Маркетплейсы и агрегаторы: эволюция торговли в условиях гегемонии цифровых платформ

Плещенко В.И.

Торговые платформы довольно прочно вошли в нашу жизнь. Использование маркетплейсов и агрегаторов стало повседневной практикой не только для рядовых обывателей, но и для представителей крупного бизнеса. Исходя из этого, необходимо обобщить имеющуюся информацию о различных аспектах работы цифровых торговых платформ, проанализировать ее и показать роль новых субъектов рынка в формировании экономических отношений.Издание предназначено для широкого круга читателей.

Оглавление

© Плещенко В.И., 2023

ISBN 978-5-0060-3285-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы наблюдается существенная трансформация процесса торговли, связанная с интенсивным развитием интернет-продаж, появлением на рынке многочисленных цифровых платформ: агрегаторов и маркетплейсов. Активизация коммерческой деятельности интернет-платформ происходит параллельно с крупномасштабными изменениями менталитета и привычек значительной части населения, прежде всего жителей больших городов. Многие потребители уже не желают тратить свое свободное время на посещение торговых центров и крупных магазинов с целью поиска и приобретения товаров. Вместо этого они выбирают товары удаленно в сети Интернет, используя электронные устройства, а также обсуждают в социальных сетях и системах мгновенного обмена сообщениями (мессенджерах) будущие или уже состоявшиеся покупки. Для совершения покупок совсем не обязательно лично совершать поездку в магазин в выходной день (или в свободный час после работы). Приобретение необходимых предметов можно осуществить дистанционно, причем в любое время (дома на диване, в отпуске, по дороге на работу, в транспорте, в обеденный перерыв и т. д. и т.п.). Таким образом, значимость таких факторов, как время и расстояние, фактически нивелируется, а основным техническим условием успешных покупок становится наличие качественного и устойчивого соединения мобильного устройства пользователя с сетью Интернет.

Эволюция индустрии торговли на базе цифровых платформ оказывает существенное влияние на смежные сферы деятельности. Например, меняется распределительная логистика, в которой складская инфраструктура приближается к конечному потребителю, а доставка товаров в локальные пункты выдачи, заменяющие традиционные магазины, происходит преимущественно единичными партиями. Как следствие изменяется структура занятости, поскольку на рынке труда требуется больше водителей, экспедиторов, грузчиков, работников складов и пунктов выдачи.

Кроме того, торговые платформы, сперва начинавшие с продажи предметов одежды, обуви, других товаров широкого потребления, постепенно расширяют предложение, включая в ассортимент предметы интерьера, мебель, продукты питания и т. д. Ожидается даже начало дистанционной торговли алкогольными напитками (вино). Между тем традиционные магазины также стремятся не отстать от современных тенденций, внедряя функциональные элементы маркетплейса в свою текущую деятельность. Не остаются в стороне и промышленные предприятия, налаживающие взаимодействие с крупными конечными или промежуточными потребителями по модели маркетплейса. И, наконец, быстрота и удобство заказа товаров способствовали началу интенсивного использования функционала торговых платформ в сфере государственных и корпоративных закупок.

Очевидно, что трансформирующиеся экономические отношения нуждаются в анализе и систематизации. Новые методы продвижения товаров и услуг отличаются большим разнообразием, дополняя существующие на рынке традиционные формы торговли.

Но у деятельности цифровых торговых платформ (а в особенности у маркетплейсов), как у любой медали, есть и оборотная сторона. На практике продавцы, в повседневном режиме взаимодействуя с ними, сталкиваются с целым рядом новых для себя проблем. К примеру, это разнообразные штрафы, которые продавцы вынуждены платить маркетплейсу по различным причинам. В конце 2022 года поставщики обратились в ФАС России с жалобой на непрозрачные механизмы регламентации взаимодействия, применяемые одной из наиболее крупных электронных платформ в России. В частности, они указывают, что размеры штрафов не указаны в оферте, а их применение осуществляется по сути произвольно, отсутствует документальное подтверждение нарушений в виде фото — или видеофиксации [52]. Периодически в СМИ появляются публикации о забастовках пунктов выдачи заказов, собраниях недовольных у офисов маркетплейсов и т. д. Таким образом, все возрастающая власть интернет-платформ над продавцами уже начинает вызывать нарекания и протесты со стороны отдельных представителей бизнеса.

Вполне естественно, что на стадии роста нового направления бизнеса могут возникать проблемные моменты, связанные с недостаточной регламентацией ряда вопросов, таких как защита интеллектуальной собственности, контроль качества, разделение прав и обязанностей между маркетплейсами и владельцами пунктов выдачи.

Поэтому основные цели написания данной работы — это обобщить имеющуюся информацию о различных аспектах работы цифровых торговых платформ, проанализировать ее и показать роль новых субъектов рынка в формировании экономических отношений1.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Маркетплейсы и агрегаторы: эволюция торговли в условиях гегемонии цифровых платформ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Книга составлена на основе отдельных журнальных статей автора, опубликованных в 2022—2023 гг., дополненных и актуализированных [34—37].

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я