В этом сборнике прозы и поэзии встречаются таланты современных авторов, объединенные об щей темой новогоднего волшебства. Откройте страницы этой книги, чтобы ощутить праздничное вдохновение, погрузиться в атмосферу чудесного времени года и прочувствовать радость, надежду и тепло, которые приносит Новый год.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Пока часы двенадцать бьют» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Александр Ефимов
Родился в г. Москве. Окончил МВТУ им. Баумана, аспирантуру при этом вузе. Участвовал в этнографических экспедициях Лесногородского клуба друзей игры. Соавтор сборника «Игры Новгородской области».
Был руководителем ракетомодельного кружка в п. Лесной городок. Организовал клуб юных этнографов «Клуб друзей игры и народных традиций». Организатор этнографических экспедиций в Рязанскую обл., в том числе на родину К. Э. Циолковского в с. Ижевское. По их итогам опубликован (вместе с Ефимовой Е. А. и Горбуновым Б. В.) сборник «Игры Рязанской области».
Пишет стихи и рассказы с детства. Тетрадку с первыми стихами украли в школе, и она долго ходила по рукам. После долгого перерыва стал писать снова.
Две святочные истории
Ну не совсем святочные, скорее, мистические
Рязанская земля таит в себе еще много загадок.
Во время экспедиций в Пронском, Спасском, Сапожковском р-нах области мы слышали много преданий. В некоторые из них верилось с трудом. Некоторые воспринимались как откровенная выдумка, сказка. Например, в Пронске нам рассказывали, что каждый год на Иванов день в гору «Гневну» ударяет в полночь молния… Ну мы народ дотошный — взяли и проверили. Нет, это неправда!
Но страху мы натерпелись на горе «Гневне» в Ива нов день, но об этом в другой раз расскажем. Добавим только, что в 1993 г., когда мы были в Пронском р-не, еще существовал фундамент дома, принадлежащего деду К. Э. Циолковского, — Юмашево в д. Юмашево, дом Марфы Пахомовны Михешкиной.
Но Шиловский р-н, безусловно, по количеству удиви тельных историй и преданий держит первое место.
Всем рассказываем и вам расскажем. В первую экспедицию (1993 г.) расположились мы лагерем возле с. Свинчус за нефтебазой на так называемом Рощином берегу. Рощин, по словам местного краеведа — Фомина Александра Петровича, был сподвижником Степана Разина (тоже если ошибаемся, пусть нас местные историки поправят). Ну так вот, ночевали мы на Рощином берегу, и все, или почти все, дружно утверждали, что слышали, как некто «без тела и облика…» (прости меня, Господи) т. е. привидение, «ходило» вокруг лагеря… Если бы я сам среди ночи не вскакивал от того, что кто-то ходит вокруг лагеря, то сказал бы: «Ну… придумали». Но совершенно точно — «Вот те крест..!» То ли берег осыпается и шуршит песок, то ли еще что, но сам своими ушами слышал: ходит кто-то вокруг палаток. А посмотришь — вокруг только трава, да высокий берег Оки.
Первая святочная история
Действительно святочная
Произошло это в поселке Карпогоры Пинежского рай она Архангельской обл. в ночь под Рождество. В году этак 1989 или 1990. Попали мы туда в связи с этнографической экспедицией Лесногородского КИДа (КИД КДИ). Участвовали: мы — Крылатское и др., Солнцево и Дворец (МГДТДиЮ). Было много чего интересного, например трактор под водой со светящимися фарами, когда мы переходили Пинегу по льду. Мороз минус 56 градусов, аллергия на холод у одной из девочек и многое другое. Да еще колядовщики украли одного из руководителей, правда потом отпустили.
Но главное не это. Мы оказались в Капогорах в ночь под Рождество. Было очень холодно даже для местных жителей, не говоря уже про нас, и мы большую часть времени проводили в школе.
Под Рождество решили устроить гадание. На нашем этаже, где нам дали классы, гадали на воске, картах, пели подблюдные песни и пр. А в холле, на первом этаже, стояло большое зеркало, и меня попросили организовать гадание на зеркале. К слову, после этого случая я зарекся устраивать гадания.
Если честно, то гадали мы и раньше, и приключений не было. Ну например, гадали в Солнцево. Зеркало наше.
Гадает Люба Ефимова. Правда тогда еще первоклассница, так она просто парафин со свечек снимала и в шарик скатывала. Другие делали примерно то же самое.
