Книга «Превращая жизнь в шедевр» предназначена для человека, задумывающегося над упорядочением собственной жизни, или строящего карьеру в избранной им профессиональной сфере. Содержит примеры упорного труда выдающихся личностей в различных обстоятельствах при движении к поставленной цели. Уделяется большое внимание умению выделить главное в жизни, необходимости постоянно заниматься самообразованием, развивать свой интеллект для достижения успеха. Будет полезной для широкого круга читателей, интересующихся проблемой развития своих способностей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Превращая жизнь в шедевр предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4
Триумф общих свойств
Как-то Рескин* шел по узким улочкам Лондона с другом, который постоянно жаловался на сажу и грязь. «Но, на самом деле, — сказал с улыбкой, прославленный сатирик, мы идем мимо бриллиантов, сапфиров и опалов». Его друг удивленно посмотрел и Рескин продолжил: «Эта сажа, знаете ли, дальняя родственница бриллианта, а эта глина, этот песок — тем изделиям, которые мы называем ювелирными. Действительно, нет ничего однозначного или неясного в нашем мире, мой юный друг, и то, что мы называем «обыденностью», часто имеет большую ценность, когда у нас есть терпение или воля для того, чтобы приложить усилия и обнаружить ее».
Если бы мы только видели связь общепринятых понятий жизни, так называемых общих черт характера, с идеалами Божественного разума, который планировал общее, как и Рескин, то разглядели бы алмаз в саже. Как это преобразило бы и возвеличило нашу жизнь! Это расшевелило бы самых медлительных. Это вложило бы душу в самых несчастных. Раскрыло бы простому рабочему возможность осуществления множества открытий для современного человечества, непреодолимо побуждало бы идти вперед к достижению своей цели.
Ученые говорят нам, что причина того, что тайны природы так долго были скрыты от мира, состоит в том, что наши методы рассуждения недостаточно просты. Исследователи ищут необычные явления в чем-то сложном, а принципы секретов природы настолько просты, что люди не замечают их.
Счастье и успех, к которым стремятся в жизни все нормальные люди, никогда не сопутствуют многим мужчинам и женщинам, которые думают, что методы, с помощью которых они достигаются, очень трудны и сложны.
* Прим. ред. Джон Рескин (также Раскин, англ. John Ruskin; 8 февраля 1819, Лондон — 20 января 1900, Брентвуд) — английский писатель, художник, теоретик искусства, литературный критик и поэт; член Арундельского общества. Оказал большое влияние на развитие искусствознания и эстетики второй половины XIX — начала XX века.
Такие мужчины и женщины убеждены, что эти методы предназначены только для тех, кто родился среди счастливцев, состоятельных людей, или для тех, кто от природы наделен даром гения, руководящими способностями или особыми талантами.
Как мало из нас тех, кто понимает, что настоящий успех, достичь которого может каждый, не определяется поступлением на престижную работу, не состоит в том, чтобы быть богатым, знаменитым или могущественным; что настоящий успех увенчает всех, кто честно, искренне делает все, что от него зависит, и живет повседневной, простой жизнью с обычными повседневными обязанностями. Это — выполнение общих домашних дел, наиболее полная реализация собственных способностей, завершение начатого, абсолютная честность в каждой сделке, верность в дружбе, готовность помочь, позитивное отношение ко всем людям, стремление быть благородным человеком, оставаться верным нашим наивысшим идеалам. Соблюдая именно эти правила, мы достигаем успеха в жизни.
Если бы человек смог заранее получить хорошее представление о своих скрытых возможностях, а затем применять их на благо цивилизации, то в следующие тысячелетия мы входили бы с гигантскими успехами.
У многих создается впечатление, что успех состоит в совершении необыкновенных вещей, что сам человек должен родиться гением, чтобы делать такие вещи, иначе, он не способен на это. Молодой ум создает ореол вокруг успешной личности, наделяет ее сверхчеловеческими свойствами, которыми простые смертные не обладают. Почти невозможно убедить среднестатистического молодого человека в том, что его герой — не сверхчеловек, не подобие полубога, наделенного сверхъестественными способностями, выходящими далеко за пределы его собственных возможностей, и поэтому было бы бесполезно пытаться подражать ему.
