Путь, который ищет Идущих…

Петр Корнаков

Перед читателем размышления о проделанном Пути в Сантьяго в последний Святой год ХХ века и второго тысячелетия = 1999. Эта книга о самом Пути, о встречах с замечательными людьми и о неслучайных случайностях, которые привели автора в Сантьяго-де-Компостела не без «моральной поддержки» АРП, Кришнамурти, Гурджиева, Успенского и Кастанеды. И 800 км на велосипеде по Испании летом 1999 года…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь, который ищет Идущих… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Э Т А П Ы…

Б О Л Ь Ш О Г О…

П У Т И…

ПРЕДИСЛОВИЕ

Наша Жизнь = это ЛесоПарк сходящихся, пересекающихся и расходящихся тропинок…

Эти «тропинки» случайно и не совсем случайно привели меня в Сантьяго в 99-ом году. И вот перед читателем мои размышления о проделанном Пути в Сантьяго в последний Святой год ХХ века и второго тысячелетия = 1999. Но эта книга не только и не столько о самом Пути, а о встречах с замечательными людьми и о неслучайных случайностях в жизни, которые привели меня в Галисию не без «моральной поддержки» АРП, Кришнамурти, Гурджиева, Успенского и Кастанеды. 800 км на велосипеде по Испании летом 99 года…

Путь длиной в 45+ лет…

НА ВЕЛОСИПЕДЕ ПО ИСПАНИИ

QUO VADIS?

Самая большая награда за тяжёлый труд — это не то, что человек за него получает, а то, кем он становится в процессе этой работы.

<вроде бы> Джон Рёскин / Раскин / Рескин [англ. John Ruskin]

Дорогá не награда, а труд. Если ты будешь трудиться, учиться для того, чтобы получить награду, то труд тебе покажется тяжёл; но когда трудишься, любя труд, ты в нём найдешь для себя награду.

Л.Н.Толстой: Анна Каренина

А эту максиму в этом виде приписывают Коэльо:

Награда за труд (Путь) не то, ЧТО ты получаешь, а то, КЕМ ты становишься…

Много-много лет назад написал первые «заметки» по тогда ещё свежим следам о Паломничестве в Сантьяго-де-Компостела в самый последний Святой год XX столетия и второго тысячелетия от Рождества Христова… 1999… Были намётки о том, что же просто необходимо было добавить, что расширить, чем развлечь и завлечь читателей и туристов… Потому что те впечатления и эмоции, преодоление и общение, которые дарит Паломничество в Сантьяго, оценить простыми тривиальными словами нельзя. Этот опыт, этот ПУТЬ надо прожить… Ради чего?!?

CAMINANTE NO HAY CAMINO

Caminante, son tus huellas

el camino y nada más;

Caminante, no hay Camino,

Se hace Camino al andar.

Al andar se hace el camino,

y al volver la vista atrás

se ve la senda que nunca

se ha de volver a pisar.

Caminante no hay camino

sino estelas en la mar.

Antonio Machado (в исполнении Жоана Мануэля Серрата)

Моё вольное переложение:

Путник

(Дорогу осилит идущий…)

Путь = это когда ты ИДЁШЬ…

Обернёшься взором назад =

Там исчезает тропинка,

по которой ты уже никогда не пойдёшь…

Пути всё нет,

Лишь пенный след…

(по мотивам испанского поэтаАнтонио Мачадо, перепетого испанским бардомЖоаном Мануэлем Серратом)

ПУТЬ НАДО ПРОЖИТЬ…

РАДИ ЧЕГО?!?

РАДИ САМОГО ПАЛОМНИЧЕСТВА…

…В САНТЬЯГО…

И город Сантьяго-де-Компостела с его величественным Собором здесь = как вишенка на торте…

Сантьяго-1993

И вот ведь как интересно получилось: как только желание отправиться в то самое Паломничество-99 начало выкристаллизовываться у меня самого, со всех сторон начали «сходиться» в одну точку самые разные элементы.

[А вот «попытка» организовать нечто подобное в 2020 году = провалилась на корню, формально = из-за ковидных ограничений, а если совсем в корень зрим = то с самого начала планирования, ещё до ковида, накладка всплывала на накладке…

— Не судьба?

— Не судьба! И мы пошли другим Путём…]

Началось в 99-ом с того, что один из моих британских знакомых (испанец Пабло) в 93-ем на велосипеде (!) из Ронсесвальеса (!) доехал до Сантьяго и даже сохранил карты и буклеты своего Паломничества, которыми с радостью поделился со мной. И морально поддержал, и советами, конечно.

05/01/23: Вневременное отступление…

Этот самый технарь из Испании Пабло, в 90-ые работавший в Англии, как потом уже всё у него сложилось, очень сблизился с одной моей полу-почти-слепой аспиранткой-гречанкой, которая осваивала небезуспешно устный перевод в нашей магистратуре при университете Брадфорда… И они решили совершить паломничество в Сантьяго (из того же Ронсесвальеса) на… тандеме! Эта пара тренировалась среди холмов Западного Йоркшира всю весну 2000 года, а потом летом они на том же тандеме проехали нога в ногу и рука в руку все эти 800 км по горам и долам и поженились в Сантьяго!

[Кстати, в нашей той магистратуре устному переводу обучалось несколько аспиранток с серьёзными проблемами со зрением. И устный перевод у них получался ооочень даже здóрово… Может быть именно из-за проблем со зрением они развивали и развили такие качества, которые очень важны для переводчика = в первую самую очередь = умение слушать внимательно и аналитически…]

Второй элемент, который сам собой организовался, это логистика. Как добраться до Испании? Что везти с собой и что прикупить на месте? И если «на месте» = что именно? И «на каком месте»?

Очень удачно получилось, что ещё одна моя бывшая аспирантка обосновалась с мужем в Бильбао, куда давно и настойчиво приглашала заехать хотя бы на пару дней. Поэтому пред-начало Паломничеству было положено… в Бильбао!!! И там же были куплены в Декатлоне самые простые «горные» велосипеды (если память не изменяет, где-то в районе 70 долларов + навесные двусторонние сумки на задний багажник [alforjas], которые оказались ооочень даже уместными и полезными, поскольку разгрузили спину), и необходимая мелочёвка. Два дня в Бильбо пролетели под изумительный карри, которым угощала та экс-аспирантка-индианка, и сборы в дальний Путь

Потом был бросок на поезде до Памплоны, а оттуда = рейсовый автобус с огромным багажным отделением, видимо специально для велосипедов (!), до границы с Францией в районе Ронсесвальес… Рейсовый автобус полный будущих паломников, которые, как и мы, собирались отправиться в Путь из Ронсесвальеса… И там-то всё и началось…

Ну и маленькая историческая справочка

Ронсесвальес (по-испански Roncesvalles, а по-французски Roncevaux) — муниципалитет в Испании, входит в провинцию Наварра. А расположен он в Пиренеях близ границы с Францией.

