ГДЕ ТВОЙ УМ, ТАМ И ТЫАвторы книги опубликовали несколько статей в научных журналах, в которых предложена инновационная технология «Пять Перстов Десницы» для психофизической подготовки спортсменов, бизнесменов, преподавателей и других заинтересованных людей с целью достижения ими высоких результатов, а также методика психологического консультирования «Межсистемный Скачок», которая сочетает принципы коучинга, тренинга и консультирования.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тайна выхода из систем. Школа «Путь Человека» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1. Системы взаимодействия человека и эффективная подготовка с учетом их влияния
На базе новой психофизики можно рассмотреть взаимодействие, допустим, спортсмена с разными системами, с которыми у него так или иначе сохраняются нелокальные корреляции.
Теперь мы изучим их подробнее, поскольку все упомянутые системы воздействуют на спортсмена и его результативность. А затем проанализируем конструктивные методы, с помощью которых можно «распутаться», отключиться от определенного влияния и «запутаться», соединиться с другой системой взаимодействия для эффективного тренировочного процесса и успешного выступления на соревнованиях или на каких-то иных мероприятиях.
Первая система взаимодействия — семья.
Эта система основана на связи родственников друг с другом, которая тем сильнее, чем глубже лежат корни рода. Такую связь легко ощутить, даже просто взяв в руки личную вещь, которая принадлежала старшим поколениям. Именно семья дает человеку стремления, желания, амбиции, жажду успеха. Кроме того, большую роль играет память, поскольку эта система ценит внимание к прошлому, а также определенные правила, причем довольно разные в каждой системе взаимодействия. Например, воспитанный человек почувствует себя неуютно в семье алкоголиков и его естественным желанием будет вернуться назад в свою привычную систему. Также для повышения меры запутанности большое значение придается семейным праздникам и торжествам (дни рождения, свадьбы, крещение), почитанию усопших, хранению семейных реликвий и т. п.
В нормальной крепкой семье достаточно высокая мера запутанности, что, с одной стороны, хорошо, с другой стороны, и не очень. Например, юный спортсмен привык быть послушным и сговорчивым. Значит, на него довольно сильно воздействуют мысли и эмоции родителей. Почему именно это? Дело в том, что согласно принципам квантовой физики системы декогерируют мир, формируют для нас определенную реальность с помощью данных нам органов чувств, то есть «вытаскивают» из запутанного состояния, поэтому наши тела пребывают в минимальной мере запутанности — мы их четко различаем. Вообще, декогеренция — это взаимодействие системы с окружением, в результате которого она теряет определенную меру запутанности путем «проявления» из нелокального состояния в виде отдельных элементов реального мира [14]. В отличие от наших тел, мысли и эмоции более тесно запутаны с системами взаимодействия, поскольку мы их не видим как физические тела и не можем провести декогеренцию.
К тому же в этой системе с самого раннего детства нам навязывают чувство вины, поскольку ребенок всегда что-то делает не так, как от него требуют. А это чувство поглощает большое количество энергии, которую, на самом деле, можно использовать более рационально: по прямому назначению. Все это вызывает у него беспокойство, переживания: смогу ли я стать знаменитостью? Семья хочет, чтобы ты был известным человеком, чтобы тебя знал весь мир. Семья желает, чтобы ты стал самым богатым человеком в мире или, может быть, президентом страны. Все эти амбиции рождаются в семье.
Допустим, родители оплачивают тренировку своего ребенка и хотят, чтобы в дальнейшем он показывал хорошие результаты на соревнованиях. Однако может наступить момент, когда подросший спортсмен не всегда отличается высокими достижениями. И здесь очень важно, каким окажется влияние семьи. Даже при отсутствии прямых упреков, он бессознательно почувствует любое негативное отношение, мысли, эмоции со стороны родителей ввиду запутанности системы, причем, даже находясь в другом городе или в другой стране. Такое влияние будет создавать внутреннюю нервозность, напряженность, то есть тормозить нормальный тренировочный процесс. В данном случае, как ни странно, для спортивной работы даже лучше, если подросток не очень связан с семьей. Например, у него нет родителей или его воспитывала бабушка, другие родственники.
