Переход. Последняя болезнь, смерть и после

Петр Калиновский

Книга врача и хирурга Петра Калиновского (1906-2003), жившего и работавшего в послевоенные годы в Австралии, посвящена самому главному для человека вопросу – вопросу жизни и смерти. В свое время на Западе вышло много изданий на эту тему, их авторами были врачи и психологи. Заслуга доктора Калиновского состоит в том, что он суммировал и проанализировал многочисленные факты, собранные его коллегами, и посчитал нужным ознакомить с ними русских читателей. Впервые его книга вышла в середине 1980-х годов в Германии, и только с начала 1990-х она появилась в России. Эта книга может помочь читателям приблизиться к пониманию того, что не все заканчивается здесь, на земле, а участь человека в вечности зависит от него самого. Люди, которые ухаживают за тяжелобольным родственником, почерпнут здесь полезные советы, чем и как можно облегчить страдания ему и себе. Для широкого круга читателей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Переход. Последняя болезнь, смерть и после предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть первая

Смерти нет

Глава первая

В настоящее время медицинская наука пересматривает свое традиционное понимание смерти. — Новые данные говорят о том, что смерть не конец жизни личности, а ее переход в другие условия существования. — Большинство людей XX века знают о смерти очень мало. — Неизвестность пугает, и о смерти стараются не думать, принимая на веру материалистические теории. — Материалистические теории о жизни и смерти. — Они устарели и сменяются новым пониманием. — Вселенная больше, чем только материя. Кто верит и кто не верит. — Проявление жизни духа. После смерти тела жизнь продолжается.

За последние 15–20 лет ученые, изучающие процессы, связанные с умиранием и смертью, сделали много новых открытий, часто совершенно неожиданных и идущих вразрез с нашими привычными взглядами на жизнь и смерть. В настоящее время медицинская наука пересматривает свои старые, традиционные понятия, так как новые данные показывают, что смерть — это не конец существования личности, а ее переход в новые условия бытия.

Большинство людей XX века очень мало знают о смерти, о том, как происходит умирание и что будет после него. О смерти не думают. Это может показаться странным, так как смерть — самое важное событие во всей земной жизни человека, и ничего более определенного и более окончательного ни с кем из нас случиться не может. Это ясно всем, и все же во время нашей жизни почти все мы живем, что называется, день за днем и о смерти не думаем или, может быть, правильнее сказать, только стараемся не думать, потому что где-то в глубине всегда есть ощущение неизбежного и смутная тревога.

Мысль о смерти трудная и неприятная, вот и стараемся не думать. Мы всегда заняты, день заполнен; нужно подумать о будущем, чего-то добиться, в чем-то успеть, что-то закончить. И вдруг — смерть. Сразу приходит конец всем нашим планам и надеждам. Это иногда кажется странным, непонятным и даже нелогичным. Как же так? Я ведь еще не успел сделать то, что было нужно, и вдруг такое?

Мы смерти не знаем и поэтому боимся ее, может быть, сильнее, чем она этого заслуживает. Прежде всего, что пугает нас больше всего? Для многих смерть — это что-то вроде сна без сновидений. Закрыл глаза, заснул, и ничего больше нет. Тьма. Только сон утром кончится, а смерть — это навсегда. Конечно, жаль и горько потерять все, что мы любим на земле, но это скорее горе, чем страх. Многих больше всего страшит неизвестность — а что с нами будет? Страшит ощущение, что со мной будет происходить что-то неизвестное, независимое от моего желания, и я ничего не смогу сделать. Вот и стараемся забыть, что смерть неизбежна. Каждому из нас придется перейти через этот рубеж. А мы о самом главном не думаем и к нему не готовимся. Могут спросить: «А о чем думать и к чему готовиться? От нас не зависит. Придет наше время — умрем, и все. Думать не о чем». Многие так и делают.

И все-таки каждому из нас иногда приходят в голову и другие беспокойные мысли: «А что, если это не так? А что, если смерть не конец и после смерти тела я, неожиданно для самого себя, вдруг окажусь в совершенно новых условиях, сохранив способность видеть, слышать и чувствовать? И самое главное — а что, если наше будущее за порогом в какой-то мере зависит от того, как мы прожили наше время и какими мы были, когда перешагнули смертный порог?»