Как часто, пытаясь пробудить устремления у молодых людей, я встречал возражения: «О, но я не гений, у меня простые способности, как у всех», или: «Если бы я был таким гением, как Уонамейкер, Розенфельд или Линкольн, я бы чего-нибудь добился. Но я всего лишь обычный мальчик, и не очень быстро учусь. У меня есть только обычное образование, и я никогда не займу первого места в мире». На самом деле, большинство из тех, кто совершил то, что благословило человечество, не были в числе гениев. Джордж Стивенсон, например, не был гением, и даже в двадцать лет не умел ни читать, ни писать, но старый мост, расположенный в городе Ньюкасл, является памятником его простым способностям с незаурядным применением.
Джон Гарвард не был многообещающим молодым человеком, но Гарвардский университет, им основанный, был и остается одним из великих творений американской цивилизации.
Староста класса школы в штате Огайо, в которой Гранту не посчастливилось стать отличником, возглавлял ферму в сорок акров, расположенную недалеко от той же самой школы, в то время, когда Грант возглавлял Белый дом. Вот, кто давал оценку достижениям «тупиц» и «болванов»!
Доктор Чалмерс, великий шотландский богослов, был однажды исключен из школы святого Андрея за свою глупость, хотя, позже он стал необычайно способным математиком.
Другой великий проповедник, Генри Уорд Бичер, в юности в своем классе считался неуспевающим учеником. «Генри Уорду, — говорит миссис Стоу, его знаменитая сестра, не светит блестящее будущее, — так пророчили некоторые друзья. По своему умственному и физическому развитию в раннем отрочестве он выглядел, как неполноценный. Ему не хватало вербальной памяти — недостаток, который сопровождал его всю жизнь. Он был чрезмерно чувствителен к похвалам и критике, крайне неуверен в себе и обладал сильными устремлениями, неразвитыми эмоциями, которых он не мог понять, и выразить. Этот застенчивый, удивляющийся мальчишка семенил босиком к маленькой, неокрашенной школе и обратно с полосатым полотенцем или в переднике в черную клетку с каймой в перерывах между уроками чистописания и чтения».
Незадолго до своей кончины, профессор Гарвардского университета Вильям Джеймс написал выдающуюся журнальную статью, суть которой заключалась в том, люди должны в большей степени использовать тот запас энергии, которым на самом деле обладают. Они должны отказаться от «привычки к неполноценности». Статья стала широко распространенной, это говорит о том, что люди ожидали послания, которое она принесла, послания надежды, демократии, призыва к среднему мужчине и женщине начать расти духовно. Возможность сделать это находится рядом с теми, кто готов за нее ухватиться, кто стремится вырваться из болота неполноценности, — так было воспринято это вдохновляющее послание.
Подавляющее большинство людей, которые принесли значительную пользу миру, были не гениями, а мужчинами и женщинами, которые развили свои средние способности и реализовали свои обычные таланты в полном объеме. Большое заблуждение в понимании способностей «гения» состоит в том, что их часто сравнивают с какими-то побеждающими пристрастиями, которые выражаются в отсутствии здравого смысла, логичного суждения, инициативы. Другими словами, блистательная «гениальность» часто является результатом одностороннего развития, чрезмерного использования одной или нескольких способностей, которое, неизбежно сопровождается недоразвитостью или полным отсутствием чего-то другого.
Карлейля называли гением за «безграничную способность переносить страдания». Проблема для многих из нас заключается в том, что мы не желаем прилагать какие-либо усилия. Мы слишком ленивы, чтобы взяться за трудную работу. Мы не хотим подвергать себя серьезной тренировке, развивающей навыки, необходимые в нашей жизни, по примеру величайших личностей. Они использовали все то, что было заложено в них, делая все, что было в их силах для служения человечеству, тем самым развивая в себе характеры, которые вдохновляют последующие поколения. Мы ожидаем, что нас кто-то подтолкнет, избавит нас от всего этого труда саморазвития. Но, время от времени, самые решительные юноши и девушки берутся за настоящую тяжелую работу по упорному развитию своих навыков, чтобы достичь полноценного успеха, который соизмерим не с суммой банковского счета или высокой должностью, а с силой характера, степенью саморазвития и величиной пользы, приносимой обществу.
Истина состоит в том, что «человек может сделать то, что смог сделать человек» — если он готов за это заплатить. Это самая обнадеживающая истина, и ей могут быть поражены молодые умы. Люди больших достижений не должны возноситься на пьедесталы и им не следует поклоняться как исключениям из большинства средних людей.
Успех, которого может достичь обычный человек, составляется из очень распространенных элементов. Он представляет собой общую сумму реализованных обычных качеств и талантов — здравого суждения, ясной цели, упорного трудолюбия.
