«Смерть человека раньше 150 лет – смерть насильственная» – писал академик Иван Павлов, и он был абсолютно прав. По мнению автора книги, Павла Артемьева, люди могут жить вдвое и втрое дольше, нежели живут сейчас. И именно в наши дни секреты долголетия все более перестают быть тайною за семью печатями. Все основные рецепты и методики известны, хватает и замечательных историй о долгожителях, на собственном примере показывающих, что протяженная и счастливая жизнь – отнюдь не фантастика.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Секреты долголетия. Или учебник здоровья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Павел Артемьев, 2022
ISBN 978-5-0056-3756-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Секреты Долголетия
«Смерть человека раньше 150 лет — смерть насильственная»
Иван Павлов (академик, лауреат Нобелевской премии 1904 г.)
От Автора
Большинство из нас мечтают жить долго, но спросим себя: ради чего? Сакраментальный вопрос, без ответа на который бессмысленно ставить перед собой какие-либо сверхзадачи.
В самом деле, чего же мы все-таки хотим? Долго жить или подольше не умирать? Казалось бы, речь идет об одном и том же, однако разница между этими двумя формулировками — колоссальная. Хотя бы потому, что страх перед смертью — это не мотив! А вот жажда жизни требует многочисленных пояснений. Подобно кораблям в тумане мы можем двигаться до тех пор, пока имеется топливо, пока работают двигатели, но важно понимать, куда и зачем мы плывем, важно иметь верный компас, пытаясь разгонять вездесущий туман, самостоятельно намечая судьбоносный путь.
Итак, почему мы боимся старости?
Все просто: старость у нас увязывается с немощью и болезнями, с собственной непривлекательностью, а, стало быть, и потерей качества жизни. Кроме того, именно этот период сопровождается уходом в неизвестность, и это неведомое нас конечно же пугает. Как говаривали древние мудрецы — страшно не умереть, а исчезнуть навсегда. И верующие, и агностики с атеистами — все боятся конечного финала, поскольку до сих пор мы ничего достоверно не знаем о смерти и о том, что следует за ней. Оттого фундаментом всех религий как раз и является не знание, а вера. И даже не вера, а огромное желание поверить в некую сказочную мечту, прячущуюся за горизонтом. Уже сейчас наука начинает осторожно подтверждать: да, что-то там, скорее всего, есть, но что именно — нам, увы, знать не дано.
Поэтому и задача, которую вольно или невольно ставит перед собой большая часть человечества, состоит из двух начал:
1. Мы хотим добиться долголетия, максимально отсрочив уход в неведомое.
2. В этом растянувшемся долголетии мы мечтаем не утратить главные качества жизни, сохраняя привлекательность, не болея и не страдая от собственной немощи.
Социальные, биологические и психологические аспекты старения, его причины и способы борьбы с ним изучает наука геронтология. Сразу поясню и другой термин: раздел геронтологии, посвященный особенностям лечения и профилактики недугов в старческом возрасте, именуют гериатрией. Несмотря на то, что ученые давно уже бьются над этими темами, законы старения по-прежнему остаются загадкой и даже сам термин «старость» до сих пор точно не определен. Чаще всего старость ассоциируют либо с физическим состоянием человека, либо с его возрастом. Но! На первый момент, по утверждению все большего числа физиологов и исследователей-новаторов, мы в состоянии существенно влиять, да и второй момент, касающийся прожитых лет, месяцев и дней, чрезвычайно условен.
Как бы то ни было, с каждым десятилетием становится все более очевидным то, что мы действительно в состоянии влиять на процесс старения, а с помощью некоторых методик в буквальном смысле отматывать ленту жизни назад. Да, да, я не шучу, об этой удивительной «машине времени» мы обязательно поговорим чуть позже.
И еще немного о «карме» в ее современном понимании. В последнее время вновь стала модной «теория бензобака». В том смысле, что сколько тебе отпущено природой литров бензина, столько ты и проедешь, и уже тебе выбирать, на какой скорости ехать — тащиться с экономией черепахи, надеясь одолеть столетний рубеж или разогнаться так, чтобы уже в тридцать стать полным инвалидом, а в сорок — дряхлым стариком. Хрестоматийные примеры людей, не щадивших себя в молодости — Николай Островский, Аркадий Гайдар, Джек Лондон и пр…
Признаем «теория бензобака» долгое время была популярной и заразила многих. Известный геронтолог Рой Уолфорд также утверждал, что каждому из нас отпущена определенная порция энергии. Рано или поздно запасы истощаются, наваливаются болезни, в результате общего истощения и износа наступает старость. Только вот выглядело это слишком просто, чтобы быть правдой, и очень смахивало на ту предопределенность, что читают иные хироманты по папиллярным письменам на наших ладонях. Но те же хироманты признают, что «железной предопределенности» нет и не может быть, что существуют различные сценарии протекания жизни. В их же трудах поминаются множественные случаи, когда внезапным образом папиллярные линии меняли свои очертания; исчезали роковые крестики, звездочки, островки, оборванные лучики и т. д. Признаюсь, лет 30 назад, когда впервые меня свели с одним известным в Москве хиромантом, я тоже преисполнился интересом к этой науке. Нет, я не пытался практиковать, я просто начал собирать собственную статистику, пытаясь понять — правда это или красивый обман. И на сегодняшний день могу подтвердить: пересматривая тысячи и тысячи ладоней, я также встречал многократно изменения папиллярных узоров. Причем происходило это как правило после каких-то значимых событий в жизни человека — после родов, аварий, катастроф, разводов, свадьб, операций и пр. И вовсе даже не удивительно, что сегодня о вариативности нашей жизни все чаще стали заговаривать и ученые генетики, постигающие тайны ДНК.
По счастью, помимо жизненной закваски и энергетического «бензобака» человек наделен еще и разумом, наделен душой, и вот здесь-то берет начало та самая «неевклидова геометрия» с ее математическими парадоксами, когда два плюс два может в разных обстоятельствах дать и тройку, и четверку и фантастическую семерку. Примерами тому большинство известных лекарей, чаще всего приговоренных к летальному финалу или больничной койке. Вмешательство ума и духа совершали форменные чудеса. Едва теплящаяся жизнь разгоралась в устойчивое пламя, и люди, казалось бы, обреченные, проживали довольно активные и долгие сроки, погибая в итоге даже не от собственного нездоровья, а от «банального кирпича с крыши».
Кстати, искомые «кирпичи» тоже не следует исключать из общего мироздания, поскольку в сегодняшнем водовороте событий приключиться может что угодно — войны, эпидемии, природные катаклизмы, несчастные случаи и т. д. Тем не менее, на очень и очень многое мы в состоянии влиять, и конечность тех или иных человеческих циклов — явление столь же объективное, сколь и относительное. Иными словами мы можем менять не только скорость собственного «горения», но и существенно пополнять (как и напротив — выжигать) запасы дарованной нам жизненной энергии. Еще раз повторю: сроки, вписанные в жизненную нить ДНК, ни в коем случае не являются окончательным приговором, и об этом мы тоже поговорим чуть позже.