Самó географическое название (топоним) Ронсесвальес переводится то как «долина терновых кустов», то как «долина кустов с колючками», а если перевести на русский с баскского (эускера/эускара), то как «долина можжевельника». Сей населённый пункт расположен в Пиренеях. Площадь (на 2022 = около 15 кв км, а население = если верить инету = аж целых… 15 человек! И все они заняты в сфере обслуживания. И кого же они там обслуживают и ради чего? Чем Ронсесвальес привлекает к себе?

Место сие получило широкую известность благодаря двум причинам-факторам:

А) В VIII веке нашей эры 15 августа аж 778 года при Ронсесвальесе произошла знаменитая битва между басками (по альтернативной версии = французскими разбойниками-грабителями-с-большой-дороги) и войском самого Карла Великого (он же Шарлемань = Карл I = Кarolus Magnus = Charlemagne) под предводительством Роланда, того самого, о котором и «Песнь о…» сложат впоследствии… Потому что битву ту Ролан (д) проиграл…

Б) Ронсесвальес становится «краеугольным» маршрутообразующим точечным местом после того, как в 813 году начал самоорганизовываться паломнический «Путь Святого Иакова». Именно в Ронсесвальесе сходятся три из четырёх самых важных паломнических французских маршрутов (Camino francés):

Via Podiensis из Пюи и Конк (и можно заглянуть в очень интересное место Рокамадур = туда тоже зазывают как собственных Рокамадурских, так и Компостельских паломников) [об этом интересном месте со своим собственным паломничеством к «Чёрной мадонне» чуть ниже, но на что сразу стÓит обратить внимание = так это на «вьейру» = компостельскую ракушку на «сомбреро» паломника…].

ТЫ ЗАПИСАЛСЯ В ПИЛИГРИМЫ-ПЕЛЕРИНЫ?!?

Via Turonensis — из Парижа (а там Нотр-Дам-де-Пари), Тура и Пуатье,

Via Lemovicensis — от Везеле, Лиможа и Периге.

Я есть Путь, который ищет Идущих…

Путь в Сантьяго ищет и зазывает паломников даже в Нотр-Даме в Париже…

«Я есть Путь, который ищет Идущих…» = это очень напоминает часть цитаты из Библии: Аз есмь путь и истина и живот (Иоанн. ХIV, 6). Без пути нет хождения, без истины нет познания, без жизни нет бытия.

А в Швейцарском Фрейбурге можно самому поставить себе печать Паломника в местном Соборе Св. Николая (строился с 1283 по 1490 гг).

В Соборе есть объявление о том, где же находится эта Печать (в свободном неконтролируемом доступе), а это значит, что её, бывает, ищут и, случается, = обрящут:

Фрайбургская двуязычная объява о Печати…

Вот так вот:

по-французски «печать» = «тампон»,

а по-немецки всё-таки «штемпель»…

Рррраз = и припечатал сам себе!

И ракушка паломника в Сантьяго — компостельская «вьейра», и Крест = всё как положено…

Четыре Пути ведут по Франции в Сантьяго…

Изображение карты взято из проверенных и перепроверенных открытых источников…

РОКАМАДУР и ДЮРАНДАЛЬ

Есть на юго-западе Франции небольшой посёлок, может даже и городочечек = Рокамадур, где и тысячи жителей не насчитать.

Фотографии из Рокамадура от 28 августа 2012 года.

Главная «фишка» сего поселения — вертикальное расположение единственных двух улиц и большое число религиозных строений. Всё это привлекает в это место до полутора миллионов (!) религиозных паломников и «культурных» туристов в год. И даже роднит чем-то с Сантьяго—де-Компостела как место паломничества и полного отпущения грехов в «рокамадурский» Святой год.

РОКА-МАДУР или РОК-АМАДУР

С названием не всё прозрачно. Похоже, что изначально место то прозвали по типу «большая скала», но позже, после обретения в 1166 году мощей святого Амадура (по легенде = одного из близких к Иисусу людей) = «Скала Аматора/Амадура»

Рокамадур 28 августа 2012 года

А ещё в скалу на приличной высоте воткнут огромный меч = Меч Дюрандаль, который перенёс в это место архангел Михаил.

А это уже неотъемлемая часть истории Паломничества непосредственно в Компостелу!

Меч воткнут в скалу…

По легенде этот меч того самогó храброго рыцаря Роланда (племянника аж Карла Великого), того сáмого, который в испанском Ронсесвальесе отдал свою жизнь за Шарлеманя в боях с… сарацинами (?), басками (?) ну или там с… испано-французскими разбойниками… Наш герой в пылу битвы получил несовместимые с жизнью ранения. Доблестный лыцарь Роланд — видя, что Смерть полна коварства и его уже подстерегла, попытался переломить свой доблестный меч о каменюку, дабы славное оружие не досталось супостату. Увы, многославный меч Дюрандаль устоял и не переломился. Умирающий рыцарь в отчаянии обратился с укором к Архангелу Михаилу и… отправил упрямый несломленный меч в небеса. Меч чудесным образом пролетел четыре сотни километров и нашёл своё успокоение в скале Рокамадура… На очень даже приличной высоте от…

Лыцари на любой вкус и кошелёк…

А что же с Рокамадуром?

В 1105 году упоминается уже маленькая часовенка на скалистом обрыве, а в 1148 году стало известно о первом чуде. И толпы паломников отправились туда поклониться Деве Марии (её тамошняя статуя датируется XII веком). Рокамадур как центр местного паломничества расцветает и застраивается санктуариями к концу XII века. Молва о нём разносится по всей Европе, его даже упоминают в «Книге чудес XII века». В 1159 году английский король Генрих II совершил паломничество в Рокамадур, чтобы поблагодарить Деву Марию за своё выздоровление. В конце ХIII века (в 1291 году) папа Николай IV распорядился отпускать грехи сроком на год и сорок дней паломникам Рокамадура.

Но вот с началом XIV века постепенно Рокамадур приходит в упадок по самым разным причинам… Его грабили и громили несколько раз. Морили его и голодом, и эпидемией чумы, потом восстанавливали и опять громили и грабили… Последний окончательный грабёж пришёлся на годы Великой Французской революции. А с середины XIX века начинается постепенное медленное частичное восстановление комплекса за счёт лотерей и пожертвований без какой-бы-то-ни-было помощи государства. Восстанавливали многотрудно и многопроблемно замок и всю средневековую часть Рокамадура много лет. К осени 1872 года восстановительные работы в Рокамадуре были завершены.