Если мы проанализируем успех большинства людей, то обнаружим, что он является плодом необыкновенного применения тех обычных качеств, которыми в большей или меньшей степени обладают уравновешенные люди, а также, логичного суждения, здравого смысла ко всем делам жизни.
Писатель, недавно проанализировавший характер и карьеру Теодора Рузвельта, утверждает, что его способности ничем не отличаются от средних, что он, при его разносторонних и необычайных достижениях, сделан из самого простого и обычного материала и является наглядным уроком того, кем среднестатистический человек может стать или что может совершить при наличии очень сильного желания.
Автор критически подметил, что во время учебы в Гарвардском университете, у молодого Рузвельта не было существенных достижений ни в учебе, ни в спорте. Он никогда не был хорошим стрелком, признавая, что у него плохое зрение и «не твердая рука». И все же, благодаря своей практике и настойчивости, он выиграл все игры. С задачами реформатора, продолжает он, мистер Рузвельт вполне справлялся, хотя его сердце никогда не пылало огнем Савонаролы или Венделла Филипса. Он был доблестным солдатом, но не стал военным гением. Писатель подводит итог, говоря о том, что Теодор Рузвельт был примером того, как исключительный интерес может быть источником вдохновения, благодаря которому могут реализоваться обычные способности, если их постоянно и неустанно развивать, с полной отдачей выполняя работу, ближайшую к нашим рукам.
Бывший президент Рузвельт сам однажды дал мудрый ответ человеку, восхищавшемуся его успешной карьерой: «Мне всегда казалось, что в жизни есть два пути, достижения успеха, или, если на то пошло, достижения того, что обычно называют величием. Первый — это делать то, что может сделать только человек исключительных и необыкновенных способностей, — и это, конечно, означает, что такое может сделать только один человек, это очень редкий вид успеха или величия. Другой — это делать то, что могли бы сделать многие люди, но очень немногие из них на самом деле делают. Это обычный вид величия». Полковник Рузвельт говорит о самом себе: «Я — не гений. То, о чем я говорю, не ново, но принципы могут быть верными и не верными». Он всегда выступал за развитие простых, обычных качеств: общей честности, здравого смысла, правдивости, верности, основательности, справедливости, целеустремленности, доверительных отношений. Действительно, в истории Америки слова немногих людей имели больший вес или получили более широкий и быстрый отклик.
Полковник Рузвельт является отличной иллюстрацией великолепной возможности широкого развития обычных способностей и необычайного их применения.
Линкольн, перед тем, как поехать в Нью-Йорк, чтобы выступить со своей знаменитой речью в колледже Купер Юнион, был очень обеспокоен мыслью о том, что будет сильно смущен присутствием большого количества людей, о которых много говорили, как об общественных деятелях. Он путешествовал, но очень мало, и как многие молодые люди, преувеличивал значимость и важность этих людей, которые были на виду у общества. Но после его возвращения размеры этих великанов, которые были огромными в его воображении, значительно уменьшились. Он обнаружил, что может свободно находиться в обществе людей, намного более великих, чем он сам.
На самом деле, личности, оказывающие влияние на события мирового масштаба, всегда значительно переоцениваются другими, особенно молодыми людьми, слишком восхищающимися теми, кто совершил то, что они никогда не пытались сделать.
На протяжении двух последних поколений у большинства американских юношей Линкольн пользуется, возможно, большей популярностью, чем другие герои Америки. Многие видят в нем гения, удивительного человека, достигшего совершенства и божественной цели. Однако, если мы изучим его характер, то обнаружим, что он обладает самыми скромными чертами, самыми обыкновенными, но сильными качествами. Но эти же качества присущи тем мальчикам и девочкам из беднейших слоев населения, которые смотрят на него как на полубога. Его замечательная карьера и великолепные достижения олицетворяют победу над посредственностью, сосредоточенную, упорную работу по развитию таланта и способностей, которыми он обладал, до самой высокой своей мощи.
Анализируя величие Линкольна, я уверен в том, что, многие молодые люди хотели бы обнаружить у него блестящие организаторские способности, стоящие в одном ряду с гениальностью, но на самом деле его величайшими качествами были трудолюбие, основательность, бескорыстность поступков, простая душевная доброта, целеустремленность, ясность мысли, упорство, справедливость и отвага, самосовершенствование, вдохновение, сильное стремление к полноценности жизни. Эти качества были отличительными чертами его характера, и их могут выработать у себя все мальчики и девочки из беднейших слоев населения.
