Бизнес по-русски

Паша Уральский

Молодой бухгалтер принимает решение открыть свое дело, с нуля, без использования кредитов и прочих займов. В основе истории лежат реальные события.

Оглавление

Глава 4. Все с нуля

Я находился на «любимой» работе, когда главбух притащила какой-то DVD диск. Она тяжело дышала; было видно, что она очень торопилась и спешила доставить его на работу. Она крутилась возле телевизора, пытаясь подключить DVD-проигрыватель. Все это сопровождалось тяжелой одышкой.

Наконец, подключив аппаратуру, она схватила этот непонятный диск и возвестила на весь отдел:

— Девочки! Я принесла его! Идите сюда, сейчас все покажу!

В наш кабинет вломилась толпа женщин. Все стали шушукаться и тихонько переговариваться. Я смотрел на этот дурдом и не понимал, что тут, блядь, происходит; какого хрена все женщины прилипли к экрану телевизора?

И вот, с экрана телевизора раздается какой-то мужской голос, и лица всех женщин просто начинают сверкать в дикой улыбке. А теперь маленькая загадка для читателей: кто в России способен так сильно гипнотизировать всех женщин бальзаковского возраста? Правильно, Стас Михайлов, бля! Вот так я впервые познакомился с этим исполнителем. Из динамика раздавалось: «Лишь для тебя рассветы и туманы!» А женщины просто поплыли в экстазе, кажется, даже пол стал мокрым.

Голос у этого исполнителя, конечно, был приятным и завораживающим, да и слова в его песнях были как раз заточены под женщин и для женщин. На экране была запись концерта Стаса Михайлова; если мне не изменяет память, он там в каком-то Доме культуры выступал. Но уже тогда мне стало понятно: этот мужик — железный кумир всех женщин России.

А наша главбух так расчувствовалась, что в сердцах крикнула, что мечтой всей ее жизни является секс со Стасом Михайловым. Я огляделся вокруг и осознал, что рабочий день окончательно сорван. Тусовка закончилась распитием белого вина из стеклянной тары. Но, как говорится, с волками жить — по-волчьи выть, поэтому пришлось приобщаться к традиции.

Кстати, до работы в приюте я не переваривал белое вино, а уж тем более из стеклянных бутылок. Всему виной был печальный случай из моей лихой юности, когда в один момент все стали пить дешевое белое вино из коробок. Лично я скептически относился к этой моде, но мой дружок Володя сумел-таки уговорить меня отведать этой дряни. На мое удивление, вино заходило легко, как обыкновенный сок. Таким образом, было очень сложно контролировать допустимую дозу.

Итог был печален: я страдал и болел сутки, не мог ни пить, ни есть, просто лежал и кряхтел: «Володя! С-с-су-у-ука!». А называлось это пойло «Тещин погребок».

И пока сотрудники бухали, я вдруг вспомнил, что в минувшие выходные закупил нехилую партию электронных сигарет. Нужно было срочно продумать способ сбыть этот товар, но каким образом? Я понимал, что Катя не будет ради меня втюхивать сигареты — она просто будет давать мои координаты всем обратившимся покупателям, и не более.

Я крепко задумался. У меня не было ни магазина, ни точек сбыта, ни-че-го! Был только я и партия непонятной дешевой китайской чепухи, которую все продавали довольно дорого. Стало понятно, что при таком раскладе в первую очередь необходима рекламная кампания. Нужно было сделать так, чтобы про эти сигареты узнали все, а сбыт производить с помощью личных встреч.

На мое счастье, в сети Интернет эти устройства продавали за большие по тем временам деньги, в среднем за две с половиной тысячи рублей за комплект, в то время как закупочная цена была всего триста рублей! При таком раскладе выходил неплохой навар, но я решил пойти дальше. Зачем жадничать, если можно сбить цену и продавать товар дешевле? Согласитесь, не каждый курильщик готов вот так взять и молча выкинуть пару тысяч рублей из семейного бюджета ради какой-то китайской херни. А вот если снизить цену вдвое, то виднелась нехилая перспектива ажиотажа. Я напряг свои извилины, вспомнил, как нас учили маркетингу в ЦРИ, и тут же набросал на листке примерные варианты рекламной кампании. Объявления в газетах, буклеты в почтовых ящиках, объявления на столбах и в соц. сетях — вот такой примерный план образовался на листе и в моей голове.