Вторая система взаимодействия — учитель, наставник в любом учебном заведении (детский сад, школа, институт…) или тренер у спортсменов.
В этой системе наставник играет ключевую роль, обучая учеников, готовя к различным мероприятиям, выступлению на соревнованиях… Хороший наставник — словно хороший спортивный тренер. Он способен критиковать так, чтобы обучаемый не чувствовал себя неудачником, и готов всегда оказать эмоциональную поддержку. Но главное то, что он может проанализировать ошибки обучаемого и показать, как и что исправить. При этом огромную роль играет обратная связь — наставники порой ведут видеозапись. И это делают не просто так! Посмотрев на себя со стороны, любой человек быстрее примет решение что-то в себе изменить, а наставник подскажет, как это исправить, корректируя действия обучаемого.
К тому же это помогает приобрести опыт — в качестве непосредственного источника информации в процессе обучения. Смысл такого метода — осознать, какие действия и подходы обучаемого эффективны, а какие — нет. Обучаемые могут невольно перенимать некоторые черты характера и особенности наставника, но и учитель чувствует состояние своих подопечных, их веру в свои силы или страх, сомнения и т. п. Однако и в этой системе также используется чувство вины, как и в предыдущей, что отнимает силы и энергию у спортсменов.
Вот почему большую роль играют сила воли, выдержка и уверенность наставника (тренера), которые передаются обучаемому, несмотря ни на какие обстоятельства, на уровне мыслей — эмоций. С другой стороны, если наставник неожиданно ощутил какую-то безысходность, неуверенность, апатию… это тут же окажет влияние на его обучаемого.
Третья система взаимодействия — соперник, состязания.
С соперником обучаемый сталкивается на различных мероприятиях, собеседовании или соревнованиях. Вот тут и проявляются бойцовские качества, владение собой ввиду запутанности участников таких мероприятий друг с другом.
До этого они могли долго изучать друг друга: сильные и слабые стороны, собирать определенную информацию, поскольку с этим связаны престиж, признание, материальное преуспевание. С другой стороны, соперничество мобилизует силы человека, способствует его развитию, какому-то прогрессу. С этим также соотносится самоутверждение человека, повышение его значимости, определенные честолюбивые планы. Однако просто наработка утверждений типа «Я сильнее», «Я победитель», «Я давлю на соперника», на самом деле, малоэффективна, если не задействовано бессознательное человека, тот уровень, на котором существует запутанное состояние. Поэтому нужно уметь «распутываться» от всех воздействий, и об этом мы поговорим дальше.
Четвертая система взаимодействия — страх перед какими-то мероприятиями, возможной потерей семьи, коллектива, смертью.
Как ни странно может показаться, но это тоже вполне реальная система. Причем она охватывает всех обучаемых, вызывая определенный страх, нервозность и неуверенность, с которыми каждый пытается совладать по-своему. Тем не менее лучше понять, что это просто закономерное следствие нелокальных корреляций. Между прочим, такой «страх» сформирован, и можно догадаться кем. Что непрестанно говорят наставники, родители и все, кто думают, например, о предстоящих экзаменах или соревнованиях?
— Это важное мероприятие. Надо хорошо выступить, показать себя (школу, технику, престижную команду) и т. д. Получается, что обучаемый работал, чему-то научился, а вот теперь докажи! Прояви себя, как надо! И вместо сосредоточения на физическом действии нужно думать, как «не ударить лицом в грязь». Вот и появляется «мандраж»!
В системе страха любое чувство неуверенности, неловкости уже показывает, что вы ею схвачены. Перед различными коллективными мероприятиями, где необходимо выступать на публике, система взаимодействия страха охватывает значительное количество людей. При этом вас начинает что-то беспокоить, отвлекать внимание, вот почему трудно не отдавать свою энергию без достаточной практики, о которой речь пойдет ниже. Такая система относится ко всем странам, поэтому и страх присутствует у всех участников этих мероприятий. А ведь лучше обойтись без него!