Итак, точки бифуркации, всевозможные судьбоносные перекрестки караулят нас на протяжении всей жизни. Пределы ее никому не ведомы, кроме Всевышнего, но и он волен даровать и отнимать годы в силу наших с вами качеств, наших помыслов и поступков. Поэтому, бережливо или напротив нерасчетливо расходуя жизненную энергию, мы, в самом деле, влияем на приближение или отдаление старости, но, по счастью, это далеко не единственное слагаемое в длинной и крайне непростой формуле жизни. Женщины, воздерживающиеся в целях «экономии энергии» от родов, рискуют заполучить букет заболеваний и перечень неврозов, мужчины, избегающие мозговых штурмов и гормональных всплесков, рискуют с головой погрузиться в депрессивные состояния, познакомиться с деменцией, а то и вовсе сунуть голову в петлю. Кроме того, отлично известно: живой и активно работающий мозг задает должный тонус всему телу. Именно этим объясняются солидные сроки жизни у племени ученых и творцов, которым и диетами казалось бы заниматься некогда, и оздоровительными мероприятиями они как правило себя особо не озадачивают. Тем не менее, они адекватны до последних дней своей жизни, а бурлящий идеями мозг ни на минуту не дает расслабиться организму, активно притормаживая скорость старения. Мы сами задаем себе главную жизненную установку, к которой, поверьте, очень чутко прислушивается наш организм. Итак:
пока не решена главная жизненная задача, умирать категорически воспрещается! Болеть, скучать и страдать нам попросту некогда…
Именно такое правило главенствует у творческих личностей. И это действительно работает! Энергия, что дает возможность эффективно жить и трудиться, зачастую черпается из источников, до сих пор мало изученных. И к упрощенным формулам, предлагаемым физиологами вроде Макса Рубнера, также считавшего, что количество наших дней прямо пропорционально количеству отпущенной при рождении энергии, стоит относиться с большой осторожностью.
Для более наглядной иллюстрации помяну, что тот же Макс Рубнер увязывал количество биологических циклов с размерами живого существа, сравнивая в своих трудах взрослого человека и маленького ребенка. Он же приводил и иные сомнительные примеры, ссылаясь на то, что муха живет меньше мышки, а мышка меньше кошки, кошка меньше льва и так далее… К месту вспомнить, сколько поговорок возникало вокруг этих суждений. «Пока толстый сохнет, худой сдохнет», «Хорошего человека должно быть много» и пр.
По счастью, суждение физиологов более позднего периода (Гельмрейх, Якоби и другие), отошло от столь упрощенной прямолинейности, указав на неправомерность количественного сравнения организмов (по объему и размеру). И если уж рассуждать об отличии взрослого организма от детского, то куда интереснее изучать те особенности ребенка, которые характеризуют его как организм развивающийся, во многом качественно отличающийся от организма взрослых, поскольку именно здесь скрыты главные природные резервы, подпитывающие человека и способствующие его возвращению в русло активной жизнедеятельности.
Ну, и, конечно, в рассуждениях о долголетии не обходится без поминания зоопарков, где в неволе животные — волки, львы, медведи — в среднем живут вдвое дольше, нежели в дикой природе. Аргумент любопытный, но все же крайне относительный, поскольку существа более высокой интеллектуальной структуры — скажем, дельфины или косатки — в неволе как раз живут напротив — впятеро меньше! Отсюда и делайте выводы, к какой биологической цепочке вы относитесь, с кем хотели бы себя сравнивать — с волком, угрюмо бродящим по клетке или с дельфином, в словарном запасе которого уже сейчас выявлено более 14 000 звуковых сигналов! Между прочим, если это действительно их реальный лексикон, то еще большой вопрос, кто и кого умнее! А потому не спешите голосовать за тюремно-зоопарковую диктатуру. Да, мы тоже с вами животные, но не настолько. И мы действительно в силах влиять на сроки собственного ухода, добиваясь не просто механического растяжения жизненных сроков, а живя как в известных нам с детства сказках — долго и счастливо.
Глава 1 Живем 200 лет!
Был такой замечательный фильм советского режиссера Юрия Чулюкина «Неподдающиеся», где один из главных героев распевает веселую песенку: «Между нами решено, проживем лет 200 мы»… Фильм комедийный и песня, казалось бы, шуточная, но вот над смыслом ее стоило бы задуматься.
В самом деле, где он — наш реальный потолок жизни?
100 лет? 200 или 300, а, может, и все 600, как утверждают иные специалисты? Сколько позволено нам, людям, наслаждаться этим звездным и бездонно голубым небосводом? И почему люди так упорно именуют себя на каждом шагу простыми смертными? Что отличает их от непростых смертных?
Подобные вопросы будоражили умы людей во все времена, и закономерно, что в третьем тысячелетии споры на данную тему также не перестают утихать. Наука не стоит на месте, приоткрывая одну за другой завесы над ранее недоступными тайнами, и люди вправе ожидать, что в сфере геронтологии должны осуществиться значительные перемены.
Кое-какие перемены и впрямь происходят. Возможно, прорывом это именовать преждевременно, однако факт остается фактом: средний срок жизни по планете не самыми быстрыми темпами, но меняется в сторону роста. Если в античные времена люди Европы жили в среднем 20—25 лет, то уже в девятнадцатом веке средний возраст достиг 40 и 50, а позже и 60 лет. Ну, а количество столетних граждан и вовсе именуют рекордным. Скажем, по прогнозам ученых Великобритании, каждый третий ребенок, родившийся за последнее десятилетие, проживет не меньше ста лет! Согласитесь, звучит ошарашивающе…
Так что давайте согласимся, мы эволюционируем и мы действительно меняемся. Сегодняшний житель Европы, Азии или Америки — совсем не тот, каким он был сто или двести лет назад, и дело тут не только в меняющейся физиологии, но и в вооруженности знаниями, в облегченном к ним доступе, а этим в прошлые века похвастать могли лишь немногие избранные. В данном случае имеются в виду знания, помогающие бороться с заболеваниями и старостью, меняющими наш настрой и наше сознание.
Окружающие перемены, в самом деле, заставляют человеческий организм перестраиваться под новую планетарную действительность. И что немаловажно — ломаются прежние стереотипы о молодости и старости, о возможностях человека — подчас фантастических, которыми нужно только научиться грамотно пользоваться.
Тем не менее, арсенал накопленных знаний мы как и прежде не спешим брать на вооружение. При этом обвиняем детей в том, что вместо грамотного использования компьютеров и смартфонов они заполняют все свое свободное время играми и суррогатным сетевым общением. Но давайте признаем: мы-то с вами занимаемся по сути тем же самым, поскольку упорно отказываемся активировать собственный жизненный потенциал, превращая лучшие годы в то самое, что чиновники облекли в бездушный термин «период дожития».