Стоило учитывать, что все действие разворачивалось в небольшом городке, и стандартные правила типа «выкупить рекламный щит или баннер» тут вообще не работали. Не работали и методы интернет-рекламы и рекламы на радио, потому что дело было не в мегаполисе, а в провинции.

Также был и другой неприятный момент. Если вы забыли, то я освежу вам память: я был максимально ограничен в деньгах. Поэтому мысли о том, что нужно вложить кучу бабла в рекламную кампанию, можете выкинуть на помойку — этот расклад мне совершенно не подходил.

В следующие пару часов я внимательно изучил основные преимущества и особенности электронных сигарет посредством интернета и разработал два рекламных буклета. Я решил использовать все подручные средства, чтобы удешевить стоимость рекламы, поэтому разработал буклеты таким образом, что они приятно смотрелись со стороны и без проблем читались, даже будучи черно-белыми.

Я также понимал, что простое объявление на белом листе останется незамеченным, поэтому я достал пару пачек цветной бумаги А4, и, пользуясь служебным положением, в течение дня изготовил хренову тучу рекламных буклетов и листовок с объявлениями. Домой я уходил со здоровенным пакетом макулатуры, но пьяные женщины не обратили на это внимания, продолжая слушать своего Стаса Михайлова. (Спасибо, Стасик!)

А дальше начались невероятные события. После работы я, по старой привычке, заскочил к Кате в магазин поздороваться, и она тут же с порога спросила:

— Ты когда товар раздобудешь? А то я всем говорю, что ты вовсю торгуешь этими сигаретами, все телефон твой спрашивают!

Это была очень крутая новость, ведь товар уже лежал у меня дома. Оставалось решить, по какой цене его продавать. Я прекрасно понимал, что если дела будут идти хорошо, то Катя без угрызений совести подгребет эту нишу под себя, поэтому я сделал ход конем.

Я объявил максимально низкую цену за комплект — 990 рублей. Что это дало? Объясняю на пальцах: к тому моменту уже многие слышали про электронные сигареты, и все знали, что они стоят дорого. Я принципиально слил цену, тем самым отбив желание у других предпринимателей заниматься этой нишей: слишком низкие доходы отбивали желание вкладываться и тратить свое время.

Вот так, в один миг я стал своего рода монополистом (говнюком и засранцем) в своем городе. Катя пришла в ужас от такой цены:

— Ты зачем цену слил, ведь люди и за большую стоимость покупали, и никто не жаловался?

— Все верно, — ответил я, — раньше покупали, а теперь с такой доступной ценой еще больше покупать начнут.

Я оказался чертовски прав: на следующий день через Катю ушли первые комплекты электронных сигарет, и у меня появились первые деньги, чтобы подать рекламу в газету. С каждого комплекта я получал в руки 990 рублей. Из этой суммы 300 рублей я откладывал на повторный закуп, а 690 убирал себе в карман.

В течение недели по вечерам я бегал по городу из района в район, расклеивая объявления на столбах и закидывая буклеты в почтовые ящики. Утром на работе я изготавливал новую партию макулатуры, и вечером история повторялась.

Сначала звонки поступали очень вяло, но даже это приносило неплохой доход. И вот однажды я прихожу на работу, и прямо с утра мой телефон просто начинает выть без остановки. Я каждые пять минут выбегал из кабинета на улицу и вел презентацию электронных сигарет. Спустя десять звонков я заучил текст как «Отче наш».

А главбух с бешеным взглядом смотрела на это безобразие и приговаривала:

— Прекращай бегать! Что ты улыбаешься? Я тебе зарплату урежу, слышишь меня!

Но мне было буквально плевать на ее угрозы. В тот день еще до обеда я заработал месячную зарплату, а причина небывалого успеха объяснялась тем, что в тираж вышел новый выпуск районной газеты. Теперь эффективность рекламы достигла своего апогея.

