Иран. Самый полный путеводитель

Павла Рипинская, 2020

Иллюстрированный путеводитель позволит читателю открыть для себя таинственный, полный чудес Иран. Вас ждет подробное знакомство с основными вехами истории, с географией и климатом, с экономикой и политикой, с наукой и культурой страны. В книге приведены подробные маршруты для путешественника: как по основным достопримечательностям, так и по не столь хорошо знакомым туристу тропам. В деталях описаны несколько десятков городов и селений – Ирану есть, что предложить и знатокам исторических памятников и музеев, и любителям живой природы и нетронутых ландшафтов, и последователям основных мировых религий. Отдельная глава посвящена правилам поведения, обычаям, традициям и "культурному коду" страны. Эта книга станет незаменимым помощником в вашем путешествии в Иран – и даст возможность погрузиться в ее удивительную жизнь даже, если у вас пока нет возможности ее посетить.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иран. Самый полный путеводитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Религия и праздники

Исламские праздники и церемонии

Отличительной чертой Ирана в мусульманском мире остается преобладание там шиитов (подавляющее большинство населения других мусульманских стран является последователями суннитского направления). Одним из основных различий этих двух исламских течений стало принятое у шиитов поклонение 12 имамам, рождение или смерть которых в Иране отмечают по всей стране.

По официальным данным, ислам исповедует более 99% населения Ирана (из них 90-95% составляют шииты и 5-10% — сунниты). Однако в стране достаточно свободно чувствуют себя христиане, иудеи и зороастрийцы, есть даже сикхи и буддисты. В одной только столице кроме множества мечетей вы увидите и зороастрийский храм, и синагогу, армяно-грегорианскую церковь, и самое интересное — церковь православную.

Тем не менее ислам и законы шариата управляют жизнью в стране, и даже иностранцу следует соблюдать соответствующие нормы. Это касается прежде всего одежды: женщинам полагается скрывать все части тела, кроме лица и кистей рук (чадра необязательна, хватит брюк, длинной свободной куртки и платка), мужчинам нельзя носить шорты. В Рамадан, когда мусульмане постятся (в светлое время суток), не следует есть, пить или курить на улице и в общественных местах. Все рестораны закрыты, кроме тех, что при отелях, — умереть с голоду вам не дадут, но и других соблазнять не стоит. Не рекомендуется здороваться за руку с лицами противоположного пола — если религия не позволяет ему / ей к вам прикасаться, вы поставите человека в неудобное положение. Эти и некоторые другие ограничения мы рассмотрим подробнее ниже.

Основные праздники и церемонии иранцев, разумеется, связаны с исламом. Соответствующие даты вычисляются по арабскому лунному календарю. Лунный год короче солнечного, на который ориентируется и привычный нам грегорианский, и куда более распространенный в Иране персидский календарь, поэтому даты церемоний ежегодно сдвигаются на 11 дней назад. В религиозный праздник, как правило, устраивается выходной. Некоторые из исламских церемоний чрезвычайно интересны, но посещать их лучше не в одиночку, а в компании друзей-иранцев. Впрочем, многие местные жители будут рады стать вашими гидами и попутно объяснят, как вести себя так, чтобы не оскорбить чувства верующих.

Как и сунниты, шииты празднуют два основных мусульманских праздника:

Эйде-Фетр (1 шавваля) — конец поста и Рамадан;

Эйде-Горбан (10 зу-аль-хаджа) — «праздник жертвоприношения» в честь дня, когда Авраам собирался привести в жертву Богу единственного сына. Поскольку в последний момент Господь отвел его руку и в жертву был принесен барашек, в этот день принято жарить баранину и раздавать бедным специальную кашу с мясом.

Кроме того, в Иране отмечается множество памятных дат, связанных с 12 имамами.

В траурный месяц мухаррам не играют свадьбы, развлекательные мероприятия отменяются, и считается хорошим тоном носить черное. В эти дни шииты скорбят по Имаму Хусейну, погибшему за веру в схватке с превосходящими силами противника. Легенда гласит, что имама предали жители города, куда он с небольшой армией направлялся, чтобы оказать помощь. К нему уже подбиралось вражеское войско, в котором были не сотни, как у Хусейна, а тысячи человек. Хусейн позволил своим солдатам идти на все четыре стороны, чтобы не гибнуть в заранее безнадежном бою, и продолжил путь с семьей и друзьями. Его нагнали и окружили под Кербелой. Началась резня. Не пощадили даже шестимесячного младенца, сына Хусейна, Али Аскара. Сестру, родителей и сподвижников имама также ждала мученическая смерть. Одному из соратников, пытавшемуся принести смертельно раненному Хусейну воды (окруженный отряд мучился от жажды в пустыне), в отместку отрубили руки и ноги.

Хусейна считают образцом праведности и почитают как человека, отдавшего жизнь за свои идеалы. События, связанные с гибелью имама, разыгрывают на улицах в виде спектаклей — своеобразных средневековых мистерий. Кульминации траур достигает на десятый день мухаррама (тасуа, или шахсей-вахсей), когда по улицам городов и селений под печальные песнопения и удары барабанов движутся тысячи процессий. Люди плачут, бьют себя ладонью в грудь и охаживают по плечам железными цепями, вспоминая страдания имама и его сподвижников. Стоит учесть, что, в отличие от шиитов в других странах, иранцам, участвующим в церемонии, строжайше запрещается наносить себе раны или другие телесные повреждения, и полиция тщательно следит, чтобы эмоции не перехлестывали через край. В следующий вечер (Ашура) люди выходят из домов со свечами в руках, чтобы поставить их на площадях и улицах городов в память об Имаме Хусейне.