Пятая система взаимодействия — учебная группа, рабочий коллектив, организация.
В группу человек входит тогда, когда он участвует в каком-то учебном процессе, работе, сборах, общении по интересам, совместных тренировках и командных выступлениях. В этой системе многое зависит от общего настроя коллектива, его наставников, состояния учебной или спортивной базы, а также от организационной дисциплины.
Большое значение имеет вопрос, связанный с идеалами конкретного человека и идеалами коллектива, а именно: их согласование — и это вовсе не праздное занятие, поскольку означает согласование целей. И естественно, относительно того, как тот или иной коллектив воспринимает цели, стремления человека, он определяет его место среди других членов этого коллектива или команды. Но и цели человека, его устремления также влияют на цели коллектива, в котором он оказывается, и их любое взаимодействие в рамках системы отношений как сотрудничество, так и конфликт определяется согласованием устремлений и идеалов.
Что касается коллектива, то в силу упомянутых условий влияние, оказываемое им на конкретного человека, может быть позитивным или депрессивным, разрушающим. Например, в одном из музеев Санкт-Петербурга прошел слух о предстоящей смене директора. И тут же большинство работников, особенно принятых в службы, ранее введенные самим директором, одновременно испытали беспокойство и неуверенность в будущем.
В отношении системы взаимодействия класса, группы или организации нужно понимать, что она также связана с общим для людей чувством долга, обязанности и определенной вины, которые побуждают к следованию правилам коллектива. С чувством вины жить очень неприятно, поэтому от него человек хочет избавиться. А как можно это сделать? Нужно отработать вину, заслужить доверие команды, что подразумевает подчинение, повиновение и немалый расход энергии.
Шестая система взаимодействия — источники информации.
Их влиянию подвержены все, кто смотрит и слушает новости, какие-то телевизионные программы, ходит в кино, театр, читает газеты и журналы или просто общается с другими людьми. В этой системе люди запутываются через сопричастность, внимание к информации.
Сюда же относятся общепринятые пословицы и поговорки, например: «если после сорока лет вы утром проснулись, и у вас ничего не болит — значит, вы уже умерли». А ведь сорок лет — это возраст расцвета интеллектуальных, психических, физических сил человека. Впрочем, любой другой возраст — уникальная пора, полная интереснейших наблюдений, ярких переживаний и чувственных устремлений. Еще академик Павлов говорил, что смерть раньше 150 лет следует считать насильственной. Поэтому обидно, когда годы жизни тратятся на поедание лекарств и борьбу за здоровье при помощи новомодных методик и препаратов. Или даже неожиданно произнесенная фраза каким-то человеком может вызвать неадекватную реакцию.
В отношении системы взаимодействия источников информации нужно понимать, насколько люди отождествляются, сливаются с тем, что они слышат, например, в информационных программах. Всем известно, что в них обычно преобладают негативные новости, не так ли? А они производят сильное эмоциональное воздействие — люди ощущают страх, неуверенность, беспокойство, злость, ненависть. И подобное состояние отражается на всех, кто подключается к этим источникам информации.
Седьмая система взаимодействия — место, в котором живет человек (деревня, город, страна).
Система местожительства оказывает довольно сильное влияние на образ мыслей человека. Например, Санкт-Петербург называют «культурной столицей», что подразумевает интерес со стороны жителей к истории, культуре и особенностям этого города. Жители Москвы, например, испытывают чувство гордости при виде башен Москва-Сити. Те, кто с детства жили в деревне, и в дальнейшем сохраняют определенные навыки, связанные с сельским бытом. И, конечно же, граждане одного государства тоже представляют собой систему взаимодействия со всеми ее корреляциями, хотя и не настолько крепкую по сравнению с предыдущими. Тем не менее многие на Западе говорят о так называемой русской «душе», о характерных привычках русских, и мы со своей стороны обсуждаем типичные черты, допустим, американцев и других народов.