Ну так вот. Поручили мне проводить гадание в ночь на Рождество. Я согласился. Школа большая. На нашем этаже разные другие гадания, для гадания на зеркале определили первый этаж. Там было трюмо, вот и поста вили перед ним свечки. А сзади были большое пространство и вешалка для школьников, т. е. гардероб. Гадали девочки. Было их несколько. Ну не много и немало. Выдалось гадать одной девице. По договоренности я стоял за дверью. Ну так вот, девчонка пошла гадать (имя ее в записных книжках есть, позже скажу). Я за дверью жду. И вдруг раздается душераздирающий крик.
Я к ней бросаюсь, а она глаза закрыла, голову обхватила и говорить не может. Отвел я ее по лестнице на наш этаж. Она очухалась и рассказала.
Говорит: «Смотрю я в зеркало и вижу, как из гарде роба кто-то ко мне идет. Кто — непонятно. И вдруг кто-то мне на плечо положил руку, я ее почувствовала и увидела в зеркале, а рука мохнатая… Дальше не помню».
Вот так. Ребята! Гадайте осторожно! Бог весть что нагадаете!
Вторая святочная история
Правда не святочная
Проходила у нас первая шиловская экспедиция. Про ходила не просто. Но не в этом суть. Очень хороший краевед Гаврилов Андрей Николаевич, позднее краевед из Свинчуса Фомин Александр Петрович посоветовал нам опросить село Свинчус и провести ночь на Рощином берегу. Мы так и сделали. Правда не без авторитарного руководства А. В.
Рощин берег был за нефтебазой. Опросы прошли на ура, особенно у Королева Димы у Бурмистровых. Но когда пришло время ставить лагерь на ночевку, в школьников словно бес вселился: хотим возле села быть. Здесь купаться лучше. А у меня печальный опыт: два года назад пьяные подростки напали на наш лагерь, и я полгода с фингалом проходил.
Ну так вот, пока я их уламывал, время прошло, а потом мы еще влезли в болото, и, когда добрались до Рощина берега, солнце уже село. Т. е. буквально, я сказал, что лагерь будет здесь, и солнце скрылось. Лагерь мы разбили. Собрали дрова. Принесли воды, как позже оказалось, с лягушками. Сварили ужин и поужинали. К 00:00 угомонились. Отбой был в 23:00, но пока все успокоились… Первыми уснули Люба и Наташа как самые послушные, потому что младшие.
Я посидел еще какое-то время у костра и тоже лег. И вот когда уже почти засыпал, услышал, как кто-то прошел мимо палатки. Я вскочил. Вокруг никого. Я подождал и снова лег. Стал засыпать. И вдруг снова кто-то прошелся вокруг палатки! Я встал, оделся и сел возле костра.
Очень не хотелось повторять прошлый опыт и ходить с фингалом. Я посидел час или два, пока не проснулся Саяпин Артем. Он парень надежный. Я ему сказал, чтоб присматривал. Без комментариев. А сам лег спать и про спал до утра. Утром у ребят спросил: слышали что-ни будь? Они ответили: «Слышали, вроде кто-то возле лагеря ходит. Трава шуршит, и шаги слышны. А кто — не видно».
Мы потом у Гаврилова спросили: «Что это?» Он ответил: «Если бы вы в лунную ночь там были, то и сами бы увидели». А и правда, луны не было!
Было это место облюбовано разбойником Рощиным, отсюда и название «Рощин берег». Был он сподвижником Разина, грабил суда. А все награбленное спрятал на этом берегу. Но самое интересное, что все про это знают. Приходят клад искать, а на Рощином берегу появляются и забывают, зачем пришли.
И ни разу здесь клад не искали. У этой истории есть довольно странное продолжение. Но не для всех.
И эта история не последняя!
Проходила первая Сопожковская экспедиция. Очутились мы возле Сторожевого дуба, Красного Угла. Было здорово!
Но, как по заказу, ночью шел дождь. Нас он достал. Ходили на опросы, нашли много интересного. В один из дней случилось дежурить мне и Савельеву Леше. Дрова кончились, вода выкипела, и мы пошли за водой и дровами…
Дрова буквально кончились, а воды просто свежей не было. Мы шли прямо к источнику и вдруг заблудились. Пробирались сквозь бурелом. К источнику вышли. Источник был особенный, вытекал из дупла дерева, а на дереве был металлический крест, уже вросший в ствол. И вот в тот момент, когда мы собирались заполнить каны, раздался оглушительный треск, все озари лось ярким светом, и сзади нас ударила молния. Мы аж присели…
Леша сказал:
— А. В., это к добру или нет?