Между тем, уже сегодня имеются интересные расчеты врачей и ученых, полагающих, что ресурса сердечной мышцы должно хватать как минимум на 300 лет, ресурса печени — на 600, желудочно-кишечного тракта — на 250 лет, мозга — на 700 и более лет! Два известнейших лауреата Нобелевских премий — Иван Павлов и Илья Мечников — оба независимо друг от друга полагали, что «старение — всего лишь болезнь, вполне поддающаяся лечению», что жить 120—150 лет — вполне естественно.
К этому стоит добавить восстановительные возможности организма. Так опыт новаторов, исследовавших эффект лечебного голодания, выдал поразительные результаты. Выяснилось, что те же стволовые клетки (важнейший строительный материал для ремонта поврежденных тканей), генерация которых с годами затухает, вновь начинают энергично продуцироваться организмом. Причем происходит это уже после первых не самых продолжительных голодовок. Отчасти это напоминает давние эксперименты со стаями «пожилых» кур, которые после двух суток, проведенных в темноте и голоде, выпускались под открытое небо, обрастая новым пером и начиная нести яйца практически как молодые птицы.
Иными словами, ресурс каждого отдельного органа можно продлевать достаточно эффективно, и здесь на ум приходит сравнение с механизмом, который, смазывая, протирая, меняя те или иные изношенные детали, можно сохранять в рабочем состоянии достаточно продолжительный срок. И напротив — не ухаживая за искомым механизмом (автомобилем, швейной машинкой, генератором и пр.), мы сокращаем срок его службы и вдвое, и втрое.
Многие современные ученые из различных стран постарались приуменьшить энтузиазм геронтологов и даже назвали предполагаемый предел продолжительности жизни человека, измерив его в 115 лет. Свои выводы они основывали на данных исследований, проводимых за последние 30 лет. Так вот, по их наблюдениям, максимальная продолжительность жизни за означенные десятилетия практически не изменилась, что свидетельствует о том, что предел долголетия в целом достигнут. При этом среднюю продолжительность жизни человека они определили в 95—100 лет.
Но это всего лишь статистика последних десятилетий, а прогнозы ученых, как известно, во все времена подвергались серьезным пересмотрам. Известный пример подобного рода — история ученого-демографа Льюиса Даблина, заявлявшего в 1928 году, что согласно его расчетам, сделанным «в свете современных знаний, и не учитывающих фантастических гипотез» предельный возраст жизни не может превышать 64,75 года. Наверное, излишне говорить, что глубокомысленные выводы данного ученого были опровергнуты практически в те же самые дни, когда появилась его статья о предполагаемых сроках жизни.
Та же участь постигла прогноз, выданный в 30-х годах прошлого века по заказу американских страховых компаний, авторитетно утверждавший, что долее 69,93 лет женщины прожить никак не могут. Что особенно умиляет, это точность расчета полученная в первом и втором случае — прямо до сотых долей! Так и хочется — подняться в полный рост и торжественно поаплодировать. Разумеется, и этот прогноз американские женщины благополучно опровергли.
Мы все проживаем в плену стереотипов, и многие наши знания являются вовсе не знаниями, а устоявшимися суждениями, привычными догмами. Люди по сути своей консервативны, и, кстати, ничего предосудительного в этом нет. Тем не менее, не стоит впадать в крайности, а тем более — отучать себя время от времени распахивать глаза пошире. Вопрос — кому стоит доверять в большей степени — природе или мнению отдельных представителей науки — отнюдь нельзя назвать досужим. Тем более что возраст большинства наших наук (и об этом стоило бы напоминать людям почаще!) совершенно не впечатляет. Медицина, биология, физиология — все это науки, бесспорно, выдающиеся и необходимые, однако, возраст их с точки зрения общечеловеческой истории можно было бы уподобить возрасту десятилетнего ребенка.
Да, кое-что мы уже знаем, но именно этот скромный уровень как раз и позволяет нам раз за разом повторять знаменитое сократовское утверждение: «Я знаю, что ничего не знаю». Именно этим можно объяснить немалое количество ученых и медиков, в более зрелые годы пересматривающих свое прежнее отношение к религии и к некоторым эзотерическим аспектам. Самым же наглядным подтверждением относительности тех или иных физиологических установок могут служить живые примеры ученых, лекарей и просто героев-энтузиастов, которые вопреки всем прогнозам вылечивали у себя «неизлечимые хвори», доживая до возрастов в разы превышающие те жалкие сроки, что сулили им медицинские прогнозы. Вопреки мрачным предсказаниям, поднялся на ноги и вновь обрел силу, цирковой гимнаст Валентин Дикуль, а награжденный от рождения целым букетом серьезных заболеваний японец Кацудзо Ниши, приговоренный к инвалидности и скорому летальному исходу, сумел прожить интересную и весьма насыщенную жизнь. Собственно, и умер он в свои 75 лет, по некоторым сведениям, сорвавшись с крыши, которую взялся самостоятельно подлатать. Замечательный инженер, создатель авиационных двигателей, Александр Микулин, после двух перенесенных инфарктов взялся за собственное здоровье и прожил 86 лет, активно работая до самых последних дней, изумляя окружающих спортивной формой и ясностью ума. И подобных примеров — даже не десятки, а многие тысячи.
Да, следует признать, в массе своей это не долгожители, уверенно перешагнувшие вековой рубеж, и тем не менее обычными этих людей тоже не назовешь, поскольку все они в тяжелейших, а иногда и трагических обстоятельствах сумели опровергнуть безрадостные прогнозы врачей, на собственном примере продемонстрировав, насколько велики и универсальны возможности человеческого организма.
К сожалению, указ Петра Первого «об уничтожении 300-летних старцев» всего лишь красивый фейк, но это вовсе не опровергает возможности существования иных долгожителей.
Уже сегодня количество граждан планеты в возрасте ста и более лет уверенно перешагнуло отметку в полмиллиона человек!
Чрезвычайно интересно было бы копнуть историю поглубже, поговорив о до-потопных долгожителях — вроде шумерских правителей или нашего прародителя Адама (930), его потомках — Сифе (912), Каинане (910), Иареде (962), Енохе (365) и пр. Впечатляющие цифры, не правда ли? А как насчет Ноя, прожившего 950 лет? Или жреца Эпименида, как и Лао Цзы, разменявшего три века? Почему бы не поговорить об известном китайском философе Гуане Чэнцзы, дотянувшем и вовсе до впечатляющей отметки в 1200 лет?
Любители подобных примеров непременно поминают записи Александра Сергеевича Пушкина о встрече со 160-летним казаком в степях Оренбуржья, участником восстания Степана Разина. А далее выдается немаленький список наших с вами современников: Махмуд Эйвазов (152), Генри Дженкинс (169), Томас Парр (152), Ширали Муслимов (168), Хавьер Перейра (169), Золтан Петраж (189) и так далее, и так далее. Удержусь от дальнейшего перечисления, так как следует признать: тропка эта скользкая, документами подтвержденная крайне скудно, а в данной книге мне хотелось бы придерживаться только максимально достоверных фактов.
