Воспитываем, не травмируя. Руководство для родителей по развитию в детях уверенности, стойкости и оптимизма

Питер А. Левин, 2008

Частый вопрос родителей к психологам – как воспитать здорового и счастливого ребенка и помочь ему безболезненно справляться с возможными неприятностями? Чуткое детское восприятие подвержено последствиям стрессовых ситуаций и порой даже «рядовое» происшествие способно пагубно повлиять на психику ребенка. Питер Левин, психотерапевт, доктор медицины и биологической физики, и Мэгги Клайн, семейный и детский психолог, создали подробное руководство, которое поможет родителям развить в ребенке эмоциональную устойчивость, уверенность в себе и оптимизм, чтобы предотвратить травмирующие последствия любых, даже самых трудных, жизненных ситуаций. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Питер Левин. Главные книги о психологической травме

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитываем, не травмируя. Руководство для родителей по развитию в детях уверенности, стойкости и оптимизма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2

Повышение эмоциональной устойчивости путем развития навыков сенсорной осознанности с помощью практики, практики и еще раз практики

Для того чтобы развить в ребенке способность восстанавливаться после трудных ситуаций, вам сначала нужно изучить и попрактиковать несколько навыков. В этой главе представлены разнообразные упражнения, которые позволят вам и вашему ребенку открыть для себя богатый сенсорный ландшафт, существующий внутри тела. Мы надеемся, что данные упражнения развеселят и взбодрят вас. Будут также даны рекомендации, которые помогут родителям и детям освоить новый словарный запас для этой новой местности. Язык ощущений, передающихся из глубин мозга, мы будем называть «тело — мозг». Вы станете искусны в распознавании спонтанных внутренних сигналов и побуждений, которые возникают инстинктивно. Овладение этими навыками уменьшает разрыв между сознательными и бессознательными телесными процессами. Это эмпирическое знание ощущений даст вам необходимые инструменты, чтобы помочь вашему страдающему ребенку, и позволит вам самим не потерять рассудок. Из этой главы вы узнаете, как настроиться на потребности и ритмы вашего ребенка. Также вы научитесь оттачивать свои навыки наблюдения, смотря и слушая, чтобы быть с ним на одной волне.

Как оказать надлежащую поддержку страдающему ребенку

Чтобы предотвратить или свести к минимуму травму и снять стресс, важно убедиться, что вас самих не накрыло в результате случившегося с вашим ребенком несчастного случая. Разумеется, это не всегда так легко! Однако дети по своей природе одновременно хрупки и выносливы. При надлежащей поддержке они обычно способны оправиться от стрессовых событий и стать жизнерадостными, энергичными и гибкими. Поскольку способность к исцелению является врожденной, ваша роль как взрослого человека проста: вы должны помочь ребенку получить доступ к этой способности. Ваша задача во многом схожа с функцией пластыря или шины. Эти средства не заживляют рану, но защищают и поддерживают тело, пока оно восстанавливается. Приведенные здесь рекомендации, упражнения и пошаговые инструкции призваны помочь вам стать хорошим «лейкопластырем» для вашего ребенка.

Значимость самообладания взрослого человека трудно переоценить. Спокойствие принципиально важно! Когда ребенок пострадал или напуган, первоначальной реакцией взрослых могут быть страх или гнев. И это нормально. Однако подобная реакция может еще больше напугать вашего ребенка. А наша задача состоит в том, чтобы свести к минимуму негативные чувства, испытываемые ребенком. Поэтому сначала следует позаботиться о своих собственных реакциях. Дайте себе время успокоиться, не нужно сразу ругаться или в тревоге бежать к ребенку, если только он действительно не находится в опасности.

Опыт работы с нашими взрослыми клиентами в терапии подтверждает, что часто самым пугающим моментом инцидента, пережитого в детстве, была реакция ужаса их родителей!

Простые шаги для выработки эмоциональной устойчивости

Путь к спокойствию лежит через практику. Предлагаемые практические упражнения повысят вашу способность быстро и естественно восстанавливать равновесие. Как только ваше тело поймет, что «то, что идет вверх (заряд/возбуждение/страх), может спуститься вниз (разрядка/расслабление/безопасность)», вы встанете на путь к более устойчивой нервной системе, способной выдержать взлеты и падения. Вы станете похожи на высокий бамбук или тонкую иву, которая иногда сгибается до самой земли, но не ломается даже во время урагана! Когда ваше тело «ухватит это», вы станете в хорошем смысле «заразными», ведь через язык тела, выражение лица и тон голоса ваша собственная нервная система напрямую взаимодействует с нервной системой вашего ребенка. Вот как мы на самом деле общаемся с нашими детьми! Не наши слова оказывают наибольшее влияние, а невербальные сигналы, которые и создают чувство безопасности и доверия. Прежде чем вы сможете настроиться на ощущения, ритмы и эмоции вашего ребенка, вы должны сначала научиться настраиваться на свои собственные. Тогда ваше спокойствие сможет стать их спокойствием.