Например, кому-то не нравятся наши политики, и люди их ругают. Однако такие политики относятся к системе взаимодействия страны, в которой те, кто ими недоволен, продолжают жить, считая, что чиновники погрязли в коррупции и обмане. Поэтому, хотя кто-то и занимается критикой, ввиду бессознательных корреляций он так или иначе подпитывает систему. В самом деле, системе взаимодействия все равно, любите ли вы ее или нет. Поскольку с такой системой установлена связь, она продолжает сохраняться в любых обстоятельствах. Поэтому политики принимают различные решения, и, несмотря на то, устраивают ли они людей или нет, эти решения проводятся в жизнь, влияя как на сторонников, так и на противников упомянутых политиков.
Восьмая система взаимодействия — денежно-кредитная структура.
Ее влиянию подвержены все страны. Она также включает медали, призы, кубки и т. д. Эта система очень прочно укоренилась в нашей жизни, поскольку люди стремятся к выигрышу с целью получить определенные бонусы, деньги, приз, кредиты на машину, квартиру… и, естественно, это притягивает ум человека.
Если рассматривать систему денег с точки зрения общества, то самым важным ее параметром окажется цена. Однако с точки зрения взаимоотношений в этой системе взаимодействия можно вести речь о частотности денег, то есть их скорости обращения. Это же применимо к любым бонусам, призам: чем чаще человек их получает, тем лучше становятся его показатели, так как денежно-кредитная система начинает оказывать свое позитивное воздействие. И, наоборот, если кто-то редко обращается к видимым символам этой системы взаимодействия, то и она постепенно тормозит его активность.
Девятая система взаимодействия — развитие, преобразование.
Наконец, мы и подошли к такой системе, которая может реально затронуть любую из упомянутых выше. Развитие, какие-то преобразования нарушают устоявшуюся систему, вызывая ее изменение. Как нам известно, все непрестанно движется, течет, циркулирует, и такой процесс представляет угрозу любой системе. С другой стороны, именно развитие помогает общему прогрессу в жизни общества. Так или иначе любое развитие в жизни конкретного человека начинается с вопросов, поиска ответов, а они, в свою очередь, способны направить его туда, где он сможет достигнуть реализации своих внутренних запросов и стремлений. И начало такого преобразования связано именно с тем, чтобы задавать себе разные вопросы, анализировать информацию и искать необходимые ответы.
Система развития, преобразования охватывает ищущих людей, тех, кто хочет понять, в чем заключается их недовольство прошлой жизнью. Естественно, встречаются какие-то негативные факторы, которые влияют на жизнь человека и от которых следовало бы избавиться. Это включает как жизненные обстоятельства, так и негативные качества личности самого человека. Он стремится с ними справиться, но не может в силу отсутствия какой-то информации, помощи.
Однако благодаря соответствующим книгам и другим источникам информации (система взаимодействия 6) люди обретают знание. А оно, в свою очередь, помогает осуществить развитие внутреннего мира человека. Полученную информацию, которую люди пропустили через «себя», проанализировали, они способны применить для изменения своей жизни в различных ее областях и проявлениях. Кругозор такого человека значительно расширяется, и нередко ему становится тесно в своих обычных системах взаимодействия.
С другой стороны, чтобы осуществить такие преобразования, человеку важно обладать определенной волей (об этом будет идти речь дальше), потому что иначе не задать себе правильный толчок к изменению своей жизни.
Конечно, нам приходится жить среди систем взаимодействия, однако многие из них зачастую сдерживают те или иные навыки человека, и он не в состоянии повысить свои результаты в какой-либо выбранной им области приложения своих сил. Что же необходимо сделать, чтобы освободиться от влияния запутанных состояний для эффективной деятельности? С этой целью нужно сначала выполнить декогеренцию согласно терминологии квантовой физики. То есть следует «распутаться» с определенными состояниями, а затем нужна рекогеренция, которая позволяет «запутаться» с чем-то другим, на данный момент более действенным и позитивным. Кстати, предлагаемая практика, упражнения особенно важны в начале обучения, чтобы при отработке дальнейшего материала, который непосредственно относится к практике, обучаемый обладал необходимыми навыками.