Так или иначе, но сильные миры сего как и прежде ищут все ту же всесильную таблетку, которая подобно философскому камню, обращающему все окружающее в золото, превращала бы старческую немощь в неувядающую молодость. Согласитесь, куда как соблазнительно — заплатил, выпил лекарство — и все! — вечная юность практически в кармане. Но, увы, в данном случае мы наблюдаем оборотную сторону земного могущества.
Люди способные выложить любые деньги за желаемый результат — в меньшей степени способны на те необходимые усилия, без которых означенный результат попросту невозможен.
Такое вот жестокое противоречие! Я отнюдь не злорадствую, я всего лишь констатирую факт. Можно было бы назвать впечатляющее число всесильных и сиятельных персон, идущих на рискованные операции, не по разу меняющих те или иные органы, принимающих баснословно дорогие (а иногда и противозаконные!) препараты, участвующих в черных обрядах, прислушивающихся к самым сомнительным советам, но так и не добившихся сколько-нибудь убедительных результатов. Как и большинство людей, они мечтали и мечтают пусть не о вечной, но о достаточно протяженной молодости, однако воз и ныне там. Победных итогов мы по-прежнему не наблюдаем. Поэтому и смотреть с надеждой в данную сторону, пожалуй, не стоит. По той банальной причине, что банковскими счетами космических размеров мы не располагаем, а даже если бы и располагали, все равно не получили бы того, чего хотим. То, что мы ищем находится не в секретных институтах и лабораториях, и производится отнюдь не на орбитальных станциях, а значительно ближе.
Мы сами являем собой суперлаборатории, способные создавать любые внутренние лекарства, повторять любые химические формулы и более того — изменять собственное ДНК, корректируя генные программы.
Глава 2 Какой линеечкой измеряется жизнь?
Помните старый советский мультфильм «38 попугаев», где длину питона измеряли разными животными? Мудрый смысл сказки применим и к попыткам измерения жизненного пути. В самом деле, почему мы так тесно увязываем все на свете с годами, месяцами и днями? Цикличность человеческой жизни куда многообразнее, и измерять прожитое исключительно годами можно лишь от скудости фантазии. Отсюда и вся условность физиологических ресурсов, о которых говорилось выше.
«Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел…» — если не знакомы с этими строками, обязательно почитайте «Евгения Онегина». Стихотворный роман практически до последнего словечка разобран на крылатые цитаты, и тому есть объяснение. Пушкин действительно был гением, поскольку помимо иных вещей задумывался и над такой загадочной категорией, как время. И многие из нас действительно созревают не в свои годы — либо раньше, либо позже, а то и вовсе никогда не достигая уровня истинной зрелости. Можно «гореть», а можно «тлеть», и скорость протекания жизни у всех у нас существенно различается. Все равно как у огнепроводного шнура со скоростью горения 1 см/сек и детонирующего шнура со скоростью воспламенения более 6 км/сек. Именно такой феномен сплошь и рядом наблюдается среди людей. Иные личности созревают и расцветают в зрелые годы, другие подобно сверхновым вспыхивают на мировом небосклоне уже в юности. Отсюда и миф о непременной обреченности всех ранних гениев — миф нелепый и фактами как раз не подтверждаемый. Теме гениев я посвящал книгу «Все дети — гении!», где подробно рассматривал те хрестоматийные полтора десятка примеров, на которые обычно ссылаются любители мрачных прогнозов. А потому не спешите с выводами: между гениальностью и скоротечностью жизни прямой корреляции как раз не наблюдается. Более того, следует признать, умные в среднем живут дольше и значительно насыщеннее.
Тем не менее, вопросов и в этой сфере хватает с лихвой. Как скоро мы набираемся искомого ума и как быстро нам суждено созреть — с уверенностью не скажет никто. В интеллигентных и аристократических семьях могут рождаться вполне заурядные дети, и напротив — в самых, казалось бы, неблагополучных средах могут появляться свои Ползуновы, Черепановы, Ломоносовы. Можно от рождения иметь сверхординарные способности, а можно приобретать и тренировать их с длительной постепенностью, достигая апогея в довольно преклонные годы. Так что — вот вам и еще одна знаковая мерка — знания и навыки, которые подобно монетам, маркам и геологическим реликтам можно накапливать десятилетиями, и никакой возраст (даже самый почтенный) в этом плане не является серьезным препятствием.
Не умея создавать оценочные суждения, люди прибегают и вовсе к примитивным меркам, как то — яхты, машины, квартиры, дачи, количество денег на счету и пр. Но так как все это сложно отождествить с реальными понятиями счастья, покоя и радости, думаю, не стоит и поминать подобные вещи. В противном случае количество долгожителей давно бы сравнялось с количеством планетарных миллиардеров и миллионеров. Но этого как раз не наблюдается, и даже напротив — в качестве одного из примеров нередко приводят достаточно пугающую суицидальную статистику финансово благополучных стран.
А еще — нашу жизнь можно измерять количеством съеденного и выпитого. Только представьте себе эти ужасающие реки и горы! Если наберетесь мужества, то вооружитесь калькулятором и на досуге посчитайте. А заодно прибавьте время, которое мы тратим на поглощение всех этих «эверестов и водопадов», энергию на их усвоение и переваривание, на послеобеденную дрему, на отправление физиологических нужд. Согласитесь, процесс действительно чрезвычайно затратный. Ряд ученых полагают, что варьируя количество съеденного, время и частоту приемов пищи, мы уверенно можем менять сроки собственной жизни в ту или иную сторону — причем в разы! К месту припомнить знаменитую фразу графа Калиостро из фильма «Формула любви»: «Кто ест мало — живет долго. Ибо ножом и вилкой роем мы могилу себе». Ни убавить, ни прибавить.
Кто-то измеряет жизнь количеством ярких эпизодов, счастливых минут и часов, числом стрессовых событий — как ужасных, так и счастливых, и в этом тоже имеется свой резон. Унылое прозябание на протяжении полутора-двух веков, уверен, мало кого привлекает. И здесь от человека зависит очень и очень многое, поскольку только он сам властен наполнять свою жизнь пленительным содержимым, насыщать ее реальными и виртуальными радостями, придумывать смыслы и цели, которые будут превращаться в энергетические батареи, поддерживающие на плаву в течение всей жизни.
Если говорить о физиологии, то ресурс того же сердца можно измерять годами, а можно и количеством сердечных сокращений, что не всегда совпадает. Есть люди, что измеряют свою жизнь числом посещенных стран и городов, количеством друзей и любовных приключений, банальным числом оргазмов или болезней, обилием побед и поединков на рингах и боевых татами.
А почему бы не измерять прожитое конкретными деяниями — теми же построенными домами, выложенными дорогами, посаженными деревьями, сколоченными стульями, выпиленными полочками, нарисованными картинами и написанными книгами?
