Легенды Древней Греции

Петр Петрович Котельников

Легенды Древней Греции: Легенды древних эллинов пантеон Богов изображают созвучными быту и нравам людей того времени. В этом сборнике они написаны и прозой и стихами (привычный стиль изложения автора).

Оглавление

Гармония музыки

Древние греки превыше всего ценили красоту и порядок. А высшим выражением красоты и порядка для них была музыка. Высочайшее явление гармонии заключалось в правильности форм музыкального произведения. Когда все звуки согласованы, они звучат прекрасно. Там, где хотя бы один звук выбивается из согласия — вся гармония гибнет. Если в мире все упорядочено до совершенства, сама собой возникает музыка. Она есть везде, где не нарушен порядок движения. Какие дивные звуки издает небесная сфера, какая гармония заключена в ночном небе, полном звезд! Если мы не слышим чудесной мелодии небес, это может означать лишь то, что мы еще не научились слышать ее. Греки воздавали должное певцам и музыкантам. Они всегда были желанными гостями в любом доме, самое лучшее предлагалось им. Их жизнь и деяния становились почвой для создания мифов. И самым знаменитым в сонме музыкантов и певцов был Орфей. Когда он исполнял веселые мелодии, веселились не только люди, но и боги, вся природа становилась светлее и ярче.

Враги друг другу жали руки,

И благородней были дикари,

Больные забывали свои муки.

Гармония царила до зари!

Не слышно шелеста листвы,

Стих ветер и не гнулись травы.

И ястребы с небесной высоты,

Не мчалися на пир кровавый.

Когда музыка становилась печальной, плакали небеса, серая тень покрывалом опускалась на землю.

Когда Орфей играл на лире,

Светлели дали, небеса.

Все замирало в нашем мире,

И умолкали голоса!

Вместе с Орфеем скорбела вся природа, когда жена Орфея — Эвридика сошла в царство теней. Только один Орфей осмелился спуститься в царство мертвых, чтобы упросить богов подземного царства отпустить Эвридику в мир живой. Своей игрой он покорил Аида и его жену Персефону и те дали согласие на нарушение закона законов — отпустить тень назад в мир живых людей. Плотью тень покроется, когда она выйдет наружу. Только одно условие поставили боги — не смеет Орфей во время пути своего по переходам царства оглядываться назад. Все шло хорошо, вот уже виден выход, остается несколько шагов. И тут Орфей забыл об условии. Не слыша шагов и звука голоса Эвридики, он обернулся и увидел, как простирает руки свои Эвридика, увлекаемая силой слуг Аида назад. Пал на землю Орфей, бился головой об нее, разрывая платье на груди своей. Тщетно: упущенного не вернешь!

Но надолго умолк певец,

Тому причина — гибель Эвридики,

Завял на голове его венец,

Печальны стали и природы лики!

Певец спустился в мир теней,

Заслушались его Аид и Персефона,

И заслужил игрой своей Орфей,

Что те нарушили свои ж законы!

Отпущена была певца жена.

Все было б хорошо, когда б не

обернулся.

Уже полоска светлая видна,

Без Эвридики в мир живых вернулся!

Не мог больше Орфей исполнять веселых мелодий. На его беду, был праздник бога Вакха (Диониса). Пьяные вакханки, служительницы бога вина, веселились. На глаза их попал печальный музыкант. Диссонансом звучала его лира, тонула в смехе и веселье вакханок. Пьяные набросились они на Орфея, впиваясь длинными ногтями в его тело и разрывая его на куски. Не могли эти женщины жить по закону гармонии, только чувственная природа была их сутью. Голову Орфея и его лиру бросили вакханки в морские воды. Подхватили голову певца и его лиру волны и понесли к острову Лесбос. Стал с той поры Лесбос колыбелью греческой музыки. Родились на этом острове величайшие музыканты — Терпандр и Арион.

В веселый праздник бога Вакха

Орфей один печальным был,

Вакханки веселились, а он — плакал.

И этим гнев в них разбудил.

Накинулись, руками тело рвали,

Ручьем бежала кровь из ран

А девы веселились, ликовали.

А бог вина — чудовищно был пьян!