Я ответил:
— К добру.
И мы пошли с полными канами назад.
И вдруг нам попался валежник, да в таком количестве, что и представить нельзя. И лагерь оказался недалеко. И как мы заблудились, было просто непонятно. Мы дошли до лагеря, принесли воду. Потом вернулись и при несли дрова… И все стало хорошо. Но осталось ощущение присутствия чего-то или кого-то.
Еще две святочные истории
А история следующая!
Нас до сторожевого дуба довез водитель местного отдела культуры. И он рассказал:
— К этому месту (сторожевому дубу) возят многих. Я ездил много раз, но вот однажды на день Василия Рязанского я там был.
С рыбалкой. И вижу. Ровно в полночь спускаются с горы два огня, ну как мотоцикл, потом они расположились возле источника. А потом исчезли. Утром посмотрели: следов нет. По легенде, на свой день каждый год Василий Рязанский приходит к источнику и его чистит.
А источник и правда особенный. Он вытекает из дупла дерева, очень чудно. А вода очень хорошая.
Следующая история!
Было это в Пронской экспедиции в 1998 г. Экспедиция была вторая Пронская. Участвовали Леша Румянцев, Саша Казаков, Леша Морозкин, Вова Трофимов, Ваня Пермяков и я.
Расположились мы возле бывшего мужского монастыря. Монастырь закрыли еще до революции и сделали там приют. При монастыре был храм. Уж не знаю когда, но умудрились в храме сделать баню, а в алтаре парилку. Мало того, в бане стали париться и женщины!
Вот они и стали первые жаловаться: кто-то, мол, вещи в предбаннике разбрасывает… Хулиганит… Вот однажды пошли они париться, а сторожа попросили покараулить. А для начала зайти в баню и посмотреть, нет ли кого… Он зашел. Зашел и в парилку, т. е. алтарь, и почувствовал, что кто-то сзади есть. Только хотел повернуться, как его по руке ударили, точнее по плечу, и, как рассказывают, рука «отсохла». Т. е. перестала двигаться.
С тех пор инвалидом и остался.
Еще рассказывают, иногда кажется, что в окно заглядывает монах. Если ты внутри, то снаружи, если во дворе, то он как будто в доме.
Я сам одну ночь в монастыре ночевал, но монаха не видел.
Но Бог весть, рассказывают…
О преподобном Василии Рязанском
В Сапожковском р-не, возле с. Красный Угол, там, где находится знаменитый Сторожевой дуб, возле источника преподобного Василия (пусть нас поправят, если он называется иначе), нам тоже рассказывали интересные предания, и тоже в одну из ночей природа попугала, правда не всех, а только двоих, тех, кто осмелился в полночь к источнику направиться…
Но эта история вошла или войдет в «Святочные истории». Есть еще одна, рассказанная в Рязанском Кремле. Мощи Василия Рязанского лежат под одной из стен трапезной. Теперь там архив. Над мощами на стене образ Святого Василия Рязанского. Фотографию стены я при крепил к тексту.
А рассказали нам следующее. В 60-х годах взялись за ремонт Рязанского Кремля. Взялись активно. Нельзя сказать, что это была плохая затея. Многие здания действительно требовали ремонта, и после ремонта стало лучше. Но добрались и до стены с мощами Василия Рязанского.
И пришло распоряжение: мощи убрать. Привели рабочих…
А Василий Рязанский славился чудесами. Вот, напри мер, в Рязань приплыл по Оке из Мурома на стихаре (или рясе, могу ошибаться). Его муромчане погнали из города, а Василий подошел к Оке, бросил стихарь на воду, встал на него и поплыл. Так и приплыл в Рязань…
Так вот, рабочие взялись со страхом, но приказ есть приказ — разбирать надгробную плиту. Только слегка приоткрыли захоронение, как из щели вырвалось пламя.
Рабочие с воплями разбежались.
Других желающих еще раз попробовать вынуть мощи не нашлось.
Можете съездить в Рязань к Василию Рязанскому, найдете его мощи под той же стеной трапезной (тоже могу название путать, а все остальное — истинная правда).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Пока часы двенадцать бьют» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других