Люди верующие обо всем этом уже думали, и, когда придет их время, им, вероятно, все будет понятнее, чем так называемым неверующим. И не только понятнее, но и легче. А ведь перейти через этот рубеж придется всем, и многие встретят то, чего они не ждут и о чем не думают. Если вы попробуете поговорить на эту тему с кем-нибудь из «прогрессивных», то, скорее всего, услышите: «Я в такое не верю». Поэтому не будем сейчас говорить «верю» или «не верю», а подойдем к этому вопросу с точки зрения чистой логики.

Сразу бросается в глаза одна очевидная несообразность. У человека есть разум; сталкиваясь с каким-нибудь вопросом, он обдумает все возможности. Может случиться так, а может и иначе. Даже если проблема и совсем маловажная, разумный человек непременно обсудит обе возможности. Почему же, встречаясь с этой серьезной проблемой, которая непременно возникнет у каждого, — почему в данном случае так много людей поступает иначе?

Смерть неизбежна, и после нее есть только две возможности — полное ничто или какое-то продолжение нашего существования. Мы назвали это будущее существование возможностью, хотя сейчас, после новых открытий, сделанных медицинской наукой, правильнее было бы назвать посмертное существование не возможностью, а вероятностью или даже очевидностью. А сколько людей об этом или совсем не думали, или если и думали, то не очень серьезно. Значит, дело не в вере, а в том, что с фактами, с «за» и «против» они не знакомы и просто так вдруг решили, что «такого быть не может».

Почему, как это получается, что человек проходит мимо самого важного, важного для него самого и, не думая, считает, что ему все ясно и думать тут не о чем? Ведь факты говорят о другом, и если обратить на них внимание, то сразу станет ясно, что такой вопрос, как наша судьба после смерти, сам собой не решается.

Прежде всего — откуда пришло и как развилось это почти повальное неверие, нависшее над человечеством XX века? Ведь так было не всегда.

Христианство и все великие религии всегда учили, что человек имеет не только тело, но и душу и что при умирании душа исходит из тела и продолжает жить в новых условиях. Христианство существует почти 2000 лет[1], и из его идей выросла и ими жива европейская цивилизация. Бывали в истории периоды безверия, и всегда это были темные периоды. Они характеризовались упадком морали, потерей покоя и благоденствия, снижением благосостояния. Больше обычного свирепствовали войны, внутренние распри, эпидемии, голод. Как будто какая-то животворящая сила покидала народы. Трудно объяснить эти темные периоды истории простой случайностью.

Французский историк Тэн[2] пишет: «На наших глазах и на виду истории совершается превращение образованных людей и целых классов в зверей там, где христианская вера забывается. Христианство — это великая пара крыльев, необходимая для того, чтобы поднять человека выше его самого… Всегда, в течение девятнадцати веков, как скоро эти крылья слабеют или их разбивают, общественная нравственность понижается».

Извечно только истинное, ложное никогда не бывает долговечным. Все религии и даже примитивные язычники-дикари в той или иной форме верят в какой-то потусторонний мир и в то, что смерть не конец существования. Вера в духовность охватывает все человечество с самого начала его истории и до сих пор.

Отрицание Бога и всего духовного развилось только в течение последних 100–150 лет. Оно выросло из материалистической философии, признававшей только видимое или доступное другим органам чувств. Эта философия сейчас потеряла всякое научное значение и обанкротилась не только в теории и практических выводах, но и в самой своей основе, когда было обнаружено, что материя не есть нечто постоянное и что ее первооснова — протоны, электроны и так далее — энергия. Понимание духовности вселенной присуще людям извечно, отрицание всякой духовности кратковременно и уже уходит из мира как всякое ложное учение.

Многие из нас, ныне живущих, были воспитаны на материалистических идеях. Материализм господствовал не только в науке и искусстве, но и в школах, университетах, в прессе, в отношениях между людьми — всюду. В наше время большинство людей все еще материалисты до мозга костей.

Религия в упадке. Бога больше нет. Загробная жизнь — сказки для утешения умирающих. Упоминание какой-либо духовности свидетельствует о вашей отсталости.

