас живо интересуются многие. Особое значение имеют два корпуса текстов. Первый — это рунические поэмы: сохранившиеся в средневековых манускриптах стихи, полные тайных смыслов, намекающих на значение рунических символов. Второй — это древние северные лэ, мифологические и героические. Эти великолепные тексты разворачивают перед нами внутреннюю космологию — мировоззрение — северян, и в них сохранились самые богатые следы северных языческих верований и практик. В них до сих пор слышны отголоски давно ушедших скальдов. Древние поэмы и сказания о девяти мирах, о богах и великанах, об эльфах и драконах, о ведьмах и героях — и все они живут и действуют в исполненном магии языческом мире Рун. Оба типа текстов дополняют друг друга, и намеки в рунических поэмах становятся путеводной нитью в необъятном лабиринте северной мифологии. Далее мы познакомимся с руническими поэмами, а затем углубимся в захватывающий мир северных саг.
Рунические поэмы
В этой книге я рассматриваю говорящие о Рунах средневековые стихи как вещие поэмы, которые наставляют, обучают и несут в себе послания и уроки. Такой тип поэзии существовал на протяжении всей человеческой истории и распространен во всем мире. Самые древние слои великой китайской книги предсказаний, И-Цзин, — это архаические «гадательные поэмы», каждая из которых связана со своей гексаграммой. В африканском племени йоруба в Западной Африке существует предсказательная система, благодаря которой можно предположить, как появлялись такие стихи. Оракул йоруба — ифа — это собрание традиционных историй, изложенных в стихотворной форме, гадатель знает их наизусть. Человек, который пришел просить о гадании, бросает в ритуальный сосуд раковины каури. «Случайный» полученный результат соответствует определенным стихам оракула, которые гадатель и пересказывает просящему. Только недавно оракул ифа был записан и опубликован, до этого он существовал исключительно в устной традиции. Может быть, и с Рунами произошло то же самое?
Оксфордский профессор Мэриджейн Осборн и ее соавтор Стелла Лонгланд были первыми современными авторами, которые предположили, что древнеанглийская руническая поэма служила той же цели. В своей книге «Игры рун», которая сейчас стала забытой классикой, они написали следующее:
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Северные руны. Как понимать, использовать и толковать древний оракул викингов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других