Рокамадур 28 августа 2012 года

Паломничество в Рокамадур

Притягательным центром религиозно-культурологического паломничества в Рокамадур остаётся так называемая Чёрная мадонна, деревянная статуя которой хранится в часовне Нотр-Дам. А копии можно купить в самых разных размерах и по самым разным ценам в местных сувенирных лавках, лавочках и лавчонках.

«Чёрная Мадонна»

«Чёрная Мадонна» из соседнего Оспиталета…

Это «Чёрная Мадонна» из соседней деревушки Оспиталет… Почти копия оригинальной фигуры из Рокамадура.

Истинные верующие паломники в Рокамадуре должны на коленях преодолеть 216 ступеней главной очень крутой лестницы, ведущей в церковную часть комплекса. Католическая церковь привлекает в Рокамадур полной индульгенцией тем паломникам, которые в Святые годы, когда праздник Тела и Крови Христовых совпадает с днём Рождества Иоанна Крестителя (24 июня) совершат все необходимые ритуальные таинства. В дни больших отпущений, когда даруется отпущение всех грехов, в Рокамадуре собирается около 30 тысяч человек.

ГРАМОТА

Если успешно завершившие Путь в Cантьяго-де-Компостела получают «Компостелу», а в Финистерре = «Фистеррану», то и рокамадурские не остаются без «справочки» = «рокамадурианы», а по-местному «Рокастейи» (или Рокастельи)!

Вот она = «Рокамадуриана»…

Чтобы получить такою «грамоту», надо по определённым паломническим маршрутам пешком пройти минимум 100 км или на колёсных (но безмоторных) или копытных средствах передвижения последние 200 км… И не забыть «отметиться» в «контрольных пунктах» = поставить штампик в паспортину пилигрима!

ЧЕСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРАВИЛАМ

Пысы от 16/02/2023: Вопрос честного отношения к простым, но жёстким, требованиям «паломничества» (при том, что дело это абсолютно добровольное) стоит и сегодня. Уже на маршруте в Галисии был свидетелем «группы поддержки» на микроавтобусе, которая не только сопровождала периодически крутящего педали, но и везла все его вещи и даже «подкидывала» его самого поближе к приютам пару раз на достаточно трудных участках трассы, когда дорога шла существенно вверх…

Пысы от 06/03/2023: Перечитал выше про «безмоторные» минимальные 200 км на колёсах для получения «Компостелы», а вопросик-то свербит: есть ли какие-то ограничения по использованию электровелосипедов??? Конечно, если перед вами крутейший подъём в 25% = то тут никакой электровелосипед не вывезет, не хватит у него силёнок, а толкать такую железяку весом в 30+ кг в гору придётся своими силами… И «автономия» у большинства велосипедов с электроприводом не такая большая, и заряжать и подзаряжать их надо регулярно, но всё-таки… Есть ли какие-то формальные ограничения?!? Погуглил… Официальных «ограничений» по использованию э-велосипедов и гибридов не нашёл, но… Но нашёл официальные сайты по прокату велосипедов именно для паломников Пути в Компостелу и… обнаружил, что велосипедистам предоставляется широкий выбор самых современных велосипедов на любой тяге! В том числе и электрические, и гибриды, и в разных модификациях… Так что спрос родил богатое предложение. А раз эти сайты многочисленны, публичны и официальны = запрета или ограничений на электротягу, видимо, нет…

Во Франции (как и в Испании) гражданские суды (как и церковные) до настоящего времени, бывает, накладывают обязательство совершить пешее многомесячное многокилометровое паломничество в Рокамадур (как и в Сантьяго) по самым труднопроходимым маршрутам ради духовно-физического исправления правонарушителей и незлостных преступников и правонарушителей с некритическими сроками лишения свободы.

*****

ИСТОРИЯ ПУТИ В САНТЬЯГО

ИСТОРИЯ ПУТИ В САНТЬЯГО

Я же до ́93 года про этот Путь ничего не слышал… Но после ́93-его уже начал интересоваться… Инет = это же кладезь сведений, фактов и… фейков легенд!

ВОТ что написано в туристических путеводителях (в моём вольном компрессированном пересказе-переводе):

ИТОГО:

Сантьяго-де-Компостела (Santiago de Compostela) считается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. В средние века многочисленные паломники (до страшной эпидемии чумы числом чуть ли не до полумиллиона в год!) преодолевали горы и долины, стремясь добраться до него. И получить отпущение всех грехов в Святыегоды, как распорядился в XII веке папа Каликст II (Calixto II), даровавший всем пилигримам, совершившим пешее паломничество в Компостелу, право на полное прощение грехов, чем и поднял статус маленького городка в тьмутараканной Галисии — в плане святости — почти до уровня Иерусалима и Рима своей буллой Omnipotentis dispositione от 27 февраля 1120 года. Именно Каликст II и установил год как «Святой», когда день Апостола Иакова 25 июля приходился на воскресенье.

Вот и в наше время сюда стекаются паломники и туристы со всех концов света Что-то притягательное влечёт паломников в Сантьяго…

А всё почему? Потому что здесь в соборе святого Якова находятся [я к о б ы] мощи Иакова Зеведеева, — одного из тех самых двенадцати апостолов.

Существует легенда о том, как апостол Иаков Старший, ученик и близкий друг Христа, пришёл проповедовать Евангелие в одну из отдаленных римских провинций (нынешнюю Испанию). По возвращении в Палестину он был схвачен и обезглавлен по приказу царя Ирода. Тело Апостола верными учениками было погружено на «утлый чёлн», и в последствии нетленные останки Иакова оказались чудесным образом выброшенными на берег в устье реки Улья (Улла — Ulla), недалеко от будущего города Сантьяго-де-Компостела. В 813 году монах-отшельник Пелайо обнаружил забытый всеми ковчег. Узнав о находке, король Астурии Альфонсо II распорядился построить небольшую базилику (часовню). На её месте теперь и стоит собор. И провозгласил этого апостола Иакова Старшего покровителем испанского королевства. Само место было названо Компостела (от латинского Campus Stellaе — «Место, обозначенное звездой»). А святой Иаков Зеведеев, чудесно являвшийся во время битв с сарацинами, стал покровителем Испании и Реконкисты и, по совместительству, покровителем паломников. По преданию, в 844 году во время одного из сражений Реконкисты, в решающий момент битвы христианским войскам, сражающимся с многократно превосходящими силами иноверцев (мавров), пришёл на помощь крестивший Испанию апостол Иаков на белом коне и с мечом в руке. Это явление святого так воодушевило христиан (а по легендам таких явлений потом было не меньше сорока), что они выиграли эту битву, несмотря на превосходящие силы противника. И многие другие битвы были выиграны, и освободили от мавров всю Испанию…

Первым паломником (по суше, по тверди земной, не по морю!) к останкам апостола Иакова и стал тот самый король Астурии Альфонсо II, который в 829 году вместе со своей свитой пустился в путь из Овьедо в Галисию, уже бывшую в те давние средневековые времена частью его королевства. И путь из Овьедо в Компостелу, а это больше 300 км, стал первым паломническим маршрутом El Camino Primitivo на Пути Святого Иакова.