Материалисты учат, что человек состоит полностью, на все сто процентов, из материи. Жизнь — это поток разных химических и молекулярных процессов, происходящих в тканях организма; даже мысль — это что-то вроде секреции мозговых клеток. Профессор Ховард Хаггард[3] из Лондона писал в середине XX столетия: «Мозг — это такой же орган тела, как печень или сердце… будучи стимулирована, печень выделяет желчь, сердце, когда его стимулируют, накачивает кровь, а мозг, когда его стимулируют, выделяет мысли». И так далее. При умирании материя, из которой состоял человеческий организм, распадается и существование личности прекращается.

Вот и вся философия материализма. У ученых-материалистов все просто и ясно. Они не задают себе вопроса — зачем же все это и в чем тогда смысл жизни. И ответа на такие вопросы у них нет.

Все, даже очевидные проявления духовной жизни игнорируются или высмеиваются. Трансцендентальные[4] духовные способности, включая предчувствия, предвидения, мистические состояния, состояния одержимости, пророческие сны и видения, ясновидение, яснослышание, случаи экстериоризации[5] и так далее, и так далее, для материалистов не существуют. Работы Карла Юнга[6] и других ведущих психологов и психиатров, свидетельствующие о жизни души, не оспариваются, так как с фактами не спорят, а замалчиваются.

Современный нам материализм не имеет ничего общего с научным методом, хотя все еще используется для политических целей. В ряде стран материализм стал государственной философией и поддерживается правителями этих стран, так как бездуховное население послушнее. Сами правители прекрасно понимают, что Вселенная много больше, чем только материя, и делают из этого практические выводы. Так, например, проблемы жизни вне тела и другие трансцендентальные феномены изучаются в специальных государственных институтах. Труды эти держатся в строгом секрете от населения. Это понятно, так как здесь наглядно доказывается, что какая-то часть человека может выходить из тела и жить вне какой-либо связи с материей.

Мир устроен разумно, а не случайно. Не видеть этого можно только буквально закрыв глаза, примеры на каждом шату. Эту целесообразность материи видел и один из творцов материалистических теорий — Карл Маркс[7]. Для него существовала только материя, а очевидную для всех изменяемость в природе и эволюцию растительного и животного мира он объяснял существующим у материи свойством саморазвиваться. Что значит это свойство и откуда оно, Маркс не объяснял.

Один из философов, отвечая материалистам, сказал: «Можно, конечно, думать, что все во Вселенной сложилось как-то само собой, без участия высшего разума, но тогда можно думать, что после взрыва в типографии буквы, попадав на землю, сами собой сложились в полный текст Британской Энциклопедии».

Языки всех народов земли свидетельствуют о том, что в мире существуют понятия материальные и понятия духовные. Есть вещи, которые можно измерить и взвесить, можно видеть, слышать, воспринять одним или всеми нашими органами чувств. И есть понятия другого порядка: любовь, ненависть, сострадание, зависть, желание, отвращение, чувство совести, стыда… Ни взвесить, ни измерить их нельзя, но все они существуют и более реальны, и более важны, чем все вещи и понятия мира материального. В книге де Сент-Экзюпери[8] для детей и взрослых «Маленький принц» есть чудесная фраза: «Самое главное для глаз невидимо».

Лучшие умы человечества видели духовную сторону мира и верили в Бога и в бессмертие души человека.

Все великие философы древности, включая Платона[9]и Сократа, верили в бессмертие. Платон учил: «Душа человека бессмертна. Все ее надежды и стремления перенесены в другой мир. Истинный мудрец желает смерти как начала новой жизни».

Верующими людьми были Ньютон[10], Галилей[11]; ближе к нам: Паскаль[12], Пастер[13], Эйнштейн[14], основоположник науки о мозге и психике Иван Петрович Павлов[15], наши русские писатели и мыслители, такие как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьев, а теперь А.И. Солженицын. Лев Николаевич Толстой сказал: «Не верит в бессмертие души лишь тот, кто никогда серьезно не думал о смерти».

