Мельница. Авторизованная биография группы

Павел Сурков, 2020

Мельница – самая знаменитая фолк-рок-группа в России. Группа выросла и прошла тернистый путь от выступления в клубах до стадионов, смогла вывести жанр фолк-рока на новый уровень. За плечами у группы 7 номерных альбомов, выступления на крупнейших площадках и фестивалях страны, таких как «Нашествие» и «Чартова Дюжина». Это книга не только о самой группе, но и о музыке, песнях, как они сочиняются, как они ведут нас сквозь пространство и время, о магии, которая в них заложена. В издании вы найдете не только интервью с музыкантами, гастрольные байки, но и эксклюзивные фотографии с выступлений. Она интересна и фанатам со стажем, и тем, кто только сейчас начинает знакомство с группой.

Оглавление

Из серии: Легенды русского рока

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мельница. Авторизованная биография группы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Евдокимов

Иван Евдокимов оказался весьма важным человеком для «Мельницы». После первых двух альбомов, записанных, можно сказать, очень любительски, совершенно не на том уровне, как хотелось бы, да и не самым стабильным составом, группа вдруг подошла к абсолютно новой для себя черте.

Напрашивается довольно смелое сравнение: у Pink Floyd существовало несколько творческих периодов — правда, основанных на том, кто из музыкантов лидерствовал в коллективе в тот или иной момент: можно выделить ранний период главенства Сида Барретта, затем — долгий и плодотворный период Роджера Уотерса, и финальный — помпезный, но одновременно нарочито спокойный период лидерства Дэвида Гилмора. Так и у «Мельницы» есть несколько творческих периодов (на данный момент — тоже три), которые связаны, прежде всего, со стилистическим развитием и профессиональным ростом группы.

Два первых альбома («Дорога сна» и «Перевал») — это становление «Мельницы», фиксация наработанного ранее материала, эксперименты с составом. Но на «Зове крови» уже фактически появляется то, что можно назвать саунд-продюсирование: вдумчивая работа со звучанием группы, эксперименты с записью и аранжировками. И происходит это во многом благодаря звукорежиссеру Ивану Евдокимову (с которым Хелависа будет работать, как мы помним, и над «Новым ботинками»). И именно на этом альбоме формируется основной состав группы, собирается сердце «Мельницы» — ее ритм-секция в лице Дмитрия Фролова и Алексея Кожанова, которые играют и сегодня, в новый, третий, по-настоящему рок-н-ролльный период группы. Здесь же, на «Зове крови», появляются и Сергей Заславский, и Алексей Орлов — музыканты, которые много лет проведут в группе и много сделают для ее развития.

Новый состав — и новый подход к записи, фактически полноформатная запись, сделанная по всем законам продюсинга. Во всяком случае, такого, каким он был в Москве 2006 года.

ХЕЛАВИСА

Ваня Евдокимов появился еще во времена записи «Дороги сна». Мы записали этот альбом в студии Гнесинки вместе с Аней Кондаковой. А потом, когда наш тогдашний менеджер Алексей Переверзев отнес этот материал на лейбл CD-Land, то им материал понравился, и они попросили его пересвести. И Ваня Евдокимов рисовал ручками все, что там было, но в итоге получился действительно достойный альбом.

Собственно, когда с приходом новых музыкантов сложился новый состав, и возник новый материал — его и стали записывать вместе с Иваном Евдокимовым: его вкусу группа доверяла. Хотя работать с Иваном сперва было не слишком просто.

САПКОВ

На «Зове крови» появилась музыкальная цельность. Прежде всего потому, что музыканты были другие — на первых двух альбомах было сборище, а на третьем оказался музыкально цельный коллектив, где музыканты взаимодействовали и друг друга понимали. Тоже профессионалы, но профессионалы вместе. А второе — продюсирование этого альбома тоже было другое, и большое спасибо надо сказать Ване Евдокимову. Изначально его подписывали как звукорежиссера, но он стал отчасти и продюсером альбома, хотя мы этого не писали в credits альбома, а он и не требовал. Он занимался и манерой игры — помню, я тогда сам писался, и он мне говорил: «Нет, погоди, не играй вот так, это не очень, лучше играй вот так». И когда я потом слушал, то понимал, что он прав. Это — первая такая работа, где есть 3 составляющих: и профессиональные музыканты, и то, что они вместе, а не каждый играет свою отдельную партию, и то, что было цельное профессиональное продюсирование благодаря Ване, в том числе и саунд-продюсирование.

Фотограф Константин Мошков

ХЕЛАВИСА

Естественно, мы все учились. Мы учились работать с микрофоном, мы учились работать с датчиками, мы учились, как вообще себя вести в студии. И в этом плане я, конечно, очень благодарна Ване Евдокимову, который действительно с нами возился как с младенцами. Он очень добрый, он очень хороший, он, кстати, очень воцерковленный и православный. И мы у него учились, как экономить время, как подходить к микрофону и не плеваться в него, как приходить в студию подготовленным, а не так: «Ой, я тут придумал еще одну партию, можно я вот тут так сыграю».

Евдокимов писал и продюсировал, потому что у него было некое видение в голове, вот как оно будет звучать. Именно поэтому я считаю альбом «Зов крови» много лучше, чем «Дикие травы». Несмотря на материал, именно просто по саунду.

КОЖАНОВ

Большой важный связующий момент и цемент — это звукорежиссер Ваня Евдокимов. При всем своем первоначальном скептицизме — когда мы пришли на студию во Дворец молодежи, он с нами разговаривал немного по-звездному: я, мол, тут «Моральный кодекс» записывал, а по вам видно — вы и играть-то не умеете. Что, кстати, было правдой — мы играть тогда не очень умели. Но, несмотря на это, он все записал и стал еще одним членом группы, потому что вносил важные изменения — менял где-то скорость, где-то звуки добавлял. Например, он «раздул» мои флажолеты на вступлении к песне «Зов крови». Изначально это была просто музыкальная идея, я уже все партии отписал, но говорю: вот я тут хочу флажолетами сыграть. И Евдокимов говорит: давай, дорожки в компьютере есть. И я потом услышал — он просто тортик из моей идеи сделал.

Работа тогда у нас происходила как в фильме Годара о The Rolling Stones: люди сидят, медитируют, играют вместе. В итоге — они эту музыку нарабатывают часами, они могут 586 дублей записать, а только 587-й получится. И будет как у Кита Ричардса — сидел, 23 часа работал, потом вырубался на 40 минут, после этого — просыпался, брал гитару и записывал свой трек. Сходу и так, как было надо. И у нас в тот момент был подобный род работы: много репетировали, много наигрывали — коллективное, спонтанное творчество было.

До сих пор слушаю «Зов крови» — он не звучит как хорошо сыгранная рок-группа, но звучит «жирненько» в плане саунда. И это — благодаря ваниной работе.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мельница. Авторизованная биография группы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я