Именно его целеустремленность и использование всех простых свойств, составляющих его характер, приподняли его над среднестатистическим человеком и сделали его значимой фигурой в истории. Он не искал славы, он не боролся за власть. Его цель с самого начала заключалась в том, чтобы с максимальной пользой использовать прежде всего самого себя. Он хотел что-то знать, кем-то быть, поднять свою голову над своим униженным окружением, и что-нибудь сделать для мира. Его наивысшее стремление состояло в том, чтобы творить добро, быть великим человеком по образцу Иисуса Христа, Сына Божьего.
Эдвин А. Эбби, великий художник, был замечательным примером неутомимого трудолюбия и добросовестности, а не гениальности. Эбби не был высшим мастером в своем искусстве, но всегда изо всех сил старался отразить свои идеалы на холсте и ценил свои художественные способности выше, чем любое денежное вознаграждение. Когда в своем раннем творчестве он черно-белые иллюстрации для братьев Харперов, его друзья сказали, он мог бы добиться большего, не прилагая столько усилий ко всему, что делает. Но он не был способен делать свою работу плохо. Он никогда не работал хуже, чем мог, и часто переделывал картинами, которые не соответствовали его идеалу того, каким должно быть его произведение. Его чистая репутация и совесть не позволяли ему продавать картину, которая не представляла собой лучшего из того, на что он был способен. Мистер Эбби оставил имя, которое будет лирическим, но его слава во многом является результатом тяжелой работы. Его замечательный успех был обусловлен торжеством обычных качеств при их развитии до наивысших возможностей.
Большинство из нас не хотят быть честными по отношению к себе. Мы ищем короткие пути. Мы пытаемся скользить к успеху по накатанной лыжне, срезать углы, облегчить трудный путь. Мы хотим достичь цели, но при этом ехать на заднем сиденье автомобиля. Когда мы не можем этого сделать, то виним судьбу или трудные обстоятельства, связанные с «привычкой к неполноценности». Вместо того чтобы энергично взяться за трудную работу и проявить упорное старание, мы тратим свое время, ожидая какую-то неопределенную, загадочную силу, которая помогла бы нам сделать то, что мы хотим, в то время, как пренебрегаем реализацией тех самых своих больших задатков, которые позволили бы нам достичь нашей цели. Мы опускаем руки. Мы не используем наш разум, наш здравый смысл, не представляем, что тот, которому везет — не небесный ракетный двигатель, а упрямый, усидчивый, среднестатистический мужчина или женщина, который никогда не скажет: «Да ну его!».
Кажется невероятным, но столь большая часть человечества находится в заблуждении, считая, что какая-то таинственная сила, удача, состояние, которое достанется по наследству, или помощь какого-то внешнего источника необходимы, чтобы преуспеть в своих делах, в то время, когда есть блестяще примеры как раз, обратного.
Даниел Уэбстер, например, в детстве не обладал примечательными чертами характера.
Его направили в Академию Филипса в Эксетере. Через некоторое время обучения, его, идущего с плачем домой, встретил сосед и спросил о причине. Даниел сказал, что отчаялся в учебе, что мальчики смеются над ним, как над болтающимся под ногами у класса, и он решил сдаться и отправиться домой. Друг посоветовал ему вернуться, попробовать еще раз и проявить упорство в учебе. Он вернулся, решительно занялся освоением учебных предметов, стремясь к победе, которая затем заставила замолчать тех, кто высмеивал его, когда он стал старостой класса.
Тем не менее, каждый раз я получаю письма от молодых людей, которые считают, что если бы точно знали, что имеют способности Уэбстера, то они направили всю свою энергию на учебу, посвятили бы всю жизнь работе по его примеру. Или, если бы они обладали изобретательностью Эдисона, или умением такого короля торговли, как Джон Уонамейкер, то они работали бы с энтузиазмом и рвением, силой и сосредоточенностью. Они были бы готовы пойти на любые жертвы, чтобы преодолеть любые трудности для достижения того, что эти люди достигли. Но они чувствуют, что им недостает чудесных способностей, огромного таланта, короче говоря, гениальности, которая сделает из них лидеров в различных областях.
Большинство из нас настолько ослеплено, что мы не воспринимаем реальность. Мы переоцениваем чужие достижения.
Но, если бы молодые мужчины и женщины вместо того чтобы слишком непрестанно следить за теми, кто продвинулся немного дальше в мире, чем они, развивали бы собственные способности, то они бы очень удивились, выяснив, что их способности даже немного превосходят способности тех людей, на кого они привыкли смотреть с таким благоговением и восхищением.
