Гипноз и регрессивная гипнотерапия. Учебное пособие

Павел Авдеев

Эта книга призвана раскрыть все секреты гипноза и стать полноценным руководством по регрессивной гипнотерапии. Из учебника вы узнаете, нужен ли гипноз в психотерапии и что делать с негипнабельными; как работает регрессия и какие наиболее эффективные методы работы с психической травмой существуют на сегодняшний день. Книга предназначена как для новичков в гипнотерапии, так и профессионалов, которые хотят обогатить свой арсенал и взглянуть на гипнотерапию по-новому.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гипноз и регрессивная гипнотерапия. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ТЕМА 3. ИНДУКЦИЯ И ГИПНОЗ

Конечно, регрессивная гипнотерапия привлекает большинство людей именно магическим словом «Гипноз». Именно на нем построено столько мистических теорий и именно ему приписывают чудодейственные свойства, которые и позволяют избавить человека от его недуга. К сожалению, многие специалисты забывают, что основную роль в исцелении играют не состояния и скрипты техник, а мастерство психотерапевта и его понимание другого человека. Так что по большому счету тот самый «гипноз» играет в регрессивной гипнотерапии лишь формальную роль и функцию привлечения клиентов (не забываем, что в любых других направлениях глубинной психотерапии также отыскивают психические травмы и делают это вполне успешно без применения какого-либо гипноза). Однако, стоит понимать, что гипноз регрессивной терапии применяется не просто так и тоже несет в себе полезные функции. Так что мы не будем изменять традиции и посвятим гипнозу отдельное место в нашей книге. В этой главе мы рассмотрим, как зарождался гипноз и через какие этапы он прошел в своем развитии. Мы поговорим о том, что такое гипноз, какие основные подходы к его изучению существуют, и чем отличается гипнабельность от внушаемости. Наконец, у вас будет возможность освоить скрипты техник гипнотизации, которые вы будете применять в рамках регрессивной гипнотерапии.

3.1. Краткая история гипноза

На самом деле мы не можем говорить о том, где гипноз берет свое начало, ведь гипнотический транс представляет из себя естественное состояние человека, а внушение является одним из базовых процессов социального взаимодействия, который используется в любой человеческой коммуникации. Однако, мы вполне можем выделить основные периоды именно научного изучения гипноза, которые сменялись, вместе с появлением новых научных взглядов и различных школ гипноза, представляющих те или иные теоретические ориентации.

Флюидизм (18 век). Открытие научного и медицинского гипноза приписывают знаменитому врачу Антону Францу Месмеру (1734—1815), который создал теоретическое течение, под названием «флюидизм». Основное положение флюидизма подразумевает, что вся вселенная, в том числе и человек, пронизана определенным магнетическим флюидом (энергией). Магнетизер способен направлять поток флюида в тело клиента, тем самым вызывая у него различные феномены, например, каталепсию. Болезнь по мнению флюидистов — это образование барьеров на пути нормального течения флюида в теле человека. Магнетизер, посылая свою энергию, разбивал данный барьер, а восстановление течения флюида сопровождалось кризом (катарсисом), после чего больной выздоравливал. Сам Месмер для этого использовал, либо долгие пассы руками, либо эффект плацебо (магнетизировал различные предметы, через которые и передавался флюид). Конечно, реальные проверки теории Месмера показали, что никакого флюида не существует, и что гипноз представляет из себя не более чем сочетание веры, воображения и ожиданий субъекта.