Люди, живущие простой трудовой жизнью, особенно люди, близкие к природе, инстинктивно чувствуют присутствие Бога. Большие умы подтверждают это чувство своим знанием. А не чувствуют и не верят обычно те, кто посредине — от одного ушел, а к другому не пришел. Есть чудесная английская поговорка: «Поверхностное знание очень опасно». Это очень верно: не верят те, кто не думает серьезно. На такой вопрос, заданный ему журналистом, хорошо ответил А.И. Солженицын: «Я думаю, что ощущение присутствия Бога доступно каждому человеку, если он не будет давать себя замотать суетой ежедневной жизни». Это ответ на то, почему многие «не верят». Не думают, нет времени на то, чтобы подумать.

Многим вообще свойственно замечать только то, что бросается в глаза, только то, что реально ощутимо. Невидимое, хотя и безусловно существующее, игнорируется или просто не замечается. Человек увидит, что умерший перестал двигаться, перестал дышать, глаза остановились. Это все. И прошел мимо, не останавливаясь, не подумав и не сделав для себя никаких выводов. А ведь когда вы стоите рядом с умирающим, вы ясно чувствуете, что происходит что-то невидимое, происходит что-то глубокое и большое, дня нас необъяснимое.

В. А. Жуковский[16] написал стихотворение «На смерть Пушкина». Оно было написано в 1837 году, а опубликовано почему-то только много лет спустя, после смерти Жуковского. Вот это стихотворение:

Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе

Руки свои опустив. Голову тихо склоня,

Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем

Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза,

Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,

Что выражалось на нем, — в жизни такого

Мы не видали на этом лице. Не горел вдохновенья

Пламень на нем; не сиял острый ум;

Нет! Какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью

Было объято оно: мнилось мне, что ему

В этот миг предстояло как будто виденье,

Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось:

Что видишь?

Известно также немало случаев, когда человек, мужчина или женщина, вдруг просыпается ночью и чувствует, что около него стоит его мать, жена или муж, находящиеся в это время очень далеко. А потом выясняется, что этот близкий ему или ей человек умер как раз в тот момент, когда проснувшийся ощутил его присутствие рядом с собой.

Уже давно были свидетельства, что в момент смерти душа умершего может преодолеть любое пространство и посетить своих близких, любимых, живых, которые видят, слышат, а чаще только чувствуют присутствие умершего.

Животные иногда могут воспринимать невидимое присутствие лучше людей. Кошка выгибает спину, ее шерсть поднимается дыбом; собака начинает лаять.

Было много разных наблюдений, говорящих о жизни души; вера в это никогда не покидала людей. А теперь, за последние 15–20 лет, верования в продолжение существования после смерти получили и объективное подтверждение. Было сделано много новых открытий. Современные методы реанимации — возвращения жизни недавно умершим — приподняли завесу и позволили бросить взгляд «по ту сторону». Оказалось, что и после смерти тела жизнь продолжается. Многие из врачей и психологов начинали свои наблюдения и размышления, будучи скептиками, не верившими в существование души. Они встречали новое с недоумением и изумлением, но, видя все новые случаи, в корне меняли свое мировоззрение.

Еще совсем недавно лишь немногие ученые осмеливались высказывать мысли, несогласные с официальной доктриной материализма. Но наука не стоит на месте, люди узнают то, чего раньше не знали. В настоящее время у ученых, изучающих проблему смерти, нет никаких сомнений в продолжении жизни после смерти тела.

Происходит пересмотр основных научных теорий. Отрицается даже сама первичность материи. Подвергается пересмотру и наше понимание сути жизни и смерти.

Мы стоим на грани двух эпох. Эпоха материализма уходит в прошлое. На смену ей приходит совершенно другое миропонимание — Вселенная не только материя, а много больше…

Глава вторая

Современная наука о смерти — молодая, но быстро прогрессирующая отрасль медицины. — Новые донные. — Смерть клиническая и смерть органическая. — Попытки оживления умерших в древности. — Современные методы реанимации. — Доктор Раймонд Муди и его наблюдения. — Недоверие к новым донным и его причины. — К. Икскуль. — Цитаты из Священного Писания. — Несколько случаев, описанных в духовной и светской литературе.

Есть люди, которые, пройдя всю свою жизнь, от колыбели до могилы, ни разу серьезно не подумали о смерти. Им, как и всем прочим, было, конечно, ясно, что смерть — это конец земной жизни в том виде, как мы ее знаем, но они видели в смерти «конец всему», конец существования личности. А это совсем не так. Тело умирает, но какая-то часть человека продолжает существовать, сохранив способность видеть, слышать, думать и чувствовать.

