Маркетплейсы и агрегаторы: эволюция торговли в условиях гегемонии цифровых платформ

Плещенко В.И.

Торговые платформы довольно прочно вошли в нашу жизнь. Использование маркетплейсов и агрегаторов стало повседневной практикой не только для рядовых обывателей, но и для представителей крупного бизнеса. Исходя из этого, необходимо обобщить имеющуюся информацию о различных аспектах работы цифровых торговых платформ, проанализировать ее и показать роль новых субъектов рынка в формировании экономических отношений.Издание предназначено для широкого круга читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маркетплейсы и агрегаторы: эволюция торговли в условиях гегемонии цифровых платформ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ГЛАВА 2. ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК ПОСРЕДНИКИ НОВОГО ТИПА

Изменение состава участников процесса товародвижения за счет включения новых игроков ведет к трансформации структуры товарных рынков. Традиционным механизмом, функционировавшим в последние десятилетия, была продажа продукции производителями через сети торговых дистрибьюторов и дилеров. Разделение полномочий внутри данных сетей производилось по различным признакам: региональным, номенклатурным и т. д. Такая система была удобна производителям, поскольку снимала с них бремя ведения рутинной работы с мелкими заказчиками.

Однако значительное сокращение трансакционных издержек ввиду автоматизации сбытовых процессов создало предпосылки для снижения рыночного влияния посредников, на которых ранее приходилась существенная часть внутренних продаж крупных компаний. Данное изменение ведет к росту числа прямых контрагентов, помогая производителям лучше понимать состояние спроса на рынке, объективнее оценивать потребности и ожидания клиентов.

Однако в платформенной экономике на освобождающееся место традиционных коммерческих посредников претендуют новые субъекты — посредники информационные. Особо обратим внимание на то, что в конечном счете эти посредники новой формации имеют не информационно-аналитическую сущность, а коммерческую.

Чтобы грань между участниками рыночных отношений была более четко прочерчена, для начала обратим внимание на организации, специализирующиеся на чистом информационном посредничестве. Рассмотрим данный вопрос на примере российской металлургической отрасли. В частности, в сфере новостей, информационных обзоров и отраслевого анализа уже довольно давно работают такие ресурсы, как «Металлоснабжение и сбыт», Русмет, МеталлТорг и др. Помимо полезной отраслевой информации общего плана они распространяют ценные сведения о текущих возможностях и рисках для производителей и потребителей металла, металлоторговых компаний, работающих в различных регионах страны. Доход новостных агрегаторов может состоять из платной подписки на отдельные материалы, публикации рекламы (или новостей рекламного типа), организации мероприятий, проведения отраслевых исследований и опросов в чьих-либо интересах и пр. Но если охарактеризовать эту деятельность в целом, можно сказать, что она носит преимущественно некоммерческий характер.

В свою очередь, к коммерческим посредникам нового типа мы причисляем современные платформы: агрегаторы предложений и маркетплейсы.

В отличие от классических металлотрейдеров, известных еще с 90-х годов прошлого века, современные агрегаторы не выкупают товары с заводов себе на склад, а также не продают продукцию третьим лицам по договорам комиссии, поскольку их основная задача — обеспечить для пользователя поиск этой продукции и немедленное сравнение ценовых параметров из различных источников. Как уже говорилось ранее, в лице агрегатора мы имеем дело с дистанционной витриной.

В последнее время отмечается рост числа номинально независимых агрегаторов предложения в черной металлургии. Среди них называются такие электронные платформы, как MetalSkanner.ru, E-metall.ru, Металлопрокат.ру и др. Их задача заключается в обеспечении оперативного взаимодействия потребителей и поставщиков металлопродукции. Зарегистрированные на площадке пользователи получают в свое распоряжение удобный современный функционал, позволяющий найти предложения продавцов или узнать об актуальной потребности потенциальных покупателей. К примеру, сервис MetalSkanner содержит примерно 20 тыс. номенклатурных позиций проката и метизов [4].

Схожие платформы появляются и в других отраслях промышленности, выполняя посреднические функции и ускоряя процессы товарооборота. Таким образом, благодаря новым электронным платформам производители получают эффективный механизм взаимодействия с клиентами, помогающий лучше понимать актуальные потребности рынка.

Более сложной моделью ведения посреднического бизнеса являются маркетплейсы, которые сегодня выполняют ряд функций:

· информационный посредник между потребителями и поставщиками товаров, работ, услуг;

· агрегатор предложения со стороны многих производителей или поставщиков разнообразных товаров;

· продавец;

· организатор логистики и курьерской доставки;

· организатор процесса взаимодействия с конечным потребителем в рамках функционирования пунктов выдачи заказов и постаматов.

Таким образом, маркетплейсы объединяют в себе обширный потенциал информационно-поисковых систем, возможности интернет-магазинов и при этом стремятся обеспечить максимальное приближение своей инфраструктуры к конечному потребителю. Они могут специализироваться на определенных сегментах рынка товаров или услуг либо выступать универсальными площадками, не ограничивая свою номенклатуру. Постепенно маркетплейсы становятся доминирующей формой продажи товаров и услуг, что сопровождается их проникновением практически во все сферы жизни населения [19, с. 54]. Появление маркетплейсов знаменует собой постепенное упорядочение рынка интернет-продаж, концентрацию существующих на нем игроков и олигополизацию отношений, когда несколько крупнейших компаний имеют схожие маркетинговые стратегии и в совокупности оказывают существенное влияние на политику ценообразования.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маркетплейсы и агрегаторы: эволюция торговли в условиях гегемонии цифровых платформ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я