Тем же вечером я метался по городу от адреса к адресу, где при личных встречах проводил презентацию продукта и объяснял принцип работы электронных сигарет. Каждая такая поездка приносила мне в карман неплохую сумму.

Спустя пару дней вся партия благополучно разошлась, и я вдруг осознал, что мне нужно срочно ехать в Екатеринбург за товаром. Но не все пошло так гладко, как написано в тексте. А теперь, уважаемый читатель, познакомься с форс-мажорными обстоятельствами.

Во-первых, у поставщика не оказалось нужного количества электронных сигарет. Пришлось брать то, что было у него на руках, а по приезду домой выяснилось, что пара комплектов неисправна. Заменить их, естественно, не было возможности, поэтому я просто пустил эти комплекты на запчасти.

Также, после небывалого всплеска звонков произошло естественное затишье. Теперь звонили реже, и доход сильно упал. Вся проблема заключалась в том, что объявление в газету нужно было подавать еженедельно, и стоило это приличных средств.

Затем случилось то, к чему я не был готов: стали поступать звонки недовольных клиентов. У кого-то ломались зарядные устройства, у кого-то вообще сама сигарета (пополам, бля). Часть жалоб я удовлетворял, часть отклонял. Ну не буду же я заменять товар, если покупатель, мудак, дал сигарету ребенку, который ее утопил в банке с компотом!

Фишка с сигаретами пошла на убыль, однако заказы по-прежнему поступали. Так, в один из дней мне позвонил мужчина из Екатеринбурга и попросил любым способом доставить эту сигарету. Дело в том, что люди, читая мое объявление, сначала сомневались в необходимости покупать товар. Но когда они перепроверяли стоимость в интернете и видели большую разницу в цене, то мигом бросались звонить мне на телефон.

У людей тогда с логикой были серьезные проблемы, потому как они считали, что в интернете товар всегда дешевле, чем на прилавках. Поэтому, пользуясь случаем, хочу выразить благодарность всем жлобам, которые взвинтили цены на эти устройства на своих сайтах — благодаря вам ваши клиенты доставались мне.

И вот этот мужик умоляет доставить товар ему в Екатеринбург. Я уже отговаривать его начал, мол, дорого будет, свыше тысячи рублей! Но тот, как заколдованный, уперся: доставь, и точка! Я уже хотел сказать ему: «Дружище, да спустись ты в подземный переход, там эта хрень за 500 рублей продается», но вдруг вспомнил про своего товарища из ЦРИ. Я оперативно созвонился с ним и попросил сделать нехитрую операцию — заскочить на южный вокзал, забрать коробку за 300 рублей и отдать ее мужику в центре города за 1500 рублей, прибыль пополам, сочтемся при встрече. Спустя пару часов мужчина получил свою долгожданную электронную сигарету и был очень восхищен сервисом моей «организации».

Вот так, порой неожиданно, делались мои продажи, а люди переплачивали благодаря своей банальной лени или нежеланием поднять свою попу со стула. Так или иначе, я старался оставаться человеком, и в следующие разы перед встречей я лично проверял работоспособность каждого комплекта от и до. И таким нехитрым образом жалобы на некачественный товар сошли на нет.

Ближе к августу я свалил в отпуск. В этот момент у меня появилось больше свободы и увеличилась мобильность, но произошло то, чего стоило ожидать рано или поздно. В экономике это называется «период насыщения товаром», вслед за которым идет предсказуемый спад. Вот тут мне стало понятно, что на одних сигаретах долго не прожить. Однако был достигнут главный результат — мне удалось сколотить небольшой капитал; если мне не изменяет память, на полке валялось чуть больше пятидесяти тысяч рублей. Согласитесь, это неплохая сумма, которую я сделал с нуля за короткий период, при условии, что моя месячная зарплата была 8800 рублей.

В первые дни отпуска я отправился в центр города, проведать старых друзей, посмотреть, как у них идут дела. Первыми, кого я посетил, были два брата-прибалта, Ян и Раймондс. Они вовсю торговали «бензо-электроинструментами» в одном из торговых центров. Мы толком не смогли пообщаться, потому что был большой наплыв покупателей. Ну что ж, я был только рад за них. Я заметил самое главное: товар покупался, у парней был явный успех, и это вселяло в меня какую-то надежду, что однажды и я попробую открыть что-нибудь свое.

