Зеркало времени. Исторический роман

Петр Петрович Котельников

События прошлого разных времён и народов должны служить зеркалом, куда должно заглядывать, чтобы не создать непоправимого! Эти события и легли в основу книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зеркало времени. Исторический роман предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Цветом с солнцем схоже

О чем первом следует подумать, прежде чем в зеркало времени взглянуть? Что миром правит нашим? Чему род человеческий поклоняется? Богу, думаете вы? Нет, не Богу, о нем вспоминают, о нем думают, когда мир изменяет свое отношение, становясь жестоким, нетерпимым. А пока терпится и любится, деньги, золото нужны, чтобы удовлетворять желания свои. А цвет золота с цветом солнца схожий. Радует взгляд наш.

Говорит Екклезиаст мудрый в главе одиннадцатой: «Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце».

Но, смотреть на солнце незащищенными глазами нельзя, глаза слепнут. Жить можно слепому, только, что это за жизнь будет? Аромат полей весенних носом почуешь, свежесть раннего утра — кожей своею, вкус ягоды виноградной — языком определишь. Но все это только малые частицы подаренных Богом человеку ощущений, и заменить они зрение не могут. Мне вспоминается слепая красавица, познавшая душевную красоту мужчины, сделавшего все, доступное ему, чтобы она прозрела. Чудо свершилось, она увидела мир полный чудных, ярких красок. Она ликовала от нахлынувших на нее чувств. Он, стоя в стороне, плакал от радости, что она прозрела. Но, он ушел, с давящей болью в душе. Красавица едва обратила внимание на его малую щуплую фигуру, с опущенными плечами, с крупными веснушками на плоском лице и торчащими в стороны ушами. Бегло, неряшливо скользнув взглядом, достаточным для того, чтобы сравнить его с другими мужчинами, проходившими мимо, прошептала: «Какое убожество!». И все прежние органы чувств, которыми красавица определяла присутствие любимого, разом уступили в силе одному — зрению. Зрение подвело ее. Красавица, пожалуй, найдет еще свое счастье, и он, возможно, каким-то образом, утешится? Мир так уже устроен, мы часто теряем. И о цене потерянного, нам может подсказать только время.

Золото цветом своим на солнышко похоже. Да, и действием его по слепоте напоминает. Только не глаза слепнут, а душа. А жить со слепой душой значительно сложнее, чем потерявшему зрение. Слепая душа всегда путь неправильный выбирает. Куда заведет, кто знает?..

Солнце оставило след свой в металле,

Сколько оттенков у золота есть?

Мать и отца за него убивали,

Душу свою продавали и честь.

Пота соленного, крови пролито

В войнах великих и мирном быту.

Сколько невинных и слабых убито?

Сколько сгорело, страдая, в аду?

Кто знает, когда желтый мягкий металл, не поддающийся коррозии, начал свое победоносное шествие по земле? Ясно, что на заре цивилизации человек отдавал предпочтение твердым металлам, а золото в чистом виде слишком мягкое, мало интересовало его. К тому же, в природе оно не только редко встречается, но и в малых количествах, россыпью или вкрапленное в кварц. Недаром крупным золотым самородками имена личные присваивали. Следует знать, что «дикари» еще жили с чистой, непораженной алчностью душой. У части людей душа такой и осталась, и называют их — «не от мира сего». Эта часть людей, живя и в нашем, цивилизованном мире, не подчинена воздействию золота. Такие люди служат не ему, а красоте.

Тот ищет золото зари,

Любуется закатом.

Металлом золотым — цари,

И те, кто стал богатым.

Заря угасла, ее нет,

Металл остался в силе,

Сверканье золотых монет,

Прозаик сделал былью.