На этом месте была запланирована условная карта с маршрутом Примитивного Пути Святого Иакова, но, увы, она хоть и в открытых источниках бытует, но насколько защищена авторским правом = не смог выяснить…

Вот и пришлось самому такую карту «нарисовать» на основе яндексовской «подложки». И получилось вот что:

«Первый» = «примитивный» Путь в Сантьяго из… Овьедо

Существует ещё одна легенда, по которой, императору Карлу Великому (Шарлеманю) приснился Млечный Путь, простиравшийся к Компостеле (тогда ещё без «Сантьяго») через Францию и Испанию. В том же сне Господь призвал императора расчистить и очистить «звездный путь» от мавров. Карл не осмелился противиться сну и начал освобождать от «иноверцев» Кастилию, Леон, Наварру, Ла-Риоху и Галисию, а Святой Иаков получил «прозвище» Матаморос (в вольном переводе «избавитель от мавров» или «мавроборец» или даже «мавроубивец»)…

[Пожалуй здесь стОит упомянуть тот факт, что данное слово «матаморос», при всех его негативных коннотационных изначальных смыслах, присутствует сегодня практически везде в форме географических названий (городов, посёлков, улиц) во многих странах мира (Мексике, Колумбии, Кубе, Чили и т.д.), очень даже распространённых фамилий в испаноязычном мире, названий музыкальных коллективов (например кубинское «Трио Матаморос»), кафе, ресторанов, и так далее…]

*****

РЕПОРТАЖ: НА ВЕЛОСИПЕДЕ ПО ИСПАНИИ (НАЧАТ В 1999 ГОДУ)

Осенью 1999-ого первые наброски «репортажа» были опубликованы по «горячим следам» (надо было поделиться эмоциями со студентами и, возможно, сподвигнуть кого-то из них на Путь) в виде двухчасового показа видео с покадровыми комментариями, а уже потом более-менее оформленный текст был предложен «самиздату».

А сейчас, похоже, пришло время (используя ТОТ скоропалительный непричёсанный вариант-набросок) переработать и переоформить ту статью.

С чем себя и вас «поздравляю»… И приношу извинения за некоторые повторы и скакания с одного сюжета на другой…

На велосипеде по Испании

Святой 1999-й год (Año Santo Xacobeo’99)

(июль-август 1999)

(сентябрь 2022 — март? 2023)

Тот 1999 год в Испании был особым: 25 июля как раз приходилось на воскресенье, а это значит, что столица Галисии — Сантьяго-де-Компостела (Santiago de Compostela) — в течение всего календарного года становилась центром религиозно-культурного паломничества практически со всего христианского (в основном католического) мира.

Вечером 31 декабря 1998 года уже в 177—ой раз аж с 1428 года Святые Врата Кафедрального собора в Сантьяго (а они, самое интересное, с «задней», «обратной» стороны здания) были открыты для паломников. И пребудут они открытыми целый Святой год — Año Santo Xacobeo… Предыдущий Святой год был в 1993 году, а следующие будут в 2004, 2010, 21, 27, 32, 38 и т. д.

А почему он по-испански называется Jacobeo (Xacobeo по-галисийски)? = не в честь ли Апостола Хакобо (Яго, Якова, Иакова и т.д.)??? И почему паломники идут именно в СантьЯго? О каком Иакове речь идёт? Будем искать ответы на эти вопросы по мере приближения к цели Пути = Кафедральному Собору в Сантьяго-де-Компостела…

В литературе тема «паломничества» не исчезает никогда: уже в наше время от Байрона («Паломничество Чайльд-Гарольда») через Германа Гессе с его «Паломничеством в страну Востока» к «El peregrino de Compostela/Diario de un mago» = «Дневнику мага» Пауло Коэльо и многим другим публикациям (не упоминая здесь о православных паломниках и паломничествах)…

А пока = для справочки: 1993-ий Святой год привлёк в Галисию (и, соответственно, в Сантьяго) 6 млн паломников и туристов. При том, что даже сегодня в столице проживает меньше 100 тысяч человек, а всего в Автономном сообществе Галисия = около трёх миллионов… Тот 93-ий был первым культурно-историко-спортивно-экуменическо-религиозным Святым годом. До этого католический компонент вокруг и внутри Пути был основополагающим… Предпоследний в столетии и тысячелетии «Святой» год-1993 был первым, где именно культурно-развлекательный элемент и вне-религиозный компонент сыграли свою чуть ли не решающую роль в привлечении внимания СМИ и туристических агентств к Пути в Сантьяго. Среди «супер-звёзд» мировой величины, которые украсили торжества, были Брюс Спрингстин и Боб Дилан, а «Концерт Тысячи лет» (это была отсылка к почти тысячелетней истории паломничества в Сантьяго: «Concerto dos Mil Anos») получился самым грандиозным культурным событием в истории Пути в Сантьяго, которое привлекло внимание действительно мировых средств массовой информации. Практически весь не-испанский мир в одночасье узнал о Пути в Сантьяго благодаря тому концерту. Никогда раньше в истории Испании на одной сцене не выступало столько звёзд! В Ла Корунье 8—10 июля выступили не кто-нибудь, а Sting, Neil Young, George Benson, Chris Isaac, Bob Dylan,·Robert Plant, The Kinks, John Mayall, Jerry Lee Lewis, Chuck Berry, Eric Bardon, Bo Didley и Wilson Pickett.

На другой площадке тем же летом 30 тысяч галисийцев и гостей Галисии пришли на концерт под дождём Хулио Иглесиаса…

Я же скромненько так сходил в 93-ем в Сантьяго за символическую денюжку на потрясающий концерт гитариста Джона Маклохлина, на бесплатное душевнейшее выступление кубинца Паблито Миланеса, а через пару дней и на ночной концерт «Старой Тровы из Сантьяго [который на Кубе]» (когда ещё они не стали такими известными, как и триумфально покорившие весь мир «старички» — кубинцы Buenavista Social Club с лёгкой руки Рая Кудера, «открывшего» их на Кубе в самом конце ХХ века в 1997-ом, когда им было уже хорошо за 65+…) и, конечно, «заболел» галисийской волынкой в руках и устах Карлоса Нуньеса вместе с ирландцами из Чифтайнс (The Chieftains). Тогда же впервые увидел рыжеволосую длинноногую ирландку Джин Батлер (Jean Butler), которая зажигательно танцевала на сцене в Сантьяго под кельтскую музыку Чифтайнс с Нуньесом… Там тогда она была на «подтанцовке»… Это потом, уже в Шотландии увидел её в первых версиях концерта «Риверданс» примой в паре с Мишей (Майклом) Флэтли… Это потом, в Глазго, в 96—97 ходил на концерты Карлоса Нуньеса на Кельтском фестивале и опять слушал его в Сантьяго в 99-ом 27 июля широко раскрытыми ушами, стоя у самой сцены… (А чтобы «застолбить» местечко у той сцены пришёл на площадь очень заранее = вход был свободный! И «поздно пришедшим = не кости, а самые задние ряды…)