Раньше, еще не так давно, можно было по-разному думать о смерти, можно было сомневаться в существовании жизни за гробом, можно было «верить» или «не верить», и если последнее, то есть «не верить», было приятнее или просто удобнее, то так и делали — не думали

и не верили. Однако теперь, в наше время, у человека, не боящегося нового и знакомого с последними достижениями науки о смерти, никаких сомнений больше быть не может, потому что видеть и принимать приходится не теории, а факты.

За последние десятилетия наука сделала много новых открытий. Стало точнее известно, чем является смерть в самой сути своей, как происходит умирание человека, что чувствует умирающий, и наука начала даже приоткрывать завесу над самым главным — что ждет всех нас после смерти. То, что раньше знала и говорила нам Церковь, теперь во многом, можно сказать в основном, подтверждается наукой. Последние открытия оказались — особенно для так называемых неверующих — совершенно неожиданными, и далеко не все знают о них.

Современная наука о смерти — это молодая отрасль медицины, но прогрессирует она очень быстро. Известные ученые отдают ей свои силы. Наблюдения и исследования ведутся в научно-медицинских институтах и крупных больницах. Вышел ряд серьезных научных трудов.

Новые горизонты в этой области были открыты наблюдениями, экспериментами, а потом и практикой реанимации, то есть оживлением умерших людей. Сейчас предлагают различать два состояния смерти — смерть клиническую, то, что мы всегда называли смертью, и смерть органическую, когда уже началось структурное изменение тканей. Оживление возможно только в том случае, когда оно начато раньше, чем проявилось необратимое разрушение тканей организма, то есть пока ткани, хотя и мертвые, еще сохраняют свою нормальную структуру; после того как ткани начали распадаться, никакая реанимация не поможет[17].

В литературе есть описание случаев, когда умерший и уже объявленный мертвым иногда оживал, иногда даже без какой-либо посторонней помощи. Это побуждало людей постараться оживить только что умерших. Самые древние попытки были, конечно, очень примитивны — применяли тепло на живот, пороли крапивой, вдували воздух в легкие мехами, сажали на лошадь в надежде, что тряская езда вернет умершего к жизни. Как и сейчас, с применением электрических токов, чувствовали, что необходимо сильное раздражение. Конечно, все эти ранние попытки редко увенчивались успехом. Тем не менее люди не переставали надеяться, что когда-нибудь станет возможным возвращать жизнь умершим. А ученые не только надеялись, но и работали над этой проблемой.

Еще не так давно, если жизненно необходимый орган переставал работать, человек умирал. Например, остановка сердца обозначала смерть, и ничего сделать было нельзя. Однако ученые-медики разработали новые методы оживления: искусственное дыхание, переливание крови, впрыскивание адреналина в сердце, новые фармакологические препараты. Появились сердечно-легочные машины, стало возможным стимулировать остановившееся сердце электрическими токами. И вот оказалось, что, если состояние смерти продолжалось не слишком долго и еще не произошел необратимый распад тканей организма, можно заставить остановившееся сердце биться снова, неподвижную кровь снова циркулировать и снабжать мозг и другие органы кислородом, глюкозой и другими жизненно необходимыми материалами.

Недавно умершего человека иногда удается оживить. Такие люди, прошедшие через временную смерть, потом рассказывали о своих переживаниях во время пребывания «по ту сторону». Они сохраняли способность воспринимать окружающее: могли, например, со стороны смотреть на свое мертвое тело, видеть, как врачи и сестры пытаются вернуть его к жизни, и могли слышать и понимать их разговоры. Таким образом, оказалось, что возвращенный к жизни человек сохранял память о происходившем и позже мог рассказать о том, что он видел и слышал, когда его тело было мертвым.

«Личность», или «душа», не умирает одновременно с телом, а продолжает независимое существование. Если умершего удается оживить, душа возвращается в тело.

Одним из пионеров этой новой отрасли медицины является доктор Раймонд Муди[18]. В ноябре 1975 года вышла в свет его книга на английском языке «Жизнь после жизни» с подзаголовком «Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела», а в 1977 году вышла его вторая книга «Размышления о жизни после жизни».