Первый шаг в этом процессе настройки состоит в том, чтобы понять важность переживания как приятных, так и неприятных ощущений. Сначала мы позволяем им быть, а затем принимаем полностью. Это очень важно для того, чтобы стать более эмоционально устойчивыми, так как более глубокое переживание самих себя формирует ядро нашей личности. Именно начиная с нашего собственного дыхания и живота мы формируем наше самоощущение и помогаем нашим детям осознать их собственное.

Поначалу бывает трудно сосредоточиться на физических ощущениях. Но с каждым разом нам становится немного легче. Важно уметь терпеливо переносить дискомфорт в течение длительного времени, чтобы ощущение изменилось, а это неизбежно произойдет. Не менее важно уметь испытывать удовольствие и радость. По мере тренировок ваше тело становится способным вмещать все больше ощущений и эмоций без каких-либо травмирующих последствий. Взрослые, способные управлять своими чувствами и ощущениями, становятся образцами для своих детей.

Развиваем успокаивающее присутствие

Если вы теряете равновесие в чрезвычайной ситуации, не нужно отчаиваться. Учитывая современные стрессы, как родитель или другой воспитатель может быть спокойным и жизнерадостным? Это особенно сложно в экстренной ситуации, когда, например, вы впервые наблюдаете акробатический прыжок своего малыша вниз с лестницы или сквозь витринное стекло!

Чтобы стать более эмоционально устойчивыми и эффективными, жизненно важно получить практическое представление о том, как действуют ваши собственные инстинкты в условиях опасности или стресса.

Так как же научиться быть оплотом хладнокровия, когда ваш ребенок плачет? Давайте начнем с изучения того, что происходит внутри «тела — мозга», когда вы и ваш ребенок напуганы или чрезмерно напряжены.

Связь «тело — мозг»

Человек является обладателем триединого мозга. Это означает, что есть три части мозга, которые в идеале работают в гармонии. Неокортикальная, или новейшая часть мозга отвечает за сложные навыки мышления, такие как решение проблем, планирование и восприятие, а также социальное функционирование. Мезэнцефалон (средний мозг) также называют эмоциональным мозгом1, потому что он обрабатывает воспоминания и чувства. Рептильный, или «низший» мозг отвечает за выживание, выполняя множество функций, обеспечивающих работу регуляторных механизмов базового существования, таких как частота сердечных сокращений и дыхание. Эти функции включают в себя также работу нервной системы, которая взаимодействует с сенсорными и моторными системами, чтобы быстро вывести нас из опасности. Эти части примитивного мозга образуют основную связь «тело — мозг».

Каждый отдел нашего мозга имеет специализированные функции и говорит на своем собственном языке. Мыслящий мозг говорит словами, а эмоциональный мозг использует язык чувств, таких как гнев, печаль, радость, отвращение и страх. Эти чувства и эмоции маленькие дети учатся обозначать легко. В отличие от мыслящих и чувствующих сегментов мозга, примитивный рептильный мозг говорит на незнакомом, но чрезвычайно важном языке ощущений.

Язык ощущений для многих является иностранным языком. К счастью, при небольшой практике его легко выучить. Изучать ощущения так же важно, как изучать основные правила выживания в незнакомом месте. Чтобы помочь ребенку, имеет смысл сначала познакомиться с миром собственных ощущений. Все, что для этого потребуется, — это свободное время, когда вас никто не отвлекает и вы можете прислушаться к тому, как чувствует себя ваше тело. Разброс ощущений может варьироваться от изменения давления или температуры кожи до вибраций, «бабочек» в животе, мышечного напряжения, сжатия или простора, дрожания, покалывания или тепла. Это язык низшего мозга, который действует, когда мы в опасности или когда происходят неожиданные изменения. Его фокус совершенно иной, чем то, к чему большинство из нас привыкло. Его сигналы могут поначалу казаться неприметными, едва уловимыми или странными из-за нашей привычки полагаться на обратную связь, которую мы получаем от языка, мыслей и эмоций.

Поскольку именно рептильный мозг обеспечивает наше выживание и гомеостаз, мудрый взрослый обязан подружиться с этим глубоким инстинктивным слоем сознания. Никаких компьютеров, специального оборудования или затрат не требуется. Все, что необходимо, — это время, внимание и желание. Ниже приведено несколько упражнений, позволяющих вам почувствовать этот язык ощущений. Помните: поскольку рептильный мозг не записывает слова, вы не можете выучить его язык в теории. Ощущения должны быть пережиты! Парадоксально, но чем инстинктивнее мы действуем, тем более полноценными людьми являемся.

Знакомимся с собственными ощущениями

Хотя дети в силу возраста или в результате стресса могут быть не в состоянии выразить словами свои чувства, они знают, как ощущается шокирующее огорчение, и вы тоже знаете! Это ощущение ужаса в желудке, учащенное сердцебиение, стеснение в груди или комок в горле. Включите новости после катастрофы или послушайте, как случайный прохожий, только что ставший свидетелем несчастного случая, описывает пережитое: «У меня нет слов», «Такое чувство холода», «Мне нечем дышать», «Я просто парализован», «Мое сердце билось как сумасшедшее, но я не мог пошевелиться», «Мои ноги словно налились свинцом».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Питер Левин. Главные книги о психологической травме

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспитываем, не травмируя. Руководство для родителей по развитию в детях уверенности, стойкости и оптимизма предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я