Карлос Нуньес = главный волынщик Галисии и Испании…

Вот он = Карлос Нуньес, самый известный «волынщик» Галисии и Испании. Таким я его и видел/слышал на концерте в Сантьяго 27 июля 1999 года…

Кстати, если в 93-ем Карлос Нуньес был «приглашённым» волынщиком на концерте ирландских Чифтайнс в Сантьяго, то в 99-ом те самые Чифтайнс были уже приглашены выступить вместе с «хэдлайнером» Карлосом Нуньесом. У галисийского волынщика много записей, его концертные выступления легко найти в ЮТьюбе, у меня в коллекции есть несколько дисков, но на первом месте = самый первый компакт 96 года: A Irmandade das Estrelas (Brotherhood of Stars). И Чифтайнс тоже в нём соучаствуют… Тот диск положил начало настоящему взрыву интереса к кельтской музыке в Испании… И за её пределами тоже… И волынщики (среди которых и Hevia, и Cristina Pato, и многие другие) стали появляться в самых разных уголках страны. И были долгое время ооочень популярны…

На 1999-ый Святой год была предложена цель = принять 10 млн паломников и туристов. Как и чем (кем) привлечь столько людей в Галисию?

А) уникальной богатейшей культурной программой (по примеру прошлого Святого года-93)

Б) хорошо продуманной и отлаженной инфраструктурой = «удобствами»

В) целью! (но каждому = своё!)

Итак: уже в первых числах января 1999 года в СМИ появились имена «звёзд», которые обещали выступить в Сантьяго и/или других галисийских городах в рамках «Святого года-99»: The Rolling Stones, The Corrs, Aerosmith, Sting, Mike Oldfield, Eric Clapton, американская кубинка Gloria Estefan и нестареющая француженка Mirelle Mathieu. Испанский тенор Plácido Domingo пообещал объехать Галисию с Королевским филармоническим оркестром Галисии (Real Filharmonía de Galicia).

Конечно, не все выступали в одно время на одной площадке в одном городе. Но список участников (особенно для Испании) впечатляет. А кроме уже упомянутых, в юбилейной концертной программе Святого года участвовали такие всемирного масштаба исполнители, как Ростропович (на концерт которого билетов было просто НЕ ДОСТАТЬ НИКАК от слова «СОВСЕМ») и Элтон Джон, который в Понтеведре выступал под проливным галисийским дождём…

Сантьягская «паломническая» газета за июль 1999 года…

Как далеко и давно это было…

Июль 1999 года… Ростропович в Испании… Как далеко и давно это было…

Завершал же музыкальный фестиваль июля месяца (но не всего Святого года) концерт с участием Пласидо Доминго 31 июля с классическим репертуаром бельканто и народными испанскими музыкальными произведениями…

31 июля 99 года Пласидо Доминго закрывает Фестиваль…

Сегодня = март 2023 года. А Пласидо всё ещё выступает с концертами: от Палм-Бич до Будапешта…

Его девиз: If I rest, I rust® = Ни дня без ноты:-) Не хочу ржаветь:-)

*****

ИЗ ВАГАНТОВ В ТУНЦЫ

СТУДЕНЧЕСКАЯ ТУНА

А кроме профессиональных играющих и поющих музыкантов всех жанров и танцоров Сантьяго и другие галисийские города и посёлки превращаются в открытые сцены для исполнителей-любителей. И одни из них студенты-«тунцы», которые есть не только в каждом университетском городе, но и чуть ли не на каждом факультете любого университета. И «концертируют» эти «тунцы» круглый год.

О студенческой университетской испанской «туне» — «tuna» необходимо сказать отдельно несколько тёплых слов. Итак:

А«ля средневековые студенты (по одёжке и повадкам) «тунцы» разгуливают по местам многолюдного пучкования туристов и местных, вооружённые музыкальными инструментами, специфическим репертуаром и юношеской «задиристостью», а также нахрапистой коммуникативностью. И голосистостью. И прилипучестью…

Основные музыкальные «тунцовые» инструменты: гитары, мандолины, аккордеоны, иногда скрипки и обязательно бубны — их главный ударный инструмент1! Из-за своего кочево-бродячего образа музицирования «тунцы» громоздкие инструменты (типа виолончели или басового барабана) обычно не носят ни на себе, ни с собой.

NotaBene: На кафедре бубна «Уральских пельменей» испанские тунцы сдали бы и зачёты, и экзамены, и дипломные работы написали на отлично с отличием!

Сантьягская Туна-93

Сантьягские «тунцы» образца 1993 года.И я там был. И я именно с ними голосил…

Репертуар «тунцов» слезливо-балладно-серенадно-хоровой. Очень много латиноамериканских «перепевов» или «мотивов». И темы баллад-серенад = молодёжно-студенческо-романтические от красных гвоздик для дамы студенческого сердца, до слёз счастья невесты, таки выходящей замуж за студента, от мокрых средневековых улиц Сантьяго, до боя часов здания медицинского факультета, прощающегося с выпускниками…

Прощай, прощай факультет дорогой!

Тут я, было дело, начал учёбу,

и вот я уже тебя покидаю…

Грустит факультет мой родной,

Грустит без студентов кампус,

Грустят заложенные в ломбарде учебники…

А по улицам Сантьяго

Звучат свадебные песни =

Это студент женится-таки

На своей подружке!

А у другого студента в петличке

Красная гвоздичка, которую

Он так и не подарил очередной подружке,

У которой такие красные губки…

ЙолЕ!!!

(мой очень вольный пересказсразу нескольких типичныхпрощальных и «победных» песен «туны»)

Кто они — эти «тунцы» ХХ и теперь уже ХХI века? Куда уходят корнями?

Ходят слухи, что равноправие полов в ХХI столетии распространилось и на «тунцов», хотя раньше это были исключительно мужские музыкально-ловеласовские забавы. И если в итальянской Болонье самый старый университет в мире был основан в 1088 году, то в Англии Оксфордский университет = в 1096 году, а Кембриджский = в 1209 году. В Шотландии университет Сент-Эндрюса был основан в 1410—1413 годах; Парижская Сорбонна = около 1150 года; Португальский универ в Коимбре в 1290 году; Венский университет в Австрии = в 1365 году; Гейдельбергский университет в Германии в 1386 году, а Компостельский в Галисии = в 1495 году. При том, что в Саламанке официально университет был основан аж в 1254 году, то есть больше 750 ЛЕТ НАЗАД!!! И при тогдашней системе многоуровневого и многолетнего обучения студенческое брожение «мучеников науки» по всей Европе было явлением абсолютно нормальным и естественным! Сегодня восьмилетний курс медицины в Болонье, завтра многолетняя анатомия в Вене, а послезавтра десятилетний курс богословия в Сорбонне…

(ПыСы: даты основания университетов не перепроверял дважды-трижды, каюсь. Могут быть разночтения…)

Во французской стороне, на чужой планете,

предстоит учиться мне в университете.