Я не сомневаюсь, что среди служащих Маршалла Филда или Джона Уонамейкера сегодня имеются люди с относительно простыми способностями, которые могут раскрыть и практически применить их, чтобы быть владельцами собственных успешных компаний вместо того чтобы из года в год усидчиво работать по найму. Многие люди, занимающие самые низкие должности, имеющие достаточные таланты для того, чтобы подняться из «низов» и сделать карьеру, или не верят в себя, или не хотят пойти на жертвы для достижения своих целей.
С другой стороны, слишком многие напряженно сражаются за лучшие обстоятельства жизни, слишком многие борются за так называемый успех, который означает простое накопление денег или достижение известности. Как часто мы встречаем людей в сельской местности, топчущих ромашки, красивые фиалки и другие прекрасные дикие цветы, при попытке достать яркие цветы с ветки высокого дерева, которые, пожалуй, не сравнятся по красоте, изысканности и привлекательности с теми, которые они сокрушают своими ногами, пытаясь достать их. Точно так же, многие люди не придают значения развитию своих естественных навыков, направляя усилия на достижение какой-то уникальной и необычайной цели. И, таким образом, они легко теряют счастье и успех, находясь близко к ним.
Я знаком с человеком, имя или лицо которого никогда не значилось в газетах страны. Он не слишком известен за пределами своего небольшого городка, обеспечивает семью благодаря ежедневной работе, и это является его настоящим успехом. Хотя его заработная плата — небольшая, он не только содержит благоустроенный дом для своей жены и детей, но и каждый год откладывать небольшую сумму денег, чтобы порадовать тех, о ком он думает больше, чем о богатстве или славе. Он гордится тем, что его дети сами зарабатывают себе на жизнь, считаются экономными, трудолюбивыми и добрыми гражданами. Он вдохновляет их мыслью, о том, что самые лучшие инвестиции, которые они могут когда-либо сделать — это вложения в самих себя, в самосовершенствование, имеющее целью стать полезными членами общества. Он хочет от них не того, чтобы они стали богатыми или знаменитыми, а того, чтобы они жили просто и честно, выполняли бы свои обязанности; чтобы они были всегда смелыми и отважными перед лицом правды, правого дела и справедливости и никогда не уклонялись бы от работы на благо мира.
Этот человек выполняет трудную работу, но он счастлив, делая свое дело, и ему доставляет большое удовольствие прийти после сделанной работы домой к жене и детям, и насладиться своим небольшим, но великолепным собранием книг, которые для него — дороже золота. Его высоко ценят в обществе, его мнение имеет большой вес для всех, кто знает его как абсолютно честного и справедливого во всех делах — личных и общественных. Его уважают окружающие люди, так как он всегда готов протянуть руку помощи, всегда добр и внимателен к другим. Он никогда не распространяет сплетни и не критикует соседей. Словом, он — человечный человек, всегда верен самому себе, и всегда говорит и делает все открыто и честно. Если он не имеет успеха, тогда это слово ничего не значит.
Нет такого общества, где бы не было людей такого склада. То, что они заслужили большого уважения окружающих, иллюстрирует их простой пример: прежде всего, нужно добиться самого лучшего именно в своей жизни.
Говоря о своих успехах как атлета и спортсмена, мистер Рузвельт однажды упомянул: «Любой сильный, здоровый человек, по крайней мере, не спортсмен, мог бы вести такую жизнь, как моя — я развивал необходимую работоспособность, здравомыслие и дальновидность — ничего сверхъестественного здесь нет».
Делайте тот выбор, который подходит вам. Развивайте свои обычные навыки, и со временем вы достигните желаемого результата. Проблема в том, что мы слишком стараемся сделать какое-то сверхъестественное усилие, вместо того чтобы опираться на, казалось бы, обычные свойства характера, способствующие всестороннему успеху в жизни.
Прилагая значительные силы в попытке совершить что-то грандиозное и невероятное, мы часто переоцениваем наши возможности и упускаем важность небольших достижений, которые в сумме сделали бы нашу жизнь великой. И после этой напряженной борьбы за грандиозные, сверкающие достижения, ко всеобщему разочарованию, мы в результате обнаруживаем, сколь многое упустили при движении вверх, какую красоту, очарование и настоящий успех потеряли в борьбе за ложные цели! В конечном итоге, не является секретом, что величайшие из всех успехов достигнуты благородными личностями. Они достигнуты в тишине, без шума или излишних усилий, благодаря естественным, наиболее распространенным повседневным качествам.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Превращая жизнь в шедевр предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других