Интересно, что попытка найти тот самый «флюид» вполне вписывалась в научную картину тех времен и не подразумевала под собой никаких магических явлений, да и сам Месмер, по началу, представлял из себя вполне серьезного врача и исследователя. Однако, огромное количество людей, почему-то, и сейчас верят, что Месмер обладал именно магической властью

Анимизм (18—19 век). Данную школу основал последователь месмеризма Арман Пюисегюр (1751 — 1825). Он открыл состояние сомнамбулизма, различные эффекты памяти (амнезия, гипермнезия, постгипнотическая амнезия), постгипнотическое внушение, гиперестезию, двойственное сознание и многое другое. Основное положение этой школы состояло в том, что гипноз приводит к активизации в человеке как бы его вторичной сущности (положение о наличии у человека нескольких нервных систем было стандартным для того времени, так как отсутствовали серьезные методы исследования). К данной же школе можно причислить Йогана Гаснера — экзорциста, который с помощью гипноза «изгонял из людей демонов». Школа Пюисегюра, с одной стороны, внесла огромный вклад в исследование гипноза, а, с другой — породила множество мистических течений, которые так и не доказали свою правдивость (спиритизм, медиумизм, диагностика болезней в сомнамбулизме, экстрасенсорика и др.)

Занимательным фактом является то, что угасание интереса к гипнозу в 19 веке как раз и было вызвано тем, что его просто вытеснили более популярные мошеннические увлечения в стиле медиумизма и френологии (примерно тоже происходит и сейчас, когда каждый день мы видим новые «авторские» методы, а увлечение НЛП сменяется увлечением семейными расстановками и тета-хилингом)

Психологизм (19 век). Постепенно ученые начали удаляться от мистических взглядов и исследовать гипноз с позиции науки. Так появилась школа психологизма. Данная школа была представлена Джозефом Делезом (1753—1835) и аббатом Хосе Кустидио ди Фариа (1753—1816). Эти исследователи отрицали принадлежность гипноза к любым мистическим явлениям, а все феномены гипноза списывали на психологию субъекта. По мнению Делеза между пациентом и гипнотизером образуются своеобразные эмоциональные отношения, из-за которых гипнотик и подчиняется внушениям (позже в психоанализе этим отношениям дали название переноса). Фариа же утверждал, что реализация гипноза зависит от веры, желания и установок субъекта, а все феномены гипноза, лишь результат исполнения внушения. Такие взгляды были прорывом своего времени, однако, пока они не имели серьезной экспериментальной основы.

Появление научного гипноза (19—20 век). Научный гипноз берет свое начало с работ Джона Митчелла (~1840), Джона Эллиотсона (1791—1868) и более всего с работ Джеймса Брейда (1795—1860). Последний разработал физиологическую теорию гипноза, предположив, что гипноз — это лишь переходное состояние между сном и бодрствованием, возникающее на основе утомления зрения (основным методом гипнотизации для Джеймса Брейда была фиксация взгляда на чем-либо). Позже он разрабатывает теорию моноидеизма (что в переводе: «власть одной идеи»), подразумевающую, что гипноз — это не просто фиксация на каком-то внешнем объекте, но фиксация на той или иной идеи. При этом болезнь возникает, когда человек фиксируется на дезадаптивных идеях, а лечение состоит в замене их на более адаптивные (рефрейминг или первый вариант когнитивной гипнотерапии). В конце своей деятельности он предлагает теорию диссоциации, основанную на расслоение сознания в состоянии гипноза. Деятельность Джеймса Брейда породила три новые школы гипноза.

Сальпетриерская школа. В основе этой школы стояли такие деятели как Жан Шарко (1825—1893) и Пьер Жане (1859—1947). Они рассматривали гипноз как отдельное, хотя и болезненное состояние сознания, свойственное больным истерией. Гипноз подразделялся на три стадии: летаргия, каталепсия и сомнамбулизм. При углублении гипноза нарастает состояние диссоциации (вынесение отдельных элементов опыта из поля внимания за амнезийный барьер). Позже понятие диссоциации заимствовали психоаналитики, переименовав ее в «вытеснение». Жане открыл, что в травматические моменты, индивид может диссоциировать некоторый свой опыт, который закрепляется в его памяти в виде фиксированных идей или автоматизмов (непроизвольного поведения), а крайняя степень диссоциации может привести к распаду личности на несколько частей (расстройство множественной личности), т.е. диссоциированные элементы все равно присутствуют в психике человека, но функционируют безотносительно его воли. Гипноз же позволяет получить доступ к диссоциированным элементам. Таким образом Пьер Жане разрабатывает свою интегративную психотерапию, которая подразумевает поиск в памяти диссоциированных событий и интеграцию их в общий поток сознания, что обычно сопровождается катарсисом. После, он осуществлял и когнитивную реструктуризацию ситуации, например, менял картину воспоминания или определенные слова, связанные с ним.