До чего тоскую я — не сказать словами…

Плачьте ж, милые друзья, горькими слезами!

На прощание пожмём мы друг другу руки,

и покинет отчий дом мученик науки…

«Из вагантов»музыка Давида Тухмановавольный перевод средневекового стиха Льва Гинзбурга

«Из вагантов» не случайно описывает такого «школяра». Если погуглить историю создания этой песни для эпохального диска «По волне моей памяти» Давида Тухманова (1976), то можно узнать много интересного про средневековых студентов-вагантов.

А само имя «ваганты» очень созвучно испанскому глаголу «vagar» = «бродить», а «vagabundo» = соответственно = «бродяга». Так что средневековые европейские студенты на самом деле и были «бродягами» из одной страны в другую, из одной Альмы Матер в другую…

И вот в средневековой Европе появляется разношёрстное «братство» бродяг «перекати-поле»: паломники, нищие, бродячие артисты и… студенты!

И если нищие просили подаяние, бродячие цирковые артисты и артисты-кукловоды выступали со своими концертами и представлениями за какую-никакую плату и продукты питания натурой, то студентам для поисков средств к обучению и существованию оставалось… завоевать богатенькую даму сердца себе или кому-то ещё (за денюжку, конечно)! Так что милостыню особо и не просили, но обходили зрителей-слушателей со шляпой, кто сколько может за концерт, или исполняли серенады под окнами чьих-то-там дам по заказу. Но те бродячие студенты оставались «ловеласами» и похитителями чужих жён, и чем больше девичьих или дамских разбитых сердец, тем больше ленточек на плаще «тунца». Считается, что каждая (!) такая лента означает побеждённую, совращённую, соблазнённую или уведённую из дома девицу, и как закономерное следствие сего = разбитое сердце. Поэтому и плачут от счастья те немногие, которые доводят до «свадебного марша» своего искусителя…

Hoy va la tuna de gala

cantando y tocando

la marcha nupcial…

Туна-то сегодня принарядилась,

И поют, и играют

На свадьбе «тунца»…

Сантьягский «тунец» — 93

«Современный» (конец ХХ века) сантьягский «тунец» — 93перед Собором толкает кассеты(тогда ещё кассеты были!)и компакты с записями своей родной «туны»…

Когда появились тунцы и туна в Испании?

И когда же появились тунцы и туна в Испании? Считается, что вместе с университетами, то есть уже где-то в XIII — XIV веках.

А главный словарь Королевской Академии наук Испании так трактует значение и происхождение слов «туна» и «туно»:

ТУНА = вероятно (!) от французского tune = «приют для нищих» или «подаяние», в свою очередь от «Roi de Thunes» = «Король Туниса» (имя, данное главарю банды французских разбойников-бомжей-деклассированных элементов)

ТУНО

1) плут, бродяга, праздношатающийся, слоняющийся без определённых занятий

2) участник музыкального коллектива студентов «туна»

3) жизнь свободная и неприкаянная / бродяжная / праздная

Но тут свой громкий голос подала так называемая «народная этимология»:

— «tuna» = это же рыба такая: «тунец», а «tunо» = это «ловец тунца». А что делали в те стародавние времена «ловцы» тунцов?!? Они бродили вдоль берегов в поисках этой самой рыбы тунца в прибрежных водах… Вот и опять мотив «бродяжничества» заявляет о себе! Так что отставим ненужные споры, я себе уже всё доказал: студенческий музыкальный коллектив = «туна», а его участники = «тунцы»!

*****

Если у кого-нибудь возникнет желание познакомиться с самыми известными песнями туны = вот они по-испански. Достаточно набрать в ютьюбе и… приятного знакомства!

Clavelitos

Tuna Compostelana

Fonseca

ВРЕМЕНА ВЫБИРАЮТ?

Самое интересное, что в конце XX века (начиная именно с ’93 года) исключительно религиозная направленность «паломничества» в Сантьяго уже совсем не обязательна: достаточно иметь культурно-исторический интерес к этому «мероприятию», чтобы официально записаться в «паломники»… Времена выбирают?

*****

ТОЧКА ОТСЧЁТА = КАЖДЫЙ ВЫБИРАЕТ ДЛЯ СЕБЯ

КАЖДЫЙ ВЫБИРАЕТ ДЛЯ СЕБЯ:

Точку отсчёта…

Моя карта-99

Вот с этой картой-гидом по Пути на велосипеде образца 1999 года я и колесил по Испании в июле ’99-ого…

А вот ЭТУ карту мне торжественно вручили в Ронсесвальесе при регистрации со словами: «Кати себе на здоровье!»

Карта Французского Пути по мотивам аж ещё ХII века…

Я её назва тогда «Снизу вверх наискосок»…

Начать «паломничество» можно с любой точки «трассы» или «маршрута». Но есть, естественно, несколько условий: чтобы официально получить «отпущение грехов» пешие паломники должны пройти не менее 100 км, а «колёсные» (на велосипеде) или «копытные» (на лошадях) — никак не менее 150 (моторная тяга в счёт не идёт), а по другим = самым официальным и свежим на 2023 год = источникам — даже не менее двухсот. Каждый получает «паспорт паломника» (в любом КПП: это обычно приходская церковь, монастырь, «приют» или специальный пункт отдыха), и к концу пути весь такой паспорт будет заполнен печатями и штампами, свидетельствующими о прохождении через определённые «ключевые» места: церкви, монастыри, таверны, контрольно-пропускные пункты или туристические офисы. Мне встречались «паломники», основным побудительным мотивом которых и было «коллекционирование» всех возможных печатей и штампов по трассе… Эти не пропускали ни одной церкви, ни одного бара, ни одной таверны на пути к Сантьяго, в которых имелась хоть какая-то печать…

Фото паспорта паломника 1999 года

ПУТЬ был начат регистрацией 10 июля в Ронсесвальесе и довёл до Сантьяго 20 июля 1999 года… О чём и главная печать имеется…

20 июля 99 года = в Сантьяго!!!