Возможно, многие задумываются об этом впервые, но именно подобные «мерки» куда более состоятельны, нежели безликая привязка к сухому летоисчислению. Наша память — лишнее тому подтверждение. Проведите простейший эксперимент: попробуйте вспомнить какой-либо день или месяц из вашего далекого детства! Скажем, сентябрь или декабрь двенадцатилетия. Могу поспорить, что абсолютное большинство из вас не припомнит ни месяца, ни даже всего этого года! Включая праздники и дни рождений! Разве не страшно? И даже не очень утешает то, что какие-то яркие и эмоциональные события из того далекого времени в памяти наверняка всплывут — яркий ответ у доски, полемика с родителями, ссора с приятелем, первый поход в лес, подарок любимой девочки и т. д. И о чем же это говорит? Неужели о том, что память у нас как-то неправильно работает и что запоминает она почему-то не секунды с минутами, не часы и годы, а моменты, наполненные для нас действительно ценным смыслом. Может именно этот самый ценный смысл и следует принять за главную мерку?
Кроме того, не будем забывать, что время в разном возрасте также чрезвычайно относительно. У детей оно многократно быстрее — причем и в физиологическом, и в ментальном плане. Та же скорость метаболизма у первоклассника в разы превосходит метаболизм студента-первокурсника. Раны заживают быстрее, быстрее наращиваются мышцы, развиваются навыки, восстанавливаются силы, забываются неприятные вещи. День в малышовом возрасте — это практически бесконечность. Вспомните, как маялись мы на уроках, как изнывали порой от тоски, поджидая маму с работы, а время тянулось и тянулось.
Кстати, именно этим обстоятельством начинает пользоваться передовая педагогика, отлично понимая, что при умелой и мотивированной подаче учебных материалов — именно в этом космически стремительном возрасте школьные премудрости постигаются намного надежнее и стремительнее. Без стрессов и какого-либо напряжения ребенок к 5—6 годам способен в равной степени овладеть 3—4 языками! Причем языки эти будут им восприниматься как родные. Иными словами ребенок будет без усилий разговаривать на них, читать, писать и даже думать! И то же самое можно отнести к математике, музыке, живописи, танцам и пр. Просто поразительно, что подобные поистине волшебные методики по сию пору игнорируются большинством «светил» педагогического мира. Там же, где они применяются, можно наблюдать поистине поразительные результаты. А основа секрета всего лишь в том, что в данном случае
правильно понимается суть и относительность времени.
Жизнь протекает циклами, и каждый наш орган вынужден подчиняться сразу нескольким биоритмам, подстраиваясь под фазы луны и солнца, под день и ночь, под климатические и сезонные изменения, под режим работы и насыщения. Нет постоянного роста, как нет и постоянного износа. Усталость сменяется отдыхом, а износ — восстановлением. Собственно, для достижения максимально здорового долголетия эти фазы как раз и должны пребывать в полной гармонии. Именно этот момент некогда подметил известный актер Брюс Ли.
«спорт, лишающий сил к восстановлению, не оздоравливает, а убивает».
К сожалению, сам Брюс Ли этим золотым правилом не пользовался, хотя об истинных причинах его раннего ухода спорят и по сию пору. В любом случае, к словам этого, бесспорно, неординарного человека стоит прислушаться.
Предвижу скепсис иных читателей, — в самом деле, если человек не перешагнул столетний рубеж, какое право он имеет что-либо советовать? Только ведь это еще один жизненный парадокс: в массе своей мы действительно учимся исключительно на своих ошибках, решительно отказываясь учиться на ошибках чужих. И не открою большой тайны, сказав, что практически ВСЕ известные основатели тех или иных лечебных теорий — все они так или иначе преодолевали собственные тяжелейшие недуги, и именно эти недуги выедали основательные «куски» из их жизни. Таким образом, все навыки и весь опыт этих людей приобретались очень даже немалой кровью, но по этой же причине советы их заслуживают куда большего внимания, нежели снисходительные речи абсолютно здоровых и благополучных людей, в каком бы статусе они не находились.
Глава 3 Психосоматика рулит всем!
Именно такую фразу я услышал от одной из родительниц, поджидавших своих детей после очередной регаты в екатеринбургском отряде «Каравелла». Погода была не самая ласковая: задувал пронизывающий ветерок, температура воды была не выше 18 градусов. Тем не менее, ребята, одетые достаточно легко (некоторые в шортах и шлепках!), ходили под парусами, выполняли команды, вполне уверенно справлялись со своими маленькими судами. Забегая вперед, скажу, что в тот ненастный день под порывами ветра опрокинулись (кильнулись) сразу три яхты, и на катере нам пришлось заниматься самыми настоящими спасательными работами. Однако никто из родителей не ахал, не впадал в истерику, все воспринималось буднично, порой с юмором. Угодившие в воду дети довольно умело брались за спасение своих судов, на катера поднимали лишь самых маленьких. Тогда-то я и задал вопрос толпящимся на берегу матерям, не боятся ли они за здоровье юных матросов? Ответ на это был таков:
— Пока они здесь, можно не волноваться. Не будет ни насморка, ни простуд! Обсушим, напоим чаем — и снова побегут в родные экипажи. А вот пойдут в школу, тогда и начнутся повальные простуды… В общем, психосоматика рулит!
Такое вот бравое суждение, и оно имеет под собой серьезную основу, поскольку психосоматика действительно рулит. И не только в жизни детей, но и в нашей взрослой жизни тоже.
А для начала стоит пояснить: Психосоматика — термин, происходящий от греческих слов — «душа» и «тело», а по сути означает направление в медицине и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение, течение и исход соматических (телесных) заболеваний. В обиход термин был введен немецким врачом Иоганном-Христианом Хайнротом в 1818 году. Но и задолго до этого о связи телесных заболеваний с человеческой психикой лекари говорили еще во времена Аристотеля с Гиппократом. Скажем, знаменитый Платон писал в своих трудах:
«Как не следует пытаться лечить глаза отдельно от головы и голову — отдельно от тела, так не следует лечить и тело, не леча душу. У эллинских врачей именно тогда и случаются неудачи при лечении, когда они не признают необходимости заботиться о целом, а между тем если целое в плохом состоянии, то и часть не может быть в порядке… Все — и хорошее и плохое — порождается в теле и во всем человеке душою, именно из нее все и проистекает… Потому-то и надо прежде всего лечить душу, если хочешь, чтобы голова и тело хорошо себя чувствовали. Лечить же душу должно известными заклинаниями, последние же представляют собой не что иное, как верные речи: от этих речей в душе укореняется рассудительность, а ее укоренение и присутствие облегчают внедрение здоровья и в области головы и в области всего тела».