Прочие памятные шиитские даты в Иране, как правило, проходят по похожему сценарию, только без процессий. В траурные дни отменяются развлекательные мероприятия, с экранов телевизора непрестанно льются молитвы и религиозные поучения, улицы украшают черными флагами. В праздники все то же самое: только одежды ярче и песнопения веселее. Туристам важно помнить главное: банки, любые госучреждения, музеи и большинство магазинов и лавок на базаре в траурные дни закрыты.

Разумеется, у иранцев есть также государственные праздники, не связанные с религиозными датами. Они отмечаются по персидскому календарю: хотя он отличается от грегорианского, даты там по крайней мере не сдвигаются из года в год (хотя и могут на день различаться в високосные года).

Ноуруз

Ноуруз — персидский Новый год (20-21 марта) — соответствует весеннему равноденствию. В Персии издавна начинали отсчет года с первых дней весны. Ноуруз празднуется уже 2500 лет, его корни уходят к зороастризму.

В современном Иране к празднованию Нового года готовятся заранее. Иранские хозяйки неделями наводят блеск в квартирах. Иранцы покупают подарки друзьям, новые ковры и побольше новой одежды, которую перед Ноурузом вручают детям. Вечером последнего «предновогоднего» вторника на улицы выходит молодежь, чтобы отдать дань еще одной зороастрийской церемонии по названием «Чахаршамбе-сури». Всюду разводят костры, через которые полагается прыгать (чем не Иван Купала?), и в воздух взлетают фейерверки.

У нас на Новый год принято наряжать елку. Своя «елка» имеется и у персов — накрытый скатертью стол, на котором расставлены разные предметы. Называется он хафт-син, или «семь синов».

«Син» — буква персидского алфавита, с которой начинаются названия семи предметов (по большей части съедобных), обязательных для встречи Нового года. Набор вещей может варьироваться, но в целом хафт-син в городских квартирах нынешних персов мало чем отличается от роскошного стола, который 2000 лет тому назад утром Нового года слуги вносили в покои персидского царя. Давайте перечислим волшебные символы:

яблоко (сиб) представляет фрукты и здоровую пищу, должно принести хозяевам красоту и здоровье;

сладкий пудинг из пшеничных ростков (саману) — символ святости, олицетворяет благодарность богу за дарованную в прошлом году пищу и зерно;

чеснок (сир) — символ природы и народной медицины, хранит здоровье членов семьи;

сумах — ягоды этого растения (как считается, цвета солнца) символизируют победу добра над злом, Ахура Мазды над Ахриманом, а еще это одна из самых любимых иранцами специй; или сенджед — плоды дикой оливы, символизируют любовь;

уксус (серке) — символ старости и мудрости, дарует столь необходимое в жизни иранцев терпение, а еще — символ чистоты;

монеты (секке), как несложно догадаться, представляют богатство;

гиацинт (сомболь) (вместо него могут поставить и любой другой цветок, например, тюльпан) — символ весны и юности. Принято ставить столько цветов, сколько в семье детей.

За неделю-две до праздника иранские хозяйки приносят в дом семена пшеницы или чечевицы и проращивают их. В Ноуруз зеленые ростки (сабзе) украсят праздничный стол, став символом вечного возрождения природы. А наиболее интересная часть хафт-сина — золотые рыбки, плещущиеся в специальной вазе.

Все съедобные части хафт-сина с удовольствием поедаются в течение двух праздничных недель. Дело хозяйки — вовремя заменять съеденное новыми продуктами, ставить новые свечи взамен догоревших и ухаживать за рыбками.

В честь Нового года каждый иранец получает отпуск на 10-12 дней. Знакомые и родственники ходят к друг другу в гости или же отправляются в путешествие по стране.

В 13-й день года (сиздахбедар), по завершении праздника, иранцы дружно выезжают на пикник за город (считается, что в 13-й день надо покинуть дом, иначе весь год будут преследовать несчастья). Проросшую травку с хафт-сина выбрасывают в воду, чтобы унесла накопившиеся в доме неприятности, рыбок выпускают в пруды и фонтаны.

Йалда

Один из зороастрийских праздников — Йалда («Рождение») — приходится на самую длинную ночь года (21 декабря); некогда в этот день отмечали день рождения Митры. После Йалды день начинает прибавляться, а значит, Ахура Мазда, главное божество зороастрийцев, вновь одерживает победу над злым Ахриманом, который ведает холодом и ночной тьмой. В эту ночь иранцы традиционно собираются за большим столом, едят гранаты, арбузы, семечки и гадают, открывая наугад книгу стихов Хафиза.

Перечислим еще некототорые праздники / траурные даты, являющиеся официальными выходными в Иране.

1 апреля (12 фарвардина) — День образования Исламской Республики Иран.

4 июня (14 хордада) — день смерти Аятоллы Хомейни.

5 июня (15 хордада) — годовщина восстания, последовавшего за арестом Аятоллы Хомейни.

11 февраля (22 бахмана) — день победы Исламской революции.

20 марта (29 эсфанда) — день национализации нефтяной промышленности.

Траурные дни

21 рамазана — убийство имама Али;

28 сафара — смерть пророка Мухаммада и мученическая гибель имама Хасана;

29 сафара — мученическая гибель имама Резы;

3 джумада-аль-тания — смерть святой Фатимы

Религиозные праздники

23 рамазана — ночь ниспослания священного Корана;

17 раби-аль-авваля — день рождения пророка Мухаммада и имама Джафара Садыка;

13 раджаба — день рождения имама Али;

27 раджаба (Мабас) — объявление пророка Мухаммада посланником Аллаха;

15 шабана — день рождения имама Махди и день свадьбы имама Али и святой Фатимы;

18 зу-аль-хаджа (эйде-гадир) — пророк Мухаммад объявляет имама Али своим преемником

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Иран. Самый полный путеводитель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я