Или здесь:

И до Сантьяго доехал, и до Фистерры…

Одного паспорта не хватило на всё. Собирал печати в ТРИ докУмента…

Xacobeo ’99 = печати и штампы…

Коллекция печатей, штампиков и отметок… июль 1999 года

Пелегрин-99 «вьейра» на печатях…

И «пелегрин», и «ракушка» = на печатях и штампах Камино-99

Моя «вьейра» = провёз и сохранил…

Пронёс — провёз с собой весь Путь до Фистерры…

«Пелегрин» на колёсной тяге…

Это и есть символический «вело-паломник» (’99)

Вот такие символические пешие условно-средневековые паломники украшали плакаты, панно, буклеты = всю наглядную агитацию во время Пути

Вневременной пеший «условный» паломник в Сантьяго…

Фото странички паспорта паломника: «Печати и штампы» = церкви, монастыри или туристические офисы:

За день Пути можно собрать десяток печатей…

Традиционно имеется несколько стартов: если хочется пройти по всей северной Испании (по так называемой французской дороге: Camino Francés) (сверху вниз наискосок), то обычно начинают на границе с Францией в красочном горном посёлке Ронсесвальес (Roncesvalles). Самые отчаянные забираются ещё чуть выше в горы (уже на французской территории) и начинают свой путь в Сантьяго аж в Сан-Жан-Пье-де-Пор (т) в 28 км от Роснесвальеса. Следующий отправной крупный пункт — Памплона (Pamplona). Потом из крупных следуют Логроньо (Logroño), Бургос (Burgos), Леон (León), Асторга (Astorga), Понферрада (Ponferrada). Последний крупный старт уже на территории Галисии: О Себрейро (O Cebreiro) — 152 км от Сантьяго или для пешеходов = Саррия (Sarria) — 112 км.

ПЫСЫ ИЗ ПРЕВСАНА, ЧТО ВО ФРАНЦИИ (РЯДОМ СО ШВЕЙЦАРСКОЙ ЖЕНЕВОЙ)

В нашей микродеревушке всего-то меньше 9 тыщ жителей (по результатам переписи и уточнений 2021 года). Но мир, оказывается, удивительно тесен! Настолько тесен, что на нашей улочке о двадцати строениях всего-то через три дома от нас проживает французская пенсионерка, которая… пешком (!) вот уже в течение нескольких лет (!) этап за этапом (!) проходит этот ПУТЬ Святого Иакова в Сантьяго из Франции, начав его в… Швейцарской Женеве! За один раз она рассчитывает свои силы примерно на неделю, в прошлом 2022 году даже пришлось ей немного перенести время прохождения очередного этапа (уже в районе славного города Кагор, славящегося не только сладким вином «кагор», но и трёхбашенным мостом, собором, садами и узкими средневековыми улочками) из-за травмы. К счастью, сия травма была залечена, нога приведена в должную форму и Путь продолжен!

Кто ищет = тот всегда найдёт! Кто идёт = тот всегда дойдёт? Она в это верит и идёт своим Путём!

*****

КАРТА. ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ

Первая страница карты маршрута…

Франция + Испания = ПУТЬ

Самый первый = он самый трудный…

Но: чтобы получить отпущение грехов и «грамоту» «Компостелу» в Сантьяго, необходимо строго формально соблюсти следующее правило минимального километража:

Для пеших паломников = достаточно 100 км, то есть можно начинать Путь уже в Галисии, а вот для «колёсных» или «копытных» пилигримов установлен минимум в 200 км. И в каждом контрольно-пропускном пункте не забывать о печатях в паспорте паломника!

Первый этап из Ронсесвальеса…

Карта-схема профиля первого этапа большого пути:

От Ронсесвальеса до Памплоны.

«Всего» 48 км. Перепад высот 420—962 м. Уровень сложности = средне-высокий…

Последний этап до Сантьяго…

Это карта последнего этапа от Палас де Рей до Сантьяго.

Последний бросок = 69 км. Перепад высот: максимальная высота 560 метров, минимальная — 290 м. Уровень сложности = средний.

А здесь профиль посложнее…

Карта предпоследних этапов.

Посложнее, чем у финального броска.

ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ: КАЖДЫЙ ВЫБИРАЕТ ДЛЯ СЕБЯ

КАЖДЫЙ ВЫБИРАЕТ ДЛЯ СЕБЯ:

ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ

У меня было несколько побудительных мотивов для такого рода путешествия. С одной стороны хотелось ещё раз побывать в городе, который произвёл на меня незабываемое впечатление ещё в предыдущий «Святой год» — в 1993 году. И не только в городе, но и в Галисии, и в Наварре, и вообще в Испании.

Сантьяго: Собор-93

г. Сантьяго-1993, июль (Кафедральный Собор)

Кафедральный Собор-93

г. Сантьяго-1993, июль (Кафедральный Собор)

Сантьяго-93

Этого в Сантьяго сегодня (да и вчера тоже) вы уже не увидите:

Памятник паломникам, 1993 год (просуществовал только один — тот самый — 1993-й год)

Сантьяго-93

Сантьяго-1993 = Кафедральный Собор красив (и виден) отовсюду…

Паломничество, совершённое в «Cвятой год», очень даже «выгодная» штука: и грехи тебе отпустят автоматом, и войти в Храм можно будет через «Святые» Врата удивительного по своей красоте Кафедрального Собора, которые в не «святые» года наглухо заделываются (кирпичами ли?), чтобы никто не дай Бог… Кроме того, в такие «святые» годы Сантьяго просто преображается и становится одним из главных культурно-притягательных центров Европы, особенно летом во время главных июльских торжеств. И не только сама столица, но и вся Галисия!

ЦИФРЫ… ЦИФРЫ… ЦИФРЫ…

А вот и цифИри подоспели! За 2010 Святой год 272 тысячи паломников получили «Компостелу», а годом раньше (2009), который не был Святым, всего без малого 146 тысяч. Ожидалось, что Святой 2021 год станет прорывным в истории паломничества в Сантьяго, однако все карты попутала ковидная пандемия со всеми её рестрикциями и карантинами, несмотря на которые всё-таки почти 180 тысяч «Компостел» было официальны выдано добравшимся до Сантьяго.

Кто же дошёл или доехал до Собора в Сантьяго в 2021 году?

Мужчин было меньше, чем женщин. Испанцев же стало пропорционально больше, чем иностранцев. Большинство паломников шли пешком. А где-то я недавно читал, что велоколёсных паломников в любом случае в Путь к Сантьяго отправляется всего около 6% от общего числа…

Цифры 2021 года говорят сами за себя:

— 79773 женщин против 79424 мужчин (!) = похоже, что это произошло впервые;

— 148986 шли пешком, 9859 ехали на велосипеде (а это примерно 6,6% от идущих пешком), 162 передвигались на лошадях;

— 137126 = испанцы, 7669 = итальянцы (!), 6816 = немцы и 6566 = португальцы.