Нансийская школа. Основателями данной школы стали Огюст Льебо (1823—1904) и Ипполит Бернгейм (1840—1919). Они отрицали существование гипноза как отдельного состояния сознания, настаивая на том, что все феномены гипноза являются результатом внушения. Они доказали, что и здоровые люди поддаются гипнозу, тем самым опровергнув положение о болезненной природе этого явления. Они же ввели в обиход суггестивную терапию, т.е. прямое внушение на устранение симптома (однако, данная терапия показывает низкую эффективность).

Отечественная школа. Исследования гипноза в нашей стране продолжили линию Джеймса Брейда. И. П. Павлов (1849—1936), также утверждал, что гипноз — это лишь переходное состояние между сном и бодрствованием, характеризующееся нарастающим торможением в коре головного мозга с сохранением отдельных островков возбуждения и с расхождением функций мозга. Гипноз характеризуется фазовыми состояниями нейронов (уравнительная и парадоксальные фазы), при которых слабые раздражители превышают по своей значимости сильные, например, слово становится более значимым раздражителем, чем реальный объект. В. Я. Данилевский показал, что состояние гипноза свойственно и животным, тем самым обосновав его «нормальность».

Современные направления в гипнозе (20—21 век). К сожалению, на сегодняшний день в нашей стране, гипноз исследуется не столь активно в то время, как за рубежом проводятся достаточно серьезные экспериментальные попытки понять данное состояние. В результате долгих споров и разногласий среди ученых было сформировано два основных подхода к гипнозу.

Социокогнитивный подход. Основали данный подход Теодор Барбер (1927) и Николас Спанос (1942 — 1994). Данный подход продолжает линию нансийской школы и базируется на положении об отсутствии отдельного гипнотического состояния. Гипноз — это лишь реализация установок, ожиданий, отношений и мотиваций субъекта, проще говоря, ролевая игра, а диссоциация — простое отвлечение внимания. Они доказали, что почти все феномены гипноза можно реализовать и без гипноза. По их мнению, физиологических подтверждений гипнозу никогда не будет найдено (у них в исследованиях достаточно много спорных моментов, к тому же возможность реализации ряда феноменов без гипноза (изменение физиологических показателей, серьезной анестезии) им так и не удалось доказать).

Теория состояния. Основатели этого подхода Эрнст Хилгард (1904 — 2001) и Дэвид Шпигель (1905) считают гипноз отдельным состоянием сознания, характеризующимся нарастающей диссоциацией. Хилгард доказал, что диссоциация — это способность здорового (а не больного, как это было у Пьера Жане) мозга. Девид Шпигель с помощью ФМРТ показал, что гипноз, как отдельное состояние сознание, характеризуется своими собственными индикаторами (т.е. мозг в гипнозе функционирует по-другому). В нашей стране к этому подходу можно отнести Леонида Гримака (1931 — 2008), Владимира Райкова (1934—2007), Владимира Рожнова (1918 — 1998). Все они не соглашались с мнением И. П. Павлова, что гипноз — это просто переход от сна к бодрствованию, наоборот, гипноз — это отдельное, функционально отличное, состояние сознания. Отдельные индикаторы гипноза были показаны Рожновым и Райковым с помощью ЭЭГ. Также проходили зарубежные исследования, где было показано, что возможна избирательная активация участков мозга за счет внушения (например, торможение областей, ответственных за восприятие объекта при внушении негативных галлюцинаций). Таким образом, природа гипноза как отдельного состояния сознания была доказана.