Не раз музыка спасала людей от безумного кровопролития. Во время войны Спарты с Мессенией, только песней спас спартанцев от гибели певец и музыкант Тиртей. А ведь Спарта была сильна мужами и крепка оружием! В другой раз спартанцев спас гость из Лесбоса — Терпандр. В городе возникли внутренние распри. Кто теперь знает, от чего? Только город стал, как безумный. Люди бросались друг на друга с мечами и на улицах и за пиршественными столами. Обратились к Дельфийскому оракулу. Тот сказал: «Призовите Терпандра и почтите Аполлона». Прибыл Терпандр и заиграл на лире. Лира та была необычной, а семиструнной, такой, какой она сохранилась до нашего времени. В то время лиры были четырехструнными. Мерная игра Терпандра заставила безумцев прислушаться к гласу разума, люди стали спокойнее дышать, побросали люди мечи свои, взялись за руки и повели хоровод в честь бога Аполлона. Терпандр играл, а несогласные приходили к согласию, непонимающие находили общий язык. В Спарте воцарились мир и любовь! Потомки не запомнили песен Терпандра, может несколько строк всего. Но память о певце и музыканте в мифе добралась и до нас.

Терпандр играл, как Аполлон,

На семиструнной чудной лире.

И слыл желанным гостем он

Во всем известном мире.

Сегодня в Дельфах он гостит,

А завтра он — в Афинах.

Повсюду музыка звучит,

Гармонии картина!

Возникли как-то в Спарте ссоры,

Безумным город стал,

Таких невиданных раздоров,

И смерти не видал!

Беснуясь, носится народ,

И не найти причины,

Мечи пускают часто в ход

Все взрослые мужчины.

Прибыл Терпандр и заиграл,

Полились мерно звуки.

Мечи отбросив, танцевал

Народ, держась за руки!

С Лесбоса в славный греческий город Коринф, по приглашению тирана Периандра. прибыл музыкант и певец Арион. Тиран, угождая народу, которым правил, завел в Коринфе праздники в честь бога вина Диониса. В хорах было задействовано множество мужчин, одетых сатирами, в масках с козлиными рогами, ибо козлоногие и козлорогие были постоянными спутниками пьяного бога вина. Пели они и песни в честь бога Аполлона, а сочинял эти песни приехавший в гости Арион. Отслужив тирану, Арион двинулся в турне по греческим городам. Своими выступлениями он заработал большое количество денег. Устав, и довольно позванивая золотом, Арион сел на корабль, чтобы отправиться на нем в Коринф. Корабельщики, увидев богатство Ариона, решили его убить, а деньги поделить. Разжалобить корабельщиков было невозможно, вокруг расстилалась водная пустыня. Арион попросил разбойников об одном — позволить ему спеть хотя бы одну песню, после чего он сам прыгнет в морскую пучину. Ему позволили делать это. Арион взял в руки лиру, встал на нос корабля, пропел песню и прыгнул в воду. А потом случилось чудо: из вод морских вынырнул дельфин, принял певца на свою крутую спину и после долгого плавания доставил его на греческий берег. Периандр, узнав о таком чуде, решил, что Арион — любимец богов, воздал ему соответственные почести. Корабельщики были сурово наказаны. А на том берегу, куда дельфин доставил Ариона, поставили бронзовую статую, изображающую человека верхом на дельфине.

Что может быть прекрасней в мире.

Чем звуков сочетание — симфония,

Когда Орфей играл на своей лире,

Мир замирал, царил закон гармонии.

Орфей погиб, вакханками растерзан,

Поклонницами бога Диониса,

Прилюдно, беспощадно, дерзко

Одни кусочки тела сверху и до низа.

Но уцелела голова певца и лира,

Прибили нежно к Лесбосу их волны,

И музыка на нём певца родила,

Известного всем в мире — Ариона.

Наследником Великого Орфея стал,

Познав все музыки великие законы.

Отставив все дела, мир сладко замирал,

Заслышав только песни Ариона!

Я Господа прошу от своего лица,

Чтоб мир безумия был музыкой раним,

И чтоб спасти от гибели певца,

Пусть всякий раз является дельфин!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я