Такая вот длинная цитата, но она чрезвычайно значима, поскольку согласуется с множественными высказываниями сегодняшних ученых, все чаще говорящих о квантово-волновом воздействии музыки и слов на человеческое подсознание. И если мы пытаемся размышлять о тайнах долголетия, ни в коем случае нельзя обходить стороной психосоматический фактор. Те же «верные речи», о которых поминал Платон, сегодня вполне можно отнести к разряду молитв, медитаций, текстов, используемых в аутотренинге. Я уже не говорю о гипнотерапии и практиках НЛП (нейролингвистическое программирование). Загадочный туман, который долгое время витал над этими понятиями, сегодня потихоньку рассеивается. И это вполне справедливо, поскольку уже понятно, что словесные и музыкальные формы — более чем вещественны. Иначе говоря, наша речь и наша музыка — это не просто сотрясение воздуха. Злым словом можно убить и можно ускорить любое заболевание. Ровно обратные чудеса творят слова добрые с успокаивающими интонациями, те или иные музыкальные частоты, мелодические фразы.
Ряд врачей убеждены, что множество спонтанных ремиссий объясняется воздействием именно этих факторов. Человек, вдохновленный дружеским участием, теплым и уверенным словом, любимой музыкой, ободряющими словами, существенно поднимает свой иммунный статус, выкарабкиваясь из самых безнадежных ситуаций! Казалось бы, в равных условиях одни люди молодеют и расцветают, другие напротив — стремительно старятся и болеют. И, повторяю, никакой эзотерики здесь нет, наблюдаемые ситуации — вполне реальны. Лишнее тому доказательство — общение с растительным миром, которое также чутко реагирует на присутствие человека, на его энергетику, на отношение к себе. Приведу лишь один из примеров: Лютер Бёрбанк, американский ученый-селекционер, живший более века назад и подобно нашему Мичурину работавший над выведением уникальных овощей и фруктов, на протяжении 16 лет пробовал вырастить съедобные кактусы без шипов. Но если вывести бескосточковую сливу у него получилось относительно быстро, то с кактусами дело забуксовало. В итоге ученый начал беседовать с растениями, самым настоящим образом умоляя их не упрямиться. Что именно подтолкнуло его на подобное общение — отчаяние или некое озарение, сказать сложно, но именно после того как ученый начал предпринимать попытки установить словесный контакт с растениями, пошли первые подвижки. В сущности произошло форменное чудо, и кактусы стали послушно сбрасывать колючки!
Как я уже сказал, примеров в данной области можно приводить массу, но и в обыденной жизни те из вас, кто хоть как-то соприкасался с садоводами, наверняка встречались с удивительными ситуациями, когда у одного человека расцветает пышным цветом буквально все, что он сажает, а у его соседа не растет решительно ничего. И никакая изощренная агрономия внятных объяснений в данном случае не дает. Люди чахнут в недобром окружении и проявляют самые неожиданные таланты, если ощущают дружеское тепло. Вот вам и очередной секрет долголетия: создайте свой индивидуальный психологический оазис, окружите себя друзьями и любимыми людьми — садом, если любите растения, животными, которые вам приятны, книгами, картинами и пр. А еще поселитесь в том месте, которое устраивает вас климатом, обзаведитесь по-настоящему обожаемой профессией, запаситесь увлекательным хобби, и жизнь, без сомнения, подарит вам лишние 3—4 десятилетия.
Как бы то ни было, но прежний скепсис в отношении психологического климата, его волшебной силы пошел на спад. И если над давними экспериментами Бёрбанка было принято посмеиваться, то сегодня ситуация разительно поменялась. Пытливый ум вторгается в неисследованные до сих пор сферы, появляются качественно новые области наук — такие как волновая генетика, которая, возможно, объяснит в скором времени — каким образом можно влиять на человеческое ДНК, омолаживая организм, регенерируя органы и продлевая сроки нашей жизни, а главное — уверенно и без каких-либо таблеток с вакцинами расправляться с множественными болезнями.
Скажем честно, мы нередко сваливаем все на гены. Слабая память, скверный иммунитет, недостаточная сообразительность… Ну конечно же виноваты злосчастные гены! А их ведь скальпелем не подцепишь, инъекцией не вытравишь, значит, не стоит и трепыхаться, природа, как говорится, сильнее.
Только и здесь на наших глазах происходит революционный перелом. Как подтверждает многомудрая жизнь, генетический аппарат способен к изменениям, а цепочка ДНК — вовсе не приговор, поскольку по всем своим звеньям подразумевает множественную вариативность событий. Ученые даже успели связать это с нашим языком, в котором существуют омонимы — слова одинаковые по написанию, но имеющие разное значение. Для тех, кто подзабыл школьную грамматику, приведу несколько примеров: среда — день и среда обитания, дробь математическая и дробь — шарики, наряд — одежда и воинский наряд, планировать на самолете и планировать — составлять план… Думаю, для понимания омонимов этого достаточно. И ясно, что только контекст омонима дает понимание его истинного значения. То же и с нашим ДНК. Нейронное хитросплетение всем нам предлагает постоянный выбор. Иными словами: каждый — сам кузнец своего счастья, и любое хромосомное звено заложенного в нас генотипа предопределяет не наше с вами поведение или состояние, а наш с вами выбор желаемого состояния и предпочитаемого поведения. Все равно как в сказке, где богатырь замирает перед камнем, вчитываясь в строки. Пойдешь направо — коня потеряешь, прямо пойдешь — себя не спасешь…
Поэтому от нас и нашего выбора зависит очень и очень многое. Истина вроде бы бородатая, но ведь мы упорно продолжаем все валить на судьбу и гены! Между тем, нейроны чрезвычайно мобильны. Именно эта их способность отличает нас от бездушных роботов и дает возможность совершенствоваться на протяжении всей жизни, причем совершенствование это может в равной степени касаться как интеллектуальных навыков, так и нашей физиологии. Следовательно, ум, способности, здоровье и долголетие — все это напрямую программируется генами, но фокус в том, что этот самый генный аппарат мы в силах серьезнейшим образом видоизменять.
Легче легкого это можно наблюдать на примере детей, и те же школьные дисциплины могли бы осваиваться детьми в разы легче и быстрее, если изменился бы мотивационный момент. А правильнее сказать — не изменился, а возродился, поскольку в начальных классах все дети (практически без исключения!) горят желанием учиться. Таким образом, изначальная мотивация присутствует — и она достаточно сильна. Все, что требуется от школы, это закрепить ее, превратив из искорки в добротное пламя. Но, увы, именно этого чаще всего не происходит. Наоборот — наших детей «остужают» и «тушат» уже в первые годы обучения, из вчерашней «сказки» погружая в суровую явь и серые будни.
Как именно это происходит? Да проще простого: любой настрой можно погасить словом, интонацией, мимикой, действием. Дети в этом плане чрезвычайно чувствительны. Всего только раз произнесите: «бестолочь, тупица!» — и установка может остаться у ребенка навсегда. Слова, усиленные интонацией, взглядом, становятся блоком и неприступным препятствием. В человеческом мозге в считанные секунды формируется нейронный участок, достаточно эффективно убивающий инициативу с рабочим настроем, самым прямым образом препятствуя прохождению любой новой информации. В этом смысле слова приобретают подлинную материальность.