В итоге на сегодняшний день, наиболее актуальной представляется именно теория состояния или теория диссоциации, которая описывает гипноз как отдельное состояние сознания. Диссоциация — это вынесение из поля внимания отдельных элементов опыта с ограничением доступа к ним (например, анестезия — вынесения из области сознания чувства боли, каталепсия — вынесение из области сознания ответственности за исполнение действия («рука поднимается как бы сама собой, а не я поднимаю»), амнезия — ограничение доступа к информации). Диссоциированные элементы опыта выводятся как ба за границу — барьер сознания, такой барьер принято называть амнезийным. Предполагается, что именно амнезия лежит в основе всех остальных явлений гипноза.

От простого забывания диссоциация отличается сохранением в психике диссоциированных элементов (цифра никуда не исчезает из памяти, просто ограничивается доступ к ней). Наглядно это было продемонстрировано Пьером Жане в эксперименте с постгипнотическим внушением: такое внушение человек хочет выполнить, даже выйдя из гипноза, сам того, не желая и не осознавая причин своего поведения, т.е. в психике гипнотика присутствует внушение, содержание которого скрыто от самого субъекта, но которое имеет власть над ним.

На уровне физиологии явление диссоциации объясняется различными нейросетевыми и нейрокластерными моделями. Предполагается, что отдельные участки нашего мозга могут функционировать параллельно и изолировано друг от друга.

Надо, однако понимать, что теория состояния применима далеко не ко всем субъектам, которые будут приходить к вам на сеансы. Хорошую способность к диссоциации имеют только глубокогипнабельные субъекты — сомнамбулы. Именно на них проводятся все исследования гипноза, и именно они часто выступают участниками эстрадных гипношоу. Для большинства же ваших будущих клиентов, скорее, будет характерна социокогнитивная теория. Проще говоря, они просто будут находится в состоянии глубокого расслабления и даже выполнять некоторые ваши просьбы, просто потому что они замотивированы на их выполнение, однако, настоящим гипнозом мы вряд ли сможем это назвать.

3.2. Основные понятия гипноза

Так как теоретических подходов к пониманию гипноза достаточно много, существует и множество определений гипноза. Их рекомендуется знать, хотя бы для того, чтобы иметь возможность дать четкий ответ своему клиенту, когда он спросит вас, чем вы, собственно говоря, планируете его лечить. Вот три наиболее популярных определения гипноза.

«Гипноз — состояние повышенной внушаемости» (И. Бернгейм)

«Гипноз — состояние предельной концентрации внимания, при котором внимание стремиться к максимуму» (Д. Шпигель)

«Гипноз — это особый режим работы мозга, при котором критическая способность человека не принимается во внимание и функционирует избирательное мышление» (Д. Элман)1

Возможность погружения в гипноз определяется двумя характеристиками загипнотизированного.

Внушаемость — способность человека поддаваться внушению (сюда же относится конформизм). В большей степени зависит от приобретенных особенностей личности: установок, мотиваций, отношений. Внушаемость определяет и социальную адаптацию субъекта (способность принимать социальные нормы), поэтому часто антисоциальные личности и психотики являются негипнабельными.

Гипнабельность — способность человека достигать измененного состояния сознания/определенной глубины гипноза. В большей степени зависит от врожденных факторов, в частности, свойств нервной системы (например, Л. Гримак выделяет такое свойство как пластичность — способность быстрого переключения нервных процессов2). Также имеет значение соотношение первой (словесной) и второй (сенсорной) сигнальных систем и логического и художественного типа, для гипнабельного человека характерно большее доверие словесным раздражителям, и способность таких раздражителей вызывать мгновенный отклик в первой сигнальной системе. Люди со слабой нервной системой обычно хуже погружаются в гипноз, так как крайне велика отвлекаемость внимания, более способны к гипнозу люди с сильной нервной системой, так как они способны создавать и поддерживать очаг возбуждения в коре, связанный с внушением.