Далее по списку я заглянул к Стасу. С момента последней нашей встречи многое изменилось: еще месяц назад он только открывал магазин по продаже бытовой техники и электроники, а уже сегодня моим глазам предстал неплохой магазин, вот только выбор товара меня немного смутил.

— Здорова, Стас, а че у тебя полки такие пустые, где товар-то?

Стас, увидев меня, вскрикнул:

— О-о-о! Какие люди! Заходи, дружище, давно тебя не было видно! У меня столько всего произошло, расскажу — не поверишь!

Он заварил крепкий чай, и следующий час без умолку рассказывал, как смог найти хороших поставщиков техники, как сложно было доставить товар на торговую точку. И вот плавно подходим к первому дню открытия его магазина.

Он планировал подарить бутылку шампанского первому покупателю, сделать все в лучших традициях. Он сбегал в местную редакцию, подал объявление об открытии нового магазина и пошел раскладывать товар. Но ничего разложить он не успел. Объявление об открытии магазина еще не успело выйти, а народ уже ломился в его еще не открытый магазин. Людская молва сработала круче любой рекламы, и Стас продал в первый же день ровно половину своего только что привезенного товара. Это были и телевизоры, и микроволновки, и даже пару холодильников. Его история звучала как чистой воды фантастика, но я лично видел товарную накладную, в которой числился целый ряд бытовой техники, а в торговом зале уже нихрена не стояло. Впопыхах Стас даже забыл, кто был первым покупателем, и, естественно, не успел подарить ему шампанское.

Но все было не так сладко, как я вам описываю. Поскольку Стас впервые занимался торговлей, он чисто физически не имел представления о том, сколько нужно в действительности закупить товара для своего магазина. Он осознал, что его товар слишком быстро расходится, и ему каждые три дня приходилось ездить закупаться. Также покупатели часто спрашивали товар, которого не было в наличии. Таким образом, стало понятно, что необходимо срочно расширить ассортимент и количество закупаемого товара. Казалось бы, чего тут не радоваться? Но вот именно здесь в игру вступает такая ядовитая вещь, как кредит! С момента получения кредита и до первой прибыли от продажи в магазине прошел как раз месяц, а это означало, что сейчас нужно заплатить банку. В этот момент Стасу необходимо было срочно расширять ассортимент, но платеж по кредиту сбивал все карты. Стас заплатил первый платеж, и тем самым потерял часть заработанных средств, которые были жизненно необходимы для развития магазина.

Мы допивали чай, когда я предложил ему посчитать, сколько ему потребуется времени, чтобы привести линейку товара в божеский вид. После несложных расчетов вышла не совсем утешающая картина — даже при таком объеме продаж прибыль все равно еле-еле покрывала расходы. А в расходы входил ежемесячный платеж по кредиту, ежемесячная аренда за торговую площадь, любимые платежи в Налоговую инспекцию, и гвоздь нашей программы — это Пенсионный фонд России, который тоже требовал свою долю денег (пидорасы ебаные!).

Самое ужасное в этой ситуации было понимание того, что эти расходы имели постоянный характер — нужно было платить каждый месяц вне зависимости от уровня его продаж в магазине. Я видел, как Стас старается рассчитать схему оборота денежных средств тем или иным образом, на ходу придумывая различные варианты, но все сводилось к одному.

— Стас, если продажи упадут, ты мгновенно загнешься. Необходимо либо расширять ассортимент, либо повышать цену на товар.

Мы оба крепко задумались. Повышение цен приведет к тому, что спрос упадет, и магазин потеряет конкурентоспособность. А чтобы расширить ассортимент, необходимо закупать больше товара. Добыть денег можно было только с двух мест: первое — это взять дополнительный кредит либо просрочить пару платежей банку, и на сэкономленных деньгах попытаться войти в русло. Стас думал около минуты, затем выдал свой вердикт:

— У меня клиенты сделали заказ уже на десять дорогостоящих позиций. Если я пропущу следующий платеж банку, то смогу закупить товар и прокрутить деньги до следующего платежа. Тогда решено — буду рисковать!

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я