Прежде всего следует обратить внимание на тот процесс, с помощью которого вообще происходит запутывание с какой-либо системой. Это вызывается отождествлением, которое основано на рекогеренции, то есть стремлении отдельных частей системы к слиянию, максимальной мере запутанности с системой. Поэтому человек, прошедший соответствующее обучение, сам способен решить, с какой системой взаимодействия произвести слияние, чтобы это принесло максимальный эффект для практической работы. Однако люди, не освоившие новую психофизику, все время с чем-то ментально отождествляются, соединяются: со своими мыслями, воображением, желаниями, эмоциями, переживаниями, действиями, внешними объектами, которые соотносятся с определенными системами взаимодействия.
Рис. 1. Отождествление с системами взаимодействия,
поглощение ими внимания человека
После того как человек слился с неким объектом, отождествился с ним, он начинает уделять ему почти все свое внимание и отдавать свою энергию. Например, словесное неуважение может угрожать какой-то части вас или вашим вещам, с которыми вы в данный момент производите слияние. Обратим внимание на то, что отождествление связано не с вещами, предметами, людьми как таковыми, а с вашим вовлечением в события, ситуацию.
Допустим, вы отождествлены со своим автомобилем, и он практически является «вами». Если кто-то заденет этот автомобиль или нелестно о нем отзовется, такой поступок вызовет активизацию инстинктов выживания, которые у вас есть, и организм начнет вырабатывать адреналин так, как будто лично вам что-то действительно угрожает. Дело в том, что угроза, которая направлена на предмет отождествления человека, представляет то, что угрожает его «я» [35]!
Почти все проблемы человеческих взаимоотношений вызваны отождествлением. В магазинах, на работе, на улице люди что-то доказывают, о чем-то спорят, ругаются, злятся. При этом они превращаются в вещи, жадность, злость, ненависть и т. п. От людей ничего не остается. Они не помнят себя, сливаясь с предметом дискуссии, желания, злости, ненависти. Многие курят, пьют, злословят, не осознавая этого. Они превращаются в сигарету, водку, злобные слова, не отделяя от этого себя. А электронные «игрушки»: смартфоны и планшеты? При поездке в метро это особенно бросается в глаза. Люди настолько слиты с ними, что вообще не помнят себя!
Как только вы в состоянии отождествления, то теряете свою свободу какого-либо осознанного выбора. Вы действуете в зависимости от своего отождествления. Например, вас повысили на работе, предложив новую должность с более высокой зарплатой. Вы отождествлены с удовольствием от этого, мыслями о достигнутом результате и воображением, которое рисует новые перспективы. Это — одно «я» — личность, отождествляемая с новой должностью.
Допустим, вас сняли с новой должности, понизили. И что? У вас внутренняя обида, недовольство, депрессия или гнев. Это — другое «я» — личность, отождествляемая с неудачей.
Почему же так происходит? Обратите внимание на общение людей. Они начинают обсуждать какую-то тему, затем быстро переходят на другие вопросы, новые впечатления, идеи и в конце концов уже и не помнят: «А с чего же все начиналось»?
Кроме того, при отождествлении вы теряете контроль над собой, и управление берет в свои руки тот, кто психологически сильнее, не настолько отождествлен. Вот интересный пример. Работая в офисе с двумя коллегами, однажды один из авторов стал свидетелем такого случая. Рабочий день подходил к концу, поскольку оставалось уже не более пятнадцати минут. Эти трое работников просидели весь день в довольно душной атмосфере, поскольку открывать окно им было несколько неудобно: оно находилось высоко, и требовалось встать на стул, а потом на рабочий стол, чтобы добраться до окна. Вдруг открывается дверь, и в проеме возникает один их общий знакомый и к тому же начальник определенной службы. Он посмотрел на всех и сказал:
— Чего в духоте сидеть. Окно бы открыли!