Также и любое прикосновение может вызвать настоящую цепную реакцию. Погладьте ребенка по плечу или по голове, и вы спровоцируете выработку эндорфинов и окситоцина (гормона симпатии и доверия). Тактильная ласка — чрезвычайно действенная вещь. Но можно того же ребенка треснуть указкой, вытолкнуть за дверь класса, дернуть за ухо, и неудивительно, что вы получите совершенно иную биохимию. Какая уж там мотивация! Вместо окситоцина и дофамина ребенок получит порцию адреналина и норадреналина. Итогом станет антипатия к школе и процессу образования, а собственные неуспехи трансформируются во всевозможные фобии или хуже того — в самую настоящую агрессию. В первом случае мы получаем возросший процент суицидов и бегства детей в виртуальное «никуда», во втором — тот самый «колумбайн», — словечко, ставшее страшным обличением педагогическому псевдопрогрессу.
Как видите, в наших силах вырастить тупого и гениального ребенка, воспитать в нем агрессию и самые добрые чувства. И речь идет не только о характере, то же самое касается физиологии человека, которую также можно менять самым серьезнейшим образом. Именно этот выбор позволяет одним из нас побеждать тяжелейшие недуги и даже при самых неблагоприятных обстоятельствах доживать до преклонных лет, другие напротив — отказываются от всяческой борьбы и тем самым пусть неосознанно, но выбирают наиболее пассивный и пагубный вариант из генетически заложенных программ.
Таким образом, долголетие — это не сказка и не плод воспаленной фантазии, это всего лишь один из вариантов уже имеющихся в глубинных файлах нашего организма.
Глава 4 Мы все до головокружения разные!
Это действительно так. И учить, и лечить, и воспитывать — всех нас следует по-разному. Во всякому случае, принимая во внимание индивидуальные подходы и множественные особенности каждой отдельной личности. Если выше мы говорили главным образом о мотивированности и доверительных отношениях, то в жизни встречаются и иные ситуации. В самом деле, кто-то подзаряжается энергией в состоянии покоя и счастливого понимания собственного предназначения, но есть и такие, кто живет в вечном сопротивлении и периодической мобилизации внутренних сил.
Кстати, это хорошо обыгрываемая политиками ситуация — когда развязываемая небольшая война отвлекает внимание и заставляет нацию временно сплачиваться вокруг власти. Формула работает отменно — и не только в человеческом социуме, но и на биологическом уровне. Организм, подвергшийся внезапной «атаке» (холод, голод или какая-либо иная опасность), также способен адекватно ответить по всем своим природным каналам. Это и гипергликемия (повышение уровня сахара), что увеличивает энергетику мышц, и выброс надпочечниками адреналина с норадреналином, и ослабление поверхностного кровообращения (предотвращающее возможную потерю крови), и расширение кровеносных сосудов в мышцах, и многое-многое другое. Все эти процессы повышают болевой порог, существенно увеличивает нашу силу, скорость реакций, чувствительность рецепторов и выносливость.
Если организм подвергается голодовке, то уже по истечении первых суток начинает наблюдаться иммунный ответ с выбросом в кровь и лимфу огромного количества фагоцитов и антител. В этом, кстати, и состоит секрет целительного эффекта лечебных голодовок. Уже на вторые сутки химия всего организма стремительно меняется, начинаются процессы детоксикации, сопротивляемость болезням вырастает в разы.
Нобелевский лауреат Ёсинори Осуми подробнейшим образом описал процесс аутофагии, когда, говоря упрощенно, каждая клетка в режиме голода включает «программу выживания», превращаясь в своеобразную крепость, способную успешно защищаться и даже переходить в наступление, «поглощая» соседние «захваченные врагом клетки».
Нечто похожее происходит и с некоторыми из людей. Если одни в полной мере ощущают жизнь исключительно через страдания, другие через борьбу и сопротивление, третьи (а таких, по счастью, большинство!) — через традиционные формы благополучного существования. Соответственно и своего максимального долголетия все выше названные категории будут добиваться в наиболее подходящих для них социальных средах.
Так многие приспешники Иосифа Сталина, казалось бы, прошедшие горнило многих войн, опалу, непростые десятилетия, не соблюдая при этом каких-либо диет и медицинских предписаний, сумели все-таки достичь вполне солидного возраста. Приведу лишь несколько примеров: Николай Булганин (Член Президиума ЦК КПСС — почти 80 лет), Анастас Микоян (председатель Президиума Верховного Совета СССР — 83 года), Георгий Маленков (председатель Совета Министров СССР — 86 лет), Климент Ворошилов (маршал Советского Союза — 88 лет), Вячеслав Молотов (министр иностранных дел СССР — 96 лет), Лазарь Каганович (член Политбюро ЦК КПСС — 97 лет).
Добавлю, что те из высокопоставленных чиновников, кто умер раньше, как правило умирали НЕ своей смертью — Енукидзе, Ежов, Берия, Ягода, Тухачевский и пр. В противном случае, возможно, и они пополнили бы ряды кремлевских долгожителей. При этом медицина того времени не блистала сегодняшними достижениями. Более того, именно ей обязаны ранним уходом многие из кремлевских звезд (Михаил Фрунзе, Андрей Жданов и пр.).
Если рассуждать о причинах долголетия упомянутых выше персоналий, то здесь вновь работает Ее Величество королева Психосоматика. Исключительно крепкие нервы, умение терпеть и проявлять государственную жестокость, склонность проходить мимо, не подавать руку помощи, способность не только лавировать, но и предавать самых ближних — именно такие качества позволяли чувствовать себя комфортно упомянутым политикам.
Звучит достаточно дико, но давайте признаем: и сегодня нас призывают именно к этому. Никаких стрессов и никакого негатива! Концентрация исключительно на позитивных сторонах жизни. Говоря словами незабвенного Карлсона, персонажа сказочной повести Астрид Линдгрен: «Спокойствие и только спокойствие!»
Иначе говоря, пожары, эпидемии, несчастья и обиды — все неважно! Набираем в грудь побольше воздуха и мысленно стираем все проблемы тряпочкой. Все фиолетово, до фонаря, по барабану, и это ни что иное, как активное воплощение в жизнь «метода страуса»…
Есть ли в таком подходе свои резоны? Да, безусловно. Только вот по-настоящему живым людям крайне трудно сохранять хладнокровие. Особенно в тех ситуациях, когда совершенно естественно проявлять эмпатию, входить в положение других людей, элементарно протягивать руку помощи. Процедура затратная, верно, но в противном случае нам сложно будет именовать себя людьми. И здесь вновь начинается выбор — то самое распутье, без которого, как это ни прискорбно, не обходится ни одна жизнь.
Глава 5 Гидра образования…
Именно так окрестил сегодняшнюю систему образования один из моих знакомых педагогов. Что с этой самой системой ни делают, а голов у нее с каждым годом все больше и больше, и жить-выживать современным ученикам да и учителям тоже становится все сложнее. Не секрет, что в педагогической сфере время от времени муссируется вопрос о детской преступности. Так вот педагогическое сообщество при этом как обычно делится на два полярных лагеря — педагогов адекватных и тех, коих принято именовать яйцеголовыми (термин не мой, а услышанный как раз от самих учителей). Так вот, по мнению «яйцеголовых», чтобы дети не страдали от безделья, не совершали каверзы и правонарушения, их следует загрузить сверх головы. Не важно чем, но чтобы они продыху не знали. Контрольные точки, домашние задания, отработка пропусков, бесконечные пересдачи, дистанционные работы… Про кружки, секции можно и вовсе не упоминать.