На самом деле информация, указанная здесь — это, в большей мере мнение, автора и его практические наблюдения. По факту, пока практически не существует исследований, которые бы указывали на связь гипнабельности с иными характеристиками личности. Немногие исследования показывают, что более гипнабельны люди с более высоким интеллектом. Также есть исследования, которые говорят, что более гипнабельны тревожные люди с развитой тенденцией к зависимости, однако, тревожность без зависимости коррелирует с гипнабельностью обратно пропорционально. Во множестве других исследований не было обнаружено никакой корреляции между какими-либо чертами личности и гипнабельностью, а сама по себе гипнабельность показывает себя как характеристика достаточно стабильная в течении жизни (правда, есть и противоположные исследования, которые указывают на возможность тренировки гипнабельности). В общем все говорит в пользу того, что гипнабельность является отдельной ни от чего не зависящей чертой личности. С этим утверждением, конечно же, поспорят «великие» гипнотизеры, готовые загипнотизировать «кого угодно и где угодно». Однако, можно предположить, что возможность гипнотизации любого человека (а ведь, действительно, при правильном подходе можно заставить выполнять ваши команды любого) достигается скорее, либо за счет дрессировки, социальных факторов, механического исполнения инструкций, либо, проще, за счет того, что гипнотизер сам не понимает, что такое гипноз и называет гипнозом обычное расслабление (как это, например, делают специалисты по эриксоновскому гипнозу).

Высокая гипнабельность отличается от внушаемости возможностью достичь исключительно гипнотических феноменов (трансовая логика, анестезия и др.). Высокая же внушаемость этого не позволяет: человек может поверить, что он не испытывает боли, однако, прямая проверка быстро опровергнет его убеждение.

Помимо внушаемости выделяется и обратный показатель — контрвнушаемость, т.е. степень сопротивляемости внушению. Механизм контрвнушения формируется прижизненно в процессе общего развития личности под влиянием обучения и воспитания. В исследованиях В. Н. Куликова выявлено несколько видов контрвнушаемости.

1. Ненамеренная (непроизвольная) и намеренная (произвольная) контрвнушаемость. Первая предполагает автоматическую активацию бессознательных сомнений, которые присутствуют у нас при общении с другим человеком. Намеренная контрвнушаемость действует на осознаваемом уровне психики в соответствии с целями и намерениями субъекта.

2. Индивидуальная и групповая контрвнушаемость. Первая обусловливается характерологическими и возрастными особенностями личности, ее жизненным опытом и сформированными установками. Под групповой контрвнушаемостью имеется в виду противодействие внушению со стороны группы. В последнем случае наблюдается обычный эффект конформизма, при котором сомнения даже одного человека в ваших командах может побудить и всех остальных отказаться от их выполнения.

3. Общая и специальная контрвнушаемость. Первая основывается на общей критичности субъекта по отношению к внешним информационным влияниям. Она отличается широким диапазоном проявлений, но, как правило, небольшой силой. Специальная контрвнушаемость имеет более узкую сферу действия, вплоть до установки на одного суггестора или на конкретную информацию внушающего характера, и в этом случае бывает резко выраженной.

Б. Ф. Поршнев считал, что контрвнушаемость тождественна недоверию. Чем выше уровень развития общества, тем критичнее относится субъект к силам, автоматически увлекающим его на путь навязываемых действий или переживаний.

3.3. Стадии и феномены гипноза

Как мы уже сказали, гипнотиков можно поделить на два типа: сомнамбулы и все остальные. Однако, по факту, в научной среде используются намного более широкие классификации стадий гипноза (в некоторых из них, насчитывается в районе 50 стадий). Чаще всего, все же используются более простые варианты с тремя стадиями гипноза: расслабление, каталепсия и амнезия (сомнамбулизм). Свои названия данные стадии получили в честь феноменов, которые мы можем наблюдать, если человек погрузился на данную стадию. Так, например, на средней стадии гипноза мы можем наблюдать, так называемую каталепсию, в виде замирания конечности по команде, левитации конечности (автоматического движения), утраты голоса при внушении. На глубокой стадии, мы можем наблюдать забывание чисел по команде или даже галлюцинации. Хотя обычно галлюцинации — это уже более глубокая стадия чем амнезия.

