Русская цивилизация. Из прошлого в будущее

Павел Попов, 2021

Эта научно-популярная книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся отечественной и мировой историей. Она может быть полезна государственным служащим и научным специалистам. Простым языком здесь описаны закономерности развития русской и некоторых других цивилизаций. Автор даёт новый, системный и непротиворечивый взгляд на них. Общества рассматриваются в развитии: из прошлого – через настоящее – в будущее. Вы узнаете причины больших культурных различий между цивилизациями. Поймёте закономерности самых сложных и неоднозначных периодов истории России. Прочитав эту книгу, вы узнаете: * почему людям разных цивилизаций так сложно понимать друг друга; * в чем причины больших отличий русской цивилизации от цивилизации Запада; * каким был выбор в принимаемых решениях у великих реформаторов русской истории – Ивана Грозного, Петра I, Екатерины Великой и Сталина; * кто победит в противостоянии капитализма и социализма; * как применить полученные знания для улучшения своей жизни.

Оглавление

Введение

В своем развитии человечество проделало большой путь. Наши далекие предки жили коллективами в 20–30 человек на территории, которую с возвышенности можно окинуть взглядом. Люди научились жить в государствах[4] с сотнями миллионов жителей, занимающих значительные части целых континентов. Этот путь был ознаменован длинной чередой открытий и созданием технологий в разных областях знания.

Нетрудно заметить, что темп прогресса нарастает. Последние века мы обязаны этому науке. С XIX века на планете доминирует научный способ познания мира. Именно он всё более ускоряет многостороннее развитие человечества.

Сейчас люди используют мощные источники энергии, высокоскоростные способы обработки и передачи информации, редактируют геномы живых организмов, заглядывают далеко в глубины космоса и осмысливают глобальные законы Вселенной. Научный подход находит применение во всё большем числе областей человеческой деятельности.

При этом совершенствование самых больших обществ, которые объединяются в государства и целые цивилизации[5], по-прежнему идёт на ощупь. Развитие часто происходит с опозданием, как ответ на уже сформировавшуюся тенденцию или произошедшие значительные события. Движение крупных обществ (социумов) сопровождается мало предсказуемыми взлетами и падениями, расцветами и кризисами.

Устройство социумов достигло высокой степени сложности. В том числе это относится к русской цивилизации. Общество пронизано социальными институтами разных типов. Это политические, экономические и общественные организации и структуры. Они могут быть как государственными, так и частными.

Социальные институты продолжают развиваться и усложняться. Как правило, такие институты видоизменяются в режиме отклика на уже имеющуюся ситуацию либо пробуют действовать на опережение, но несистемно, часто разрозненно и без научного обоснования. Часто определяющими в их действиях являются задачи текущего дня, без просчета долгосрочных последствий. Это происходит в условиях, когда резервы дальнейшего прогресса и эволюции кроются как раз в развитии разноплановых социальных институтов.

Могущество человечества растёт. Существующее положение дел несёт в себе всё больше рисков. Ряд государств обладает разрушительным оружием, которого достаточно для организации катастрофы планетарного масштаба. Глобальная экономическая деятельность начинает оказывать на планету всё более заметное воздействие.

Здесь можно остановиться и спросить себя: «Зачем все эти сложности? Как-то до сих пор обходились же». Это так. Научный путь познания мира не уникален. До недавнего времени этот подход не был доминирующим. В предыдущие эпохи человечество руководствовалось другими способами познания себя и окружающего мира: эстетическим и сакральным. Мифы и религии позволяли человеку искать и находить своё место в обществе и мире.

При этом наука и комплекс практических навыков постепенно развивались. Создавались новые технологии. Прогресс шёл вперёд, делая комфортнее жизнь как отдельных людей, так и человечества в целом. Но именно научный способ познания мира, став доминантой в XIX веке, позволил радикально ускорить развитие социумов.

Расцвет наук довольно быстро изменил взгляды людей на мир и на себя, благодаря чему стала формироваться научная картина мира. За недолгий период своего господства она значительно эволюционировала. Несколько последовательно сменявшихся её вариантов создавались на базе основополагающих законов физики.

С последней трети XX века формируется синергетическая научная картина мира[6]. Источником для неё стала биология. Накопленные знания позволили начать объединение разных отраслевых научных картин в единую систему взглядов.

Это происходит на основе выявления общих закономерностей в движении вещества, энергии и информации во Вселенной. Определённое единство наблюдается не только в неживой и живой природе, но и в социальных структурах, то есть в обществах.

Вспомогательное значение для данного подхода имеет целый ряд естественно научных и социальных дисциплин, в том числе астрофизика, химия, палеонтология, антропология, климатология, география, геология, экономика, культурология. Научный подход к развитию таких крупных сообществ, как цивилизации и отчасти государства, ускорит развитие человечества, сделает его более осмысленным и менее драматичным. У русской цивилизации есть все условия и основания для того, чтобы быть лидером в этом новом направлении прогресса.

Решить эту важную задачу позволит развитие теоретической и прикладной науки в области социологии, прежде всего в управляющих структурах общества. На научной базе экспертным путем можно разрабатывать технологии социального проектирования для направленного развития отдельных цивилизаций и человечества в целом.

Для успеха требуется создание нового направления в прикладной науке и экспертной деятельности, которое можно назвать эволюционной социологией цивилизаций. Государство здесь является естественным заказчиком и выгодополучателем.

Вся научная теоретическая часть книги собрана в Приложении I. Для многих читателей это упростит задачу знакомства с русской цивилизацией и её особенностями. Обратившись к Приложению I, можно более глубоко разобраться в теме, познакомиться с обоснованием концепции и доказательствами.

Примечания

4

Государство — политическая форма организации общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти, формирует системы управления, руководит основными сферами общественной жизни всего населения подконтрольной территории и опирается в случае необходимости на аппарат принуждения.

5

Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — протяжённая во времени общность нескольких стран, государств или народов, самая крупная единица мирового исторического процесса.

6

Буданов В. Г. В поисках законов холизма. Синергетика, универсальный эволюционизм и универсальная история // Универсальный эволюционизм и глобальные проблемы: [сборник] / Российская акад. наук, Ин-т философии; [отв. ред. В. В. Казютинский, Е. А. Мамчур]. — М.: Ин-т философии РАН, 2007. — 252 с.; ISBN 978-5-9540-0062-7; — с. 118–127.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я