Доктор Муди собрал большой материал — 150 случаев; его книги написаны очень просто и ясно. Он приводит ряд клинических историй болезни с описанием заболевания, характера смерти, применения методов оживления и рассказы своих пациентов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Переход. Последняя болезнь, смерть и после предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Книга издана впервые на русском языке в 1984/85 г. в издательстве «Посев», Франкфурт-на-Майне (Германия).

2

Тэн, Ипполит (1828–1893) — французский философ, историк, психолог и писатель.

3

Хаггард, Ховард У. (1891–1959) — американский врач, физиолог и писатель. Родился в США (штат Индиана). В 1914 г. получил степень бакалавра ив 1917 г. — доктора медицины в Йельском университете, где проводил исследования в области кардиореспи-раторной физиологии. С 1926 по 1956 г. был директором Лаборатории прикладной физиологии данного университета.

4

Трансцендентальный (лат.) — выходящий за пределы, недоступный познанию.

5

Экстериоризация (от лат. exterior — наружный, внешний) — иногда этот термин применяют для описания процесса выхода души из тела.

6

Юнг, Карл Густав (1875–1961) — выдающийся швейцарский психиатр и психолог, основоположник аналитической психологии.

7

Маркс, Карл Генрих (1818–1883) — немецкий философ и революционер, блестящий знаток экономики и политэкономии современной ему эпохи, критик капитализма. В советское время являлся культовой фигурой вождя мирового пролетариата. Основатель «научного коммунизма» и «научного атеизма». В соавторстве с Фридрихом Энгельсом написал «Манифест Коммунистической партии» (1848). Автор классического научного труда «Капитал. Критика политической экономии» (1867).

8

Сент Экзюпери, Антуан, де (1900–1944) — французский писатель и профессиональный летчик, после оккупации Франции германскими войсками уехал в Нью-Йорк. Однако в 1943 г. вернулся во Францию и добился вступления в ряды военно-воздушных сил страны. Погиб при выполнении боевого задания 31 июля 1944 г., когда с аэродрома на острове Корсика отправился в разведывательный полет, из которого не вернулся. Его самая популярная книга «Маленький принц» была написана в 1942 г. в Нью-Йорке.

9

Платон (428/427 — 348/347 до Р.Х.) — философ Древней Греции, основал платоновскую школу мысли и Академию — первое высшее учебное заведение. Считается одним из самых важных и влиятельных людей в истории человечества и ключевой фигурой в истории древнегреческой и западной философии вместе со своим учителем Сократом и его самым известным учеником Аристотелем — воспитателем Александра Македонского. Платона также называют одним из основателей западной религии и духовности.

10

Ньютон, Исаак (1642–1727) — английский физик, математик и астроном.

11

Галилей, Галилео (1564–1642) — итальянский физик, математик, механик, астроном.

12

Паскаль, Блез (1623–1662) — французский математик, физик, философ, теолог.

13

Пастер, Луи (1822–1895) — французский химик и микробиолог.

14

Эйнштейн, Альберт (1879–1955) — физик-теоретик, основатель современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года.

15

Павлов, Иван Петрович (1849–1936) — русский и советский ученый, физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии 1904 г. В 1925 г. создал и возглавил Институт физиологии. Автор нового направления в области исследования головного мозга — физиологии высшей нервной деятельности, на базе открытого им феномена — условного рефлекса. Основатель крупнейшей русской школы физиологов.

16

Жуковский, Василий Андреевич (1783–1852) — русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии. Автор слов государственного гимна Российской империи «Боже, Царя храни» (1833).

17

В русских народных сказках о живой и мертвой воде есть много скрытой мудрости. Если обрызгать мертвой водой мертвое и искалеченное, даже разрубленное на части тело героя, оно не оживет, но станет цельным. Сказка чувствует состояние клинической смерти. Только такому телу сможет вернуть жизнь вода живая. — Примеч. авт.

18

Муди, Реймонд (1944 г.р.) — американский психолог и психиатр, доктор медицины и философии, профессор. Известен благодаря своим книгам о жизни после смерти и «околосмертным переживаниям» (этот термин он предложил еще в 1975 г). Описал переживания примерно 150 человек, перенесших клиническую смерть. Автор 11 книг, самая популярная из которых — «Жизнь после жизни» (Life After Life).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я