Надо понимать, что несмотря на наличие огромного числа классификаций, вряд ли их можно назвать объективными, ведь люди совершенно по-разному могут реагировать на разные внушения. Например, гипнотик вполне может среагировать каталепсией одной руки, но другая рука не будет поддаваться вашему внушению и как тогда определить на какой стадии он находится? Иногда гипнотики могут проскакивать стадии, например, забывать числа или имя, но не впадать в каталепсию. Хотя такое происходит достаточно редко, и в большинстве своём реакции людей все же соответствуют общепринятым классификациям (маловероятно, что можно, например, достигнуть амнезии, не достигнув каталепсии), подобные нюансы следует учитывать при гипнотизации.

Также следует понять основную идею: глубину гипнотического транса мы оцениваем по совокупности гипнотических феноменов, которые демонстрирует нам субъект. И, кстати, простое расслабление или удерживание руки в удобном положении (например, согнутой в локте), как об этом говорят в эриксоновском гипнозе, никакого отношения к гипнозу не имеют. Так что, при оценке глубины, мы руководствуемся именно гипнотическими феноменами, не рассматривая расслабление в качестве показателя гипноза (хотя и расслабления для терапии вполне достаточно, но об этом мы поговорим чуть позже).

Гипнотические феномены — это явления, которые проявляются в гипнозе спонтанно или путем внушения и которые редко встречаются в состоянии бодрствования. Различные феномены проявляются на разных стадиях гипноза. Гипнотические феномены обычно считаются четким показателем наличия гипноза, однако, реальные исследования показали, что те же феномены вполне встречаются и в состоянии бодрствования, или же их возможно добиться и без гипноза, просто в гипнозе они встречаются чаще. Поэтому относить тот или иной феномен к гипнотическим или инет — это, лишь вопрос подхода.

Среди феноменов, причисляемых к гипнотическим, можно выделить следующие

Диссоциация и автоматизм — это явление, при котором, индивидом его собственные действия воспринимаются как автоматические, т.е. он наблюдает их как будто со стороны. Например, когда вы внушаете гипнотику левитации руки, ему кажется, что рука поднимается сама собой, хотя, все же, руку поднимает он сам.

Повышенная внушаемость — гипноз характеризуется повышенной внушаемостью человека, т.е. он склонен принимать вашу речь на веру в намного большей степени чем в обычном состоянии.

Внушенные воспоминания — способность создавать воспоминания под влиянием внушения. Именно за внушенные воспоминания, чаще всего, и критикуют регрессивную гипнотерапию, так как многие специалисты намерено и с помощью намеков подводят клиента к воспоминанию «необходимой» им ситуации и из прошлого.

Невербальные внушения — человек следует нашим действиям просто догадываясь об их значении. Этот эффект используется в тестах на падение, когда гипнотизер делает пассы руками, таким образом, изображая, что тянет на себя гипнотика невидимыми нитями, а гипнотик под влиянием идеомоторного эффекта и собственной веры действительно падает.

Внушение через подражание — человек выполняет внушение, подражая действиям гипнотизера. Этот феномен наблюдается достаточно редко и, чаще, его можно списать на то, что гипнотик все же догадывается, что мы хотим от него повторения нашего действия. Типичная демонстрация этого эффекта выглядит так: гипнотизер встает на против гипнотика и, ничего не говоря, начинает потихоньку поднимать одну из рук, а гипнотик в какой-то момент делает тоже самое.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Гипноз и регрессивная гипнотерапия. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Элман Д. Гипнотерапия. — М.: Психотерапия, 2014. — 313 с.

2

Гримак Л. П. Тайны гипноза. Современный взгляд. — СПб: Питер. 2004 — 304 с.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я