Затем он закрыл дверь и ушел. Как вы думаете, что произошло? Коллеги этого автора тут же бросились к окну, желая его открыть! Не думая, не размышляя, — просто уже полезли на стол. Тогда он их спрашивает:
— А вам это нужно? Мы весь день просидели в этом помещении.
— Но он сказал!
— Конечно, сказал и ушел, а через пять минут вы закроете окно, поскольку в комнате необходимо включить сигнализацию, и что же, вы этого хотите?
— Нет.
Наконец-то до них начал доходить автоматизм их действий. Получается, что эти люди ничем не отличаются от «механизма»: включили кнопку, и они «заработали»! Другой пример.
Однажды, войдя в вагон, женщина, которая торговала в электропоездах, выложила сначала матерчатую полку, а затем, рассказывая о другом товаре, забросала ее. Это произошло, как сказали бы греки, «аутоматон» ― само собой. Потом она вспомнила об этой полке и… ее нет! Продавец лихорадочно все перерыла, стала забрасывать вещи назад и, наконец, обнаружила «пропавшую» полку! Забытые ключи, зонтики и т. п.
Как-то раз, беседуя с одним знакомым по имени Володя, день рождения которого приходится на 20 сентября, мы сказали ему:
— Все люди, родившиеся 20 сентября, тяжелые в общении.
Поскольку человек, как правило, мало задумывается о своем дне рождения, он на это не особенно откликнулся. Его реакция была похожа на то, как будто Володя услышал информацию по радио, что сейчас в Петербурге дожди. Тогда мы сказали несколько по-другому:
— Все люди, которые родились в тот же день, что и ты, Володя, тяжелые в общении.
— О! Кто сказал, что со мной трудно общаться!
То же самое утверждение, но перефразированное с личным оттенком, оказало совсем иное воздействие, хотя информация не изменилась. Если в первом случае он остался бесстрастным и не отождествленным («не заснувшим»), то после второй реплики наступило отождествление с представлением о себе, и человек сразу «заснул» — его реакция стала механической, потому что он не бодрствовал.
Как еще проявляется состояние отождествления? Например, перед нами какой-нибудь фанат кинозвезды. Что происходит, если его любимая кинозвезда на высоте, в центре всеобщего внимания? У этого человека избыток положительных эмоций, он радуется ее успехам и гордится этим так же, как если бы сам участвовал в ее делах. Как будто он лично живет вместе с этой кинозвездой.
А что произойдет с этим человеком, когда его кумир плохо сыграет или на него не обратят внимания? Вполне серьезно он может почувствовать себя несчастным, испытывая сожаление и стыд, словно это его личное поражение, как будто это он сделал неудачный фильм или рекламный ролик. Такой фанат злится на свою кинозвезду, поскольку ощущает себя соучастником ее невезения, однако, не хочет брать ответственность за него.
Получается, что подобный человек полностью в состоянии слияния со своим кумиром. Для него: «Я — моя любимая кинозвезда», «Удачи кинозвезды — мои удачи, поражения кинозвезды — мои поражения».
Из-за этого могут происходить жаркие споры между фанатами кинозвезд, поскольку нанесение обиды «моей» кинозвезде — это оскорбление меня самого, а свою честь необходимо защищать!
Значит, реальная ситуация с его кинозвездой, по большому счету, фаната и не интересует. Удачи и неудачи своего кумира этот человек принимает близко к сердцу только потому, что его личность отождествилась с ней, а не по причине заботы о кинозвезде. Иногда дело доходит до того, что фанат преследует своего кумира, считая, будто тот принадлежит ему, или даже убивает эту кинозвезду, чтобы она уже не досталась никому другому!
Кроме того, человек может полностью быть отождествленным со своим внутренним состоянием, ощущать подавленность, испуг, обиду или досаду и т. д. Получается, что «я» таких людей связано с их настроением.
Поскольку участнику взаимодействия отведен свой «туннель реальности» в пределах, предоставленных определенной системой, вот интересный пример такого «туннеля».