Что до зари? О ней поэт

Стихи свои слагает,

Его творенья много лет

Немногие читают…

Мягкость золота, его изумительная ковкость, позволили позднее человеку создавать такие украшения, которые из других материалов не сделать, к тому же изделия из золота — вечные, способные самому господину времени противостоять. И стал человек украшать себя безделушками блестящими, из золота сделанными. Свойство обращать внимание на все блестящее, выделяющееся из окружающего, не только человеку свойственно, но и птицам многим. Недаром наша длиннохвостая сорока получила прибавку к названию — «воровка»; беда птицы — не может устоять от соблазна стащить все блестящее в свое гнездо. Зачем она это делает, думаю я? Ответ напрашивается один: чтобы обратить внимание представителя другого пола. Исходя из этого, думаю: «Какого пола представитель рода человеческого стал украшать свое тело первым?» Определенно ответить не могу? Скорее всего, это были мужчины?.. Я хочу провести и здесь аналогию с миром пернатых, где самцы пестротой своей окраски резко выделяются на фоне самочек, со скромным сереньким оперением. У дикарей склонность раскрашивать свое тело более выражена у мужчин. Станет мир цивилизованнее, мужчин станет числом меньше, возникнет среди женщин «конкуренция», появится необходимость сделать себя привлекательной, особенно в тех случаях, где женщина себя считает обиженной природой. Следуя правде, нужно сказать, что женщин, довольных всем, просто не существует. Женщины, менее склонные к выдумкам, вначале приглядывались к действиям мужчины, выясняли, что подойдет к их фигурам, из того, что придумывали их мужья, затем, отобрав у мужчины предмет одежды, поступали с ним так, что у потомков никогда не возникал вопрос о половой принадлежности тех или иных ее деталей. Поэтому многие предметы одежды, которыми прежде украшали себя кавалеры (туфли на высоком каблуке, чулки, кружева, лосины, рейтузы, и многое другое) стали теперь считаться предметами только женского обихода. Украшения из золота настолько стали нравиться людям, что они стали накапливать их. Потом золото стало мерилом ценности обмена. До него шкурами животных расплачивались. Пробую представить шкуру быка в виде платы за какую-то вещь, трудно это в голове укладывается. Ведь значительно удобнее расплатиться тем, что на тебе висит или в карманах твоих находится. Золото еще не использовалось для чеканки монет. Очень удобной в этом отношении была гривна Киевской Руси, украшение, которое носили на шее. О ней поговорим более подробно ниже, когда коснемся монет, имевших хождение на территории нашей страны.

Говорили древние греки, что человечество пережило два периода жизни, и что оно вступило в третий. Первый назвали золотым веком жизни, второй — медным. Мы живем, по их определению, в самом тяжелом — железном веке. Пытались люди хотя бы на короткий срок побывать в золотом веке, для чего устраивали праздники, предаваясь бездумному разгулу и веселью. Правил миром в золотой век бог Сатурн. И празднества в Древнем Риме назывались сатурналиями. И сегодня мы видим разгул и веселье там, где его быть не должно. Напоминает мне оно пир во время чумы.

В одном древние греки ошибались — с названием того периода, в котором мы живем. В железном периоде пребывания человечества, не железу, а золоту стал подвластен наш подлунный мир. Это оно стало мерилом значимости всего на нашей планете.

Кто знает, для чего был создан сей металл?

Возможно, — индикатор для порока?

Мир биться за него не уставал

Но в тайне сохранить — одна тому морока!

Если обратиться к такому древнему документу, каковым является библия, то в нем упоминание о золоте начинается с главы 13 Бытия, в ней говорится: «И поднялся Авраам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним. И был Авраам очень богат скотом, и серебром, и золотом».

И еще, в главе 25 Исхода сказано: «Вот приношения, которые вы должны принимать от них: золото, и серебро, и медь».

Эти факты, скорее всего, свидетельствуют о том, что своего золота у евреев не было. Они не занимались золотоискательством. И взращиванием плодов от земли занимались среди них немногие. Они были скотоводами. А вот, о монетах, о деньгах, в этой части библейского документа — ни слова.

Скорее всего, металлы, как средство обмена, были редкими тогда, и только шли на вес. Потом уже, значительно позднее из металлов начнут чеканить монеты.

Постепенно золото стало набирать силу. Хорошо знали древние греки о порочном влиянии золота на душевную сущность человека. Писали об этом и в мифах своих. Ну, скажем, в мифе о царе Мидасе, попросившего у бога Аполлона дар превращать все в золото, к чему бы он не прикоснулся. Бог выполнил просьбу тщеславного, но неразумного…

Да, все, живущие до нас,

Приверженцы различной веры,

Желали злата свыше меры,

Примером мог служить Мидас.

От олимпийцев дар тянулся,

Казался он таким простым,

Все становилось золотым,

К чему бы он не прикоснулся

Статуей стала золотой

И дочь, любимая Мидаса,

Миг необдуманный, пустой,

И смерть царя была ужасной.

Хлеб в руки взял, он золотой,

И золотой — любая пища.

Хотя б воды глоток, простой,

Он смерти, как спасенья, ищет…

Сила воздействия золота ослабила физическую силу рук человеческих, прежде определявших значимость человека. Сила вообще постепенно стала сдавать свои позиции, сначала уступая разуму, а позднее золоту и иным ценностям. Следовало бы вспомнить, как презрительно звучали в устах римлян во времена братьев Гракхов слова: «Риторика» и «грек». С этими словами были связаны знания. Римляне использовали накопленные греками знаниями, сами рук к ним не прикладывая, считая единственно достойным занятием — сражения! А ведь риторика позднее сделала известными и нашему миру имена многих великих римлян. Греки — были учителями, несущими науку, искусство. Когда же римляне научились ценить учителей своих? Когда прозрение пришло, когда свет разума разогнал тьму невежества.