Но если заболевает взрослый человек, чем он занимается? Правильно, лечится. Да, что-то потом придется наверстывать, но производство все-таки руководствуется здравым смыслом. Человек заболел, значит, ему требуется выплата больничных, медицинский уход, определенный режим и покой. Как лечатся у нас дети? Наверное, даже не стоит расписывать этот странный процесс, современные родители о нем знают на собственном опыте. Поток домашних заданий для больных учеников никто не отменяет, за пропуски ставят колы (таково требование сегодняшней школы), и ребенок, еще находясь дома, кашляя, чихая, дрожа от температуры и мучась от головной боли, начинает дистанционно «рубить хвосты». Но «гидра» на то и «гидра», чтобы впечатлять скоростью роста и обилием своих зубастых голов. Количество долгов растет прямо пропорционально степени тяжести заболевания. Выздоровев, ребенок попадает из огня да в полымя, и длительное время ему приходится ходить к репетиторам (зачастую — к тем же учителям!), оставаться после уроков, сдавать и пересдавать. Словом, выход из болезни совершается предельно «гуманно». Ну, а результат вполне предсказуемый. В следующий раз, подхватив тот или иной вирус, половина учащихся не ставит ни учителей, ни врачей в известность, перемогаясь на ногах и стараясь не пропускать уроки. Все уже научены горьким опытом — и знают, каким адом это обернется. Ну, и получается то, что мы наблюдаем ежегодно: болезни протекают длительно и с осложнениями, без должного выздоровления, заражаемость в школах естественным образом вырастает в разы.
Впрочем, те, кого условно мы поместили в разряд «яйцеголовых», видимо, довольны подобным положением дел. Детям не до шалостей, они не спорят и не протестуют, едва вытягивая школьную лямку. И ничего страшного, что многие из них «тихо ненавидят» школу. Ну, а таких, что срываются и начинают ненавидеть «громко» — их ведь не так уж много. По сути закладывается фундамент под те страшные вещи, которые сегодня именуют «колумбайном».
Связь кровавых эксцессов и образовательных недоработок очевидна, но о ней поминают пока немногие. На протяжении длительного времени передовые педагоги хором говорят совершенно об ином подходе, убеждая общество и власти, что дети должны не слушаться учителей, а уважать и любить, что загруженности и жесткой дисциплине должны противопоставляться высокая мотивированность учащихся, их искренний интерес к учебе. При этом можно ссылаться на множественные и весьма впечатляющие примеры — от Адольфа Дистервега, Гомера Лейна, Антона Макаренко, Селестена Френа и Януша Корчака до сегодняшних продолжателей их славного дела вроде того же академика Базарного, Рудольфа Штайнера, Марии Монтессори, Виктора Шаталова и многих-многих других. Самый же показательный пример — финская школа, по всем рейтингам уже длительное время занимающая первые места, но совершенно отказавшаяся от «палочной системы» и намеренной перегруженности учащихся. Напротив в начальных классах финской школы домашних заданий нет вовсе! В старших же количество подобной нагрузки сведено к минимуму, поскольку
все главное должно изучаться на уроках!
В школьной идеологии особо прописана позиция, утверждающая, что учащиеся должны иметь свободное время, чтобы иметь возможность общаться, играть со своими родителями, с бабушками и дедушками. Финские педагоги искренне считают, что отрывать ребенка от семьи также чревато, как отрывать малыша от груди матери.
Но причем тут образование, спросите вы? Мы-то говорим о долголетии! Только загвоздка в том и кроется, что свой ум, свой иммунный статус, свои главные физиологические алгоритмы мы закладываем именно в детские годы!
Ссылаясь на исследования таких теоретиков, как Шпенглер, Фукуяма, Валлерстайн, Хантингтон, Бьюкенен, Кремо, Богданов, Сеченов и пр., академик Владимир Базарный детально описал процесс деградации новоиспеченных учеников, подробно объясняя, как именно дряхлеет тело, снижается иммунный статус, слабеет память и падает сообразительность учащихся. Его же авторству принадлежит едкая аббревиатура — ШПИД. По Базарному — это школьно-приобретенный иммунодефицит. И, действительно, если опорной зоной на протяжении длительного времени становится копчиково-крестцовая зона, если сигнальная связь между мозгом и стопами слабеет, начинаются те самые последствия, которые мы и наблюдаем сегодня на каждом шагу. И, кстати, именно этим объясняется упорное сопротивление нормального детского организма. Ребенок не в состоянии высидеть и 10—15 минут, как ни урезонивай его, какие усилия он сам бы при этом ни совершал. И потому согласно своей природе он вертится, шалит, болтает ногами, дергается. Или напротив — засыпает, совсем как обездвиженная акула. Пожалуй, одним из первых Владимир Базарный научно доказал, что сегодняшние технологии проведения уроков по сути своей чудовищны, а калечащий эффект современного образования не компенсирует никакая медицина. И когда, обсуждая детское нездоровье, общество дружно ищет причины в скверном питании и грязной среде, Базарный резонно приводит примеры из истории более чем полуторавековой давности, когда об экологических бедствиях никто и слыхом не слыхивал. Уже тогда немалое количество думающих людей обращали внимание на то, что школа необратимо меняет детей. Известный факт, когда нижегородские дворяне написали коллективное обращение к государю: «Школа возвращает родителям детей, отданных в нее здоровыми, — изуродованными, кривобокими, близорукими, ни к чему не способными, ничего не знающими, преждевременно стареющими».
Не правда ли, есть, о чем призадуматься? И обратите внимание на упоминание о «преждевременно стареющих» детях. Сами собой вспоминаются жутковатые компрачикосы Виктора Гюго — те самые, что уродовали детей ради забавы публики. Увы, в наши дни подобное действо творится не ради забавы, а по причине величайшей безграмотности создателей образовательных программ.
Получается грустная вещь: в зрелом возрасте люди во многом обречены расхлебывать все те перекосы и перехлесты, что происходили с ними в детские годы. Более того, жизнь заставляет их наступать на те же грабли, принуждая играть на стороне школы, а значит — «контролировать, принуждать к учебе», превращаясь в надсмотрщиков и врагов для собственных детей! Или кто-то всерьез верит, что это добавляет кому-то из нас здоровья? Увы, страдают в равной степени и дети, и их родители. Мне рассказывали истории, когда после очередной школьной выволочки за оценки «нерадивого чада» родители возвращались домой и вызывали «Скорую помощь», поскольку подобные стрессы бесследно конечно же не проходят.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Секреты долголетия. Или учебник здоровья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других