Маркетплейсы и агрегаторы: эволюция торговли в условиях гегемонии цифровых платформ

Плещенко В.И.

Торговые платформы довольно прочно вошли в нашу жизнь. Использование маркетплейсов и агрегаторов стало повседневной практикой не только для рядовых обывателей, но и для представителей крупного бизнеса. Исходя из этого, необходимо обобщить имеющуюся информацию о различных аспектах работы цифровых торговых платформ, проанализировать ее и показать роль новых субъектов рынка в формировании экономических отношений.Издание предназначено для широкого круга читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маркетплейсы и агрегаторы: эволюция торговли в условиях гегемонии цифровых платформ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 3. О ПРИБЛИЖЕНИИ ТОРГОВО-ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ К ПОТРЕБИТЕЛЯМ

В процессе оформления интернет-заказа покупатель всегда определяет способ получения товара, исходя из возможных вариантов и собственных предпочтений. Это может быть курьерская доставка на дом (в офис), либо получение в одном из пунктов выдачи из числа расположенных в городе, либо т.н. постамат — автоматическое устройство (наподобие багажной ячейки на вокзале), в котором товар хранится определенное время в ожидании прихода покупателя. Конечно, доставка на дом наиболее предпочтительна с точки зрения популярной сегодня потребительской парадигмы моментального удовлетворения потребностей, однако за визит домой или на работу обычно требуется доплатить определенную сумму, плюс не каждый покупатель готов находиться на объекте в течение избранного временного диапазона доставки, ожидая прибытие курьера. Кроме того, не все имеют желание впускать в свой дом посторонних людей и предоставлять им свои контактные данные. По данным различных опросов от 76 до 82% покупателей предпочитают забирать товары из пунктов выдачи, не желая доплачивать за курьерскую доставку [16]. Поэтому можно отметить еще одну важную особенность развития потребительской коммерции — максимальное приближение специализированных торговых точек (или пунктов распространения товаров) к местам проживания людей.

Благодаря развитию электронной коммерции покупатель существенно сокращает время, требуемое для подбора товаров в различных магазинах. Он получает удобный инструмент для быстрого сравнения цен и характеристик товаров, имеет круглосуточный доступ к широкому ассортименту, а также обладает возможностью (в большинстве случаев) примерить одежду или обувь в пункте доставки неподалеку от места работы или проживания [24, с. 116]. Оплата покупки, как правило, производится по безналичному расчету через сайт в момент заказа. У покупателя имеется личный кабинет на сайте маркетплейса, где он может совершать все необходимые действия: искать, выбирать, заказывать, оплачивать, выбирать способ доставки, при необходимости продлевать срок нахождения товара в пункте выдачи заказа или постамате. Также за счет пунктов выдачи и постаматов довольно успешно решается проблема «последней мили»4, поскольку в таком случае конечный потребитель гораздо в меньшей степени зависит от качества организации работы службы доставки, курьера и т. д. [40]. Клиент получает уведомление о поступлении товара в терминальный пункт и приходит туда в удобное для себя время. Удобство потребителей стало ключевым фактором высокой востребованности нового формата торговли, стимулируя тем самым бурный рост числа виртуальных торговых точек и реальных пунктов выдачи (включая постаматы).

Обилие и разнообразие вышеназванных пунктов выдачи товаров впечатляет. К примеру, только в районе своего непосредственного проживания (участок в Москве размером примерно 350 х 350 м) автор насчитал три пункта выдачи сети «Вайлдберрис» и один пункт «Яндекс. Маркет». Они расположены на первых этажах жилых домов (или подвальных помещениях) и рассредоточены на местности, вероятно, с целью максимального охвата потенциальных клиентов. Кроме того, в пределах данного квартала, на «минус первом» этаже районного центра (на базе реконструированного здания кинотеатра) находятся еще две точки выдачи от сетей-конкурентов («Озон» и «Ламода»), а также три постамата. Все эти объекты начали появляться относительно недавно, в течение последних двух-трех лет, причем наибольший прирост пришелся именно на 2022 год. В остальных частях Москвы (и в большинстве других российских городов) сегодня наблюдается схожая картина5.

Довольно значительный импульс развитию новых форм организации коммерции придала коронавирусная инфекция, охватившая страну в первой половине 2020 года. Масштабные санитарные ограничения существенно изменили текущую жизнь людей и условия функционирования бизнеса. Когда в течение нескольких месяцев самоизоляции были закрыты для посещений крупные торговые центры, возможность дистанционного заказа из дома, постаматы и курьерская доставка позволили людям хотя бы частично удовлетворять свои потребности в необходимых товарах.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маркетплейсы и агрегаторы: эволюция торговли в условиях гегемонии цифровых платформ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Отмечается, что проблема «последней мили» обходится логистическим компаниям дороже, чем все остальные этапы доставки, как минимум ввиду возрастающих затрат на оплату труда курьеров [5, с. 23]. Но ни курьер, ни транспортная компания не являются заказчиками для лица, ожидающего товар, ведь их нанимал грузоотправитель. В то же время на грузоотправителя (продавца товара) репутационные издержки, связанные с опозданиями или ошибками доставщиков, переходят полностью.

5

Лет десять назад что-то похожее наблюдалось с аптеками, которые возникали повсюду. А примерно 5 лет назад начался бум магазинов «шаговой доступности», торгующих алкогольной продукцией.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я