Два человека временно переехали в Ленинградскую область, и им часто приходилось уезжать с Ладожского вокзала в Санкт-Петербурге. Через год, сидя как-то раз на этом вокзале в ожидании электрички, они обратили внимание на проем в стене, которая находится между контрольными автоматами входа и выхода. Эти люди удивились, так как им показалось, будто раньше этого проема не было, и он появился недавно. Один из них подошел к контролеру и спросил:
— Извините, этот проем в стене давно сделан?
Контролер удивленно посмотрел на него и ответил:
— Он всегда здесь был, там дверь и проход в наш офис.
Такая информация очень изумила этих людей. Они столько раз ездили и этого не видели. Почему? Дело в том, что на стену нанесен определенный рисунок, который частично прерывается проемом, но при автоматическом взгляде на стену наше воображение дорисовывает «картинку», и проем не видно! Вот так, «сон» наяву. Одна женщина быстро вбегает в крайний вагон электрически рядом с Балтийским вокзалом в Санкт-Петербурге и кричит:
— В какую сторону поедет электричка? (с одной стороны этого вагона вокзал!)
Однако люди начали быстро объяснять, куда же отправится поезд, даже не заметив бессмысленности заданного вопроса, поскольку отождествились с желанием показать свои знания, ответив на него.
Дело в том, что при отождествлении человек похож на автомат, он не отдает себе отчета в происходящем, потому что им руководит определенная система взаимодействия. Однако в то же время отождествление или полное запутывание с какой-то системой необходимо при отработке соответствующих навыков спортсменов, бизнесменов и т. п., а также во время соревнований, конференций — везде, где нужно проявить свои способности. Тем не менее это должно осуществляться по произвольному выбору человека.
Но сначала следует научиться растождествлению, или Осознанности, которая означает отсоединение от слияния со своими мыслями, воображением, желаниями, эмоциями, переживаниями, действиями, внешними объектами. Это необходимо с целью преодолеть запутанные состояния с упомянутыми системами взаимодействия, которые мешают человеку достичь максимальной эффективности. Исходя из того, что они охватывают людей именно в обыденной жизни, то и распутываться необходимо также: при выполнении обычных действий. При этом у обучаемых существует только одна возможность — нужно стать ментально не привязанными или осознанными. Однако Осознанность в данном случае не соответствует ее общепринятому пониманию, когда человеку говорят, например, чтобы он «осознал свой поступок». Осознавать — это отдавать себе отчет в своем внутреннем и внешнем мире. Ты находишься в настоящем моменте, отдавая себе отчет в своих мыслях, эмоциях, физических действиях, рассредоточивая внимание одновременно на внутреннее и внешнее. Этот феномен основан на почти полной декогеренции своего ума и минимальной мере запутанности с системами, что позволяет оставаться наблюдателем.
Рис. 2. Осознанность в системах взаимодействия,
рассредоточение внимания
Мы видим две стрелки, направленные одновременно наружу и внутрь к самому человеку. Это секрет для того, чтобы распутаться от влияния различных систем взаимодействия. При таком рассредоточении внимания вы не отождествлены целиком с объектами или явлениями, а отдаете отчет себе самому, бодрствуете.
Человек пребывает «здесь и сейчас», и на него ничто не воздействует.
Техники
1. Сосредоточиваться на пространстве между дыханиями.
В этом упражнении вы должны просто наблюдать за вашим дыханием, обращая внимание на промежутки между выдохом и вдохом.
2. Закрыть глаза, расслабить мышцы лица, почувствовать правую стопу, правое бедро, кисть правой руки, правое плечо, левое плечо, кисть левой руки, левое бедро, левую стопу. Услышать все звуки. Открыть глаза, всматриваясь вокруг с интересом.
3. Одновременно попробуйте почувствовать спинку стула, услышать любые звуки и осмотреть место, где вы находитесь.
Вам хорошо, вас наполняет покой, свобода, радость и уверенность. Ощутите состояние этого внутреннего Покоя-Радости.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тайна выхода из систем. Школа «Путь Человека» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других