У силы недостаточно ума,

Презрительны слова: «Риторика» и «грек».

Но жизнь вмешается сама,

Даруя презираемым успех,

В историю времен вошел Сенека,

В риторике был славен Цицерон.

Ум добивается великого успеха,

Когда над силою главенствует закон.

Накопив ценностей, можно было покупать за них и силу, и разум стал подчинять все своим желаниям. И малый ростом, и слабый полом, мог стать повелителем, или повелительницей силы большой. Пленных теперь перестали убивать, их превращали в рабов. Чем сильней и выносливей был раб, тем выше была его цена. Появилось деление людей на богатых и бедных. И мы с вами познали на себе это явление после развала Советского государства, до того, чувствуя себя равными среди равных, пусть и условно…

У кого-то — серая сермяга,

У кого-то шуба из песца

У того нет дома, он — бродяга,

У того два замка, три дворца.

У того вода, кусочек хлеба,

У того — обед на сто персон.

У того ночлег под крышей неба,

У того под кровлей дома сон.

Тяжкий труд до ночи, без просвета

Тот не разгибал своей спины.

А другой — пирует до рассвета,

Он на иждивенье сатаны.

И любовь стала сдавать свои позиции, уступая натиску золота. Она еще продолжала жить, пусть и не слишком привольно, среди бедных, у тех просто не было иных ценностей, кроме своих чувств. И любящие одаривали ими друг друга. Но и здесь иногда приходилось не долго сопротивляться притягивающему звону золотых монет, если к богатству примешивались еще хоть какие-то чувства, кроме брезгливости и омерзения. Покупать любовь в наше время способно не только за материальные ценности, но и за саму возможность продвижения к цели выбранного жизненного пути. Посмотрите на красоток Голливуда, отдающих свое тело тем, кто может им помочь сделать актерскую карьеру. Следует признаться, что среди таковых, красавцев не находится. Может быть, мною руководит мужской инстинкт, но, признаюсь откровенно, смотреть на внешность продюсеров, киномагнатов, режиссеров, показываемых на экранах кино и телевидения, без омерзения не могу, представляя мысленно сексуальные сцены их с молоденькими красавицами

На выбор спутника жизни богатство влияло до революции, и еще больше влиять стало после развала Союза. Это объясняется не величиной самого богатства, а отношением к нему. Награбленное, оно не имеет истинной цены. Поэтому его швыряют куда попало, удивляя даже западный мир, привыкший к богатству, бессмысленностью расходов «новорусских»! И все же, и здесь действует принцип рыночных отношений: чем красивее предмет желаний, тем большей становится его цена. А раз хотя бы что-то определяется ценой, то оно может быть приобретено, куплено.

Правда, уже в древности мудрые задумываются о тщетности множества желаний. Так. Гораций восклицает: «Quid brevi fоrtеs laсulamur aevo multa!» (К чему нам в быстротечной жизни дерзко домогаться столь многого?)

В мире нашем, признаться, нет ничего красивее и желаннее женщины. Уже в древности стали оплачивать сексуальные услуги, и не только деньгами! Неспроста звучит, Пушкиным написанное, но не возникшее на пустом месте стихотворение — «Египетские ночи». Впрочем, как и стихотворение Лермонтова, посвященное грузинской царице Тамар, начинающееся словами: «В суровых теснинах Дарьяла, где Терек бушует во мгле…» В них любовь к женщине оплачивалась жизнью мужчины. Признаться, в. жизни это не было редкостным исключением, поскольку пределом желаний мужчины является возможность владеть женщиной одному, не деля ее с другими.

Красивая женщина все чаще и чаще будет продаваться на рынке, за нее станут расплачиваться золотом. Или просто брать за деньги на содержание. Представляю себе, как возвысился принц Абдалла среди шейхов арабских, купивший за 1 млн. долларов пребывание в его гареме, в течение одного года, Жаклин Кеннеди, жены убитого в Далласе президента Соединенных Штатов Америки?

Обладание большим количеством женщин будет свидетельством состоятельности богатого человека. В сералях восточных владык, в гаремах современных арабских шейхов будут находиться сотни наложниц, хотя многие из них и никогда не прикоснутся к ложу своего господина.

Правда, не меньшей ценностью в восточном мире обладают чистокровные арабские скакуны. Их шейхи тоже по нескольку сотен имеют.

Ну, не странно ли для европейца сравнение: женщины и кони?..

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Зеркало времени. Исторический роман предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я