А для сравнения = цифири из далёкого 1999

«Курьер Галисии» от 04/08/99

Самая главная цифра за июль 1999 года = только за один этот летний месяц грамоту «Компостелу» получили больше 34 тысяч паломников… И я среди них был…

Кроме того, за месяц июль 99 года в Сантьяго «добрались»:

18550 мужчин

17710 женщин

28973 пешком

5494 на велосипеде

93 на лошадях

21683 (62,74%) = младше 30 лет

97,77% совершили паломничество движимые религиозным порывом

89,25% паломников = испанцы

3,62% = немцы

2,73% = французы

1% = португальцы

84,57% паломников шли по Французскому Пути

5,16% = по Северному Пути…

Сантьяго-99

Доехал. Устал. Присел на ступенях Собора… (июль 1999 года)

Пысы: а курточка-то та самая, из Конкордии…

ЧТО ЖЕ ЖДЁТ ПАЛОМНИКОВ В СВЯТОЙ ГОД В САНТЬЯГО ПОСЛЕ ДОЛГОГО МНОГОТРУДНОГО ПУТИ?

Что же ждёт паломников в Святой год в Сантьяго после долгого многотрудного Пути?

Святые Врата! К ним подходим «сзади» с Praza da Quintana, а через них сразу попадаем к Алтарю. И там как раз находится скульптурное изображение (XIII века) Апостола Иакова. И по традиции его надо «обнять» = это тоже часть ритуала для паломников. А под этим Алтарём в небольшом мавзолее хранятся останки самого Апостола и двух его последователей = Атанасио и Теодоро.

Следующий же Святой год будет уже не скоро = в 2027 году…

Сантьяго-93

Июльские торжества 1993 года на площади перед Собором

Сантьяго-93

Сантьяго в Святой год 1993 (открытые Святые Врата в 7 утра: первые паломники и голуби)…

СВЯТЫЕ ВРАТА ОТКРЫТЫ! В 7 утра Прощадь Кинтана (Praza da Quintana) ещё почти пуста…

C другой стороны, проехаться летом с ветерком по Испании, особенно по её северной горной части, это очень даже интересно и познавательно, а по ночам не очень холодно… О ночлеге можно особо не беспокоиться: паломникам открывают двери всякие там приюты и кемпинги, где имеются все необходимые условия для полноценного, но не очень продолжительного отдыха: душ, койка, кое-где даже одеяло, кухня и т. д. А для особенно жаждущих ублажить утомлённое тело в некоторых приютах за действительно умеренную плату вам окажут неоценимые услуги профессиональные массажисты. В непосредственной близости от мест, отведённых для отдыха, всегда найдётся несколько типичных испанских таверен, некоторые из которых гордятся своей трёхсот-, четырёхсот-, а то и пятисотлетней историей. И в этих тавернах вам за очень сносную плату предложат или «комплексные» обеды или ужины с вином из нескольких блюд + кофе. И еда будет тем «наваристей», чем вы севернее и ближе к Наварре. Куски (грубо говоря: шматы) мяса побольше, вино и кофе покрепче, а суп погуще, да и обслуживать вас будут повнимательнее, а кое-где и стаканчик местного вина поднесут за счёт хозяина… А если вы ещё и занимательный собеседник, и у вас за плечами не только рюкзак с грязным бельём, но и всякого рода житейский опыт, приправленный интересными событиями, а вашему языку явно не хватает костей, = то в слушателях отбоя не будет, как и в желающих угостить. Чем севернее, тем больше слушают, чем юго-западнее (то есть ближе к Галисии), тем более приходится самому слушать и даже иногда выслушивать…

И третий мотив был не менее важный = лично-семейный. Время разбрасывать камни и «взрослеть»…

НОЧЛЕГ: ПРИЮТЫ и ОБЩЕЖИТИЯ

НОЧЛЕГ: ПРИЮТЫ и ОБЩЕЖИТИЯ

Дверь сия открыта для всех:

Больных и здоровых

И не только для католиков,

Но и иноверцев,

Евреев и богохульников,

Для сибаритов и пустозвонов,

Для добрых и злых…

Короче говоря:

И для праведников, и для нечестивцев…

(мой не совсем вольный перевод

старинной надписи на дверях приюта

в Наваррете)

Наконец-то удалось найти «первоисточник» этой «надписи». И вот, что выяснилось с помощью вездесущего инета:

(La Preciosa)

…Su puerta está abierta a todos los enfermos y a los sanos,

no sólo a los católicos, sino también a los paganos,

a los judíos, a los herejes, a los ociosos y a los casquivanos,

en una palabra, a los buenos y a los profanos…

Эта поэма дошла до нас без названия и имени автора, была сочинена между 1199 и 1215 годами. 42 четверостишия. Одна из самых главных поэтических испано-латыньско-язычных «жемчужин» своего времени («pieza magistral del Parnaso hispano-latino»).

На пути в Сантьяго (но не на территории Галисии) паломнику особо не надо беспокоиться о ночном отдыхе: многочисленные «приюты» готовы принять уставших после трудного дня. Койко-мест хватает для всех, хотя, что понимать под «койко-местом»? Как правило, приюты или «ночлеги» при церквях и монастырях — это нечто вроде общаг с двухэтажными нарами, есть скромные кухни для желающих готовить + необходимая кухонная утварь, душевые комнаты и, естественно, туалеты. Если «приюты» церковного или местного административного подчинения, то они бесплатные (добровольные пожертвования только приветствуются, но не добровольно-принудительные). Они функционируют круглый год и в любой год, не только «святой». Кроме того, в годы массового наплыва «паломников», местные администрации организуют в особо популярных городах целые палаточные городки (естественно, со всеми «удобствами»). Они тоже, как правило, почти или совсем бесплатные, кое-где надо заплатить 500 песет за ночёвку (меньше 3,5 долларов). Часто летом во время школьных каникул используются пустующие спортивные залы школ и колледжей. В такие залы ночью под одну крышу может набиться несколько сотен человек, каждый со своим рюкзаком, запахом и храпом…

А вот на территории Галисии ситуация (летом) несколько иная: паломников становится уже так много, что мест в приютах и общежитиях начинает катастрофически не хватать на всех. Приоритет = официально = у тех, кто идёт пешком, на втором месте «колёсные» паломники (на велосипедах), а в последнюю очередь обслуживаются «копытные», то есть те, которые путь в Сантьяго проводят в седле (такие тоже встречаются). Однажды нам пришлось ехать и ехать до почти 10 часов вечера (вместо обычных 6—7 часов вечера) в поисках свободных мест, в конце концов нас устроили в общей комнате на полу, поэтому желательно иметь с собой что-то типа поролонового коврика: легко, компактно и сердито…

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Путь, который ищет Идущих… предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

На кафедре бубна «Уральских пельменей» тунцы сдали бы и зачёты, и экзамены, и дипломные работы написали на отлично с отличием!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я